Колонки в машину с подиумом
Подиумы для низкочастотников. Всё по-взрослому. Часть 1.
С радостью приветствую всех своих подписчиков, очень приятно, что вы все со мной и в той или иной мере сопереживаете судьбе моего авто и автозвука в ней в частности.
О направлении твитеров куча споров, сабвуферам посвящены целые сайты, а вот обычным низкочастотникам, традиционно устанавливаемым в дверь, внимания, как правило, уделяют немного. Ящичная тема — тема отдельная, сейчас речь о варианте игры вуфера на объём двери. Так вот, вся наука установки низкочастотников сводится к виброизоляции двери и прикручиванию динамиков через кольца. Можно сказать, что и рассказ ниже будет о таком же варианте, всё отличие разве что в акцентах.
Ввиду отсутствия возможности добавить много фотографий, расскажу о своей истории ссылками на свои же записи.
Первые мои подиумы были банальны и незатейливы. Фанера, смола. Прикручены тремя саморезами в штатные пластиковые бонки, в которых когда-то держались штатные хлипкие подиумы из тонкостенного пластика. Затем оказалось, что динамики (тогда ещё китайские) поливает водой, и пришлось добавить водозащитные козырьки. С заменой темпо6 на бюджетные Hertz DV 165, почувстововавшие бас двери попросили усилить виброизоляцию. Затем уже, с переходом на более-менее серьёзные динамики Hertz HV 165L проблем с виброизоляцией уже не возникло. Но было так называемое «подгуживание», отмеченные судьями. Для борьбы с подгуживанием я использовал нарезанные из дюймовой резины рассеиватели. Надо сказать, эффект был заметный, но недостаточный. Итак, чего же мне ещё нех ватало? С макродинамикой был уже полный порядок, где надо было проявить хлёсткий крепкий бас, герцы показывали себя в полной красе. А вот контрабас, который я так люблю, звучал хоть и неплохо, но чего-то не хватало, а не хватало микродинамики — точной передачи мелких звуков баса. В связи с этим я уже начал подумывать о смене низкочастотника. Но перед этим я решил использовать последнее средство в борьбе за качество, кроме того, даже если и сменю низкочастотник, ставить его в подиумы с недостатками всё равно негоже.
Итак, что же решено было улучшить:
1. Уменьшить эффект тоннеля.
2. Кардинально увеличить жёсткость подиумов и жёсткость их крепления
3. Расширить окно в обшивке. Через штатное отверстие даже динамик почти не видно было.
4. Исключить просачивание звука под обшивку
На эскизе выше сформулирована идея новых подиумов:
— Для кардинальной жёсткости подиумов решено было делать всё из «дюраля», точнее алюминиево-магниевого сплава АМГ6. Более жёсткие славы брать не хотелось, чтобы не сделать слишком звонкий подиум.
-Толщина стенок основной детали 5 мм, что должно дать достаточную жёсткость и, вместе с тем, не быть слишком тяжёлой. Масса металлической конструкции в сборе менее 1 кг, что совсем немного, приняв во внимание, что подиум находится очень близко к петле, а значит, рычаг действия силы минимален.
— Чтобы заглушить все возможные резонансы, подиум и металл двери проклеен ШумOff МиксФ. Пластиковая обшивка в окрестности размещения динамика проклеена ШумOff М2 примерно в полтора слоя. Остальная поверхность заклеена М1,5 также в полтора слоя.
— Если просто прикрутить подиум к металлу двери, то сам металл между винтами может играть, образуя пучности. Для устранения подобного было решено зажать металл двери между подиумом и дополнительным кольцом с другой стороны, что повышает общую жёсткость конструкции.
— Для уменьшения эффекта тоннеля, подиум расширяется к устью. На чертеже приведён оценочный расчёт, показывающий, что площадь открытого сечения примерно в два раза превышает площадь диффузора. И не только расширение, но и фаски для придания потоку возможной ламинарности. Одна фаска внутри подиума и одна на дополнительном кольце.
— Верхняя часть подиума выполнена отдельной деталью. Её я планирую прикрепить к обшивке Но это пока не точно, ещё подумываю над конечным решением.
По поим чертежам токарем были изготовлены нужные детали.
Обратите внимание, на привалочной к динамику плоскости есть 4 отверстия под винты М5 — это для крепления моего Hertz HV 165L. И ещё шесть отверстий М4, это под возможный переход на Focal Utopia Be Woofer 6W3. Если надумаю менять, переделывать ничего не придётся.
Динамик полностью помещается под подиум, поэтому необходимость в дополнительном козырьке отпадает.
Наживив подиум на двери, видим, что часть металла явно лишняя…
… отпиливаем лобзиком всё лишнее. Пока пилил, обратил внимание, что толщина металла у меня переменная, такая вот технология у фрицев. После реза, полученную кромку обрабатываем шарошкой.
Очищаем поверхность от остатков старого герметика и виброизоляции. Кромку окна и крепёжных отверстий красим для исключения проблем с коррозией.
Намазав привалочную поверхность подиума герметиком, прикручиваем…
… винтами с резьбовым анаэробным герметиком для исключения вывинчивания из-за вибраций.
На фото выше должно быть видно внутреннее кольцо, в которое, собственно, и вкручены винты. На эскизе в начале рассказа, видно, что оно чуть дальше по радиусу чем кромка металла, поэтому запечатлеть было трудно, так что как смог.
Добавляем виброизоляцию МиксФ.
Для стыковки внутренней части подиума с внешней и с динамиком используем прокладки из тонкого картона, проваренного в воске.
Обратимся к обшивке.
Вот какое окно было для штатного динамика, видно, что значительная часть площади перекрыта. Отрезаем всё лишнее.
Лишнее отрезали, проклеили всю поверхность тонкой виброизоляцией, везде, где влезло, добавил шумопоглотитель Герметон А30.
Осталось поставить обшивки на место
Пока поезжу так, подумаю как лучше и красивее будет оформить наружнюю часть подиума.
Что касается звука, он явно изменился, стал более открытым, а главное, почувствовал ту самую микродинамику, которой не хватало! Чувствую, что с такой переделкой уже надо провести и новую настройку, настолько изменился звук. Жаль, в ближайшие дни не успею этим заняться, много занят, а на уставшую голову настраивать не комильфо. В выходные постараюсь перенастроить. Если понравится, то пока повременю с заменой вуферов, похоже, и эти могут неплохо играть)))