Куда поехать в норвегии на машине
Путешествие в Норвегию.
Приветствую тех, кто читает этот небольшой обзор! Вернулись мы на днях из поездки по Норвегии, впечатления утряслись, оформились, и вот пришло время отчёта. Кому интересно – добро пожаловать!
Поехать в эту страну мы решили ещё весной, а инициатором идеи стал наш 16-летний сын. В июле я составил маршрут, забронировал кемпинги, и осталось только подготовить машину, получить шенгенские визы и собрать вещи. Автомобиль – Додж Калибер 10 года, рестайлинговый.
Долго думал, надо ли устанавливать багажник на крышу, и решил всё-же перестраховаться в плане наших ночёвок на случай непредвиденных задержек в пути, т.к. кемпинги забронированы, и как там будет с внеплановыми ночёвками мы не знаем. В боксе везли палатку, раскладные стулья, надувные матрасы, газовую горелку, всё то, что нужно для ночёвки на природе и что никак не помещалось в небольшой багажный отсек Доджа. Багажник на Калибер – это отдельная песня. Искать родной – дело чрезвычайно муторное и дорогое, поэтому съездил на рынок и подобрал подходящий от Логана. Крепление там винтами к крыше, так что пришлось искать, где поставить резьбовые заклёпки. Не нашёл, и был куплен новый инструмент. Сверлил отверстия под заклёпки М8 сверлом М11 сам, ставил тоже сам. Решил поставить болты М8, раз уж инструмент позволял установить такие заклёпки. Как показала практика, всё выдержало, ничего не расшаталось. Правда, пришлось сделать вырезы в пластиковых молдингах, но, по возвращении были куплены новые средние части, и теперь у меня в любой момент готов к установке багажник. Бокс был одолжен у сослуживца и стоил бутылки коньяка и нашей благодарности. Так же было поменяно масло в двигателе, а немного ранее – и в вариаторе. Ходовая осмотрена, без нареканий.
Маршрут был поделен на отрезки примерно в 250 км, чтобы без напряга. Где-то больше, где-то меньше. Отдых – так отдых, а не упираться за рулём. Было где-то прочитано про Атлантический туннель, Атлантическую дорогу, Дорогу Троллей, Гейрангер-фьорд и др. Т.к. долгие прогулки и лазание по горам нам не подходят, (я хожу с трудом, с тростью), то походы к таким известным местам, как Язык Тролля или Прекестулен были исключены. Маршрут огибал всю среднюю Норвегию, самой северной точкой был Кристиансунн, затем спускался к Бергену, попутно открывая нам наиболее заметные и известные туристические места; от Бергена в Осло, оттуда в шведский Гётеборг, потом в столицу Швеции и на пароме снова в Финляндию, в Турку.
Закупили макарон, тушёнки, рыбных консервов, нарезки в вакууме, супов в пакетиках, водки. Залил 2 пятилитровые канистры бензина с собой на всякий… Всё, готовы.
Первый день. Выехали из Питера в 9-00, и часам к 15 были уже в столице Финляндии, где переночевали у знакомых. На границе потратили около часа, машин в воскресенье было мало. На смартфон был установлен навигатор «7 дорог», который показывал нам маршрут. Карты оказались очень старые, показывали несуществующие развязки, но затруднений не возникало. Впоследствии была установлена программа MapsMe, прокачаны карты маршрута и более проблем не было. По Финляндии ехать просто и не интересно. Дороги ровные. Очень выручает круиз-контроль, великое изобретение. Поставил на 2 км. ниже ограничения – и смотри по сторонам. )))
Вторая ночёвка – на пароме Турку-Стокгольм. Всё штатно. Приехали в Турку, нашли место погрузки на паром, и поехали осматривать город, обедать и т.д. Потом погрузка на паром, каюта, палубы, коктейли… Ночью где-то причаливали, паром трёсся, как лихорадочный, гнал из-под себя мутную воду, было не по себе. Но ничего, утром позавтракали (был оплачен завтрак) и быстренько в автомобиль. Причалили, выгрузились и поехали дальше, уже по Стокгольму. Никакого досмотра, границы, ничего. Опять идеальные дороги, чуть слышный рокот мотора и шорох покрышек.
В Карлстаде наш первый кемпинг на берегу озера. Всё новое, раньше у нас опыта ночёвок в кемпинге не было. Попили пивка, погуляли по бережку, поиграли в мини-гольф, и спать.
Утром снова в путь. Граница с Норвегией – это место с пониженной разрешённой скоростью, с очень пологими лежачими полицейскими и домиком погранцов, которые смотрят в окно. Белая разделительная линия сменяется на жёлтую – мы в Норвегии. Ландшафт начинает меняться на глазах. Появляются домики с травяной крышей. Начинается то, ради чего, собственно, и было всё это задумано. Как потом сказала жена: на границе Норвегии надо включать камеру, и выключать её только выезжая из страны. И она совершенно права.
Знаменитый Олимпийский Лиллехаммер – точка нашей следующей ночёвки.
Домики с травой на крыше стоят уступами на склоне горы, рядом пасутся кони.
Заселились и поехали осматривать городок, олимпийские объекты. Поднялись по серпантину к старту прыгунов с трамплина, откуда городок как на ладони. Маленький городок.
Нелирическое отступление насчёт цен. Всё о-о-о-чень дорого. Бензин в пересчёте с норвежских крон на рубли стоит от 100 до 115 руб. за литр. На заправках либо 95 бензин, либо солярка, другого в Норвегии нет. Еда – тоже дорого, раза в 3-4 дороже, чем в России. Но живут норвежцы лучше, т.к. средняя зарплата официально там 350 тыс.руб., т.е. в 10 раз выше нашей официальной. Могут себе позволить и в 5 раз выше наших цен.)))
Следующий – Оппдал, небольшой городок с лыжным курортом, сейчас закрытым, соответственно.
Норвегия – страна озёр, водопадов и туннелей. Туннелей пробито в горах великое множество. Самый длинный, который нам попался – более 8 километров. Туннели прямые, с изгибами, с кольцевыми развязками внутри, спиральные, когда едешь постоянно поворачивая.
Туннели глубокие и не очень, идущие резко под уклон или вверх. Сначала постоянно тормозишь, т.к. автомобиль разгоняется под уклон, а потом в этом же туннеле давишь на газ, карабкаясь в гору. Это ещё и страна гор, самых разных.
Есть холмы, похожие на хамелеонов своей окраской, продуваемые ветром, есть просто лысые горы, есть горы, покрытые лесами. И с любых гор бегут водопады, их сотни. Ручейки и реки, тоненькие и широкие, мощные и не очень.
Норвежцы очень трудолюбивый народ. Каждый клочок земли возделан, засеян, или уже убран. Упакованные валки с сеном вдоль дорог – обычный пейзаж. Трава скашивается на таких склонах, где непонятно как ездит трактор. Множество овец и лошадей, иногда видели косуль и альпаки.
Кристиансунн – самая северная точка нашего маршрута, город, с набережной которого виден Атлантический океан.
Тут пьём кофе, фотографируемся, и едем в Атлантический туннель, который нас не очень-то и впечатлил. Глубокий, но короткий. Запах моря присутствует даже на глубине, напоминая нам, что мы едем под океаном. На выезде из него пункт оплаты, 160 НОК, по-моему. Единственный платный туннель.
Ещё чуть-чуть, и одна из жемчужин Норвегии – Атлантическая дорога. Это надо видеть. Лента дороги, причудливо вьющаяся по островкам вдоль побережья; машины, взлетающие на мост и пропадающие в никуда. Смотровые площадки по обеим сторонам дороги…
Погода порадовала нас, не намочив дождём, и не застлав туманом шикарные виды.
День езды, хоть и не долгой, растягивается в многочисленных остановках, когда не остановиться просто невозможно, захватывает дух от красоты природы этой страны. Покидаем Атлантическую дорогу, впереди нас ждёт первый паромчик, который перевезёт нас через фьорд. Попадаем на недлинную очередь, минут через 5 подходит паром, загружаемся, платим 150НОК, и через 15 минут снова в путь, очередной кемпинг ждёт в 15 км. Поглядите на это чудо! Хочу домик с таким видом…
Следующий день – День Троллей. Знаменитая Дорога Троллей, или Лестница Троллей. На подъезде к ней кемпинг с магазинами сувениров.
Магазин удивил обилием товаров, на любой вкус. Зайти и ничего не купить не получится. И всё это в ущелье с водопадами. Подъезжаем к началу Тропы, останавливаемся на смотровой площадке.
Сегодня дождливый день, мелкая морось и туман, скрывающий от нас верхушку дороги. Не повезло, но как знать, в этом тоже что-то есть. Начинаем «разбег» с лёгким мандражем. Поехали! Почти в начале пути – мостик с водопадом, перед которым приходится остановиться и пропустить разъезжающиеся автодом с автобусом. Мои вышли, фотографируют водопад. Разъехались, наша очередь на подъём. Грузимся и — вперёд. Люблю такие дороги. Улыбка не сходит с лица всю дорогу, пока еду по Норвегии. ))) Поднялись, тут ещё больше дождь и ветер. Смотровая площадка в тумане, не видно ничего. Повод вернуться. )) Потом. Дальше, дальше!
А дальше попадаем на горное плато, утыканное троллями – пирамидками из камней, собранных туристами.
И горное озеро никуда не делось – вот оно. Красотищща. Едем, почти не глядя на дорогу, останавливаемся через каждый километр. Снег лежит прямо рядом с дорогой. Потом спуск и опять подъём, да покруче, чем Дорога Троллей!
Преодолев подъём, вылетаем в Гейрангер-фьорд, на верхнюю смотровую площадку.
У жены почти истерика от такой красоты, все в шоке. На дне ущелья огромные паромы, как утлые лодчонки… Стоим долго, уйти нет сил, настолько красиво. И тут другой климат: дождя нет, солнце, и облака жмутся к горам под нами, открывая нам вид. Наконец, садимся в Додж, и начинаем спуск с высоты по краю обрыва. Серпантин в 8-9 крутых поворотов выносит нас в бухту, где кипит жизнь.
Стоит огромный паромище, снуют прогулочные теплоходики, на берегу многочисленные закусочные. Нам на пароходик по фьорду, и обед. Часовая прогулка по фьорду завершается обедом в одной из закусочных. И снова в путь. Этот день был кульминацией в нашем походе. Казалось, что уже ничего не сможет поразить нас сильнее. Но всё равно, почти каждый поворот дороги заставляет нас хватать фотоаппараты и смартфоны, и вылезать из машины. Проезжаем ущелье за ущельем, пронизывая горы в туннелях.
Впереди цивилизация: Берген, Осло, в которых у нас запланировано по 2 дня на знакомство, Гётеборг, и Стокгольм, с которым нам пока не удалось ознакомиться – пролетели в третий день без остановки.
Берген – душка. Такой уютный, как дедушкин кабинет. Но и современный — стекло и бетон никуда не делись. Набережная Брюгге кишит туристами самых разных стран, коридоры между домиками ломятся от разных товаров в сувенирных лавочках и лавках с мехами и шерстяными изделиями.
Рыбный рынок ощетинился клешнями крабов и шпажками с нанизанными на них креветками. Сушёная треска висит как вобла. Фуникулёр доставляет нас на вершину, с которой город открывает себя во всём великолепии, в окружении гор и полоски океана.
Берген – столица электромобилей всех марок. Кажется, что их тут больше, чем обычных авто. Электро «BMW», «Ниссаны», «Тесла» попадаются на каждом шагу. «Тесла» тут даже в качестве такси!
После Бергена ничего особо интересного уже не было. Осло — чистый город, как и всё в Норвегии, в принципе. Музеи на полуострове замечательные.
Шведский Гётеборг почти не видели, погода испортилась. Зато по Стокгольму погуляли, попали в музей средневекового корабля, поднятого со дна залива. Грандиозное зрелище.
Ну, и краткий вывод: В Норвегию надо ехать. И обязательно на автомобиле. Если вы молодые и энергичные, то сэкономить можно на палатках и своей еде. Платные дороги в Норвегии есть, но мы попали на них только в Бергене и в Осло. Оплата взимается удалённо, через фотографию номерного знака. Дойдут ли квитанции в Россию, пока неизвестно. Платная дорога (участок) из Гётеборга в Стокгольм, опять-таки не наличными и не карточкой. Просто стоят знаки с суммами и приборы, фотографирующие машину. Бензин в Норвегии есть везде (пишу про мой маршрут, севернее не знаю), везде по карте Виза, за нал не видел ни одной. Свой бензин залил в бак уже в самом конце пути, чтобы не напрасно возить. Если бронируете кемпинг или хостел в городе, вбивайте адрес, а не координаты, т.к. один раз нас мотало по городу потому, что координаты стояли на туннеле, куда нас и затаскивал навигатор. Да, скорость по всей Норвегии максимум 80 км. в час, что вполне комфортно для спокойной езды по отличным дорогам. Круиз-контроль — весьма желателен, т.к. вилки скоростей тут нет и штрафовать могут даже за превышение в 1 км/час. В городках почти везде 40-50 км/час, в центре зоны с ограничением в 30 км/час. Радары есть, но они все предупреждаются знаками заранее и видны издалека. Бесплатный вай-фай есть в каждом кемпинге, но практически везде сигнал слабый, кроме как возле ресепшн.
Итого, за 17 дней с учётом подготовки и разных закупок потрачено около 250 тыс. рублей, что на троих очень даже бюджетно.
Вполне вероятно, что есть страны с более удивительной природой, но Норвегия – вот она, рядом с нами.
Если есть вопросы, пишите в комментариях, отвечу.
Дополнение: прошло 7 месяцев с возвращения, а квитанций об оплате дорог не пришло.
Бюджетная Норвегия или Scandinavian Honeymoon (информационная часть).
Немного технической информации по итогу поездки. Надеюсь, что она будет полезна тем, кто только планирует свое путешествие. Не претендую на 100% точность, актуальность и полноту сведений, поэтому, если у кого-то появятся комментарии, замечания и дополнения – WELCOME!
Самое ГЛАВНОЕ: наш маршрут на картах GOOGLE со всеми координатами. Эти точки можно сохранить в файл и загрузить в другую программу (например MAPS.ME).
Также напомню, что первоначальный план выглядел вот так:
1. Визы. В Норвегии можно спокойно находится по шенгенской визе (норвежская, финская, немецкая и пр.). Сухопутная граница между Норвегией и Швецией условная, легковые автомобили проверяют выборочно (учтите, что некоторые продукты нельзя ввозить на территорию Норвегии, информация тут).
2. Страховка. При путешествии на авто обязательно нужно оформить зеленую карту (минимальный срок – 15 дней, стоимость около 2500 р.) и страховку жизни на каждого путешественника (мы оформляли на сайте Черепаха, обошлось в 1600 р. на двоих).
3. Связь и интернет. Тут совет один: узнайте, сколько будут стоить данные услуги за границей у вашего оператора и сравните с DRIMSIM. Это ни разу не реклама, потому что минусов хватает и у данного поставщика услуг (рекомендую почитать первую часть моего отчета). Но огромным плюсом для меня стала абсолютная прозрачность списания расходов практически в режиме реального времени. В приложении это выглядит вот так:
Если в итоге решите купить сим-карту DRIMSIM, то рекомендую воспользоваться моей ссылкой, в таком случае вы получите 7 Евро на счет при первом пополнении. Считайте, что это небольшая благодарность мне за труды по написанию данного отчета.
4. Деньги. Почти везде в Норвегии используются карты. Рекомендую заранее поменять только 500-1000 крон (больше – по вашему желанию). Нам из наличных денег вообще понадобилось только 40 крон для оплаты проезда к леднику и несколько монет для душа в кемпингах. Для справки – 1 норвежская крона примерно 7,5 р. Для удобства мы все цены умножали на 8.
5. Платные дороги.
a. Финляндия – дороги бесплатные.
b. Швеция – часть дорог платная. Мы по ним не ехали, кроме Стокгольма, так как паром приходит почти в центр города. Информация тут и тут.
c. В Норвегии действует своя система платных дорог. Если есть желание полностью легально ездить по норвежским дорогам, надо зарегистрироваться в системе — тут или тут. На любом из этих сайтов можно зарегистрировать свою машину и банковскую карту, и оплата снимется автоматически по номеру машины через какое-то время после поездки.
6. Паромы. Между Финляндией (города Хельсинки и Турку) и Швецией (Стокгольм) курсируют паромы двух компаний: Viking Line и Silja Line. Насколько я понял, сервис у них сильно не отличается, так что выбирайте тот, у которого будет меньше цена. Есть дневные паромы и ночные (они дороже раза в 2-2,5), так что также выбирайте тот вариант, который вам подойдет. Есть возможность при покупке билета сразу же купить завтрак и ужин.
7. Погода. Она сильно не предсказуема, но более-менее точный прогноз можно смотреть тут. Есть приложение для телефона.
8. Вещи в дорогу. У каждого свой стандартный набор, тут сильно расписывать и рекомендовать не буду. Скажу только, что обязательно берите теплую одежду. Дождевики. Может и не пригодится, но лучше иметь с собой. И хорошая трекинговая обувь для похода по склонам, тропинкам, мокрым и сухим скалам.
9. Продукты в Норвегии. В магазинах все дорого. Есть, конечно, сетевые магазины, скидки, товары по акциям и т.д., но это не сильно спасает. Поэтому желательно везти с собой продуктов по максимуму (те, что не запрещены к ввозу) из России (ну и обязательно закупиться в Финляндии). В норвежских магазинах обычно покупали хлеб, молоко, йогурты и фрукты по акции. Еще в Норвегии крайне рекомендую попробовать сыр Брюност. Мы были в восторге. (Если надо, в личку скину краткое описание магазинов и продуктов, которые можно недорого купить. Эта сборная «солняка» с разных ресурсов).
10. Ночевки. Кемпингов много, очень много. Если ночуете в машине или палатке, то найти место в кемпинге не проблема. НО! Только если это не популярное место, и вы не приезжаете под самый вечер. Бронировать надо и в том случае, если планируете ночевать в домиках. Хороший сайт по поиску кемпингов либо этот, на котором можно найти место для дикой ночевки на природе. Небольшой полезный совет: если приезжаете в кемпинг после закрытия ресепшн и уезжаете до открытия, то можно не платить. Но учтите, что душ почти везде платный, либо монетка 10 крон, либо специальный жетон за 4-5 минут. В Норвегии можно спокойно переночевать в палатке, трейлере или доме на колесах, вы можете это делать где угодно, за исключением возделанных полей и придорожных площадок для стоянки автомобилей. Ваша стоянка может длиться сколь угодно долго при условии, что палатка, трейлер или дом на колесах расположены не ближе 150 метров от ближайшего дома или коттеджа (пруф и тут)
11. ПДД и особенности вождения. Я сделал небольшую табличку с основными правилами по каждой из стран нашего маршрута.
В принципе, все достаточно просто и понятно. Самое главное правило – не превышать скорость. Ну и уважайте других участников дорожного движения. Культура вождения в Скандинавии на порядок выше, чем в России. К этому привыкаешь быстро, а вот обратное погружение в нашу действительность довольно неприятно.
12. Бензин. Дорогой (примерную стоимость смотри на картинке выше). Поэтому включайте режим экономии топлива)) Аккуратные ускорения, сброс газа на спусках и пр. Но не забывайте использовать пониженную передачу! И еще важный момент по заправкам: есть АЗС обычные (с операторами) – старайтесь выбирать их. Потому что альтернатива – автоматические АЗС, на которых требуется оплата картой и предварительно с нее спишется гораздо большая сумма, чем поместиться бензина в ваш бак. Остаток денег, конечно вернется, но по отзывам, это может занять до нескольких дней (согласитесь, что это неприятно). Так что лучше не рисковать.
13. Рыбалка в Норвегии. Без лицензии можно рыбачить в «соленой» воде, т.е. в море и во фьордах. В остальных местах (реки, озера) требуется специальное разрешение.
14. Навигация. Мой выбор: бесплатные приложения MAPS.ME и GOOGLE.MAPS. И там и там можно заранее загрузить карту нужного региона (страны) и обходится без интернета. Учтите, что MAPS.ME иногда криво строит маршрут, поэтому рекомендую перед началом движения пробежаться глазами и убедиться, что все ок. Фишка MAPS.ME в том, что на картах отмечены смотровые и обзорные площадки (значок бинокля), так что мимо нужного места точно не проедете.
И еще небольшая рекомендация: заранее скачайте соответствующую музыку для полного погружения в Норвегию. У нас была следующая подборка:
Ametistium,
Vibrasphere,
Blank and Jones
Э. Григ
A-ha
Morten’a Harket
Как видите, все не так страшно) В общем, мечтайте и действуйте. Норвегия ждет!
Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
12 дней в Норвегии на своём автомобиле. Много букв, но постарался быть информативным.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
12 дней в Норвегии на своём автомобиле. Много букв, но постарался быть информативным.
Ну что ж, пока впечатления свежи, напишу отчёт. Постараюсь распределить его по дням пребывания, в начале описания каждого дня дам справочную информацию, если это требуется.
Благодарю всех форумчан, кто помогал советами, писал отчёты.
Уважаемые участники форума, особенно бывалые: прошу учесть, что данный отчёт написан не только для опытных путешественников, и те факты, которые вам могут показаться очень банальными или прописными истинами, могут не быть таковыми для совсем новичков, да и просто для людей, которые этот отчёт будут читать не как источник полезной информации. Прошу понять и простить © :-).
Позади – 6400 километров и 17 дней, почти 2000 км из которых – по России, и 12 дней – «чистых» в Норвегии. Остальное время – это Финляндия, Швеция и дорога по России.
Поездка была совершена в период с 26 июля по 13 августа 2019 года. Все цены и почти вся информация в отчёте будут даны на указанный период времени. Курс рубля к норвежской кроне в этот период был порядка 7,5 руб. за 1 NOK (так списывалось у нас с карты при конвертации). Все рублёвые цены, которые буду приводить, будут опираться на курс 1 NOK = 7 руб. 50 коп.
Я смело отнесу это путешествие к самым впечатляющим из тех, в которые ездил. Кроме сильных впечатлений и удовольствия от созерцания природных красот, это путешествие ещё и сильно отличалось по формату от всего, что у меня было раньше, а именно проживанием в кемпингах и ночлегами в палатках, большим количеством трекинга, автономным питанием. Супруга полностью со мной согласна. Сидит вон, поддакивает :-).
Будет много букв, будут лирические отступления, но всё же я постараюсь дать побольше практической информации. Кому-то она может показаться лишней, а кому-то – очень нужной, как была нужна мне при планировании поездки.
Если я где-то указал, что трекинговые ботинки обязательны, значит на пути будут острые и/или скользкие камни, ручьи.
Если написал про одежду для защиты от дождя, то имел в виду мембранную куртку и такие же брюки (дождевики в активных выходах не рассматриваем – под ними взмокнешь от собственных испарений).
Если указал, что нужны трекинговые палки, то это означает, что они будут вам скорее в помощь, чем во вред (мне они помогали, лучше распределяется нагрузка, снимается часть её с коленей).
Целью этой поездки в Норвегию было посещение самых известных в широких кругах мест, но пока только по южной половине страны. Побывать хотелось давно, но некоторое окончательное понимание, что поедем этим летом, пришло в конце зимы 2019 года. Для этой поездки были необходимы вещи и оборудование, которых у нас не было. Или были, но не устраивали. И вот с весны начали постепенно всё закупать, отлавливая скидки.
Re: 12 дней в Норвегии на своём автомобиле. Много букв, но постарался быть информативным.
По результатам этого путешествия, я в очередной раз убедился: хорошая экипировка решает! Не стоит на ней экономить, удовольствия и, главное, безопасности будет гораздо больше, если у вас правильные одежда и обувь. Да, я читал, что кто-то спокойно объезжает Норвегию чуть ли не в кедах, но лично я, если бы считал, то сбился со счёта: сколько раз я мог подвернуть или оцарапать о камни лодыжку, будь я не в нормальных трекинговых ботинках с поддержкой голеностопа, а в низкой обуви; сколько раз я мог отбить пальцы ног или поскользнуться на камнях, будь я в обуви на обычной подошве и без защиты носка; да сколько раз я мог бы вообще порвать обычные кроссовки!
Наша личная экипировка была следующей:
– хорошие трекинговые ботинки. Умоляю, не экономьте на обуви! Валуны, скользкие и/или острые камни, курумник, непогода – против всего этого ботинки станут вашими защитниками. Наши боты на подошве Vibram, с мембраной GoreTex показали себя отлично.
– носки для трекинга, с CoolMax;
– мембранные брюки на случай трекинга в дождь;
– мембранная куртка для тех же целей, а также для защиты от ветра (мы купили новые куртки для занятий горными лыжами, их и взяли в Норвегию; куртки эти без утеплителя, так что отлично подошли);
– я купил себе походные штаны, которые могут превращаться в «элегантные шорты (ТМ)» путём отстёгивания штанин. Вещь классная, удобная. Много таких потом видел на треках;
– у меня было компрессионное термобельё, у супруги – обычное;
– флисовые кофты;
– бафф (он же «труба») для защиты шеи от солнца или ветра;
– бейсболки;
– солнцезащитные очки;
– перчатки с открытыми пальцами;
– трекинговые палки, ручку которых я удлинил с помощью обмотки для теннисных ракеток (чтобы при изменении «подъём/спуск» не приходилось менять высоту регулировкой, а просто перехватить палку);
– дождевики (на случай дождя не во время активного движения, а при нахождении на стоянке или прогулках по городам, например). Не рекомендую полиэтиленовые дождевики-пончо из «Спортмастера» (те, которые в районе 300-500 рублей стоят) – они рвутся моментально, испробовано ранее. А вот дождевики за 999 рублей из «Декатлона» показали себя отлично;
– рюкзаки (по 20 литров), один из которых был с питьевой системой.
Кстати, про питьевую систему: штука из разряда «маст хэв» в трекинге: удобно, ёмко. У меня она для велосипедных целей, но взял с собой в Норвегию и не пожалел: на восхождениях и спусках пьёшь много воды (колени надо беречь), постоянно снимать-надевать рюкзак, чтобы бутылку достать – это неудобно, да и вес распределяется лучше, когда пакет ближе к спине. С питьевыми системами очень много людей на трекингах. В общем, рекомендую.
Ребята, если у вас есть проблемы с коленями, то обязательно берите с собой брейсы, ортезы или что там ещё помогает. Да хоть эластичные бинты. Вы это, наверняка, и без меня знаете, но всё же. А кто не в курсе, что у него есть проблемы с коленями, тот может узнать об этом на треках Норвегии, поэтому хотя бы эластичные бинты и Диклофенак в аптечку положите :-).
Из общей экипировки: у меня как у бывалого «нашественника» много чего есть для автономии, но некоторые вещи всё же прикупили, а именно:
– новую палатку на три места (старая у меня двухместная, маловата);
– самонадувающийся коврик двуспальный (отличная штука, гораздо лучше надувного матраса, устриц ел);
– раскладной стол;
– систему кипячения воды на газовых баллонах (FireMaple Star X3 – вот вообще вещь-вещь!);
– натяжной тент из «Декатлона»;
– ещё одно раскладное кресло дополнительно к имеющемуся;
– автомобильный холодильник, который может работать от сети 12V/220V;
– ветрозащитный экран для плитки.
Спальники, походная посуда, газовая плитка и баллоны – всё это было.
Кроме того, для машины я сделал фальшпол, верхняя поверхность которого служила крышками для отделений, образовавшихся в пространстве между основным полом и смастерённым. Фальшпол, в первую очередь, делался для того, чтобы в машине задний диван стал вровень с уровнем багажника, и можно было бы переночевать не в палатке, а в авто, если потребуется. Потребовалось.
Ещё даю идею для тех, кто захочет ночевать в машине: купите обычную москитную сетку и небольшие магниты (в «Леруа» продаются»), штук шесть. Это позволит вам спать в машине, обеспечив себе нормальный приток воздуха, но не пострадать при этом от кровососущих насекомых: сетка сверху и по бокам прижимается дверью, а по низу магнитами закрепляется на дверь. Можно просто побольше размером взять москитку, и вообще всю дверь её обернуть и прижать, закрыв дверь. Единственное, что при открытом окне стоит придумать какую-нибудь защиту этого окна от воды – в дождь возможно попадание в салон капель. Я это как-то не предусмотрел… спасался, подвешивая на внутреннюю дверную карту полотенце – оно впитывало всё.