Командно штабная машина ладога
Удивительная машина, принявшая непосредственное участие в локализации Чернобыльской катастрофы – транспортное средство высокой защиты «Ладога». Проектированием и созданием данной машины занималось КБ-3 Ленинградского завода им. Кирова. Проектное задание на высокозащищенную машину завод получает в 70-х годах. Основные требования к ВЗТС:
— хорошая маневренность;
— высокий уровень защищенности;
— способность долго работать в автономном порядке;
— гарантировать защиту экипажу от бактериологического, радиационного и химического воздействия;
— передвижение машины в чрезвычайных ситуациях не должно доставлять неудобства людям;
— машина должна быть обеспечена постоянной связью, как внешней, так и внутренней.
Построить ВЗТС должны были в довольно сжатые сроки, новое транспортное средство должно было обладать хорошей унификацией с более ранними выпусками машин. Для разработки машины создают специальное подразделение конструкторского бюро КБ-А. Оно с 82 года и начинает воплощать требуемые решения ВЗТС. Руководил отделом проекта ВЗТС В.Буренков.
Устройство машины
База ВЗТС – хорошо зарекомендованное шасси гусеничного типа от танка Т-80. На базу установили корпус, имеющий усиленную броню, в корпусе выполнили достаточно комфортабельный салон с отдельными креслами и освещением. Очистка и увлажнение воздуха, оборудование жизнеобеспечения, средства связи и наблюдения, приборы измерения параметров загрязненной среды – обеспечение машины на уровне систем с автономным жизнеобеспечением для космической области, требуется абсолютная герметизация внутреннего салона. Силовая установка – двигатель газотурбинного типа ГТД-1250. Уникальное свойство двигателя – встряхивание и выброс попавшей пыли. Это необходимое свойство работы на радиоактивно-зараженных участках. Конструкция машины предусматривает ее быструю дезактивацию. При работе в загрязненной местности воздух подается из баллона, установленного над моторно-трансмиссионным отделением. Внутри корпус защищен подбоем – защитой противонейтронного типа. Основа защиты изотопы Бора. Кроме обычных средств наблюдения у «Ладоги» есть еще 2 видеокамеры. ВЗТС «Ладога» проходит заводские испытания в начале 80-х годов.
Защита для «Ладоги»
В начале восьмидесятых годов КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством В.И. Миронова разработало высокозащищенное транспортное средство (ВТС) «Ладога». Это изделие предназначалось для использования в качестве транспорта, командно-штабной или разведывательной машины, способной действовать в зараженной местности. Устойчивость к радиации, химическим или биологическим угрозам обеспечивалась рядом технических решений.
На базе танка
Основой для будущей «Ладоги» стало шасси основного боевого танка Т-80, к началу восьмидесятых поступившего в серийное производство. С ОБТ убрали башню и все оснащение боевого отделения. На освободившемся месте разместили закрытую герметичную надстройку с полноценным пассажирским салоном. Для доступа внутрь предусмотрели люк на левом борту, оснащенный откидным трапом. В защищенном объеме располагались два члена экипажа и четыре пассажира.
Танковое шасси сохранило штатный газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. По некоторым данным, часть малосерийных ВТС оснащалась менее мощным ГТД-1000. Основной двигатель дополнили вспомогательной силовой установкой в виде ГТД с генератором на 18 кВт. Шасси не перерабатывалось и сохранило по шесть катков с торсионной подвеской на борт.
Под лобовым листом корпуса организовали два рабочих места, для водителя и командира. Они получили набор перископов для вождения и наблюдения. Также несколько смотровых приборов разного рода разместили на надстройке. Предусматривалась установка подъемного устройства с видеокамерой. Имелись средства внутренней и внешней связи. ВТС оснастили набором датчиков для отслеживания различных параметров среды.
По габаритам ВТС «Ладога» было похоже на базовый танк. За счет отсутствия пушки общая длина уменьшилась, но надстройка привела к сохранению прежней высоты. Снаряженная масса достигала 42 т. Ходовые характеристики остались на уровне Т-80.
Технологии защиты
В соответствии с техническим заданием, «Ладога» должна была работать в условиях радиационного, химического и биологического заражения и защищать экипаж от всех этих угроз. Эти задачи были решены за счет применения уже известных и хорошо освоенных решений, а также с использованием нескольких новых компонентов.
В первую очередь, безопасность обеспечивалась «традиционной» коллективной системой противоатомной защиты. ВТС несло фильтровентиляционную установку для очистки забортного воздуха перед подачей в обитаемый объем. В особо сложных ситуациях «Ладога» могла переходить на автономную работу с применением сжатого воздуха из баллона, установленного на корме надстройки. Средства подачи очищенного воздуха дополнялись системой кондиционирования, улучшавшей условия работы.
Большой вклад в общий уровень защиты вносили «пассивные» средства. Так, была обеспечена максимальная герметизация обитаемого отсека. Для уменьшения возможных утечек применяется минимально необходимый набор люков и проемов. Основным средством обзора стали перископы и камеры на люках и на надстройке, тогда как люки большую часть времени должны были оставаться закрытыми. Кроме того, внутренние поверхности обитаемого отсека выстилались противонейтронным подбоем на основе бора.
Основная и вспомогательная силовая установка «Ладоги» были выполнены на основе газотурбинных двигателей, что позволило снизить риски при эксплуатации и обслуживании. Двигатель ГТД-1000/1250 оснащался высокоэффективным воздухоочистителем, способным снижать концентрацию пыли на входе в десятки раз. В самом двигателе предусматривались вибрационные средства для удаления пыли с лопаток и других деталей. После такого стряхивания пыль улетала наружу с реактивными газами.
Воздухоочиститель без «барьерных» частей не накапливал в себе опасные вещества. ГТД во время работы фактически дезактивировал сам себя и выбрасывал загрязнители наружу. Соответственно, упрощалась дальнейшая очистка техники, а также сокращались риски для технического персонала.
В контексте обслуживания и дезактивации / дегазации также следует отметить характерный экстерьер бронемашины. Он состоял в основном из плоских поверхностей с минимально необходимым набором мелких деталей. Это серьезно упрощало промывку и очистку от загрязнений. Исключением являлась только ходовая часть – но это общая особенность любой гусеничной техники.
Подтверждено на практике
Ходовые испытания ВТС «Ладога» проводились в разных районах СССР с отличающимися условиями и климатом. Машину проверили на Крайнем Севере и в пустыне Кара-Кум, были успешно пройдены трассы в горах Копет-Даг и Тянь-Шань. Во всех условиях силовая установка работала с требуемыми характеристиками, а средства защиты справлялись со своей работой. Экипаж и пассажиры были защищены от воздействия забортной пыли, низких или высоких температур и т.д.
Однако в полной мере свой потенциал «Ладога» показала только через несколько лет. 3 мая 1986 г. ВТС с номером «317» спецрейсом доставили по воздуху из Ленинграда в Киев. Был сформирован особый отряд, которому предстояло эксплуатировать и обслуживать машину. Кроме экипажа в него включили дозиметристов, медиков, специалистов санобработки и службу питания.
4 мая «Ладога» своим ходом добралась до Чернобыля, где ей предстояло вести разведку, собирать данные, перевозить специалистов и решать другие задачи в условиях реального радиационного заражения. Первый выезд в зону разрушенного энергоблока состоялся уже 5 мая. В этот раз ВТС прошло через участки с уровнем радиации до 1000 рентген в час, однако угроза для людей в защищенном отсеке отсутствовала. После выезда понадобилась дезактивация. В дальнейшем раз в несколько дней «Ладога» выходила на те или иные маршруты.
Выезды продолжались по несколько часов. На ранних этапах операции ВТС «Ладога» вывозила к месту аварии специалистов и руководителей спасательной операции для ознакомления с ситуацией. Позже основная работа заключалась в осмотре местности, проведении видеосъемки и сборе параметров окружающей среды. Последние выезды такого рода состоялись в начале сентября.
За четыре месяца работы в зоне ЧАЭС высокозащищенное транспортное средство «Ладога» прошло ок. 4300 км по разным участкам местности. С его помощью изучались как удаленные пострадавшие районы, так и непосредственно разрушенный энергоблок – вплоть до машинного зала. Максимальный уровень радиации в ходе выездов – 2500 Р/ч. Во всех случаях ВТС защищало экипаж, хотя после возвращения требовалась дезактивация.
На практике было подтверждено, что ФВУ справляется с высокими нагрузками, но в ряде ситуацией требуется переход на «закрытый цикл» снабжения воздухом. Средства радиационной защиты в целом соответствовали суровым чернобыльским условиям. Газотурбинный двигатель показал большую безопасность в сравнении с поршневыми.
14 сентября после очередной обработки «Ладогу» №317 отправили в Ленинград. Бронемашина вернулась к эксплуатации и еще долго использовалась в качестве исследовательской платформы.
Задачи и решения
ВТС «Ладога» строилось малой серией. По разным данным, в восьмидесятых собрали не более 5-10 таких машин. Подробности их эксплуатации, за исключением ВТС №317, остаются неизвестными. Считается, что сейчас такая техника рассматривается в качестве специального транспорта для высшего командного состава на случай ядерной войны.
Вероятно, защищенная техника уже успела выработать ресурс, и от нее постепенно отказываются. Так, один образец к настоящему времени был списан и передан в музей. Сейчас его можно увидеть в парке «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская область).
Перед разработчиками «Ладоги» ставились весьма интересные, но сложные задачи. КБ-3 успешно справилось с поставленным заданием. Оно смогло найти оптимальное сочетание уже известных и новых компонентов и технологий, обеспечившее максимальный уровень защиты экипажа и технического состава от основных угроз.
По понятным причинам, ВТС «Ладога» не стало массовым и не нашло широкого применения в армии или в гражданских структурах. Однако с его помощью удалось отработать и проверить на практике ряд необходимых технологий и облик специальной техники в целом. Возможно, опыт этого проекта найдет применение в дальнейшем – если возникнет потребность в новом образце такого рода.
Ладога — высокозащищённое транспортное средство
Подготовленный материал рассказывает об одной из уникальнейших спецмашин, которая привлекалась для работ под стенами разрушенного ядерного реактора Чернобыльской АЭС в 1986 году. Технические характеристики машины позволяли экипажу в течении двух суток находится в автономном режиме и изучать зоны радиационного, химического и бактериального загрязнения. Именно этой машиной пользовалась советская партийная и научная элита для осмотра эпицентра радиационной катастрофы на ЧАЭС.
Задачи Ладоги в эпицентре катастрофы на ЧАЭС
Уникальную спецмашину доставили в район разрушенного реактора уже 3 мая 1986 года. Для этого был организован спецавирейс Ленинград – Киев. Из аэропорта спецтехника своим ходом дошла до города Чернобыль и далее на промышленную площадку Чернобыльской АЭС. Спецмашина, на которую возлагались большие надежды специалисты, должна была обеспечить надежную защиту для персонала, выполняющего радиационную разведку с целью определения текущей радиационной ситуации в непосредственной близости от разрушенного реактора. Особо остро эта проблема стояла в первые месяцы после разгерметизации ядерного реактора.
Спецмашиной, которая могла решить проблему, была ВТС (Высокозащищённое Транспортное Средство) “Ладога”.
Высокозащищенное транспортное средство “Ладога” (Фотоизометрия).
Вместе с ней прибыло и 29 специалистов организации-разработчика – КБ-3 Производственного Объединения «Кировский Завод».
В общей сложности, с 3 мая по 28 сентября 1986 года «Ладога» прошла более 4720 км, преодолевая участки с фоном до 1600 Р/час, заходя в машинный зал ЧАЭС (данные — http://www.spec-tehnica.ru/articles/articles_443.html), выполняя разведку местности на прилегающей к четвёртому энергоблоку территории. ВТС «Ладога» проводила рекогносцировочное изучение местности прилегающей зоне, делая видеозаписи наиболее опасных мест и выполняя другие работы в районе города Припять и разрушенного энергоблока атомной электростанции. Результаты проведенных исследований, которые были получены с помощью ВТС “Ладога” являлись главной информационной базой для планирования работ по ликвидации аварии, а также для оценки характера и объёмов разрушений строительных конструкций и систем Чернобыльской АЭС.
Первый рекогносцировочный выезд ВТС «Ладога» в зону аварии был осуществлен под руководством И. С. Силаева — Председателя правительственной комиссии по вопросам ликвидации аварии на ЧАЭС СССР. Регулярно выезжали на “Ладоге” в район Чернобыльской АЭС начальник химической службы Минобороны В.К. Пикалов, академик Е.П. Велихов, министр среднего машиностроения Е.П. Славский и другие члены комиссии.
История создания ВТС Ладога
Фотография ВТС Ладога
ВТС Ладога на марше.
Жесткие требования предъявлялись к средствам связи — как внутренним, так и внешним. Изготовление изделия предполагалось осуществить в сжатые сроки, максимально унифицировав машину с другими ранее выпускаемыми гусеничными машинами.
Работа была поручена заместителю генерального конструктора В. И. Миронову. На заводе появилось отдельное подразделение — специальное конструкторское бюро КБ-А, которое в 1982 году приступило к активной деятельности, связанной с проектированием ВТС. В разработках участвовали главный конструктор проекта В. И. Буренков, ведущие инженеры A. M. Константинов и А. В. Васин, ведущие специалисты В. И. Русанов, Д. Д. Блохин. Э. К. Фененко, В. А. Тимофеев, А. В. Алдохин, В. А. Галкин, Г. Б. Жук и др.
Тактико-технические характеристики ВТС Ладога
Базой, для реализации проекта, было выбрано хорошо отработанное шестикатковое гусеничное шасси танка Т-80 с заднем расположением МТО. На нем выполнили броневой корпус в котором разместили рабочее пространство экипажа, системы кондиционирования и жизнеобеспечения, радиосвязь, оборудование наблюдения, измерения, фиксации различных параметров внешней среды, исследовательские приборы. Аналог системы автономного жизнеобеспечения применялся в космонавтике, позволяя создать нормальные условия работы в полностью герметизированном объеме рабочего пространства. Имеется возможность обеспечить экипаж воздухом не через ФВУ (фильтровентиляционной установки), а из баллона, возимого над крышей МТО (моторно-трансмиссионного отделения). На внутренней поверхности корпуса крепятся элементы подбоя – противонейтронной защиты, ставшего уже классической, для всей советской гусеничной техники. Основой подбоя является изотоп Бора — 10В, который характеризуется высоким эффективным сечением захвата тепловых нейтронов (3х10 м2). Важно, что при этой ядерной реакции возникают только стабильные ядра. Также, стоит отметить, что при взаимодействии ядер 10В с нейтронами образуются заряженные — частицы, которые легко регистрировать бортовыми счётчиками. Оценивая радиационный фон внутри пространства машины и за его пределами, можно делать выводы о степени защиты экипажа.
Помимо стандартных (для гусеничных машин) средств наблюдения (перископов и приборов ночного видения), есть две видеокамеры.
ВТС “Ладога” — Вид на основной люк посадки-высадки экипажа
В качестве силовой установки использовали газотурбинный двигатель ГТД-1250, мощностью 1250 л.с., разработанный специально для гусеничной техники НПО им. В. Я. Климова, который не имеет “обычного” барьерного фильтра и обладает свойством «стряхивать» накопившуюся пыль и выбрасывать ее наружу через проточную часть турбины, что очень важно при работе в условиях радиоактивного заражения. Воздухоочиститель обеспечивает очистку атмосферного воздуха от пыли до концентрации не более 75 мг/м3, при средней запыленности на входе в воздухоочиститель до 2,5 г/м3.
Так же в качестве дополнительных мер предусмотрена система сдува пыли сжатым воздухом с направляющих лопаток соплового аппарата турбины. Такая конструкция двигателя позволяет быстро и эффективно производить дезактивацию. Ходовая часть и трансмиссия, разработаны специально под ГТД, имеют повышенный запас эксплуатационных свойств. Сзади, над левой надгусеничной полкой расположен газотурбинный энергоагрегат мощностью 18 кВт, обеспечивающий электроэнергией все системы машины на стоянках.
Фото мотора ВТС Ладога
Моноблок двигателя ГТД-1250 ВТС “Ладога”
В начале 1980-х годов «Ладога» успешно прошла весь комплекс стендовых и ходовых испытаний. Но главное испытание ей предстояло ещё пройти – весной-осенью 1986 года.
Тактико-технические характеристики ВТС “Ладога”
а) основное дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид I
б) дублирующее ТС-1, РТ ГОСТ 10227-86
в) резервное бензин А-76 ГОСТ 2084-77;
дизельное топливо ГОСТ 305-82, вид II.
ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач
Риск массированного ракетно-ядерного удара вероятного противника предъявлял особые требования к организации управления войсками и гражданскими структурами. Требовались защищенные командные пункты и особые командно-штабные машины. Интересный вариант специальной техники для командиров и руководителей был создан в рамках проекта ВТС «Ладога».
Особое задание
Заказ на разработку перспективного высокозащищенного транспортного средства (ВТС) появился в самом конце семидесятых годов. Разработку ВТС поручили КБ-3 Ленинградского Кировского завода. Руководителем проекта стал заместитель генерального конструктора КБ-3 В.И. Миронов. В 1982 г. для продолжения работ по ВТС в составе КБ-3 создали специальное конструкторское подразделение – КБ-А.
К новой машине предъявлялись особые требования. Она должна была основываться на существующих комплектующих и иметь максимальную унификацию с серийной техникой. При этом требовалось обеспечить высокий уровень защиты и возможность работы в условиях радиационного, химического и биологического заражения. Заказчик требовал организовать эргономичный и комфортный обитаемый отсек с развитым набором средств связи. По сути, речь шла о командно-штабной машине с рядом характерных особенностей для командования высшего уровня.
Перспективный образец получил обозначение ВТС «Ладога». За основу для такой машины взяли отработанное серийное шасси основного танка Т-80. Часть агрегатов танка заимствовалась в исходном виде, тогда как прочие узлы пришлось разрабатывать заново. В рамках проекта «Ладога» предложили и реализовали целый ряд конструкторских решений, ранее не использовавшихся при создании отечественных бронемашин, что позволило получить желаемые результаты.
Особенности конструкции
Базовое танковое шасси сохранило основные детали корпуса, но лишилось подбашенного листа и внутренних агрегатов боевого отделения. Вместо них смонтировали надстройку-рубку для размещения новой аппаратуры и рабочих мест экипажа. Надстройка изготавливалась из броневой стали и обеспечивала определенную защиту. Изнутри обитаемый отсек имел противонейтронный подбой.
На «Ладоге» использовался газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. Двигатель комплектовался системой сдува пыли с лопаток, что упрощало его эксплуатацию на зараженной местности и последующую дезактивацию. Трансмиссия осталась прежней. На левой надгусеничной полке поместили электроагрегат в виде компактного ГТД и генератора мощностью 18 кВт. Это изделие должно было обеспечивать энергоснабжение систем на стоянке.
Конструкция ходовой части не изменялась и полностью заимствовалась у Т-80. Шестикатковое шасси с торсионной подвеской показывало высокие характеристики подвижности и не нуждалось в улучшении.
Обитаемый отсек разделялся стенкой на два отделения. В носовой части корпуса располагалось отделение управления с двумя рабочими местами, в т.ч. с постом водителя. Доступ в отделение обеспечивался двумя люками в крыше и лазом в основной отсек. Люки комплектовались набором смотровых приборов для вождения днем и ночью.
Основная часть обитаемого отсека, помещенная внутри надстройки, предназначалась для пассажиров в лице представителей высшего командования. Для них предназначалось несколько комфортных кресел, столики и т.д. Посадка в машину выполнялась через люк в задней части левого борта надстройки. Он имел крупную откидную створку и опускаемую аппарель со ступеньками.
В распоряжении пассажиров имелись развитые средства связи разного назначения. По некоторым данным, оборудование «Ладоги» обеспечивало даже управление стратегическими ядерными силами. Также экипаж получил развитые средства наблюдения за обстановкой. Как минимум, один образец ВТС получил мачту с видеокамерами для кругового обзора. Это устройство помещалось на крыше надстройки, а видеосигнал передавался на внутренние мониторы.
Определенный интерес представляли штатные средства внутренней связи. Экипаж ВТС и командование использовали танковое переговорное устройство и шлемофоны. Однако вместо массовых матерчатых шлемофонов использовались специально разработанные, выполненные из хорошей кожи. Они предназначались как для экипажа, так и для перевозимого командования.
По своим габаритам ВТС «Ладога» почти не отличалось от базового основного танка, но масса сократилась до 42 т. Ходовые характеристики остались на том же уровне. Специальная бронемашина могла передвигаться по дорогам и пересеченной местности и преодолевать препятствия. Предусматривалась ли установка оборудования для подводного вождения – неизвестно.
«Ладога» на испытаниях
В первой половине восьмидесятых на ЛКЗ построили первый образец ВТС «Ладога» и вывели его на испытания. Технику проверяли на разных местностях и в разных условиях. Полигонами для техники стали пустыня Каракум, горные массивы Копетдаг и Тянь-Шань, а также некоторые районы Крайнего Севера. Опытная машина успешно преодолевала назначенные трассы и поддерживала требуемые условия внутри защищенного объема.
Новый этап испытаний и проверки техники в самых сложных условиях начался весной 1986 г. и был связан с аварией на Чернобыльской АЭС. В первых числах мая «Ладогу» с бортовым номером «317» перебросили из Ленинграда в Киев. Далее машина отправилась к месту аварии. Высокозащищенному транспортному средству и его экипажу предстояло проводить разведку местности, а также показывать возможности техники в условиях радиационного загрязнения.
Эксплуатация ВТС «Ладога» в зоне аварии осуществлялась особым отрядом, включавшим экипаж машины, службы санобработки и дозиметрии, а также врачей и специалистов обеспечения. В некоторых рейсах ВТС к экипажу присоединялись представители руководящих органов.
«Ладога» выполняла достаточно сложные работы. Ей приходилось обследовать различные участки местности, проводя наблюдения и выполняя замеры. Осуществлялась видеосъемка объектов, упрощавшая планирование работ. ВТС действовала как на удалении от ЧАЭС, так и непосредственно на ней, в т.ч. в разрушенном машинном зале.
Подобная эксплуатация ВТС «Ладога» продолжалась до начала осени. Затем машина прошла тщательную дезактивацию, и 14 сентября ее отправили обратно в Ленинград. В дальнейшем «Ладога» №317 использовалась в качестве платформы для проведения различных исследований и опытов. После эксплуатации в зоне аварии бронемашина сохраняла хорошее техническое состояние, хотя работа на зараженной местности оставила свои следы.
Малой серией
По разным данным, изделие «Ладога» строилось малой серией. В течение восьмидесятых годов ЛКЗ выпустил не более 4-5 подобных машин, включая опытный образец для испытаний в разных районах страны. К сожалению, подробные сведения о строительстве и эксплуатации такой техники – за исключением борта «317» – пока отсутствуют.
По всей видимости, к дефициту информации привела роль ВТС. «Ладоги» предназначались для обслуживания высшего военного и политического руководства страны, а подобная работа не позволяет публиковать слишком много информации. Время от времени появляются разные отрывочные сведения об эксплуатации или базировании такой техники, но полную картину составить не удается.
К радости любителей военной техники, недавно одно из выпущенных ВТС «Ладога» теперь является общедоступным музейным экспонатом. В конце июля бронемашина с бортовыми номерами «104 / 180» прибыла в филиал парка «Патриот» в г. Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.) и вошла в состав его экспозиции.
По тем или иным причинам, музейная «Ладога» на данный момент имеет неудовлетворительное состояние. Отсутствуют некоторые агрегаты, снято внутреннее оснащение обитаемого отсека, имеются многочисленные повреждения как краски, так и самой конструкции. Остается надеяться, что новые хозяева уделят уникальной машине достаточно внимания, и в будущем она будет выглядеть так же, как после выхода из сборочного цеха.
Точные сведения о состоянии и принадлежности прочих выпущенных ВТС «Ладога» пока отсутствуют. Возможно, они появятся в будущем. Также нельзя исключать, что оставшиеся образцы со временем станут музейными экспонатами – как уже выставленная машина «104 / 180».