Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатацииХарактеристика условий эксплуатацииТО-1ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие)Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии1600-18008000-9000
2 (средние)Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения1300-15006500-7500
3 (тяжелые)Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках)1000-12005000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиляОсновные агрегаты
Грузовой автомобильДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобусДвигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

АгрегатыБазовая деталь
Двигатель (со сцеплением)Блок цилиндров
Задний мостКартер заднего моста
Передний мостБалка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передачКартер коробки передач
Рулевой механизмКартер рулевого механизма
Подъемный механизмГоловка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора

МощностиКузовКорпус кузоваРамаПродольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей» Тема урока: «Общее устройство автомобиля, назначение, размещение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Донецкий профессиональный лицей автотранспорта

по предмету «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»

Тема урока: «Общее устройство автомобиля, назначение, размещение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля»

по профессии: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

специальных дисциплин: Василенко В.Б.

2016-2017 учебный год

Тема урока: «Общее устройство автомобиля, назначение, размещение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля»

Обучающая: познакомить обучающихся с общим устройством автомобиля, назначением силовых агрегатов и узлов, их взаимодействием;

Развивающая: способствовать развитию у студентов понимания общей схемы устройства автомобиля для определения неисправности и выбора методов ее устранения; развивать умение доказывать и отстаивать своё мнение, делать выводы; расширять словарный запас технических терминов и понятий;

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к технике, понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде; воспитывать умение выслушать и принять во внимание мнение других.

Методическая цель: связь теоретического обучения с практическим обучением.

повторить пройденный материал;

изложить информацию по теме;

закрепить полученные знания;

проконтролировать качество усвоения нового материала и оценить знания студентов.

Оборудование, учебно-наглядные пособия:

“ Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей”: учебник водителя автотранспортных средств категории “В”/В.А.Родичев, А.А.Кива. – 8-е изд., испр.-М.:Издательский центр “Академия”,2008. – 80с.;

наглядные пособия (основные агрегаты и узлы трансмиссии и ходовой части);

Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением наглядных пособий.

Межпредметные связи: физика.

Раздаточный материал : учебники.

I. Организационный момент.

(Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.)

Взаимное приветствие преподавателя и студентов.

Принятие рапорта у дежурного студента о посещаемости, проверка готовности студентов к занятию.

II. Повторение пройденного материала.

(Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.)

1. Ответы студентов и переход к восприятию нового материала.

Как классифицируются автомобили по назначению? (Грузовые, пассажирские, специальные)

Для чего предназначены грузовые автомобили? (Для перевозки различных грузов.)

Для чего предназначены пассажирские автомобили? (Для перевозки пассажиров.)

Какие бывают пассажирские автомобили? (легковые и автобусы.)

Для чего предназначены специальные автомобили? (Для выполнения только определенных специальных работ.)

Какие автомобили считаются специальными? (Пожарные, медицинские, полицейские, автоцистерны, рефрижераторы, автовышки, автокраны, санитарно-уборочные и др.)

III. Сообщение темы и цели занятия.

Преподаватель переходит к сообщению темы лекции – диалога «Общее устройство автомобиля, составляющие части, их назначение и взаимодействие».

Знания по этой теме вам нужны будут для понимания общего устройства автомобиля, чтобы в дальнейшем уметь определить неисправность и принять меры к ее устранению. А также для правильного обслуживания автомобиля, увеличивая срок его эксплуатации.

(Цель этапа: изложение нового материала.)

Изучение содержания темы происходит с помощью лекционного материала по теме « Общее устройство автомобиля, назначение, расположение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля» с применением наглядных пособий, схемы и макета двигателя внутреннего сгорания.

Применение данной формы работы (лекция-диалог), наглядные пособия, схемы и плакаты способствует развитию познавательной деятельности студентов.

Преподаватель рассказывает теоретический материал, задаёт вопросы и демонстрирует наглядные пособия, схемы и плакаты по изучаемой теме.

Студенты конспектируют лекцию, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы преподавателя.

1. Общее устройство автомобиля.

Автомобиль состоит из трёх частей:

Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Механическая энергия получается при преобразовании в двигателе химической, электрической или другой энергии.

Шасси объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, передвижения автомобиля и управления движением.

Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов или пассажиров при их перевозке, соответственно кузов может быть грузовым и пассажирским.

1. Общее устройство шасси.

Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Трансмиссия состоит из:

коробки перемены передач (КПП);

Ведущий мост объединяет в себе главную передачу, дифференциал и полуоси (приводные валы).

Несущая система (классическая схема) состоит из:

ходовой части (рама, передние управляемый мост, задний ведущий мост, подвеска);

органы управления (рулевое управление, тормозная система).

Несущая система может быть построена и по другим схемам:

переднеприводные автомобили не имеют карданной передачи, а коробка передач объединена с передним приводным мостом в одном силовом агрегате;

полноприводные автомобили имеют два и более приводных мостов, в том числе и управляемый, который может включаться или отключаться при помощи раздаточной коробки.

2. Назначение, размещение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля .

Итак, мы с вами разложили «большой и сложный автомобиль» на несколько основных составляющих и теперь, я думаю, что автомобиль уже не кажется вам таким сложным и он стал для вас немного попроще.

Теперь давайте вместе разберемся, для чего нужны эти составляющие. Начнем с трансмиссии и далее по всем ее составляющим частям в порядке их размещения и взаимодействия.

Трансмиссия служит для передачи усилия вращения (крутящего момента) от двигателя к ведущим колесам, изменения этого усилия, оборотов и направления вращения колес в зависимости от условий движения автомобиля.

Сцепление предназначено для плавной передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач, а также кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии.

Коробка передач (КПП) предназначена для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от сцепления к карданной передаче, долговременного разъединения их, а также изменения направления вращения.

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче (размещенной в картере ведущего моста) под изменяющимся углом (при движении автомобиля).

Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передачи его через дифференциал на приводные валы (полуоси). Обратите внимание, что полуоси расположены поперек автомобиля, карданный вал – вдоль, поворот крутящего момента на 90 о обеспечивают конструктивные особенности главной передачи.

Дифференциал встроен в ведомое зубчатое колесо главной передачи и обеспечивает вращение ведущих колес автомобиля с неодинаковой частотой вращении, что необходимо при движении автомобиля на поворотах или по неровной поверхности дороги, то есть в тех случаях, когда левое и правое колеса пробегают различное расстояние.

Ходовая часть это тележка, которая состоит из рамы, переднего и заднего мостов с колесами, подвески. Подвеска соединяет раму с мостами через упругие элементы (рессоры, пружины), смягчающие взаимодействие автомобиля с дорогой. Для гашения колебаний рамы в конструкцию подвески входят амортизаторы.

Органы управления состоят из рулевого управления и тормозной системы.

Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля.

Тормозная система предназначена для снижения скорости движения вплоть до полной остановки и удержание автомобиля на месте.

V. Закрепление пройденного материала (практическая работа).

(Цель этапа: систематизация и обобщение знаний. Проверка объёма и глубины полученных знаний, умение использовать их на практике.)

Совместная работа преподавателя и студентов с опорой на макет автомобиля. Преподаватель задает вопросы, студенты отвечают.

Из каких основных частей состоит автомобиль?

Из чего состоит шасси автомобиля?

Из каких механизмов состоит трансмиссия автомобиля?

Для чего предназначена коробка передач?

Что входит в механизмы управления?

Как устроена ходовая часть автомобиля?

VI. Домашнее задание.

(Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии.)

Самостоятельная работа с учебником и конспектом.

VII. Подведение итогов занятия, выставление оценок.

(Цель этапа: выяснение, что нового узнали студенты на уроке; оценивание работы группы в целом и отдельных студентов.)

1. Ответы студентов на вопросы мастера производственного обучения.

Какая тема урока у нас сегодня была?

Для чего мы изучали общее устройство автомобиля?

Какие новые механизмы вы узнали?

Работа какого механизма вам не достаточно понятна?

2. Оценка работы студентов.

Кто, по вашему мнению, сегодня на занятии заслуживает высокой оценки?

Преподаватель оценивает работу студентов.

Всем спасибо за активную работу на занятии. Всего доброго.

Источник

Методическая разработка урока МДК.02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Коркинский горно-строительный техникум»

Методическая разработка урока

МДК.02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»

Составитель: Камкова Н.И

Содержание

Методическое обоснование темы

Методическая разработка урока по изучению темы Рулевое управление направлена на ознакомление студентов с основными деталями рулевого управления. Целью данной работы было выяснение сути устройство и принцип работы рулевого механизма

Методическая разработка содержит методические материалы по теме, в которой рассмотрены следующие вопросы:

Основные понятия по мере совершенствования рулевые механизмы. Предмет изучения устройство автомобиля.

Назначение рулевого управления. В этом вопросе рассмотрены для чего служит рулевое управление.

Рулевые механизмы. На современных легковых автомобилях применяются два самых распространенных типа рулевых механизмов: червячный и реечный. 5.Основные понятия об Электроусилители руля (ЭУР). Использование электронных элементов, отличающихся высокой точностью, обеспечивает высокую информативность рулевого управления, в котором применяется данный вид усилителя.

Устройство автомобиля предмет, на котором студент получает прочные знания по устройству и работе механизмов и систем автомобиля. Изучение данной темы тесно связано с профессиональной деятельностью студентов и в дальнейшем с изучением специальных дисциплин.

Эти материалы могут использоваться как преподавателем для проведения урока, так и студентом для самостоятельного изучения данной темы на уроке или дистанционно дома.

Методические рекомендации по проведению урока

Устройство автомобиля относят к сложным изучаемым курсам, признавая при этом, что именно устройство рулевого управления автомобиля по теме способствуют развитию мышления, который формирует общепрофессиональные навыки.

Действительно, для успешного решения указанной цели, требующей понимания принципа работы рулевого управления построения схем, учебные занятия надо проводить таким образом, чтобы студент мог:

четко сформулировать цель;

2.общю классификацию рулевого механизма;

3.устройство рулевого механизма;

4.типы рулевых механизмов;

5.принцип работы рулевого управления ;

6.поворот управляемых колес на разные углы.

Для достижения поставленных целей урока, он содержит лекционный материал, тест, плакаты и презентацию по теории, электронный учебник и тесты заданий для самостоятельной работы и домашнее задание.

План урока (с технологической картой)

План урока

Группа СМ-15 Профессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Предмет: МДК.02.01. «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»

Тема по рабочей программе: Тема 1.1. Общее устройство автомобилей

Тема урока: Рулевое управления

Тип урока: Усвоение новых знаний Форма урока: лекция Цели урока:

Способствовать осмыслению изученной темы

Ознакомить с основными понятиями по теме

Показать применение темы в практической деятельности

Развивать умения правильно работать с информацией и выделять главные аспекты

Способствовать развитию познавательной активности обучающихся

Развивать информационные компетенции обучающихся

Активизировать умственную работу, умение мыслить критически, углублять знания

Воспитывать у обучающихся интерес к предмету и добросовестное отношение к труду

Воспитывать навыки самоорганизации и самоконтроля

Формируемые ОК и ПК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.

ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

Оснащение урока: АРМ, презентация, интернет, ПО АСУ Pro College. электронный учебник, презентация, плакаты, тесты

Междисциплинарные связи: ОП.02. Материаловедение, ОП.03. Слесарное дело, ОП.04. Черчение, МДК.01.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин

Шестопалов С. К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей : учебник / С. К. Шестопалов. — М. : Изд. центр«Академия», 2010. — 368 с.

Организация занятия 1- 2 мин

Сообщение темы, целей и плана урока 2- 3 мин

Самостоятельная работа решение тест 10мин

Заключение 10-15 мин

Домашнее задание 3-5 мин

Технологическая карта

1.1 Организационный момент

Организовать обучающихся к работе

Приветствует и отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку

Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку

Готовность группы к уроку

1.2 Сообщение темы и постановка целей

Поставить четкие цели урока и наметить план их достижения

Сообщает тему и цели урока. Проводит мотивацию, опираясь на межпредметные связи и необходимость знаний данного материала для изучения спецпредметов.

Слушают тему и цели урока

Группа нацелена на изучение темы Обучающиеся мотивированы на учебно- познавательную деятельность.

Последовательное изложение темы

Способствовать осмыслению изученной темы

Излагает вопросы темы, используя презентационный материал (АСУ ProCollege) Контролирует процесс освоения темы обучающимися

Обучающие внимательно слушают преподавателя и записывают в конспект вопросы темы

Сформировано понятие механизмов рулевого управления Обучающиеся ознакомлены с устройством рулевого управления

3.1 Закрепление нового материала

Проверить уровень усвоения темы

Задает вопросы на понимание и закрепление:

Назовите назначение и устройство рулевого управления.

Назовите, какие типы рулевых механизмов применяют в автомобилях?

Объясните, как устроены рулевые приводы?

Отвечают на вопросы

Оценен уровень усвоения материала обучающимися

3.2 Подведение итогов урока

Дать качественную оценку усвоения темы

Оценивает работу обучающихся

Осмысливают свою деятельность на уроке

Подведен итог урока

3.3 Выдача домашнего задания

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Сообщить и разъяснить принцип работы рулевого управления

Сообщает и объясняет домашнее задание:

записать в тетради, где применяются реечные рулевые механизмы

записать в тетради, принцип работы рулевого механизма гидроусилителем, электроусилителем

Записывают домашнее задание в конспект

Обучающиеся получили домашнее задание

Краткий самоанализ учебного занятия:

В результате урока студенты имеют возможность повторить и закрепить изученную ранее тему. Повторение проходит в момент выполнения и совместной проверки теста.

В результате обучающиеся составляют конспект рулевое управление.

В результате урока у обучающихся сформировано понятия о видах рулевого управления и о назначении основных элементов, схемы рулевого управления самостоятельно составляли конспект, решили тест.

Список литературы (источников) для студентов

1.Шестопалов С. К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей : учебник / С. К. Шестопалов. — М. : Изд. центр«Академия», 2010. — 368 с.

5 Список литературы для преподавателей

1.Родичев В.А. Грузовые автомобили. Учебник для 10-11 кл. / В.А. Родичев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 216 с.

2.Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2014. – 566 с.

3.Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. Для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2012. – 544 с.

3.Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник СПО, ИЦ «Академия» 2004.

Приложение Дидактический материал к уроку

Лекция: Рулевое управление

1 Общая классификация рулевого механизма 2 Назначение рулевого управления

3 Рулевые механизмы

1 Общая классификация рулевого механизма

Система рулевого управления служит для управления автомобилем и обеспечения его движения в заданном направлении по команде водителя.

Система рулевого управления включает в себя:

По мере совершенствования рулевые механизмы разделились на три части:

Червячный рулевой механизм;

Реечный рулевой механизм;

Активная рулевая система

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Схемы рулевого управления автомобилей с управляемыми колесами передней оси

2 Назначение рулевого управления

Рулевое управление (рисунок 1) предназначено для изменения направления движения автомобиля. Обычно управляемыми являются колеса передней оси, но это преимущественно на легковых автомобилях. Иногда для улучшения управляемости автомобиля и сохранения над ним полного контроля его делают полноуправляемым, то есть управляемыми являются не только основные передние колеса – задние также имеют возможность отклоняться на определенный угол.

Устройство рулевого механизма

Рулевое управление может быть с усилителем или без него, может устанавливаться на поперечине кузова в моторном отсеке или на подрамнике (практически на всех современных автомобилях).

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Рисунок 1 Рулевой механизм
1 – рулевое колесо; 2 – гайка крепления рулевого колеса; 3 – верхний кожух рулевой колонки; 4 – шестерня рулевого редуктора; 5 – фланец рулевого вала; 6 – рулевой вал; 7 – труба рулевого вала; 8 – нижний кожух рулевой колонки; 9 – шаровой шарнир; 10 – наконечник рулевой тяги; 11 – пыльник; 12 – рейка рулевого редуктора; 13 – болт крепления рулевой тяги; 14 – стопорная пластина; 15 – рулевая тяга; 16 – поворотный рычаг передней стойки.

Рулевое колесо и рулевая колонка

В современных автомобилях руль — это и место для установки подушки безопасности, и пульт управления аудиосистемой вместе с телефоном, также это контроллер для управления бортовым компьютером. Рулевое колесо современного автомобиля иногда бывает попросту перегружено всяческими переключателями и кнопками, которые имеют различное назначение.

Рулевая колонка, это, по сути, два вала (реже один), соединенных между собой универсальными шарнирами (похожими на карданные). Она призвана передавать вращение от рулевого колеса к рулевому механизму. На многих нынешних автомобилях предусмотрена регулировка угла наклона рулевого колеса и расстояния его вылета. 3 Рулевые механизмы

На современных легковых автомобилях применяются два самых распространенных типа рулевых механизмов: червячный и реечный. Рулевой механизм червячный, (рисунок 2) состоит из глобоидного червяка и углового сектора, на который установлен ролик. К угловому сектору подсоединен вал, а на валу закреплена сошка. Перемещение сошки передается на рулевую трапецию, которая состоит из рулевых тяг. Тяги, перемещаясь, поворачивают колеса в ту или иную сторону. Сейчас автомобили с червячным рулевым механизмом встречаются все реже.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей
Рисунок 2 Червячный рулевой механизм.

Червячная передача – это такой тип передачи, в которой имеется червяк, представляющий собой резьбовую часть болта, но только с увеличенными во много раз витками, и шестерня, входящая в зацепление с этим червяком.

Глобоидным червяк называется из-за своей формы: его профиль вогнутый, как показано на рисунке 3.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей
Рисунок 3 Внешний вид глобоидного червяка

Он состоит из шестерни и зубчатой рейки. Шестерня соединена с валом рулевой колонки, а рейка через тяги – с поворотными кулаками колес.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Рисунок 4 Реечный рулевой механизм Реечный механизм ( рисунок 5) конструктивно прост, имеет высокий КПД и высокую жесткость. Однако такой механизм чувствителен к ударным нагрузкам по причине дорожных неровностей и склонен к вибрациям. Данный тип механизма устанавливается на автомобилях, имеющих передний привод с независимой подвеской управляемых колес.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Рисунок 5 Конструкция реечного механизма

Принцип работы 1. С вращением рулевого колеса рулевая рейка перемещается влево и вправо. 2.С движением рулевой рейки происходит перемещение присоединенной к ней тяги рулевого привода и поворачивание колеса автомобиля. При повороте управляемые колеса ( рисунок 6) автомобиля проходят различные расстояния. И если оба колеса будут поворачиваться на одинаковый угол, автомобиль будет смещаться с заданной траектории, при этом шины колес будут значительно быстрее изнашиваться.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей
Рисунок 6 Поворот управляемых колес на разные углы.

Для того чтобы избежать этого, рулевое управление проектируют таким образом, чтобы обеспечить поворот внутреннего колеса на больший угол ( рисунок 7) относительно наружного.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей
Рисунок 7 Поворот управляемых колес на различные углы

Рулевое управление современных автомобилей оснащается специальной дополнительной опцией — усилителем. Усилитель рулевого управления рисунок 8 — это подсистема, состоящая из механизма, позволяющего значительно снизить усилия водителя при повороте руля и управлении автомобилем.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Рисунок 8 Усилитель рулевого управления

Различают несколько типов усилителей руля. Гидроусилитель состоит из гидравлического насоса, в действие который приводит двигатель, системы шлангов высокого давления, и бачка для жидкости. Корпус рейки выполнен герметически, так как в нем находится жидкость гидроусилителя

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Рисунок 9 Рулевое управление с гидроусилителем :
1 — рулевая сошка; 2 — продольная рулевая тяга;3 — рулевой механизм;4 — всасывающий шланг;5 — сливной шланг;6 — бачок;7 — правая боковая рулевая тяга; 8 — правый маятниковый рычаг; 9 — поперечная рулевая тяга;10 — входной вал рулевого механизма;11 — нижний карданный шарнир;12 — карданный вал;13 — верхний карданный шарнир;14 — вал рулевой колонки;15 — рулевое колесо;16 — левый маятниковый рычаг;17, 21 — наконечники левой боковой тяги;18 — хомут регулировочной трубки;19 — левый рычаг рулевой трапеции;20 — чехол шарнира; 22 — шарнир;23 — нагнетательный шланг;24 — насос гидроусилителя

Электроусилитель рулевого управления (ЭУР). Предназначен для того, чтобы снизить необходимый уровень усилий, прилагаемых к рулевому колесу для осуществления управления автомобилем. Электроусилитель руля используется как на легковых, так и на микроавтобусах и грузовых автомобилях. Отсутствие гидравлических частей обуславливает надежность системы, так как исключается вероятность появления протечек, разгерметизации и других неполадок, характерных для ГУРа. Использование электронных элементов, отличающихся высокой точностью, обеспечивает высокую информативность рулевого управления, в котором применяется данный вид усилителя.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Рисунок 10 Электроусилитель рулевого управления Электроусилитель позволяет снизить усилие на рулевом колесе, облегчая управление автомобилем. Основу электроусилителя составляет бесщёточный электродвигатель с редуктором, расположенный под кожухом рулевого управления. Принцип действия электроусилителя рулевого управления Электрический усилитель работает не всегда, он вступает в работу только при повороте руля водителем. Двигатель усилителя руля выдает крутящий момент который зависит от крутящего момента на рулевом механизме. Этот момент измеряется датчиком крутящего момента, который передает данные в блок управления усилителем. Так же блок управления рассчитывает необходимую мощность включения двигателя усилителя в зависимости от угла поворота рулевого колеса. Угол поворота измеряется датчиком, который встроен в подрулевой переключатель. На роторе самого двигателя тоже установлен датчик, измеряющий его частоту вращения для получения обратной связи в блок управления.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

I. Какой позицией на рисунке обозначена рулевая сошка?

II. Какой позицией на рисунке обозначен маятниковый рычаг?

III. Какой позицией на рисунке обозначен «ролик» с валом сошки?

IV. Какой позицией на рисунке обозначены боковые рулевые тяги? V. Какие из перечисленных неисправностей не могут вызвать затрудненное вращение рулевого колеса?

А) Повышенное давление воздуха в шинах.

Б) Отсутствие зазора между червяком и роликом.

В) Повышенный люфт в подшипниках червяка.

Ответ: 1-Л, 2-С, 3-М, 4-Б, 5-В.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

I. Какой позицией на рисунке обозначен маятниковый рычаг?

II. Какой позицией на рисунке обозначен поворотный кулак?

III. Какой позицией на рисунке обозначена рулевая передача?

IV. При измерении люфта передние колеса, как правило.

Б) не поддомкрачивают?

V. Как надо действовать, если выявлен большой люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг?

А) При износе деталей в допустимых пределах подтянуть резьбовую пробку и установить шплинт, при большом износе заменить шарнир в сборе на новый.

Б) Заменить шаровой палец либо сухарики, при необходимости поджать резьбовой пробкой пружину.

Г) Использовать любой из указанных способов.

Ответ: 1-Е, 2-Б, 3-З, 4-Б, 5-А.

Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Смотреть картинку Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Картинка про Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей. Фото Конструкция эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

I. Какой позицией на рисунке обозначен винт регулировки зацепления червяка с роликом?

II. Какой позицией на рисунке обозначена рулевая сошка?

III. Какой позицией на рисунке обозначен червяк?

IV. При каких положениях передних колес замеряют усилие, необходимое для поворота рулевого колеса?

А) В положении, соответствующем движению по прямой.

Б) В положении максимального поворота колес вправо.

В) В положении максимального поворота колес влево.

Г) Во всех указанных положениях.

А) уменьшается усилие на рулевом колесе,

Б) начинают поворачиваться передние колес Плакаты

Ответ: 1-С, 2-В, 3-О, 4-А, 5-Б.

Механизм реечного типа Рулевое управление ВАЗ-2108

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *