Ламели это в автомобиле
Поговорим о шинах. Часть 2. Ламели.
Эта вторая часть статьи о строении шин и влиянии их параметров на основные ходовые характеристики автомобиля. Вам будет немного удобнее воспринимать информацию если вы ознакомитесь с первой частью статьи, так как некоторые логические цепочки берут в ней свое начало. www.drive2.ru/b/492864884317356387/
2.1 Продольные ламели.
Решить проблему «всплывания» широких шин на мокрой дороге призваны продольные ламели на шине. (Рисунок 4). Для эффективного водоотведения, поперечное сечение ламели должно быть как можно большим. Однако, делать их очень широкими смысла не имеет, так как проще взять тогда более узкую шину, а большая глубина продольных ламелей приведет к тому, что продольные выступы шины будут подламываться в повороте (Рисунок 4. Справа увеличено) и элементы шины будут работать не правильно, что приведет к их разрушению. Поэтому применение продольных ламелей на широких шинах хоть и увеличивает критическую скорость аквапланирования, но это увеличение имеет определенные пределы, а нам же всегда хочется больше. Для дальнейшего улучшения поведения в луже могут быть использованы поперечные ламели диагональной направленности.
2.2 Поперечные ламели.
На рисунке 5 слева схематично показано как отводят воду и снежную кашу из пятна контакта поперечные ламели диагональной направленности. В сумме с продольными ламелями они довольно эффективно решают проблему вывода воды из пятна контакта и подминают критическую скорость аквапланирования до приемлемых значений.
Также, есть поперечные ламели, которые направлены близко к перпендикуляру к шине и при этом могут иметь перегородку (Рисунок 5 слева). Очевидно, что назначение таких ламелей не выводить воду из пятна контакта. Они предназначены для обеспечения сцепления на рыхлом снегу на зимней резине и для сцепления на рыхлых и влажных грунтах на летней резине. Шашечки, образованные продольными и поперечными ламелями вгрызаются в рыхлую часть поверхности, и за счет проникновения на большую глубину внутрь поверхности обеспечивают хоть какое-то сцепление.
И если продольные ламели влияют в основном на характеристики аквапланирования, и немного на поведение машины в повороте, то вот поперечные ламели в своем разнообразии влияют на очень большой спектр параметров движения.
Начнем с того, что диагональные ламели, несмотря на значительное улучшение поведения на мокром покрытии очень сильно влияют на акустический комфорт движения. Поясню это на примере суровой шины для сельхозтехники (Рисунок 6). Так как между шашками такого протектора есть промежутки, то соприкосновение с поверхностью происходит дискретным образом из-за чего движение на высоких скоростях на сельхозтехнике сопровождается сильной вибрацией. Похожий эффект возникает и на легковой шине, но так как там расстояние между шашками меньше, то вибрация не возникает, однако, дискретность касаний приводит к появлению сильных шумов от покрышки. Чтобы избавится от этого эффекта на поверхности шины организуют сплошные продольные непрерывные полосы (Рисунок 5 слева, выделено красным), такие полосы обеспечивают непрерывный контакт шины с поверхностью, однако, они перекрывают поперечные ламели, что в случае с диагональной их направленностью не позволяет достичь эффекта водоотведения. Одним из решений этой проблемы является применение ассиметричного рисунка протектора: одна половина шины имеет непрерывный продольный пояс для обеспечения акустического комфорта, вторая имеет диагональные ламели для водоотведения. Однако, на мой взгляд, применение таких шин может привести к появлению в некоторых режимах движения боковой силы, так как кроме асимметричности относительно оси шины также появляется асимметричность относительно оси автомобиля. Но стоит заметить, что несимметричность взаимодействия шин с поверхностью дороги вызванная неоднородностью характеристик дороги в большинстве случает имеет значительно больший эффект на движение автомобиля.
Ламели — что это, виды, преимущества и недостатки
Мировые бренды борются за рынок сбыта и разрабатывают новые уникальные модели покрышек с разным дизайном протектора. Многие из нас видели ламели на шинах, но немногие задумывались – зачем нужны эти мелкие насечки. А ведь это важные элементы зимних и всесезонных колёс, которые обеспечивают безопасное вождение. Какую функцию выполняют ламели и в чём их особенности, об этом далее.
Что такое ламели, когда стали использоваться
Если посмотреть на протектор всесезонной и зимней (шипованной / фрикционной) покрышек, то можно увидеть, что вся поверхность беговой части в тонких надрезах. Это конструктивные элементы шины, которые называются – ламели. Они могут быть разных форм и размеров. Применяются на легковых и грузовых шинах. Благодаря внушительной глубине, надрезы остаются в протекторе на протяжении всего срока службы резины.
Впервые ламели на автомобильных колёсах появились в середине ХХ века. Их разработчиками стали шинные инженеры из США. Конструкторы долгое время старались улучшить сцепление на мокрой и снежной дороге. Однажды они разделили блоки протектора на несколько частей и сделали их подвижными.
На испытаниях разработчики обнаружили, что автомобиль стал более послушным в управлении. Он быстрее разгонялся, а тормозной путь сократился. Такие особенности не только улучшили ходовые качества, но и повысили уровень безопасности. Спустя 20 лет идею переняли европейцы, чтобы сократить использование шипов, которые нещадно повреждали асфальт.
Какую функцию выполняют
В автомобильной шине нет ничего лишнего, все элементы несут определённый функционал. За ламелями закреплены отдельные роли, которые обеспечивают:
Иногда ламели можно встретить на летних шинах. Обычно это внедорожные покрышки, для эксплуатации по рыхлым и влажным грунтам.
Какие бывают виды
Каждый изготовитель старается выпустить эксклюзивный продукт, поэтому инженеры постоянно работают над новыми видами ламелей. Колёса обладают всё лучшими сцеплением и курсовой устойчивостью в тех условиях, для которых и были разработаны. В настоящее время, в магазине можно увидеть покрышки с такими типами ламелей, как:
Многие из них запатентованы и являются собственностью компаний. Например, ламели-насосы (Pump sipe) – это разработка финского бренда Nokian. А изготовитель Pirelli запатентовал технологию — Interactive Block Sipes, это ламели напоминающие кирпичную кладку.
Преимущества и недостатки
Развитая система современных ламелей на протекторе – это продуктивное инновационное решение, повышающее ходовые качества. Автомобиль более устойчив на зимней дороге, а значит безопасен для водителя и других участников движения. К отрицательным свойствам можно отнести риск появления аквапланирования, а также плохую управляемость на тёплом весеннем асфальте.
Резюме
Ламели – это неотъемлемые элементы протектора всесезонных и зимних шин. Они улучшают сцепление и проходимость на снежных и обледенелых дорогах. Применяются в производстве легковых и грузовых покрышек.
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Так какие же такие замечательные свойства приобретают шины при нанесении ламелей? Сейчас мы их рассмотрим.
Во-первых, увеличение сцепления с дорожным покрытием. Из-за разрезов улучшается податливость блоков протектора, соответственно, резина становится более «мягкой», плотнее обхватывает дорожные неровности и способна передавать большее тяговое усилие. Кроме того, ламели создают на поверхности шины множество дополнительных кромок, что также улучшает сцепление. Это делает ламели практически незаменимыми на заледенелой дороге. Более того, в таких условиях «липучки» проявляют себя даже лучше шипованной резины. Однако сразу замечу, что у этого положительного фактора есть и минусы, порой весьма существенные, к которым мы еще вернемся.
В настоящее время в протекторах зимних покрышек почти всегда совмещают шипы и ламели, и недаром именно такие гибриды показывают наилучшие результаты в тестах. Вообще, если вам вдруг попалась зимняя неламелированная шина, то можно почти наверняка сказать, что она предназначена для езды в основном по глубокому или утрамбованному снегу, а вот на льду или мокром покрытии будет проигрывать фрикционной.
Слева направо:
зимняя шипованная шина Goodyear 255/55 R18 Ultra Grip 500 109T XL,
зимняя фрикционная шина Nokian Hakkapeliitta R,
летняя шина Nexen Radial А/Т (RV)
Во-вторых, к положительным моментам смело можно причислить увеличение площади поверхности шины, то есть площади теплоотдачи. Оно влечет за собой уменьшение температуры, а это, в свою очередь, уменьшает износ резины. Иногда на боковых поверхностях шашек протектора, где тепловые нагрузки наиболее высоки, делают простые цилиндрические (круглые) ламели. Они совершенно не уменьшают пятно контакта колеса с дорогой, но при этом очень эффективны для отвода тепла.
В-третьих, применение ламелей предоставляет конструкторам шин большие творческие возможности при разработке и дизайне. Очень часто ламели как конструктивный элемент заставляют выполнять дополнительные функции. В качестве примера можно привести фирму Nokian Tyres, которая запатентовала так называемые насосные ламели. Они находятся на боковых поверхностях шашек плечевой (краевой) зоны протектора и имеют вид кармашков, которые при сжатии шины раскрываются и втягивают в себя воду. Или, скажем, изобретены ламели-«капли», которые, при истирании рисунка протектора на две трети, раскрываются и образуют дополнительные кромки для зацепления. Также на сайте одного из производителей шин пытаются воздействовать на эстетические чувства потенциальных покупателей, утверждая, что ламели на их покрышках имеют форму языков пламени.
Однако при всей очевидной пользе от ламелей они имеют и недостатки, с которыми, впрочем, производители шин успешно борются. Недостатки эти, как зачастую бывает, являются оборотной стороной достоинств, и сейчас мы узнаем о них поподробней.
Аквапланирование как оно есть
Чтобы бороться с этим явлением, применяют различные компромиссные решения. Например, иногда прорези идут не по всей ширине протектора, а только в его центральной части, не доходя до краев. А порой вертикальный профиль ламели делают зигзагообразным, тогда при возникновении усилий смежные боковые стороны ламелей смыкаются, «монолитизируя» поверхность покрышки.
В 90-х годах прошлого века появились так называемые «сотовые» ламели в виде шестиугольников. Они хорошо держат как продольные, так и боковые усилия на поверхность шины, при этом сохраняя необходимую жесткость. На иллюстрации справа показана шина ContiwinterContact TS 800 именно с таким типом ламелей.
Подводя общий итог, можно сказать следующее: ламели как конструктивный элемент протектора дают возможность производителям шин конструкторскими методами «программировать» физические свойства покрышки, позволяя находить оптимальный компромисс между жесткой и мягкой резиной. Безусловно, минусы у них есть, но в основном это недостатки, присущие не самим ламелям как таковым, а вообще шинам, изготовленным из мягкой резины, в сравнении с их жесткими аналогами. Преимущества же слишком очевидны, чтобы отказываться от такого удобного и сравнительно малозатратного способа улучшения зксплуатационных свойств шины.
Ламели на шинах — что это: виды ламелей и назначение
Разработка зимних покрышек и постоянное совершенствование их сцепных качеств, привели к новой конструкционной особенности, которой стали ламели на шинах. Событие произошло в середине прошлого столетия. Первые положительные отзывы об улучшенных характеристиках колёс, поступили от водителей в период эксплуатации машин в мокрый снег и на обледенелой дороге. Новшество оказалось настолько практично, что его используют в современном производстве автомобильной резины. Но мало кто знает, что первые ламели появились не на покрышках.
Что такое ламели на шинах
Ламели – это микроразрезы на поверхности блоков протектора. Если приглядеться, то можно увидеть, что вся ширина профиля покрышки оснащена прямыми или волнообразными разрезами. Ламели были придуманы, преимущественно для зимних шин. В данный период, это технологическая особенность применятся на некоторых моделях летней резины.
Первые ламели появились не на покрышках, а на резиновой обуви. Это произошло в 1923 году. Автором изделия стал Джон Сайпс, работник мясокомбината. С тех пор, ламели носят его имя и называются — Sipes.
С конца 60-х, разработчики покрышек в США, старались сделать передвижение на автомобиле более безопасным. К этому, добавилось желание улучшить управляемость и проходимость машины. В 70-х, к ним присоединились европейцы, желающие поберечь асфальт от шипов.
Экспериментируя с протектором, инженеры выявили, что если разделить каждый блок на несколько частей, то пятно контакта с дорогой увеличится. При этом, каждый микроблок будет работать самостоятельно. В совокупности с более мягким каучуком, у разработчиков получились отличные покрышки с повышенной цепкостью.
Зачем нужны ламели – какова их функция
В пятне контакта колеса с автодорогой ламельная поверхность протектора расширяется и ложится всей плоскостью на неровный участок дороги. Другими словами, словно прилипает к нему, как улитка. Эта функция позволяет значительно повысить сцепление и управляемость автомобилем. При этом, дорожное полотно может быть обледенелым или мокрым. Но, на характеристики колеса, такие факторы повлиять практически не могут.
Прохождение поворота на шинах с ламелями, также стало на порядок выше. Блоки с микроразрезами начинают работать в поперечном направлении. После выхода из поворота, ламели начинают функционировать в продольном направлении.
Виды ламелей
Изготовители шин применяют новаторские решения в нанесении ламелей на свою продукцию. Представить протектор зимней шины без микроразрезов – невозможно. Но это уже не однообразные ламели, а разрезы различных конфигураций, что добавляет эффективности сезонным колёсам. Сегодня встречаются следующие виды ламелей:
Преимущества и недостатки ламелей
Достоинство технологичных микроразрезов в том, что они как губка впитывают воду и снег, улучшая пятно контакта колеса с автодорогой. Минус – это повышает эффект аквапоанирования. Кроме того, шины с ламелями непрактичны в горячем асфальте. Мягкая резина делает автомобиль менее чутким к управлению в тёплое время года.
Некоторые производители начали патентовать свои ламели. Например, компания Pirelli, разработала новый вид, похожий на кирпичную кладку. Новшеству присвоили название — Interactive Block Sipes.
Высокоэластичный состав резины в совокупности с ламелями, делает зимние колёса практичными. Причём неважно, арктические это шины или фрикционные (липучки). Очевидно, что без ключевых микроразрезов, сцепные качества колёс были бы хуже.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Шины H/P — High Performance: особенности и назначение моделей
Цветные шины — особенности моделей
Как накачать колесо автомобиля компрессором?
Многие автовладельцы не раз слышали про ламели, которыми производители шин щедро наделяют свои покрышки. Тем не менее, мало кто знает, как они выглядят, каких типов и конструкций бывают, и какие функции на них возложены.
Ламели представляют собой маленькие прорези толщиной с волос, которые есть практически на всех современных легковых шинах. Они являются одним из основных элементов современной зимней шины. Именно ламели помогают протектору цепко держаться на мокрых дорогах, льду и укатанном снегу.
Улучшение сцепных характеристик происходит за счет того, что ламели расширяясь под давлением как губка вбирают в себя оставшуюся воду с поверхности дороги. Помимо прочего, благодаря ламелям, протектор получает дополнительные сцепные грани, которые как маленькие коготки цепляются даже за микроскопические трещинки и неровности при разгоне и торможении.
Как это ни удивительно, но изначально ламели были придуманы не для использования на автомобильных шинах. Их придумал и запатентовал сотрудник мясокомбината Джон Сайпс (John Sipes) в 1923 году, который надрезал подошву своих резиновых сапог, улучшив тем самым сцепление на мокрых и скользких покрытиях многочисленных коридоров. С тех пор по его фамилии ламели на английском языке называют Sipes.
В шинах ламели появились только в середине 60 –х годов. К тому моменту технологи шинных компаний создали зимнюю резиновую смесь достаточной жесткости для того, чтобы блоки протектора можно было снабдить узкими надрезами.
Но инженеры шинных компаний понимавшие, что улучшение тяговых и тормозных характеристик зимних шин напрямую зависит от увеличения количества ламелей, сразу столкнулись с проблемой избыточной подвижности блоков протектора, ведущей к ухудшению управляемости. Именно это стимулировало технологические центры к созданию ламелей, минимизирующих деформацию блоков.
В 70-е годы европейские власти, озаботившись сохранением дорожного покрытия, ввели ограничения на использование шипованных шин. Это увеличило работы над улучшением ламелей.
Специалисты попеременно наделяли свои зимние шины прямыми, Y-образными и косыми ламелями, но тесты шин показали, что одной из самых действенных конструкций того времени стали зигзагообразные ламели, блокирующие блок протектора в горизонтальном направлении. Такая конструкция позволила существенно увеличить количество ламелей в протекторе зимних шин, что улучшило сцепление и управляемость.
В последствии, каждый производитель патентует свои собственные разработки. Так, компания Pirelli представила ламели в форме кирпичной кладки Interactive Block Sipes, у Kumho появились ламели в форме пчелиных сот HoneyComb, а в арсенале компании Michelin ламели Bi-Directional блокирующие блоки в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Сегодня производители автошин шагнули далеко вперед в разработке высокоэффективных ламелей для зимних шин. Протектор зимней шины сложно представить без многочисленных ламелей. Современные шины имеют ламели разных конструкций в разных зонах протектора, в зависимости от необходимости улучшения тех или иных характеристик шины.
Среди наиболее распространенных: разнонаправленные самоблокирующиеся ламели, ламели-насосы, раскрывающиеся по мере износа протектора ламели и даже возбудители ламелей. Все эти названия призваны обеспечить высокий уровень продольной и поперечной устойчивости при движении шины в любом направлении. Простыми словами, ламели, вместе с высокоэластичным составом резиновой смеси и уникальным рисунком протектора, играют ключевую роль в сцепных характеристиках шины.
Вся представленная на сайте информация носит справочный характер и не является публичной офертой.
Пользовательское соглашение
© 2006–2021 ООО «Пауэр Интернэшнл-шины»
Вся представленная на сайте информация носит справочный характер и не является публичной офертой.
Пользовательское соглашение
Также я разрешаю ООО «Пауэр Интернэшнл–шины» направлять мне сообщения информационного характера о товарах и услугах ООО «Пауэр Интернэшнл–шины», а также о партнерах.
Согласие может быть отозвано мной в любой момент путем направления ООО «Пауэр Интернэшнл–шины» письменного уведомления по адресу: 129337, г. Москва, ул. Красная Сосна, д.30
Конфиденциальность персональной информации
1. Предоставление информации Клиентом:
— Фамилию, Имя, Отчество получателя Заказа товара/услуги;
— адрес электронной почты;
— номер контактного телефона;
— адрес доставки Заказа (по желанию Клиента).
1.2. Предоставляя свои персональные данные, Клиент соглашается на их обработку (вплоть до отзыва Клиентом своего согласия на обработку его персональных данных) компанией ООО «Пауэр Интернэшнл–шины» (далее – «Продавец»), в целях исполнения Продавцом и/или его партнерами своих обязательств перед Клиентом, продажи товаров и предоставления услуг, предоставления справочной информации, а также в целях продвижения товаров, работ и услуг, а также соглашается на получение информационных сообщений. При обработке персональных данных Клиента Продавец руководствуется Федеральным законом «О персональных данных» и локальными нормативными документами.
1.2.1. Если Клиент желает уничтожения его персональных данных в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, либо в случае желания Клиента отозвать свое согласие на обработку персональных данных или устранения неправомерных действий ООО «Пауэр Интернэшнл–шины» в отношении его персональных данных, то он должен направить официальный запрос Продавцу по адресу: 129337, г. Москва, ул. Красная Сосна, д.30
1.3. Использование информации предоставленной Клиентом и получаемой Продавцом.
1.3.1 Продавец использует предоставленные Клиентом данные в целях:
· обработки Заказов Клиента и для выполнения своих обязательств перед Клиентом;
· анализа покупательских особенностей Клиента и предоставления персональных рекомендаций;
· информирования клиента об акциях, скидках и специальных предложениях посредством электронных и СМС-рассылок.
1.3.2. Продавец вправе направлять Клиенту сообщения информационного характера. Информационными сообщениями являются направляемые на адрес электронной почты, указанный при Заказе на Сайте, а также посредством смс-сообщений и/или push-уведомлений и через Службу по работе с клиентами на номер телефона, указанный при оформлении Заказа, о состоянии Заказа, товарах в корзине Клиента.
2. Предоставление и передача информации, полученной Продавцом:
2.1. Продавец обязуется не передавать полученную от Клиента информацию третьим лицам. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом и только в рамках договоров. Не считается нарушением настоящего пункта передача Продавцом третьим лицам данных о Клиенте в обезличенной форме в целях оценки и анализа работы Сайта, анализа покупательских особенностей Клиента и предоставления персональных рекомендаций.
2.2. Не считается нарушением обязательств передача информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями законодательства Российской Федерации.
2.3. Продавец получает информацию об ip-адресе посетителя Сайта www.4tochki.ru и сведения о том, по ссылке с какого интернет-сайта посетитель пришел. Данная информация не используется для установления личности посетителя.
2.4. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.
2.5. Продавец при обработке персональных данных принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного доступа к ним, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.