Кто должен крепить груз на машине
Кто должен крепить груз на машине
Статья 11. Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 11
1. Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них должны выполняться в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов.
С 01.01.2022 в ч. 2 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в ч. 3 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю оформляется сопроводительной ведомостью, составляемой перевозчиком. Форма и порядок заполнения сопроводительной ведомости устанавливаются правилами перевозок грузов.
С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Время подачи контейнера в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, в пункты погрузки, выгрузки исчисляется с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости грузоотправителю в пункте погрузки, грузополучателю в пункте выгрузки.
С 01.01.2022 в ч. 5 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.
6. Приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено договором перевозки груза.
7. Все принадлежащие грузоотправителю приспособления возвращаются перевозчиком грузоотправителю в соответствии с его указанием в транспортной накладной и за счет грузоотправителя, а при отсутствии такого указания выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения.
9. Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
10. Перечень и порядок осуществления работ по погрузке грузов в транспортное средство, контейнер и выгрузке грузов из них устанавливаются правилами перевозок грузов.
11. Грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза в транспортное средство, контейнер, за исключением случая, если погрузка груза осуществляется перевозчиком. В случае невыполнения грузоотправителем требований об устранении недостатков в погрузке груза перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.
12. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 12 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ)
Кто на самом деле отвечает за крепление груза в грузовиках?
Author: alex | Category: Новости | 20 ноября
Эксклюзивном интервью с экспертом по обеспечению безопасного крепления грузов
Согласно данным Ассоциации немецких страховщиков (GDV — Gesamtverband Deutscher Versicherer) 70% грузовых автомобилей на немецких дорогах везут неправильно или недостаточно закрепленные грузы. В соответствии с Немецким законом о дорожном движении (StVO — Straßenverkehrsordnung) и Немецким коммерческим кодексом (HGB — Handelsgesetzbuch) необходимо правильно зафиксировать груз. Но кто, в конечном счете, за это несет ответственность — экспедитор, водитель или грузоотправитель? И что на самом деле включает в себя фиксация груза? Альфред Лампен, эксперт, преподаватель и автор книги, дает ценные советы по обеспечению безопасности грузов в логистической отрасли.
Так что же такое обеспечение безопасности груза?
Главным образом речь идет о закреплении товаров на транспортном средстве таким образом, чтобы никто не получил травму и товары не повредились.
Каждая пятая авария на дороге с участием грузовика является, согласно Ассоциации немецких страховщиков (GDV), «несчастным случаем, вызванным потерей груза». Каждый год на дорогах Германии происходит около 1600 серьезных аварий, которые обходятся в сотни миллионов. Что можно сделать для предотвращения недостаточной фиксации груза?
Здесь решающую роль играет грузоотправитель. Допустим, водитель приезжает в пункт погрузки на транспортном средстве, непригодном для определенного груза; автомобиль сломан или у него нет ремня для крепления. Тем не менее, товары все равно загружаются и доезжают до клиента поврежденными. Клиент жалуется, а это плохо для бизнеса и, конечно, не в интересах грузоотправителя. Еще более катастрофическим было бы, если бы под угрозу были поставлены человеческие жизни. Например, возьмем незакрепленные рулоны бумаги. Один рулон весит несколько тонн. Если транспортное средство внезапно тормозит, рулон или любой другой товар может сместиться в результате центробежной силы. Товар выпадает на дорогу или перемещается вперед. Последствия фатальны.
В этом случае пригодились бы инструкции грузоотправителя о том, что необходимы противоскользящие коврики и ремни для фиксации груза определенным образом. Они должны быть обеспечены экспедитором или подрядчиком заранее, в противном случае ему не будет предоставлен заказ.
Существуют ли такие инструкции? И если да, то кто проверяет их соответствие?
Многие грузоотправители и торгово-промышленные предприятия до сих пор не полностью осознают свою ответственность, поскольку не располагают необходимой информацией в своем распоряжении. Другие уже реализовали такие правила практически полностью, например, в химической промышленности с этим все строго. Существуют очень точные руководящие принципы, которые должны быть соблюдены, прежде чем грузовик сможет выехать.
Где можно найти информацию о правильном креплении груза?
Вы можете получить соответствующие брошюры в Ассоциации российских экспедиторов. Вы также можете получить информацию в транспортных и логистических ассоциациях.
В интервью инспектор сказал, что повреждения при перевозках также связаны с ошибками упаковки. Существуют ли примеры неправильной упаковки, которая вызывает проблемы с закреплением груза?
Например, товары, которые прикреплены к поддонам, но полностью не заполняют их. Или если картонные коробки слишком слабо затянуты в упаковочную пленку. Или если только поддоны, но не упаковки на них, располагаются близко друг к другу, то при внезапном торможении транспортного средства грузы сталкиваются друг с другом. Это может привести деформации пластиковых канистр таким образом, что в результате давления с них срываются крышки и вытекает жидкость, например, опасный материал.
Существует что-либо такое, как 5 основных правил крепления груза, которых необходимо придерживаться?
Кто должен крепить груз на машине
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 10 марта 2016 г. № 53 “О внесении изменений в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7”
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553, № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310, № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30 (ч. I), ст. 4590, № 30 (ч. I), ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. I), ст. 4029, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. I), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370, № 29 (ч. 1), ст. 4359, № 48 (ч. I), ст. 6723) приказываю:
Внести изменения в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г., регистрационный № 32585), согласно приложению к настоящему приказу.
Министр | М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2016 г.
Приложение
к приказу Министерства транспорта РФ
от 10 марта 2016 г. № 53
Изменения,
вносимые в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
2. Пункт 39 изложить в следующей редакции:
Схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой перевозки субъектом транспортной деятельности. Для сборных грузов схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой партии, содержащей сборный груз.
Схема размещения и крепления грузов должна содержать:
графическое изображение позиции (позиций) размещаемого(ых) груза (грузов) в кузове автомобильного транспортного средства;
графическое изображение мест крепления груза (грузов) с указанием типов средств крепления груза (грузов) и их рабочих нагрузок.».
3. Пункт 40 изложить в следующей редакции:
«40. Погрузка груза на транспортное средство должна проводиться в соответствии со схемой размещения и крепления грузов с соблюдением следующих требований:
перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и иных загрязнений, снижающих поверхностное трение;
не допускается превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке (для сборных грузов).
При перевозках грузов навалом и насыпью (грунт, глина, гравий, песчаногравийная смесь и др.) грузоотправитель при погрузке должен равномерно размещать их в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятельности должен дооборудовать кузов средством укрытия.».
4. Пункт 44 изложить в следующей редакции:
«44. Грузы, перевозимые транспортными средствами, закрепляются в кузове согласно схеме размещения и крепления грузов, независимо от расстояния перевозки.
Средства крепления грузов подразделяются на:
прижимные (ремни, цепи, тросы);
растяжные (ремни, тросы);
распорные (деревянные устройства, бруски, упоры);
фрикционные (противоскользящие маты).
Перед погрузкой субъектом транспортной деятельности проводится визуальный контроль состояния средств крепления.
Выбор средств и соответствующих им способов крепления грузов осуществляется на основании схемы размещения и крепления грузов.
Расчет количества прижимных средств крепления грузов и рабочей нагрузки на средства крепления осуществляется согласно приложению № 2 к настоящим Правилам.
Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза, кузова оборудуются приспособлениями для увязки и крепления груза.
Средства крепления, которые предотвращают движение груза, должны находиться максимально близко к полу кузова транспортного средства, и угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней при креплении к платформе и двух пар крепежных ремней при креплении растяжками в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
Уполномоченное субъектом транспортной деятельности лицо осуществляет контроль за размещением и креплением грузов согласно схеме размещения и крепления груза.».
5. Приложение к Правилам считать приложением № 1.
6. Правила дополнить Расчетом количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления (приложение № 2 к Правилам):
«Приложение № 2
к Правилам обеспечения безопасности
перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом,
утвержденным приказом
Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7
Расчет количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления
Количество прижимных средств крепления грузов и рабочая нагрузка на средство крепления рассчитываются по следующим формулам:
— коэффициент ускорения инерциальных сил по осям х, у и z соответственно, единицы (таблица 1);
— кинематический коэффициент трения грузов и материалов, единицы (таблицы 2 и 3);
— достигаемая сила натяжения ремня, Н.
— коэффициент ускорения инерциальных сил по осям х, у и z соответственно, единицы (таблица 1);
— кинематический коэффициент трения грузов и материалов, единицы (таблицы 2 и 3);
— вертикальный угол между платформой и ремнем, градусы.
Направление действия сил | Коэффициент ускорения | ||||
---|---|---|---|---|---|
продольного | поперечного | вертикального снизу | |||
вперед | назад | только скольжение | скольжение и опрокидывание | ||
Продольное | 0,8 | 0,5 | — | — | 1,0 |
Поперечное | — | — | 0,5 | 0,7 | 1,0 |
Кинематический коэффициент трения грузов и материалов
Кинематический коэффициент трения материалов
№ п/п | Нагружаемая поверхность/груз | Сцепление материала | ||
---|---|---|---|---|
Сухое | Мокрое | Масляное | ||
1 | Дерево/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,05-0,15 |
2 | Металл/дерево | 0,20-0,50 | 0,20-0,25 | 0,02-0,10 |
3 | Металл/металл | 0,10-0,25 | 0,10-0,20 | 0,01-0,10 |
4 | Бетон/дерево | 0,30-0,60 | 0,30-0,50 | 0,10-0,20 |
5 | Противоскользящие маты | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Коэффициент передачи k
№ п/п | Коэффициент передачи | |
---|---|---|
1 | При использовании одного приспособления предварительного натяжения | k = 1,5 |
2 | При использовании двух приспособлений предварительного натяжения | k = 2 |
Обзор документа
Скорректированы правила обеспечения безопасности перевозок грузов автотранспортом.
Погрузка груза должна проводиться в соответствии со схемой размещения и крепления грузов. Установлены требования к погрузке. В частности, недопустимо превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке (для сборных грузов).
Предусмотрено обязательное закрепление грузов в кузове согласно схеме размещения и крепления грузов независимо от расстояния перевозки. Установлен порядок выбора средств и соответствующих им способов крепления грузов. Прописаны правила расчета количества прижимных средств крепления и рабочей нагрузки на средства крепления.
За груз отвечает водитель?
Уверен, значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же время многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи. Я хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз». Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь широкого трактования…
В эпоху «исторического материализма» в обязанности водителя входило управление транcпортным средством в процессе перемещения из пункта А в пункт Б. Рядом с водителем в кабине находился его коллега – экспедитор. В его обязанности входили прием груза у грузоотправителя и сдача грузополучателю. Времени у всех было достаточно, никто никуда не торопился и каждый занимался своим делом.
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Процесс расширения товарного ассортимента и борьбы за сокращение времени перевозки сопровождался сокращением армии экспедиторов. Появление (или широкое распространение, не важно) стретч-пленки существенно затруднило прием-сдачу груза согласно накладной. Пересчитать все упаковки и проверить их целостность без распаллетизации – невозможно. Время приема-сдачи груза – ограничено. Водитель и экспедитор – слились в некий «двуединый» организм по имени «водитель- экспедитор». В смысле – может расписаться в приеме груза, а там посмотрим – может, все и обойдется при сдаче груза грузополучателю.
Но, по крайней мере, водитель мог присутствовать при погрузке. На рампе происходил «логистический контакт» – в смысле, водитель общался с грузчиком или кладовщиком. А сейчас растет количество складов, на котором старомодная рампа заменена красивым рядом открывающихся прямо в склад ворот с выравнивающими платформами и герметизаторами проема. Водителя на склад могут и не пустить. Машину после погрузки пломбируют (иногда – свинцовой пломбой, а по оттиску пломбы изготовить клише – вопрос одного дня).
В общем, проходящие изменения сильно отразились на процессах погрузки – выгрузки и приема – сдачи груза. С точки зрения теории эволюции, изменения в окружающей среде должны вызвать изменения, направленные на приспособление к новым условиям, иначе – вымирание вида… Причем судьбу динозавра компания может и не разделит (компании не столько вымирают, сколько их «едят»), но «должностное лицо», которое эти изменения не принимает – точно отправится «тропой динозавра».
Предлагаю более внимательно посмотреть на то, как сегодня должен происходить «логистический контакт» в цепочке поставок между транспортным звеном (водитель – экспедитор) и складом (сотрудник склада, ответственный за погрузку или выгрузку). И разделить ответственность за сохранность груза пропорционально вкладу и возможности влиять на ситуацию.
Прием – сдача груза.
Прием по каждому наименованию с проверкой количества согласно накладной – зачастую нереален:
Конечно, перевозчик может согласиться на такие условия. Но его риск будет заложен в цене фрахта. Водитель – распишется за груз, но если при приеме будет недостача – пожмет плечами.
Другое дело – организовать прием – передачу груза по количеству должным образом упакованных и промаркированных мест груза. Тогда задача водителя сводится к приему от грузоотправителя и передаче грузополучателю указанного в ТТН или карте загрузки количества неповрежденных мест с ненарушенной упаковкой и маркировкой. Данную работу грузоотправитель обязан провести и создать водителю условия для проверки загруженных мест. При этом грузоотправителю следует составить правила упаковки и маркировки груза, и передать эти правила грузополучателю.
Размещение и закрепление грузов в кузове автомобиля
Либо водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система качества», предусматривающая, тот факт, что груз будет размещен и закреплен в кузове максимально надежно.
Могу похвастаться – однажды загруженная моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема автомобиля мы обнаружили, что повреждения продукции практически отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в стретч-пленке.
Правда, здесь заслуга не только работников склада – водитель принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.).
«Система качества» – это не так сложно.
Назначение ответственного за погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати, рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства».
Кто получал грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала, нарушившего технологию погрузки.
Для надежного закрепления груза в кузове автомобиля сейчас доступны разнообразные технологии, от простых стропальных ремней до специальных ударопоглощающих упаковочных материалов, в том числе – и воздушных мешков.
Естественно, мы подразумеваем, что при заказе автомобиля учтены особенности перевозимого груза, и перевозчик ознакомлен с требованиями, которые выдвинуты к транспортному средству. А всегда ли это происходит? Насколько корректно выдвигать претензии к перевозчику, если при фрахте автомобиля он не поставлен в известность о данных требованиях?
Если грузоотправитель качественно разместил и закрепил груз в кузове автомобиля – вероятность повреждения груза минимальна. Для контроля действий водителя можно применить специальные индикаторные пломбы, которые подтвердят, происходили ли в процессе перевозки толчки, превышающие заданное значение.
Пломбирование автомашины
Номерные пломбы (степень их стойкости определяйте на свое усмотрение – выбор огромный, от пластикового «головастика» до стального «гвоздя» со стержнем из цементированной стали толщиной 8-10 мм) и проверка кузова автомобиля на наличие «потайных дверок».
На мой взгляд, проблема «потайных дверей», особенно легендарных люков в полу, преувеличена – ну как можно открыть потайную дверь в полу, если на ней стоит полутонный паллет груза? Да и не станет нормальный перевозчик, имеющий долгосрочный контракт и репутацию на рынке, идти на столь явный и «тяжелый» криминал. Проверить кузов – считаю несложным, лично у меня были трудности только с рваным пломбирующим тросом на старых тентах.
С моей точки зрения, правильное пломбирование автомобиля (естественно, задача – устранить возможность несанкционированного доступа к грузу) обеспечивает устранение «транспортного звена» из возможных источников пропажи части груза. Соответственно, водитель максимально заинтересован в качественном пломбировании.
В заключение об ответственности
Считаю, что процесс приема-передачи груза через пересчет количества грузовых (транспортных) единиц, упакованных должным образом, размещение и закрепление грузов по составленной процедуре, и пломбирование автомобиля номерной пломбой – несложный и легко выполнимый процесс, который минимизирует риск повреждения или потери груза. Данную работу – обязан проделать грузоотправитель.
Пренебрежение этими действиями, приведшее к повреждению груза при транспортировке или недопоставке – не может послужить поводом к перекладыванию всей ответственности за груз на водителя. А достаточно формальная передача груза на ответственность перевозчика «согласно накладной», в условиях, не позволяющих водителю (даже если он вдруг захочет проверить весь перевозимый товар – правда, я таких случаев не знаю) убедиться в наличии всех указанных в накладной товаров – скорее, служит маскировкой беспорядка, творящегося на складе грузоотправителя.
Заполнение ТТН
Я часто сталкиваюсь с интересным фактом: вне зависимости от размера компании и масштабов перевозок, в ней может не оказаться специалиста, владеющего умением правильно оформить комплект документов на перевозку. А недостаточно корректное оформление документов, сопровождающих груз, вызывает как минимум – сложности во взаимоотношениях с государственными контролирующими органами («проверка на дорогах»), и как максимум – отказ в возмещении ущерба страховой компанией при наступлении страхового случая. Поэтому считаю полезным напомнить основные правила оформления товарно-транспортных документов.
Небольшое вступление, которое всем должно быть известно
Общие правила оформления товарно-транспортной накладной
Заполнение ТТН грузоотправителем
Рассмотрим общий случай оформления ТТН, когда товар перевозит специализированная организация, оказывающая транспортные услуги.
Сначала часть реквизитов ТТН заполняется грузоотправителем до прибытия автомобиля под погрузку. Заполняются следующие данные:
Далее переходим к товарному разделу, в котором заполняется таблица данных о товаре (коды, номенклатура, количество, цена, наименование, единицы измерения, упаковка, количество мест и масса, сумма, пр.). Но, поскольку таблица товарного раздела рассчитана на заполнение трех наименований, чего явно недостаточно, в этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма (например, «согласно накладных №…», без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.
При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в колонке «с грузом следуют документы», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю, а грузополучатель обязан потребовать их у водителя.
Следует также иметь в виду, что при приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в ТТН должна быть указана масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01).
При приеме к перевозке тарно-штучного груза в ТТН следует обязательно указывать только общее количество и маркировку грузовых мест. Вес груза в данном случае необходимо указать «условный». Это может оказаться полезным и подтвердит, что отправитель не превысил грузоподъемность автомобиля.
В строке «Всего на сумму» прописью записывают общую стоимость отгруженных товаров. Как показала практика, указывать полную стоимость груза – «палка о двух концах». С одной стороны, это определенная информация о ценности машины для «противоправно настроенных элементов», с другой – при наступлении страхового случая отсутствие информации о стоимости товаров существенно осложняет получение возмещения за пропавший груз (про перепроводку документов задним числом и корректировку сумм накладных страховые агенты очень проинформированы).
Рекомендация водителю – записывать фамилию, звание, личный номер инспектора ГАИ, проверявшего ТТН, и проинформировать инспектора об этом.
В строке «Отпуск разрешил» указывается должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю. В транспортном разделе указываются наименование транспортной организации и ее реквизиты, наименование и реквизиты организации, которая будет оплачивать услуги по перевозке, а в строках «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» – соответствующие адреса. Не стоит указывать только лишь наименование населенного пункта, ведь указание полного адреса выгрузки как минимум поможет водителю при общении с сотрудниками ГАИ при проезде под знак ограничения проезда. В таблице «Сведения о грузе» грузоотправитель до прибытия автомобиля под погрузку может внести информацию:
После прибытия автомобиля на основании предъявленного водителем путевого листа и других необходимых документов грузоотправитель заполняет остальные реквизиты ТТН. В транспортном разделе вписываются дата и номер путевого листа и все необходимые реквизиты прибывшего под погрузку автомобиля, такие как: фамилия, имя и отчество водителя, марка автомобиля и его государственный номерной знак и др. Если какой-либо реквизит отсутствует, то ставится прочерк. В таблице «Сведения о грузе» также указывается способ, которым определена масса груза. При взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов (товарные весы, автомобильные весы и др.). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись. Масса груза и количество грузовых мест определяются совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя.
В строке «Сдал» ниже таблицы «Сведения о грузе» материально-ответственное лицо грузоотправителя своей подписью удостоверяет сдачу груза водителю, а в следующей строке за прием товара к перевозке расписывается водитель. Данный раздел подтверждает передачу ответственности за груз.
В разделе «Погрузочно-разгрузочные операции» грузоотправитель заполняет (при необходимости) реквизиты по погрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные операции (в нашем примере это сам грузоотправитель), способ погрузки (ручной, механизированный и т.д.), наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристики (грузоподъемность, емкость ковша и т.д.), затем проставляет время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания.
Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра ТТН.
Заполнение ТТН грузополучателем
Заполнение ТТН организацией-перевозчиком
Небольшое послесловие о ТТН
Правильное заполнение ключевых полей в транспортном и товарном разделах как минимум обеспечит Вам:
|