Контроль скорости автомобиля на дорогах правила
Правила установки треноги на дороге
В последние годы на дорогах России появляется все больше камер видеофиксации мобильного типа (треноги), которые фиксируют нарушение скоростного режима водителями, после чего нарушители получают «письма счастья» с требованием заплатить штраф. Большинство треног принадлежат коммерческим организациям, установлены в неожиданных и необоснованных местах, часто скрыты из поля зрения и мало помогают безопасности движения, зато увеличивают количество денежных поступлений в региональные бюджеты и на счета самих частных компаний.
Законна ли установка мобильных камер видеофиксации? Какими законами и стандартами регулируется установка треног? Кто имеет право участвовать в видеоконтроле дорожного движения, и какими правилами руководствуются установщики?
Законны ли треноги?
В ведении ГИБДД находятся только стационарные комплексы видеофиксации нарушений ПДД, которые устанавливает Центр безопасности движения РФ. Это камеры на жесткой опоре типа «Рапира», «Арена», «Крис», «Стрелка», смонтированные над проезжей частью дорог на участках дороги с высокой аварийности. Они не меняют места расположения, устанавливаются вне зон действия временных знаков, обозначены дорожными знаками «Видеофиксация» (8.23) и передают данные на стационарные посты ДПС, откуда информация стекается в центр обработки административных нарушений ГИБДД.
Передача функций видеофиксации нарушений ПДД законна: согласно ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» органы государственной власти на местах имеют право по договору передать функции видеофиксации коммерческим инвесторам. Юридические лица и ИП, подписавшие концессионный договор с муниципалитетами, приобретают, устанавливают и обслуживают видеооборудование за свой счет, за что получают право самостоятельно:
За выполнение этих работ компании получают либо процент от суммы штрафов, либо фиксированную сумму от каждого уплаченного штрафа (решается в каждом регионе индивидуально). ГИБДД контролирует места установки таких видеокамер на дорогах и визирует разрешение на работу для каждого частного установщика.
Частные обслуживающие организации из коммерческих соображений выбирают для установки мобильное видеооборудование (треноги) типа «Сокол-М», «Беркут», «Бинар», «Искра», «Радиус», «Визир». Эти видеокамеры дешевле стационарных комплексов, их местоположение можно быстро менять, на них не распространяется требование по установке знака «Видеофиксация» и действие временных дорожных знаков. Камеры устанавливаются в непосредственной близости от проезжей части и передают информацию на мобильные устройства операторов, которые могут находиться в припаркованном у обочины автомобиле, либо непосредственно в центр обработки данных ГИБДД.
При таких «льготных» условиях установки и эксплуатации камер видеофиксации, задача поддержания и улучшения безопасности дорожного движения находится в самом конце списка приоритетов для коммерческой обслуживающей компании. Многие частные инвесторы видят здесь только хороший заработок и нарушают правила ведения деятельности для увеличения прибыли, создавая массу проблем для автолюбителей.
Правила установки частных камер видеофиксации
Между тем, правила установки мобильного видеооборудования существуют, регламентированы Административным регламентом МВД РФ (п.43, 55-57) и достаточно однозначно трактуют обязанности лиц, ведущих видеофиксацию нарушений ПДД.
Мобильные камеры видеофиксации могут устанавливаться коммерческими организациями, заключившими договор концессии, в местах:
Каждая камера должна пройти проверку и сертификацию в ГИБДД, обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку и тестирование. У каждого экипажа видеофиксации (2 человека) на руках должен быть пакет документов: сертификаты на оборудование и квалификацию специалистов, виза начальника регионального ГИБДД на право выполнения данных работ с указанием точного места установки видеокамеры на конкретном участке дороги.
ГОСТы для видеооборудования
В целях приведения деятельности частных организаций, оказывающих услуги видеофиксации нарушений ПДД, к единым правилам, с 2017 года в РФ введены ГОСТы Р 57144–2016 и Р 57145–2016 регламентирующие технические требования к видеооборудованию. Согласно этим федеральным стандартам, камеры видеофиксации должны:
Мобильные треноги можно устанавливать на участках дорог с повышенной аварийностью (более 3 ДТП в течение последнего года), высокой концентрацией нарушений ПДД или плохой видимостью, на перекрестках и около школ.
Не допускается установка камер на неаварийных участках трасс, в кустах, за столбами, за изгибами дорог, в автомобиле или за кузовом машины, на трассе с большими перепадами высот, на неосвещаемых участках дорог в темное время суток, или при отсутствии обочины шириной 3 метра. Каждая камера должна быть укомплектована инфракрасным распознавателем номерных знаков, опциями внутренней памяти и фотораспечатки.
Инструкция по эксплуатации камер видеофиксации
Согласно стандартной инструкции по эксплуатации камер видеофиксации, тренога:
Управление видеокамерой осуществляется из мобильного поста двумя сотрудниками (кроме оборудования, которое полностью автоматизировано и сразу передает данные на стационарные посты ДПС).
Таким образом, правила установки треног на дороге – это четкий перечень требований, который обслуживающие видеооборудование компании обязаны соблюдать, поскольку большинство правил являются законодательными. Соблюдение правил установки камер видеофиксации позволяет работать легально и прозрачно, обеспечивает равные права участников дорожного движения и реально снизить количество нарушений ПДД.
Поскольку большинство частных инвесторов, занимающихся видеофиксацией, не склонны соблюдать «правила игры» в погоне за прибылью, их услуги чаще вредят на дороге, чем помогают. С другой стороны, нарушение ГОСТов, административного регламента и инструкции по эксплуатации камер эксплуатирующими компаниями дает грамотным водителям шанс успешно опротестовать предъявленные с видеокамер штрафы и выдвинуть встречные исковые требования.
Водителей больше не будут предупреждать о каждой камере на дороге
Evgeniy_Bobkov / Depositphotos.com |
Со вчерашнего дня из ПДД исключен знак 8.23 «Фотовидеофиксация», вместо него будет применяться знак 6.22 с аналогичным названием (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2441). Внешний вид старого и нового знаков не отличается – это по-прежнему привычная табличка с черно-белым изображением камеры. Однако теперь автомобилистам нужно быть внимательнее.
Старый знак 8.23 устанавливался перед всеми камерами на дорогах. Иными словами, если водителю повстречаются на пути 20 камер, он увидит 20 предупреждающих знаков. Новый знак 6.22 информирует о том, что фиксация нарушений производится на данном участке дороги. То есть теперь водитель увидит такой знак один раз, при въезде в населенный пункт. После этого нужно быть готовым к тому, что камера встретится на любом участке дороги.
Вне населенных пунктов новые знаки устанавливаются на расстоянии 150-300 м до зоны контроля. При этом протяженность такой зоны ПДД не уточняют. При необходимости новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация» применяется с табличками 8.1.1 «Расстояние до объекта», 8.13 «Направление главной дороги» и 8.14 «Полоса движения».
Новый знак предупреждает как о стационарных камерах, так и о передвижных.
Как оспорить нарушение ПДД, зафиксированное камерой? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ! Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Что нужно знать о мобильных камерах на треногах
Откуда взялись частные камеры на дорогах, сколько владельцы получают с каждого нарушения, почему они стоят без предупреждающих знаков и чем рискуют.
Уходящее лето запомнится автомобилистам огромным количеством новых камер на дорогах. Системы видеофиксации удивили дачников, появившись даже в маленьких населенных пунктах и на локальных дорогах, причем львиную долю камер составили мобильные комплексы, установкой и обслуживанием которых занимаются частные компании. Однако такие комплексы являются законными, а места их установки в обязательном порядке согласовываются.
ГИБДД не занимается установкой камер, неоднократно заявлял глава Госавтоинспекции Михаил Черников. По его словам, еще пять лет назад все комплексы видеофиксации в России были переданы на балансы регионов. По закону, частная компания может заключить госконтракт с регионом, за свой счет установить камеры и получать фиксированную сумму с каждого выписанного штрафа.
В Подмосковье помимо комплексов государственного Центра безопасности дорожного движения работают камеры, обслуживающиеся компанией «МВС Груп». Несколько лет назад она заключила с правительством Московской области концессионное соглашение и стала самым крупным эксплуатантом камер в регионе. В течение 2018 г. общее число камер в Подмосковье должно достигнуть 20 тыс. — как стационарных, так и мобильных.
Аутсорсинг мобильных комплексов фиксации нарушений — мировая практика, объясняет автоэксперт и партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его словам, далеко не каждый регион может содержать на балансе такие комплексы, а истории о частниках, купивших или взявших в аренду одну камеру — вообще миф.
«Учитывая стоимость треноги, затраты на обслуживание и отправку постановлений о штрафе нарушителю, простой гражданин вряд ли сможет себе позволить такой бизнес», — уточняет Моржаретто. Например, самый распространенный фоторадар «Крис-П» в комплекте с мобильным постом и блоком передачи данных в сумме стоит около 700 тыс. рублей. А стоимость более новых устройство типа «Кордон» доходит до 2 млн руб. в зависимости от комплектации.
С каждого штрафа владелец камеры получает фиксированную премию вне зависимости от его размера. В Подмосковье эта сумма составляет 233 рубля. Средняя сумма оплачиваемого штрафа с учетом 50-процентной скидки составляет 340 руб., то есть в бюджет региона попадает чуть более 100 рублей.
В день подмосковный Центр безопасности движения фиксирует от 50 до 70 тыс. нарушений. Заместитель директора центра Виктор Марков в интервью НТВ рассказал, что результатами доволен, поскольку аварийность на дорогах Подмосковья снизилась более, чем на 10%. От штрафов обслуживающая организация получает более 11 млн руб. в день, существенная часть которых идет на содержание камер и персонала. В итоге, по официальным данным, главный подмосковный оператор камер за полгода заработал «всего» 250 млн рублей.
С другой стороны, те же камеры без затрат государства пополняют бюджет области ежедневно примерно на 5 млн рублей. Доходит до того, говорит Игорь Моржаретто, что эти деньги заранее закладываются в бюджеты, что неправильно.Подробнее на Autonews
«С одной стороны, количество ДТП уменьшается в частности потому, что появились камеры. С другой стороны, в регионах штрафы становятся статьями пополнения бюджета, который теперь зависит от числа нарушителей», — возмущается эксперт, добавляя, что уже есть законопроект об отправке собранных штрафов только в дорожные фонды, а не местные бюджеты.
Еще один миф — маскировка радаров ради увеличения заработков. Место установки каждой мобильной камеры должно быть утверждено начальником ГИБДД района, объясняет автоюрист Сергей Смирнов, и это, как правило, наиболее аварийные участки дорог. Прятать камеры запрещается, как и ставить их за перегибами дорог или в поворотах.
Согласно инструкции по эксплуатации, радар может контролировать прямолинейный участок дороги длиной 50–60 метров. Та же инструкция регламентирует максимально допустимое расстояние от датчика камеры до проезжей части: до 5 м для контроля 3–4 полосы дороги, до 9 м — для 2–3 полосы, до 13 м — для 1–2 полосы и до 17 м — для контроля 1 полосы. При этом до края первой полосы должно быть не менее 3 м, а угол поворота камеры к дороге настраивается по специальной линии ориентира, которая должна проходить параллельно кромке дороги.
У каждого оператора должно быть свидетельство о поверке камеры и документ с визой руководителя местного подразделения ГИБДД, в котором утверждается место размещения камеры.
Ранее депутат Госдумы Александр Старовойтов внёс предложение об обязательной установке предупреждающих знаков даже перед мобильными комплексами видеофиксации, но пока места установки камер на треногах не обозначаются знаками и часто становятся для водителей полной неожиданностью. Административный регламент МВД России тоже не требует обязательного уведомления водителей о местах размещения средств автоматической фиксации.
С другой стороны, статья 8.23 ПДД требует применения знака «Видеофиксация» для устройств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фотосъемки или видеозаписи. Но противоречия нет, объясняет автоюрист Сергей Смирнов, поскольку ПДД описывает определенные виды дорожных знаков, но не говорит, как и с чем они применяются. А правила применения дорожных знаков определяются ГОСТами.
Именно поэтому требование о предупреждающей табличке распространяется исключительно на стационарные комплексы. «Табличка должна быть, но в правилах применения дорожных знаков эта табличка обязательна только при работе стационарных комплексов автоматической фиксации. До тех пор, пока не будет просто прописано «при работе комплексов видеофиксации», все не стационарное не требует табличек», — объясняет юрист.
Какие радары бывают
Помимо мобильных комплексов, смонтированных в фургонах, в России используется несколько типов переносных камер на треногах. Изначально на дорогах применялись комплексы «Арена», сейчас самыми распространенными являются аппараты «Крис-П» производства компании «Симикон». Они могут работать в обе стороны при любой освещенности, а помимо скорости умеют фиксировать движение по автобусной полосе и проверять номера по базам розыска транспортных средств.
На данный момент «Крис-П» снят с производства, а более новый комплекс «Кордон-М» той же компании умеет также фиксировать движение по обочине и выезд на встречную полосу. Такая камера распознает номерные знаки разных стран мира, включая двустрочные, собирает статистику интенсивности потока, хранит видеоролики по каждому нарушению, может вести видеотрансляцию и передавать данные на серверы центров обработки данных. А вариация «Кордон-Темп» также может фиксировать превышение средней скорости на участке дороги длиной 200 метров.
Фоторадар устанавливается на треноге, а в салоне патрульного автомобиля работает мобильный пост (ноутбук с модулем управления), который получает информацию по проводам или радиоканалу на расстоянии до 1,5 километров. Кроме того, радар может работать и полностью автономно, записывая данные на съемный накопитель.
Если фургоны государственного Центра безопасности дорожного движения с фирменной символикой выглядят вполне официально, то переносные радары на треногах, рядом с которыми обычно стоят частные автомобили, часто вызывают агрессию водителей. Автомобилисты ломают камеры и даже нападают на операторов, которые, по устоявшемуся мнению, могут быть лично заинтересованы в собирании штрафов, а не профилактике нарушений.
Игорь Моржаретто сравнивает деятельность таких активистов с действиями британских дорожных хулиганов и предупреждает о возможных последствиях. Повреждения камер попадают под статью 167 УК РФ, которая предусматривает штраф в размере до 40 тыс. руб., обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Кроме того, виновнику придется возмещать стоимость поврежденной камеры.
Всё что нужно знать о мобильных камерах-треногах в 2021 году
Можно ли считать увеличение камер видеофиксации на треногах эффективным средством борьбы с нарушениями правил дорожного движения? Законна ли и установка, кто и на основании каких законодательных норм имеет право их устанавливать? Об этом поговорим в статье ниже.
Частные камеры видеофиксации на треногах: основания для установки
Видеооборудование для фиксации нарушений ПДД – это стационарные и мобильные комплексы, которые должны устанавливаться на участках дорог, где наиболее высокий уровень аварийности, нарушений скоростного режима и других требований ПДД. Задача видеокамер – предотвращение правонарушений и их автоматическая фиксация.
Что это дает? Субъекты хозяйствования заключают государственное концессионное соглашение с региональной администрацией и получают право:
Передавать функции видеофиксации в аутсорсинг частным отечественным и даже иностранным организациям государственные органы на местах имеют право на основании ФЗ 115 «О концессионных соглашениях». Согласно закону, частный инвестор приобретает и обслуживает видеооборудование за свой счет, а ГИБДД указывает ему места установки видеокамер на треногах (у установщика должна быть виза руководителя регионального ГИБДД с разрешением установки камеры именно в конкретном месте).
Правила установки и использования треног
Согласно АПК РФ (статья 2.6.1), фиксация нарушений ПДД может осуществляться различными средствами, в том числе – техническими средствами видеофиксации специальным оборудованием.
Каждый мобильный радар или видеокамера на дороге должны устанавливаться в соответствии с едиными федеральными правилами:
При покупке оборудование проверяется и сертифицируется, а обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку.
Обозначение треног на дороге специальными предупреждающими знаками не требуются. Согласно статье 8.23 ПДД, в зоне видеофиксации должен быть установлен специальный знак, но не указано, с какими средствами он устанавливается. Поэтому установщики руководствуются ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому мобильные технические средства фиксации ПДД (а треноги – именно мобильное средство) знака не требуют.
Проблемы установки треног
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.
Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:
Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.
В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.
Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).
Будут ли отменены частные видеокамеры на дорогах?
Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться. Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.
Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.
Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.
Можно ли оспорить штраф с треноги?
Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.
Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:
Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.
Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).
Камеры на дорогах расставят по новым правилам. Что нужно знать?
Минэкономразвития рекомендовало отвязать доход владельцев дорожных камер фиксации нарушений от числа выписанных штрафов. Эта рекомендация принята с учетом решений комитета нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Сейчас операторы камер получают фиксированную плату за предоставление ГИБДД информации о каждом нарушении. Чиновники полагают, что это стимулирует владельцев устанавливать камеры так, чтобы обеспечить максимально возможное число штрафов.
В конце июня Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области выложило в открытый доступ список адресов камер видеофиксации, включая передвижные. В начале июля столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) рассекретил адреса всех дорожных камер в городе. После этого карта с расположением всех камер страны появилась на официальном сайте ГИБДД.
По новым рекомендациям Министерства транспорта, владельцам дорог надлежит размещать в интернете информацию о расстановке камер. Муляжи тоже должны обозначаться на этих картах, причем как полноценно работающие устройства. А на дороге муляжи должны либо подавать радиосигнал, фиксируемый радар-детекторами, либо имитировать работу инфракрасной подсветки. Установка муляжей вместо камер допускается в местах, где число нарушений в течение полугода снизилось на 80 и более процентов. А для контроля наибольшего числа участков дорог действующие камеры рекомендуется перемещать раз в 3–6 месяцев.
Действующий ГОСТ по средствам организации дорожного движения требует использовать дорожный знак 8.23 «Видеофиксация» только для стационарных камер, работающих в автоматическом режиме. Раскрыть данные о размещении мобильных камер фиксации нарушений призвал вице-премьер Максим Акимов. Первыми на призыв откликнулись власти Подмосковья — в области появилось 500 информационных щитов, предупреждающих о приближении к камерам-треногам. На информационных щитах размещена надпись: «Внимание! Передвижные комплексы». До конца осени так обозначат все подмосковные камеры.
Парламентарии предложили отказаться от концессионной системы с частными операторами комплексов видеоконтроля и передать все камеры в ведение единой госкомпании. Предполагалось, что работать с камерами будет одна из дочерних структур корпорации «Ростех», но в итоге от этой идеи отказались. Министр связи Константин Носков после консультаций с регионами и участниками рынка выступил против назначения единственного оператора. Чиновник мотивировал свое решение тем, что сейчас на рынке есть конкуренция, которая позволяет снизить стоимость услуг операторов.
ГИБДД не занимается установкой камер, а лишь выписывает штрафы по информации, предоставленной владельцами комплексов видеофиксации. Несколько лет назад все комплексы видеофиксации в России были переданы на балансы регионов. Те, в свою очередь, заключали госконтракты с частными операторами, которые за свой счет устанавливали камеры и получали фиксированную сумму с каждого выписанного штрафа. Подобная практика используется в большинстве стран мира, и в ближайшее время эта система не изменится и в России.
В списке поручений президента России, опубликованном на сайте Кремля, содержится указание аннулировать штрафы за нарушения правил дорожного движения, которые зафиксировали неправильно установленные камеры. Речь идет о камерах, расположенных скрытно либо установленных с нарушением действующих требований.
Действующий Национальный стандарт регламентирует установку камер автоматической фиксации на участках дорог, где произошло три и более ДТП с пострадавшими в течение года, на перекрестках дорог с аналогичной аварийностью, на участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, пересечениях с пешеходными и велосипедными дорожками, на выделенных полосах для маршрутных транспортных средств, обочинах и тротуарах, на которых фиксируются проезды автомобилей. Также камеры можно ставить в местах изменения скоростного режима, вблизи мест массового скопления людей либо там, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств.
Место установки каждой мобильной камеры должно быть утверждено начальником ГИБДД района, причем прятать камеры или ставить их за перегибами дорог или в поворотах запрещается. Мобильная камера может контролировать прямолинейный участок дороги длиной 50–60 метров. Существует регламент по максимально допустимому расстоянию от датчика камеры до проезжей части: до 5 м для контроля 3–4 полос дороги, до 9 м – для 2–3 полос, до 13 м – для 1–2 полос и до 17 м — для контроля одной полосы. При этом до края первой полосы должно быть не менее 3 м, а угол поворота камеры к дороге настраивается по специальной линии ориентира, которая должна проходить параллельно кромке дороги.