Лабораторные работы по диагностике автомобилей
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ И ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ специальности/профессии 23.01.03 «Автомеханик» ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»
К ЛАБОРАТОРНЫМ И ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
специальности/профессии 23.01.03 «Автомеханик»
ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждаю
___________________________ зам.директора по УПР
Протокол № ___ от___________ ___________________
Председатель ЦМК ___________________
Принято на заседании МС
Протокол №___от ___________
лабораторных/практических работ по ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
Для профессии (специальности) 23.01.03 «Автомеханик»
для обучающихся 2 курса
на 2018-2019 учебный(е) год(а)
Настоящие методические указания по дисциплине ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля» 23.01.03 «Автомеханик» составлены в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Практические занятия предназначены для обучающихся специальностей/профессий 23.01.03 «Автомеханик», изучающих дисциплину ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и
профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по
освоению ОП.05 «Диагностика электронных систем автомобиля»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выполненная работа должна быть представлена в отдельной тетради для практических/лабораторных работ.
Результат выполнения практических заданий оценивается (например) – зачет/незачет.
Критериями оценки служат: умения и знания. Контроль и оценка
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование
— накопительной системы оценивания и проведение зачета/ДЗ/экзамен
С учётом вышеизложенного в данных методических указаниях приведено 5 практических занятий.
Каждое практическое занятие содержит цель, методическое руководство к выполнению, перечень оснащения работы, содержание
работы, дополнительное задание развивающего характера, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Подготовка к лабораторным/практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Лабораторную/практическую работу каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению, выполняется в отдельной тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия (можно
установить срок сдачи работы). Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Практическая работа считается выполненной (зачет), если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке данной Рекомендации (другие критерии, которые можно указать в пояснительной записке: правильно, аккуратно оформлено и студент при защите показал качественные знания и умения). Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет их во время консультаций отведенных группе по данной дисциплине.
ОПИСАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(предусмотрено рабочей программой п.4 Условия …)
Рабочее место носит комплексный характер и используется для проведения всех работ по данной дисциплине, МДК(например):
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ/ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. Практические/лабораторные работы проводятся под наблюдением преподавателя. К выполнению практических/лабораторных работ обучающиеся допускаются только после прослушивания инструктажа по технике безопасности и противопожарным мерам. После инструктажа каждый обучающийся расписывается в журнале
2. Строго выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.
3. Все практические работы проводятся за компьютерными столами учебного кабинета. Студентам не разрешается без уважительной причины отлучаться из кабинета до полного окончания практических/лабораторных работ.
4. На рабочем месте должны находиться только необходимые для работы оборудование и материалы. Класть сумки необходимо на специально отведенный для этого стол.
5. Бережно обращаться оргтехникой. Входить в кабинет разрешается только после звонка на урок, спокойно, не торопясь, не задевая столы.
6. Занимать места в кабинете необходимо согласно «Схеме посадочных мест», начиная с первых парт.
7. Обучающийся отвечает за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
8. Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций по организации учебного процесса с использованием компьютеров и технических средств обучения должно способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма, на протяжении всех учебных занятий в техникуме и полной безопасности для их жизни и здоровья.
Перед началом работы:
Проверить порядок на рабочем месте;
Отрегулировать положение монитора так, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло не менее 50 см.(если работа за ПК)
1. Во время работы соблюдать правильную осанку (вертикально прямая спина, плечи опущены и расслаблены, ноги на полу не скрещены, стоят на подставке для ног, локти, запястья и кисти рук на одном уровне).
2. Непрерывное занятие студента за компьютером не должно превышать 30 минут. По истечении данного времени необходим перерыв длительностью 5 минут для снятия напряжения глаз. Для снятия усталости мышц используйте комплекс упражнений по профилактике зрительного утомления, упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища и ног (если работа за ПК).
3. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
4. Обо всех неисправностях немедленно сообщать преподавателю.
По окончании работы:
1. Собрать методические указания к практическим/лабораторным работам и сдать их преподавателю.
2. Выключить ПК после разрешения преподавателя.
3. Навести порядок на рабочем месте.
При работе в кабинете строго запрещается:
1. Находиться в верхней одежде и грязной обуви.
2. Принимать пищу на рабочем месте и в компьютерном кабинете.
3. Удалять и перемещать чужие файлы;
4. Приносить и запускать свое программное обеспечение (программы).
5. Работать на ПК грязными или мокрыми руками.
6. Прикасаться пальцами к мониторам, стучать по ним.
7. Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя.
8. Класть диски, книги, тетради на составляющие компьютера.
9. Подключать к компьютеру свои устройства (сот. телефоны, плееры).
10. Работать на не исправном компьютере.
11. Оставлять вычислительную технику на длительное время без присмотра.
12. Прикасаться к электрическим вилкам, розеткам, проводам, разъемам, задним стенкам системного блока и монитора.
13. Вскрывать корпуса, вынимать и вставлять разъемы, платы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Компьютерная диагностика автомобилей на базе компьютерного диагностического комплекса Мотор-Тестер МТ 10К
— знакомство обучающихся с устройством, принципами действия, техническими и регулировочными характеристиками;
— диагностирование различных систем, устройств и приборов автомобильного электрического и электронного оборудования.
— выполнять основные сборочно-разборочные операции систем микропроцессорной техники и
Учебная: изучение устройства и принципов действия сервоприводов и систем электрооборудования автомобиля, методов их диагностики, а также тенденций развития электронного и электрического оборудования автомобилей.
Развивающая: развитие индивидуальности обучающихся, личностной и профессиональной самореализации, в профессиональной деятельности.
Воспитательная: формирование общих компетенций обучающихся.
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
1. Подтверждение факта наличия неисправности
2. Внешний осмотр и проверка узлов,
блоков и систем автомобиля
3. Проверка технического состояния подсистем
4. Работа с сервисной документацией.
Считывание диагностических кодов
5. Просмотр параметров с помощью сканера
6. Локализация неисправности
на уровне подсистемы или цилиндра
8. Проверка после ремонта и стирание кодов
ошибок из памяти ЭБУ
— рекомендуемые информационные источники: литература,
справочники, интернет-ресурсы и др.
— пособия (методические, наглядные, демонстрационные, макеты и т.д.);
— оборудование (сканер, мотор-тестер )
Ход работы (задания):
Дополнительное задание (привести примеры, указать на чертеже, найти короткий (другой) путь решения, разложить в последовательности и т.д.):
Цель: выявить (способность, мыслить логически, эвристический подход к решению неисправности и т.д.)
Контрольные вопросы ( могут быть в конце освоения всех умений по всем ЛПР или индивидуально по каждой работе )
Результат деятельности (отчет, вывод, классификация, таблица, решение, расчет, рецензия и т.д.,).
Мотор-тестер предназначен для диагностики автомобилей с питанием 12 и 24В. Добавлены функции дизельной диагностики.
Выпускается взамен снятого с производства Мотор-Тестер МТ10К.
Диагностический комплекс Мотор-Тестер МТ10КМ предназначен для проверки технического состояния и поиска неисправностей в автомобильных бензиновых (и в ограниченном объёме дизельных) двигателях внутреннего сгорания при проведении ТО и ремонта автомобилей на станциях техобслуживания, автосервиса, владельцем автомобиля.
Мотор-Тестер МТ10КМ включает полнофункциональный мотор-тестер для бензиновых (и частично дизельных) ДВС, компьютерный сканер для дизельных и бензиновых автомобилей и базу данных.
Мотор-Тестер МТ10КМ работает на основе программного обеспечения МТ10 и поддерживает диагностику режиме сканера автомобилей ВАЗ (в том числе автомобилей Lada Granta), GM-AVTOVAZ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, ЗАЗ, СЕАЗ со всеми существующими ЭСУД, включая системы ABS, SRS (подушка безопасности), климат-контроль, иммобилизатор, электроусилитель руля, ПАЗ, ЗИЛ (Bosch EDC7UC31), МАЗ (Bosch EDC7UC31, Элара 50.3763 Е3), Камаз (Bosch MS6.1), BAW, CHEVROLET, CHERY, CITROEN, DAEWOO, FIAT, FORD, GREAT WALL, HYUNDAI, KIA, MAZDA, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, RENAULT, SUZUKI, TOYOTA, BYD, HAFEI, автомобилей группы VAG, автомобилей, поддерживающих диагностику OBD-II.
Коды доступа для работы в режиме сканера приобретаются дополнительно или в составе поставки Мотор Тестер МТ10КМ Плюс.
Комплекс Мотор-Тестер МТ10КМ работает на основе программного обеспечения МТ10 с блоком автомобильной диагностики АМД-4АКМ. В состав Мотор-Тестера МТ10КМ также входит широкий ряд аксессуаров: датчики, клещи, стробоскоп и др., а также диагностические кабели.
Программа МТ10 постоянно развивается, выпускаются новые версии с большими возможностями.
Мотор-Тестер позволяет производить углубленную диагностику систем зажигания (классических, электронных, микропроцессорных) с механическим либо статическим распределением энергии, электронных систем управления двигателем как отечественного, так и импортного производства. Мотор-Тестер является универсальным средством, позволяющим проводить диагностику большинства существующих типов автомобилей с бензиновыми (и частично дизельными) ДВС. Диагностируемые системы:
— определение состояния свечей и свечных проводов (нагары, обрывы, пробои);
— определение режимов работы и неисправностей катушки зажигания (межвитковые замыкания, правильность подключения, пробои).
— диагностика коммутатора и датчика Холла;
— просмотр характеристики работы центробежного регулятора (график зависимости УОЗ от оборотов);
— определение УОЗ (без стробоскопа или с ним).
Система топливоподачи бензиновых двигателей
— электрическая проверка топливных форсунок (межвитковые замыкания обмоток, длительность фазы впрыска);
— проверка работы датчиков (температуры, положения дроссельной заслонки, датчика кислорода, ДМРВ и т. д.);
— проверка исполнит. механизмов (регулятор ХХ и др.);
— состав выхлопных газов (с внешним газоанализатором);
— определение вклада цилиндров путем отключения зажигания.
Система топливоподачи дизельных двигателей
— диагностика состояния ТНВД и форсунок по характеру кривой пульсаций давления в топливных трубках.
— определение углов впрыска (со стробоском или без).
— просмотр характеристики работы центробежного регулятора (график зависимости угла впрыска от оборотов).
— электрич. проверка каналов управления топливными форсунками.
Система предпускового разогрева дизельных двигателей
— диагностика цепей свечей накала или запальной свечи.
— оценка относительной компрессии по цилиндрам в режиме стартерной прокрутки;
-измерение компрессии в динамике и в режиме прокрутки;
— определение правильности установки ремня ГРМ;
— контроль работы клапанов.
Система питания и зарядки
— проверка работы генератора и системы зарядки аккумулятора (вых. напряжение и ток генератора с определением неисправностей выпрямительных диодов, реле-регулятора, зависания щеток и т.д.).
— режим многоканального осциллографа с синхронизациией от любого из каналов или от спец. каналов синхронизации (ДПКВ, ДВМТ, индуктивных клещей в качестве датчика первого цилиндра) или самописца. Отображение до 8 каналов на экране с возможностью записи
— Зачет/ незачет (степень выполнения заданий должна быть
— «5», «4», «3», «2» (степень выполнения заданий должна быть понятна студенту)
— Качественная характеристика: степень формирования умений (на стадии: испытывает затруднения, умеет, владеет, может научить другого и др.).
Для определения критериев можно использовать:
1. Умение использовать рациональные приемы.
2. Полнота, правильность, точность выполнения заданий.
3. Выделение основной мысли при самостоятельном изучении
4. Степень осознания содержательной стороны
5. Словарный запас профессиональных терминов.
6. Умение провести контроль и самоконтроль результатов.
7. Степень самостоятельности выполнения работы.
8. Творческий подход.
9. Использование имеющейся литературы по данному вопросу.
Примечание: курсивом даны рекомендации для написания
Рекомендуемая литература к подготовке обучающихся
4. Диагностика и техническое обслуживание машин: учебник/ А. Д. Ананьин (и др.). М.: Академия, 2008.
5. Диагностика и техническое обслуживание машин для сельского хозяйства: учеб. пособие / А. В. Новиков (и др.); под ред. А. В. Новикова. Минск: БГАТУ, 2010.
6. Максименко А. Н. Диагностика строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин: учеб. пособие / А. Н. Максименко, Г. Л. Антипенко, Г. С. Лягушев. СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
7. Диагностирование автомобилей. Практикум: учеб. пособие / А. Н. Карташевич (и др.); под ред. А. Н. Карташевича.- Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011.-208с.
Электронные образовательные ресурсы:
1. «Устройство автомобилей» по профессии «Автомеханик», М.: ИЦ «Академия», 2012.
2. «Устройство автомобилей» по профессии «Автомеханик», М.: ИЦ «Академия», 2013.
3. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» по профессии «Автомеханик», М.: ИЦ «Академия», 2012.
Лабораторная работа: Основы технической диагностики автомобилей
Название: Основы технической диагностики автомобилей Раздел: Рефераты по транспорту Тип: лабораторная работа Добавлен 20:28:33 12 марта 2010 Похожие работы Просмотров: 2586 Комментариев: 16 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ зоны | Цель прослушивания | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Определение состояния опор распредвала | Норма | Громкий стук | Норма | Норма | Норма |
2 | Определение состояния клапанов | — | — | — | — | — |
3 | Определение состояния поршней, колец, поршневых пальцев | Норма | Норма | Громкий стук | Норма | — |
4 | Определение состояния коренных подшипников | — | — | — | — | — |
Таблица 2.2 – Результаты измерения компрессии.
цилиндр | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Открытая заслонка | Измерение компрессии, кг/см 2 | 10,1 | 10 | 10,5 | 10,4 | 10 | 10,2 | 10,2 | 10,1 |
Среднее значение, кг/см 2 | 10,05 | 10,45 | 10,1 | 10,15 | |||||
Закрытая заслонка | Измерение компрессии, кг/см 2 | 9,2 | 9,4 | 9,8 | 9,6 | 9,5 | 9,6 | 9,3 | 9,6 |
Среднее значение, кг/см 2 | 9,3 | 9,7 | 9,55 | 9,45 |
Оценка технического состояния ЦПГ и ГРМ по герметичности прибором модели НИИАТ К-69.
Таблица 2.4 – Результаты герметичности.
Цилиндр | Утечка % | Характер утечки через | Заключение | |||||
У1 | У2 | У1-У2 | Кольца | Клапан | Прокладки головки блока | |||
Впускной | Выпускной | |||||||
1 | 10% | 15% | 5% | |||||
2 | 5% | 5% | 0% | |||||
3 | 20% | 15% | 5% | |||||
4 | 5% | 10% | 5% |
Вывод: В ходе лабораторной работы изучили основные неисправности систем ДВС, изучили методы диагностирования систем ДВС. В ходе диагностирования двигателя МеМЗ 245 установили:
1) В ходе прослушивания обнаружен стук в 3-м цилиндре, во 2-м шейки распредвала.
2) Компрессия двигателя в норме.
3) Оценили техническое состояние двигателя по герметичности с помощью прибора К-69.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
– изучить устройство и назначение прибора модели Э-214
— изучить назначение анализатора двигателя К-461
— получить навыки в диагностировании электрооборудования с помощью прибора Э-214 и анализатора двигателя К-461.
Прибор предназначен для проверки непосредственно на автомобиле 12 и 24 вольтового оборудования с отрицательной полярностью «массы», генераторов постоянного и переменного токов мощностью до 350 Вт и регуляторов к ним, АКБ без нагрузки и под нагрузкой стартером, стартеров мощностью до 5,15 кВт (7 л.с.), распределителей зажигания, конденсаторов, транзисторных коммутаторов, катушек зажигания.
Рисунок 3.1 – Общий вид прибора Э-214.
При проверке АКБ по показаниям вольтметра величина напряжения 12 V. При включении стартера 3-5 сек., сняли показания напряжения батареи под нагрузкой, которое составило 10,2 V.
Проверка состояния контактов прерывателя распределителя.
Анализатор двигателя К-461.
Анализатор двигателя позволяет диагностировать системы электроснабжения и зажигания с номинальным напряжением 12 V двигателей с числом цилиндров 4,6 и 8, а также оценивать эффективность работы цилиндров. Анализатор позволяет снимать осциллограммы напряжений действующих в системе зажигания, измеряет частоту вращения двигателя, падение напряжения на контактах и многое другое.
Рисунок 4.1 – Общий вид анализатора двигателя К-461.
Анализатор двигателя К461: / — стрела; 2 — жгут; 3 — датчик импульсов; 4 — датчик первого цилиндра; 5 — осветитель; 6 — штепсельная вилка; 7 — ом метр-тахометр; 8— комбинированный измеритель; 9 — экран осциллографа; 10— образцы осциллограмм; 11, 12 — контрольные лампы комбинированного измерителя и омметра-тахометра; 13 — лампа «Сеть»; 14 — выключатель сети; 15, 18, 22, 23 — кнопки; 16, 19 — рукоятки; 17 — переключатель омметра-тахометра; 20 — переключатель выбора цилиндров; 21 — переключатель «Программа»; 24 — переключатель числа цилиндров.
Диагностирование прерывателя-распределителя с помощью анализатора К-461 (см. приложение 1).
Вывод: В ходе лабораторной работы изучили устройство и назначение прибора модели Э-214, изучили назначение анализатора двигателя К-461, получили навыки в диагностировании электрооборудования с помощью прибора Э-214 и анализатора двигателя К-461.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Диагностирование микропроцессорных систем управления
– изучить назначение сканера CARMAN SCAN VG;
– получить практические навыки диагностирования автомобиля сканером CARMAN SCAN VG.
3.1. Теоретический раздел.
3.1.1. Принцип построения микропроцессорных систем управления ДВС
Современные микропроцессорные системы управления (МСУ) и имеют многоуровневую структуру. Рассмотрим структуру на примере двигателя автомобиля (рисунок 3.1) [10].Наагрегатах ДВС размещаются датчики и регулирующие органы. Конструктивно они могут быть совмещены с агрегатами двигателя.
Рассмотрим уровни управления.
Информационно-поисковая система (ИПС) накапливает в своей базе данных информацию о состоянии объектов в процессе их работы и выполняет предварительную обработку полученной информации. Информационно-вычислительная система (ИВС) путем обработки информации определяет техническое состояние объекта и место неисправности, если обнаруживается отклонение от нормального функционирования.
Здесь в качестве устройств воздействия выступает технологическое оборудование, используемое при проведении технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР), управляющей подсистемой является обслуживающий и ремонтный персонал.
Полученные с ИВС данные используются обслуживающим и ремонтным персоналом для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Подробно системы управления рассматриваются в курсе «Информационные и микропроцессорные системы автомобилей».
3.1.2. Диагностирование МСУ ДВС.
Программное обеспечение БУ содержит подсистему диагностики, позволяющую определять возникающие отказы (ошибки) в работе МСУ, в двигателе и фиксировать их в памяти ОЗУ. Информационно поисковая система может работать в следующих режимах:
– считывание информации, записанной в память отказов и поступающей на индикатор диагностической системы с предварительной обработкой и выдачей кодов неисправностей;
– проверка узлов и агрегатов на работающем или остановленном двигателе.
Под отказом понимается выход контролируемых параметров за установленные границы, который говорит о наличии неисправности в работе МСУ или двигателя. Каждый сбой формализован, т.е. имеет свое определение и свой код неисправности [11].
При отсутствии неисправностей лампа диагностики (ЛД), в зависимости от типа МСУ, может загораться на короткое время или гаснуть только после запуска двигателя. Включение лампы говорит о ее исправности, а выключение об отсутствии неисправностей в работе МСУ или двигателя.
На отказы ЛД может, например, реагировать следующим образом. Если сбои (неисправности) появляются не чаще, чем один раз в две минуты, подсистема самодиагностики БУ включает ЛД на 0,6 с, но код неисправности в память ОЗУ не заносит.
Если отказы появляются более одного раза за две минуты, ИПС включает ЛД и заносит код неисправности в память ОЗУ. Но если неисправность в течение двух часов не повторялась, ЛД гаснет и код неисправности стирается из памяти ОЗУ.
Если неисправность не периодическая, а присутствует постоянно, ИПС заносит код неисправности в ОЗУ и включает ЛД.
Перечисленные три вида неисправностей принято называть: однократные, многократные и текущие (постоянные).
Горящая ЛД не требует заглушить двигатель и прекратить движение, но требует проведения технического обслуживания в ближайшее время.
Коды неисправностей выдаются каждый по три раза. Сначала количество включений, соответствующих первой цифре кода, пауза, количество включений, равное второй цифре, и т.д. Между повторением кода и следующим кодом следует длинная пауза.
Сначала выдается код 12, который не является кодом неисправности и свидетельствует только об исправности диагностической цепи и подсистемы диагностики БУ.
Если в ОЗУ нет кодов неисправностей, продолжает выдаваться код 12, МСУ и двигатель исправны, возможен запуск двигателя и движение.
Отсутствие кода 12, наличие кодов неисправностей в памяти ОЗУ или включение ЛД при движении автомобиля не означает, что двигатель нельзя запускать или следует немедленно заглушить, а свидетельствует только о необходимости разобраться в ситуации в возможно короткий срок.
Диагностика (как правило, проводится с целью поиска неисправностей) ЭСУ и двигателя включает в общем случае пять этапов. При диагностике часто используются карты для сравнения параметров имеющих место (действующих) с параметрами среднестатистического автомобиля, а также карты, где дается порядок (перечень шагов) поиска неисправностей.
При проведении работ по ТО и диагностике МСУ необходимо соблюдать следующие правила [11]:
При замене элементов МСУ требуется снять отрицательную клемму (при отсутствии выключателя «массы»).
Нельзя предпринимать пуск двигателя без надежного подключения аккумуляторной батареи (АКБ).
Нельзя отключать АКБ при работающем двигателе; при заряде АКБ, необходимо отключить ее от бортовой сети.
Соединители жгутов предусматривают правильную ориентацию разъемов, в этом случае не требуется приложения больших усилий.
Нельзя соединять или разъединять соединения МСУ при включенном зажигании.
Элементы электроники МСУ рассчитаны на низкое напряжение (до 5В) и уязвимы для электростатических разрядов, напряжение которых может быть больше в тысячи раз, поэтому нельзя касаться руками штырей соединителей, снимать металлический кожух БУ, проводить сварочные работы при установленной МСУ.
В самом общем случае диагностика может состоять из пяти этапов.
1 этап. Поиск механических неисправностей.
Проведение первого этапа диагностики очень важно, иначе при последующих этапах диагностики непосредственно ЭСУД можно не разобраться в причинах неисправностей.
2 этап. Проверка работоспособности бортовой системы диагностики и диагностической цепи.
Если бортовая диагностика, после установки перемычки запроса самодиагностики, выдает на ЛД код 12, тогда можно перейти к этапу 3. Если ЛД не выдает код 12, в этом случае необходимо восстановить работоспособность системы, воспользовавшись диагностическими картами.
3 этап. Считывание кодов неисправностей с помощью ЛД и специальных приборов. При выдаче бортовой диагностикой на ЛД кода 12 и кода неисправности, необходимо обратиться к соответствующей диагностической карте кодов неисправностей. В случае отсутствия кода неисправности следует перейти к этапу 4.
4 этап. Если бортовая система диагностики работает, кода неисправности в ОЗУ нет, а есть претензии к работе двигателя, тогда неисправности могут быть определены с помощью карт типичных неисправностей. Если диагностическая цепь исправна, а двигатель невозможно запустить, тогда необходимо использовать диагностические карты.
5 этап.Проверка переменных параметров при помощи диагностических приборов. Нередки случаи, когда при работоспособной диагностической цепи в ОЗУ отсутствуют коды неисправностей, а претензии к работе двигателя есть. В этом случае неисправности узлов ЭСУ и двигателя можно отыскать при помощи диагностических приборов, которые соединяются с диагностическим разъемом. Приборы позволяют проконтролировать параметры, определяемые ИПС на различных режимах работы двигателя и по отклонению их значений от типовых сделать выводы о неполадках в ЭСУ и в двигателе.
3.1.3. Сканер CARMAN SCAN VG.
CARMAN SCAN VG это интегрированная информационная система, которая позволяет проводить диагностику автомобилей ведущих мировых производителей в режиме реального времени. Система также имеет функцию записи сигнала и самодиагностики.
Перед началом работы со сканером CARMAN SCAN VG необходимо обязательно внимательно прочитать инструкцию по эксплуатации, чтобы полностью понять технику применения данного прибора в повседневной диагностике и максимального использования всех его функций.
Активная Матрица Дисплея – удобный метод управления сканером, поскольку можно активировать те или иные функции прямым нажатием иконки экрана. Для этого можно использовать специальный стилус, который крепится на задней панели сканера. Это гораздо убыстряет работу со сканером.
Рисунок 3.1 – Передняя панель прибора.
1 – статус дисплея LED; 2 – кнопки направления; 3 – ENTER/ESC; 4 – HELP; 5/7 – динамики; 6 – специальные кнопки (F1
F6); 8 – кнопка питания; 9 – O/X; 10 – кнопки направления; 11 – LCD
Рисунок 3.2 – Верхняя панель прибора.
1 – гнездо подключения питания; 2 – RS 232 коннектор; 3 – коннектор для подключения DLC кабеля; 4/5 – USB порт; 6 – порт для осциллографических шнуров
Таблица 3.1 – Функции кнопок панели прибора.
Обозначение | Функции |
1) Статус Дисплея LED | Информирует Пользователя о статусе Сканера |
2) Кнопки Направления | Данные кнопки можно использовать для движения вверх, вниз, вправо и влево по меню |
3) ENTER/ESC | Этой кнопкой можно войти в программу, запустить ее, выполнить ту или иную команду или сделать отмену и выход из Меню |
При нажатии этой кнопки на экран будет выведена вспомогательная информация по данному разделу | |
5/7) Динамики | Используются для прослушивания звуковых сигналов |
6) Специальные кнопки (F1 F6) | Используются для включения специальных функций или программ |
8) Кнопка Питания | Используется для Включения/Выключения прибора |
9) O/X | Используется для подтверждения действия(YES) или отрицания действия(NO) в момент удаления Кода Ошибки или Запуска Активатора |
10) Кнопки Направления | Управляют движением Страница ВВЕРХ/Страница ВНИЗ и функциям HOME /END |
11) LCD | На дисплей выводится информация. CARMANSCAN VG оборудован монитором с диагональю 7дюймов и активной матрицей |
CARMANSCAN VG получает питание 5 способами:
Кабель питания для прикуривателя.
Питание может поступать на сканер от бортовой сети автомобиля через кабель для прикуривателя. Однако электричество не поступает в прибор при выключенном зажигании или во время запуска двигателя.
Подсоедините красную клемму кабеля питания для АКБ к (+) аккумуляторной батареи автомобиля и черную клемму к (-) аккумулятора автомобиля. Затем подключитесь к сканеру через кабель питания прикуривателя. Электричество поступает в сканер вне зависимости от положения ключа зажигания.
Внимательно подключайте кабеля к аккумулятору, поскольку неправильная полярность подключения может привести к повреждению сканера.
В случае, если на автомобиле установлен разъем типа OBD-II на 16-пин, сканер может получать питание от бортовой сети автомобиля через DLC кабель. Дополнительного питания не требуется.
Встроенный аккумулятор позволяет работать сканеру 1-2часа без дополнительной подзарядки.
Аккумулятор сканера подзаряжается автоматически при использовании сетевого AC/DC адаптера. Одновременно питание подается и для работы сканера.
Время полной зарядки аккумулятора CARMANSCAN VG примерно 8 часов, в зависимости от конкретной ситуации.
Если устанавливается новая батарея или сканером не пользовались более одного месяца, то надо обязательно полностью зарядить аккумулятор перед началом использования.
Подсоединение к автомобилю и выбор диагностической программы.
1. Подключение сканера к автомобилю осуществляется с помощью подсоединения DLC кабель к коннектору автомобиля и разъему в верхней части сканера CARMANSCAN VG (рисунок 3.3).
2. В главном меню выбираем необходимую программу. Затем выбираем страну изготовления автомобиля и марку для диагностики.
3. Выбрать систему для диагностики автомобиля (двигатель, АКПП, АБС, Подушка Безопасности, и т.д.).
Основные функции программы диагностика (рисунок 3.5).
1. Диагностические Коды Ошибок. После того, как ЭБУ сохраняет код ошибки в своей памяти, он копируется сканером на дисплее вместе с описанием кода; если ошибки отсутствуют, то появляется сообщение, “NO TROUBLE CODE”.
С помощью данного меню можно удалить коды ошибки и посмотреть электрические схемы (если есть) или идеальные параметры датчиков.
2. Показания датчиков. Показания датчиков можно видеть как в цифровом, так и в графическом виде. Возможно сравнить минимальное и максимальное значение.
3. Активация. Можно проверить нормальную работу датчика с помощью его активации.
4. HELP – ПОМОЩЬ. Вывод на экран вспомогательной информации по датчикам.
Таблица 3.2 – Функции кнопок меню информации по ремонту.
Обозначение | Название | Функции |
сортировка по датчику | На экране появится справочная информация по четырем системам – Двигатель / Двигатель(LPG) / ABS / Система Подвески | |
сортировка по симптому | На экране появится справочная информация по четырем системам – Двигатель / Двигатель(LPG) / ABS / Система Подвески | |
электрическая диаграмма | Выбрав марку автомобиля можно посмотреть электрическую схему |
С помощью данного меню можно просмотреть справочную информацию по четырем системам–Двигатель / Двигатель(LPG) / ABS / Подвеска, а также симптомы и пути устранения неисправностей по конкретному датчику, можно вывести на экран алгоритм исправления неисправности и просмотреть электрическую схему автомобиля по каждой марке.
1. Подсоединить кабель осциллографа к корпусу CARMANSCAN VG путем синхронизации выступов на порте сканера и отверстий на кабеле (рисунок 11).
2. Соединить пробник кабеля осциллографа к линии сигнала датчика. Заземлить кабель осциллографа на массу (рисунок 12). Как правило, к датчикам подходят несколько кабелей – кабель питания, кабеля заземления, кабеля сигнала. По сигнальному кабелю передаются и получаются сигналы от датчика к ECU. Для тестирования Осциллографа, можно подключить кабель осциллографа к сигнальному каналу.
Цифровой на 4-канала;
Диапазон измеряемого напряжения: ±500V;
Функция обнуления каналов;
Функция сохранения сигналов;
На экране сканера можно получать высококачественные гистограммы в ручном и автоматическом режимах, а также пользоваться Справочной Информацией.
Таблица 3.3 – Функции меню осциллоскопа.
Обозначение | Функции |
Позволяет получать сигналы датчиков и активаторов с автоматической настройкой напряжения и времени | |
Можно использовать настройки пользователя | |
Функция измерения Вторичного Зажигания | |
Измерение сигнала датчика по типу симптома неисправности | |
Загрузка сохраненного сигнала на экран |
Рисунок 3.14 – Автоматическое измерение:
1 – типы датчиков; 2 – каналы; 3 – определение каналов; 4 – сохранение; 5 – отмена
В меню Автоматическое измерение можно выбрать 33автоматические настройки на датчики в зависимости от типа датчика.
Мультиметр и симулятор.
Сканер позволяет использовать мультиметр и симулятор сигналов.
Рисунок 3.15 – Мультиметр и симулятор.
Таблица 3.4 – Функции мультиметра.
Voltage | Возможность измерения напряжения также как в мультиметре |
Current | Для этой функции необходимо подключение опциональных клещей |
Frequency | Измерение скважности и частоты также как и в мультеметра |
Pressure | Для этой функции необходим опционный набор для давления |
Duty | Нагрузка измеряется также как и в обычноммультиметре |
Actuator Drive | Функция активации сигнала активатора для проверки его работоспособности |
Resistance | Сопротивление измеряется также как и в мультиметре |
Voltage Output | Можно симулировать работу датчиков путем симуляции напряжения. Например: датчик температуры воды |
Temperature | Для использования этой функции необходим температурный датчик (опционально) |
Frequency Output | Можно симулировать работу датчиков путем симуляции напряжения, нагрузки и скважности сигнала |
Диапазон измеряемого напряжения: ±500VDC
Диапазон измеряемой частоты: 0
В данном меню можно использовать калькулятор, калибратор экрана и проводник файлов:
CALCULATOR – можно использовать калькулятор и конвертер единиц (длина, вес, объем, площадь).
TOUCHSCREENCALIBRATOR – калибровка активной матрицы дисплея.
FILEEXPLORER – запуск программы управления файловой системы.
Автомобиль с микропроцессорными системами управления, сканер CARMAN SCAN VG.
3.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
1) Ознакомиться со сканером и рабочими функциями кнопок.
2) Подключить сканер к автомобилю.
3) Включить сканер. В главном меню выбираем необходимую программу. Затем выбираем страну изготовления автомобиля и марку для диагностики.
4) Проверить место нахождения, форму диагностического разъема автомобиля.
5) Произвести считывание диагностических кодов ошибок, посмотреть показания датчиков.
6) Посмотреть справочную информацию по датчикам, а также симптомы и пути устранения неисправностей по конкретному датчику.
7) Выключить сканер, отсоединить его от автомобиля.
Вывод: В ходе лабораторной работы изучили назначениесканера CARMAN SCAN VG, получили практические навыки диагностирования автомобиля сканером CARMAN SCAN VG.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРЕРЫВАТЕЛЯ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗАТОРА К-461
- Как проверить мультиметром питание в проводке автомобиля
- Посчитать трейд ин авто с пробегом