Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

1690 г. Паровой двигатель Папена

Вплоть до второй половине 18 века люди использовали для нужд производства в основном водяные двигатели. Так как передавать механическое движение от водяного колеса на большие расстояния невозможно, все фабрики приходилось строить на берегах рек, что не всегда было удобно. Кроме того, для эффективной работы такого двигателя часто требовались дорогостоящие подготовительные работы (устройство прудов, строительство плотин и тому подобное). Были у водяных колес и другие недостатки: они имели малую мощность, работа их зависела от времени года и с трудом поддавалась регулировке. Постепенно стала остро ощущаться нужда в принципиально новом двигателе: мощном, дешевом, автономном и легкоуправляемом. Именно таким двигателем на целое столетие стала для человека паровая машина.

Идея парового двигателя была отчасти подсказана его изобретателям конструкцией поршневого водяного насоса, который был известен еще во времена античности.Цилиндр с поршнем лежит в основе всех паровых поршневых двигателей. Первые паровые машины, впрочем, были не столько двигателями, сколько паровыми насосами, используемыми для откачки воды из глубоких шахт. Принцип их действия основывался на том, что после своего охлаждения и конденсации в воду пар занимал пространство в 170 раз меньше, чем в разогретом состоянии. Если вытеснить из сосуда воздух разогретым паром, закрыть его, а потом охладить пар, давление внутри сосуда будет значительно меньше, чем снаружи. Внешнее атмосферное давление будет сжимать такой сосуд и если в него поместить поршень, он будет двигался внутрь с тем большей силой, чем больше его площадь. Впервые модель такой машины была предложена в 1690 г. французом Папеным. Вакуум он создавал с помощью кипящей воды, которая конденсировалась в цилиндре. Таким образом, Папен смог поднять груз, присоединённый к поршню верёвкой, перекинутой через шкив. Система работала, как демонстрационная модель, но для повторения процесса весь аппарат надо было демонтировать и повторно собрать.

Источник

H Паровые машины… и как появились «лошадиные силы» в черновиках Из песочницы

Здравствуйте.
Этой публикацией мне хочется начать цикл статей, посвящённых различным техническим достижениям минувших дней. Ведь так или иначе, но без них у нас не было бы высоких технологий. К примеру, современная АЭС является ничем иным, как атомной паровой машиной. Так же в статьях будут упоминаться имена Великих людей, плечи которых, держат современную Науку.

Исторические справки будут представлены в виде ссылок/спойлеров и комментариев.

Постараюсь быть лаконичным, уделить большое внимание техническим аспектам, соблюдать хронологический порядок и достоверность.

Статья состояла из двух частей (по техническим причинам) сейчас я их объединил и предыдущую убрал в черновики.
Приношу извинения за неудобства.

Начать хотелось с паровых машин…

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Горизонтальная стационарная двухцилиндровая паровая машина для привода заводских трансмиссий.
Конец XIX в. Экспонат Музея Индустриальной Культуры. Нюрнберг

Паровая машина

Паровая машина — тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Первое известное устройство (Эолипил (или «шар Эола»), «баня Герона»), приводимое в движение паром, было описано Героном Александрийским в первом столетии.

Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества. Он первым изобрёл автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, автоматические декорации, прибор для измерения протяжённости дорог (древний одометр) и др. Первым начал создавать программируемые устройства (вал со штырьками с намотанной на него верёвкой).
В трактате «Пневматика» (Πνευματικά) Герон описал различные сифоны, хитроумно устроенные сосуды, автоматы, приводимые в движение сжатым воздухом или паром.

Годная киношка о том, как Герон, по заказу церковников «творил чудеса» (прихожане ликуют… и «сдают валюту») «Технологии др. цивилизаций. Герон Александрийский.»

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Пар, из нижнего резервуара, поступал по боковым трубкам в полость шара и вырываясь из дюз, закреплённых на шаре, заставлял его вращаться.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Рисунки из книги «The Century of Inventions» (1655) Edward Somerset

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Первая паровая турбина была изобретена намного позже, в средневековом Египте, турецким астрономом, физиком и инженером XVI века Такиюддином аш-Шами. Он предложил метод вращения вертела посредством потока пара, направляемого на лопасти колеса.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Данная иллюстрация лишь описывает принцип

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
В интернетах пишут, что Саломон де Косс, в сочинении «Les Raisons des Forces Mouvantes avec Diverses Machines» (1615 год), описал машину основанную на упругости пара.

Вот, всё, что мне удалось найти в этом труде (равно как и в этом), относящееся к теме:

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Шар, стоящий на костре, явно связан с давлением пара…

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Саломон де Косс в окружении своих устройств.

В своих сочинениях, Саломон де Косс уделяет много внимания устроиствам работающим по принципу «водяных мельниц».
Вот тут можно почитать.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Итальянский инженер Джованни Бранка, в 1629 году предложил ипользовать пар для вращения цилиндрического анкерного устройства, которое поочерёдно поднимало и отпускало пару пестов в ступах.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Большая часть пара рассеивалась в пустую.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Наш современник, испанский историк и инженер Nicolas Garcia Tapia,

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныпишет о том, что испанский изобретатель Jerónimo de Ayanz y Beaumont (годы жизни 1553-1613) построил в 1606 году паровое устройство для подъёма воды на высоту.

Йеронимо де Аянс был военным, художником, космографом, музыкантом и прежде всего изобретателем. (обладатель «привилегий на изобретения» (патент — по нынешнему) на 48 устройств, подписанный Филиппом III).
Занимался разработкой научных приборов, металлических роликов для ветряных мельниц, металлургических печей, водолазного колокола и гидрокостюма (2 августа 1602 года, он погружался в этом гидрокостюме в реку Писуэрга и пробыл под водой в течение часа), подводной лодки, а также арочных плотин, точных весов (в документах говорится о том, что он мог взвесить муху), дистиллятора, поршневых насосов и т.д.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Эскиз и рукопись, принадлежат перу Йеронимо де Аянса.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Наглядное изображение машины де Аянса. Пар из котла (D) поступал через открытый кран в ёмкость (2) и выдавливал воду наверх. В то же время, ёмкость (1) наполнялась водой из ёмкости (В).После чего, открытые краны закрывались, закрытые наоборот открывались и теперь уже пар выдавливал воду из ёмкости (1), а ёмкость (2) наполнялась новой порцией воды. В котёл, воду доливали по мере надобности. Благодаря двум ёмкостям, (а не одной) достигалась равномерная работа.

Таким образом получалось поднять воду на определённую высоту, например на верхние этажи замка. Или лить воду на водяное колесо, а от колеса приводить что-то в движение. В последствии, Томас Севери при постройке своей машины, использовал работы де Аянса.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
В 1655 году Эдвард Сомерсет в своей книге «The Century of Inventions» описал основной принцип действия паровых машин и спектр их применения. В замке Раглан, он установил устройство для подъема воды на стену большой башни.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Еще в 19-м веке можно было увидеть углубления в стене, где располагалась машина…

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Фердинанду Вербисту приписывают создание в 1670-е годы, первого в мире (вроде как игрушечного) паромобиля.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Не подтверждённая информация

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Исаак Ньютон тоже не остался равнодушным, вот его взгляд на «реактивный» паромобиль:

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Существует только этот рисунок или эскиз, если угодно

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Следующим этапом развития паровых машин, было создание Дени Папеном в 1680-1690 году (данные расходятся), «поршневого» парового двигателя, который совершал полезную работу за счёт нагревания и конденсации пара. Это был принципиально новый проект парового двигателя. Конструкцию паровой машины (цилиндр и поршень) Дени Папену подсказал Лейбниц.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныКто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Вода в цилиндре при нагревании превращалась в пар и двигала поршень вверх, а при конденсации пара создавалось разреженное пространство и атмосферное давление двигало поршень вниз.
Двигатель Папена плохо выполнял полезную работу, так как не мог осуществить непрерывное действие. Чтобы заставить машину работать, необходимо было манипулировать стержнем-клапаном и стопором, перемещать источник пламени и охлаждать цилиндр водой.

Дени Папена принято считать изобретателем парового цилиндра, проложившего таким образом путь к паровому двигателю Ньюкомена. (см. ниже)

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
2 июля 1698 года английский инженер Томас Севери, получил патент на изобретение «огневого двигателя», предназначенной для откачивания воды из рудников.
Машина Севери — это паровой насос, а не двигатель: в нем не было цилиндра с поршнем, который при своем перемещении приводил бы что-то в движение.
Самое важное в этом устройстве было то, что пар для работы насоса, образовывался в отдельном котле.
Происходило это так. В котле, который непрерывно топили, образовывался пар. Открывая кран на трубе, впускали пар в насосный резервуар. От него отходили две трубы: одна (всасывающая) опускалась в шахту, другая (нагнетательная) проходила в сточный желоб.
Когда в резервуар пускали пар, он начинал выталкивать имеющуюся в нем воду по нагнетательной трубе в сточный желоб. Затем подачу пара прекращали и по специальной трубке впускали в резервуар холодную воду. Пар конденсировался, превращаясь в воду, и занимал небольшой объем, то есть в резервуаре образовывался вакуум. Вода шахты вытеснялась атмосферным давлением, направлялась по всасывающей трубе в «пустой» резервуар.
Насос Севери был маломощным, потреблял много топлива и работал прерывисто. Тем не менее установка Севере помогла изобретателям понять, что в паровых машинах следует пользоваться паром из отдельного котла.

Предположительно, самый первый «огневой двигатель» Томас Сэвери установил на шахте Вил Вор (Wheal Vor) на южном побережье Корнуолла, недалеко от деревни Карлин (Carleen), расположенной примерно в 2 милях к северо-западу от Хэлстона (Helston).

В 1717-18 году «огневой двигатель» по указу царя Петра I был установлен в Санкт-Петербурге для снабжения водой около 50 фонтанов Летнего сада. Руководил изготовлением и установкой Жан Теофиль Дезагулье, француз по происхождению, ставший священником довольно высокого ранга в Англии и главой первой английской масонской ложи. Вот как об этом пишет сам Дезагулье:
«Начиная с 1717 или 1718 года, я построил семь усовершенствованных огневых двигателей. Первый — для покойного Царя Петра Первого, для его сада в Петербурге.»
Машина поднимала воду на высоту 3 м от поверхности земли. Производительность ее была 3 бочки в минуту.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныКто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

При открытии крана 5 пар из котла 2 подавался в сосуд 1, выгоняя оттуда воду по трубке 6. Клапан 10 при этом открыт, а клапан 11 закрыт. В конце нагнетания кран 5 закрывался, и через кран 9 в сосуд 1 подавалась холодная вода. Пар в сосуде 1 охлаждался, конденсировался, и давление падало, засасывая туда воду по трубке 12. Клапан 11 при этом открывался, а клапан 10 закрывался.

Широкого распространения эти устройства не получили.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Переворот же в технику принесли поршневые паровые машины

К началу XVIII века в Англии возникли условия, при которых создание индустриальной техники стало выгодным. В 1705 году Томас Ньюкомен (совместив идеи Томаса Севери и Дени Папена) построил поршневой паровой насос, опыты по совершенствованию которого продолжались около десяти лет, пока он не начал исправно работать.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Главной деталью его был поршень, уравновешенный грузом и двигавшийся в большом вертикальном цилиндре (2). Давление пара, подаваемого в цилиндр из котла (1), поднимало поршень. Впрыскивание холодной воды из резервуара (5) осаждало пар и создавало в цилиндре вакуум. Атмосферное давление опускало поршень вниз. Охлаждающая вода и сконденсированный пар выпускались из цилиндра по трубе (6), а излишний пар из котла — через предохранительный клапан (7). После этого двигатель вновь был готов к следующему впрыскиванию пара.
Основной недостаток машины состоял в том, что рабочий цилиндр в ней являлся в то же время и конденсатором. Из-за этого приходилось поочередно то охлаждать, то нагревать цилиндр.

(Нефтяной станок-качалка работает так же)

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныКто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Таким образом, машина Ньюкомена была скорее пароатмосферной, чем чисто паровой, так как рабочий ход у нее осуществлялся не давлением пара, а именно атмосферным давлением.
Насосы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачивания воды из глубоких затопленных шахт. К 1800 году было произведино 1454 машины Ньюкомена, многие из которых оставались в эксплуатации до начала XX века.

С некоторыми доработками, машины Ньюкомена на протяжении 50 лет оставались единственными механизмами, пригодными для промышленного использования.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
В 1766 году русский изобретатель Иван Иванович Ползунов, работая механиком на алтайских горнорудных и металургических заводах, создал первую в России паровую машину и первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель.
Ползунов модернизировал машину Ньюкомена (для обеспечения непрерывной работы он задействовал два цилиндра, вместо одного) и предложил использовать её для привидения в движение мехов плавильных печей.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Принцип работы аналогичен машине Ньюкомена.
Когда в один из цилиндров наполненных паром, впрыскивали воду, пар конденсировался, и в цилиндре создавалось разряжение. Под действием атмосферного давления поршень начинал опускаться вниз и в этот момент, в другой цилиндр, находившийся в нижнем положении, начинал поступать пар, и он начинал двигаться вверх.
Подача воды и пара в цилиндры была полностью автоматизирована. Штоки поршней паровой машины были связаны между собой цепью. Цепь проходила через верхний шкив и при движении паровых цилиндров, шкив тоже приходил в движение. Движение шкива в свою очередь, через цепи, приводило в движение специальные стержни, основное назначение которых было управлять движением серповидного маятника. Именно серповидный маятник управлял попеременной подачей воды и пара в паровые цилиндры.
(машина Ползунова, как и машина Ньюкомена была пароатмосферной)

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Макет паровой машины И.И. Ползунова, сделанный по оригинальным чертежам в 1820-е годы. Краеведческий музей Барнаула.

В России того времени, паровые машины практически не использовались и всю информацию Ползунов получил из книги “Обстоятельное наставление рудному делу” (1760) за авторством Шлаттера И.А., в которой описывалась паровая машина Ньюкомена.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

О проекте было доложено императрице Екатерине Второй. Она одобрила его, распорядилась произвести И.И.Ползунова в «механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика» и наградить 400 рублями…
Ползунов предлагал построить вначале небольшую машину, на которой можно было бы выявить и устранить все недостатки, неизбежные в новом изобретении. Заводское начальство с этим не согласилось и решило строить сразу огромную машину. В апреле 1764 г. Ползунов приступил к строительству.
Весной 1766 года, строительство в основном было закончено и проведены испытания.
Но 27 мая Ползунов умер от чахотки.
Его ученики Левзин и Черницын одни приступили к последним испытаниям паровой машины. В «Дневной записке» от 4 июля было отмечено «исправное машинное действие», а 7 августа 1766 г. вся установка, паровая машина и мощная воздуходувка, была сдана в эксплуатацию. Всего за три месяца работы машина Ползунова не только оправдала все затраты на её постройку в сумме 7233 рублей 55 копеек, но и дала чистую прибыль в 12640 рублей 28 копеек. Однако, 10 ноября 1766 г. после того, как у машины перегорел котел, она простояла без действия 15 лет 5 месяцев и 10 дней. В 1782 г. машина была разобрана.
(Энциклопедия Алтайского края. Барнаул. 1996. Т. 2. С. 281-282; Барнаул. Летопись города. Барнаул. 1994. ч. 1.с.30).

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Cовершить же настоящую революцию в этой области, было суждено шотландскому инженеру и изобретателю Джеймсу Уатту.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныРаботая механиком университета Глазго, в 1765 году Джеймс Уатт, на основе модели машины Ньюкомена, собрал модель паровой машины с конденсатором.

1768 году, на шахте горнозаводчика Джона Робака (Робак интересовался паровыми машинами и некоторое время финансировал Уатта ), была построена, большая модель машины Уатта, на которую он получил в 1769 году свой первый патент (в заявке на патент, Уатт определил свое изобретение как «новый метод уменьшения расхода пара, а следовательно, и топлива в огненных машинах»).

Макет был оснащен цилиндром (диаметр 5 см) с рабочим ходом 15 см. Уатт провел ряд экспериментов, в частности, заменил металлический цилиндр на деревянный, смазанный льняным маслом и высушенный в печи, уменьшил количество поднимаемой за один цикл воды и макет, наконец, заработал. При этом Уатт убедился в неэффективности машины.
В каждом новом цикле часть энергии пара постоянно тратилась на нагрев цилиндра, так как на следующем такте в цилиндр впрыскивалась холодная вода (чтоб сконденсировать пар).
Проведя ряд опытов с кипящей водой, Уатт пришёл к выводу:
«…Для того чтобы сделать совершенную паровую машину, необходимо, чтобы цилиндр был всегда горяч, как и входящий в него пар; но с другой стороны, конденсация пара для образования вакуума должна была происходить при температуре не выше 30 градусов Реомюра» (38 по Цельсию).

Все паровые машины того времени были атмосферного типа. Давлением пара поршень поднимался вверх (при этом сторона (S) балансира, опускалась под собственным весом), после этого пар в цилиндре охлаждался струёй воды, образовывался вакуум и поршень (под действием атмосферного давления) опускался вниз. Уатт сделал вывод, что мощность машин можно существенно увеличить, если использовать не атмосферное давление, а давление пара. Основная идея, отличающая машину Уатта от машины Ньюкомена, заключалась в изолированной камере для конденсации (охлаждения пара).

Спустя некоторое время Джон Робак потерпел банкротство и новым компаньоном Уатта стал английский промышленник Мэттью Болтон. Приблизительно с 1775 года началась их совместная деятельность.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Болтон и Уатт обсуждают производство паровых машин на заводе в Сохо

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

1776 года, машина стала выпускаться серийно.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
В машине по-прежнему использовался вакуум, но пар, теперь подавался попеременно в обе полости цилиндра. Стенки цилиндра были теплоизолированы от внешней среды.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Машина Уатта хоть и стала эффективнее машины Ньюкомена, но КПД, всё ещё был черезвычайно низок (1-2%). Работала машина рывками и потому могла использоваться только как насос.

Чтобы паровая машина могла приводить в действие другие устройства, необходимо было приспособить колесо (в качестве маховика) и добиться равномерного вращения. Такой двигатель был разработан Уаттом в

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныВ первую очередь нужно было жёстко связать поршень и балансир (до этого момента использовались цепь или верёвка).
Уатт предполагал осуществлять передачу от поршня к балансиру с помощью зубчатой полосы, а на балансире поместить

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Эта система оказалась ненадёжной и Уатт был вынужден от неё отказаться.

Колесо же, планировалось приводить в движение средствами

От использования «кривошипного механизма совместно с маховиком» тоже пришлось отказаться, эта система уже была запатентована (в 1780 году) Джеимсом Пикардом, предложившим Уатту кросс-лицензирование, но Уатт отказался от этого предложения. Чтобы избежать юридических трудностей, он использовал в своей машине планетарную передачу.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныКто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Двигатель Уатта (1788)

При создании машины с непрерывным вращательным движением, Уатту пришлось решать ряд нетривиальных задач (распределение пара по двум полостям цилиндра и автоматическая регулировка оборотов) и в последующие годы, он сделал много улучшений и изменений:

Принцип действия центробежного регулятора простой — чем быстрее крутится вал, тем выше расходятся грузы под действием центробежной силы и тем сильнее перекрывается паропровод. Грузы опускаются — паропровод открывается. Уатт адаптировал регулятор для паровой машины.
Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машиныКто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

После всех этих усовершенствований Уатт построил вот такую машину.

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Пар, с помощью золотника, попеременно подавался в разные полости цилиндра, а центробежный регулятор управлял клапаном подачи пара (если машина слишком разгонялась клапан прикрывался и наоборот открывался если слишком замедлялась).

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Параллелограмм обеспечивал прямолинейный ход поршня.

Позже, когда истёк срок патента на кривошипный механизм, принадлежащий Джеимсу Пикарду, Уатт применил его на своей машине.
В 1784 году Уатт получил патент на универсальный по применению паровой двигатель (англ, патент № 1432).

Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Смотреть картинку Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Картинка про Кто подсказал папену конструкцию паровой машины. Фото Кто подсказал папену конструкцию паровой машины
Основываясь на трудах своих предшественников и благодаря собственному таланту, Уатту удалось создать «универсальный паровой двигатель» с непрерывным вращательным движением, который в течение долгого времени оставался неизменным и подвергался лишь частичным доработкам.

Паровые игрушки…
Паровые велосипеды…
Паровые автомобили…
Паровые самолеты…
Пароходы…
Паровозы…

Ссылки

На этом, пожалуй, всё. Всем спасибо за внимание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *