Команда маз спорт авто
История | МАЗ-СПОРТавто
ИСТОРИЯ МАЗ-СПОРТавто:
За время существования команда «МАЗ-СПОРТавто» приняла участие в 38 гонках национального и международного уровней, в 19 из которых стала призером или победителем.
В 2012 году два экипажа под управлением пилотов Александра Василевского и Александра Полищука впервые участвовали в международном ралли-марафоне «Дакар». Грузовик под управлением А. Василевского финишировал 31-м, второй экипаж перевернулся в дюнах, после чего не смог продолжить гонку.
«Дакар-2013» был более удачным: в классе «Грузовики» экипаж А.Василевского стал 21-м, экипаж дебютанта Сергея Вязовича – 27-м. Успешным стал ралли-рейд «Шелковый путь – 2013», когда экипаж С. Вязовича занял третье место.
На «Дакар-2014» отправились три экипажа: С. Вязовича (11-е место), А. Василевского (31-е), А. Полищука (сошел с гонки).
До финиша «Дакар-2015» добрались все три грузовика «МАЗ-СПОРТавто». Экипаж под управлением А. Василевского замкнул топ-10, экипаж С. Вязовича расположился на 34-м месте, экипаж В. Василевского занял 41-ю строчку.
«Дакар-2016» был неудачным для двух экипажей, которые сошли с гонки из-за технических проблем, грузовик Владимира Василевского финишировал на 25-й строчке.
«Дакар-2017» стал дебютным для молодого пилота Алексея Вишневского. Ему покорилась 21-я строчка, экипаж С. Вязовича финишировал 13-м, а лучший результат в команде показал экипаж А. Василевского – 6-е место.
В этом же 2018 году фортуна не отвернулась от команды и в ралли-рейде «Turkmen Desert Race» в Туркменистане, где экипаж под управлением Сергея Вязовича занял победное первое место.
В 2018 году команда презентовала грузовик нового поколения капотной компоновки.
«Дакар-2019» выдался сложным. Но, несмотря на все неполадки, два из трех экипажей вошли в топ-10: экипаж С. Вязовича закончил гонку шестым, А. Василевского – на 8-й позиции, экипаж А. Вишневского стал 11-м.
В апреле 2019 года команда «МАЗ-СПОРТавто» заняла почти весь пьедестал: С. Вязович уверенно выиграл ралли-рейд Morocco Desert Challenge, выступая впервые на грузовике капотной компоновки, экипаж А. Вишневского стал третьим. По следам этой гонки позже начальник команды Сергей Вязович заметит: «Все прошло гладко, без аварий. И это на протяжении всего 2700-километрового маршрута!»
В 2020 году Дакар стартовал на территории Саудовской Аравии, и спортивная команда «МАЗ-СПОРТавто» впервые приняла участие на грузовике капотной компоновки, который и показал лучший результат, став бронзовым призером.
За последние девять лет команда смогла построить шесть спортивных грузовиков четырёх поколений. Постоянно ведётся работа над усовершенствованием конструкции, снижением веса, улучшением условий работы экипажа. В первых двух поколениях гоночных машин были установлены двигатели Ярославского и Тутаевского моторных заводов. С 2015 года в третьем поколении используется двигатели Gyrtech чешской компании Buggyra. В 2018 году появился спорт трак капотной компоновки – представитель четвертого поколения.
«Ситуация перешла грань»: команда МАЗ-СПОРТавто провела пресс-конференцию по поводу недопуска к Дакару
Как мы уже рассказывали, организаторы не допустили гоночную команду МАЗ-СПОРТавто к участию в гонке Дакар по причине санкций, — по этому поводу в Минске прошла пресс-конференция, которую вел капитан команды и пилот Сергей Вязович.
По его словам, на гонке Дакар, которая проходит уже в 44-й раз, за долгие годы сложилась атмосфера дружбы и взаимовыручки. «Это большая семья, которая всегда приходит на помощь. А сейчас такое чувство, будто семья от нас отказалась».
Как заявил Вязович, компания-организатор Дакара ASO приняла такое решение по указаниям извне. Формулировка отказа такова: «никакие средства или экономические ресурсы не могут быть прямо или косвенно доступны физическим или юридическим лицам, организациям или корпорациям, находящимся в списке лиц и организаций (куда включен и Минский автомобильный завод), в отношении которых применяются ограничительные меры».
И далее: «участие автомобилей МАЗ в гонке станет возможностью для рекламы этого бренда, потенциально поспособствует росту доходов и преимуществу на зарубежных рынках, будет соответствовать понятию „экономические ресурсы”. » Хотя, по словам Вязовича, от участия МАЗа гораздо больше выигрывали организаторы, поскольку минчане вносили интригу в грузовой зачет, составляя сильную конкуренцию КАМАЗ-Мастеру: и на Дакаре-2019, и на Дакаре-2020 они брали «бронзу».
Более того, команде отказались вернуть уплаченные стартовые взносы — а это сотни тысяч евро, — по причине того, что существует «риск прямого либо косвенного перевода средств в пользу Минского автомобильного завода», хотя взносы платила Белорусская автомобильная федерация.
А поскольку Дакар входит в чемпионат мира, права на который выкупила все та же компания ASO, то МАЗ-СПОРТавто не сможет принять участие ни в одном из этапов чемпионата — даже в том, который пройдет на территории СНГ, в Казахстане.
Слегка утешает, что все это не касается гонки «Шелковый путь», которая пройдет в июле по маршруту Астрахань—Грозный—Воронеж—Москва.
По словам Вязовича, недопустимо смешивать спорт и автомобильных производителей, которые предоставляют гонщикам «спортинвентарь»: «Если что-то подобное произойдет, скажем, с фирмой IVECO, то что — запретить участие десятку гонщиков, которые выступают на грузовиках этой марки?» А отказ белорусских спортсменов от марки МАЗ, по словам Вязовича, был бы унизителен: «Для нас крайне важно остаться при своем логотипе».
«Сама ситуация перешла грань. Бесконечно издеваются над спортсменами: то заберут флаг, то отберут гимн, теперь — попытка отобрать автомобиль. Это не красит весь мировой спорт, и, на мой взгляд, недопустим сам процесс решения этих вопросов: либо замалчивание, либо действие с точки зрения силы, когда ты организатор и трактуешь правила как хочешь. Мы крайне возмущены этой ситуацией. Но мы продолжим делать как спортсмены ту работу, которую вели до этого, чтобы в любой момент, как только будет возможность, и дальше представлять интересы автоспорта за пределами Беларуси на самом высоком уровне ».
Тем временем КАМАЗ готовится выступить на Дакаре четырьмя экипажами, два из которых будут на новых машинах К5, — и наверняка вновь выиграет гонку.
Пресс-конференция «МАЗ-СПОРТавто»: полная информация о снятии команды с «Дакара-2022»
Сегодня состоялась пресс-конференция команды «МАЗ-СПОРТавто», на которой, наконец, Сергей Вязович рассказал о том, по какой причине и с какой формулировкой их исключили из «Дакара», и как все происходило на самом деле.
Оказывается, организаторы сообщили им, что:
«Принимаем во внимание, что участие команды МАЗ в ралли “Дакар” станет возможностью для рекламы автомобилей этого бренда и потенциально поспособствует росту доходов и преимуществу на зарубежных рынках, а также тот факт, что внешний вид бренда будет соответствовать понятию “экономические ресурсы” в соответствии с европейскими правилами».
И вот еще про стартовые взносы:
«Возврат уже уплаченных регистрационных взносов невозможен, если существует риск прямого или косвенного перевода денежных средств в пользу Минского автомобильного завода».
Т.е. организаторы получили несколько сотен тысяч евро и теперь не хотят их возвращать — прекрасная история, характеризующая процессы, происходящие сейчас в Европе.
Но самое неприятное то, что A.S.O. выкупила на пять лет права на проведение Кубка мира по ралли-рейдам (кстати, нужно уточнить насчет Кубка мира по бахам), и теперь может стать рупором Евросоюза и диктовать их условия для проведения соревнований.
Если ничего не изменится, то МАЗ могут не допустить и до остальных этапов Кубка мира, в том числе и до ралли Казахстан, и растянуть эти санкции на пять лет минимум. А там, глядишь, доберутся и до КАМАЗа и других российских участников. Вполне очевидный путь развития событий.
В общем, вот ссылка, почитайте, Сергей Вязович рассказывает много интересного.
Команду МАЗ-СПОРТавто не пускают на Дакар
Похоже, грузовой зачет нынешнего ралли-марафона Дакар будет сильно ослаблен. Внезапно выяснилось, что среди участников этой гонки не будет очень сильного игрока: белорусская команда МАЗ-СПОРТавто, упорно боровшаяся в прошлых марафонах с нашими КАМАЗами, участие в грядущем Дакаре принять не сможет.
Ситуация совершенно неясна и выглядит странно. Пока команда тихо-мирно двигалась к парому во французский Марсель, с официального сайта гонки исчезли стартовые номера 502, 507 и 517, предназначенные для мазовских экипажей. А затем команду и вовсе не погрузили на паром; при этом никаких официальных разъяснений получено не было.
Неофициально же обсуждается версия, что команду сняли с гонки из-за санкций ЕС, которые касаются и Минского автозавода, что косвенно подтвердили и источники на МАЗе.
Организатор Дакара, французская компания ASO, должна подчиняться, естественно, европейским законам. Видимо, занятые организацией сложного рейда, его логистикой и зрелищностью организаторы даже не подумали о юридической сущности МАЗ-СПОРТавто, принимая заявочный лист. И только теперь сообразили, что белорусская команда не частник, а полноценное подразделение МАЗа. В этом смысле наш КАМАЗ-мастер дальновидно является самостоятельным юрлицом, пусть и имеющим КАМАЗ в учредителях.
Если ситуация не окажется ошибкой (а надежды на это немного), мировой автоспорт, а особенно ралли-рейд Дакар-2022, ощутимо потеряет как в интриге, так и в репутации. Но больше всего это ударит по мазовским спортсменам и их команде.
Журналисты выяснили, как развивались события по недопуску МАЗа к «Дакару»
Сегодня, 1 декабря, спортивная команда «МАЗ-СПОРТавто» празднует день рождения – в этот день в 2010 году был подписан приказ о создании команды по инициативе гендиректора ОАО «МАЗ».
Можно только представить, какое настроение у спортсменов в связи с отстранением от участия в «Дакаре» в этом году. Официальных комментариев на эту тему по-прежнему нет, лишь вчера журналистам организаторы подтвердили: МАЗ не допущен к гонке из-за санкций в отношении завода. Снова повод порассуждать о спорте и политике. Большую статью на эту тему выпустил российский портал Matador.tech. Портал также узнал, как развивались события по недопуску МАЗа к «Дакару».
Мелкие политики и большой автоспорт
Ни для кого из автоспортивных болельщиков не секрет, что на протяжении нескольких последних лет одним из основных «магнитов» для тех, кто следит за ралли-марафоном «Дакар», является борьба в грузовом зачёте, которую ведут заводские команды «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто». Однако предстоящее ралли 2022 года пройдёт без экипажей белорусского коллектива, и дело здесь как раз в большой политике.
Matador.tech восстанавливает хронологию событий.
Грузовики гоночной команды «МАЗ-СПОРТавто» отправились в сторону белорусско-польской границы и прошли ее в ночь на 24 ноября. По графику погрузка техники на паром, который отправится из Марселя в Саудовскую Аравию, производится до 18:00 по местному времени 30 ноября. Таким образом, у команды было шесть дней на то, чтобы добраться из Польши в Марсель. График весьма и весьма расслабленный – белорусские спортсмены даже имели запас в пару дней на случай каких-либо форс-мажоров. Однако беда пришла, откуда её не ждали.
Во время движения по территории Польши в 14:50 команда получила сообщение от компании A.S.O. (Amaury Sport Organisation) – организатора ралли «Дакар» – о том, что им следует возвращаться в Минск. Одновременно с этим стало известно, что фамилии пилотов, штурманов и механиков всех трех экипажей исчезли из списка участников «Дакара» 2022 года.
Грузовики развернулись и направились на базу команды в Минск.
Но что же стало причиной подобного решения A.S.O.? Тут начинается странное: ни на официальной странице гонки, ни в соцсетях A.S.O. нет ни слова о том, что случилось. Все как будто воды в рот набрали. В комментариях пользователи спрашивают о том, куда исчезли грузовики белорусской команды, а в ответ – тишина.
И лишь через несколько дней – вечером 30 ноября, то есть уже после того, как завершился процесс погрузки на паром, – пресс-служба A.S.O. «cлила» причину журналистам: всё дело в санкциях!
В конце июня 2021 года Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против Беларуси. В нем оказалось 78 физических лиц и восемь юридических. Среди них те, что являются основой белорусской автомобильной промышленности, – ОАО «БелАЗ» и ОАО «МАЗ». Ранее Евросоюз ввел санкции в отношении ОАО «Минский завод колесных тягачей».
Первые два поколения рейдовых МАЗов оснащались двигателями российского производства – Ярославского моторного завода (ЯМЗ) и Тутаевского моторного завода (ТМЗ). Но с третьего поколения на бескапотные грузовики МАЗ-5309RR начали устанавливать моторы Gyrtech – это переделанный чешской гоночной командой Buggyra двигатель Caterpillar.
Капотный МАЗ-6440RR тоже получил мотор Gyrtech, но в более мощном варианте. Кроме того, нынешняя машина оснащена автоматической коробкой передач Allison (США), раздаточной коробкой ZF (Австрия), мостами SISU (Финляндия), рессорами Weweler Colaert (Бельгия), амортизаторами Reiger (Нидерланды) и шинами Michelin (Франция).
А теперь весь этот набор поставщиков комплектующих оказался под ударом, ведь «МАЗ-СПОРТавто» – официальная заводская команда.
Но о санкциях стало известно еще в конце июня, почему же тогда A.S.O. исключила белорусскую команду из списка участников гонки только в последних числах ноября, то есть через 5 месяцев?
Официальной информации об этом нет и, скорее всего, не будет, но Matador.tech удалось узнать следующее. В рамках подготовки к гонке сотрудники A.S.O. подают документы всех участников ралли «Дакар» и членов команд в МИД Франции с тем, чтобы провести определенные процедуры и оформить таможенные документы. И уже от МИД Франции и пошел сигнал: «Не допускать команду МАЗа на гонку».
Интересно, что в данной конкретной ситуации фактически МИД Франции отказал белорусским спортсменам не во въезде на территорию Евросоюза, а в выезде! Ведь команда уже находилась в Польше, следующим ее действием была погрузка машин на паром в Марселе, чтобы попасть на гонку в Саудовскую Аравию. Так что приказ МИД выглядит уж совсем бредовой идеей, равно как и действия A.S.O.
Да, A.S.O. в сложившейся ситуации тоже нельзя назвать «белыми и пушистыми»: об отказе в участии команде сообщили днем 24 ноября, а хотя бы какое-то заявление было сделано лишь вечером 30 ноября. Для XXI века это настоящая PR-катастрофа.
«Ребята, мы с вами»
В ответ на гробовое молчание организаторов «Дакара» в СМИ и соцсетях пошла самая настоящая информационная атака. И если бы это касалось только российских и белорусских СМИ и соцсетей, то в A.S.O. могли бы закрыть на это глаза. Но с каждым днем количество недовольных все больше, теперь это уже невозможно скрыть.
Подключились к этой атаке и те, кому предстояло вести борьбу с экипажами команды «МАЗ-СПОРТавто», а именно участники «Дакара»: команда Praga Team и ее пилот Алеш Лопрайс и «КАМАЗ-мастер».
«Мы бы хотели поддержать «МАЗ-СПОРТавто» в их стремлении стать участниками предстоящего ралли «Дакар-2022″. Политика не должна никак влиять на спорт. Ребята, мы с вами!» – написал Лопрайс в своем аккаунте в Instagram.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» может получить статус национальной
Об этом заявил сегодня глава Администрации Президента Игорь Сергеенко, посещая МАЗ, передает БЕЛТА.
«На предприятии заложены основательные традиции, развивается автомобильный спорт уже десятки лет, – сказал И.Сергеенко. – Сегодня ребята отстаивают не только честь предприятия, но и нашей страны. Понятно, что есть определенный порядок, какая команда может считаться национальной, есть определенные критерии. Надо этот вопрос просто изучить. Не готов сразу пообещать, что вопрос будет решен. Но – возможно, и мы этот вопрос проработаем. Тем более что МАЗ – это авторитет, бренд нашей страны на мировом уровне».
Глава Администрации также прокомментировал недавний инцидент с отстранением команды «МАЗ-СПОРТавто» от участия в соревнованиях «Дакар-2022»: «Это еще раз говорит о том, что спорт должен быть вне политики. Ваши победы еще впереди».