Кто такой штурман в машине

Про штурманские приборы в ралли-рейдах. И не только …

Кто такой штурман в машине. Смотреть фото Кто такой штурман в машине. Смотреть картинку Кто такой штурман в машине. Картинка про Кто такой штурман в машине. Фото Кто такой штурман в машине

Военные карту достали, сейчас дорогу спрашивать будут (с)

Примерно на таком уровне обычно воспринимается работа штурмана, стоит только заглянуть в дорожную книгу:

Кто такой штурман в машине. Смотреть фото Кто такой штурман в машине. Смотреть картинку Кто такой штурман в машине. Картинка про Кто такой штурман в машине. Фото Кто такой штурман в машине

Важных моментов тут несколько:
1. В дорожной книге есть расстояния.
2. В дорожной книге есть курс, когда отсутствуют или плохо видны дороги, а есть направления.
3. Время передвижения в рамках соревнования задается достаточно жестко — известно во сколько стартовать, каковы нормативы на лиазоне и предельные нормативы на СУ.

Поэтому, как минимум, у штурмана должен быть прибор, который измеряет расстояния, и прибор, который измеряет курс. Идеально, если есть еще и часы с различными функциями.

Давайте начнем с измерения расстояния …

Общее название группы таких приборов — Трип-компьютер.
Первые штурманские приборы приводились в действие механически с помощью тросика привода спидометра. Ими пользовались еще в 60-е и 70-е года.

Кто такой штурман в машине. Смотреть фото Кто такой штурман в машине. Смотреть картинку Кто такой штурман в машине. Картинка про Кто такой штурман в машине. Фото Кто такой штурман в машине

Им на смену пришли более современные приборы типа Terra-Trip различных моделей, которые подключаются к одному или нескольким датчикам скорости (датчику ABS, магнитному датчику на колесе) или антенне GPS. При этом приборы могут показывать время, скорость, максимальную скорость, расстояние от старта этапа или СУ, расстояние от позиции. Они могут вычислять среднюю скорость на участке, отклонение от заданной средней.
Вы сами можете корректировать расстояние и другие параметры. Это необходимо, например, если вы заблудились и вернулись в заданную позицию или набуксовали сверх меры зимой или в песках.
Приборы, которые подключаются к датчикам автомобиля требуют калибровки, потому что у автомобилей разные колеса. Датчик передает прибору импульсы. Но прибор должен пересчитать количество импульсов в секунду в расстояние, которое автомобиль проходит за это время.
Приборы, которые берут импульсы от датчика GPS не требуют калибровки, однако могут нестабильно работать в условиях плохого приема сигнала GPS.
Поэтому у многих штурманов установлено несколько трип-компьютеров, подключенных к разным типам датчиков или к разным датчикам для надежной работы системы.

Источник

Кто такой штурман?

Кто такой штурман в машине. Смотреть фото Кто такой штурман в машине. Смотреть картинку Кто такой штурман в машине. Картинка про Кто такой штурман в машине. Фото Кто такой штурман в машине

Штурман — это тот, кто профессионально управляет каким-либо транспортом. Этот специалист может управлять, например, подводным транспортом, либо самолетом.

Штурман — кто это?

Название профессии пришло из немецкого языка. В дословном переводе — «человек руля». Главная обязанность представителя профессии — направление транспортного средства по установленному курсу и отслеживание состояния местности.

Штурман может работать и на воде, и в воздухе, и на суше. Без этого специалиста невозможно представить управление кораблем, авиатранспортом и даже гоночным автомобилем на ралли.

Обязанности штурмана

Спектр обязанностей специалиста зависит от места его работы.

Если он служит на флоте, то у него следующие обязанности:

Иногда штурмана на корабле называют капитаном — это не ошибка, а более широкий термин для названия его деятельности. Он организовывает работу экипажа и прокладывает маршруты.

Штурман в авиации — это один из членов летного состава, обязанности которого заключается в следующем:

Еще одна особенность авиационного штурмана — это то, что профессия включает в себя множество узких специализаций:

Штурман и его знания также необходим и в гоночном спорте. Здесь его обязанности включают в себя следующее:

Чтобы выполнять свои обязанности, нужно знать:

Кто такой штурман в машине. Смотреть фото Кто такой штурман в машине. Смотреть картинку Кто такой штурман в машине. Картинка про Кто такой штурман в машине. Фото Кто такой штурман в машине

Источник фото freepik

Требования к квалификации штурмана

Для работы в качестве штурмана нужно иметь профильное образование, а также хорошее состояние здоровья и физическую подготовку.

Медицинские противопоказания:

Штурман — это ещё и тот, кто в некоторых случаях совершает международные маршруты, поэтому ему необходимо владеть иностранным языком. Чаще всего работодатель удовлетворяется знанием английского языка, но возможны ситуации, когда нужен какой-то определенный язык.

Где выучиться профессии штурман

Работать по этой специальности может только специалист с высшим образованием. Нет ни одного дистанционного или очного курса, после которого можно выходить в рейс или сопровождать пилота во время ралли.

Для получения диплома необходимо определить будущий профиль, а после этого поступать в соответствующий университет: авиационный, водного транспорта, транспортный или путей сообщения.

Вузы с соответствующей специальностью есть практически в каждом крупном городе.

5 вузов, где можно выучиться на штурмана:

Образовательная программа каждого направления обязательно включает производственную практику. Это позволяет быстрее устроиться на работу по окончании обучения.

Карьерные перспективы штурмана

Авиационный штурман может занять должность командира воздушного судна. Специалист, который служит во флоте, может стать либо главным штурманом, либо развиваться по командирской линии.

Представители обеих специальностей могут начать административную карьеру в своей отрасли.

Личностные качества штурмана

Профессиональный штурман — это тот, кто обладает следующими качествами:

Уровень зарплаты штурмана

Зарплата специалиста широко варьируется в зависимости от обязанностей, уровня подготовки и опыта.

По информации сервисов по поиску сотрудников, штурман может рассчитывать на следующую зарплату:

Плюсы и минусы профессии штурман

Плюсы:

Минусы:

Источник

Штурман

Шту́рман (нидерл. stuurman, от stuur — «руль» и man — «человек») — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание людей, связанных с управлением воздушным (самолёт, дирижабль), наземным (вездеход, гоночная машина), подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом.

Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.

В бытовом языке понятие штурман является более широким: капитан корабля или другого плавсредства, человек, умеющий единолично или с командой управлять кораблём. Слово штурман употребляется и в переносном значении: вожак, ведущий за собой, человек, знающий путь к цели и ведущий других к ней.

Содержание

История

Зарождение штурманской службы на российском флоте при Петре I

На протяжении ХVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале ХVII в. в результате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, оставшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где россияне достигли берега Тихого океана. Рубеж ХVII-ХVIII вв. является важным периодом в истории внешней политики России. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях первостепенное значение для судеб Российского государства приобрела борьба за выход к морю. От ее успеха во многом зависело преодоление экономической отсталости страны.

При создании военно-морского флота России пришлось решать следующие важные задачи: строить у себя и закупать за границей корабли, заводить военно-морские базы, готовить собственные кадры для флота и привлекать к службе на нем иностранцев. Эти задачи были поистине огромны, ибо их пришлось решать в ходе тяжелой борьбы с такими крупными морскими державами того времени, как Турция и Швеция.

Особенно остро стояла проблема укомплектования экипажей кораблей подготовленным личным составом. В тот период собственных судоводителей в России было ничтожно мало, особенно лиц командного состава для крупных парусных кораблей. Уже первый опыт плавания Петра I по Белому морю в 90-е годы ХVII в. убедили его в этом. Он решал эту сложнейшую задачу двумя путями. Во-первых, проводил широкую компанию по приглашению на российскую службу иностранных моряков, как делал его отец – Алексей Михайлович, и, во-вторых, активно организовывал подготовку своих национальных кадров, как за границей, так и на территории России.

Вместе с тем, каждый русский дворянин, направляемый для обучения за границу (в Голландию, Англию, Данию, Венецию и Испанию), был обязан по возвращении в Россию привезти с собой двух иностранцев – специалистов в морском деле.

По указанию Петра I начались систематические осмотры и рекогносцировочные морские описи в Финском, Рижском, Выборгском заливах и Або-Аландских шхерах. При движении флота в незнакомых местах, шхерах впереди всегда шел небольшой отряд судов, который осматривал берега и делал промеры. И естественно, этот титанический труд лег на плечи корабельных штурманов и из них же произведенных геодезистов и гидрографов. Особо отличились в производстве промеров и описаний Финского залива поручики М. Травин, Д. Мясной, капитан Э. Лейн, навигатор А. Кожин, штурман Я. Фастинг. Обогатив опыт обеспечения безопасности плавания на Азовском море, Балтийский флот начал плавание в открытом море.

Первый в России Морской устав (1720 г.) начинался манифестом императора, где Петр I, определяя причины его создания, отметил: «Сей воинский Устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не оговаривался». Впервые документально были определены обязанности и ответственность штурмана и подштурмана корабля.

Подштурман находился в подчинении штурмана. Он должен был выполнять его приказания, во всех делах ему помогая. А во время его отсутствия исполнять штурманские обязанности.

Штурман и подштурман по порядку несения вахты подчинялись лейтенанту, который в современном понимании выполнял обязанности вахтенного офицера.

Капитан был обязан руководить деятельностью штурманов и обучать офицеров штурманскому делу, т.е. руководить штурманской службой и штурманской подготовкой на вверенном ему корабле. Он должен был требовать от подчиненных, чтобы «всякий в своей должности искусен был «, приказывать им определять место и вести журналы, не списывая со штурманского, проверять наличие у них навигационных инструментов. Сам он » держал верный журнал своего курса «, назначал на карте место в дальних плаваниях, брал высоту по небесным светилам и проверял пройденное расстояние, контролировал штурманов в определении хода корабельного, выслушивал их доводы и выбирал лучшее.

Штурманы на кораблях несли полную ответственность за безопасность кораблевождения, но не являлись офицерами и по сравнению с прочими унтер – офицерскими чинами не имели никаких преимуществ, питались из общего котла с командой и даже не были освобождены от телесных наказаний. Становится понятным, что среди выпускников Навигацкой школы и Морской академии очень редко находились лица, желающие быть штурманами. Все это приводило к тому, что на флоте постоянно не хватало штурманов. Поэтому в 1724 г. по Указу Петра I из гардемаринской роты 100 человек было выделено в штурманские ученики.

По Уставу 1720 г. флот состоял из трех генеральных эскадр: белого флага (кордебаталия), синего флага (авангард) и красного флага (ариергард). Эскадра была основным тактическим соединением флота. Она состояла из трех дивизий. Число кораблей в которой точно определено не было, а зависело от наличия их на флоте. Гребной флот состоял из отрядов и представлял самостоятельное объединение сил, в составе которого были гребные суда различных типов и десантный корпус численностью до 16 тысяч человек. Высшим органом управления флотом являлся Адмиралтейский приказ, основанный в Москве в 1700 г., а 11 декабря 1717 г. была основана Адмиралтейств-коллегия, первое заседание которой состоялось 4 апреля 1718 г. в Санкт-Петербурге. В море флотом командовал генерал-адмирал, одновременно он же возглавлял эскадру белого флага. При генерал-адмирале или всяком «аншеф-командующем» должны были состоять следующие лица: генерал-кригс-комиссар, интендант, цейгмейстер, доктор при флоте, майор, обер-фискал, начальный священник. Штаб или свиту в данном составе положено было постоянно иметь только при главнокомандующем в море, а младшим флагманам штаб или свита назначался в исключительных случаях в полном или в сокращенном составе в зависимости от обстоятельств плавания и выполняемых задач.

Таким образом, в рассматриваемый период штаб формировался только при главнокомандующем и только на выход в море. В нем не была предусмотрена должность офицера, отвечавшего за кораблевождение, надзиравшего за работой штурманов (флагманского штурмана, в современном понимании). Только при нахождении на берегу штурманы имели над собой начальника по специальным вопросам.

По «Регламенту об управлении адмиралтейством и верфью» от 5 апреля 1722 г. в целях улучшения специальной подготовки корабельные штурманы и подштурманы организационно сводились в одну роту, которой командовал капитан над штурманами. В помощь ему выделялся лейтенант и два унтер-лейтенанта. С января 1723 г. впервые после окончания компании на зиму штурманы и подштурманы были откомандированы из экипажей кораблей в штурманскую роту. Ее первым командиром по приказу командира Кронштадского порта вице-адмирала Сиверса стал капитан–лейтенант Ян Сорокольд, а его помощниками были назначены лейтенант Башилов и унтер–лейтенант Малыгин. В марте 1724 г. капитаном над штурманами был назначен капитан 2 ранга Клас Эктов, а его помощником капитан-лейтенант Джон Франциско Бартоломео, исполнявший лоцманскую должность. В декабре 1724 г. Эктов умер, и на его место был поставлен капитан-лейтенант Мартын Янсен Гове.

Капитан над штурманами выполнял отдельные функции, свойственные в нашем понимании обязанностям флагманского штурмана. Так, он должен был проверять журналы штурманов, вернувшихся из походов, совместно с главными офицерами и профессором математическим, организовывал специальную подготовку штурманов, подштурманов и штурманских учеников. Он же с 1704 г. являлся главным лицом, ведающих через своих помощников всеми лоцманами Империи, отвечал за промеры глубин и ограждение рейдов и фарватеров от Кронштадта до Дагерорта, за обеспечение навигационной безопасности плавания кораблей. В его распоряжении находились лоц-галиоты. С 1702 г. лоцманская служба являлась государственным делом, и, согласно Указу Петра I, надлежало «кораблей дожидаться лоцманам на самом море постоянно и дале песков, чтоб за мельми тем кораблям без лоцманов остановок и убытков каких не было». Все лоцманы в Архангельске были набраны из местных «вожей» – поморов. По сложному двинскому фарватеру они проводили суда с таким мастерством, перед которым преклонялись навигаторы Англии и Голландии. Известны и фамилии потомственных лоцманов: Хабаровых, Варакшиных, Котловых, Котцовых и других.

С 1704 г. лоцманы были введены и в Санкт-Петербурге. Они получали жалованье по 6 рублей в год, по 1 рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватеров и содержание оградительных знаков. В качестве средств ограждения использовались бакены и вехи; справа по фарватеру выставлялись белые бакены и вехи с белым флагом, слева – красные бакены и вехи с красным флагом. Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в введение Адмиралтейств-коллегии и подчинены капитану над штурманами. Наряду с проводкой судов они производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности.

Рассмотренная организация штурманской службы просуществовала с небольшими изменениями вплоть до 1797 г.

До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов, как таковой, был упразднён.

Кризис штурманского дела. Реформы 1802-1804 гг. Изменения в прохождении службы штурманскими чинами в первой половине ХIХ века

В докладе было отмечено, что на флоте большое число штурманских должностей (на Балтийском флоте по штату полагалось иметь 464 штурмана и подштурмана), в Кронштадтском штурманском училище до 800 воспитанников, а на два флота (Балтийский и Черноморский) предусмотрено всего 5 штаб-офицерских (штурманов VIII класса) вакансий для штурманов, что ограничивало их служебный рост. Это приводило к мнению об отсутствии перспективы службы по штурманской специальности. На любом 100-пушечном линейном корабле было по 3 штурмана и 3 подштурмана. Наличие трех должностных лиц, которые делили между собой ответственность за навигационную безопасность в равной степени, могло привести к серьезным ошибкам, приводило к снижению качества счисления. Число учеников в училищах не соответствовало количеству должностей подштурманов, а средств, выделяемых на содержание такого количества воспитанников, не хватало. Штурманские чины на флоте получали низкое жалование.

По существующему тогда порядку все находившиеся на корабле штурманы разделялись на 3 вахты, и каждая из них в свою очередь вела шканечный (вахтенный) журнал и делала вычисления независимо одна от другой. Случалось, что при одинаковых в действительности данных результаты вычислений разных вахт получались различные. Для ведения наиболее верных вычислений было учреждено на каждом судне иметь одного старшего штурмана, отвечающего за точность счисления пути и работу трех подчиненных ему помощников, чередующихся повахтенно. С учреждением старших штурманов лучшим из них открылась возможность достижения более высоких чинов и, кроме того, в награду отлично служащих разрешено по представлению командиров судов и флагманов, переводить во флотские офицеры.

В докладе был поставлен вопрос о создании на флоте штурманской службы на постоянной основе, а до создания таковой вопросы кадровых перемещений штурманских чинов и другие специальные вопросы решать руководству штурманских училищ. «Штурманские чины, не быв до сего подчинены одному особому Начальству, расписывались в Коллегии по дивизиям и судам без надлежащего разбору. По окончании же кампании до другой весны оставались большею частью ничем не занятыми, а понеже чины сии… вообще в нагрузке судов немалое имеют участие, ведут журналы и приноравливают к качествам каждого корабля, со стороны лучшей верности в счислении пути, для того весьма нужно, чтобы то самое Начальство, которое их воспитывает и которое узнает каждого из них в особенности еще с малолетства распоряжая ими и по выпуску из училища, делала им испытания при удостоениях к производству, также расписания и все командировки, имея при том в виду сии два правила: во-первых, чтобы они сколько можно менее и реже переменяемы были с тех кораблей, с коими уже ознакомились; а во-вторых, чтобы при расписании соблюдаемо было в искусстве и способностях их возможное уравнение и к важнейшим экспедициям назначаемы были искусные люди».

Доклад и предложения, в нем изложенные, были утверждены царем 10 февраля 1804 г.

Яркой страницей в развитии штурманского дела стали кругосветные плавания в 1803-1806 гг. Первыми в поход ушли шлюпы «Надежда» (командир И.Ф. Крузенштерн, штурман Ф. Каменьщиков, подштурман В. Сполохов) и «Нева» (командир Ю.Ф. Лисянский, штурман Д. Калинин). Активное участие в предпоходовой подготовке штурманов и корабельных офицеров приняли академики П.Б. Иноходцев, В.М. Севергин, А.Ф. Севастьянов, которые провели занятия по астрономии и выполнению геологических и зоологических исследований. В плавании штурманами отрабатывалась регулярная коррекция пути обсервациями, делалось все возможное для повышения точности определения широты и долготы, проводились исследовательские работы по описи берегов и изучению морей.

После победы в отечественной войне 1812 г. российское общество стремится сделать Россию передовой страной мира в общественно-политическом, экономическом, научном и военном отношениях. К этому времени в России сложилась плеяда военных моряков-исследователей, с мнением которых считались в общественных и научных кругах, возрос уровень морской культуры российских штурманов. В 1821 г. штурман Ф.А. Халезов впервые в России произвел опыты по определению девиации магнитных компасов на судах.

13 апреля 1827 г. были утверждены положение и штат Корпуса флотских штурманов, о необходимости создания которого говорили с 1733 г., уже почти 100 лет. В соответствии с положением штурманы вновь вместо гражданских получили военные чины, соответствовавшие чинам топографов сухопутного ведомства. Переименовывались в военные чины только те из штурманов и их помощников, которые заслужили это по поведению и знаниям. Остальные оставались в прежних гражданских чинах и окладах. Получившие военные звания могли расти в чинах вплоть до генеральского ранга, включительно.

В октябре 1827 г. в составе Главного морского штаба, созданного вместо Адмиралтейств-коллегии и Адмиралтейского департамента, были учреждены Управление генерал-гидрографа и в его составе Корпус флотских штурманов (КФШ). Структура Корпуса флотских штурманов организационно была следующая: корпус возглавлял генерал–гидрограф, на которого через канцелярию генерал–гидрографа замыкались частные инспекторы Балтийского и Черноморского флотов, а также на Каспийском и Охотском морях, которые в свою очередь руководили деятельностью корабельных штурманов. Первым начальником Управления и КФШ стал вице-адмирал Г.А. Сарычев. Частным инспектором Балтийского моря был командир Первого штурманского полуэкипажа. На Управление возлагалось руководство навигационным и гидрографическим обеспечением Российского флота.

Вышеуказанная организация штурманской службы просуществовала до 1853 г., когда вышел в свет новый Морской устав.

Частным инспектором Корпуса флотских штурманов Сибирской флотилии был подполковник В.М. Бабкин (1856-1857 гг.).

В 1857 г. с образованием Морской астрономической обсерватории в Кронштадте начали проводиться исследования, проверка и выдача на суда мореходных астрономических и метеорологических инструментов, определение времени и ежедневного показа момента полдня, анализ и оценка астрономических наблюдений, выполненных моряками за время плаваний. Упраздняется звание частного инспектора Корпуса флотских штурманов. В военных портах вместо инспекторов были назначены заведующие маячной и лоцманской частью.

В 1867 г. с продажей США Аляски и Алеутских островов заканчивается эра кругосветных плаваний. В период с 1803 по 1866 гг. совершено 28 плаваний (12 по западному и 16 по восточному маршрутам). Участвовало 31 парусное судно. Кругосветные плавания сформировали у российских моряков океанское мышление, оказавшее существенное влияние на решение вопросов строительства и использования военного флота. Произошло приобщение российских моряков к мировой штурманской и гидрографической науке и практике, а также совершенствование отечественных технических средств навигации. Как правило, все офицеры имели многолетний стаж службы на судах иностранных флотов. За период плаваний и открытий история сохранила имена штурманов В. Сполохова, Д.В. Калинина, О. Хлебникова, А. Елкина, И.П. Белавенца.

До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов, как таковой, был упразднён.

В 1861 г. по проекту высококлассного штурмана И.П. Белавенца был введен в эксплуатацию девиационный полигон в Кронштадте. Впервые в России вводятся периодические представления результатов гидрографических исследований, изданных книг и карт руководству Морского ведомства и государю. Впервые Мастерская мореходных инструментов представила свои приборы на выставку мануфактурных произведений в Санкт-Петербурге: осветительный прибор для главных компасов, шлюпочный компас с жидкостью, морской барометр.

В 1864 г. была учреждена организованная И.П. Белавенцем первая в России и вторая в мире после Англии компасная обсерватория в Кронштадте для изучения влияния судового магнетизма на компасы броненосных кораблей, а также для проверок и обследования астрономических, физических, мореходных инструментов, определения девиации, установки и проверки компасов на судах. С образованием обсерватории и началом деятельности в ней двух выдающихся ученых И.П. Белавенца и И.П. Колонга научные исследования и практические работы по магнитным компасам в России значительно продвинулись вперед и вышли на мировой уровень.

Свое современное название должность начальника штурманов – флагманский штурман – получила в 1869 г. в последующей редакции Морского устава. В этом документе обязанности флагманского штурмана были изложены в главе 4 отдела 4. Они являлись логическим развитием обязанностей профессора астрономии и навигации, не изменялись до 1917 г. и практически полностью вошли в современные обязанности флагманского штурмана, изложенные в Правилах организации штурманской службы кораблей ВМФ России.

Флагманский штурман (по Морскому Уставу редакции 1869 г.) назначался из чинов Корпуса флотских штурманов или флотских офицеров (с 1885 г.). Он заведовал штурманской частью на кораблях соединения и должен был наблюдать, чтобы все корабли были снабжены в полном количестве проверенными инструментами «для путесчисления», а также навигационными таблицами, собранием карт и планов, лоциями тех морей, где флоту надлежит плавать. При отправлении кораблей соединения в заграничное плавание он был обязан собирать все возможные сведения о гидрографии тех мест, где они должны будут находиться.

Во время компании флагманский штурман должен был находиться на флагманском корабле и постоянно наблюдать за правильностью «путесчисления», а также астрономических и других наблюдений, выполняемых на кораблях штурманскими чинами. При любой возможности, когда это было необходимо, он был обязан лично определять место корабля и поправку компаса. Когда корабли были на ходу, то флагманский штурман должен был постоянно заботиться о безопасности кораблей от посадки на мель. Если он полагал, что курс флота, или его отдельных кораблей, ведет к опасности или может быть с выгодой изменен, то был обязан немедленно доложить об этом флагману (главнокомандующему) и начальнику его штаба.

С разрешения вышестоящего командования он должен был осматривать корабли соединения для «удостоверения в исправности предметов по штурманской части». Заметив какую-либо неисправность в этом отношении, он был обязан уведомить о том командира корабля и немедленно доложить своему начальнику штаба.

По окончании компании флагманский штурман получал от штурманский офицеров соединения собранные ими сведения о тех местах, где они находились, и представлял их со своими замечаниями начальнику штаба.

В Уставе были определены обязанности штурманов по обучению личного состава, т.е. появилась специальная подготовка в штурманских частях кораблей. Они должны были заботиться о том, чтобы рулевые твердо знали компас, достигали совершенства в бросании лота.

Организация несения вахты штурманскими офицерами во многом напоминала современную. Командир корабля расписывал время несения вахты каждым штурманом в зависимости от их числа, за исключением старшего штурмана, если на корабле находилось кроме него не менее 2-х штурманов. При выходе на рейд штурманские офицеры начинали нести вахтенную службу и ведение вахтенного журнала, т.е. нести специальную вахту. Вахтенные штурманы были обязаны сохранять предписанный курс, не имели права без приказания вахтенного начальника его изменять. Они должны были наблюдать за деятельностью рулевых. Штурманы определяли 1 раз в час (в последующих редакциях Устава, 1 раз в полчаса и чаще) скорость корабля по лагу, докладывая ее значение каждый раз вахтенному начальнику (вахтенному офицеру).

Штурманские кондукторы (ранее именовались подштурманами или штурманскими помощниками) находились в подчинении старшего из штурманов, и, смотря по числу последних, чередовались с ними при несении специальной вахты, исполняя все предписания штурманов.

Организация Корпуса флотских штурманов привела к тому, что флотские офицеры все меньше стали заниматься штурманским делом, ухудшилась штурманская подготовка командного состава кораблей. Поэтому руководство флота, начиная с 1863 г., планировало назначать флотских офицеров на должности чинов Корпуса флотских штурманов и начало проводить подготовку к этому и, прежде всего в учебных заведениях флота. Попытка слить «линейную» и «специальную» службы встречала трудности из-за не готовности флотских офицеров возглавить штурманские части кораблей, поэтому реформа откладывалась. В Морском кадетском корпусе (со 2 июня 1867 г. он был переименован в Морское училище) было усилено преподавание астрономии, навигации и лоции. Младших флотских офицеров стали назначать на суда младшими штурманами.

12 июля 1885 г. были утверждены «Правила об упразднении корпусов флотских штурманов…». В них было определено, что на всех 210 штурманских должностях, имевшихся в составе морского ведомства (в походных штабах и на судах), офицеры Корпуса флотских штурманов по мере возможности будут замещаться флотскими офицерами. Для того чтобы этот процесс проходил быстрей, предусматривалось: понижение предельного возраста службы обер-офицерами, сокращение срока выслуги полного оклада пенсии до 30 лет для более раннего выхода на пенсию офицеров Корпуса флотских штурманов. Был упрощен механизм перехода молодых офицеров из Корпуса флотских штурманов во флотские офицеры. С упразднением Корпуса флотских штурманов штурманская служба флота окончательно вышла из подчинения Гидрографического департамента (Главного гидрографического управления).

В остальном организационно-кадровые мероприятия не повлияли на существовавшую тогда организацию штурманской службы. Должности флагманских и корабельных штурманов постепенно занимали подготовленные флотские офицеры. Этот процесс затянулся на длительный срок и только в 1912 г. оставшиеся офицеры Корпуса флотских штурманов были включены во вновь сформированный Корпус гидрографов.

В редакции Морского Устава 1899 г. впервые предусматривалась постоянная должность Командующего флотом, а не на период компании, как было раньше.

В 1908 г. Н.О. Эссен становится во главе Морских сил Балтийского моря. Впервые учреждена должность флагманского штурмана Морских сил Балтийского моря. Флагманским штурманом он назначает своего единомышленника В.С. Вечеслова.

В 1911 г. с введением должности Командующего морскими силами была, наконец, ликвидирована подчиненность флота берегу. С этого момента Командующий морскими силами управлял не только соединениями кораблей, но и всеми командирами портов на данном театре.

Организация соединений флота к 1911 г. представляла собой следующие формы (на примере самого большого и мощного Балтийского флота): линейные корабли объединялись в бригады 4-х корабельного состава, крейсера сводились также в бригады 4-х корабельного состава, эскадренные миноносцы и миноносцы – в дивизию, имевшей в своем составе 4-5 дивизионов по 8-9 кораблей в каждом, подводные лодки были объединены в бригаду, а в ней 2 дивизиона по 5-6 подводных лодок каждый, канонерские лодки – в отряд, тральщики и минные заградители образовали партию траления и отряд заграждения, учебные корабли составляли отряд. В штабах бригад линкоров, минной дивизии, отряда заграждения и бригады подводных лодок имелись должности флагманских штурманов этих соединений, которые подчинялись своим начальникам штабов, а в специальном отношении флагманскому штурману флота. Их обязанности, как уже указывалось, практически не изменились от изложенных в Морском Уставе 1853 г. и его редакции 1869 г.

Необходимо только отметить, что в связи с появлением оперативных органов на флоте, флагманские штурманы помимо руководства штурманскими службами своих соединений и объединений (флота) занимались организацией связи, ведением разведки и оперативными вопросами. Так, в соответствии с «Положением о штабах частей флота» 1912 г. в штабах соединений линейных кораблей, крейсеров, легких крейсеров и минных судов флагманские штурманы руководили оперативной частью своих соединений, отвечали за устройство связи между судами и сигналопроизводство, участвовали в составлении учебного и мобилизационного планов соединения, в работе комиссии по капитальному ремонту судов, отвечали за сбор и обработку статистических сведений.

Флагманский штурман эскадры (корабельного соединения на выходе в море) входил в оперативную часть штаба, где возглавлял разведывательное бюро, а флагманский штурман флота в штабе командующего флотом или Морских сил являлся помощником начальника оперативного отдела (Флаг-капитана).

До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов, как таковой, был упразднён. И севодня без лихова штурмана никак.

День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации история и празднование

История и празднование

Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Российской империи Пётр Великий издал Указ в котором, в частности говорилось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Для реализации царской воли была создана «Школа математических и навигацких наук», которая расположилась в городе Москве, в Сухаревой башне.

15 июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морского Флота Российской Федерации адмирал флота Громов, Феликс Николаевич издал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в соответствии с которым «День штурмана Военно-Морского Флота России» следовало (начиная с 1997 года) отмечать в день выхода Петровского Указа, который, де-факто, основал штурманскую службу ВМФ Российской империи. До этого «День штурмана ВМФ России» отмечали дважды в год: 21 марта и 23 сентября (в день весеннего и осеннего равноденствия соответственно).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *