Количество автомобилей в казани
Минниханов о дорогах Казани: «Мы запустили развязки в 2013 году. И всего этого нам хватило на пять лет»
2020 год в Казани в цифрах
К началу прошлого года в столице Татарстана создали программу «20 целей на 2020 год», решить которые в течение прошлого года казалось нереальным, по-деловому приступил сегодня к единому докладу о деятельности органов местного самоуправления мэр Казани Ильсур Метшин. Отчет заслушали на V сессии Казгордумы, на заседании присутствовал президент Татарстана Рустам Минниханов. Несмотря на сложные условия коронавирусной пандемии, по словам Метшина, город справился с поставленными задачами. Мэр рассказал, как объединили силы казанцы во время «коронакризиса», и поблагодарил горожан.
В 2021 году запланировано вложить в дороги из бюджетов различного уровня более 10 млрд рублей, рассказал мэр. Продолжится работа на БКК, дублере Горьковского шоссе, начнется строительство Вознесенского тракта, который разгрузит Мамадышский тракт. Кроме того, собираются построить двухуровневую петлю на въезде с Оренбургского тракта, а также капитально отремонтируют 12 дорог и 78 внутриквартальных проездов, 22 поселковые дороги, три подъездные дороги к садовым товариществам.
КНС «Заречная» готова к эксплуатации, что позволит построить 4 млн кв. метров жилья. Завершено строительство сооружения термообработки осадка сточных вод для прекращения эксплуатации иловых полей.
— Первыми в стране по изменившимся нормам утвердили Генплан Казани, утвердили концепцию устойчивого развития исторического поселения, — констатировал докладчик.
Нужно продумать современные урбанистические проекты, отметил мэр. В новых градостроительных документах определено комплексное развитие территорий. В районе улицы Портовой будет новый город площадью 247 га, на месте промзоны и грузового порта появится закрытая территория для детей. После выноса технического парка на РЖД планируется многофункциональная застройка в сторону улицы Татарстан, она увязывается с реновацией территории речпорта.
Нужно продумать современные урбанистические проекты, отметил мэр
Количество машин выросло почти на 300 тысяч
Депутат Михаил Кузнецов спросил у мэра про ухудшающуюся дорожную ситуацию на Горьковском шоссе и Мамадышском тракте, где на выездах пробки не только в выходные, но и в будни.
— У каждой медали, безусловно, есть две стороны. Та большая, кропотливая работа, которую заложили наши предшественники, в которой мы достигаем успехов после Универсиады. Федеральная программа, огромная, беспрецедентная поддержка нашего президента повлияли на то, что Казань на сегодняшний день — привлекательный город, огромное количество людей к нам едет, — отметил Ильсур Метшин.
После строительства Деревни Универсиады в вузах в Казани сегодня учатся 30% студентов из-за пределов Татарстана, раньше их было 3%. В лучшие времена, которые были еще в советский период, это была цифра 20—22%, напомнил мэр. За 15 лет 228 тыс. человек переехали в Казань, если не брать во внимание рождаемость. 15 лет назад в столице Татарстана было 135 тыс. машин, а в прошлом году — уже 450 тыс. машин.
По его словам, 6,5 тыс. автомобилей въезжают только из Салмачей каждое утро. На сегодня в Куюках и Салмачах выдали разрешение на строительство жилья на 40 тыс. человек, еще на 70 тыс. — в Лаишево. 40 тыс. — это Дербышки, где шесть школ и 23 детсада. В Куюках одна школа и один детсад, сравнил Метшин.
— Мы это уже сейчас обсуждаем, но не поспеваем за этим. В Серебряный Бор дорога уже строится — дублер Горьковского шоссе. Вознесенский тракт разгрузит Мамадышский и Оренбургский тракты. БКК пробки в центре уберет… По некоторым вопросам бьем по хвостам, не идем на опережение. Поэтому критика принимается, будем более усиленно в этом направлении работать, — заверил мэр.
«В январе в течение двух дней выпало две трети месячной нормы, до сих пор разгребаем эту ситуацию», — отметил градоначальник. Фото: Дмитрий Резнов
О дорогах, завалах и трамваях
Спросили у мэра и о зимнем содержании дорог. «В январе в течение двух дней выпало две трети месячной нормы, до сих пор разгребаем эту ситуацию», — отметил градоначальник.
По его словам, в 2010 году было 12 млн кв. метров, а сейчас 22 млн кв. метров убираемой площади.
«К сожалению, проблема с рабочими: 2800 — число по квадратным метрам необходимых водителей и дорожных рабочих, мы имеем только 1,5 тыс. «штыков». Средняя зарплата — 32 тыс. по этим предприятиям, на такую зарплату не можем найти людей на вторую смену. У нас нет людей посадить во вторую смену. Этот вопрос сейчас прорабатываем», — сообщил глава города, согласившись, что на многих магистралях до сих пор еще одна полоса заужена.
Он заметил, что есть поручение президента и по приобретению дополнительной техники для Казани в этом году, кроме того, городские власти надеются, что удастся повысить зарплату водителям КАМАЗов.
«12 — именно столько серьезных аварий случилось с казанскими трамваями за последние полгода», — отметил руководитель фракции КПРФ в Казгордуме Алексей Серов
В Казани один из самых молодых трамвайных парков России, напомнил депутат. По его словам, общественный транспорт лидирует по количеству жалоб избирателей.
«Нарком путей сообщений Лазарь Каганович как-то сказал, что у каждой аварии есть имя и фамилия», — привел слова из истории Серов.
Депутат Сергей Виноградов напомнил, что с введением бесплатного питания для младших школьников лишились двухразового бесплатного питания дети из малоимущих семей
По его мнению, нет наказания виновных, по крайней мере, общественность не знает. Комитет Казани по транспорту подменила «лоббистская Ассоциация АТП Казани», они просят только повысить тарифы на проезд, считает Серов. Кроме того, он считает, что необходим прямой маршрут по улице Петра Витера, который мог бы соединить Авиастроительный и Ново-Савиновский районы.
— По активному внедрению общественного транспорта вместо личного. Мечтаю, чтобы было как в Сингапуре, Ильсур Раисович говорил. Но мы пока не можем даже вернуться к показателю Казани предыдущих лет по состоянию общественного транспорта, — подчеркнул депутат.
Депутат Сергей Виноградов напомнил, что с введением бесплатного питания для младших школьников лишились двухразового бесплатного питания дети из малоимущих семей.
— С 2006 года действовала программа в Казани по бесплатному питанию для малоимущих, с 5-го по 11-й класс продолжается эта работа. Что касается с 1-го по 4-й класс, они обеспечены разовым горячим питанием. Те, кто на продленку остаются, мы посчитали, таких 16—18%, и то не всегда. Вопрос о тех детях, которые ходят на продленку. Бюджет не позволяет на себя взять все расходы. Одноразовым горячим питанием обеспечены все школьники Казани, — пояснил Метшин.
Президент поблагодарил Метшина и его команду, депутатский корпус за то, что на достойном уровне провели все мероприятия
241 предприятие платит зарплату ниже МРОТ
Год был достаточно сложный, но несмотря на это, было много событий, в том числе 75-летие Победы и 100-летие ТАССР, отметил президент Татарстана Рустам Минниханов. Президент поблагодарил Метшина и его команду, депутатский корпус за то, что на достойном уровне провели все мероприятия.
— Серьезные вызовы экономики: это, конечно, и ОПЕК+, и цена нефти, и многие вещи в этом году. За все время моей работы в правительстве конец 90-х годов был сложный, но чтобы мы 45 миллиардов потеряли за один год — такого никогда не было, — сказал глава республики.
Минниханов отметил поддержку президента России, премьер-министра РФ, федерального Минфина.
«В итоговой цифре консолидированный бюджет у нас оказался не ниже», — отметил руководитель Татарстана. Он обратил внимание, что экономика упала по валовому продукту на 3%, по индексу промпроизводства — на 3,6%, в то же время хорошо сработали на селе. За 12 лет получили самый большой урожай — 5,5 млн тонн зерновых.
Казань — это почти 39% МСБ, который тоже пострадал, заметил президент. Критерий — доходы граждан. Уровень бедности по итогам прошлого года составляет 7,4%. По данным Минсоцтруда, 67 тыс. казанцев имеют доход ниже прожиточного минимума, хотя в Казани в среднем высокие зарплаты, почти 49 тыс. рублей. И в то же время 241 предприятие города выплачивает зарплату ниже МРОТ. «Нам надо посмотреть на этих работодателей», — поручил Минниханов.
«У нас денег не хватает, но в то же время консолидированный бюджет по республике — долгов 8,7 млрд, и по Казани цифра составляет 4,5 млрд. Понятно, с одной стороны, может быть, здесь и банкротные есть. За этими вещами надо следить, это дополнительные ресурсы, которые нужны республике, и в том числе и городу. Обратите внимание на эти вопросы», — поручил мэру Минниханов.
Президент республики сообщил, что тарифы на энергоносители никто не увеличил, но потребление тепла резко выросло, это отражается на платежах населения
Казань не справляется с транспортом
Президент республики сообщил, что тарифы на энергоносители никто не увеличил, но потребление тепла резко выросло, это отражается на платежах населения. Рустам Минниханов обратил внимание на износ коммунальных сетей — это неслучайно, не хватает инвестиционной составляющей. «Все равно нам надо пересматривать тарифную политику. Если не будем заниматься восстановительными мероприятиями, модернизацией, эта тема всегда будет серьезной», — сказал руководитель республики.
— Вопрос непростой. Принято решение, будем покупать технику. Будем смотреть исходя из бюджетных возможностей, как можно поддержать в части уборки, эта тема серьезная, будем совместно решать, — пообещал президент, говоря об уборке дорог.
Минниханов обратил внимание, что Казань не справляется с растущим объемом автомобилизации.
— Мы запустили развязки в 2013 году, поехали — вообще никаких пробок не было. И всего этого нам хватило на пять лет. Вопрос заключается в агломерациях и в том, что Казань — привлекательный город. В Сингапуре, прежде чем машину купить, надо купить права на покупку автомобиля, — привел пример глава республики.
— Конечно, магистрали несколько улучшат ситуацию, но если мы этот поток не сможем зафиксировать в тех местах. Как в Токио решили свою проблему? Создали центры притяжения. Если мы в Лаишевском, Пестречинском, Зеленодольском, Высокогорском районах не создадим не только места для проживания, но и свои индустриальные площадки, особые зоны, никак мы эту задачу не решим, — добавил спикер.
Он сообщил, что сегодня в рамках Госсовета эту тему будут продвигать.
Минниханов обратил внимание, что Казань не справляется с растущим объемом автомобилизации. Фото: Максим Платонов
«Минус 750 человек — никогда такого не было»
Рустам Минниханов отметил, что в системе здравоохранения в Казани серьезные мощности и есть дальнейшие планы модернизации. Относительно системы образования президента республики беспокоит, что 881 ребенок получает семейное образование.
«Это не очень хорошо. Мне кажется, что ребенок, который обучается на дому, не получит должного уровня образования, и вопрос социализации — какой он будет дальше: приспособленный — неприспособленный. Мы понимаем, что есть религиозные предубеждения у родителей. У нас есть опыт создания православной гимназии и мусульманская школа. Думаю, эти направления надо развивать, но все эти школы должны придерживаться федерального стандарта. Дома — мы понимаем, как дома учиться», — сказал Рустам Минниханов.
— Казань всегда славилась позитивной демографией. Что-то вы в этом году — минус 750 человек. Или вы состарились? Это, может, шутка. А по большому счету — это результат той проблемы ковида, которая есть. Плановой медицинской помощи не было, люди были на карантине… Мы упали к уровню 2003 года. По качеству и продолжительности жизни были в десятке. Но и другие упали, но это не объяснение. Вы должны для себя проанализировать. 4—5 тысяч «плюс» всегда давала Казань, было и 6 тысяч. Ваши данные вы берете в роддоме: кто родился, вашей заслуги там нет, — ответил на возражение президент Татарстана.
Он подчеркнул, что в целом это не очень хорошая ситуация для всех.
— Мидхат Рафкатович (Шагиахметов, министр экономики РТ, — прим. ред.) сказал, в этом году мы должны вырасти на 5%, поэтому нам больше надо обратить внимание на то, как экономически можем развиваться и создавать добавленную стоимость на территории нашей столицы, — сказал Минниханов.
«Будьте любезны, встречайтесь и работайте», — сказал президент депутатам
Президент Татарстана обратился к депутатам. Их задача на выборах не только рассказать, какие они хорошие, заметил Минниханов. По его словам, не все депутаты дорожат доверием своих избирателей. Они должны отстаивать интересы своих избирателей. «Будьте любезны, встречайтесь и работайте», — сказал президент.
«Если мы не способны услышать критику и какие-то решения принять, тогда не надо работать. В городе очень много делается, в целом в республике. И наше представительство в Госдуме очень важно, они должны отстаивать интересы республики и интересы города. Поэтому вопрос выборов для нас очень важен», — отметил глава республики.
«У нас по каждому направлению есть проект. Когда вы говорите с человеком или с группой людей, вы должны быть подготовлены и сказать: «Да, мы эту тему знаем». Сказать, что у нас пока денег нет, — это не разговор. Денег у нас, может быть, недостаточно, но в системном, плановом режиме и по векторам здравоохранения, и по дорогам — по всем направлениям идем», — резюмировал президент РТ.
В Казани уровень автомобилизации достиг 355,5 авто на тысячу жителей
По сравнению с 2005 годом данный показатель вырос в 3 раза.
Фото: Марат Мугинов
На протяжении всех 14 лет (за исключением 2015 года) уровень автомобилизации неуклонно рос. Самые большие скачки по данному показателю наблюдались по итогам 2013 года, когда уровень автомобилизации увеличился сразу на 39 авто на тысячу жителей, а также по итогам 2007 года – 29 авто. За последние два года количество машин также значительно росло – за 2018 год на 15 и за 2019 на 15,5 авто на тысячу жителей.
Согласно анализу Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ, Москва), уровень автомобилизации более 350 автомобилей на тысячу жителей приводит к регулярным 8- и 9-балльным пробкам на дорогах мегаполисов. Уровень в 400 автомобилей может привести к 10-балльным пробкам, что означает практически остановку движения. По прогнозам НИИАТ, в Казани данный показатель может быть достигнут через 5 лет.
За последние несколько лет в Казани были предприняты существенные меры по улучшению дорожно-транспортной обстановки. Построены новые транспортные развязки, внедрена адаптивная система управления дорожным движением, отменены левые повороты на ряде участков, реформирована система грузовой логистики, в центре города, а также на территориях с наиболее загруженным движением организуются муниципальные парковки, выделены полосы для движения городского пассажирского транспорта. Данные меры увеличили среднюю скорость транспортного потока в городе, однако стремительно растущая автомобилизация может нивелировать все преобразования.
Как отметил И.Шакиров, наиболее эффективным способом решения вопроса с затрудненным транспортным движением является приоритет общественного транспорта.
Всего за 2019 год городским общественным транспортом было перевезено 260,7 млн пассажиров, из них 95,5 млн пассажиров – льготная категория граждан.
В совещании также приняли участие руководитель Исполнительного комитета Казани Денис Калинкин, заместитель руководителя Исполкома Радик Шафигуллин, руководитель Аппарата Исполкома Евгений Варакин, председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков.
Согласно опубликованному на прошлой неделе рейтингу за 2019 год городов мира с самыми большими дорожными заторами, составленному нидерландской компанией Tom Tom Traffic Index, из крупных российских городов Казань является наименее загруженным. В этом рейтинге столица РТ занимает 143-е место, а всего он охватывает 416 городов мира.
Татарстан избавляется от слабых машин и закупается снегоходами
Как меняется количество автомобилей, мотоциклов и яхт в Казани и республике
Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», в прошлом году Татарстан прирос 25 тысячами легковых автомобилей. При этом корпоративные клиенты выбирали машины помощнее — в сегменте от 100 до 150 лошадиных сил, а среди «частников» по-прежнему на первом месте легковушки до 100 «лошадей». Что интересно, в республике снижается количество автобусов, а число яхт и снегоходов, напротив, только растет. В целом в республике наметилась тенденция к покупке премиального транспорта.
Транспорта больше, кроме автобусов
В Татарстане продолжает расти число транспортных средств — причем касается это почти всех категорий, не только наземного транспорта, но и катеров, яхт, а также воздушных судов. Единственным исключением стали автобусы — их стало меньше, да и то только у юрлиц. Физлица покупают автобусы в прежних объемах, возможно, для организации частных перевозок.
Согласно данным статистики, общее количество транспортных средств, зарегистрированных в Татарстане, за 2019 год увеличилось почти на 40 тысяч единиц. В 2018 году в регионе было зарегистрировано 1,4 млн транспортных средств, а в 2019 году — уже 1,44 млн. Это касается транспорта всех видов — наземного, водного и воздушного.
Основная масса ожидаемо приходится на наземные транспортные средства — это 1,425 млн единиц. Из них на 1,387 миллиона предъявлен налог к уплате. В основном это, конечно же, легковые автомобили — их в регионе зарегистрировано 1,25 млн штук. За 2019 год в Татарстане легковушек стало на 23,4 тысячи штук больше. Хотя, если быть точным, легковых машин в регионе даже еще больше — указанные выше цифры касаются автомобилей, зарегистрированных на частных лиц. Помимо них есть еще 52,8 тысячи машин, которые принадлежат юрлицам — их за год прибавилось на 2,5 тысячи. То есть общий рост числа легковых автомобилей составил 25,6 тысячи экземпляров. Если учитывать, что какая-то часть автомобилей при этом была утилизирована или продана в другие регионы, то становится ясно, что купили татарстанцы гораздо больше машин.
За 2019 год в Татарстане легковушек стало на 23,4 тысячи штук больше. Фото Романа Хасаева
Легковые машины: малолитражки постепенно уходят в прошлое
Любопытно, что среди машин, принадлежащих юрлицам, разбивка по категориям выглядит несколько иначе. Машины мощностью от 100 до 150 л.с. тут уже успели выйти на первое место — их доля оказалась 37%. Маломощные машины — до 100 «лошадей» — в этом году впервые опустились на второе место, их оказалось 34%, это 18 тысяч штук. Да и в целом в случае с юридическими лицами разбивка более равномерная — например, машин от 150 до 200 л.с. — 12%, от 200 до 250 — около 10%, свыше 250 л.с. — около 7%.
Грузовики становятся мощнее, а две трети автобусов — у юрлиц
Еще 93,8 тысячи частных транспортных средств в Татарстане — это грузовые автомобили. За год их количество выросло на 1,7 тысячи штук, или 2%. Основная масса приходится на довольно слабые грузовики мощностью от 100 до 150 л.с. — 34,2 тысячи штук. Чуть меньше — 30 тысяч — еще более слабых грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с., причем за год их стало меньше на 1%. Еще меньше стало грузовых автомобилей с мощностью от 200 до 250 л.с. — третьей по популярности категории (всего их в Татарстане — 12,4 тысячи штук). Существенный рост — у грузовых автомобилей с мощностью в 150—200 л.с., их стало больше на 6%. Но абсолютный рекордсмен по годовому росту — категория грузовиков с мощностью больше 250 л.с.: их прибавилось на 10%, больше, чем на тысячу — до 13,6 тысячи штук. Таким образом, тенденция с легковушками распространяется и на грузовики — сейчас людей интересуют большегрузы помощнее.
Однако речь выше шла о грузовых автомобилях частных лиц. Еще 50,9 тысячи грузовиков принадлежит юрлицам — как ни странно, их меньше, чем у «частников». Тут изменения более заметные. В целом число грузовых машин у юрлиц выросло на 10%, или на целых 4,5 тысячи штук. При этом самых слабых грузовиков — до 100 л.с. — стало меньше на 7%, еще сильнее уменьшилось число грузовых машин мощностью от 200 до 250 л.с. — на 11%. Но очень значительный рост — у вышедшей на первое место категории грузовиков с мощностью свыше 250 л.с. В регионе их теперь 21 тысяча штук, причем за год показатель вырос на целых 43%.
В основном этот вид транспорта принадлежит юридическим лицам. Фото Максима Платонова
А вот с владельцами автобусов ситуация выглядит не так, как в случае с грузовиками. В основном этот вид транспорта принадлежит юридическим лицам. 9 тысяч из зарегистрированных в Татарстане автобусов принадлежит компаниям. При этом за год их число, как ни странно, снизилось, причем ощутимо — на 12%, видимо, рост автомобилизации не способствует востребованности автобусов. Наиболее популярный вид автобусов с мощностью до 200 «лошадей» просел на 13% (до 6,6 тысячи штук), а с мощностью более 200 л.с. — на 12% (до 2,4 тысячи штук). Еще 4,15 тысячи автобусов в Татарстане принадлежит «физикам». При этом тут замечен небольшой рост — на 2%. Физлица владеют 3,8 тысячи автобусов мощностью меньше 200 «лошадей» и 311 автобусами с мощностью больше 200 л.с.
Показатели (юрлица) | 2019 | 2018 | 2017 | Изменение за год, % | Изменение за 2018 год, % | Изменение за год, штук |
Автобусы с мощностью двигателя: | 9 005 | 10 282 | 10 695 | -12% | -4% | -1 277 |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 6 581 | 7 528 | 8 042 | -13% | -6% | -947 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 2 424 | 2 754 | 2 653 | -12% | 4% | -330 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя: | 50 887 | 46 432 | 48 511 | 10% | -4% | 4 455 |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 3 646 | 3 937 | 4 310 | -7% | -9% | -291 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 15 805 | 16 378 | 16 453 | -3% | 0% | -573 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 1 653 | 1 512 | 1 380 | 9% | 10% | 141 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 8 784 | 9 901 | 10 767 | -11% | -8% | -1 117 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 20 999 | 14 704 | 15 601 | 43% | -6% | 6 295 |
Мотоциклов как было, так и есть, а снегоходов становится больше
С мототранспортом, в отличие от грузовиков и автобусов, ситуация довольно стабильная. Мотоциклов и мотороллеров, принадлежащих частным лицам, в Татарстане за год стало больше всего на 176 штук — теперь их 11,98 тысячи. Они примерно равно распределены на три категории: от 20 до 35 л.с. — 4,12 тысячи штук, свыше 35 л.с. — 4,1 тысячи штук, до 20 л.с. — 3,77 тысячи штук. Еще 258 мотоциклов и мотороллеров (в основном мощностью до 20 л.с.) принадлежат юрлицам.
Мотоциклов и мотороллеров, принадлежащих частным лицам, в Татарстане за год стало больше всего на 176 штук — теперь их 11,98 тысячи. Фото Максима Платонова
Транспорта, отнесенного к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», у физлиц в 2019 году оказалось примерно столько же, как и в 2018 году, — 21,4 тысячи штук. А вот у юрлиц такого транспорта стало меньше — с 20,6 до 18,5 тысячи единиц, то есть на 10%.
При этом, что интересно, за год стало заметно больше снегоходов и мотосаней. Если в 2018 году по Татарстану их ездило всего 2,9 тысячи штук, принадлежащих физлицам, и еще 1,9 тысячи, принадлежащих юрлицам — то в 2019 году их число выросло на 17% и 39% соответственно. При этом заметный рост пришелся на эти транспортные средства с мощностью более 50 л.с. — на 21% и 53% соответственно. Тут, скорее всего, дело в том, что этот вид транспорта используется в первую очередь для развлечений, и люди, купив машину, хотят иногда покататься и по заснеженным полям.
За год стало заметно больше снегоходов и мотосаней. Фото tatarstan.ru
Любители мощных катеров и гидроциклов
А вот число водных и воздушных транспортных средств в Татарстане за прошлый год выросло. В случае с водным транспортом рост небольшой — всего на 14 единиц. Рост, опять же, обусловлен увеличением количества мощного транспорта. Например, катеров больше всего прибавилось в категории «свыше 100 л.с.» — их стало больше сразу на 41 штуку (было 884, стало 925), а вот катеров и моторных лодок с мощностью до 100 «лошадей», наоборот, стало меньше — число уменьшилось с 9 073 до 9 018. Дело, похоже, как и в случае со снегоходами, в «развлекательном» формате транспорта.
Кроме того, выросло число яхт и других парусно-моторных судов. Их по-прежнему не много — девять штук, но это почти в два раза больше, чем было годом раньше. Причем появились три новых яхты мощностью до 100 «лошадей», а одна — даже свыше 100 «лошадей» (единственная в Татарстане на данный момент). Кроме того, на 43% стало больше гидроциклов — с 84 до 120 единиц. Еще 761 судно зарегистрировано на юридические лица — в основном это катера (503 штуки, рост на 20 единиц за год).
Что касается воздушных транспортных средств, то их стало больше на девять единиц — теперь у физлиц в Татарстане их 75 штук. Еще 64 единицы воздушного транспорта зарегистрировано на юрлиц. В целом цифры небольшие, и какие-либо выводы из такой статистики делать не получится.