Контроль разряда акб автомобиля

Защита Аккумулятора от глубоко разряда…

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Защита Аккумулятора от глубоко разряда…

Схема не моя. Только повторю… Используйте куда надо… Регистраторы, магнитолы и т.д. …

УСТРОЙСТВО для защиты 12v аккумуляторов от глубокого разряда и короткого замыкания с автоматическим отключением его выхода от нагрузки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Напряжение на аккумуляторе, при котором происходит отключение — 10± 0.5V.(У меня вышло ровно 10,5 В)
Ток, потребляемый устройством от аккумулятора во включенном состоянии, не более — 1мА
Ток, потребляемый устройством от аккумулятора в выключенном состоянии, не более — 10мкА
Максимально допустимый постоянный ток через устройство — 5А.(30 Ватт лампочка 2,45 А — Мосфит без радиатора +50 градусов(комнатная +24))
Максимально допустимый кратковременный (5 сек) ток через устройство — 10А
Время выключения при коротком замыкании на выходе устройства, не более — 100 мкс

ПОРЯДОК РАБОТЫ УСТРОЙСТВА
Подключите устройство между аккумулятором и нагрузкой в следующей последовательности:
— подключите клеммы на проводах, соблюдая полярность (оранж. провод +(красный), к аккумулятору,
— подключите к устройству, соблюдая полярность (плюсовая клемма помечена значком +), клеммы нагрузки.
Для того чтобы на выходе устройства появилось напряжение нужно кратковременно замкнуть минусовой выход на минусовой вход. Если нагрузку кроме аккумулятора питает другой источник, то этого делать не надо.

УСТРОЙСТВО РАБОТАЕТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ;
При переходе на питание от аккумулятора, нагрузка разряжает его до напряжения срабатывания устройства защиты (10± 0.5V). При достижении этой величины, устройство отключает аккумулятор от нагрузки, предотвращая дальнейший его разряд. Включение устройства произойдет автоматически при подаче со стороны нагрузки напряжения для заряда аккумулятора.
При коротком замыкании в нагрузке устройство также отключает аккумулятор от нагрузки, Включение его произойдет автоматически, если со стороны нагрузки подать напряжение больше 9,5V. Если такого напряжения нет, то надо кратковременно перемкнуть выходную минусовую клемму устройства и минус аккумулятора. Резисторами R3 и R4 устанавливается порог срабатывания.

Запчасти
1. Монтажная плата(не обязательно, можно навесу)
2. Полевой транзистор любой, подбирайте по А и В. Я взял RFP50N06 N-канал 60В 50А 170 град [TO-220AB]
3. Резисторы 3 на 10 ком, и 1 на 100 ком
4. Биполярный транзистор КТ361Г
5. Стабилитрон 9.1 В
Доп. Можно клеммы + Микрик для запуска.(Я себе не делал т.к. у меня это будет часть другого устройства)
6. Можно по светодиоду на вход и выход для наглядности(Подбирайте резистор, паяйте в параллельно)

Паяльник+олово+спиртоканифоль+кусачки+проводки+мультиметр+нагрузка и т.д. и т.п

Нагрузка 30 Ватт, Ток 2,45 А полевик греется на +50 град(комнатная +24). Охлаждение не нужно.

Побывал нагрузку 80 Ватт … ВАХ-ВАХ. Температура за 120 град. Дорожки начали краснеть… Ну сами знаете нужно радиатор, Хорошо пропаянные дорожки.

Источник

Умный сайт для вашего энергокомплекса

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Важными параметрами, которые необходимо контролировать у каждого аккумулятора и у всей батареи в совокупности, являются: напряжение отдельно взятого аккумулятора, температура в помещении аккумуляторной батареи, общее напряжение подзаряда аккумуляторной батареи, внутреннее сопротивление аккумулятора, в обслуживаемых аккумуляторах ещё и плотность электролита. Но самым важным параметром аккумуляторной батареи, является объем энергии который она может запасать и при необходимости отдать определенному устройству или механизму, на определенные нужды, или, другими словами, емкость аккумуляторной батареи.

Так как же определить емкость аккумулятора, да и всей батареи, находящейся в цепи аккумуляторной батареи? Единственный достоверный способ определения, именно ФАКТИЧЕСКОЙ ЕМКОСТИ аккумуляторной батареи – проведение контрольного разряда аккумуляторной батареи.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Суть проведения контрольного разряда состоит в том, что к полной цепи аккумуляторной батареи необходимо подключить нагрузочный блок, который будет постепенно разряжать аккумуляторную батарею и тем самым фиксировать емкость аккумуляторной батареи. На нагрузочном блоке необходимо выставить ток разряда в Амперах и время в минутах. В случае, когда аккумуляторная батарея была только, что приобретена (для ввода в эксплуатацию) время разряда будет выставляться как сто процентов от значения времени, заявленного заводом изготовителем.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Простой и наглядный пример, если батарея имеет емкость 50А*ч, и выбран десятичасовой режим разряда, то ток десятичасового разряда будет равен 5А, и его мы выставляем на нагрузочном блоке, а время будет 600 минут. Но этот пример используется только для наглядного описания и не служит методическим указанием к применению, так как время разряда и ток выбирается с условием устройства и характеристик каждого аккумулятора. Обычно таблицу с выбором времени и токов разряда поставляет завод-изготовитель. Если же контрольный разряд производится на батареи, которая уже была введена в эксплуатацию, то ток выставляется тот, как и при вводе в эксплуатацию, а вот время выбирается как 0.8 от ста процентов времени, которое было при вводе в эксплуатацию. Опять же на примере батареи с емкостью 50А*ч, ток будет 5А, но время уже 480 минут. Это делается, для того, чтобы не перегружать батарею, так как годным к эксплуатации считается аккумулятор, который в процессе работы будет отдавать 80% номинальной емкости заявленной изготовителем. Вывод из этого делается, что батарея обладает 80% емкостью, что хватает для обеспечения питания необходимого оборудования.

Время, через которое должен выполняться контрольный разряд обслуживаемых аккумуляторных батарей 1 раз в 3-5 лет (все же, для того, чтобы вовремя диагностировать снижение емкости аккумуляторной батареи, контрольный разряд рекомендуется производить 1 раз в 3 года) и для необслуживаемой аккумуляторной батареи 1 раз в 2 года.

При проведение контрольного разряда необходимо следить за напряжением каждого аккумулятора в цепи, ведь недопустимо падение напряжение на элементе аккумулятора ниже чем:

Исходя из этого, на нагрузочном блоке необходимо выставить «напряжения стопа», минимальное суммарное значение напряжения всех элементов в цепи АКБ при которых разряд прекращается. Выставляется исходя из того какой по продолжительности разряд и количества всех элементов в цепи АКБ. Например если в цепи десять шести-вольтовых аккумуляторов и разряд ведется один час, то напряжение стопа будет равно: 3*10*1.75 = 52.5 В. Если же разряд ведется три часа и более, то напряжение стопа будет равно: 3*10*1.80 = 54 В. При падении напряжения на аккумуляторной батареи до этих значений, прибор должен будет отключиться и контрольный разряд, остановится.

Оптимальным временем для проведения контрольного разряда является 10-ти часовой контрольный разряд, так как при этом аккумуляторы будут отдавать энергию постепенно и напряжение каждого аккумулятора проще измерить и вовремя заметить на каком именно элементе оно начинает снижаться. Замер напряжения на каждом аккумуляторе необходимо производить каждые пол часа, а в последний час разряда каждые 15 минут.

Также на нагрузочном блоке будет выводиться суммарное напряжение аккумуляторной батареи в данный период времени (от начала до конца контрольного разряда устройство будет показывать значения напряжения всей батареи).

На нагрузочном блоке, должна находится кнопка ручной остановки, с помощью которой контрольный разряд можно остановить в любой момент. Так как напряжение суммарное на всех аккумуляторах в цепи может не снизиться до напряжения стопа, а вот лицо проводившее разряд, может обнаружить, что отдельно на каком-либо аккумуляторе напряжение снизилось до значения ( для 2В аккумуляторов – 1.8В, 6В- 5.4В, а для 12В 10,8В), либо плотность аккумулятора в обслуживаемой батареи снизилась до недопустимых значений и тогда необходимо остановить контрольный разряд.

При проведение контрольного разряда необходимо заполнять журнал контрольного разряда АКБ, чтобы в процессе эксплуатации можно было сравнить и сделать вывод как вел себя тот либо иной аккумулятор в данный момент времени. Современные нагрузочные блоки сохраняют в память графики проведения контрольного разряда и падения напряжения на всей аккумуляторной батареи, чтобы можно было рассмотреть как целиком батарея вела себя при контрольных разрядах в тот или иной год эксплуатации.

Чем проводить контрольный разряд АКБ?

Одним из наиболее важных критериев подключения нагрузочного блока к аккумуляторной батареи является соблюдение полярности аккумуляторной батареи и блока.

Исходя из того, какими параметрами должен быть оснащен блок нагрузки можно сделать вывод, что хорошим вариантом для проведения контрольных разрядов является блок нагрузки PITE 3980 и его модификации.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Он отслеживает все необходимые параметры аккумуляторной батареи, передает их на цифровой модуль и сохраняет данные по разрядам на устройство USB, и после проведения контрольного разряда данные можно перекачать на персональный компьютер и проанализировать как вела себя аккумуляторная батарея в тот или иной отрезок времени. Так же к прибору можно заказать необходимое количество модулей DAC которые будут измерять напряжение каждого аккумулятора и передавать результаты на цифровой модуль, что существенно облегчит работу человеку, производящему контрольный разряд АКБ, так как ему не придется постоянно производить замеры элементов АКБ, а нужно будет просто наблюдать на цифровом модуле за их значениями и при опускании напряжения ниже допустимого, просто отключить нагрузочный блок. Также значения напряжения каждого аккумулятора сохраняется и его можно перебросить на компьютер, дабы производить оценку, как вел себя тот или иной аккумулятор на предыдущих разрядах.

Так же прибор PITE 3980 имеет максимальный разрядный ток равный 300А, что позволяет разряжать большие по емкости аккумуляторные батареи за, относительно недолгое время разряда. Так же обладает тепловой отсечкой, что при максимальном токе просто необходимо, так как прибор будет греться и если температура помещения в котором он находится, высокая, может сгореть ( ведь системы охлаждения не всегда могут справиться в любом приоре, когда он работает на максимальных параметрах). Тепловая отсечка просто отключит прибор на время его перегрева и продолжит разряд аккумуляторной батареи когда прибор остынет до допустимых значений.

Блоки нагрузки для аккумуляторных батарей Pite являются одними из лучших, имеющихся на отечественном рынке, позволяющие производить контрольные разряды, а также тестирование нагрузки питания постоянного тока.

Источник

Тестируем восемь аккумуляторных тестеров

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Привет, Хабр! Карманные «показометры» с крокодилами на клеммы аккумуляторных батарей (АКБ) известны и доступны не первый год. Можно ли верить этим устройствам? — Приборы китайские, корпуса пластиковые, на нагрузочные вилки не похожи. К ним высказывают немало претензий. А мы возьмём и проверим, насколько они соответствуют действительности.

Принцип действия всех рассматриваемых приборов основан на измерении внутреннего сопротивления химического источника тока пульсирующему току с постоянной составляющей. В качестве нагрузки используются цементные резисторы. Реализовано 4-проводное подключение: к каждому крокодилу идёт провод для измерения напряжения и провод для съема тока. И на основании измеренного внутреннего сопротивления производится расчёт и индикация показаний.

Два тестера — Foxwell BT100 Pro — совершенно одинаковые, по ним сравним показания двух экземпляров.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

DHC BT280 и TooL it DBT300 имеют одинаковые корпуса и экраны. Возможно, это клоны одного и того же прибора, а число 300 призвано сделать вид, будто перед нами новая модель.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Autool BT360 и All-sun EM571 также имеют внешнее сходство между собой.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

И наконец, классика жанра — Lancol Micro-468 и Micro-200.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Каждый из тестеров предоставляет несколько режимов проверки для разных типов аккумуляторных батарей. Начнём с измерения параметров АКБ Fireball FB60 60 А*ч. Заявленный пусковой ток 540 А в стандарте EN. Это кальциевый Ca/Ca аккумулятор стандартного типа. Также проверим аккумулятор Topla AGM Stop&Go AG60 60 А*ч EN 680 A.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍Lancol Micro-468

Меню Lancol Micro-468 русифицировано. Прибор не отображает значения внутреннего сопротивления. Имеет для каждого типа АКБ два режима теста «перед зарядкой» и «после зарядки», между которыми не проявилось никаких различий, кроме как на 5 А более высокий ТХП (ток холодной прокрутки) и на 1% — состояние здоровья (SoH). Скорее всего, эта разница вызвана просто погрешностью измерений. Прибор самый громоздкий из всех рассматриваемых.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Создаётся сильное впечатление, что у Lancol Micro-468 всего два алгоритма измерений (расчёта параметров): один для обычных АКБ и второй для всех остальных — EFB, GEL, AGM со спиральными пластинами (Планте) и AGM с плоскими пластинами (Фора-Фолькмара­).

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍Lancol Micro-200

Следующим испытываем Lancol Micro-200. Он умеет показывать миллиомы. Процент заряженности, как и предыдущий Ланкол, отображает 98, а не 100. Видимо, разработчики считают, что на сто процентов никто свинцовые аккумуляторы не заряжает. На самом деле, в очень многих случаях оно так и есть, а уж высокое НРЦ — напряжение разомкнутой цепи, оно же ЭДС без нагрузки, — часто свидетельствует как раз о недозаряде с расслоением электролита.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

У Lancol Micro-200 видим те же два алгоритма, что у Micro-468: для обычных «мокрых» (WET) АКБ со свободно плещущимся электролитом и для всех остальных «продвинутых». Бессмысленные пункты «после зарядки» и «перед зарядкой» из меню убрали.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍All-sun EM571

All-sun EM571 при каждом подключении крокодилов требует выбрать язык. Это неудобно. Хорошо хоть, что список начинается с русского. Имеются функции «перед зарядкой» и «после зарядки».

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Те же два алгоритма, результаты совпадают с предыдущими приборами.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍Autool BT360

Autool BT360 похож на All-sun EM571 не только корпусом, но и интерфейсом. Всё начинается с выбора языка, далее идут те же пункты.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Всё те же два алгоритма, ничего нового. При проверке Topla AGM в режиме обычной АКБ показал 100% здоровья, в режиме AGM — всего 92%, несмотря на то, что пусковой ток соответствует норме.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍Foxwell BT100 Pro

Foxwell BT100 Pro снабжён более продвинутым меню, не требует начинать с выбора языка, и не имеет пунктов «перед зарядкой» и «после зарядки». Типов аккумуляторов предлагается всего три: обычный, AGM и GEL.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Результаты измерения не входят на один экран, приходится листать.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

У прибора Foxwell BT100 Pro, в отличие от предыдущих, значение миллиом не зависит от типа АКБ, что, на первый взгляд, «с радиолюбительской точки зрения», правильно: сопротивление это сопротивление, измеряемое между клеммами ESR-метра.

Но свинцово-кислотный аккумулятор это не резистор и не конденсатор, а сложная электрохимическая система, падение напряжения внутри которой при том или ином направлении тока складывается не только из собственно внутреннего сопротивления, (кстати, зависимого от температуры и концентрации кислоты в электролите), но и нескольких ЭДС поляризации, («ионисторов», «суперконденсаторов»), кинетика заряда и разряда которых сильно зависит от особенностей конструкции аккумулятора: пластин, сепараторов, абсорбированного или загущённого электролита. Эти особенности необходимо учитывать для измерения внутреннего сопротивления и расчёта по нему тока холодной прокрутки. Одной радиолюбительской смекалки тут недостаточно, необходимы знания реальных современных аккумуляторных батарей.

Это первый из сегодняшних испытуемых, показывающий заряженность 100%. Алгоритм «GEL» очень похож на алгоритм для обычных АКБ. Велика вероятность, что для этих типов он один. Показания ТХП для AGM и обычных различаются, SoH — не различаются. Разброс показаний двух экземпляров этой модели пренебрежимо мал.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍TooL it DBT300

Показания TooL it DBT300 также не входят на один экран, нужно листать между тремя. Тестер работает быстрее предыдущих. В отличии от всех них, не русифицирован. Жидкокристаллический экран — не точечная матрица, а сегментный. SoH и SoC выводятся в одном месте экрана, что неудобно для восприятия и может вести к путанице. Кнопки «назад» или «отмена» у этого устройства нет, при ошибке ввода нужно продолжить далее, или пересоединить крокодилы для сброса.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Это первый тестер, посчитавший нашу «мокрую» АКБ исправной (ОК). Судя по показаниям, на первый взгляд, в нём всё те же два алгоритма: первый для обычных SLI (starter, light, ignition, — стартер, свет, зажигание) и гелевых GEL, второй — для всех остальных. Показания внутреннего сопротивления, как и у Foxwell BT100 Pro, и в отличие от предыдущих участников теста, от алгоритма не зависят.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍TDHC BT280

Последний участник сравнительного теста DHC BT280 как две капли воды похож на предыдущий TooL it DBT300.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Этот экземпляр прибора много использовался длительное время, и начал завышать показания напряжения. Скорее всего, виной тому попадание капель серной кислоты внутрь прибора или аэрозоль серной кислоты, выделяющийся в атмосферу при заряде аккумуляторов и могущий разъесть токопроводящий слой металлоплёночных резисторов или образовать отложения электропроводных солей на плате. В описании правдиво заявлено, что корпус устройства аккумуляторной кислоты не боится. Внутренности, очевидно, боятся, и, как выяснилось, корпус защитил их не на сто процентов. С другой стороны, тестер продолжает работать, хоть и с погрешностью по напряжению.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

▍Итоги

Реальную ёмкость аккумулятора можно проверить только контрольным разрядом, и никак иначе.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Все восемь рассмотренных приборов семи моделей от шести производителей измеряют не погоду на кольцах Сатурна, а внутреннее сопротивление 12-вольтовой свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. На основании измеренного внутреннего сопротивления по некоторому алгоритму рассчитывается ток холодной прокрутки в заданном стандарте.

Исходя из числа пунктов меню, можно предположить, что для каждого стандарта должен быть особый алгоритм, (или набор коэффициентов единого алгоритма), для разряженной и заряженной АКБ, а также для аккумуляторов разных типов. По факту, ни в одном из испытанных тестеров число пунктов меню не соответствует числу алгоритмов, (или наборов констант).

Три модели из семи имеют пункты «перед зарядкой» и «после зарядки», которые ничего не делают, лишь только заставляют пользователя потратить время на лишнее нажатие кнопки. Все 7 моделей имеют только 2 алгоритма с различимыми результатами, плюс у двух моделей работает поправка на уровень заряженности AGM аккумулятора со спиральными пластинами Планте.

Создаётся впечатление, что разработчики собирались реализовать много функций, и предусмотрели для них пункты меню, но по какой-то причине этого не осуществили. Либо это множество пунктов должно, по мнению авторов приборов, упростить пользователю выбор, какой аккумулятор каким образом проверять. Или же много пунктов меню сделано для красоты: психологически прибор кажется более многофункциональным, сложным и умным.

У Lancol, Autool и All-sun заметно значительное сходство интерфейса, говорящее о том, что все эти приборы — плоды развития одного прототипа. A TooL it DBT300 выглядит вообще как клон DHC BT280 или OEM продукт, заказанный на том же заводе.

Напоследок, не будем забывать, что карманные экспресс-тестеры не являются поверенными прецизионными лабораторными приборами, особенно при современной ситуации с аккумуляторами, когда встречается так много инновационных конструктивных особенностей, влияющих на характеристики.

Разработчики с трудом поспевают за производителями АКБ, ведь характеристики даже двух батарей одного модельного ряда в одном корпусе, с одинаковыми сепараторами и пластинами, но число пластин различается на единицу, могут быть очень разными. Соответственно разными должны быть коэффициенты для вычислений. Потому в память фирменных авторизованных тестеров закладывают данные по конкретным артикулам аккумуляторных батарей, и тогда точно известно, с какими эталонами и какими поправками сравнивать.

А рассмотренные в статье и подобные им бытовые приборы доступны, занимают мало места, и способны поведать многое о различиях аккумуляторных батарей и динамике состояния той или иной батареи. Каждый тестер проявил повторяемость результатов, и может быть использован при обслуживании АКБ и автолюбителями, и профессионалами.

Могут ли показания такого экспресс-тестера быть основанием для экспертного заключения о состоянии АКБ? — В той же степени, как показания медицинского термометра и сфигмоманометра для медицинского заключения. Врач не может руководствоваться всего лишь двумя простыми приборами, ему необходимы многие другие данные из истории болезни пациента, а также знания и опыт в медицине по своей специализации. Так и аккумуляторщику необходимы данные, знания и опыт. А маленькие верные помощники, — автоматические приборы, — берут на себя рутину и помогают высвободить потенциал человека для решения творческих задач. Ведь без творчества и интуиции ни одна профессия невозможна.

В данном исследовании мы осветили только функции измерения стартерных характеристик аккумуляторных батарей. Приборы экспресс-теста АКБ «умеют», кроме этого, оценивать качество работы бортовой сети автомобиля, — зарядное напряжение, его пульсации и просадку током зарядки аккумулятора после запуска двигателя. Этих функций мы коснёмся в наших следующих публикациях, которые будут посвящены нескольким моделям «народных» тестеров Konnwei.

Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Источник

Понятие о контрольно-тренировочном цикле для АКБ, и как его сделать в домашних условиях

Срок службы аккумулятора во многом зависит от условий эксплуатации, обслуживания и поддержания уровня заряда в аккумуляторе. Увы, но большинству автомобилистов приходится ездить на короткие дистанции с частыми остановками.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

В теории задумано, что заряд, расходуемый АКБ на запуск двигателя, будет компенсироваться за счёт работы генератора во время езды. Но на практике генератор зачастую попросту не успевает восполнить потери. Из-за этого батареи часто находятся в состоянии недозаряда.

С течением времени это приводит к необратимым последствиям, единственным решением при которых становится утилизация старого аккумулятора и покупка новой АКБ.

Но если батарея ещё не окончательно потеряла свою ёмкость и ещё способна восстанавливать заряд, тогда вернуть прежнюю работоспособность или хотя бы приблизиться к этим показателям можно с помощью контрольно-тренировочного цикла.

Что это такое

Аккумуляторы для машин выбирают, исходя из ёмкости и пускового тока. Пусковой ток означает подачу заряда, необходимого для вращения стартера и проворачивания коленвала. Чем мощнее и объёмнее мотор, тем больше Ампер потребуется для запуска. Ёмкость же указана в Ампер*часах. К примеру, если у АКБ ёмкость составляет 70 Ач, тогда в теории в течение 70 часов она сможет выдавать по 1 Амперу за 1 час. Ёмкость отражает время, в течение которого батарея способна питать нагрузку, то есть подключённых к ней потребителей.

На практике всё иначе. При запуске двигателя батарея отдаёт огромный заряд. Его компенсация происходит за счёт генератора и протекающих внутри аккумулятора электрохимических процессов. То есть АКБ обратно накапливает заряд. Но поскольку генератор часто не успевает компенсировать потери, большинство машин эксплуатируются с недозаряженным источником питания.

Ёмкость постепенно падает, и на это влияет несколько факторов:

Подобные обстоятельства заставляют водителей быть более внимательными к источнику питания.

Не все понимают, почему речь идёт тогда о контрольно-тренировочном цикле для АКБ и что это вообще означает.

Большинство автомобильных батарей основаны на свинцовых пластинах и электролите. При этом могут применяться разные конструкторские решения, легирующие добавки, меняется внутреннее наполнение, что позволяет разделить АКБ на несколько разновидностей. Их средний заявленный срок службы около 5 лет. На практике многим приходится из-за озвученных выше причин менять батареи уже через 2–3 года.

Чтобы минимизировать свои затраты на частую смену батарей, можно прибегнуть к такой процедуре как контрольно-тренировочный цикл. Или просто КТЦ. Рекомендуемая периодичность составляет 1–2 раза за год.

КТЦ является процедурой, направленной на восстановление разряженных и изношенных аккумуляторов. Суть процесса заключается в полном разряде с последующей полной зарядкой АКБ.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

С помощью КТЦ можно хотя бы частично восстановить характеристики, продлить срок службы. Никто не обещает, что после КТЦ батарея станет как новая, только что купленная в магазине. Но хотя бы на 1–2 года она проработает дольше. Некоторые за счёт тренировки продлевают срок эксплуатации и на 3 года.

Зачем проводить КТЦ

Своего рода тренировка для автомобильного севшего и изношенного аккумулятора не является панацеей от всех проблем. Иногда состояние АКБ такое, что ни о каком восстановлении говорить не приходится. Только замена.

Но при иных обстоятельствах за счёт тренировки можно вернуть АКБ к жизни. Есть несколько причин попробовать это сделать:

Интересно и то, что с помощью КТЦ многим автомобилистам удавалось в гаражных условиях восстановить батареи, несколько лет пролежавшие на полке. Конечно, это вовсе не означает, что если вы найдёте аккумулятор на свалке, то без проблем его реанимируете.

Если тренировка вашего автомобильного аккумулятора будет выполнена правильно, и сама АКБ будет пригодной для восстановления, тогда разряд–заряд окажется действенной панацеей от износа и старости.

Как выполняется разряд–заряд

Теперь непосредственно о проведении КТЦ для старых аккумуляторов в домашних условиях, чем многие автомобилисты успешно занимаются.

Правильная разрядка и зарядка, то есть КТЦ, изношенного автомобильного аккумулятора предполагает выполнение операций в определённой последовательности. Плюс вам потребуется набор инструментов. В него входит:

Сам тренировочный цикл, то есть заряд и разряд, для автомобильных аккумуляторов можно разделить на 3 этапа.

Первый этап

Ошибочно считать, что при КТЦ аккумулятора нужно первым делом разряжать батарею. Нет. Она уже разряжена. Потому первое, что нужно сделать, это поставить АКБ на зарядку. До какого напряжения это делать, известно практически всем.

В состоянии без нагрузки заряженная батарея должна показывать около 12,6–12,7 В.

Если аккумулятор обслуживаемого типа, параллельно с помощью ареометра можно дополнительно проверить плотность электролита. Нормой считается 1,27–1,28 г/см³.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Коротко о том, как правильно провести первый этап КТЦ для севшего аккумулятора:

Значение 14,4 В считается пороговым, то есть максимальным, напряжением для свинцово-кислотных АКБ и батарей по технологии GEL. А вот для AGM можно выбирать напряжение до 14,7 В.

Когда ток заряда упадёт до 0,5–1 А, процедуру зарядки можно считать завершённой.

Второй этап

Дальнейшая схема проведения КТЦ для проблемного аккумулятора, выполняемая своими руками, предусматривает именно разрядку батареи.

Процесс выглядит одинаково, если у вас гелевый, необслуживаемый WET аккумулятор, классический свинцово-кислотный, либо АГМ источник питания.

Суть заключается в следующем:

В качестве нагрузки оптимально использовать автомобильную лампочку либо несколько ламп, соединённых последовательно.

Рассчитать мощность необходимой лампочки не сложно. Для этого достаточно ток заряда умножить на напряжение батареи. То есть условные 7 Ампер (при 70 Ач ёмкости) умножаем на 12 В. Получается 84 Вт.

Если одну мощную лампочку на 84 Вт найти не удаётся, возьмите несколько менее мощных нагрузок, соединив их последовательно.

Когда мы правильно разряжаем АКБ, это позволяет достичь нужной степени разряда, но не потерять весь заряд полностью.

Процедуру разряда следует останавливать, когда на выводах напряжение составляет 10,5–10,6 В.

Как только вольтметр начнёт показывать 11 В, проводите повторные проверки напряжения с интервалом не более 15 минут. Иначе можно пропустить падение показателей ниже допустимой отметки.

Глубже разряжать батарею не рекомендуется, поскольку можно уже её не восстановить последующими циклами.

Разряжать заряженную батарею необходимо, контролируя при этом время. Сделайте себе пометку, когда вы начали разрядку, и через какое время она закончилась.

Предположим, что ваша батарея при номинальных 75 Ач разрядилась за 5 часов, а ток разряда составлял 7,5 А. Получается, что за 5 часов аккумулятор потерял всю свою ёмкость. Умножив 2 значения, получается 37,5 Ач. Именно такая ёмкость является реальной для вашего источника питания. То есть от своей номинальной ёмкости АКБ потеряла 50%.

Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть фото Контроль разряда акб автомобиля. Смотреть картинку Контроль разряда акб автомобиля. Картинка про Контроль разряда акб автомобиля. Фото Контроль разряда акб автомобиля

Третий этап

Итак, уже был выполнен предварительный разряд АКБ. Теперь мы заряжаем ранее разряженную батарею.

Заряжать после разряда можно по такому же принципу, который был представлен на первом этапе.

Приступайте к зарядке сразу, как только был достигнут необходимый уровень разряда. Нельзя на долгое время оставлять севшую батарею без подзарядки.

Ведь напряжение продолжит падать. И тогда восстановить источник питания вряд ли получится.

Вы уже знаете, до какого напряжения выполняется зарядка при КТЦ аккумулятора. Выполнив полный цикл заряда, отключите АКБ от ЗУ, подождите 2–3 часа, оставив батарею в покое. Теперь сделайте замеры напряжения и плотности электролита, если конструкция корпуса это позволяет сделать. Если напряжение низкое, либо плотность недостаточная, проведите повторное КТЦ.

В действительности рекомендуется повторять КТЦ 2–3 раза подряд.

Такой метод восстановления достаточно эффективный, что неоднократно было доказано на практике. Но проблема контрольно-тренировочного цикла в том, что это длительная процедура, требующая постоянного контроля батареи, проверки параметров. Не все автомобилисты готовы тратить на это время и силы. Потому многим проще купить новый аккумулятор. Но это право выбора каждого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *