Количество грузовых авто в россии
Российский парк грузовых автомобилей: показатели на 1 января 2020 года
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по состоянию на 1 января 2020 года в России насчитывается 3,78 млн грузовых автомобилей. Средний возраст этого парка составляет 21,2 года, причем 64,7% всех грузовых автомобилей в стране пребывают в возрасте старше 15 лет. Доля иномарок здесь составляет практически треть российского парка (33%). В то же время во владении юридическими лицами находится 52,1% от общего объема HCV. На долю дизельных приходится 69,5% от общего парка грузовых машин, а экологическим стандартам «Евро-4» (и выше) соответствует 19,8% таких автомобилей.
Самый крупный из региональных парков грузовой техники находится в Москве, где числится 160,3 тыс. экземпляров. В Московской области, которая на на втором месте рейтинга, насчитывается еще 155,8 тыс. единиц. Замыкает тройку лидеров Краснодарский край (144,2 тыс. шт.). Еще в пяти субъектах РФ (Ростовская область, Иркутская область, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Новосибирская область) тоже зарегистрировано более 100 тыс. грузовиков.
Что касается марочной структуры российского парка грузовой техники, то лидером здесь является КАМАЗ (927,3 тыс. шт.), на втором месте – ГАЗ (729,8 тыс. шт.), а замыкает первую тройку ЗиЛ (495,6 тыс. шт.). Причем на долю этих трех марок приходится около 57% всего парка HCV в РФ. Среди иномарок больше всего в стране числится грузовых автомобилей марки Volvo (105,4 тыс. шт.).
Помимо грузовой техники, мы регулярно мониторим рынок легковых автомобилей. Самая актуальная информация об их ценах и комплектациях содержится на сайте «Цена авто».
Российский рынок новых грузовых автомобилей в 2020 году
19 января 2021 года
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2019 году.
Стоит отметить, что только два бренда из десятки лидеров по итогам прошедшего года демонстрируют рыночный рост, и самый большой он – у Ural (+27,3%). А вот самое сильное падение здесь эксперты зафиксировали у марки DAF (-34,3%).
Отметим также, что в десятке моделей-лидеров по итогам 2020 года шесть оказались «в минусе». Максимальный рост отмечается у KAMAZ 6520 (+18,9%), а наибольший спад – у MAN TGX (-34,8%).
Что касается итогов декабря 2020 года, то в этот период объем рынка новых грузовых автомобилей в России упал на 8,7% и составил 9,4 тыс. штук.
ТОП-10 МАРОК РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В 2020 г. (шт.)
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В 2020 г. (шт.)
Примечание: данные по рынку подготовлены на основе регистраций в ГИБДД; сюда не входят автомобили силовых ведомств и дипломатических служб, а также регистрации машин на территории Крыма.
* Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.
Парк грузовых автомобилей в России: ключевые цифры
По состоянию на 1 июля 2016 года в России насчитывается 3,69 млн грузовых автомобилей (CV+HCV). Этот парк является довольно старым, поскольку его средний возраст достигает 19,3 лет, причем две трети (65%) автомобилей – старше 15 лет.
Доля иномарок здесь составляет всего лишь 30%, ведь в российском грузовом парке есть немало машин, выпущенных еще в советский период. Нельзя не отметить, что более половины (55%) парка принадлежит юридическим лицам. На долю дизельных автомобилей приходится 64%, а экологическим стандартам «Евро-4» (и выше) соответствует только 12% машин.
Самый крупный из региональных парков грузовой техники находится в Москве, где числится 177 тыс. таких автомобилей. В соседнем Подмосковье, которое идет на втором месте рейтинга, их насчитывается 144,8 тыс. единиц. Из нестоличных регионов самым крупным парком грузовиков обладает Краснодарский край (135 тыс. шт.). Еще в пяти субъектах РФ (Ростовская и Иркутская области, Татарстан, Ханты-Мансийский АО, Новосибирская область) тоже зарегистрировано более 100 тыс. грузовых машин.
Что касается марочной структуры российского парка грузовой техники, то лидером здесь является КАМАЗ (842,8 тыс. шт.), на втором месте – ГАЗ (782,1 тыс. шт.), а замыкает первую тройку ЗИЛ (562,3 тыс. шт.). Причем на долю этих трех марок приходится почти 60% всего парка грузовиков в РФ. Среди иномарок больше всего в стране числится грузовой техники Volvo (84,3 тыс. шт.).
Российский рынок новых грузовых автомобилей в мае 2021 года
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в мае 2021 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 7,5 тыс. единиц, что на 70,2% больше, чем в мае 2020 года. Как отмечают эксперты, продолжающийся рост рынка связан с низкой базой прошлого периода, когда в России действовали ограничительные меры по противодействию пандемии коронавируса.
Самой востребованной маркой на этом рынке остается российский KAMAZ. Его доля рынка в мае достигла 33,5% от всех купленных новых грузовиков, что в количественном выражении составляет 2 505 автомобилей. Это на 24,9% превышает прошлогодний показатель.
С трехкратным отрывом от лидера вторую строчку рейтинга занимает шведская Scania. Грузовики этой марки в прошлом месяце разошлись тиражом в 795 экземпляров, что соответствует почти 5-кратному росту. На третьей строчке оказался еще один отечественный бренд, GAZ, с результатом в 751 купленный автомобиль (+58,8%). Кроме них, с почти равными результатами, в ТОП-5 также попали белорусский MAZ (408 шт.; +96,2%) и немецкий Mercedes-Benz (405 шт.; +122,5%).
Практически все 10 марок-лидеров по итогам мая 2021 года демонстрируют рыночный рост. Исключение составляет японский Isuzu, который ушел «в минус» на 8,7%. А наибольшее увеличение объемов рынка наблюдается у китайского Shacman – в 6 раз.
Среди моделей первенство удерживает KAMAZ 5490 с результатом в 640 купленных автомобилей (+40,4%). Следом идет GAZ Gazon Next (609 шт.; +92,1%), а замыкает первую тройку КАМАZ 43118 (519 шт.; +6,1%). Четвертую и пятую строчку рейтинга занимают KAMAZ 65115 (434 шт.; +45,2%) и Mercedes-Benz Actros (339 шт.; +115,9%) соответственно.
Эксперты отмечают, что здесь, как и среди марок, большинство моделей-лидеров по итогам мая оказались «в плюсе». Снижение объемов рынка отмечено лишь у KAMAZ 6520 (-9,1%), а самый сильный рост продемонстрировал Scania S – в 50 раз.
За 5 месяцев 2021 года рынок новых грузовиков в России также показал положительную динамику. Так, в январе – мае в нашей стране было куплено 36,6 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 38,2% больше, чем за 5 месяцев 2020 года.
ТОП-10 МАРОК РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В МАЕ 2021 ГОДА (шт.)
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В МАЕ 2021 ГОДА (шт.)
* Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.
Эксперты посчитали, сколько в России грузовых автомобилей
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 4 мая 2019. Время чтения 5 мин.
По официальным данным, в России на начало 2018 года 6,4 млн грузовиков, прошедших госрегистрацию в органах МВД, из них 3,9 млн в личной собственности граждан. Аналитическое агентство насчитывает немногим меньше, 3,8 млн экз. на начало 2019 года
С самого изобретения автомобиля произошло разделение его предназначения: легковые – для перевозки людей, грузовые – для транспортировки грузов. Сегодняшнее время невозможно представить без грузовых машин. Именно они перевозят львиную долю всех тяжестей. Они доставят груз в те места, куда не проложены рельсы, где нет больших рек и аэродромов. Сегодня многие уже оценили необходимость грузовика в домашнем хозяйстве. Если в Советской России 1970-х в личной собственности советских граждан их не было вовсе, в 1985-м обладателей грузовых авто насчитывалось только 2 тыс. чел., сегодня их – миллионы. Поговорим о том, сколько в России грузовых автомобилей, как менялся их парк.
Росстат о количестве грузовых авто
К 1991 году, когда одна страна исчезла, а на ее месте поднялось молодое Российское государство, насчитывалось 2 779 тыс. грузовиков. Целых 60 тыс. из них были во владении граждан.
Рис. 1. Наличие грузовых автомобилей, тыс. шт. на конец года
К 2010-му парк автомобилей для грузоперевозок России разросся до 5,5 млн единиц, по сравнению с уровнем 1991 года он вырос практически вдвое. Зато количество единиц транспорта в личной собственности изменилось с единичных экземпляров до почти трех миллионов.
К началу 2018-го автопарк грузового транспорта разросся еще на 18,5% и превысил уровень 1991 года в 2,3 раза. Наши сограждане владели к этому времени 3,9 млн грузовиков.
Рис. 2. Парк грузовых автомобилей в РФ, млн шт. на конец года
Структура грузового автомобильного парка России
Оценить состояние парка грузовиков в РФ мы имеем возможность по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ». Их на начало 2019 года насчитывалось 3,8 млн штук. При этом в расчет берется среднетоннажная (CV) и крупнотоннажная (HCV) техника. Почти 86% парка – грузовики HCV.
Рис. 3. КаМАЗы – самые популярные грузовики России
На протяжении последних пяти лет количество машин до нынешнего года оставалось неизменно на уровне 3,7 млн единиц и лишь на 1 января 2019 выросло до 3,8 млн. Зато доля иномарок в структуре грузового автомобильного транспорта выросла по сравнению с 2010 годом существенно, с 10 до 31%.
Таблица 1. Изменение парка грузовиков по маркам по состоянию на начало года
Грузовые автомобили | 2010 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Всего, млн штук | 3,4 | 3,73 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,8 |
В % | ||||||
Отечественных марок: | ||||||
КаМАЗ | 21,9 | 22,2 | 22,6 | 23,1 | 23,9 | 17,1 |
ГАЗ | 24,8 | 21,4 | 21,2 | 20,9 | 20,4 | 11,7 |
ЗИЛ | 19,3 | 15,7 | 15,5 | 15,0 | 14,5 | 5,6 |
МАЗ | 7,6 | 7,8 | 7,9 | 7,8 | 7,8 | 5,5 |
Урал | 5,4 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,8 | 2,9 |
Иномарок: | ||||||
Volvo | 1,6 | 2,2 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,5 |
MAN | 1,3 | 2,1 | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,4 |
Scania | 1,1 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,1 |
К самым популярным маркам грузовиков неизменно относятся машины отечественного автопрома: КаМАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, правда, доля их постоянно снижается.
Рис. 4. Изменение доли самых популярных отечественных марок грузовиков, в %
Пока еще медленно, но в структуре парка продукция российского автопрома вытесняется иномарками. К самым популярным можно отнести Volvo (с доли в 1,6% в 2010 до 2,5% в 2018).
Рис. 5. Изменение доли самых популярных иностранных марок грузовиков, в %
Среди российских регионов самым крупным парком грузовых машин неизменно располагают столица, Московская область и Краснодарский край.
Таблица 2. Грузовой парк регионов РФ, тыс. автомобилей
Регион РФ | 01.01.18 |
Москва | 167,8 |
Подмосковье | 151,3 |
Краснодарский край | 139,3 |
Ростовская область | 113,5 |
Иркутская область | 112,4 |
Татарстан | 109,1 |
ХМАО | 104,9 |
Новосибирская область | 101,7 |
Оренбургская область | 92,6 |
Красноярский край | 91,0 |
На эти десять регионов приходится 31,9% всех грузовиков страны.
Рис. 6. Региональная структура грузового автопарка РФ, в %
Прогнозы
Согласно стратегии развития автомобильного транспорта РФ, разработанной ОАО «НИИАТ», развитие крупных транспортных организаций обеспечит к 2020 году снижение среднего возраста парка до 9, а к 2030 году – до 7-8 лет. На сегодняшний день 65% машин старше 15 лет, а средний возраст парка на начало 2018 года составлял 20 лет.
Уже в 2019 на российских дорогах появятся беспилотники «КамАЗ».
«Начиная с 2019 года, планируется старт пилотной эксплуатации автономных транспортных средств «КамАЗ» на дорогах общего пользования в городе Набережные Челны и на закрытых территориях» (Ростех)
О самом дорогом грузовике – гиганте отечественного автопрома в видеосюжете: