Колонка в багажник авто
Изготовление колонок для багажника!
Всем привет!
Т.к. во время встреч с друзьями моя машинка оказывается в центре внимания и является главным источником музыки, то я решил увеличить громкость музыки с помощью дополнительных динамиков, которые будут установлены в багажник. Для этого было решено делать колонки на основе 13-ти см. динамиков Pioneer. Конечно более разумно было сделать подиум на крышке багажника, но эта идея была откинута из-за некоторых причин…
Начертив чертёж и собравшись с мыслями я начал их изготовление. Итак, понеслось:
Далее вырезаем передние и задние стенки, прикрепляем передние и несём домой для того чтобы промазать места соединений внутри и снаружи
Затем прикрепляем задние стенки и промазываем их, потом оставляем на ночь, что бы всё капитально высохло
На следующий день обклеиваем внутри ватином для мягкости баса и приятного звука
Теперь ставим динамики, тянем проводку и тестируем
После тестов я был приятно удивлён, вот что значит правильное оформление, динамики отыгрывают отлично, низов от них не нужно, т.к. есть саб, Обьём составил 4 литра.
Следующим этапом была наружная отделка, использовался материал похожий на карпет
Изучаем передаточную функцию салона. Часть 4. Сабвуферы в багажнике
Так сложилось, что рассматривая различные передаточные функции салона в предыдущих частях мы шли от сложного к простому — сначала были фронтальные сабы в бардачке, потом — стелсы в боковинах трёхдверных хэтчей, а закончили мы на установке сабвуфера в седане с направлением динамика в лючок за подлокотником заднего сидения и вертикально вверх в полке.
Двигаемся дальше в сторону более простых и более традиционных решений: перемещаемся в багажник.
Вот оставшиеся позиции:
Как я обещал Володе В.Г., теперь рябление в глазах стопроцентное, ибо в каждом типе кузова планировалось измерение всех возможных вариантов размещения сабвуферов в багажнике. Единственная машина, с которой вышла частичная промашка — Chevlrolet Cruze, там пропустили вариант №9. Были ещё две машины, которые мы совсем пропустили. Одна — Vectra A с установленными в полку сабвуферами-free air (эксперимент был бы совершенно не показательным) и вторая — Isuzu Bighorn, у которой на полу бангажника богатая инсталляция из большого количества усилков и сабвуфера по центру: поставить тестовый ящик было просто некуда:(
В этом обзоре я постараюсь пройтись по каждой машине. Для этого я скомпоновал графики для каждого автомобиля в большие картинки, чтобы всё влезло в один пост. Забегая вперёд, хочу отметить, что на первый взгляд графики в пределах одного авто будут казаться очень одинаковыми. Однако, дьявол ездит в Прадо прячется в нюансах: очень удобно брать одну частоту, на которой проведена вертикальная линия и сравнивать уровень на этой частоте по разным графикам. Тогда разница сразу будет заметна.
Для наглядности я не стану расписывать словами каждое расположение сабвуфера в багажнике, а приведу вот такую иллюстрацию:
Обратите внимание: позиции пронумерованы по кругу, по часовой стрелке, начиная с левого стелса. Девятая позиция — по центру багажника, динамиком вверх. Позиции 6,7,8 — самые нетипичные в багажнике. №№6 и 8 имитируют стелс с разворотом динамика в салон. Из живых примеров №7 — установка сабвуфера в заднюю дверь внедорожника типа Land Rover Freelander первого поколения, или Гелендвагена, или ещё чего-нибудь с калиткой, открывающейся в бок. В хэтче подобное можно повторить, просто вырастив на полу «вулкан» с динамиком, довёрнутым в салон. Актуально для тех, кому багажник не нужен)))
Графики на коллажах для каждой машины будут располагаться точно в такой же последовательности:
2 3 4
1 9 5
8 7 6
(их номера будут также отмечены справа от каждого графика)
Итак, поехали! Начнём с самых неоднозначных автомобилей этого теста — с седанов:)
Вот, например, Peugeot 407 (сорри за опечатку в подписи к рисунку — она из шаблона расползлась по всем картинкам:(
Если честно, багажник — лучшее место размещения сабвуфера в этом авто, особенно если учесть, что в салон через полку и подлокотник обычно вытаскивают динамики в ЗЯ, не обладающие средствами дополнительного акустического усиления типа ФИ. Здесь лучшее акустическое усиление на суббасе (всё, что ниже 40Гц в среднем поднимается на 4дБ), более ровная АЧХ, отсутствие эксцессов выше 60Гц (будет меньше оттяжка баса при отсутствии призвуков. Но, как я говорил выше, при кажущейся похожести графиков в багажнике, есть некоторые нюансы — не все расположения одинаково полезны. Я бы отметил как лучшие варианты №№1,2,5 (стелсы, либо коробок смотрящий назад, приставленный к левому дальнему углу багажника). Но откровенно плохих вариантов нет — можно экспериментировать с расположением диамика на слух. Резать сверху саб можно практически как угодно — шансов нарваться на привязку немного.
Следующий седан — полнейший антипод.
Встречаем потенциальную головную боль СыКушников — Chevrolet Cruze!
Сначала положительные замечания — вне зависимости от расположения сабвуфера в багажнике передаточная функция салона в диапазоне ниже 60Гц не меняется. Меняется только то, что выше. Например, чтобы минимизировать шансы получить оттяжку назад я бы рассмотрел варианты № 4 и 6… Но в любом случае провалище на 37Гц и стоящий рядом с ним торчок на 42-43Гц — оооочень портят картину. Бороться с ними, подбирая акустическое оформление в спикерпопе — утопия. Проще поставить сабвуфер в полку или подлокотник.
До сих пор очень жалею, что седанов в нашей подборке оказалось всего два. Ибо они не дают сложить какой-то общзей картины для седанов — слишком разные (надеюсь летом повторить эксперимент в расширенном виде). Чего не скажешь о хэтчбеках. Но, прежде чем перейти к хэтчам, рассмотрим один переходной вариант — лифтбэк Skoda Octavia A5 FL:
Здесь всё намного более пристойно, чем в Крузе, но уже не так аудиофильно, как в Пежо. Тут так же, как и в Крузе отличия между 9 позициями в основном прячутся на 100Гц и выше. В этом салоне хорошо давить (усиление на 40Гц — около 18дБ, на эту частоту и надо настраиваться для давки). Также должны очень мощно и музыкально заиграть крупнокалиберные головки в ЗЯ (15″) и в ФИ (с настройкой на 30Гц). Если есть только 10″ саб — не беда, можно его порезать сверху на 31,5 Гц вторым порядком и получить полную аудиофилию:) Однако все варианты сабвуфера для мыузыки (не для давки) подразумевают стыковку с фронтом в районе 50-55Гц (виной тому — провал на 65Гц). А с этим у этой октахи проблема — все варианты переноса мидов в переднюю часть дверей, которые я видел дают моер призвуков при игре мидов на этих- частотах. А если оставлять мидбас в родном месте (в попе) и ставить туда 8″ (влазит с незначительными переделками), то фронт должен уже быть трехполосным.
Теперь таки перейдём к хэтчам. Вот тут уже, в отличии от седанов, наблюдается определенный набор тенденций в передаточной функции салонов. Форма практически одинаковая, отличается нюансами. Все хэтчи тяготеют к использоыванию либо 10″ сабов в более просторных корпусах (чем рекомендует АЗ)))), либо 12″ сабов. Рекомедндация по использованию ФИ с низкой настройкой (30Гц) в не сильно больших корпусах также имеет место быть. Кстати, Hyundai Matrix по форме передаточной намного ближе к Хэтчам, чем к универсалам и кроссоверам. поэтому он будет замыкающим в группе хэтчей:)
Самый эффективный по акустическому усилению хэтч — VW Golf VI, с него и начнём
Вот в этой машине уже появляется серьёзная зависимость работы сабвуфера от расположения его в багажнике. Влияние её в основном леижт в районе 30Гц. Я бы для себя выбрал классический вариант №3 (динамиков назад, по середине багажника по ширине, прижатый к спинке сиденья). Если делать стелсы, то либо 10″ непритязательную к объёму (чтобы в оформлении резонанс был как можно ниже), либо большого объёма. Фри эйр тоже, в принципе, возможен, но без хитрой эквализации торчка на 40-50Гц тут уже не обойтись…
Следующий хэтч — Mazda3.
Этот хэтч, наоборот, показал самое низкое акустическое усиление — ниже Гольфа в среднем на 4-5дБ. В ней лучше не давить))) Также эта машина показывает огромную зависимость АЧХ от расположения сабвуфера. Скажу честно, мне ни один из вариантов до конца не нравится. По принципу наименьшего зла — стелс влевое крыло параллельно крылу, либо стелсы в любом из крыльев, но с сильным доворотом в салон. Если нет возможности морочиться со стелсом, то лучше поставить коробок в левый дальний угол багажника дином назад, либо в пол — в запаску. Упаси боже делать стелс в заднем правом крыле — будет не интересно:(
Opel Corsa D трёхдверка — очередной «самый» хэтч
в нём хорошее акустическое усиление и плавная передаточная, позволяющая стыковать саб с мидами достаточно высоко, особенно если сабвуфер большой (12″) и не приходится извращаться с низкой подрезкой для вытаскивания суббаса. Самое эффективное расположение с точки зрения СыКу (с точки зрения давки все примерно одинаковые) — средний ряд графиков: 1,9,5 (стелсы либо в пол, вертикально вверх). Классический коробок лучше сдвинуть в левый угол (№2).
Ну и по показателю максимальной аудиофильности, конечно багажник этой машины проигрывает стелсам на заднем ряду сидений:)
Теперь будет сладкая парочка — Opel Astra H 3d и Opel Astra H 5d
передаточные функции обеих машин почти не зависят от расположения саба внутри багажника. Имеют одинаковый ход АЧХ ниже 40Гц. На этом их сходства заканчиваются. А дальше отличия:
— трёхдверка в среднем имеет акустическое усиление выше на 2-4дБ (ещё один довод в пользу большей давильности трёхдверки)
— трехдверка имеет больший акцент на 40-50Гц (как раз 4 дб разница именно там)
— трёхдверка имеет больший акцент на 100Гц (больше шансов на оттяжку баса назад)
Ну а что до лучшего расположения — то самое «почти не заыисит» содержит в себе единственное исключение — стелс в левом крыле будет давать лучший суббас по сравнению с другими вариантами. Ну и 12″ саб здесь будет выглядеть наряднее:)
Матрасик:) (Hyundai Matrix)
Как и большинство хэтчей не сильно критичен к расположению саба в багажнике. Просит большой саб или низко настроенный фазик. Можно давить на 40Гц (ни в коем случе не на 30)))).
Теперь перейдём к вагончикам (универсал и кроссоверы). Они оказались тоже не все одинаковые. Вернее как — Мурано и Пассат Вариант похожи. А VW Touareg I выбивается.
По своему опыту настройки скажу, что АЧХ 10″ сабвуфера, которую показал Туарег похожа, например, на Nissan X-trail и на VW Tiguan. Разница между 30 и 40Гц — в среднем от 8 до 12 дБ ниже 40Гц — резкий спад. Саб будет либо гудеть на одной частоте, либо его будет не слышно (но некоторые скажут, что бас быстрый)))). Чтобы бас было слышно, уровень сабвуфера надо поднимать и резать на 31,5Гц третьим-четвертым порядком. Мидбас при этом должен уверенно играть от 50гц. Либо пробовать альтернативные способы размещениса сабвуфера, как в предыдущей части я описывал для Туарега. Размещение влияет на АЧХ, но на принцип рипготовления не влияет — таскайте по багажнику на свой вкус…
Nissan Murano II показывает более приличное поведение. Здесь уже можно получить какое-топодобие суббаса и без крутой и низкой подрезки
Здесь можно выбирать результат путём совмещения различных положений саба в салоне с различными объёмами корпусов и размерами динамиков. например, 10″ в компактном объёме лучше поставить в стелс в правом крыле. 12″ в просторном ящике будет хорошо себя чувствовать в обычном коробке возле спинки сиденья, направленный назад.
Ну и напоследок о вагончике-пассате. Форма передаточной VW Passat B3 Variant похожа на Мурано, только плавнее и имеет большее акустическое усиление, которое у больших кроссоверов самое слабое в тесте.
на 35-50гц уже нет двойного подбородка с провалом посередине:)
Все варианты размещения достаточно хороши, но самого низкого баса от 10″ как в седане не получишь. Вердикт — либо 12″ либо 10″ с ФИ с настройкой на 25 Гц, что изобразить достаточно тяжело. Если выбирать наиболее аудиофильский вариант — я бы остановился на стелсе в правом крыле. Можно даже попробовать довернуть оттуда саб вперёд в салон, но это уже не обязательно
Монитор и немного динамиков в крышку багажника
РжаВейКА (до этого — Лада 2108)
Ярославль, Россия
Всем привет! Наверное вы знаете поговорку — КОГДА КОТУ ЗАНЯТЬСЯ НЕЧЕМ, ОН ЯЙЦА ЛИЖЕТ! Так вот, когда мне заняться нечем, я иду в гараж и что нибудь делаю со своей машиной.
Сегодня речь пойдёт об оформлении крышки багажника, а именно внедрение 9ти дюёмого монитора( дублирующего изображение с ГУ) и двух компонентной акустической системы ALPHARD MACHETE MC-6.2A.
Значит монитор я заказывал с китая
Теперь про процесс установки…
После того как я делал пол фанерой 10мм, остался матерьял.
Вырезал из фонеры нужные мне кусочки(каркас)
Затем был изготовлен подиум под монитор и куплены кольца под 16 дюймовые динамики.
Теперь всё это дело соединяем, получилось как то так.
Теперь это всю эту конструкцию снимаем с крышки, протягиваем саморезами (чтоб держалось крепко). Получаем такую конструкцию.
Далее. идём к жене или девушки и снимаем с неё чулки или колготки и делаем так.
Ну теперь это всё обмазываем эпоксидной или полиэфирной смолой, ждём как обретёт жёсткость и покрываем стекломатом ( я использовал 300тый).
Ждём полного высыхания.
После того как это всё высохло, обрезаем излишки, за шкуриваем ( я ещё покрывал шпаклёвкой на основе стеклоткани) вот что получилось.
Ну вот, теперь обшивка стала приобретать желаемый вид. После того как довели поверхность до ума, хорошо обезжирил и начал обтягивать чёрным карпетом ( который остался от саба и пола багажника)
Немного повозившись с клеем и феном, получилось вот это)
Сделал перекур, чтоб всё ещё хорошо проклеилось и начал делать отверстия для динамиков и монитора
Ну теперь крепим новую обшивку крышки багажника на своё место и начинаем устанавливать на неё аппаратуру.
Ну вот теперь готовый вариант, вот что получилось
«Овалы» в заднюю полку — это уже прошлое?
Динамики типа «овалы», те, которые 6х9 дюймов, смело можно назвать народными. Так как они являются одними из самых популярных на рынке акустических систем для автомобилей.
Большое количество машин плохо приспособлены для установки серьезной акустики, без переделок, а вот «овалы» в заднюю полку воткнуть можно практически в любом авто 🙂 Я имею в виду седаны. И люди, не слишком притязательные, а также не желающие выбрасывать много денег на звук в любимом жигуленке (к примеру), но при этом жаждущие, «чтобы было громко» — устанавливают «овалы», или «блины».
Приверженцы «правильного» звука скажут мне, что надо делать «правильный» фронт, в первую очередь. Потому что музыка должна звучать спереди! Так как обычно мы слушаем музыку именно оттуда. Ведь со сцены, в кинотеатре, или в ресторане музыка обычно звучит спереди. И садиться задом к сцене как бы не совсем логично.
Но реальности часто получается так, что люди слушают музыку оттуда, откуда могут ее слушать 🙂 Еще не стоит сбрасывать со счетов любителей электронной музыки, для которых понятие «звуковая сцена» не сильно важное. Да и не каждый готов вкладывать деньги в построение качественного фронта. А овалы выдают неплохой звук с хорошими низами. А еще бывает, что динамики просто есть в наличии, и их надо только установить, чтобы получить более-менее нормальное качество звучания, а покупать новые не хочется.
В общем, при соблюдении определенных принципов вполне возможно добиться хорошего звучания «овалов» и не «влететь» по деньгам. Да, кстати, у меня в предыдущей машине, ВАЗ-21063, сзади стояла пара динамиков 6х9 «Иволга». От кассетной магнитолы Sony они играли так, что дребезжали пластиковые молдинги, крышка багажники и номерной знак. Это было слышно на 6-ом этаже дома, где я когда-то жил. Меня это дико радовало и полностью устраивало. На тот момент 🙂
Но есть ли вообще смысл устанавливать такие динамики? И что же надо для того, чтобы «овалы» хорошо звучали?
Смысл однозначно есть, если «блины» уже в наличии, и не хочется покупать и устанавливать что-то более серьезное. С минимальными усилиями они будут неплохо звучать.
Для начала следует сделать максимально жестким место инсталляции. Для этого заднюю полку надо обработать вибро- и шумоизолирующими материалами, или даже заменить ее на более прочную конструкцию. Для некоторых моделей автомобилей в продаже есть готовые полки из фанеры или МДФ. Впрочем, самому изготовить полку и обтянуть ее каким-нибудь материалом в цвет салона не должно быть слишком сложно.
Если же динамики устанавливаются в отверстия в металле, стоит сделать под них небольшие проставки из фанеры или того же МДФ. Акустика должна сидеть плотно и жестко, без щелей и зазоров. В этом поможет проставка и немного вибры, ну или какого-нибудь битопласта. Прикрутить динамики через проставку к металлу болтами и гайками будет лучше, чем крепить их саморезами.
Насчет ориентации динамиков. Кое-кто делает под них подиумы на задней полке, с доворотом. Не надо этого делать, так как звук и так идет в салон, отражаясь от заднего стекла, создавая равномерное звуковое поле. А подиумы направляют динамики вообще в потолок или в затылок пассажиров, что для них не есть комфортным 🙂 Я не один раз видел такое собственными глазами в некоторых автомобилях.
Существует еще один неплохой вариант использовать «блины». В случае, если у вас в автомобиле есть и фронтальная акустика, а головное устройство позволяет отфильтровать частоты, пустив на фронт высокие и средние, а низкие — на тыл, то можно получить неплохой звук в достаточно широком динамическом диапазоне. Ведь фронтальная акустика, пусть даже не сильно качественная, не будет захлебываться на низах, а тыловая — не будет перетягивать к себе звуковую сцену, а отыгрывать низкие частоты. Получится такая себе бюджетная замена сабвуферу. Кое-кто для этой цели буквально выдирает из коаксиального «блина» высокочастотник 🙂
Иногда динамики 6х9 пробуют устанавливать в передние двери. Именно для того, чтобы получить хороший фронтальный бас. Почему пробуют? Потому что в большинстве попыток результат не радует. Все дело в том, что практически все «овалы» рассчитаны на установку типа «freeair», то есть в бесконечный акустический экран. Корпуса для такого динамика не надо, он отлично играет без него. Если же установить его в корпус, даже такой, как дверь, качество звука вряд ли будет хорошим. Да и усилий для установки относительно большого динамика надо приложить много.
Конечно, все реально, если есть желание и много времени 🙂 К примеру, «блины» иногда можно использовать в качестве низкочастотного звена в трехкомпонентной фронтальной системе. Правда для этого надо хорошо знать, что делаешь и зачем.
В общем, резюмируя, можно сказать, что «овалы» вполне можно использовать, особенно, если они у вас уже где-нибудь валяются в недрах гаража 😉 А также в том случае, если вы не очень требовательны к качеству звука, ориентации звуковой сцены, не хотите заморачиваться сложной установкой и настройкой аудиосистемы.
Если же вы хотите строить «правильный» звук в своем автомобиле «с нуля», а также планируете когда-нибудь участвовать в соревнованиях по автозвуку, начните с фронта. Качественная «голова» и фронтальные динамики (хотя бы двухкомпонентые), соответствующая силовая и акустическая проводка — вот хорошее начало! 😉
ПРАВИЛЬНОЕ РАСПЛОЖЕНИЕ САБА (теория)
Всем привет ребят.
Сегодня хотел коснутся такой темы:
Как и куда установить саб?!
Прежде чем приступить к покупке и установке динамиков в автомобиль, вы должны четко себе представить, как ваша аудиосистема будет выглядеть в целом.
А для этого нужно располагать если не полным знанием, то хотя бы частичным пониманием темы. Согласитесь, одно дело когда вы приходите к установщику, совершенно не понимая, как, что и где делается, и иное, когда точно знаете, чего хотите — совсем другое отношение к вам и совсем другой разговор
Для начала немного теории:
Чаще всего в автомобиле применяется четыре вида акустического оформления:
— закрытого типа (ЗК)
— корпус с фазоинвертором (ФК)
— полосового типа (ПК)
— и бесконечный акустический экран (free air).
Если развиваемое НЧ-головкой звуковое давление в ЗК (или free air) принять за некую величину N, то, установив этот же динамик в ФК, с некоторой долей приближения получим прирост звукового давления равный 3 дБ, а в ПК — б дБ.
Напомним, что увеличение уровня звукового давления на 3 дБ означает увеличение громкости звука в два раза, соответственно 6 дБ — в четыре раза
Из всего сказанного можно сделать вывод:
Применение более сложного акустического оформления для НЧ-головки позволяет использовать менее мощные усилители при равной громкости звучания.
А учитывая, что стоимость усилителя растет пропорционально его мощности, то данный показатель важен для многих автолюбителей.
Еще одно обстоятельство, которое волнует многих покупателей при выборе сабвуфера —количество обмоток звуковых катушек
В магазинах можно найти сабвуферы с одной, двумя и даже с четырьмя обмотками.
Для чего это делается?
Увеличение количества обмоток — некоторая хитрость производителей, позволяющая использовать вместо одного очень мощного несколько менее мощных усилителей. На качество звука это совершенно не влияет, и применяется только для получения максимального звукового давления.
Несколько слов об активных корпусных сабвуферах, тем более что за последний год на рынке появилось немало моделей, привлекательных как по качеству звучания, так и по развиваемому звуковому давлению.
Если производитель подходит серьезно к таким изделиям, то старается оптимально подобрать связку «усилитель+НЧ-громкоговоритель», чем обеспечивает высокое качество звука и избавляет вас от необходимости самому делать необходимый подбор компонентов. Более того, активные сабвуферы просты в настройке, монтаже и в большинстве своем оснащены высоко уровневыми входами для подключения штатных головных устройств.
Основной недостаток активных сабвуферов — отсутствие отдельных выходов встроенного усилителя, поэтому если он выйдет из строя, то сабвуфер станет бесполезным.
Выбор акустического оформления и места установки НЧ-головки во многом зависит от типа кузова автомобиля.
Конструктивно все автомобили можно разделить на три условных класса:
с совмещенным объемом салона и багажного отделения (типа хэтчбек и универсал) с изолированным от салона багажником (типа седан) и открытым кузовом (типа кабриолет)
Каждый из этих автомобилей имеет свои особенности установки, поэтому рассмотрим их по отдельности.
Как установить НЧ-динамик в кузов автомобиля типа седан?
Автомобили с таким типом кузова наиболее сложны для установки сабвуфера.
Если просто «бросить» сабвуфер в багажник или установить в боковую стенку, то за счет акустической экранировки в салон будут доходить только самые низкие частоты, да и то больше из-за вибраций самого кузова. Поэтому для того чтобы бас был в салоне, приходится идти на определенные хитрости и уступки.
Проанализируем несколько оптимальных вариантов размещения сабвуфера
Считается самым удачным местом установки НЧ-головки в автомобилях с данным типом кузова.
В данной модификации можно использовать все варианты акустического оформления.
Самый простой способ установки НЧ-головки, но имеет ряд особенностей.
Во-первых для данного акустического оформления подойдут только специально разработанные НЧ-головки. (Обычно производитель динамиков указывает тип рекомендуемого акустического оформления, обращайте на это внимание.)
Во-вторых потребуется полностью изолировать багажник от салона. Другими словами, герметично закрыть все щели. Причем для некоторых марок автомобилей выполнение такой операции может оказаться сложней, чем установка корпусного динамика.
Существенной модернизации должна подвергнуться и сама задняя полка.
Желательно сделать ее из толстой (18-20 мм) MDF-плиты (подойдет также ДСП или фанера), чтобы динамик не трясло на большой громкости.Иногда для этих целей используют две панели меньшей толщины, склеенные и дополнительно стянутые между собой винтами. Увеличение толщины задней полки позволяет не только создать более жесткую установочную поверхность, но и частично «вытащить» динамик из объема багажника, а значит, уменьшить технологические отверстия в задней полке.
В-третьих НЧ-головки, предназначенные для работы в бесконечном акустическом экране, весьма критичны к воспроизведению диапазона ниже собственной резонансной частоты. Поскольку линейный ход диффузора в этом диапазоне доходит до критичной отметки, то во избежание выхода динамика из строя обязательно наличие фильтра инфра низких частот третьего или четвертого порядка. Настроить его следует на частоту 25-30 Гц.
Еще одно обстоятельство, которое вы должны учитывать, устанавливая free-air-сабвуфер, — характер баса будет зависеть от степени заполнения багажника.
В отличие от free-air-установки, в этом варианте сабвуфер помещается в некий замкнутый объем, который может составлять 15-30 л.
Благодаря этому снимаются жесткие требования к изоляции багажного отделения, а за счет естественного спада АЧХ громкоговорителя не обязательным становится и наличие ФИНЧ.
К недостаткам следует отнести необходимость глубокой модернизации задней полки (придется выпилить нишу для установки ящика) и, как следствие для всех корпусных НЧ-громко-говорителей, потерю полезного объема багажного отделения.
Корпус с фазоинвертором
Как было сказано в теоретической части, использование корпуса с фазоинвертором позволяет получить прирост звукового давления примерно на 3 дБ, при этом порт (порты) фазоинвертора желательно располагать как можно ближе к НЧ-головке. Монтаж данного варианта акустического оформления мало чем отличается от установки корпуса закрытого типа, потребуется только значительно модернизировать заднюю полку, поскольку требуемый объем корпуса, как правило, получается больше, чем для оформления закрытого типа, и в зависимости от используемой НЧ-головки составляет от 20 до 40 л.
Корпус полосового типа
Как показывает опыт установки, при грамотном расчете конструкции данный тип корпуса можно считать оптимальным для автомобилей с кузовом типа седан.
Среди основных преимуществ следует выделить максимальный прирост звукового давления (до 6 дБ), НЧ-головка получается полностью закрытой и потому защищенной от внешних повреждений, порт фазоинвертора выведен в заднюю полку и за счет небольших габаритов практически не нарушает ее целостности.
Еще одно преимущество — снижаются требования не только к качеству изоляции пространства салона и багажника, но и самой задней полки. То есть те средства, которые вы вложите в модернизацию салона и багажного отделения для других видов акустического оформления, могут быть гораздо выше затрат на построение корпуса полосового типа. Более того, можно использовать уже готовые конструкции корпусов, выдвинув порт фазоинвертора (ФИ) на величину, необходимую для его вывода в заднюю полку.
Правда, эта схема работает в том случае, если на выдвинутый объем порта уменьшить объем передней (играющей) камеры сабвуфера.
Основные недостатки такой конструкции — большие установочные габариты корпуса и сложность его расчета.
Подлокотник заднего сиденья
У многих современных автомобилей в откидывающемся подлокотнике задних сидений предусмотрено специальное окно, чем и пользуются многие инсталяторы.
Все, что сказано для установки сабвуфера в заднюю полку, справедливо и для этого типа монтажа, только с некоторыми уточнениями.
Следует обращать внимание на то, чтобы размеры отверстия были достаточно большими и не сильно затеняли диффузор НЧ-динамика. В противном случае хорошего баса не получите.
Если размеры отверстия недостаточны для установки ФИ, то не следует выводить его дополнительно, например, в заднюю полку.
Лучше подумать над тем, чтобы изменить его форму, например, выполнить расчет не для круглого, а для щелевого фазоинвертора.
Тем, кто любит слушать музыку погромче, есть смысл вообще установить за задними сиденьями жесткую стенку, в которую — диффузором к салону — врезаются сразу два больших динамика. Громкий звук гарантирован — возможно, даже придется усилить замки багажника.
Как установить НЧ-динамик в кузове автомобиля типа хэтчбек?
Владельцам автомобилей с таким типом кузова получить хороший бас вообще просто — из-за того, что между багажником и салоном минимум препятствий.
Для НЧ-головки можно использовать любой вид акустического оформления, кроме, конечно, free air. Однако и здесь есть маленькие хитрости.
Следует помнить, что если на пути у звука от НЧ-громкоговорителя есть какое-то жесткое препятствие, то это, как правило, позволяет получить дополнительное прибавление уровня громкости. Например, установив самый простой сабвуфер в корпусе трапециевидной формы за задними сиденьями и направив его диффузором на заднее стекло, можно получить ощутимо больше баса. Правда следует понимать, что эффект напрямую зависит от расстояния между динамиком и стеклом (наибольшая отдача получается тогда, когда расстояние между ними соизмеримо с диаметром диффузора).
Бывают случаи, особенно в небольших автомобилях, когда используется и большой 12-дюймовый сабвуфер, и мощный усилитель, а громкого баса нет.
Открываешь дверь — бас появляется, закрываешь — пропадает. Такая ситуация, как правило, говорит о недостаточном объеме корпуса НЧ-головки.
Если увеличивать объем уже некуда (съедается весь полезный объем багажника), то необходимо взять динамик меньшего типоразмера.
Причем, как показывает практика, сабвуферы с НЧ-головками типоразмера 10 дюймов в небольших автомобилях звучат куда мелодичнее и точнее своих более крупных собратьев.
Ну вот собственно основные моменты которые хотелось бы отметить.
Всем спасибо за внимание)