Куда поехать на алтай в сентябре на машине
Топ-8 мест на Алтае, которые стоит посмотреть
Найти ответы на все вопросы практически невозможно, но мы не сдаёмся! Ранее мы уже рассказывали подробно, как организовать поездку на Алтай, с каких городов начать путешествие и что взять с собой в дорогу, сейчас же поделимся списком мест, ради которых стоит отправиться на край света и потратить весь свой отпуск.
Содержание
Достопримечательности Алтая на карте
Семинский перевал
На Семинский перевал нужно ехать за видами со смотровой площадки — посмотреть, как красиво солнце озаряет горы на рассвете, как лёгкий ветерок волнует шапки деревьев и просыпается ото сна природа. Время здесь останавливается — больше не существует планов, отчётов, суеты городской жизни. Ты будешь любоваться дикой природой Алтая, вдыхать ароматы целебных трав и медитировать у озера неподалёку.
Самое главное — всё это будет доступно без большого отрыва от цивилизации.
Семинский — высочайший перевал Чуйского тракта, но при этом самый лёгкий в подъёме. Поехать посмотреть на него легче лёгкого: дорога полностью асфальтирована, на вершине есть смотровая площадка, турбазы, парковка, торговые ряды и учебно-тренировочный лагерь «Семинский».
Как добраться
Семинский перевал находится на 583 км Чуйского тракта, в 238 км от Бийска. Ближайший населённый пункт: село Шебалино. Подъём на перевал прямой и мягкий, всего девять километров, без резких подъёмов и серпантинов, поэтому из неудобств — разве только уши заложит. То что нужно для начала путешествия по Алтаю.
Что посмотреть в окрестностях
Низовье и вершину горы Сарлык — высшей точки Семинского хребта; памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения Горного Алтая в состав России; Семинские и Туюкские озера.
Какой месяц выбрать для поездки
Период с мая по сентябрь — лучшее время, чтобы посмотреть на Алтае его главные достопримечательности.
В мае на Алтае тебя ждут цветущие луга, мягкое солнце, свежая зелень и полноводные реки. Картину портят только дожди и грозы, которые могут быть чаще, чем хотелось бы. Средняя температура: +17° С, в горах +5° С.
В июне уже получше: солнце всё ещё мягкое, трава зелёная и толпы туристов ещё не успели заполонить все дороги. Средняя температура: +20° С, в горах +10° С.
В июле уже распогодится до +30° С, можно будет купаться в небольших озёрах и заработать хороший загар. Но будь готов к тому, что вместе с температурой, взлетят и цены.
Первая половина августа похожа на июль, но с каждым днём становится всё прохладнее, а количество туристов снижается.
Сентябрь слишком красив, но уже прохладен к твоим порывам познакомиться с Алтаем — ещё подходит для пеших прогулок, но ночи слишком холодные для жизни в палатке.
Гора Чёртов палец
По дороге от Бийска на Семинский перевал сделай небольшую остановку и заберись на Чёртов палец. Восхождение не займёт много времени, зато вид тебе откроется потрясающий — не зря его включают почти во все списки «Ч то посмотреть на Алтае».
Не единственный, но особенный
Таких волшебных пальцев по всему миру множество — гигантский скальный выступ на горе, устремленный к небу. Но наш ещё и с ноготком, поэтому посмотреть на Алтае на него очень любят.
По легендам, это палец злодея по имени Чёрто. Он пришёл в эти земли, чтобы захватить их, но один из бравых алтайских воинов смог дать отпор. Чёрто был втоптан в землю, а на поверхности остался лишь его окаменевший палец. По другой версии, отпор врагу дала сама Луна — спустилась на Землю и вбила нашего неприятеля так глубоко, что только палец да ноготь остались.
Чёртов палец и правда место удивительное — эзотерики верят, что в скале хранится великая сила, которая может излечить от бесплодия и зарядить энергией. Не поленись подняться наверх и посмотреть, что за вид открывается со смотровой площадки: долина реки Катунь и весь Алтай как на ладони.
Как добраться
От Бийска через село Соузга примерно 114 км. Ориентиром будет телефонная вышка, установленная недалеко от горы.
Перевал Чике-Таман
Ещё один перевал в нашем списке (чего ещё ждать от подборки «К уда поехать и что смотреть на Алтае»?). Чике-Таман место знаменитое — в XX веке многие исследователи писали про коварство перевала, про крутой подъём, резкие повороты и прочие сложности Чуйского тракта. Сейчас же здесь проложена новая, хорошая автомобильная дорога, а прежняя, вьющаяся зигзагами, уже почти заросшая, тропа добавляет колорит и без того шикарному виду на громады Теректинского хребта, который открывается со смотровой площадки.
Размер не имеет значения!
Перевал Чике-Таман ниже Семинского на 400 м, но всё равно воспринимается путешественниками как более сложный и высокий. Виной тому крутой подъём и серпантин на спуске.
Как добраться
Перевал расположился на 685 км Чуйского тракта, в 320 км от Бийска и в 75 км от Семинского перевала. Подъём, как и спуск – четыре км.
Что посмотреть в окрестностях
Памятник строителям Чуйского тракта, урочище Кур-Кечу, гейзерное озеро.
Озеро Телецкое
Телецкое озеро славится холодной водой в любое время года, гигантскими размерами, множеством видов рыб и удивительными пейзажами. Сюда можно приехать в одну из турбаз или дикарём, можно рыбачить, ходить по экскурсиям на ближайшие горы, любоваться каскадами водопадов или даже медитировать — выбирай занятие по душе, только не забудь взять тёплые вещи!
Как добраться до Алтая
Из Москвы до Горно-Алтайска. Прямые рейсы в Горно-Алтайск есть практически у всех отечественных авиакомпаний, а если покупать билеты заранее, можно урвать довольно выгодно билеты даже на прямые рейсы, а с пересадкой так уж тем более. Продолжительность полёта от четырёх до пяти часов.
Из Москвы до Бийска. Вариант для романтиков и любителей спать под стук колёс: на поезде до Бийска дорога займёт почти трое суток, но когда это нас останавливало? Когда будешь смотреть цены на билеты и считать, сколько ты сэкономишь в сравнении с самолётом, не забудь приплюсовать траты на еду в дорогу.
Из Санкт-Петербурга до Горно-Алтайска. Прямых рейсов в Горно-Алтайск нет, поэтому придётся ехать с пересадкой в столице. Если сумеешь урвать дешёвый билеты на самолёт (весной 2020 года таких предложений много), выйдет и быстро, и выгодно. Если удачных билетов на самолёт нет, то выбирай поезд — одна ночь, и ты на месте.
Через Новосибирск до Горно-Алтайска. Этот вариант идеален для туристов, начинающих свой путь не из Москвы — в Новосибирск летают рейсы почти из любого города России (и к тому же за недорого летают!), а дальше можно самолётом или автобусом добраться уже и до Горно-Алтайска.
Не смотря на то, что Телецкое озеро — одно из самых популярных мест Алтая, многие путешественники вынуждены обойти его стороной, если выбирают достопримечательности только вдоль Чуйского тракта.
Местные считают озеро святым, эзотерики верят в его волшебную силу, туристы приезжают со всего света на Алтай, только чтобы увидеть Телецкое озеро и испытать его магию на себе. Хочешь посмотреть, что это место сделает с тобой?
Большая часть озера включена в состав Алтайского Государственного природного биосферного заповедника, поэтому для его посещения не забудь оформить пропуск — получить его легко в селе Артыбаш или посёлке Яйлю.
Как добраться
До Телецкого озера удобнее всего ехать из Горно-Алтайска — это 269 км до ближайшего к озеру села Артыбаш (тут и пропуск возьмёшь) и почти шесть часов в дороге.
Что посмотреть в окрестностях
Водопады Корбу и Чодор, залив Карагай, долину Чарышман, зоопарк и этнопарк в селе Артыбаш, горы Тилан-Туу и Кокуя (к последней можно подняться на подъёмнике).
Мультинские озёра
Вот мы и добрались до самого популярного места у туристов в классических списках « Что посмотреть на Алтае » — Мультинских озёр. Всего их пять: Нижнее, Среднее, Верхнее, Поперечное и Крепкое (очень логично, да). Чаще всего туристы включают в маршрут первые три. При этом самое популярное — Нижнее Мультинское озеро. Оно самое большое, до него легче доехать, рядом есть турбазы и всё необходимое для комфортного отдыха у воды.
По фотографии сразу и не поймёшь, Алтай это или Альпы.
Как добраться
От Бийска до Мультинских озёр 535 км через Семинский перевал.
Позаботься о документах
Что посмотреть в окрестностях
Всё! Самая красота тебя ждёт между Нижним и Средним озером — именно там находится водный каскад «Мультинские шумы». Дальше дорога ведёт к Верхнему озеру. Оно находится на территории Катунского заповедника, поэтому нужно будет пройти через кордон, согласовать с егерями маршрут и заплатить небольшую пошлину.
Верхнее Мультинское озеро
Перевал Кату-Ярык
Готов к самому впечатляющему серпантину в своей жизни? Перевалу всего тридцать лет — до 1989 года здесь была лишь крутая конная тропа, сейчас же проложена грунтовая дорога. Подниматься по ней дико страшно, но всё это забудется, как только ты сможешь посмотреть на то, что открывается сверху — извилистый путь дороги, разноцветные горы, бурные горные ручьи, водопады и макушки многовековых деревьев. Дух захватывает!
Кату-Ярык в цифрах
Как добраться
На пароме через Телецкое озеро (стоимость переправы одной машины — 10 000 руб.). Второй вариант — со стороны села Акташ, которое находится в 100 км от Кату-Ярыка.
Слияние Чуи и Катуни
Со слияниями всегда одна история — думаешь, что ты уже видел подобное и тебя не удивить, а потом собираешь свою челюсть с пола. В случае Чуи и Катуни дополнительный колорит добавляет пейзаж вокруг.
Легенды Алтая — Чуй Оозы
Второе название слияния — Верблюжья шея, и на эту тему есть легенда. Когда-то на островке, где встречаются реки, местные жители пытались спастись от китайцев. Ночи на Алтае холодные, поэтому одному из алтайцев пришла в голову идея спрятаться внутри… верблюда. Провернул он это так: перерезал верблюду горло, вытащил внутренности и залез внутрь (если снимут фильм, «Оскар» ему обеспечен – Лео Ди Каприо придётся подвинуться!). Поутру герой выбрался и увидел, что гигантский град уничтожил всё и всех вокруг, лишь он один чудом избежал гибели.
Верблюжья шея, или слияние Чуи и Катуни
Как добраться
Ищи слияние на 712 км Чуйского тракта, через 11 км после села Иня.
Гора Белуха
Трёхглавую священную гору Алтая мы оставили на десерт. Восхождение на неё не будет лёгким, но испытания окупятся с лихвой — в дороге к вершине (высота — 4506 м) ты встретишь голубые озёра с кристально-чистой водой, уникальные растения — у подножия растут густые хвойные леса, берёзы, тундровые лишайники, ягодные кустарники и цветы, попавшие в Красную книгу.
Лучший сезон для покорения горы — лето, но даже в июле будь готов попасть под снегопад. Подъём будет тяжёлым и выматывающим, а если не повезёт с погодой, затянется. Да, в такое путешествие лучше отправляться с опытным инструктором или группой.
Не считая дороги к низовью горы и времени на акклиматизацию, восхождение занимает около двух дней. На первом этапе проходят ледник «Арбуз», перевал Делоне и ледник Менса, а на второй день уже штурмуют вершину.
Как добраться
Поход на Белуху обычно начинается у села Тюнгур, если ехать от Горно-Алтайска без остановок, доберёшься примерно за девять часов.
Что посмотреть в окрестностях
Долину Ярлу, озеро Аккем, водопад Текилю, Тавдинскую пещеру.
Что посмотреть на Алтае? Каскады рек, вершины гор, безумные перевалы. Что делать на Алтае? Просыпаться с рассветом солнца, умываться холодной водой из ручья, любоваться из окна машины открывающимися видами, покорять горы, дышать полной грудью, слушать легенды о вечных землях, которые так любят рассказывать местные жители вечерами.
Отправиться в путешествие на Алтай легче, чем кажется — в Бийске, Барнауле и Горно-Алтайске можно взять в аренду автомобиль (и с водителем, и без), дороги к главным туристическим объектам асфальтированы, построены турбазы, отели, оборудованы площадки для кемпинга. Этот мир ждёт тебя!
Осень в Горном Алтае. Часть 1 — Дорога туда
Да, к сожалению, политико-эпидемиологическая ситуация в мире внесла свои коррективы и подго***ла очень многим из нас… Запланированное большое путешествие с кодовым названием (если умолчать о паре пунктов) – Семь К (Кузбасс – Казахстан – Каспий – Кавказ – Кубань – Крым – Кузбасс) накрылось, а ехать сейчас, когда границы открылись, мы посчитали «нерентабельно» ))) Жена моя – существо нежное и предпочитает очень теплое море, а потратить сотни литров бензина и десятки дней отпуска, но не насладиться теплым морем – расточительно. Была еще задумка на Байкал, но и туда до холодов не получилось.
А вот Горный Алтай конечно же в планах оставался, его мы стараемся посещать каждый год! Уж очень красивы эти места, как оказалось, в любое время года! Правда зимой мы дальше Чике-Тамана пока не забирались )))
В этот раз все складывалось по очень краткому сценарию. Вообще я планировал отметить свое 50-летие в долине Чулышмана, но обстоятельства (уже рабочего характера) не позволили покинуть офис. Планы перенесли на конец сентября, с целью захватить Алтай во всей его осенней красе… И вот, еще в понедельник я не рассчитывал на путешествие (шеф только вернулся с Турции, дел было навалом…), но в среду после обеда решили – едем! Да уж, в таком темпе я еще не собирался… Поставить бокс, разгрести гараж и взять все что нужно, немного затариться… Но, мы справились и в 9:50 следующего дня отправились в долгожданную поездку… Так как прогноз погоды не обещал особых прелестей, то и маршрут был немного сокращен: из планов исчезли Усть-Кокса и Девичьи Плесы, жена отмела паром с Артыбаша на ЮБТО и поэтому было решено основной точкой оставить Долину Чулышмана. Загруз (опять же из-за погоды) оказался легким: канистра с водой и канистра с бензином, мангал и коптильня, мешки с углем, посуда, плита, продукты, напитки, кресло жены, столик и пара стульчиков, новый холодильник, постельные принадлежности (много, это каприз супруги) и конечно же одежка для разной погоды. Ну конечно же: топор, лопата, чемодан с тех.жидкостями, браслеты на колеса, инструменты и запаска в боксе. Взвесил «за и против» и все же решил установить спальник. Была хорошая идея заночевать в машине на перевале Чике-Таман, но теплолюбивая спутница и ее отмела ))) Спальник был установлен на экстренный случай – места не занимает, весит мало, и даже порядка с ним в багажнике больше! О, забыл, еще супруга купила газовую печку «Африка», не уверен в ее полезности для нас, но пусть будет, авось и пригодится когда-либо…
Все разместилось компактно, аккуратно, и даже не загораживало вид окно задней двери. А то! Я всегда говорю – в тетрис в молодости я хорошо играл! )))
Дааааа, давно я не выбирался из Кемерово в сторону Новокузнецка… Как оказалось трассу довели до идеала и теперь скоростной маршрут от Кемерово до Кузни идет сразу «110-130-110», на этом участке нет ни единого ограничения даже 90! Давно я так кайфово и спокойно не ездил. Первым пунктом остановки на маршруте была, полюбившаяся нам «Блинная» в селе «Ельцовка». Невзрачный «вагончик», две поварихи, но: куча грамот и дипломов на стенах, выбор вкусных первых и вторых блюд, конечно же обалденные блинчики, горчица и приветливое отношение!
Дорога совсем не напрягала погодными условиями. Если по Кузбассу мы ехали пасмурно, но сухо, то Алтайский край нас встретил более ярким красками и чистым, хоть и контрастным небом.
Посмотрел на часы, удивился циферкам… Сообразил, что так рано мы обычно не выезжали, да еще и дорога стала намного лучше, и поставил в маршруте лишнюю точку – с.Бочкари ))). В прошлый раз меня их пиво совсем не впечатлило, но те. Кто следит за моим БЖ, видели не раз на фотках пиво «Лещ» – это их новинка.
А в этот раз мне еще и удалось купить его на розлив. Прокатились по этому богатому селу, сфотографировали то, что фотали ранее, и отправились в уже знакомый магазин… Запас Леща у меня с собой уже был, и поэтому я купил лишь литр разливного «Танкового» и литр разливного «Леща», ну еще бутылочку нулевки «Вайсберг» в дорогу.
Миновали Бийск и направились к любимому месту ночевки. Правда слегка стали напрягать не хилые тучки слева по борту (справа было чисто), которые непонятно куда двигались…
В этот раз получилось большое количество панорам, которые я не поленился собрать (еще собираю) по возвращению. Конечно тут некоторые из них смотрятся даже хуже обычных снимков, но в конце записи будет ссылка на полнометражные панорамы на ЯндексДиске и желающие смогут не только посмотреть, но и скачать их для любых целей. Одно условие – не нужно выдавать их за свои )))
Еще несколько десятков километров и мы у первой промежуточной точки — гостиница «Водолей» в селе «Алтайское». Это одно из наших любимых мест в тех краях. 1,5т.р. за двухместный номер со всеми удобствами, пахнущий деревом и ранее включающий в себя еще и завтрак – блинчики и кофе. Есть и отличная недорогая баня! Кроме того, нам очень нравится ее расположение: недалеко от Белокурихи, въезжаешь в Алтайское по пустой трассе, из Алтайского на Чуйский тракт едем ущельем реки Сараса – укатанная щебенка, но с изумительными видами и полным отсутствием трафика! Да и в целом в этом селе есть много интересных мест… Чуть больше подробностей об Алтайском можно почитать в моих прошлых записях. Например — «Шишок везет Чучундру на свою родину». Жаль только блинчики теперь за деньги (правда не большие) и беляшная «СССР» снесена.
Отлично выспавшись, утром мы выдвигаемся дальше… Погодка слегка подпортилась, но. Зато нет пыли на гравийке! А это важно и приятно ))) Давление в шинах приспущено до 1,7 (в этой поездке я не ленился травить-качать), путешествие продолжается.
В очередной раз не пожалели о том, что предпочли это ущелье загруженному тракту с кучей машин и ограничений. Изумительные виды, чистый воздух, «площадки» для фотосессий… )))
Буквально час пути и вот он, Горный Алтай! Да, стела не такая крутая как на тракте, но зато мы там одни и на всем пути по ущелью реки Сараса нам встретилось два-три авто!
Сократив свои планы (это про Усть-Коксу и плесы), я все же добавил немного других хотелок… Одна из них (за идею, как и с ретранслятором за Йодро, спасибо Павлу — paveldepavel ) – старая дорога через Семинский перевал. Этот перевал нам не понравился еще в первое знакомство с Горным Алтаем. Не то, чтоб «не понравился», просто абсолютно не впечатлил. А тут уже стало интересно… где, как, насколько сложно… Изучение интернета дало не много информации, но все же правильная дорога была найдена! Подробности я оставляю для другой записи, а тут в основном фото и немного информации… Начало старой дороги начинается (начиналось) в деревне «Топучая»… Да, это название напрягло сразу и соответствовало действительности! Даже в этот засушливый период (а он был именно таким) мы успешно миновали небольшой брод и чуть прокатились по руслу ручья.
А дальше уперлись в глубокие, мутные, непонятные лужи с огромными камнями и развернулись (слава богу, но об этом позже).
Но, раз существует подъем в «Каменное седло» – это название перевала, по которому проходила старая дорога через Семинский перевал, то должен быть и спуск… Правда с другой стороны этот спуск сперва оказывается подъемом ))) Зато очень красивым, живописным, но технически таким же попсовым, как и современный Семинский перевал )))
Полюбовавшись видами, бурундуками, оленями и красками осени, мы развернулись и двинулись назад (хотя и вперед).
На перекрестке Нефтебаза свернули налево и пообедали в кафешке – отличное и очень вкусное место! Как же мы не попробовали его раньше! А далее нас ждал любимый перевал «Чике-Таман», то место, за которым, по нашему (и не только) обоюдному мнению начинается НАСТОЯЩИЙ Горный Алтай! В него мы поднялись, как всегда, по старой дороге. Купили молока и лепешку (свежайшую, стряпали при нас), познакомились и пообщались с ребятами из Западной части России и под недоуменные взгляды (как… откуда…) туристов (не многие знают о старой дороге) переехали на смотровую площадку и спустились вниз тоже по старой дороге. Она не так впечатляет, но теперь выезд через базар на тракт перегорожен и приходится или возвращаться, или спускаться по старой дороге.
Следующая запланированная остановка – обзорная площадка на слияние Чуи и Катуни. Ха, оказывается осенью этот процесс не впечатляет, обе реки достаточно чистые! Да что там «чистые» в этот раз мы наконец-то реально увидели почему Катунь называю бирюзовой )))
А этих ребят мы встретили уже второй раз, первый – я пропускал их когда выбирался на трассу из Топучей, а второй – дал им себя обогнать, когда они спустились то ли с Петроглифов, то ли с вертолетной площадки, не доезжая Йодро. Восемь Крузкаов и Лексусов с наклейками «Касперский» на заднем стекле и номерами разных регионов (был и 142 и 154, повторяющихся не было). Сам Евгений Касперский уже бывал в Горном Алтае, и вроде даже не раз (как-то видел инфу о фильме с его участием), но об этом свежем мероприятии я ничего в инете не нашел.
Уже вечерело, но мы все же попытались сунуться на АкБомский ретранслятор. Подробности в следующей записи, а тут лишь вскользь.
Дорога туда вполне проходима для моего авто, но не думал, что это будет так медленно… Речушку, Катандон мы пересекали более десятка раз и в итоге, не доехав до финиша совсем чуть-чуть, развернулись – жена настояла и была права. Был уже седьмой час и солнце село, ночевать там мы не планировали, а спускаться вниз по темноте – то еще удовольствие.
Выбрались на трассу в Йодро и двинули к любимой гостинице в Курае… Увы, на ней красовалась надпись «Ппродам» (( Еще в селе была одна небольшая турбаза, где все уже было занято и гостевой двор с неотапливаемыми, а соответственно уже закрытыми домиками. Развернулись и двинулись в сторону Акташа, но за первым же поворотом увидели табличку «места есть» и свернули попытать счастья… Что нас убивает наповал в Горном Алтае (независимо от географии, будь то Ташанта, Акташ или Чемал…) – это таблички «МЕСТА ЕСТЬ», некоторые из которых даже прибиты! Попробуйте даже в сентябре (не говорю уже о летнем периоде) обзвонить несколько, например в пятницу… Не факт, что из 10 попыток даже одна окажется удачной – все занято! ))) Но в этот раз нам повезло и за 1200 рублей нас поселили на ночевку в домике с печкой и рассказали где наколоть дров. Замечательно! Большего нам и не надо было!
Утро встретило нас снегом и конкретно разочаровало видом на Курайский хребет. А ведь именно ради этого мы выбрали Курай дальней точкой ночевки, а не остановились в Акташе!
Зато вид на северную сторону завлекал приоткрывшейся завесой тумана!
Не заехать на любимую смотровую площадку мы конечно же не смогли, нельзя пропустить это обалденное место!
И пусть снимки в этот раз не такие эффектные, но все равно панорама завораживает.
И вот, спустившись на тракт, нам открылся вид на противоположную сторону… Я уже выкладывал одну из фоток в альбоме драйва и писал «вариатор – это расходник, который не жалко, когда под тобой такая красота» ))) Немного понасиловав машинку и остановившись на более-менее ровной площадке, я рванул в гору, а Марина осталась ждать меня у машины. Угол подъема был не хилый, я хотел забраться побыстрей, но до вершины холма оказалось еще прилично, а дыхалку этим темпом я сбил и сердечко заколотилось раза в три быстрее… А так как внизу уже ждала жена, то решил до верха не подниматься, да и туман наверху наверняка скрыл бы все красоты.
Несколько снимков и спустился к машине. Но даже через лобовое стекло природа не переставала удивлять нас своими видами!
Узкая полоска вдали внизу – это Чуйский тракт! Еще пара десятков километров и отличных пейзажей и мы в Акташе.
Как всегда остановились на краю обрыва с видом на озеро Учкёль и леса в стороне, где нет дорог, а только пешие и конные тропы.
Еще несколько километров несложного пути и мы у цели – перевал Кату-Ярык! Не знаю почему его называют перевалом, ведь даже к нему мы спускаемся, а потом и далее спускаемся по нему… Я бы назвал его именно спуском в долину Чулышмана, вед само слово «перевал» подразумевает – подняться и спуститься ))
Вспомнил недавние слова одного «путешественника» (да, именно в кавычках), который в комментарии к одному из чьих-то рассказов про Кату-Ярык написал что-то типа «да чтоб я еще раз сунулся в такие края, ну ее к черту такую дорогу…». Я был поражен, ведь все его впечатления были испорчены одной лишь дорогой! А катался он туда, точно не вспомню на чем, но не на пузотерке. Ну и ладно, чем меньше таких людей будет суваться в такие места – тем нам будет приятней и спокойней отдыхать!
Спустились вниз и сразу подъехали к турбазе «Эдем», где нам очень понравилось два года назад. Скажу сразу: налички у нас было с собой впритык, думали снять в Балыктуюле, но оказалось там нет сбербанка, а возвращаться в Улаган не стали – решили скататься если припрет. Но мы никак не предполагали, что хозяйке (управляющей) так нужны деньги! Домик, который мы в июне снимали за 1000 (печка, три кровати, туалет на веранде), она озвучила нам в 3000 и любезно готова была подвинуться до 2500 ))) И это в конце сентября, когда вокруг все пустует. Категорически не согласившись и слегка возмутившись с ценой, мы озвучили 1000-1500 максимум, больше нет! Она сказала, что «посмотрит что там с бронью», удалилась и, вернувшись согласилась на «за 1500», но другой домик. Домик оказался еще лучше! Так же с печкой, две односпальных и одна двухспальная кровать, туалетная комната (раковина и унитаз) внутри, а не на веранде. Домик оказался даже теплей, чем тот, в котором останавливались раньше! К каждому домику относились две беседки (крытая с двух сторон от ветра – рядом, и открытая – у реки). И там и там рядом были уже выложены костровища, но разжигать их можно было у домика только в безветренную погоду.
Ну чтож, все отлично, мы разместились там где хотели и так как хотели, продолжаем отдыхать… Вечер конечно же, как и всегда, закончился небольшим праздником по поводу приезда к цели!
А я даже откупорил бутылочку 18-летнего вискаря, подаренного мне братом на 50-летие )))
Напоследок немножко циферок, раз уж вел статистику:
24.09.2020
09.50 – 133123км. – Кемерово (заправка 47,2л.)
11.45 – 133321км. – Кольцо Новокузнецк
16.15 – 133613км. – Бийск (заправка 55,17л.)
17.40 – 133701км. – Алтайское
расход – 11,4 л/100
25.09.2020
09.25 – 133701км. – Алтайское
15.19 – 133971км. – Онгудай (заправка 42.44л.)
20.40 – 134180км. – Курай
расход – 12,1 л/100
26.09.2020
10.30 – 134180км. – Курай
12.30 – 134231км. – (Акташ, заправка 32,97л.)
16.30 – 134338км. – долина Чулышмана
расход – 10,7 л/100
И ссылочка на панорамы — Альбом на ЯндексДиске. Конечно же их нужно скачать, чтоб разглядеть полноценно ))
Всем добра, хорошего настроения и интересных захватывающих путешествий!
Писать кратко я не умею, так что… продолжение следует…
Часть 2 — «Попытки»
Часть 3 — «Пять ночей в долине Чулышмана
Часть 4 – Пешие прогулки по горам
Часть 5 – Телецкое озеро (Артыбаш и Иогач)
Часть 6 – Дорога оттуда
Часть 7 – Техническая (треки, тесты, планы…)
Если Вам понравилось, то еще несколько рассказов о наших путешествиях сможете увидеть по ссылке в заглавной записи к моему авто…