Кто дает гарантию на бу авто
Купил автомобиль с пробегом в салоне, а он сломался в течение 15 дней (ситуация № 8)
Пока 15 дней не истекли, вернуть машину с недостатками получится, даже если ей лет 50. Помешать этому может только обман продавца в день покупки или возврата авто
Спешу вас обрадовать: неважно, сколько лет вашей машине – 10, 20 или 50. Возврат автомобиля из-за недостатков в первые 15 дней после покупки тем и удобен – не имеет значения, новый он или подержанный, истек ли гарантийный срок или срок службы. Любую машину можно вернуть в салон до истечения 15 дней, если в ней обнаружены недостатки.
Но тут возможны два подводных камня.
Вас могли обмануть во время покупки авто
Автосалон может оказаться фирмой-однодневкой. И даже если подать на него в суд и выиграть, деньги вернуть все равно не получится.
Часто бывает так: в салоне висит большая красивая вывеска, а вот договоры купли-продажи в салоне с красивой вывеской заключаются на фирму «Рога и копыта». Поэтому, подписывая договор, проверьте по ИНН продавца в интернете три показателя: сколько лет фирме (нет еще и года или хотя бы 8–10 лет); сколько в ней официально работает человек (один или хотя бы несколько десятков); какая выручка у фирмы (один-два миллиона или сотни миллионов в год, как у любого салона, которому можно доверять). Мошенники меняют фирмы как перчатки, поэтому если салон создан в пределах трех лет до вашей сделки и у него нет ни работников, ни достойной выручки, лучше бегите оттуда поскорее. Я уже разбирал такой случай на реальном примере при описании ситуации № 2.
Если машину вы уже купили и салон все-таки оказался однодневкой – не спешите унывать. Проверьте, не истек ли гарантийный срок или срок службы автомобиля (в этом вам помогут статьи о ситуации № 3 и ситуации № 4). Если нет, машину еще можно попробовать вернуть производителю. Об этом будет написано в заключительных статьях – о ситуациях № 9 и № 10.
Не обманули при покупке автомобиля – могут сделать это при его возврате
Салон точно не однодневка? Хорошо, но все же не теряйте бдительности. Вас могут попытаться обмануть, чтобы выглядело все так, будто вы не успели обратиться к продавцу в течение 15 дней. Здесь салоны пользуются тем, что многие не знают, как правильно оформить претензию. Примеры такого обмана – в статье о ситуации № 2.
Чтобы понять, куда направлять претензию, скачайте с сайта налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ. Получить ее можно путем ввода в поисковую строку ИНН автосалона, который указан в договоре купли-продажи. В выписке будут юридический адрес салона и данные о руководителе.
Отправьте претензию с описью вложения по юридическому адресу на имя руководителя. В ней укажите на отказ от договора купли-продажи и изложите требование о возврате денежных средств. В описи пропишите: претензия об отказе от договора купли-продажи автомобиля и возврате денежных средств. Это нужно для того, чтобы продавец не смог потом сказать, что вы отправили пустой конверт без письма, а не претензию.
Гарантия на бу автомобиль с салона: миф или реальность?
Гарантия на бу автомобиль с салона — спорная услуга, ведь продавец не может предсказать поведение машины, которая уже была в эксплуатации. Если он и предлагает какое-то гарантийное обслуживание, оно привязано к заводу-изготовителю или имеет небольшой промежуток по времени. Ниже рассмотрим, в чем особенности такой опции, можно ли ей доверять, и что делать при покупке проблемной бу машины.
Есть ли гарантия на подержанные машины
Покупка б/у автомобилей в автосалоне последнее время набирает популярности. Это обусловлено юридической чистотой транспорта, проведением диагностики перед продажей, возможностью обращения в СТО для обслуживания. Но есть и минусы — отсутствие тест-драйва, необходимость верить на слово по поводу технического состояния и более высокая цена.
При этом наиболее сложный вопрос — гарантия на б/у автомобиль. Для привлечения клиентов многие автосалоны предлагают такую услугу. Ее суть — бесплатный ремонт или возможность возврата при выявлении явного брака. Но на практике подобные опции являются фиксацией. Редко можно найти б у авто с гарантией из-за высоких рисков. Никто не может предсказать, как поведет себя старая машина после выезда из салона.
Единственный вариант, когда машина по срокам еще находится на гарантии у производителя. В таком случае можно рассчитывать на гарантийное обслуживание по стандартной схеме. Но здесь важно внимательно читать договор, чтобы избежать «подводных камней» в соглашении купли-продажи или других документах.
Купить пятилетнее и более старое бу авто с гарантией с автосалона не получится. В таком случае придется рассчитывать только на удачу или самостоятельно выполнить необходимые проверки. Чтобы свести риски к минимуму, необходимо проводить детальный контроль транспортного средства перед оформлением.
Так что на вопрос, дает ли салон гарантию на бу авто, ответ неоднозначный. Многие продавцы обещают такую услугу, но по факту важность опции минимальна. Любой продавец постарается себя максимально обезопасить от форс-мажорных ситуаций. Тем более, если речь идет о подержанном транспорте.
Что делать, если купил б/у авто в салоне, а оно сломалось
С учетом сказанного возникает следующий вопрос. Как воспользоваться гарантией на б у автомобиль, и что делать, если ее нет, а машина поломалась.
При наличии гарантии инструкция классическая:
Если салон отказывается от гарантии, оформляется претензия на имя руководителя салона, а при письменном отказе можно идти в суд. При этом на руках должно быть заключение экспертизы о том, что неисправность обусловлена именно заводским дефектом, а не какими-то другими причинами.
Если гарантии нет
В случае, когда техническая гарантия на автомобиль с пробегом уже закончилась, ситуация сложнее. Покупатель всегда находится в зоне риска, ведь он не знает историю машины. Транспортное средство ранее могло быть в аварии с последующим восстановлением без соблюдения требований завода-изготовителя. При этом человек часто не подозревает, что автомобиль ранее участвовал в ДТП, а его эксплуатация несет риски.
Еще одна ситуация, когда гарантия на бу автомобиль не действует по закону, а в самом транспортном средстве имеется существенный брак. В таком случае закон защищает покупателей, которые могут вернуть даже не гарантийный транспорт. К таким поломкам можно отнести:
Если продавец в салоне знал о дефекте автомобиля, но не сообщил об этом покупателю, наличие гарантии не имеет значения. Получатель бракованного транспорта вправе вернуть или обменять. Как вариант, можно потребовать компенсации убытков. Главная сложность в том, чтобы доказать наличие проблемы уже при покупке автомобиля с салона.
По закону для возврата машины без гарантии необходимо наличие существенного недостатка. К этой категории относится дефект, для устранения которого необходимые большие затраты времени и денег. Сюда же относится проблема, которая появляется с определенной периодичностью после устранения.
Чтобы вернуть б/у автомобиль с салона без гарантии, необходим оформить претензию и предоставить документ, подтверждающий существенность неисправности. К этой категории относится заключение эксперта, указывающего на невозможность или высокую стоимость ремонта. Также могут потребоваться документы, подтверждающее многократное устранение одного и того же дефекта.
При этом нужно понимать, какие сроки возврата б/у автомобиля с салона действуют при отсутствии гарантии. Претензию необходимо отправить в течение 15 дней с момента оформления сделки. Если представитель продавца не хочет принимать претензию и делать на ней необходимые отметки, придется отправить ее почтой с описью и уведомлением. В случае, когда представители салона не отреагируют на запрос в течение 10 дней, это дает право обратиться в судебный орган для защиты своих интересов.
Если с момента покупки б/у автомобиля в салоне прошло больше двух недель, возможность возврата транспорта без гарантии сохраняется. Минус в том, что реализовать такой замысел будет труднее. Здесь не обойтись без обращения к независимым экспертам и получения заключения.
Особенность в том, что салон не может требовать компенсации суммы, на которую стал дешевле б/у автомобиль за время эксплуатации и по причине утери внешнего вида.
Теперь вы знаете, что гарантия на б/у машину с салона в большинстве случаев — фикция, ведь рассчитывать на бесплатное обслуживание при выявлении дефекта трудно. Здесь придется действовать также, как и без гарантии, а именно составлять претензию, получать заключение эксперта, а уже после требовать возврата / ремонта. При этом важно не бояться защищать свои права, ведь на стороне покупателя всегда закон.
В комментариях расскажите, приходилось ли вам сталкиваться с подобными ситуациями, и как удалось решить проблему с б/у автомобилем.
Подержанное авто с дефектами: возвращаем его продавцу
Общие правила
Сделки по продаже подержанных машин регулируются общими нормами гражданского законодательства. Расторгнуть такое соглашение покупатель может, если авто оказалось с дефектами, а именно: обнаружился неустранимый брак либо недостатки, которые нельзя исправить без несоразмерных трат (ч. 2 ст. 475 ГК). Аналогичные условия прописаны и в п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Его положения применяются в подобных ситуациях, так как машина считается технически сложным товаром (Постановление Правительства от 10 ноября 2011 года № 924).
Продавцы часто считают, что если передан автомобиль, который можно каким-либо образом эксплуатировать, то недостатки, выявленные покупателем, не являются существенными и возникли уже после передачи автомобиля покупателю.
Семен Кирьяк, управляющий партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры»
Когда и как можно вернуть некачественную машину
Первый вариант – уложиться в 15 дней после того, как ее передал продавец. Если в этот период обнаружились хоть какие-то дефекты, то покупателю должны вернуть все деньги, уплаченные за товар (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. № 17).
Спасти может и длительный гарантийный срок, которым успеет воспользоваться не только первый владелец машины, но и последующие. Те тоже имеют на это право, разъяснил Пленум ВС в п. 3 того же постановления № 17. Правда, выявленный у машины брак в этом случае должен быть существенным. Суды относят к ним самые разные дефекты: от коррозии и вздутия лакокрасочного покрытия (дело № 88-13511/2020) до необходимости капитального ремонта двигателя стоимостью в 46% от цены авто (дело № 88-1585/2020).
1) Полную стоимость автомобиля на день его приобретения.
2) Разницу от цены авто на день его приобретения и его стоимостью на момент обращения в суд.
3) Неустойку за отказ добровольно вернуть деньги.
4) Штраф в 50 % от суммы, присужденной судом покупателю.
5) Компенсацию морального вреда
6) Деньги и проценты по автокредиту.
Источник: «О защите прав потребителей»
Если подержанная машина приобреталась в автосалоне, то именно эта фирма должна доказать, что недостатки возникли уже после продажи авто. В таких спорах ключевое значение имеет автотехническая экспертиза, поясняет управляющий партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры» Семен Кирьяк. Когда исследование подтверждает, что недостаток нельзя устранить или это несоразмерно дорого, то суд встает на сторону покупателя.
Обратный исход будет, если специалисты придут к выводу, что брак можно исправить, или он возник по вине покупателя. Так, в деле № 33-2443/2020. автовладелец приобрел Ауди А6 1999 года выпуска за 230 000 руб. Уже в день покупки выявилась поломка коробки передач, но продавец возвращать деньги за машину отказался. Судебная экспертиза установила, что проблема возникла из-за критического износа одной из деталей, а ремонт обойдется в 166 700 руб., то есть составляет практически всю стоимость авто. Тогда суд расторг договор и взыскал деньги, уплаченные по договору, с продавца.
Другие поводы судиться с продавцом
В аналогичную историю попал один из доверителей Олешко. Им в суде удалось доказать, что покупательница до сделки не могла знать о «перебитых номерах», потому ее иск удовлетворили (дело № 2-21/2019 (2-971/2018;)).
Советы продавцам и покупателям
Продавцу следует в договоре купли-продажи и акте передачи авто указать все его недостатки, рекомендует Степанова. А покупателям, по ее мнению, нужно проводить подробный техосмотр машины. Кирьяк добавляет, что проверить авто стоит с помощью всех возможных открытых источников: «Можно найти старые объявления о продаже, объявления о продаже на аукционах битых автомобилей, сведения о ДТП, расчёты ремонта».
Олешко подчеркивает, что намного безопаснее сейчас приобретать машины в автосалонах, которые занимаются в том числе и продажей авто с пробегом. В случае возникновения судебного спора, с салона, как правило, есть что взять – он платежеспособен, отмечает важное преимущество такого продавца эксперт.
Покупка б/у авто в салоне: подводные камни
Около половины всех автовладельцев, покупая машину с пробегом, стремятся приобрести её в специализированном салоне. Как правило, это или дилерский центр, продающий б/у автомобили, или площадка по продаже авто с пробегом.
Но насколько безопаснее такая покупка, и есть ли вероятность столкнуться с обманом в автосалоне? Разбираемся в материале «Автокода».
Содержание
Какие бывают автосалоны
Прежде чем совершить покупку машины с пробегом в автосалоне, давайте разберемся, какими бывают эти точки продаж. Условно их можно разделить на два типа — официальные дилеры и салоны, специализирующиеся на продаже машин с пробегом.
Официальные дилеры получают прибыль от продажи машин крупных автоконцернов, с которыми у них заключен контракт. Подержанные экземпляры обычно попадают к ним по Trade-in. То есть покупатель сдает свой б/у автомобиль, доплачивает и получает новую дилерскую машину.
Второй тип – салоны, специализирующиеся на продаже б/у автомобилей. В этом и состоит их основной доход. Часто такой автосалон выглядит как обычная стоянка, на которой находится много машин разных марок.
Особенности дилерских салонов
Несомненный плюс таких автосалонов в том, что они беспокоятся за репутацию и не продают откровенный хлам или машину с сомнительным прошлым. Хотя от ошибок не застрахованы и они. Но это, скорее, исключение из правил.
Есть у них еще одна особенность. Сегмент дешевых автомобилей у «официалов» представлен скудно. Например, компания «Оками Маркет», один из крупнейших продавцов б/у автомобилей от официального дилера в Свердловской области, в настоящий момент предлагает лишь два автомобиля дешевле 350 тысяч рублей.
Если денег на покупку не хватает, вам будет полезно узнать, как купить машину в автосалоне в кредит.
Плюсы и минусы салонов официальных дилеров
Покупка б/у автомобиля в салоне у «официалов» имеет следующие преимущества:
Теперь перейдем к минусам:
Как видите, и плюсов, и минусов у таких автосалонов хватает.
Салоны продажи б/у автомобилей
Нюансов у такой сделки гораздо больше. Чтобы купить б/у автомобиль в автосалоне, вам придется как минимум несколько раз внимательно прочитать договор купли-продажи.
Будьте готовы к тому, что мелкий салон постарается во что бы то ни стало «выкачать» из вас большую сумму, чем та, что указана в объявлении о продаже машины. «Фишкой» такого салона может быть 20-страничный договор купли-продажи с кучей пунктов. Расчет простой. Покупатель устанет постоянно перечитывать этот талмуд и не увидит важные пункты. Например, такие, где написано, что вы обязуетесь заплатить салону 5-15 тысяч за предпродажную подготовку, составление договора купли-продажи, диагностику, консультирование при подборе – вариантов много.
Смотрите в оба, ведь после того, как вы вычеркнете эти пункты и договор распечатают заново, менеджер может незаметно подменить ваш экземпляр. Например, забрав у вас документы, чтобы поставить печать, или «обнаружив» какие-то неправильные пункты.
В таких местах обычная распечатка договора может занять час времени. Это нужно для того, чтобы внимание покупателя ослабло, к тому же вам будут давить на то, что салон вот-вот закроется.
При покупке авто рекомендуем воспользоваться сервисом для проверки подержанных машин «Автокод». Всего за 5 минут вы узнаете всю подноготную автомобиля: есть ли на нем штрафы, аресты, не состоит ли он в угоне, где проходил ТО и многое другое. А главное – вы будете уверены в том, что вас не обманывают.
Автокод подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Если вам нужно постоянно пробивать большое количество машин, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц. «Автокод Профи» позволяет добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Плюсы и минусы покупки у неофициального дилера
Начнем с плюсов для покупателя:
В предыдущей главе мы уже назвали основные минусы. Назовем и другие:
Мы назвали основные проблемы, с которыми есть риск столкнуться. Но имейте ввиду, нечестные продавцы постоянно совершенствуются, ведь покупка подержанных машин и их перепродажа – основной источник дохода «серых» салонов, поэтому схем, как облапошить покупателя, может быть гораздо больше.
Советы при покупке
Чтобы покупка подержанного автомобиля доставила вам только радость, следуйте простым инструкциям:
Чтобы быть уверенным в том, что машина исправна и не была бита, воспользуйтесь услугой выездной проверки авто. Опытный мастер приедет в нужное время, проведет осмотр и поможет вам не ошибиться при выборе подержанного автомобиля.
Как обманывают при покупке авто: «серые» схемы официальных дилеров
Великолепие стеклянных дворцов, улыбки и забота красавиц-секретарш на входе, вышколенные как солдаты менеджеры по продажам, которые всегда убедительно говорят только то, что хочет услышать клиент. Все это сделано ради одной цели: чтобы покупатель расплылся в эйфории от обслуживания, потерял бдительность и купил совсем не ту машину, за которой пришел, набрал дополнительного оборудования, которое ему не нужно, а также переплатил за всевозможные страховки, «льготные» кредиты и прочие дополнительные услуги, которые можно купить самостоятельно в полтора раза дешевле.
Кстати, некоторые покупатели на подобные вещи «ведутся» осознано, не скрывая, что такая «забота» им нравится и они готовы за нее заплатить. Но не будем отрицать и того факта, что дилеры регулярно предлагают реально интересные и выгодные программы покупки машин, правда в основном за счет компенсаций представительства бренда. То есть, сам дилер ничего не теряет, за клиента просто платит завод-изготовитель, чтобы простимулировать спрос.
В общем, вы должны понимать: официальный дилер, как и любая другая коммерческая организация, никогда и ничего не делает просто так, и уж тем более то, что ей невыгодно.
Это, наверное, единственный фактор, который напрямую от самого дилера никак не зависит. Вытягивание из покупателя как можно большего количества денег заложено даже в сам процесс производства автомобилей, а именно в формирование комплектаций.
Например, к базовой версии авто дополнительно необходим климат-контроль и круиз-контроль, которые вместе стоят, допустим, 50 000 рублей. Так вот чуть более дорогая комплектация с какими-нибудь копеечными дополнениями и с двумя нужными вам опциями обойдется в условные 70 000 рублей. Хороший продавец убедит вас, что это выгодно, потому что более дорогая комплектация, например, красивее смотрится на дороге, хотя на самом деле, из вас просто вытащили лишние 20 000 рублей.
Если вы выбрали для себя понравившуюся модель и ее версию, рассчитали бюджет и способ оплаты, то с большой вероятностью, вы можете обо всем этом забыть, потому что грамотный менеджер продаст вам не ту машину, которую вы хотите, а ту, которую ему надо продать.
То же самое касается продажи в салоне страховок КАСКО и оформления кредитов. Дело в том, что страховщики дилера получают агентские бонусы, а с банками порой и вовсе работа ведется по откатной системе.
Для многих автовладельцев это обычно выглядит откровением, но стоит знать, что новые машины в автосалоне регулярно повреждаются. На них падают горшки с цветами, их царапают и даже мнут на складах и сервисах. И даже попадают на них в небольшие ДТП прямо на территории дилерского центра, причем иногда, о ужас, за день до выдачи клиенту.
Думаете такие машины куда-то списываются или выводятся из продажи? Конечно же, нет. Они в срочном порядке отправляются в кузовной участок, где их восстанавливают порой за ночь, иногда снимая запчасти, например, с машин для тест-драйва. После чего они снова поступают в продажу под видом новых или так и выдаются клиенту.
Определить восстановленную машину в подавляющем большинстве случаев клиент не сможет, потому что не сможет поверить, что новая машина из автосалона может быть битая. Всплывает эта информация через несколько лет, когда владелец приезжает поменять машину по системе «трейд-ин».
Менеджеры, конечно, просветят кузов на предмет перекраски и поставят клиента перед фактом о том, что часть элементов на машине крашеные, а значит авто был в ДТП. Шок владельцев, которые ни разу в ДТП не попадали, иногда сложно описать словами.
Этот вид деятельности дилерских центров к реальным покупателям имеет косвенное отношение, но иногда все-таки доставляет проблемы.
У каждого автосалона есть план по продажам, за которые дилер получает многомиллионные бонусы от представительства бренда. Проблемы начинаются тогда, когда выполнение плана срывается.
Беда в том, что именно с даты этого фиктивного оформления начинается отсчет заводской гарантии. То есть, если реально этот автомобиль будет продан дилером, например, через три-четыре месяца, то реальный автовладелец не досчитается трех-четырех месяцев гарантии. Если у автовладельца в этот период случится гарантийный случай и он обратится не в тот же автосалон, где он приобретал автомобиль и где помечена продажная история этой машины, у дилерского центра могут возникнуть очень серьезные проблемы в случае отказа в гарантии вплоть до отзыва лицензии и судебных разбирательств.
Это только краткий список основных вариантов «развода» клиента на деньги у официального дилера.
Кстати, грамотных юристов, людей «в теме» и прочих ушлых покупателей, которые знают, на чем поймать самих дилеров, последние часто называют «потребительскими террористами».