Количество зарегистрированных автомобилей в казахстане
Наличие зарегистрированных автомобилей за январь–сентябрь 2019 года
Наличие зарегистрированных автомобилей за январь-сентябрь 2019 года
На конец августа текущего года в РК зарегистрировано 3,7 млн легковых автомобилей — на 8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4 млн единиц).
Больше всего легковых автомобилей зарегистрировано в Алматинской области — 489,1 тыс. единиц. В ТОП-3 регионов также вошли город Алматы (466,1 тыс. единиц) и Восточно-Казахстанская область (307,4 тыс. единиц).
По данным КС МНЭ РК, за январь-август 2019 года в Казахстане зарегистрировано 572,8 тыс. легковых автомобилей — на 1,4% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. За январь-август текущего года было зарегистрировано 10,1 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 14,8 тыс. человек. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года аварийность увеличилась на 4,6%.
69,5% всех повторно зарегистрированных автомобилей приходится на авто старше 10 лет. Наибольшую долю заняли автомобили старше 20 лет: 41,9%, или 427 тыс. единиц. Автотранспортные средства от 11 до 20 лет составили 27,6% (281,3 тыс. единиц), от 4 до 7 лет — 20,5% (209,3 тыс. единиц), от 8 до 10 лет — 6% (60,9 тыс. единиц), от 1 года до 3 лет — 3,5% (35,6 тыс. единиц), менее 1 года — 0,6% (5,8 тыс. единиц).
Динамика сделок на автомобильном рынке по-прежнему свидетельствует о тенденции планомерного старения отечественного автопарка. Так, доля транспортных средств старше 20 лет в перепродажах на вторичном рынке выросла с 39,6% в январе-сентябре 2018 года до 41,9% в январе-сентябре 2019-го, а доля транспортных средств в возрасте от 1 до 3 лет сократилась с 4,5% до 3,5%.
Наибольшее число вторичных регистраций по итогам 9 месяцев 2019 года зафиксировано в Алматинской области (155,4 тыс. единиц), городе Алматы (127,1 тыс. единиц) и Туркестанской области (92,9 тыс. единиц).
Начиная с 2015 года наблюдается динамика сокращения обеспеченности населения легковыми автомобилями. Так, в 2018 году на 100 человек пришлось 19,9 легковых автомобилей, при этом годом ранее показатель составлял 20,2 единиц, а в 2015-м — 22 единицы.
За пять лет обеспеченность населения легковыми автомобилями уменьшилась на 4,8%.
В Казахстане увеличилось количество зарегистрированных автомобилей
На учёт по итогам 2017 года в общей сложности было поставлено 1 170 584 автотранспортных средства.
О динамике регистрации автотранспортных средств в Казахстане по итогам прошлого года рассказали представители Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром». Всего на учёт было поставлено 1 170 584 транспортных средства, этот результат на 19,2% превышает аналогичный показатель прошлого года.
Большая часть из них – 1 100 684 экземпляров – пришлась на вторичную регистрацию техники, которая сменила владельцев. Этот показатель на 19,6% превышает результат АППГ. На первично регистрируемые ТС пришлось 69 900 единиц, что на 13,7% больше по отношению к 2016 году.
Из числа повторно зарегистрированных в 2017 году транспортных средств две трети – 66% – пришлось на технику в возрасте старше десяти лет. При этом наибольшую долю заняли машины старше двадцати лет (398 152 экземпляра). Стоит отметить при этом, что доля ТС, чей возраст не превышает год, уменьшилась с 2,7 до 1,1%.
В ТОП-10 регионов по количеству вторично зарегистрированных машин по итогам 2017 года вошли Алматинская область (167 435 единиц), Южно-Казахстанская область (148 048), Алматы (136 079), Астана (85 773), Карагандинская область (80 333), Восточно-Казахстанская область (72 006), Жамбылская область (60 507), Актюбинская область (49 979), Мангистауская область (48 623) и Акмолинская область (43 499).
Автомобилей на душу населения стало больше, но…
Обеспеченность граждан машинами в сравнении с советской эпохой возросла, при этом автопарк Казахстана продолжает стареть.
В агентстве «Автостат» привели статистические данные по количеству автомобилей и уровню обеспеченности ими в СССР на момент его распада. В 1991 году в стране числилось 16.9 млн легковых автомобилей, или же 59 авто на 1000 человек. Самая высокая степень автомобилизации населения наблюдалась в Прибалтике. В Эстонии на 1000 человек было 138 легковых машин, а в Литве — 122. Проще говоря, автомобиль тогда был у каждого седьмого эстонца и каждого восьмого литовца. Довольно высоким по меркам Союза был этот показатель в Грузии (96), Армении (91) и Латвии (89).
Скромнее всего с личными автомобилями дело обстояло в Молдавии — 40 машин на 1000 жителей, ровно столько же, как в Узбекистане и Таджикистане. В целом распределение личных машин в большинстве республик, хотя и варьировалось в зависимости от региона, оставалось равномерным. В России, где было зарегистрировано 8.9 млн легковых авто, иначе говоря более половины всего автопарка страны, приходилось 60 машин на 1000 человек, в Казахстане — 800 тыс., или же 48 машин на 1000 человек.
Три десятилетия независимой жизни существенно изменили расстановку в сфере автомобилизации бывших советских республик, которая напрямую связана с уровнем личной жизни граждан и размерами их доходов. Ныне в Казахстане личным транспортным средством располагает каждый пятый, если исходить из количества населения 18.6 млн человек при 3.6 млн зарегистрированных легковых авто. В то же время в России автомобиль имеется у каждого третьего, т. е. разрыв лишь увеличился.
Впрочем, гораздо более удручающим является не диспропорция в количестве машин, а их стремительно увеличивающийся возраст. Если пять лет назад доля авто в стране составляла 59 %, то в последнее время цифра выросла до 65 %.
«Мы даже болтики сами не производим»: почему казахстанцы готовы покупать «проблемные» авто из России вместо отечественных
Насколько велика доля российских автомобилей на дорогах Казахстана, почему наши соотечественники предпочитают покупать машины не в своей стране, а за рубежом.
На днях в ряде СМИ опубликованы результаты социологического опроса от DATAmetrics, где оценивалось отношение казахстанцев к автомобилям с российским учетом в стране. Опрос проводился среди автовладельцев с казахстанскими номерами в 14 областях и трех мегаполисах страны. Местом опроса стали АЗС, СТО и автоЦОНы. Было опрошено 1077 водителей.
Согласно результатам социологического исследования, мнение населения касательно машин с российским учетом отмечается достаточно отрицательное – 74 процента из числа опрошенных. Практически у половины респондентов (48 процентов) был негативный опыт с водителями машин с российскими номерами.
Среди минусов из-за автомобилей данной категории респонденты называли нарушение ПДД, отсутствие в базе, уклонение от уплаты налогов, отсутствие культуры вождения и другое. Отмечается, что тема стала актуальной в связи с большим количеством нарушений со стороны автомобилей с росучетом.
В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz решила подробнее разобраться, в чем плюсы и минусы автомобилей с российским учетом в Казахстане, правда ли, что казахстанцы относятся к ним так негативно, и почему в нашей стране так много этих авто.
Какие авто предпочитают казахстанцы
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в сентябре 2021 года продано 10 517 новых легковых и коммерческих автомобилей. Результаты трех кварталов оптимистичны: рост сохраняется на отметке 36,3 процента, всего продано 86 566 авто (79 444 легковых и 7 122 коммерческих автомобиля), что на 23 039 больше, чем в январе-сентябре 2020 года. По прогнозам АКАБ, в текущем году будет продано 110-115 тысяч новых автомобилей. В целом результаты 2021 года приблизятся к максимуму за последние пять лет.
По итогам девяти месяцев лидирует Chevrolet – 22 383 машины (+523,5 процента), Hyundai на второй строчке с результатом 17 758 авто (+55,2 процента), тройку замыкает Toyota – 10 404 штуки (+32,6 процента). В разрезе моделей по итогам девяти месяцев лидирует Chevrolet Cobalt (10 769) и Chevrolet Nexia (9 112). Тройку замыкает Hyundai Accent – 7 502. Далее по списку: Kia Rio (4 084), Toyota Camry (4 077), Hyundai Creta (2 943), Toyota RAV4 (2 473), Volkswagen Polo (2 321), Hyundai Tucson (1 978), Hyundai Elantra (1 966) и Lada Vesta (1 932).
К июлю 2021 года в Казахстан было импортировано 47,3 тысячи авто, а отправлено на экспорт 4,4 тысячи машин. В прошлом году показатели были следующие: импорт – 21,2 тысячи авто, экспорт – 2,9 тысячи. Основными странами, из которых Казахстан импортирует авто, стали Япония, Россия, США, Турция и Южная Корея.
При этом в последние годы наблюдается рост импорта автомобилей в Казахстан в связи с их подорожанием на отечественном рынке. С начала года и к концу августа новые автомобили подорожали на 10 процентов, поддержанные – на 9,9 процента, отмечает Бюро национальной статистики РК. На первичном рынке заметнее всего цены выросли в Костанайской области – на 13,8 процента. На вторичном рынке сильнее всего машины подорожали в ЗКО – на 24,5 процента. Наименьший рост цен наблюдается в Костанайской, Туркестанской и Мангистауской областях – на 7,3 процента.
Нехватка машин и дороговизна цен в Казахстане
Эксперты отмечают, что казахстанскому авторынку катастрофически не хватает машин. По данным экспертов, на тысячу наших жителей приходится всего 190 машин, тогда как в России и Беларуси на такое же количество людей приходится 340 единиц техники.
Получилось так, что доступность авто возрастом до 3 лет из-за рубежа за 3-4 миллиона тенге сведена под ноль. Так называемый средний класс вынужден покупать новые машины за 12-15 миллионов тенге, а остальным приходится приобретать подорожавшие б/у на внутреннем рынке либо ездить на авто с армянскими или российскими номерами.
«Мы провели сравнительный анализ цен на автомобили Казахстана и Грузии. Разница в цене существенная!» – констатирует председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров.
Эксперт также отметил свое скептическое отношение к казахстанскому «автопрому». Берик Заиров считает, что спрос на транспорт местного производства завышен искусственно.
«В 2020 году локализация производства автомобилей составляет всего лишь около 30 процентов – это не автопром, это отверточная сборка. Поэтому у нас увеличилось не производство, а сборка автомобилей», – считает он.
В связи с этим казахстанские автолюбители продолжают водить машины на иностранном учете. Особой популярностью пользуются автомобили с российской регистрацией. Хотя таможенные правила с каждым разом ужесточают, водители не спешат менять регистрацию.
Проблемы казахстанского автопарка
СМИ и эксперты также отмечают, что в Казахстане в геометрической прогрессии стареет автопарк. По информации республиканского Союза предприятий автомобильной отрасли, за 11 месяцев прошлого года жители страны поставили на учет 1 миллион 200 тысяч машин, и почти все – 1 миллион 90 тысяч – б/у. Причем почти половине этих машин давно пора «на пенсию». Они откатали на дорогах больше двух десятков лет. А среди первично зарегистрированных машин 16 тысяч приходится на армянский и российский транспорт тоже далеко не первой свежести.
В казахстанских автосалонах на протяжении уже нескольких месяцев ощутим дефицит машин. Очередь на популярные модели дилерами легко растягивается на срок от 1,5 до 4 месяцев. Но и даты поставок, озвученные покупателям, не гарантируют доставку авто вовремя. Не всегда устраивает клиентов и комплектация авто под наш рынок, а также ограниченная цветовая гамма.
К примеру, еще пять лет назад доля 10-летних авто составляла 59 процентов. Буквально через три года цифра выросла до 65 процентов. В 2020-м, возможно, доля раритетов составляет уже 70 процентов, говорят эксперты. При этом отмечается, что власти не стремятся исправить эту проблему, а отечественный автопарк продолжает находиться в печальном состоянии, когда «почти ничего не производится», несмотря на убеждения МИИР РК о росте автопроизводства.
Политолог Санжар Бокаев считает, что официальные цифры о проценте локализации не соответствуют действительности. По его словам, нет ни одного автомобиля, половина запчастей которого произведена в Казахстане.
Почему казахстанцы предпочитают российские авто
Из всех перечисленных факторов и вырисовывается картина того, почему казахстанцы предпочитают приобретать российские автомобили. В первую очередь иностранный учет финансово выгоден. Автомобиль, привезенный из России, гораздо дешевле и считается таможенно очищенным, не требует уплаты всевозможных налогов.
— Наши граждане покупают их по причине дешевизны. Юридически они не являются владельцем транспортного средства и никогда не будут. По сути, они просто им пользуются. Но из-за разницы в цене, почти в два раза, такая машина становится привлекательной для наших граждан. Это тревожный звоночек для руководства нашей страны, – рассказал директор юридического агентства Justice Consensus Азамат Бурханов.
Проблема регистрации российского авто в Казахстане
По законодательству Казахстана все транспортные средства, ввезенные из других стран, в обязательном порядке должны пройти регистрацию. Несмотря на это, многие владельцы автомобилей игнорируют этот закон.
Главной причиной равнодушия называют дороговизну процедур по регистрации авто. Это таможенная пошлина (варьируется в пределах 12,5-20 процентов), обязательный налог на добавленную стоимость в 12 процентов, утилизационный сбор (базовая ставка 50 МРП – 138 900 тенге), получение свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и оборудование кнопкой ЭВАК (экстренные вызовы при авариях и катастрофах), а также первичная регистрация автомобиля. Все вышеперечисленные обязательные условия регистрации нередко обходятся казахстанцам дороже самого автомобиля.
Председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков считает, что суммы для регистрации авто в Казахстане, установленные государством, запредельные. Как отметил эксперт, с введением первичной регистрации резко снизилось количество завозимых автомобилей. Это выступает первой и главной причиной, по которой на казахстанских дорогах наблюдается обилие нерастаможенных авто из России, Армении и Кыргызстана.
Безнаказанность водителей и другие минусы российского авто в Казахстане
Самым главным недостатком российских автомобилей в Казахстане считается то, что многие водители с иностранными номерами остаются безнаказанными из-за дорожных правонарушений. Уведомления о штрафах за нарушения, зарегистрированные городскими камерами, не могут найти получателя. Причем водителей не пугает даже штрафстоянка. Если в доверенности прописано, что водитель имеет право представлять интересы владельца, то он заберет машину без проблем.
«Народные» способы покупки российского авто требуют лишь наличия страховки, которую покупатель оформляет при пересечении границы. Это автоматически привязывает новоиспеченного владельца к машине. А российские номера на дорогах нашей страны уже давно перестали кого-либо смущать. Ввезенная машина может быть угнанной или находиться под залогом. Но после пересечения границы эти моменты забываются. Считается, что на казахстанских дорогах его никто «не достанет».
— Уже несколько лет пытаются их занести в базы данных. Но этот вопрос до сих пор остается нерешенным. Могут в частном порядке по городу выловить кого-то, наложить административный штраф и водворить машину на штрафстоянку. Но сотрудники полиции не могут бегать за каждой машиной с иностранным учетом. Этот вопрос не поставлен на поток, как с зарегистрированными в Казахстане автомобилями, – поделился юрист Азамат Бурханов.
Для того чтобы привлечь такого водителя к ответственности, необходимо обращаться в страну, где машина состоит на учете. А там в свою очередь не могут определить казахстанского владельца. По данным МВД, в начале 2020 года на казахстанских дорогах насчитывалось почти 170 тысяч машин, состоящих на учете в Армении, Кыргызстане, Беларуси и Роcсии. Таким образом, водители-казахстанцы, совершающие ДТП, остаются безнаказанными из-за сложности определения владельца.
В начале 2020 года министерство внутренних дел Казахстана обязало водителей, разъезжающих с российскими номерами, провести таможенную очистку своих машин. В ответ на это владельцы автомобилей возмутились, ссылаясь на дорогостоящую процедуру «такой» очистки. В настоящее время за управление автомобилем, не зарегистрированным в Казахстане, предусмотрен штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге) с водворением автомобиля на штрафстоянку.
Насколько российские авто дешевле казахстанских
Для более наглядного примера мы сравнили цены на популярной российской торговой площадке Avito и казахстанском сервисе Kolesa.kz. Обе платформы уже стали «народными» для обеих стран, а стоимость использованного авто нагляднее демонстрирует ситуация на авторынках двух государств.
Например, Toyota Camry XV 40 2006 года выпуска с пробегом в 220 тысяч километров в Омске будет стоить 650 тысяч рублей (3 914 105 тенге).
Как поставить на учет автотранспорт с российскими номерами и сколько это стоит
В Казахстане эксплуатируются около 88 тысяч автомашин с российскими номерами, которые не состоят на учете в РФ, так как прежние владельцы сняли их с учета после продажи. Согласно закону Казахстана такие автомобили необходимо зарегистрировать в установленном порядке.
Кроме того, среди них есть автомобили, находящиеся в розыске или под санкциями суда. В связи с этим полиция начала проверку автомобилей с российскими номерами и водворять находящиеся в розыске или под санкциями суда на штрафстоянки. Sputnik Казахстан дает ответ на 10 важных вопросов, касательно автотранспорта с российскими номерами.
1. Сколько автомобилей с российскими номерами завезены в Казахстан
По данным МВД, в Казахстане около 210 тысяч автомобилей с российскими номерами эксплуатируются на территории страны. Эта цифра включает в себя угнанные автомобили. По информации, предоставленной министерством внутренних дел Российской Федерации, 606 автомобилей находятся в розыске. Также более 80 тысяч машин были не зарегистрированными ни в России, ни в Казахстане, поскольку их автоматически сняли с учета на основании договора купли-продажи. Казахстанцы, в свою очередь, не поставили на учет эти автомобили.
2. Какая ответственность предусмотрена за это
В соответствии со статьей 66 Закона «О дорожном движении» транспортные средства, приобретенные на таможенной территории Евразийского экономического союза, должны быть зарегистрированы в уполномоченном органе в течение десяти рабочих дней. Неисполнение требований закона согласно пункту 2 статьи 590 Кодекса об административных правонарушениях (Управление транспортным средством без государственных регистрационных номерных знаков (знака) или после запрещения его эксплуатации, или не зарегистрированным в установленном порядке) влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей (29 170 тенге). Автомобиль водворяется на штрафстоянку.
3. Как забрать автомобиль со штрафстоянки
Сначала необходимо оплатить штраф, указанный в административном протоколе. Затем автомобиль необходимо зарегистрировать. На основании этих документов машину можно забрать со штрафстоянки.
4. Как поставить на учет автотранспорт с российскими номерами
Чтобы поставить на учет автотранспорт, необходимо обратиться в спецЦОН, уплатив следующие налоги и получив необходимые документы:
5. Какова сумма утилизационного сбора и платежа за первичную регистрацию
Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке в отношении различных видов транспортных средств. Базовая ставка составляет 50 МРП. В 2021 году размер одного месячного расчетного показателя (МРП) равен 2 917 тенге. Сумма утилизационного сбора для легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:
Сумма первичной регистрации автотранспорта зависит от размера МРП и возраста автомобиля:
— до 2 лет, включая год выпуска – 0,25 МРП (729 тенге);
— от 2 до 3 лет, включая год выпуска – 50 МРП (145 850 тенге);
— от 3 лет и выше, включая год выпуска – 500 МРП (1 458 500 тенге).
Пошлина за изготовление свидетельства о государственной регистрации транспортных средств (СРТС) составляет 1,25 МРП (3 646 тенге).
6. Зарегистрируют ли транспортное средство, если оно не соответствует требованиям безопасности
Автомобиль должен соответствовать техническому регламенту Казахстана. Для этого нужно получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Его выдают в сертифицирующих центрах, расположенных в областных центрах и городах республиканского значения. Необходимо написать заявку, также предоставить нужные документы.
Специалисты центра проверят идентификационный номер автомобиля на основании всех документов. Затем осматривают машину. Транспорт должен соответствовать требованиям «Евро-4», «Евро-5» или «Евро-6». Если транспортное средство не соответствует требованиям безопасности, его не поставят на учет в Казахстане.
Специалисты советуют продать такие автомобили в соседние страны или реализовать машину в разобранным виде для автозапчастей. Другого пути нет.
7. Можно ли управлять автомобилем, зарегистрированным в России
Да, по Казахстану можно передвигаться на автомобиле, зарегистрированном в Российской Федерации. Для этого на водителя необходимо оформить главную доверенность и страховой полис. Также придется раз в 12 месяцев вывозить транспорт с территории страны. Технический осмотр проводится в России. Затем через 30 дней можно повторно заехать в страну.
Автомобили же, оформленные на основании договора купли-продажи, обязательно нужно поставить на казахстанский учет. Поскольку такой транспорт автоматически снимается с регистрации в соседней стране.
8. Что будет с праворульными автомобилями
С 2008 года в Казахстане нельзя регистрировать автомобили с правосторонним расположением органов управления. Если такой автомобиль зарегистрирован в России, можно передвигаться на территории Казахстана по доверенности и страховому полису. Если предыдущий владелец продаст машину и снимет ее с учета, то новый владелец не сможет управлять ею. В Казахстане регистрации подлежат только автомобили с левосторонним управлением.
9. Будут ли изыматься криминальные автомашины, которые проходят по каким-либо преступлениям
В настоящее время МВД Казахстана ждет ответа от Российской Федерации. Исходя из этого будут приняты меры касательно угнанных и находящихся в розыске автомобилей. По мнению юристов, такие автомобили подлежат конфискации.
10. Будут ли исключения со стороны государства
По словам заместителя председателя комитета административной полиции Серика Тусупова, в стране зарегистрировано более 4 миллионов 200 тысяч единиц техники. Все они поставили авто на казахстанский учет. Следовательно, другие должны последовать их примеру.
«Данные требования соблюдаются в полном объеме. Поэтому какие-либо исключения для какой-то категории граждан в законе не предусмотрены. Мы предполагаем, что все-таки нужно будет зарегистрировать данные автомашины либо, как минимум, не эксплуатировать их до решения правового вопроса с бывшими собственниками транспортных средств», – сказал Тусупов на брифинге.