Количество автомобилей в россии по годам график
Сколько в России машин
И какие автомобили покупают россияне
Ежегодно МВД выдает более 1,3 млн водительских удостоверений.
Речь о тех россиянах, кто получает права впервые. Еще примерно 6,3 млн удостоверений выдали в 2019 году взамен просроченных. Вместе с количеством водителей увеличивается и автопарк: за десять лет число машин в стране выросло в полтора раза. Мы посмотрели на официальную статистику и узнали, как в России растет уровень автомобилизации.
Как растет российский автопарк
По данным полицейской статистики, в конце 2019 года в стране было 55,9 млн автомобилей. Основная часть — легковые: 48,4 млн, или 87%. Остальное — грузовики и автобусы. Для сравнения, в 2010 году в России было зарегистрировано 40,6 млн машин, из них 34,4 млн легковых. За десятилетие почему-то уменьшилось количество автобусов — почти на 25 тысяч штук, или на 2,8%.
В 2019 году, по данным Росстата, в среднем на 100 домохозяйств приходилось 60 легковых автомобилей, один автобус или микроавтобус, два грузовика и один мотоцикл или скутер. Всего статистики насчитывают в стране 54,6 млн домохозяйств — это значит, что примерно 35,5 млн транспортных средств находятся в частной собственности россиян. Иными словами, на четырех человек приходится один личный автомобиль или мотоцикл.
Наличие предметов длительного пользования в среднем на 100 домохозяйств, РосстатXLSX, 46,9 КБ
Единственный регион, автопарк которого за десятилетие уменьшился, — Смоленская область. Количество машин здесь за это время снизилось на 3,4% — с 305 до 295 тысяч.
Наибольший прирост показали республики Северного Кавказа: Адыгея — 93%, Дагестан — 88%, Чечня и Ингушетия — по 86%. Также в лидерах Волгоградская область: рост на 87%. Число машин в Москве за десять лет выросло на 15%, а в Санкт-Петербурге — на 24%.
Какие машины покупают
В 2020 году в стране продали чуть меньше 1,8 млн новых автомобилей. Что касается машин с пробегом, то пока есть данные только за 11 месяцев года: почти 5 млн авто. По сравнению с 2019 годом первичный рынок упал на 9,1%. Вторичный — вырос, но всего на 0,3%.
О самых популярных моделях автомобилей за последние десять лет Т—Ж уже писал. Напомним, что почти все время первые места по объемам продаж новых автомобилей удерживали модели «Автоваза».
По итогам 11 месяцев 2020 года, по данным агентства «Автостат», лидером продаж в России стал именно «Автоваз». Первое место занимает Лада Гранта: за год россияне купили 126,1 тысячи таких машин. На втором — Лада Веста: 107,3 тысячи. Дальше идет Киа Рио: 77,8 тысячи.
На вторичном рынке самой популярной моделью стал Форд Фокус: за 11 месяцев купили 118 тысяч машин. На втором месте — ВАЗ 2114: 112,3 тысячи. На третьем — Хендай Солярис: 106,5 тысячи автомобилей.
Сколько машин покупают в кредит
По данным Национального бюро кредитных историй, каждую восьмую машину в стране покупают в кредит. В 2020 году россияне взяли 841,2 тысячи автокредитов — как на новые, так и на подержанные автомобили.
За последние шесть лет в среднем по стране количество таких займов выросло почти в два раза. А в вошедших в состав России в 2014 году двух крымских регионах — в десятки раз: в самой республике — в 46, а в Севастополе — в 62. Но такой рост произошел за счет низкой базы: еще два года назад российские банки здесь автокредиты по понятным причинам не выдавали.
Средняя сумма автокредита с 2015 по 2020 год выросла на 42% — с 561,9 до 800,3 тысячи рублей. Инфляция за эти годы составила 33%, но почти все популярные модели автомобилей дорожали чуть быстрее остальных товаров. Новая Лада Гранта в базовой комплектации за шесть лет подорожала на 28%, Лада Веста — на 32%, Лада Ларгус — на 39%, Фольксваген Поло — на 44%, Рено Логан II — на 71,2%. Получается, что на более дорогие автомобили россияне за это время не пересели.
Самые большие автокредиты в 2020 году брали жители Москвы, где средняя сумма такого займа составила 1,282 млн рублей, а также Приморья и Московской области — 1,088 и 1,048 млн соответственно. Самые маленькие — в Тыве: 399 тысяч рублей.
Как на выдачу автокредитов повлияла пандемия
В апреле — мае 2020 года выдача автокредитов сильно упала, однако затем быстро и полностью восстановилась. Такая активность возникла из-за отложенного спроса на покупку автомобилей, который сформировался весной, в период жесткого карантина.
Помимо отложенного спроса основными причинами активности на авторынке стало расширение условий госпрограмм льготного автокредитования, а также ожидание роста цен на автомобили.
Если говорить о ситуации в декабре, то падение выдачи в штуках в этом месяце по сравнению с аналогичным периодом прошлого года во многом связано с окончанием в ноябре госпрограмм льготного автокредитования. Льготы при покупке автомобилей в декабре прошлого года не работали. С первых дней наступившего года госпрограммы возобновили, поэтому в 2021 году мы ожидаем как минимум не меньших темпов выдачи автокредитов, чем в 2020.
На каком топливе ездят
Россияне по-прежнему предпочитают покупать бензиновые и дизельные авто. В 2014 году правительство приняло программу развития энергетики, одним из пунктов которой был массовый перевод автомобилей на газомоторное топливо. Уже на следующий год Росстат начал собирать статистику о легковом транспорте, который использует такое топливо. За пять лет продвинулись несильно: в 2015 году на газе ездило 956,3 тысячи легковушек, в 2019 — 1,04 млн. Рост всего на 2,1%. Коммерческий транспорт переоборудуют более быстрыми темпами: «газовых» автобусов в стране уже 8,2%, грузовиков — 6%.
Летом 2020 года в правительстве увеличили субсидии для граждан, которые переводят личные автомобили на газ: теперь им компенсируют не 30, а 60% затрат. По расчетам «Газпрома», километр пути автомобиля на газовом топливе обходится в три раза дешевле, чем на бензиновом. Но проблема в том, что газовых автозаправок очень мало: по данным РБК, на март 2020 года их насчитывалось всего 484. В свою очередь, в «2ГИС» нам рассказали, что на картах сервиса их отмечено в несколько раз больше — 3917. Для сравнения, обычных бензиновых — 18 927.
Что касается электроавтомобилей, то их количество и вовсе находится на уровне статистической погрешности.
Динамика ёмкости российского авторынка в 2015 – 2020 годах
Ёмкость российского рынка новых легковых автомобилей в 2020 году составила 2,5 трлн рублей. Как отмечают эксперты агентства «АВТОСТАТ», этот показатель примерно на 3% ниже по сравнению с тем, что был в 2019 году. Напомним, что тогда был зафиксирован максимальный результат ёмкости рынка за всю его историю – 2,57 трлн рублей.
Рост ёмкости рынка во многом связан с увеличением средневзвешенной цены нового легкового автомобиля. Если в 2015 и 2020 годах объём рынка оказался одинаковым (около 1,5 млн шт.), то средневзвешенная цена за это время выросла на 40%: с 1,2 млн до почти 1,7 млн рублей. Соответственно на столько же увеличилась и ёмкость рынка.
Также стоит отметить, что наименьший объём рынка за эти 6 лет был в 2016 году – 1,31 млн единиц. Кстати, тогда же и ёмкость рынка была на минимуме – 1,72 трлн рублей. При этом максимальный рыночный показатель за отчётный период пришёлся на 2018 год – 1,67 млн новых легковых машин.
Что будет дальше происходить с финансовыми инструментами рынка? Об этом расскажут эксперты на форуме автобизнеса «FinAuto-2021», который сегодня, 21 апреля, проводит агентство «АВТОСТАТ». Подробности – здесь.
Парк транспортных средств в России: как он изменился за 10 лет?
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» подсчитали, что за последние 10 лет парк транспортных средств в нашей стране вырос на треть. Если на начало 2010 года его объем составлял 43,9 млн единиц, то на 1 января 2020 года он достиг 58,7 млн штук. Отметим, что здесь, помимо легковых и грузовых автомобилей, LCV и автобусов, учитываются еще мотоциклы и прицепы (включая полуприцепы).
За прошедшие 10 лет увеличение парка произошло в большинстве указанных сегментов, кроме автобусов и мотоциклов. При этом автобусы, которые занимают самую малую долю в парке, остались на прежнем уровне (0,4 млн шт.), а вот парк мотоциклов уменьшился на 14% до 2,4 млн.
На миллион больше стало легких коммерческих машин: на начало 2020 года их насчитывалось 4,2 млн шт. (+31% по сравнению с 2010 годом). Грузовики показывают более скромный рост (+9%), однако и их численность подросла с 3,5 до 3,8 млн единиц. Парк прицепов показывает самую высокую динамику роста (+55%). Если раньше он насчитывал 2,2 млн, то теперь это около 3,4 млн штук.
Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», изменение структуры российского парка транспортных средств позволяет судить о степени развития автомобилизации населения страны (рост числа легковых автомобилей) и развития коммерческих связей и проектов (увеличение парка прицепов, грузовиков и легких коммерческих автомобилей).
Как менялся авторынок по месяцам в 2019 – 2021 годах?
В апреле 2021 года объем рынка новых легковых автомобилей в нашей стране составил 169,7 тыс. экземпляров, согласно данным агентства «АВТОСТАТ». Много это или мало? Мы решили посмотреть, какой была динамика российского авторынка по месяцам за последние 3 года.
Традиционно «низкий» месяц – январь – в текущем году был несколько лучше января 2019-го – 97,1 против 94,4 тыс. штук. Но все же такой результат не дотягивает до объемов января 2020 года, когда в России было куплено почти 105 тысяч новых легковых автомобилей.
В нынешнем феврале (111,5 тыс. шт.) рынок чувствовал себя лучше, чем в 2020 и 2019 годах (110,1 тыс. и 97,6 тыс. шт. соответственно). А вот в марте тенденция резко изменилась: из-за обвала рубля в начале весны 2020 года на рынке возник ажиотаж. Опасаясь грядущего роста цен и наступающей пандемии, россияне начали скупать новые автомобили, которые были на тот момент в наличии. Из-за этого объем рынка вырос до 160,6 тыс. единиц, что почти на 30 тысяч выше уровня марта 2019-го (130,9 тыс. шт.). В текущем году рынок фактически вернулся к «доковидному» уровню (2019 года), превысив его на 7 тыс. штук.
Апрель 2020 года наглядно показал, насколько сильно карантинные меры сказались на рынке новых автомобилей – его объем сократился почти в 3 раза по сравнению с апрелем 2019-го (54,5 тыс. против 152,2 тыс. шт.). Так что будет более корректно сравнивать апрель 2021-го с апрелем 2019 года. Но даже в этом случае показатель текущего года является рекордным за отчетный период – почти 170 тысяч купленных новых автомобилей, что на 17,5 тыс. штук больше, чем в 2019-м.
Что касается итогов за 4 месяца, то в 2021 году россияне приобрели 516,2 тыс. автомобилей И это на 20% и 9% больше, чем за аналогичный период 2020 и 2019 года соответственно.
Оценить, во сколько сегодня обойдется содержание легкового автомобиля, можно с помощью «Калькулятора оценки стоимости владения».
Россия в цифрах 1990-2019 г. г. авто1
Сегодня никого не удивишь легковой машиной. В стране в личной собственности граждан находится более 44 миллионов машин. Еще почти 2 миллиона машин находятся в собственности различных компаний. Надо заметить что в 1992 году, первом году существования современной России в стране насчитывалось чуть больше 10 миллионов машин. Бывало в далекие 90-е годы выйдешь на улицу и чувствуешь себя хозяином в городе. Сегодня машины лезут из любой щели, как тараканы в запущенной квартире. И уже на улице господствуют они, машины, а пешеход, порою, чувствует себя неуютно даже на тротуаре.
Огромное количество граждан, еще не имеющих машин, желают их приобрести, другие желают сменить старую машину на новую. Но чтобы что-то приобрести, нужно что-то произвести или привезти, т.е. импортировать из других стран Мне захотелось разобраться с источниками поступления машин на российский рынок. А затем посмотреть рынок продаж машин и его развитие в разные годы. Ведь производство машин и их продажа при рыночной экономике хорошо отражают состояние этой самой экономики и уровень благосостояния населения страны.
Начнем, естественно, с производства машин в России. Судьба производства легковых машин в период после 1991 года была очень сложной. Преобразования, произошедшие в 90-е годы, отрицательно сказались на выпуске машин в России. Количество произведенных в России машин с 1990 года по 2019 год по разным данным отражено в таблице 1 и на диаграмме приведенной на рисунке выше. На них отражены только данные Росстата России.
Таблица 1