Куда съездить в дагестане на машине
Марш-бросок по Дагестанским достопримечательностям. Или как мы за 4 дня посетили все топовые места соседней Республики. Июнь 2021
Последние пару лет Республика Дагестан стала популярным туристическим направлением, а с учетом текущей эпидемиологической ситуации только ленивый не был в этих краях.
Идея пришла довольно быстро, учитывая, что мы с супругой живем в Астрахани, в 500-ах километрах от Республики Дагестан и все еще не посетили её. В нашем городе у операторов популярны туры выходного дня на Сулакский каньон. Но зачем ограничивать себя одним местом, если можно посмотреть почти всё и сразу? Решено было ехать на личном автомобиле, тем более опыт недельного путешествия по Грузии и прочим горным серпантинам уже имелся. Ведь путешествие на автомобиле – особый вид удовольствия и полная свобода, в которой не регламентированы время и место пребывания.
Несмотря на отсутствие временных ограничений, я все же заранее забронировал жилье на букинге в соответствии с маршрутом, чтобы между ночевками последовательно посещать близлежащие локации.
Ранним субботним утром мы выехали из Астрахани. Выстроив маршрут по новой трассе федерального значения (P-215), на которой этой зимой был торжественно открыт последний участок, мы в боевом настроении выдвинулись в путь.
Как известно, в Дагестане нет сетевых заправок (Лукойл, Газпром, Роснефть и т.п.), поэтому я немного переживали и заранее с помощью интернет отзывов и рекомендаций друзей я выяснил наиболее безопасные заправки с удовлетворительным качеством бензина.
На всякий случай, я взял с собой две 20-ти литровые канистры бензина. Их я припас для отдаленных горных уголков, в которых нет даже дагестанских сетевых заправок. Как оказалось, можно было ограничится и одной канистрой. В пос. Лиман находится ближайшая к южной границе нашей области сетевая АЗС, где мы залили полный бак и взяв по стаканчику кофе отправились в путь.
День 1. Бархан Сарыкум
Первая локация, до которой мы доехали – бархан «Сарыкум». Это крупнейший песчаный бархан в Европе. Дюна находится на охраняемой территории, в составе Дагестанского заповедника, который был создан в 1987 году. В этом месте проходили съемки фильма “Белое солнце пустыни”.
К бархану мы подъехали к 16.00. Солнце уже не пекло беспощадно, поэтому можно было насладиться теплым песком. Мы знали, что не стоит обувать кроссовки, которые быстро наполнятся песком; мы были в сандалиях на липучках. На полпути к вершине бархана мы разулись и кайфовали, утопая в песке.
Наверху присутствует беседка с дощатым полом и лавками. Вокруг нее множество табличек, свидетельствующих о том, что за пределы площадки нельзя выходить и тем более взбираться на гребень бархана. Но, как вы догадались, это никого не останавливает.
Часа 2 мы наслаждались барханом и далее двинули в Махачкалу на ночлег. Мы заселились в отеле «Lord» (все хорошо, только с интернетом проблемы были). Изначально мы хотели поужинать в ресторане-музее “На Лермонтова”, но в связи с тем, что в этот вечер у них проходил банкет, мест не оказалось. Не долго думая, я открыл топ ресторанов Махачкалы и выбор пал на ресторан «Казан-Мангал» (очень колоритное место, вкусная еда, средний ценник). Кстати, во многих заведениях нет алкоголя. В ресторан и обратно мы поехали на такси и тут цены приятно удивили. Стоимость поездки была в районе 100 рублей, несмотря на то, что это был субботний вечер. О лихачестве местных водителей можно много писать, но ограничусь тем, что про поворотник там мало кто знает, сигналят по делу, но в основном просто так, от нетерпения, подрезают и т.д. Возле нашего отеля располагалось сетевое кафе «Сыроварня»( филиалы в Москве и Махачкале), в которое мы и забежали по возвращению домой из первого ресторана. У ребят открытая кухня – очень интересно наблюдать за работой поваров, но нам взгляд в такой европеезированный подход лишает место аутентичности. Мест не было, поэтому мы взяли с собой десерты (кусочек чизкейка – 360 руб., шоколадный брауни – 300 руб., вполне себе столичный ценник) и пошли в номер.
День 2. Сулакский каньон.
Завтрак был включен в стоимость, поэтому на утро нас ждал шведский стол. Весь день мы посвятили Сулакскому каньону. Так как различные смотровые площадки были заранее нанесены на карту, мы передвигались по ним, не теряя времени. Проезжая до поселка Дубки, где открывается отличный вид сверху по дороге мы заметили широко распространенные во многих местах Республики качели, расположенные близко к обрыву.
Кстати, в самом каньоне, в поселке Зубутли тоже есть качели и расположены они намного интереснее.
Покатавшись и сделав пару фотографий мы отправились дальше. По пути останавливались и интересовались ценами на сплав по каньону, так как ГЭС закрыта для лиц без прописки в данном регионе, соответственно самостоятельно через гидростанцию спуститься нельзя, но существует маршрут в объезд по горам и еще один якобы пеший. Цены на сплав, конечно, варьировались в зависимости от количества людей. Можно было снять машину на двоих, но это стоило бы нам 5500 рублей, был и другой вариант – найти попутчиков. Взяв номер у Магомеда, одного из предлагающих услуги, мы отправились дальше.
В поселке Дубки есть несколько мест с красивым видом на каньон, но официально открытая лишь одна. Остальные места огорожены забором и всевозможными табличками, которые уведомляют вас, что вход запрещен. Естественно с этих площадок и открывается лучший вид. Недолго думая мы пролезли в одну аккуратно проделанную до нас дыру в сетке забора и пошли любоваться каньоном.
Ярко бирюзово-голубая вода реки Сулак стелется по всему каньону завершая свой путь в Чиркейском водохранилище, берега которого мы не успели посетить. Еще над каньоном были замечены три вольно парящих орла.
Во время обхода площадок, мы познакомить с ребятами из Нижнего Новгорода и договорились сплавиться по каньону вместе. Связавшись с Магомедом мы поехали обратно, проезжаю мимо качелей, мы решили еще раз остановиться, поскольку разговорами о них заинтересовали ребят. К нашему удивлению, около качелей находилась группа людей, которые собирали по 100 рублей за этот аттракцион, хотя час назад здесь никого не было. Видимо местные бизнесмены к тому времени еще не проснулись. Ну как говорится, “кто рано встает, тому и тапки”.
Как оказалось, на 5-ых экскурсия стоила уже не 5 с половиной тысяч, а 8 тысяч рублей, хотя изначально, как мы поняли, речь шла о цене за машину. Сторговавшись до 7 тысяч мы оставили наши авто на площадке недалеко от КПП ГЭС, и пересели в УАЗ Патриот местного водителя, который продолжил нашу экскурсию по цепочке от Магомеда. Около 40 мин мы спускались к каньону по узкой грунтовой серпантинной дороге, на которой двум автомобилям очень сложно разъехаться. Спустившись вниз, мы подождали свой катер и погнали рассекать волны. По каньону мы катались минут 35-40 мин, притормаживали у самых красивых мест, делали фото, видео. Вид, конечно, неописуемый. На склонах встречаются небольшие водопады с красивой зеленой растительностью.
После такой водной прогулки нам предложили чай со сладостями и далее обратным путем мы поехали наверх. Наши новые знакомые остались на ужин в замечательном месте для отдыха “Главрыба”, где расположено много кафе и прочих развлекательных услуг. К сожалению, наш график был расписан поминутно и мы не смогли остаться с ними. Простившись с ребятами нас отвезли обратно к нашим автомобилям и мы продолжили свой путь. Уже по дороге купили слоеное чуду и перекусили на ходу.
Сопровождаемые проливным дождем, мы направлялись в село Хебда, где сняли гостевой дом. На удивление к селу было проложено хорошее асфальтированное шоссе, хотя были и короткие пути с официальными указателями, но от одного вида таких дорог становилось страшно. Встретил нас, сын хозяина дома, скромный мальчишка – Саид.
День 3. Старый Гоор, водопад Тобот, Карадахская теснина, аул-призрак Гамсутль.
Проснувшись в 8.00 утра окружении гор и позавтракав остатками лепешки мы расплатились за ночлег и погнали дальше. Первая локация этого дня – Старый Гоор – была совсем рядом.
Опять серпантин, грунтовка. Эти 9 км подъема мы ползли около 50 мин, дорога оставляла желать лучшего. Добравшись до «нового» Гоора и проехав по узким улочкам, по одной из которых из-за прошедшего дождя я смог взобраться лишь с 3-ей попытки, мы наконец добрались до подножия холма Старого Гоора. К самим башням мы побоялись подниматься на машине, т.к. уже не хотели каких-либо приключений. Поднимаясь пешком мы поняли, что без труда бы взобрались и на машине.
По свидетельствам некоторых информаторов в старину в Гооре насчитывалось семь башен, к ним примыкали жилые двухэтажные дома. Массивные и высокие стены этих домов связывали башни в единый оборонительный комплекс. Архитектура башен и остатков жилых домов старинного Гоора величественна и сурова. Башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом.
Мы поднялись пешком вверх минут за 10-15. Сверху открывался шикарный вид с плато на очередной каньон. Утром там никого не было, стояла идеальная тишина. Мы сделали несколько фото на отступах горы («языках троллей»).
Очень красиво. Стоило бы приобрести дрон только ради этого места.
Старый аул с 3-мя знаменитыми башнями не произвёл на нас особого впечатления, но окрестности и виды с обрыва заворожили.
По плану дальше был водопад Тобот. Достаточно часто в литературе и других источниках водопад носит другое и более сложное название — Хунзахский. Обогнув хребет от предыдущего места мы подъехали к водопаду вплотную. Был и короткий маршрут, но я не рискнул.
Вид на водопад только сверху. Спускается водопад и простилается одноименной горной речкой в Цолотлинский каньон.
Водопад не всегда имеет мощный поток воды и имеет пульсирующий характер, наибольший сток приходится на май-июль, в период таяния снегов и максимальных осадков. В холодное время года водопад замерзает и превращается в огромную ледяную глыбу, причем изнутри водопад остается полым. На просмотр и фотографии ушло около 40 минут.
Следующей локацией была «Карадахская теснина» или Темное ущелье. Ко входу можно подъехать на автомобиле по гравийной дороге, потом пешком. Обувь взяли закрытую, знали, что там мокро, сыро.
Во многих местах пришлось перепрыгивать по камням, чтобы не намочить ноги, поскольку через всю теснину проходит еле заметная горная речка. Чем больше мы продвигались внутрь теснины, тем уже становился проем. Нам понадобилось около 30 минут, чтобы дойти до конца. Ощущение, что ты в волшебном мире и теснина закроется, как только что-то пойдет не так (как в фильме «Бегущий в лабиринте»). После обильного дождя уровень воды может подниматься на 3-4 метра и ее сокрушительный поток подхватывает огромные камни и толкает их. Потом вода отступает и камни остаются там, где их бросила река. На одном из участков теснины сверху нависают огромные валуны, видимо когда-то они упали сверху при образовании разлома.
На территории теснины, расположена мини таверна с беседкой и кухней от местных жителей, где можно заказать что-то попить и перекусить.
Завершающим пунктом этого дня стал заброшенный аул-призрак Гамсутль (российский аналог Мачу-Пикчу). Подъехать можно к подножью горы, припарковаться, а там уже вас будут ждать местные на советских «буханках». В машину набирают по 5-6 чел и в среднем берут по 100 руб. с человека. На «буханке» мы проехали вверх около 2 км., дальше пешком. Метров 500 мы еще прошли по открытой местности, дальше вошли в лес и по тропинке 1,3 км поднимались в гору около часа. Туристы, которые спускались вниз набирали воду из ручья, расположенного недалеко от самой крепости.
Торопились мы вверх еще и потому, что уже было около 18.00-19.00 и солнце почти садилось, а в горной местности оно скрывается быстрее.
Вид сверху стоил того, чтобы бежать в гору. Аул полуразрушен, но признаки недавно присутствовавшей жизни в одном из строений мы обнаружили. В одном из уцелевших домов находилась различная утварь. Говорят, что в 2014 году там проживал последний житель.
Обратно мы тоже шли через лес, так как не знали о второй дороге, ведущей через кладбище. Спустившись к «буханкам» мы хотели на них доехать до стоянки, но так как было поздно, водители сказали, что будут ждать всех оставшихся туристов и только тогда поедут. Мы решили пройти эти 2,5 км. пешком. По итогу примерно в 22.00 мы сели в свой автомобиль. Предстояла длинная дорога в Дербент.
И тут с нами приключилась интересная ситуация. При спуске по гравийке я вдруг услышал громкий свист из под колес. Один в один, как при стертых колодках, только непрерывный.
Проехав еще несколько метров решено было остановиться и осмотреть авто. Колодки и диски я поменял за пару недель до поездки, поэтому оставалось не так много вариантов, скорее всего попал камень между тормозным диском и защитным жестяным кожухом (фартуком) — подумал я. Вооружив жену фонарем и сняв переднее левое колесо я не обнаружил ничего подозрительного и лишнего. Поставив колесо, я проехался назад и вперед. Звук по-прежнему присутствовал, но теперь уже не скрип, а звук, похожий на скрежет по металлу.
Пока мы стояли на аварийке несколько машин проехали мимо, но были те, кто и остановился. Останавливались двое местных и один приезжий турист, но ничего конкретного сказать они не смоги. Один местный посоветовал добраться до ближайшей СТО пока они еще не закрылись. Указав дорогу он поехал по делам, сказав, что на обратном пути проверит нас. Я слегка занервничал и решил еще раз все обдумать.
Вдали показался свет очередных фар, авто которых остановилось около нас, поинтересовавшись ситуацией, местный водитель выслушал мой рассказ и услышав звук слегка задумался. К единому мнению мы так и не пришли. Поскольку до следующего пункта предстояла дальняя дорога, то мы несколько переживали стоит ли продолжать путь в подобной ситуации. Тут к нашему удивлению Адильбек, тот самый остановившийся мужчина с женой и дочкой, предложил переночевать у них, а утром уже поехать на СТО. Немного подумав, мы согласились и в сопровождении его жигулей отправились в путь.
Загнав машину во двор, я предложил ему еще раз скинуть колесо и под ярким светом навесной лампы тщательнее осмотреть внутренности. Самое забавное, что я забыл набор инструментов дома, и в любом случае, в походных условиях не смог бы снять даже колодки. Перебрав колодки — проблема не решилась. И тут при очередном движении по маленькому двору Адильбек заметил, что звук исходит от правого колеса, а не от левого, к которому все это время было приковано наше внимание. Сняв правое колесо, я увидел тот самый камень, плотно сидевший между диском и защитной жестянкой, из-за которого мы потратили около часа. Хозяин дома еще за мной, как говорится — свежей рукой, провел контрольную проверку колесных болтов и мы еще несколько минут с улыбками обсуждали ситуацию.
Супруга Адильбека — Роза к этому времени уже накрыла стол и нас пригласили поужинать. Нас накормили вкуснейшим пловом и напоили чаем со сладостями. Действительно, мы были глубоко тронуты заботой людей, которые нас совсем не знают. И даже после этого они рекомендовали нам остаться с ночевой, потому что уже поздно, а ночью тяжело ехать. Но мы были настроены на Дербент и согласно нашему графику мы не могли остаться там на ночь, иначе не успели бы в Дербент. Вот так в очередной раз подтвердились рассказы о гостеприимстве Дагестанских жителей и прочих народов кавказа.
В Дербент мы прибыли в 2 часа ночи. Как оказалось, администратор, который обещал нам, что можно будет заселиться после полуночи, нас не дождался, соответственно мы остались без номера (соответствующие отзывы я уже оставил на всех площадках). Промониторив круглосуточные гостиницы, мы поехали в ближайшую и заселились. Этот день оказался самым насыщенным.
День 4. Цитадель Нарын-Кала, побережье и экраноплан “Лунь”.
Утром мы увидели, что перед нашей гостиницей простирается море, потому что ночью мы только слышали прибой воды. В море мы не купались, прохладно было, хотя вода была больше 20 градусов.
Завтракали мы в кафе (3ZM&M) комплексные завтраки + напиток очень нам зашли.
Далее была Цитадель Нарын-Кала. Обязательно берите экскурсовода, они рассказывают подробно кто тут жил, какой хан правил, чем занимались, одним словом не пожалейте 500 рублей (цена за двоих) и послушайте историю крепости.
Так как крепость основная достопримечательность города ее частично реконструировали и содержат ее в отличном состоянии. На территории 2 музея. После экскурсии обязательно прогуляйтесь по ним. Один расположен на месте старой канцелярии, второй – на территории крепости (в нем фарфоровая выставка) в него вход отдельно платный.
Мы не успели посетить музей ковров и мечеть, которые нам рекомендовал экскурсовод, но зато мы поехали посмотреть на ракетный корабль-экраноплан «Лунь» и еще раз постоять у моря. «Лунь» был отбуксирован к побережью Дербента в 2020 году и представляет собой некий музейный экспонат. Подробнее о его историческом пути вы можете ознакомиться на википедии.
Перед дорогой домой мы решили плотно пообедать. Выбора пал на ресторан «Родник» на выезде из города – это было 10 из 10, кухня, обслуживание, приятная веранда.
Пробежка по рынку, подарки и дорога домой.
Техническая часть
К поездкам я всегда подхожу основательно, тем более, если они самостоятельные. Этот раз не стал исключением. Предварительно мы изучали материалы, которые были размещены туристами на различных площадках. Тогда мы определили для себя обязательные места для посещения и, исходя из того, что у нас было свободных четыре дня, поставили цель посетить выбранные места за выделенное время.
Передвижение на легковом автомобиле с клиренсом 165 мм, оказалось достаточным для всех намеченных нами мест. Все лишь два раза пришлось прибегнуть к услугам перевозчиков и то по другим причинам.
Отметив все точки в Google картах на ПК я экспортировал их в Osmand для навигации на смартфоне, тем более что “плюс” версия у меня уже давно была куплена. Изначально я хотел впервые воспользоваться Яндекс навигатором, но он оказался максимально неудобным и бесполезным, поскольку в него нельзя экспортировать заранее созданную карту в формате kmz или kml, о чем и пишет техподдержка Яндекс на просторах интернета.
Главный редактор: моя супруга Евгения.
Использованы материалы: Википедия
«Хочется плакать от красоты»: 10 вещей, которые удивляют туристов в Дагестане
Дагестан — не самый популярный регион среди российских туристов.
Сравните хотя бы с Алтайским краем: в 2019 году его посетило более 2 миллионов путешественников, а Дагестан — около 850 тысяч. Вокруг кавказских республик сформировано много стереотипов: например, о том, что по дорогам ездят одни заниженные Приоры, а все женщины ходят в хиджабе. Все это правда, но это просто часть культуры республики. Я хочу рассказать о фактах, достопримечательностях и необычных особенностях Дагестана, которые могут вдохновить туристов на путешествие.
Мини-путешествие длилось всего три дня, но получилось очень насыщенным. Самым ярким был первый день: мы прилетели в 3 ночи и уже в 7 утра поехали на экскурсию, программа которой включала в себя посещение бархана, Сулакского каньона, форелевого хозяйства, джипинг и катание на лодке. Второй день мы посвятили поездке в Дербент, а третий отвели на изучение Махачкалы и Каспийска: нам хотелось просто полежать на пляже.
Расскажу, что меня удивило в Дагестане.
Повсюду молельные комнаты
Быстрее всего попасть в Дагестан можно на самолете через Махачкалу: из Москвы лететь 2 часа. Вероятно, первым, что вы увидите в республике после того, как спуститесь с трапа, будет молельная комната. В Дагестане около 96% населения исповедуют ислам. Верующим необходимо 5 раз в день совершать намаз, то есть молиться. Для этого практически в каждом месте, куда бы вы ни пришли, есть молельные комнаты. В том числе в аэропорту, на заправках и в ресторанах. Разумеется, комнаты раздельные для мужчин и женщин.
Нет федеральных продуктовых сетей и АЗС
В Дагестане не встретишь привычных продуктовых сетей вроде «Магнита» и «Пятерочки», которые захватили остальную Россию. В регионе популярны небольшие локальные магазины с ограниченным ассортиментом и местные продуктовые сети, например «Зеленое яблоко». Цены в супермаркетах выше, чем в Москве, но точные примеры привести не могу: уже не помню.
Под Махачкалой расположен самый большой бархан в Евразии
Дагестан в первую очередь известен как горный регион, но в республике очень разнообразная природа. Популярные туристические места — Хунзахский водопад, Гимринское ущелье, Ирганайское водохранилище, Сулакский каньон. В республике даже есть бархан — песчаный холм, который образуется в пустынях. Каким-то образом он появился в 20 километрах от Махачкалы, его окружают горы. Бархан Сарыкум — самый большой в Евразии: его высота — 262 метра. Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о его происхождении.
Гиды знают о появлении бархана куда больше: экскурсоводы в один голос рассказывают легенду о том, что Сарыкум — следствие любви дагестанских юноши и девушки. По преданию, отец невесты согласился выдать свою дочь лишь при условии, что юноша принесет с моря столько песка, чтобы, взобравшись на него, можно было увидеть саклю, где они живут. Есть и другие легенды. Кто знает — может, одна из них правдива.
Бархан находится на территории Дагестанского заповедника. На него ведет удобная лестница, она же — экотропа «Путь мудрой черепахи». В песках можно увидеть неядовитых змей, ящериц, а если повезет — даже черепах. Здесь нежный и прохладный песок, по которому приятно ходить, а с высоты открывается красивый вид на горы. Такое мало где еще можно увидеть, разве что в Сахаре. Именно в этом месте снимали кадры фильма «Белое солнце пустыни».
Если вы не готовы к длительным поездкам по Дагестану, то бархан — лучший вариант для короткой вылазки. Но нужно учесть, что подъем на него не из легких. Сентябрьским утром была комфортная температура на уровне +20 °C, а летом воздух на бархане может прогреваться до +60 °C. Добраться туда можно даже на «Яндекс-такси». Получасовая поездка обойдется в 500—600 Р в одну сторону.
Сулакский каньон в Дагестане глубже, чем Гранд-Каньон в Америке
Главная природная достопримечательность Дагестана — Сулакский каньон. Он поражает своими масштабами и бирюзовым цветом воды. Местные жители не упустят момент похвастаться фактом, что Сулакский каньон — глубочайший в Европе: его глубина — 1920 метров. По этому показателю он на целых 60 метров обошел знаменитый Гранд-Каньон.
Для поездки на Сулакский каньон можно арендовать автомобиль: в Махачкале цены стартуют от 1700 Р за сутки. Но я советую брать машину, только если вы очень уверенный в себе водитель, привыкший к серпантинам.
К каньону нет прямого спуска. Придется добираться до села Зубутли, которое расположено на второй ступени главного Сулакского каньона. В 1970 году землетрясение полностью разрушило село. Сейчас, вместе с развитием туризма, его восстанавливают. В селе нас пересадили с микроавтобуса в переделанный уазик: только на нем можно спуститься к воде. По дороге об голову бились ветки с айвой.
Каньон непременно стоит посетить, но учтите, что путь до него может пощекотать нервы: маршрут проходит по горной дороге, которая не имеет ограждений, а прямо под ней — пропасть глубиной более километра. Гиды успокаивают: с обрыва еще не падал ни один автомобиль.
В погоне за красивыми фотографиями многие рискуют и подходят к самому краю обрыва. Лучше этого не делать: бывали и несчастные случаи
Дербент — один из самых старых городов мира
Переходим к другим рекордам республики: именно здесь находится, возможно, старейший город России — Дербент. Информация неточная: дагестанцы путаются в показаниях. Где-то висят плакаты «Поздравляем Дербент с 5000-летием!», но в то же время в сувенирном магазине стоит кружка с надписью «Дербенту 3000 лет». В сентябре 2015 года в городе официально праздновали двухтысячный юбилей. Ученые тоже ведут споры, но известно, что впервые город документально упомянул Гекатей Милетский в 6 веке до нашей эры.
Звание Дербента как самого старого города России после присоединения Крыма взяла на себя Керчь: в 2000 году она отметила 2600-летний юбилей, но ее доподлинный возраст неизвестен. Спорить о таких древних вещах довольно сложно.
В Дербенте хранится единственный в мире ракетный экраноплан
Летом 2020 года в Дербент привезли единственный в мире ракетный экраноплан «Лунь» — это что-то среднее между кораблем и самолетом. Чудо инженерной мысли, так и не опробованное на деле из-за распада Союза, сейчас стоит заброшенным и служит местной достопримечательностью. На него нужно посмотреть, потому что неясно, какая у экраноплана судьба: власти говорили, что собираются сделать его экспонатом будущего парка «Патриот», но пока он разрушается на берегу моря. Может быть, скоро его совсем уберут с глаз.
Экраноплан покоится под Дербентом, точное местоположение есть на гугл-карте. Добираться туда лучше своим ходом из Дербента.
В Дагестане есть море
Еще один не самый очевидный для многих моих знакомых туристов факт о дагестанской природе: в республике есть море. Искупаться в Каспии можно прямо в Махачкале. Но городской пляж грязный и необустроенный, к тому же прямо возле него проходит железная дорога.
Лучше отправиться в Каспийск, который находится в 20 минутах езды от Махачкалы. Там пляжи с чистым песком и пологим заходом в воду. В конце сентября почти никто не купается, исключение — дикие туристы вроде меня и кайтсерферы, но они в гидрокостюме, а я — в купальнике. Температура воды в это время года не превышает +20 °C. Комфортнее всего купаться летом и в начале сентября. Осенью инфраструктура на Каспийском пляже напрочь отсутствовала: никаких тебе лежаков и палаток с едой, только кабинки для переодевания — и на том спасибо.
Найти благоустроенные пляжи можно на базах отдыха. Ближайшие к Махачкале — «Джами» и «Малибу». В сезон цена за номер на двоих доходит до 7000 Р в сутки.
В Дагестане расположены одни из крупнейших в стране заводы коньяка и шампанского
Учитывая, что почти все население Дагестана исповедует ислам, а Коран запрещает употреблять алкоголь, никак не ожидаешь узнать, что регион известен как производитель шампанского и коньяка.
В Кизляре расположен один из крупнейших в России коньячных заводов полного цикла. Это значит, что тут занимаются всем — от выращивания винограда и его переработки до розлива готового напитка. Кизлярский коньяк и бренди есть на витринах «Ароматного мира» по цене от 500 Р за 0,5 л.
Из-за строгого отношения к выпивке в большинстве кафе нет алкоголя, но я знаю людей, которые все равно умудрялись найти его в продаже. Некоторые местные жители признавались мне, что могут выпить, но потом окупают свой грех благими делами.
В Дагестане восхитительная еда
Кавказская кухня часто ассоциируется лишь с шашлыком из баранины. На деле же Дагестан — идеальное место, чтобы попробовать что-то новое. Самая популярная еда в Дагестане — хинкал. Не путайте с хинкали: хинкал — это отварная баранина, которую подают вместе с кусочками сваренного в мясном бульоне теста. Есть много разновидностей хинкала — аварский, кумыкский, даргинский, лакский и другие. Основное отличие — в форме и толщине теста: например, для аварского его нарезают ромбами, для лакского — кубиками, а к даргинскому подают тесто, по форме напоминающее синнабон.
В Дагестане более 60 народностей
Даргинцы, лакцы, лезгины, кумыки, аварцы, азербайджанцы, агулы — это лишь несколько народов, которые живут на территории республики. У каждой народности свой язык, поэтому жители Дагестана могут не понимать друг друга. В этом случае связующим языком становится русский.
Дагестанцы очень добродушно относятся к приезжим: они всегда рады помочь, подвезти и даже накормить. Больше всего нам удалось пообщаться с таксистами и местными, которые нас подвозили. От одного нашего попутчика мы узнали про его необычную деятельность: он предприниматель и продает симкарты с красивыми номерами. В Дагестане это популярная услуга. Цены за один номер могут доходить до миллиона рублей.
Он же посоветовал нам, пока мы в Дагестане, обязательно сходить на хиджаму — кровопускание. На Кавказе эта процедура пользуется спросом: якобы она лечит от всех болезней. Чтобы убедить нас, водитель показал видео, где хиджаму якобы пропагандирует кое-какой президент. Мы не решились. Потом он показал ролик о том, как вредно есть свинину, ну а напоследок пожелал нам прийти к исламу.
Таксисты в Махачкале очень радовались, что мы доехали до Дагестана, но признавались, что ждут не дождутся, когда кончится пандемия коронавируса и они смогут вернуться в Москву: в их родном городе мало платят, поэтому они вынуждены уезжать туда на заработки.