Контр поворот на мотоцикле
Контрруление. Совет начинающему мотоциклисту.
Записал видео для пары своих друзей, которые тоже хотят пересесть на мотоциклы. Вроде, прилично получилось, думаю, можно выложить на суд публики.
Многие слышали про контрруление, но не представляют, насколько оно важно. На самом деле, это первое, что должен изучить начинающий мотоциклист, наряду с умением правильно тормозить. Это настолько базовый навык, что им нужно овладеть прежде, чем вообще выехать на дорогу.
@pokataev позаимствовал фрагмент твоего видео, не возражаешь?) довольно хрестоматийный пример, и при том без жести.
3.4K пост 9.3K подписчиков
Правила сообщества
Добавляйте только посты по тематике сообщества, высказывайте своё мнение аргументированно. У нас под запретом:
• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)
• Оскорбление участников сообщества
• Оскорбление автора поста или личности оппонента в споре
• Попытка в обсуждениях приплести политику
• Публикация, целью которой является реклама, в т.ч. реклама другого сообщества
Указанное поведение приведёт к скрытию ветки комментариев/выносу поста и считается предупреждением. Повторение такого поведения может привести к блокировке в сообществе.
Мы не приветствуем заезженные шутки о смерти, будьте оригинальней!)
чувак у тебя такой приятный голос и подача материала что я даже задумался не купить ли мне мотоцикл чтоб попробовать контрруление)
А те, кто у кого нет мотоцикла, могут просто послушать чудесный голос ТСа)))
Серьёзно, Вам бы аудиокниги озвучивать!
. Я вот даже подпишусь, вдруг озвучите)
Не рекомендую объезжать машины справа. Особенно когда есть въезды во дворы или парковки. )
Дикция реально хорошая. А вот тема видоса затаскана и не очень интересна.
Вангую видео «Как обслуживать цепь», «какой мотоцикл купить за 100 т.р. » и подобные же попсовые видосы.
Так что нужно делать? Толкать от себя или сверху вниз?
Как можно давать советы владея мотом 3 месяца?
Спасибо большое, несколько видео по теме смотрел, но это самое полезное!
Купил Vulcan S 650 первые два дня катался по медленным улочкам 20-60 км/ч и всё было хорошо, но стоило выехать на трассу и на скорости 90-100 км/ч я еле вписался в пологий поворот. Поворачиваю руль, а он не хочет поворачивать, мотик едет по большому радиусу, и только уменьшение газа спасло от вылета на пустую, но всё же встречку. При этом кучу видосов про контрруление смотрел теоретических, но был уверен что всё просто, исходя из предыдущего своего опыта.
После этого случая начал практиковать осознанное контрруление и только спустя пару часов стало получаться практически не задумываясь. Жаль не увидел этого поста раньше
Контрруление и его применение
Контрруление – одно из первых понятий, с которым знакомится большинство мотоциклистов. Однако, далеко не все понимают, что это такое и как оно работает. Из-за этого возникают различные распространенные заблуждения, например, что контрруление работает только на высокой скорости, или что при повороте колесо должно быть направлено наружу поворота. Это не так.
Что такое контрруление?
Многие мотоциклисты считают контрруление способом поворота мотоцикла. На самом деле, строго говоря, контрруление не является способом поворота мотоцикла. Оно является причиной наклона мотоцикла. При движении по какой-либо траектории (не обязательно прямой) рулевое управление мотоцикла имеет свойство стабилизировать мотоцикл на этой траектории. Переднее колесо (и, соответственно, руль) при этом занимают определенное положение равновесия. При каком-то воздействии на руль переднее колесо отклоняется от своего положения равновесия, что приводит к временной потере равновесия мотоцикла и его отклонению по вертикали. Это воздействие на руль и есть контрруление.
Контрруление в действии
Если проследить весь процесс поворота с использованием контрруления – происходит следующее:
Немного теории
При отклонении руля влево мотоцикл начинает наклоняться вправо. И наоборот, при отклонении руля вправо мотоцикл наклоняется влево. Чем быстрее и больше поворот руля – тем быстрее наклоняется мотоцикл. Этот эффект работает на любой скорости движения мотоцикла. На низкой скорости это явление присутствует, также как и на высокой скорости. Однако, так как на низкой скорости рулевое управление мотоцикла не успевает быстро менять угол наклона – воздействовать на руль нужно быстрее. И поворачивать руль нужно на больший угол. После того, как мотоцикл наклонился, на очень низкой скорости может потребоваться вручную довернуть руль в сторону поворота, если он не успевает этого сделать самостоятельно.
Контрруление является не единственным способом изменения траектории движения мотоцикла, однако оно является самым быстрым и эффективным способом, поэтому крайне важно понимать суть этого явления.
Как пережить мотосезон и не стать хрустом. Прохождение поворотов. Про контрруление. Картинки в комментах.
Несколько лет ездил на двухколёсном транспорте и не знал, что такое контрруление (противоруление). Многие из скутеристов не имеют понятие об этом явлении, хотя и ежедневно им пользуются на уровне инстинктов.
Однажды прочитал подробную статью, потренировался делать это осознанно. Всё удивлялся, как это раньше я этого не замечал, Понравилось 🙂
Ранее закладывал максискутер в кривую на большой скорости скорее переносом веса тела во внутрь, чем рулением. Осознанным контррулением это стало получаться делать быстрее и легче. Иногда при входе в поворот допускал ошибки, и тогда оказывалось, что взял слишком большой радиус, и скутер выносит на параллельную полосу, которая несвободна, тогда контрруление помогает заложить скутер ещё больше и сохранить малый радиус поворота, оставшись на своей полосе.
Убедился на себе, что когда движешься в потоке по дороге с 2 и более полосами в одну сторону, и из-за ошибки радиус поворота слишком велик, вследствие чего тебя выносит под колёса движущейся параллельно машины, то не стоит сбавлять газ и притормаживать. Это не помогает. Всё равно вынесет наружу, потому, что притормаживая вы выровняете скутер, а когда скутер едет вертикально, он едет прямо!
Надо контррулением закладывать скутер ниже, а скорость при этом падает сама, чего не надо допускать, прибавляя газ. Ведь если скорость слишком уменьшится, вы упадёте набок из-за уменьшившийся центробежной силы. Это всё противоречит инстинктам, но соответствует законам физики. Мне самому вначале это было непонятно, неестественно, но теперь я так делаю, и методика работает.
Совет лишний если вы изначально всегда входите в поворот без ошибок, так, что никогда не требуется подруливать или дозакладывать, или не проходите поворот на скорости более 40.
Если на тех дорогах, которыми я пользуюсь каждый день, я буду проходить кривые со скоростью менее 70км/ч, меня просто сдуют обгоняющие легковушки и грузовики, а то и вытолкнут в отбойник с полосы, в буквальном смысле. Как правило, кривые прохожу на 70-95 км/ч. Мотоциклисты засмеют, но нам, скутеристам, это уже непросто.
Так что это самое полезное из моего опыта. Пользуйтесь.
Контрруление основано на тех разделах физики, которые сложны для восприятия и понимания.
Очень кратко изложу физическое обоснование явления.
Колесо при движении представляет собой гироскоп. Когда на ось гироскопа действует сила (назовём её вращающей силой), то возникает противодействующая сила, вектор которой направлен перпендикулярен вращающей силе (опрокидывающая сила). Можно очень упрощённо сказать так: вращающееся переднее колесо за счёт свойств, присущих гироскопу, преобразует то усилие, с которым мы вращаем колесо влево-вправо вокруг вертикальной оси, в силу, которая опрокидывает (наклоняет) колесо (Наклоняет вертикальную ось), а колесо уже вызывает наклон всего мотоцикла или скутера. Причём прилагать усилия к рулю надо на короткий промежуток времени, до достижения нужного угла наклона.
Как многие знают, двухколёсный транспорт поворачивает не за счёт поворота руля, а за счёт наклона в сторону поворота. Вы наверное не раз видели, как запущенный обруч или монета или велосипедное колесо катятся по прямой линии пока сохраняют вертикальную позицию. И начинают поворачивать, катиться по кругу, как только наклонятся. Так и с двухколёсным транспортом. Мы прилагаем к рулю кратковременное усилие, наш транспорт наклоняется, и мы начинаем поворачивать.
Чем больше диаметр колеса и выше скорость, тем меньше нужно усилие.
Так уж устроены законы физики, что для того, чтобы наклонить вращающееся переднее колесо вправо, нужно попытаться повернуть его чуток против часовой стрелки. И наоборот. Мы учимся делать это инстинктивно когда впервые садимся на велосипед в детстве. Потом мы никогда не задумываемся, как это работает. Именно поэтому нет двухколёсного транспорта с управляемым задним колесом.
Так же, на пляжах я встречал аттракцион, на котором отдыхающим на спор, предлагают прокатиться 50 метров на велосипеде, у которого руль соединен с передним колесом через шестерню. На нём тоже для поворота надо повернуть руль в ту сторону, куда надо наклонить велосипед. То есть, казалось бы, в «естественную» сторону. Абсолютно все попытки заканчиваются неудачей. Мы все привыкли ездить на «неправильных» велосипедах, у которых такой же принцип контрруления, который я описал для скутера и мотоцикла.
Контр поворот на мотоцикле
Инициировав поворот, пилот применяет контрруление и дальше, контролируя им угол наклона и сохраняя равновесие. Когда давление на руль ослабевает, угол наклона стабилизируется на уровне, когда центробежная сила, толкающая мотоцикл к внешнему радиусу поворота, и вес, тянущий мотоцикл вниз, к земле, становятся равными друг другу. Это и есть «Баланс» на схеме. Если пилот и дальше будет давить на правую ручку, мотоцикл будет наклоняться вправо еще сильнее, пока его ходовая часть не начнет касаться земли или пока у него не кончится сцепление, что приведет к соскальзыванию переднего колеса с полотна.
«Гироскопическая прецессия» и другие умные слова
Колеса у мотоцикла тяжелее, чем у велосипеда, и вращаются они быстрее, поэтому вращательный момент у них тоже сильнее (то есть гироскопический эффект у них выражен сильнее). Чем быстрее вращаются колеса, тем труднее становится повернуть руль и тем больше давления нужно приложить к ручке руля, чтобы наклонить мотоцикл. Когда скорость возрастает, переднее колесо начинает вести себя так, как если бы по обе стороны от него было по две большие пружины, которые стремятся удержать его прямо по центру. Мотогонщики на треке, где скорости гораздо выше обычных, для того, чтобы минимизировать гироскопический момент и заставить руль быстрее реагировать на усилия по управлению, используют легкие колеса и тормозные роторы.
Описанные здесь рулевые эффекты действуют при любом угле наклона. Создав при помощи контрруления определенный наклон, давление на руль можно ослабить, и передняя вилка будет стабилизировать мотоцикл на повороте, потому что вес и центробежная сила при этом будут находиться в равновесии. Это объясняет, почему от длительности рулевого усилия зависит и угол наклона, и радиус поворотной траектории. Интенсивность рулевого усилия контролирует только скорость изменения угла наклона: чем больше вы поворачиваете руль, тем сильнее первоначальная боковая сила действует на переднее колесо и тем быстрее мотоцикл наклоняется в поворот. Чем больше усилий вы вкладываете в контрруление, тем сильнее передняя шина отталкивается от земли и быстрее наклоняется мотоцикл (насколько позволяет сцепление, конечно). И чем дольше вы давите на руль, тем ниже наклон
Повороты на мотоцикле – это довольно обширная тема, состоящая из множества пунктов. Эта статья – продолжение предыдущей темы о траектории прохождения поворотов. Говорить сегодня мы будем о трёх основных ошибках, касающихся траектории в повороте.
Повороты на мотоцикле. Ранний вход
Первая ошибка. Слишком раннее начало поворота. Многие водители имеют тенденцию начинать поворот слишком рано. Происходит это инстинктивно, из-за подсознательного страха приблизиться к внешней границе поворота. В результате получается такая картина: мы рано начинаем поворот, поворачиваем по большой дуге, приближаемся к внутренней границе, а теперь, чтобы вписаться в поворот, приходится сильнее закладывать и делать более крутую дугу.
Недостатки раннего входа
При правильной траектории таких проблем не возникнет, так как основное руление мы совершаем когда видим выход из поворота.
Медленное контрруление
Вторая основная ошибка – слишком медленное руление. Многие боятся быстро наклонять мотоцикл до нужного угла. И если в пологих, спокойных поворотах это не сильно страшно, то в крутых может сыграть злую шутку. При интенсивном контррулении мотоцикл в максимальном наклоне находится мало времени – дальше распрямляемся, тогда как при медленном рулении наклон занимает достаточно много времени. Плюс тут гораздо больше шансов уехать за пределы своей полосы.
Повороты на мотоцикле и подруливание
И третья основная ошибка – это подруливания. Обычно в поворотах мы совершаем только одно основное руление. То есть, в максимальном наклоне в повороте мы находимся, как правило, один раз. После этого мы уже распрямляемся. А подруливание является знаком того, что мы недостаточно далеко смотрим внутрь поворота. И приходится подруливать, чтобы вписаться. Проблема при этом в том, что наклонять мотоцикл приходится несколько раз. А во время наклона мы не можем нормально разгоняться или тормозить. Поэтому количество максимальных наклонов во время поворота лучше всего свести к минимуму и обойтись одним.
Это три основных ошибки по траектории поворота. По одиночке они, конечно, не так страшны, но когда комбинируются две или три – можно получить неприятную ситуацию. Поэтому за траекторией по хорошему надо следить и не оставлять это дело на инстинкты. Инстинкты при управлении мотоциклом обычно работают против нас.