Конфискат авто в гродно рынок южный
Как гродненцы покупают «автоконфискат». Репортаж со специализированной площадки
И в Интернете, и в частных разговорах все как один пытаются растоптать конфискованные машины, выставленные на продажу, и все с ними связанное: «шрот», «мало того что государству достались бесплатно, так еще и ценники ломят выше чем на рынке», «у этих машин плохая аура». Чтобы выяснить, на чем основывается такое негативное отношение, наш корреспондент под видом самого обычного покупателя изучил спрос и выбор авто, а также пообщался с менеджерами по продаже торгового дома «Восточный» в Гродно.
Каждый четверг в 10.00 в административном здании Южного рынка проходят аукционы, на которых «автоконфискат» ищет новых владельцев. Прибыв в положенное время в положенное место, мы, к сожалению, услышали не самые приятные новости: «Сегодня аукцион не состоится в связи с отсутствием заявок. Приезжайте в следующий четверг». Как известно, чтобы принять участие, сначала нужно заполнить заявку и внести 10% стоимости автомобиля, за который вы хотите побороться. Поскольку желающих принять участие не было, нам осталось только не спеша осмотреть площадку и пообщаться с работниками. Даже этого хватило, чтобы сделать определенные выводы.
— Скажите, а откуда к вам приезжают машины?
— Когда наша площадка только открылась, привезли нам несколько автомобилей из Минска в не самом хорошем техническом состоянии. По-видимому, хотели освободить там немного места. Потом начали привозить машины с «номерами» четвертого региона. Будем свои продавать машины. Зачем нам из Минска, если куча своих автомобилей стоит на границах, на таможнях, в судах и т.д.?
Потом разговор плавно переместился на соседний Citroёn Xsara Picasso 2002 года. Он тоже приехал с границы, с такой же историей, только количество контрабанды немного меньше. В обоих случаях гаражные умельцы смастерили двойные полы, в которые помещался «товар» на несколько тысяч долларов. Продавец также добавил: если в них покопаться, то можно найти еще несколько пачек сигарет, так как достать все из этих машин человеку без практики чрезвычайно сложно.
Между делом продавцы рассказали и про двухколесного «зверя» Yamaha 2003 года с двигателем 1300 куб.см. Владелица лишилась своего железного друга по причинам, не совсем относящимся к мотоциклу. Жительница Германии, передвигаясь из Украины в Россию через Беларусь, нарушила срок пребывания в стране, после чего последовало судебное разбирательство, на которое владелица не явилась и была лишена мотоцикла.
— Кто оценивает все эти машины?
— Они к нам приходят уже оцененными. Их оценивает комиссия по месту изъятия. В каждом районе есть своя комиссия.
— По каким критериям происходит оценка машин?
Мне, привыкшему к рыночной системе продажи авто, было в диковинку увидеть стоимость топлива на ценнике. На табличках с описанием машины указана цена не только самого автомобиля, но и топлива в баке, которое также нужно оплатить при покупке.
— Кто и как замеряет топливо?
— Если машина была конфискована на границе, контрабандная, то уже и так понятно, что там полный бак. Сканер может показать только уровень топлива в баке, но точный результат получить невозможно.
— На площадке что-то меняется? Или как привезли эти машины месяц назад, так они тут и стоят?
— Как минимум раз в неделю автовоз на 8 машин, кстати, тоже конфискованный, ездит по области, собирает машины и привозит нам. Было три аукциона, мы продали уже 9 машин из 45. Вы посмотрите, сколько на авторынке стоит, а продается только одна-две машины за выходные. Смех смехом, а люди приходят к нам и покупают то, что им надо. Тем более с теперешним курсом, если перевести в валюту, вполне себе хорошие цены получаются на некоторые машины.
— Что делают с машинами в плачевном состоянии, которые никто не покупает? Отправляют на металлолом?
— А есть ли машины более представительского класса?
— Какие проблемы могут возникнуть у новых обладателей «автоконфиската»?
В общем, не все так хорошо в конфискате, как того, наверное, хотелось бы некоторым белорусам. Однако если время от времени заходить на площадку и следить за обновлением ассортимента, то найти что-то достойное вполне можно. А если машина не будет пользоваться особым спросом, можно и переоценку подождать, чтобы иметь запас на восстановление и ремонт. Да и сравнительно недавно введенная мера по конфискации автомобилей у нетрезвых водителей значительно оживила такую торговлю.
Ну а верить или нет в «плохую ауру» машин из конфиската, пусть каждый решает сам. К примеру, я абсолютно не уверен в том, что на машинах, которые продаются через рынок или Интернет, не возили контрабанду, не ездили пьяными и не попадали в аварии.
Редкий Rolls-Royce, а рядом авто для перевозки контрабанды. Фоторепортаж из гродненского «автоконфиската»
Какие автомобили, в каком состоянии и за какую цену можно приобрести на второй по величине в Беларуси площадке по реализации конфискованного транспорта? Какую роль в пополнении ассортимента играет граница? Почему приостановлена реализация нашумевшего Rolls-Royce?
Чтобы ответить на эти вопросы, а заодно посмотреть, чем живет авторынок областного центра, Владимир Аплевич по просьбе редакции ABW.BY отправился на площадку ТД «Восточный», расположенную в Гродно.
Начнем осмотр с «конфиската», потому что именно здесь видны хоть какие-то потенциальные покупатели.
Прямые поставки с границы
Во-первых, просто визуально машин в гродненском «конфискате» много, расположены они довольно плотно друг к другу, между рядами не протолкнуться, пишет ABW.BY. Если верить сайту konfiskat.by, в Гродно реализуется более 130 единиц техники.
Отдельно стоят автомобили, которые еще не выставлены на продажу.
Лишиться автомобиля в Беларуси, как известно, можно различными способами. Например, повторно в течение года попасться за рулем «под мухой» или неудачно провезти контрабанду через границу. В «конфискат» в областном центре большая часть автомобилей попадает именно с границы. Поэтому дефицита машин тут не наблюдается, а по количеству транспорта площадка уступает только минской.
«Без пробега по РБ»
Начнем с бензинового Mercedes GL450 2006 года.
Исходя из указанной на сайте информации, двигатель автомобиля не запускается по неизвестной причине: «Состояние удовлетворительное: царапины, сколы, сдиры ЛКП, облицовка салона и обивка сидений потерты, загрязнены, АКБ отсутствует, двигатель не запускается (причина неизвестна)».
Помимо указанных недостатков можно заметить отсутствие заднего «дворника».
В базе объявлений ABW.BY цены на аналогичные Mercedes GL стартуют с 14.000$. Казалось бы, разница в цене огромная, ее могло бы хватить на ремонт всей машины, однако по какой-то причине конкретно этот экземпляр пока никого не заинтересовал.
Стоящий по соседству «младший брат» ML на 2 года моложе (2008 г.в), оснащен 3-литровым дизельным двигателем. Прибыл на площадку ровно месяц назад. Цена при поступлении составляла 26.980 рублей. Сегодня автомобиль предлагается за 25.631 руб., что чуть меньше 12.000$.
У автомобиля также отсутствует задний «дворник». Интересно почему.
Помимо этого, не хватает и множества других деталей как снаружи, так и внутри.
Исходя из информации на сайте, двигатель в ML тоже «не запускается по неизвестной причине». Найти аналогичный Mercedes ML на ABW.BY можно от 12.500$ за бензиновую версию с мотором 5,5 л и от 13.500$ за версию с 3,0-литровым дизелем.
Как выглядит автомобиль настоящего контрабандиста
Являясь ценителем марки, журналист не смог пройти мимо Alfa Romeo 166 в версии Super. И, как оказалось, не зря!
Машина 1999 г.в., под капотом двухлитровый V-образный турбомотор мощностью более 200 л.с., установлен деревянный руль, кожаный салон. Все это мало кого оставит равнодушным, но в данной машине не это главное.
Как выяснилось, автомобиль сильно переоборудован, на месте, где должен находиться топливный бак, теперь огромный тайник.
Наличие бака в автомобиле не предусмотрено
Автомобиль вызвал интерес у двух молодых людей, но, заметив «бардачок» под задним сиденьем, парни быстро исчезли.
Бак и баллон переоборудованы
«Супер Альфа» была не единственной переделанной «итальянкой» на площадке.
Неподалеку расположилась 155-я. Автомобиль был закрыт, но, судя по информации на сайте, эта «Альфа» тоже «с изюминкой»: «Двигатель запускается, имеется газовое оборудование, топливный бак и газовый баллон переоборудованы».
«Реализация приостановлена»
Тот самый, на котором гражданин России в мае 2018-го якобы направлялся на выставку в Испанию. По информации белорусской стороны, у автомобиля видоизменен VIN, что и послужило поводом для конфискации. Весной машину даже успели выставить на торги за 67.500 руб., но на данный момент реализация приостановлена.
Как оказалось, владелец продолжает бороться за свой автомобиль в суде. Сотрудники площадки отметили, что, если бы реализация не была приостановлена, автомобиль уже мог быть продан. По словам одного из сотрудников, у этого Rolls-Royce уже был конкретный покупатель.
Как и ранее, автомобиль оценен в 67.573 руб., или около 31.400$. Определить, насколько заявленная цена соответствует рыночной, сложно, ведь в продаже подобных машин в Беларуси попросту нет.
Вот он, народный автомобиль
Пробираясь по рядам, нельзя не заметить большого количества Volkswagen Passat третьего и четвертого поколений в кузове универсал. Эта модель заслуженно стала культовой в Беларуси. В том числе из-за популярности среди «соляровозов» и контрабандистов.
В оригинальность пробега поверить сложно, особенно если учесть, что автомобили такого цвета используются в Германии в качестве такси.
Состояние кузова удручающее. К тому же в автомобиле переоборудован топливный бак.
«Масло заменено меньше 1000 км назад»
Помимо мегапопулярных Passat на площадке можно встретить довольно редкий Volkswagen Phaeton.
Новые правила реализации
С 1 декабря изменились правила проведения аукционов. Теперь автомобили, начальная стоимость которых превышает 2000 руб., реализуются только посредством электронных торгов.
Такой подход немного снизил количество участников торгов. По словам сотрудников, были случаи, когда автомобили в ходе торгов на «живом» аукционе продавались по ценам выше рыночных: люди начинают входить в азарт и иногда, не задумываясь, переплачивают. Как нам рассказали, бывало, что за один автомобиль «боролись» почти 30 человек.
60 процентов авто из Европы
Некогда гродненский авторынок славился обилием «свежих» машин из Европы с гордыми надписями «без пробега по РБ». Автомобилей на рынке было много, иногда всем желающим не хватало места. Особенно остро проблема ощущалась, когда рынок располагался в Аульсе. Современный рынок появился здесь лишь в 2012 году. Кстати, в том же году журналисты ABW.BY впервые посетили площадку и наделали здесь шороху: попытались «продать» недавно вышедший VW Polo Sedan. Между прочим, машина тогда стоила 18.000$!
Сегодня по скромным подсчетам 60% авто, представленных на рынке в Гродно, являются свежепригнанными из Европы. Неплохой результат? Как посмотреть. Ведь машины на рынке можно было пересчитать по пальцам: четыре Renault (три Grand Scenic с моторами 1.5 dci, один Clio c тем же 1.5 dci) и два Volkswagen (Golf 1.4 и Passat B7 1.6 турбодизель).
Продавцы отмечают, что сегодня самым «ходовым» автомобилем является Renault Grand Scenic. «На самом рынке машину продать очень сложно, вместе с «комисом» за выходные продается всего несколько машин».
«Приезжаем пообщаться»
Продавец одного из «народных» Renault Scenic сказал, что «рынка нет, а бизнес по пригону авто практически “сдох”. Приезжаем сюда скорее по привычке, заодно пообщаться».
На площадке «комиссионки» машин немного больше, но «свежих» практически нет.
Зато здесь можно встретить Passat B5, под стеклом которого лежат немецкие «номера», а на багажнике наклейка DK.
ВАЗ-21063 1988 года выпуска с бензиновым мотором 1.3 ищет нового хозяина за 570 у.е. В описании указано: «Все, кроме кожи и «автомата». Обслужен».
Ауди 80 (В4), выпущенный в 1993 году, с мотором 1.9 TDI предлагается за 3250 у.е.
«Это не Минск, тут такое не прокатит»
Представители «автокомиса» отметили, что наибольшей популярностью пользуются автомобили стоимостью 2000-3000 у.е. Есть машины из Европы, но их не больше и не меньше, чем год назад. А вот авто из России на гродненском рынке встретить сложно. Здесь их не любят: “Это не Минск, тут такое не прокатит”.
Вердикт
В гродненском «автоконфискате» машин действительно много. Здесь можно найти практически все, от «народных» VW Passat до редких VW Phaeton и эксклюзивного Rolls-Royce. Близость границы способствует постоянным новым поступлениям. Большинство машин на площадке конфисковано за контрабанду. При выборе таких авто нужно быть предельно внимательным, многие из них переоборудованы до такой степени, что больше напоминают контейнер для перевозки контрабанды, чем средство передвижения. Люди «в теме» и вовсе рекомендуют обходить такие машины стороной, так как их владельцы прекрасно понимают, что рано или поздно авто конфискуют если не на нашей стороне, так на соседней. Поэтому качественным обслуживанием таких машин никто не занимается, а многие из них после «усовершенствования» практически невозможно вернуть в нормальное состояние.
«Осталось одно название». Чем живут гродненские авторынок и «конфискат»
Старожилы автомобильного бизнеса хорошо помнят, что в свое время авторынок в Гродно манил к себе простых покупателей и «перекупов» со всей страны. В 2014 году по соседству появилась площадка по продаже конфискованного транспорта, и она также не была обделена вниманием со стороны покупателей. Что осталось от былой славы в 2021-м, выясняли журналисты Автобизнеса.
Фуры вместо рынка
На подъезде к рынку заметно, что желающих на него попасть много. Среди потенциальных покупателей помимо местных было немало машин с первым и пятым регионами на «номерах», а въезд на парковку со всех сторон окружен заторами. Понятное дело, что в последние выходные лета подавляющее большинство посетителей приехало сюда не за машинами. «Но ведь и авторынок с «конфискатом» никто не отменял», – думали мы…
Еще во время поиска свободного места на парковке смутило, что за забором, где висит красная табличка «Авторынок», стоят фуры. Их выставили на продажу владельцы или это так разрослась площадка «конфиската»?
Оказывается, на территории, где с 2012 года продавали автомобили, теперь стоянка большегрузов. Их не продают, как выяснилось, а запускают, когда на основной парковке заканчиваются свободные места для такого транспорта.
Автомобили, которые стоят рядом, также не продаются. Их здесь оставляют покупатели, которые приехали на вещевую часть рынка.
В общем, можно констатировать, что авторынок в Гродно существует скорее формально юридически. Справедливости ради все же отметим, что и во время посещения торговых рядов в 2019 году авторынок уже был не тот, если сравнивать, например, с 2016-м. Пускай вместо сотен авто здесь стояли десятки, но они по крайней мере были. На территории единственного автокомиса, располагавшегося на «Южном», продавалось несколько десятков машин, что в совокупности создавало хотя бы какое-то ощущение рыночной площадки.
Старая привычка
В последние дни лета-2021 на территории комиссионки всего 7 машин. Впрочем, даже среди столь скромного количества нашлись варианты, привлекающие внимание. Первым был VW Jetta 1990 г.в. с «широкими» бамперами, бензиновым мотором 1.8 и стартовой ценой лишь на «сотку» меньше, чем год выпуска.
Визуально для своего возраста машина находится в неплохом состоянии. Под капотом все «вылизано», в салоне для 31-летнего авто также «огонек».
Другой заметный автомобиль – черный VW Golf IV, причем в версии GTI! За редкую версию хэтчбека, выпущенную в 2003 году, просят 5490$, торг уместен. Под капотом у «заряженного» Golf 1,8-литровый турбобензиновый мотор.
Возле ларька с вывеской «Оформление» сидят двое мужчин, один из них – директор комиссионки. По его словам, от авторынка «Южный» осталось одно название. Автомобили на основной площадке не продаются уже года два. Машин на территории автокомиса также гораздо меньше, чем было раньше. При этом директор отметил, что сюда по-прежнему по старой привычке иногда приходят покупатели, но в целом делать тут особо нечего.
«Конфискат» остался единственной площадкой с относительно большим выбором автомобилей. Правда, по сравнению с предыдущими визитами и тут ассортимент стал заметно хуже, а занятая территория значительно уменьшилась.
Для сравнения: в декабре 2018 года машин тут было столько, что были заставлены даже проезды. Среди авто на этой площадке тогда можно было встретить даже Rolls-Royce Silver Spur. Сегодня ситуация иная, даже на урезанной территории много свободных мест.
У входа традиционно стоят самые презентабельные варианты, у забора на противоположной стороне – более дешевые автомобили.
Тем не менее здесь удалось отыскать редкую версию VW Passat B5: под капотом – 2.8 V6, в салоне – «рекаровские» сиденья. В описании к автомобилю указано, что его дифференциал переоборудован под тайник. Стартовая цена лота, переоцененного буквально за неделю до нашего визита, – 5333,5 рубля.
На площадке есть несколько машин, переоборудованных под перевозку контрабанды. Например, этот BMW 745 в кузове Е65. Пробег у представительского седана 2003 года выпуска – 518.000 км, поэтому состояние кузова и салона оставляет желать лучшего. Тайники не делают машину особо привлекательной, стартовая цена – почти 9850 рублей.
Как и раньше, за ограждением стоят автомобили, которые ожидают своей очереди быть выставленными на торги. Кроме того, на данной площадке можно встретить разбитый Chrysler Grand Voyager 1997 года. Он, судя по имеющейся информации, находится там на временном хранении.
В целом тут стоят порядка 30-40 автомобилей, что заметно меньше, чем было раньше. Причина проста: из-за ковидных ограничений трафик в пунктах пропуска через границу второй год остается минимальным, соответственно людей, которые занимаются контрабандой, практически не осталось, результат – машин за подобные нарушения конфискуется мало.
Тем не менее люди сюда заходят. Пока мы общались с сотрудником «конфиската», к нам подошел мужчина и поинтересовался: «Где здесь продаются «нормальные» машины?” Это подтверждает слова владельца комиссионки: несмотря на то что рынка как такового нет уже давно, люди по старой привычке продолжают приезжать сюда в надежде купить автомобиль.
Вердикт
Как такового авторынка в Гродно фактически не осталось. Однако это не значит, что вместе с ним из областного центра ушел автомобильный бизнес. Теперь балом правят интернет и «комиссионки», которых еще год назад насчитывалось около 15 штук. Что касается «конфиската», то его ассортимент стал беднее из-за ограничений на пересечение границ.