Количество авто на семью в россии
Сколько автомобилей в российских семьях?
Автомобильный парк в нашей стране растет с каждым годом, что неизбежно приводит к росту автомобилизации населения. Так, уже на 1000 россиян приходится 293 легковых машины, хотя десять лет назад этот показатель составлял 220 единиц.
Означает ли это, что мы становимся богаче? Отчасти, да. Но только данный процесс затрагивает далеко не всех. Потому что материальные блага имеют одну важную особенность – они распределяются неравномерно. Это касается и автомобилей: у кого-то он только один, а у некоторых их может быть несколько.
Учитывая это, специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» и издательства «За рулем» решили выяснить, сколько автомобилей в российских семьях. С 18 по 20 мая 2018 года мы провели по этой теме совместный онлайн-опрос, в котором приняло участие более 3900 респондентов.
Как показывают результаты опроса, чуть более половины (51,8%) российских семей не имеют автомобиля. При этом в каждой третьей (30%) семье есть машина, а в каждой седьмой (14,7%) их даже две. В нашей стране встречаются и более обеспеченные семьи – те, в которых несколько автомобилей. Но их доля значительно ниже: обладателями трех машин являются 2,3% российских семей, четырех и более – 1,2%.
Комментирует руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов:
— Хотя автомобилей в стране становится больше, говорить о том, что благосостояние россиян растет, пока не приходится. По крайней мере, этот процесс проходит мимо значительной части наших граждан.
Сразу оговоримся, что в проведенном опросе мы рассматривали только семейные пары или людей, проживающих вместе. Все-таки приоритет в потребностях у семей и одиноких людей зачастую отличается. Если для одних важнее, к примеру, покупка недвижимости или улучшение жилищных условий, то для других обладание автомобилем нередко является первостепенной целью.
Сегодня налицо такая тенденция, что у нас в стране растет доля семей, которые вообще не имеют автомобиля. Если несколько лет назад таковых было 49%, то теперь уже почти 52%. Также снижается доля семей с одной машиной (с 35% до 30%), но при этом растет она у тех, кто имеет два и более автомобиля (с 16% до 18%). Иными словами, процесс расслоения общества продолжается.
Конечно, на это не мог не повлиять кризис, когда простым людям становится вовсе не до покупки автомобиля. Но с другой стороны, в нынешнем состоянии российской экономики данная ситуация может только усугубиться. Реальные доходы населения не растут, а у кого-то даже и падают, цены на автомобили продолжают ползти вверх…
Вряд ли, в таких условиях следует рассчитывать на то, что все больше семей в стране будут стремиться обзавестись собственным автомобилем. Скорее наоборот. Поэтому в ближайшие годы, вероятно, сохранится тенденция, при которой доля российских семей, не имеющих машины, будет только расти.
В России стало меньше семей с автомобилем
В России уменьшилось количество частных автовладельцев. С 2019 года семей, в которых есть хотя бы один автомобиль, стало меньше на 5 п. п. Показатель упал до 62%. Отмечается, что самые высокие показатели за последние семь лет были в 2018 и 2019 годах — тогда одна или несколько машин в семье были у 67% респондентов. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса ВЦИОМа.
Как сообщила «Газета.ru», автомобильный рынок России ожидает смена модели потребления и структурная перестройка.
Данные аналогичных опросов за прошедшие восемь лет говорят о том, что автомобилизация в стране резко выросла между 2015 и 2018 годами.
Издание заметило, что процент тех, кто пользуется сразу несколькими машинами, выше всего в Москве и Санкт-Петербурге (16% опрошенных), а также в населённых пунктах менее чем с 100 000 жителей (17%), где не так развит общественный транспорт.
При этом жители крупных городов могут позволить себе не иметь машины, а передвигаться на общественном транспорте, такси или каршеринге: почти половина респондентов из городов-миллионников признались, что у них нет автомобиля.
Специалисты подчеркнули, что за последние два года снизилось количество автомобилистов, которые ездят каждый день. В 2019 году 70% водителей заявили, что ездят на машине ежедневно, сейчас их число упало до 63%. Несколько раз в неделю за руль садятся 26% россиян.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов рассказал, что каких-то негативных последствий для автопрома ждать не стоит. «Развивается каршеринг, такси, возможность взять попутчиков при поездке на дальние расстояния. Возможно, эффект снижения дал и прошлый пандемийный год», — пояснил Беспалов.
Впрочем, по данным аналитического агентства «Автостат», обеспеченность легковыми машинами в России растёт: на 1000 жителей страны по состоянию на январь 2021 года пришлось 313 легковых автомобилей. В 2018-м показатель составлял 293, в 2015-м — 284.
Беспалов пояснил, что интенсивность использования машин в такси и каршеринге гораздо выше, чем при личном владении, поэтому они быстрее изнашиваются и выходят из оборота.
«Скорее идёт определённая структурная перестройка рынка. Но с точки зрения автопрома потребность в автомобилях ещё будет сохраняться достаточно долгое время», — добавил Беспалов.
Ранее «Секрет» писал, что с 1 сентября девять производителей автомобилей увеличили цены в России. Массовое подорожание машин осенью из-за дефицита и проблем с поставками ранее предсказывали представители крупных дилерских сетей.
Россия автомобильная: сколько легковых машин приходится на тысячу жителей?
12 июня, в День России, эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» решили привести цифры, свидетельствующие об уровне обеспеченности автомобилями в нашей стране.
Так, по данным агентства, на 1 января 2020 года на тысячу жителей РФ приходилось 308 легковых автомобилей. При этом в 5 из 8 федеральных округов данный показатель оказался даже выше.
Так, наибольшая обеспеченность автомобилями наблюдается в Северо-Западном ФО – 326 единиц на 1000 человек. Чуть ниже она в Уральском (323 шт.) и Центральном (322 шт.) федеральных округах. На Юге и Дальнем Востоке на тысячу жителей приходится 317 и 314 машин соответственно, что тоже превышает общероссийский уровень.
В Поволжье (304 шт.) и Сибири (298 шт.) этот показатель ниже. А самая низкая обеспеченность легковыми автомобилями зафиксирована на Северном Кавказе – 225 штук на 1000 человек.
Что касается крупнейших мегаполисов страны (Москва и Санкт-Петербург), то здесь ситуация тоже заметно отличается. Если в столице (290 шт.) обеспеченность автомобилями ниже, чем в целом по РФ, то в Питере (322 шт.) она выше.
Быстро узнать актуальную стоимость автомобиля на рынке – с помощью калькулятора «Оценка авто».
В России снизилось число владельцев личных машин
За прошедшие два года количество семей, в которых есть хотя бы один автомобиль, пошло на убыль, свидетельствуют данные социологического опроса ВЦИОМ. В 2021 году автомобилистами назвали себя 62% опрошенных (минус 5%). Максимальным за последние семь лет этот показатель был в 2018 и 2019 годах – тогда в наличии одной или нескольких машин в семье признались в общей сложности 67% респондентов.
Данные аналогичных опросов за прошедшие 8 лет свидетельствуют, что значительный скачок автомобилизации в стране произошел между 2015 и 2018 годами.
Если шесть лет назад в наличии одной или нескольких машин в семье признались в общей сложности 48% опрошенных, то за последующие три года число таких увеличилось до максимума, после которого началось снижение.
В тот же период резко увеличилось и число семей, располагающих несколькими машинами: в 2015 году таких было всего 6%, а в 2018-м – уже 17%. Однако тренд на снижение количества людей, владеющих собственными машинами, затронул и эту категорию граждан: в 2021 году число автовладельцев, имеющих несколько машин на семью составило 15%.
Процент тех, кто пользуется сразу несколькими машинами, наиболее высок в обеспеченных Москве и Санкт-Петербурге (16% опрошенных), а также в населенных пунктах с населением численностью менее 100 тыс. человек (17%), где не так развит общественный транспорт.
Вместе с тем, жители крупных городов могут позволить себе вовсе не иметь машины, передвигаясь на общественном транспорте, такси или каршеринге: почти половина респондентов из городов-миллионников признались, что у них нет машины.
Москва и Санкт-Петербург на этом фоне демонстрируют среднероссийские цифры (38%),
а менее всего «неавтомобилизированных» граждан обнаружилось в малых городах и селах.
Еще сильнее, чем уровень автомобилизации, уменьшилось за последние два года и число тех автомобилистов, кто ездит каждый день: в 2019 году о максимально интенсивном ритме пользования машиной заявили 70% водителей, сейчас их число упало до 63%.
Совсем отказываться от машин, впрочем, россияне не спешат: на 5 процентных пунктов, до 26% выросла доля тех, кто садится за руль по крайней мере несколько раз в неделю.
Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения количества частных автовладельцев в России, по объективным показателям обеспеченность легковыми машинами в России за последние годы продолжала расти. По данным аналитического агентства «Автостат»,
на тысячу жителей нашей страны по состоянию на январь этого года приходилось 313 легковых автомобилей. В 2018-м данный показатель составлял 293 машины, в 2015-м – 284.
Наряду с приобретением машин в собственность появляются и новые формы использования автомобиля, отчасти процесс снижения числа автовладельцев связан с этими факторами, полагает аналитик «ВТБ Капитала» по автопрому Владимир Беспалов.
«Развивается, каршеринг, такси, возможность взять попутчиков при поездке на дальние расстояния. Возможно, эффект снижения дал и прошлый пандемийный год, — говорит Беспалов «Газете.Ru», — Однако я не думаю, что мы входим в глобальный тренд, когда будет сильно сокращаться владение автомобилем и это приведет к каким-то негативным последствием для автопрома».
Интенсивность использования машин в такси и каршеринге гораздо выше, чем при личном владении, добавляет эксперт, поэтому они быстрее изнашиваются и выбывают из оборота.
«Скорее идет определенная структурная перестройка рынка. Но с точки зрения автопрома потребность в автомобилях еще будет сохраняться достаточно долгое время»,
Автомобилизация населения в России вдвое ниже, чем в Европе, и в краткосрочной перспективе объемы рынка новых автомобилей останутся примерно на нынешнем уровне, а в среднесрочной перспективе могут вырасти до 2,1-2,2 млн машин в год, ожидает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Возможно, из-за дефицита самих машин цифра по итогам года будет чуть меньше, чем в прошлом, но перспективы обвала авторынка я не вижу, — говорит Бургазлиев «Газете.Ru». —
Однако стоит учитывать, что вплоть до пандемии рынок у нас был искусственно субсидирован Минпромторгом: примерно 12-15% автомобилей продавались по госпрограммам».
Кроме того, средний возраст легкового автомобиля в России — 13,5 лет, объясняет эксперт, поэтому неудивительно, что часть автопарка просто «рассыпается» и сдается в утиль.
«Это совершенно нормальный процесс. И чем моложе парк, тем меньше будет процент выбытия. Если через 4-5 лет средний возраст автомобиля в России уменьшится до 10 лет, то сокращение парка прекратится», — заключил Бургазлиев.
Сколько автомобилей приходится на тысячу жителей в России?
309. Именно столько легковых машин приходится на 1 тысячу человек в нашей стране, подсчитали эксперты агентства «АВТОСТАТ». Иными словами, практически у каждого третьего россиянина есть автомобиль. Понятно, что это усредненная оценка, которая к тому же может сильно меняться в зависимости от места жительства.
Как выяснилось, среди федеральных округов наибольшая обеспеченность легковыми автомобилями наблюдается в Северо-Западном – 324 единицы на 1000 человек. Чуть ниже она в Уральском (323 шт.) и Центральном (321 шт.) федеральных округах. Как раз в регионах СЗФО и ЦФО – Карелия, Псковская, Калужская и Калининградская области – отмечены высокие показатели обеспеченности легковыми машинами (более 360 шт.).
На Дальнем Востоке и Юге на тысячу жителей приходится 319 и 318 автомобилей соответственно, т.е. тоже выше, чем в среднем по РФ. В Поволжье (305 шт.) и Сибири (301 шт.) эти показатели ниже, но в таких регионах, как Саратовская и Томская области (по 311 шт.), они даже чуть превосходят общероссийский уровень.
Самая низкая обеспеченность автомобилями зафиксирована на Северном Кавказе – 228 штук на 1000 человек. Причем в ряде республик (Дагестан, Ингушетия, Чечня) она даже не дотягивает и до 200 единиц.
О том, сколько легковых автомобилей приходится на 1 тысячу жителей в крупнейших городах России, можно здесь.