Корректировка на дату предложения автомобиля
—>РЕПЕТИТОР ОЦЕНЩИКА
Специализированный сайт для студентов-оценщиков
Оценка машин и обрудования Решение задачи №2
Задача №2 по «Оценке стоимости машин и оборудования»
Рассчитать рыночную стоимость автомобиля УРАЛ-4320 сравнительным подходом. Исходные данные:
Параметры и характеристики технического состояния транспортного средства:
Физическая характеристика состояния ТС
Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД, в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации
Практические новое, на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей
На послегарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей. После капитального ремонта
Бывшее в эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия
Бывшее в эксплуатации, в состоянии пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины)
Бывшее в эксплуатации, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски
Бывшее в эксплуатации, требующее ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового, непригодное к эксплуатации и ремонту
Оценка стоимости импортных автомобилей на прошедшие даты
Автор: В. Г. Романенко, к.э.н.
В практической оценке стоимости автотранспортных средств (АТС) довольно часто требуется найти рыночную стоимость автомобиля на прошедшую дату. Необходимость в такой оценке возникает в судах при оспаривании конкурсными управляющими договоров купли-продажи активов предприятия в стадии банкротства, при оформлении наследства, разделе имущества и в других случаях.
До принятия федерального стандарта «Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)» единственными законными вариантами организации оценки был сбор данных о стоимости аналогов на дату оценки по ранее опубликованным предложениям на продажу при оценке сравнительным подходом или определение износа для оценки затратным подходом. Однако на практике указанная информация во многих случаях бывает недоступна по самым различным причинам. В этих условиях оценщики применяют текущую информацию по оцениваемым АТС, а затем её корректируют с учетом инфляции. До 2015 года такой подход выходил за рамки требований стандартов оценки, однако с принятием ФСО 10 такая правовая возможность появилась, т.к. п.12. указанного стандарта разрешает использовать информацию после даты оценки, в том числе текущие ценовые данные о стоимости предлагаемых к продаже автомобилей.
Для практического применения этих данных необходимо установить функциональную зависимость рыночной стоимости на дату оценки (дату в прошлом) от стоимости на текущую дату. Рыночная стоимость на прошедшую дату не только снижается вследствие инфляции, но и возрастает. Это связано с тем, что оцениваемое АТС на прошедшую дату оценки имеет меньший срок эксплуатации и его стоимость на вторичном рынке будет выше, чем текущая с большим сроком эксплуатации.
Исследуемые АТС были разделены на две группы, первая группа- это автомобили японского, корейского и американского брендов, вторая группа- немецкие автомобили.
Как видно из графиков на рис.1 и 2, среднее значение цен предложений по каждой группе АТС практически совпадает с графиками изменения цен отдельных марок автомобилей, что подтверждается также невысокой дисперсией значений стоимости автомобилей относительно среднего значения – от 0,009 до 0,053.
На рис.3 представлен график изменения среднего значения стоимости АТС каждой группы и аппроксимирующая функция: верхний график- для первой группы АТС, нижний- для немецких автомобилей.
Функция снижения стоимости первой группы АТС (ФСС) имеет вид:
Функция снижения стоимости второй группы АТС (немецкого производства) имеет вид:
ФСС2( t )= 0,9826-0,3233* Ln ( t )
Данная функциональная зависимость снижения стоимости АТС вторичного рынка позволяет достаточно просто с помощью инструментов Excel по количеству лет эксплуатации рассчитать рыночную стоимость на прошлую дату зная стоимость на текущую дату.
Значение функции снижения стоимости на дату оценки:
ФССдо = 1,0358- 0,2855* Ln (55/12)= 0,601
Значение функции снижения стоимости на текущую дату:
ФССтд = 1,0358- 0,2855* Ln (86/12)= 0,474
Коэффициент роста стоимости АТС на дату оценки относительно стоимости на текущую дату равен:
Для окончательного расчета стоимости автомобиля на прошлую дату необходимо коэффициент роста стоимости Крс уменьшить на инфляцию за период с текущей даты до даты оценки.
Оценка автомобилей на прошедшую дату
Довольно часто в практике оценочной деятельности требуется оценка автотранспортных средств (АТС) на прошедшую дату. Необходимость в такой оценке возникает в судах при оспаривании конкурсными управляющими договоров купли-продажи активов предприятия в стадии банкротства, при оформлении наследства, разделе имущества и в других случаях.
До принятия федерального стандарта «Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)» единственными законными вариантами организации оценки был сбор данных о стоимости аналогов на дату оценки при оценке сравнительным подходом или определение износа для оценки затратным подходом. Однако на практике указанная информация во многих случаях бывает недоступна по самым различным причинам. В этих условиях оценщики применяют текущую информацию по оцениваемым АТС, а затем её корректируют с учетом инфляции. До 2015 года такой подход выходил за рамки требований стандартов оценки, однако с принятием ФСО 10 такая правовая возможность появилась, т.к. п.12.стандарта разрешает использовать информацию после даты оценки.
В работе рассматриваются результаты исследования зависимости стоимости АТС от срока эксплуатации, приведена функциональная зависимость стоимости АТС вторичного рынка от времени эксплуатации для немецких и азиатских машин. Рассмотрен практический пример использования полученных результатов для проведения оценки АТС на прошедшую дату.
Исследование было проведено по материалам сайта Auto.ru за февраль 2017 года, были проанализированы цены предложений на продажу более 7 тысяч автомобилей с годами эксплуатации от 1 года до 10 лет следующих марок (табл.1).
Модели АТС | Двигатель, объем л | Коробка передач | Привод | Количество предложений на продажу |
Киа Спортэйдж | 2 | АТ/МТ | Полный | 1098 |
РАВ4 | 2 | АТ | Передний | 845 |
Форд Фокус | 1,6 | МТ | Передний | 1688 |
Мазда 6 | 2 | АТ | Передний | 717 |
VW Пассат | 1,8 | АТ/МТ | Передний | 1138 |
VW Гольф | 1,4/1,6 | АТ/МТ | Передний | 962 |
Ауди 4 | 1,8/2,0 | АТ | Передний | 698 |
Ниже приведены данные по средней цене предложений вторичного рынка указанных марок.
Марка АТС | Средняя цена автомобиля, тыс.руб. по годам выпуска, данные сайта Auto.ru | |||||||||
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | |
Киа Спортэйдж | 1551,90 | 1215,50 | 1129,10 | 1016,50 | 940,30 | 870,20 | 807,40 | 580,80 | 570,50 | 503,80 |
РАВ4 | 1745,20 | 1493,90 | 1367,90 | 1296,10 | 1045,60 | 994,60 | 925,00 | 820,40 | 758,80 | 705,30 |
Форд Фокус | 857,30 | 723,40 | 575,40 | 529,10 | 500,40 | 433,80 | 389,60 | 347,70 | 331,30 | 290,90 |
Мазда 6 | 1360,36 | 1208,20 | 1052,88 | 970,93 | 794,48 | 686,29 | 651,08 | 545,72 | 545,76 | 434,53 |
Пассат | 1899,95 | 1514,97 | 1051,02 | 902,29 | 806,91 | 727,78 | 563,61 | 528,25 | 493,99 | 459,88 |
Гольф | 1368,22 | 1369,08 | 805,80 | 744,56 | 559,21 | 524,87 | 493,88 | 461,81 | 420,19 | 368,77 |
Ауди 4 | 1940,00 | 1425,15 | 1120,94 | 1021,87 | 955,38 | 782,34 | 759,99 | 685,50 | 629,16 | 501,31 |
Исследуемые АТС были разделены на две группы, первая группа- это автомобили японского, корейского и американского брендов, вторая группа- немецкие автомобили.
С целью возможности сравнительного анализа функциональной зависимости для АТС с различной стоимостью указанные средние цены по годам эксплуатации были приведены к единой базе 2016 года, т.е. все данные разделены на стоимость каждого АТС за 2016 год. Поскольку исследование проводилось на февраль 2017 года, то срок эксплуатации автомобилей 2016 года выпуска принимался за 1 год, 2015 года выпуска- 2 года и т.д. В нижеприведенной таблице показана приведенная к первому году эксплуатации относительная величина снижения стоимости для первой группы АТС, среднее значение для каждого года и дисперсия.
Марка АТС | Снижение цен предложения АТС первой группы в зависимости от срока эксплуатации | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Киа Спортэйдж | 1,000 | 0,783 | 0,728 | 0,655 | 0,606 | 0,561 | 0,520 | 0,374 | 0,368 | 0,325 |
РАВ4 | 1,000 | 0,856 | 0,784 | 0,743 | 0,599 | 0,570 | 0,530 | 0,470 | 0,435 | 0,404 |
Форд Фокус | 1,000 | 0,844 | 0,671 | 0,617 | 0,584 | 0,506 | 0,454 | 0,406 | 0,386 | 0,339 |
Среднее значение | 1,000 | 0,828 | 0,728 | 0,672 | 0,596 | 0,546 | 0,501 | 0,417 | 0,396 | 0,356 |
Дисперсия | 0,000 | 0,032 | 0,046 | 0,053 | 0,009 | 0,028 | 0,034 | 0,040 | 0,028 | 0,034 |
На рис.1 приведен график изменения цен АТС и среднего значения за исследуемый период от количества лет эксплуатации первой группы АТС (по данным табл.3).
В таблице 4 представлена приведенная к первому году эксплуатации относительная величина снижения стоимости для второй группы АТС.
Марка АТС | Снижение средних цен предложения АТС второй группы в зависимости от срока эксплуатации | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Пассат | 1,000 | 0,797 | 0,553 | 0,475 | 0,425 | 0,383 | 0,297 | 0,278 | 0,260 | 0,242 |
Гольф | 1,000 | 0,854 | 0,589 | 0,544 | 0,409 | 0,384 | 0,361 | 0,338 | 0,307 | 0,270 |
Ауди 4 | 1,000 | 0,735 | 0,578 | 0,527 | 0,492 | 0,403 | 0,392 | 0,353 | 0,324 | 0,258 |
Среднее | 1,000 | 0,795 | 0,573 | 0,515 | 0,442 | 0,390 | 0,350 | 0,323 | 0,297 | 0,257 |
Дисперсия | 0,000 | 0,049 | 0,015 | 0,029 | 0,036 | 0,009 | 0,040 | 0,032 | 0,027 | 0,011 |
На рис.2 приведен график изменения цен АТС и среднего значения за исследуемый период от количества лет эксплуатации второй группы АТС (по данным табл.4).
Как видно из графиков на рис.1 и 2, среднее значение цен предложений по каждой группе АТС практически совпадает с графиками изменения цен отдельных марок автомобилей, что подтверждается также невысокой дисперсией значений стоимости АТС относительно среднего значения – от 0,009 до 0,053.
На рис.3 представлен график изменения среднего значения стоимости АТС каждой группы и аппроксимирующая функция: верхний график- для первой группы АТС, нижний- для немецких автомобилей.
Таким образом, функциональная зависимость снижения стоимости от количества лет эксплуатации на вторичном рынке каждой группы практически не зависит от марок автомобилей, объема двигателя, вида передачи и определяется в основном сроком эксплуатации данного АТС.
Функция снижения стоимости первой группы АТС (ФСС) имеет вид:
ФСС 1(t) = 1,0358- 0,2855* Ln(t),
где t- срок эксплуатации АТС в годах.
Функция снижения стоимости второй группы АТС (немецкого производства) имеет вид:
Данная функциональная зависимость снижения стоимости АТС вторичного рынка позволяет достаточно просто с помощью инструментов Excel рассчитать рыночную стоимость на прошлую дату зная стоимость на текущую дату.
Например, оценка для нотариуса должна производиться на дату смерти собственника АТС, при этом на данную дату срок эксплуатации автомобиля корейского производства составляет 4 года и 7 месяцев. На текущую дату срок эксплуатации АТС- 7 лет и 2 месяца (86/12 лет), коэффициент роста стоимости будет равен отношению значения функции ФСС на дату оценки к значению на текущую дату.
Значение функции снижения стоимости на дату оценки:
ФСС до = 1,0358- 0,2855* Ln(55/12)= 0,601
Значение функции снижения стоимости на текущую дату:
ФСС тд= 1,0358- 0,2855* Ln(86/12)= 0,474
Коэффициент роста стоимости АТС на дату оценки относительно стоимости на текущую дату равен:
Поскольку в документах АТС (ПТС, свидетельство о регистрации) месяц выпуска не указывается, для определения срока эксплуатации можно применять месяц постановки на учет первого владельца, указанный в ПТС или начало года выпуска.
Для окончательного расчета изменения стоимости АТС на прошлую дату необходимо рост стоимости уменьшить на инфляцию за период с текущей даты до даты оценки.
Полученная функция позволяет не только определять стоимость на прошлую дату, но может применяться для расчета будущей стоимости АТС при разработке инвестиционных проектов, например проекта таксопарка при определении остаточной стоимости транспортных средств.
Применение полученной функциональной зависимости для оценки на прошлую дату возможно для различных импортных автомобилей аналогичных рассмотренным выше по стоимости, времени эксплуатации, объему двигателя, другим показателям.
Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)
Корректировка на дату
Добрый день коллеги! Оцениваю з/у для оспаривания. на сентябрь 2013 г., естественно аналогов кот наплакал, но, есть аналоги декабря—октября 2012 г. Как помню из учебы, и от оценщиков слышал, что при оценке сравнительным дата аналогов не должна отличаться от даты оценки не более чем на 6 месяцев. Однако перечитав ФСО я не нашел такого. Подскажите пожалуйста, где этот запрет? Или можно аналоги почти годичной давности использовать, применив метод индексов инфляции или че-то подобное? Заранее спасибо!
Ответы 28
Прямой запрет есть, он четко прописан, но его ни кто не видел.
А если б дата оценки была на 1902 год, че б*я ничего нельзя использовать что ли
Поддерживаю, однозначно нужно отследить динамику цен на земельные участки за предыдущие года, вполне возможно, что даже будет не рост, а снижение стоимости. Индекс инфляции не применим к земельным участкам.
Хех, смотря для чего и кого делаете. Для комиссии или банка нельзя, у них «свои» доп.стандтарты и устоявшиеся правила, у них и надо смотреть. Для суда или оценку «для души» возможно, если обоснуете потом судье. Ну как-то так.
Прямого запрета нет, но есть поправка на время, если о.а. выставлен на продажу не более полу года, то в большенстве случаев оценщики пишут, что срок незначительный для формирования вывода об изминении цен во времени и ставят поправку 0%.
Изначально он отказался от помощи, гордый, все хочет сам.
Не спорю и приветствую такой подход. Опыт, который потом не отнимешь.
А как специалист не пропадает, работает и успешно.
Могу сказать по секрету, только не тут.
По поводу 280121. Все скоро изменится, всех удаленных вернут, всех сохранившихся удалят. Есть инсайдерская информация, пока не имеющая независимого подтверждения. Потому пока выглядит как фантастика.
Геннадий, а как же из вашего кредо с сайта аппрайзер: «Тест из одного вопроса. Какие специалисты в РФ сдают экзамен, чтобы получить право продавать совесть? Подсказка для тугодумов, это не оценщики.» Вы поощряете лиц, которые «сдают экзамен, чтобы получить право продавать совесть»?
Конечно, а как иначе доказать что они продажные сволочи?
Моя надежда в том, что сволочей уберут, а достойных доверия вернут.
Фантастика, глупость конечно, но. Мечтать не вредно.
Мне лично, на всю эту хрень глубоко и давно наплевать, а заботиться о своем будущем их проблема..
По секрету, только ни кому не говорите, затеял тему с выходом на верх.
Чел из принципа готов оплачивать нашу работу. Хотя она дороже его ущерба.
Не буду тратить время на спор, хотел поделится мнением с автором вопроса
Не буду тратить время на спор, хотел поделится мнением с автором вопроса
Вы уверены что сдали, а не купили КвалАттестат?
)) Максимальный износ 2018 года по ОСАГО, можно применять при оспаривании оценки ранее.
Ну и каша у Вас в голове.
Кадастровая оценка, сказать полностью не совсем верно, но остановила активность рынка не движимости.
Жило было СНТ, участки продавались и покупались, люди строились. И тут наступил кирдык – опубликовали кадастровую стоимость.
Тупые владельцы – О-О-О, как много стоит мой участок, и пытаются продать по кадастру.
Пытаются, Пытаются, Пытаются, Пытаются, Пытаются – короче, тупые поверившие кадастровой оценке, пытаются.
Умные продают и покупают, и их оказалось мало.
Сосед с верху, два участка, упорно публикует много лет по кадастровой стоимости.
Мы за эти деньги купили участок и дом построили, а он все еще ждет идиотов.
Сосед слева залупил в двое, типа место удобное, судьба прижала, уменьшил в двое от кадастра, а желающих нет.
Соседка снизу подвинулась и продала.
Сосед снизу справа созрел, поставил разумную цену и нарвался на неприятности – в прошлом году можно было без постановки границ на кадастр продать, а тут и щас это не тогда.
Три года назад предлагал ему эту стоимость, а теперь чтобы эти деньги получить еще и затраты понести надо.
Закон это хорошо, надо только понимать куда его вставить.
Блок – схема затратного подхода
1. Идентификация оцениваемого имущества
2. Определение стоимости замещения воспроизводства
3. Определение физического износа
4. Определение функционального износа
5. определение внешнего износа
6. расчет рыночной стоимости
Под полной восстановительной стоимостью понимается стоимость нового автомобиля данной модели на основании данных заводов изготовителей в ценах наиболее приближенных к дате оценки. первоначальная (розничная) стоимость ТС с учетом фактической комплектации, дополнительно установленного оборудования и коэффициента приведения, определяется по формуле:
Цр – розничная цена ТС стандартной комплектации
Ск – сумма стоимости комплектующего оборудования и стоимости работ по его установке на ТС
Восстановительная стоимость объекта оценки
Объект оценки | Аналог | Источник информации | Восстановительная стоимость в руб. |
SKODA ROOMSTER | SKODA ROOMSTER | http://carsdo.ru/skoda/roomster/ | 667 000 |
ВЫВОД: рыночная стоимость объекта оценки, определенная в рамках затратного подхода, по состоянию на дату оценки составляет (округленно):
Триста две тысячи) рублей.
3.3. Оценка сравнительным подходом.
Рыночный метод (метод сравнительных продаж) основывается на определении статистическим выборочным методом рыночной стоимости транспортного средства данной марки, аналогичного возраста и пробега на вторичном рынке транспортных средств на дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), осуществляющих продажу транспортных средств в соответствии с требованиями документа [5], периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т.д.
При помощи «Таблицы относительной важности» эксперт может сравнить два объекта, дать им оценки типа «хороший», «приемлемый», «плохой», упорядочить несколько объектов по привлекательности, но обычно не может сказать, во сколько раз или на сколько один объект лучше другого. Другими словами, ответы эксперта обычно измерены в порядковой шкале, являются ранжировками, результатами парных сравнений с другими объектами. Для того, чтобы формализовать оценки экспертов, вводится специальная шкала оценок – шкала относительной важности
Таблица6.1. Шкала относительной важности (при сравнении двух объектов)
Интенсивность относительной важности | Определение |
0 % | Равная важность |
от 1 до 5% | Низкое превосходство одного над другим |
от 5 до 10% | Умеренное превосходство одного над другим |
более 10% | Существенное или сильное превосходство |
2,3,4,6,7,8,9 | Промежуточные решения между двумя соседними суждениями |
После корректировки цены можно использовать для определения рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Основные этапы при использовании сравнительного подхода:
· исследование рынка с целью сбора информации о совершенных сделках и предложениях по продаже;
· сбор информации с учетом ее представительности и достоверности;
· корректировка цен аналогов по элементам различия с объектом оценки;
· согласование скорректированных цен сопоставимых объектов и определение итоговой стоимости оцениваемого объекта.
1. На вторичном рынке присутствует большое количество предложений на поставку идентичных транспортных средств, бывших в эксплуатации, данные которых можно использовать, применяя метод сравнения продаж, ввиду достаточного объема выпуска новых автомашин.
2. Оценщиком применяется сравнительный подход с использованием в качестве объектов- аналогов автомашины.
Поправки на временную сопоставимость
Данная корректировка принята по результатам определения износа объектов сравнения и объекта оценки. Физический износ объектов сравнения определен по техническому состоянию. Корректировка на техническое состояние рассчитана по формуле:
Пиз – процентная ставка на расчетный износ
Иоб – расчетный износ объекта оценки
Иан – расчетный износ объекта- аналога сравнения.
Физический износ производится в соответствии с п. 4.2.2.1. Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 с изменениями №1, №2, №3, № 4.
Поправки на различия в условиях продаж
Уторговывание – это скидка с первоначальной цены предложения, как правило, завышенной. Так, как машина новая, размер скидки определяется экспертным путем и в данном случае составляет 2 %.
Поправки на временную сопоставимость
Все объекты сравнения выставлены на продажу в апреле 2016 года, поэтому корректировка на условия рынка равна 1.
Поправки на различие в комплектации
Данная корректировка проводится при отличии комплектации аналога от комплектации объекта оценки на сумму затрат, произведенных на установку дополнительного оборудования. В данном случае корректировка равна 1.
ВЫВОД: рыночная стоимость объекта оценки, определенная в рамках сравнительного подхода, по состоянию на дату оценки составляет (округленно): 437 000 (Четыреста тридцать семь тысяч) руб.
4.СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИТОГОВОЙ СТОИМОСТИ
В итоге расчетов оценщик пришел к следующим выводам относительно стоимости оцениваемого объекта по состоянию на 05.09.2017 г.
Таблица 4.1. Сводная таблица по определению рыночной стоимости объекта оценки
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 353 ; Мы поможем в написании вашей работы!