Ламповый усилитель в машину
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Как хорошо сейчас стало жить – всё, или почти всё можно приобрести в магазине и на радиорынке. Однако для радиолюбителей практически не остаётся сферы, где не возникала бы мощная конкуренция со стороны промышленного производства электронных устройств. За что не возьмёшься – всё имеется в продаже, уже готовое и зачастую более дешёвое. Почти всё.
Но вот в области построения ламповых усилителей, к счастью ситуация совсем другая. Именно здесь, при финансовых вложениях в десятки и сотни раз меньших, чем цена готовых фирменных устройств, можно изготовить отличный ламповый УНЧ практически не уступающий по своим параметрам заводским.
Особенно представляется интересным спаять автомобильный ламповый усилитель. На первый взгляд звучит слишком непонятно и смело: почему ламповый, да ещё и в автомобиль? А потому что это будет супер хитом аудиотехники для машины. Не какой-то там мосфет, не простая автомагнитола на TDA, а настоящий усилитель на вакууме! Такой автомобильный УНЧ будет вне конкуренции по качеству звука, и главное – иметь богатый и солидный ретро дизайн.
Что для этого надо? Две вещи – собственно сам ламповый усилитель и преобразователь 12 В – 300 В для анодов. Схему усилителя выбираем двухтактную, с пентодным включением ламп выходного каскада. Преобразователь паять не нужно – ведь на рынке имеется полно недорогих готовых устройств для питания аппаратуры 220 В от автомобильного аккумулятора.
Именно такое, с мощностью нагрузки от 200 ватт и следует использовать в этом УНЧ. На входе стоят клеммы для подключения питания +-12 В, на выходе обычная сетевая розетка. Частота преобразования 30-50 кГц. Работоспособность преобразователя сохраняется в диапазоне входных напряжений от 10 до 18 В.
При цене всего 30 уе (а вы соберёте подобный преобразователь со всеми защитами и в хорошем корпусе за такие деньги?), мы получаем готовый источник высокого напряжения для анодов ламп. Требуется всего лишь подключить к выходу выпрямитель – диодный мост и конденсатор фильтра на 470 – 1000 мкф с рабочим напряжением 350 В. Можно взять их от импульсных блоков питания телевизоров 3УСЦТ.
Запитывать накалы ламп будем напрямую от аккумулятора 12 В, а для обеспечения напряжения 6 В – накалы тождественных ламп соединяем последовательно. Естественно никто не запрещает поставить для формирования напряжения накала обычный стабилизатор, но это уже лишний расход тока и усложнение конструкции. Сам усилитель монтируется на куске алюминия или дюрали толщиной 3-4 мм, на эту пластину прикручиваем 6 керамических ламповых панелек, а монтаж делаем на их выводах и дополнительных монтажных лепестках.
Регуляторов громкости не нужно – уровнем звука управляют в автомагнитоле. Вставить данный автомобильный ламповый УНЧ надо в приборную панель над или под автомагнитолой, чтоб все лампы были на виду. Преобразователь можно разместить в любом удобном месте и соединить его с УНЧ обычным сетевым проводом. Таким же проводом, сечением от 1,5 мм, подаётся и 12 В для накалов.
Чтоб не обжечься или случайно не разбить лампу, желательно установить защитное затемнённое стекло. Преобразователь при случае будет выполнять и свои прямые обязанности. так что если вы владелец авто, тем более крутой иномарки, – эта идея именно для вас! Конечно кому-то покажется звук не достаточно богатый низами, люди привыкли к мощным “бочкам”, но для этого есть сабвуфер. А здесь описание и расчёты изготовления ящика и динамика для этого саба.
Свои соображения по усилителям пишите в ФОРУМЕ
Автомобильный ламповый усилитель. Неизведанное или забытое?
В этой записи поговорим про ламповый усилитель в автомобиль.
MOSFET, TDA это обширная тема. Но на лампах — никто не знает и не слышал. Может бред?
Встретил однажды фотографии усилителя на лампах…
Кто то расскажет про то, как это все работает? Хотя есть и транзисторы. Получается какой то гибрид.
Что скажете по поводу такого усилителя? Есть ли смысл устанавливать в автомобиль? Или пользоваться обычным?
Метки: ламповый усилитель звука
Комментарии 226
Это гибрид, лампы только в предусилителе. Но даже если делать полностью ламповый, то в случае с мp3 например это просто будет тупо и неоправдано. Такие усилители популярны в электрогитарной сфере, посмотри мой блог, я паял себе стек)
Ставлю себе в авто скоро, настоящий ламповый усилитель, и самое главное MP3 в топку!
Ну это уже для истиных ценителей)
ГУ Накамичи, динамики все мадэ ин СССР, саб от моноблока будет работать, миды хотел от дешманской двухканальной супры, а фронт напрямую от ГУ, потому что усилители, какие бы я не пробовал портили Наковский звук. Но тут вдруг решил что нужна лампа и на миды и на голос и на пищалки.
Кинь хоть фотки как сделаешь))
Кину конечно. Сейчас усилитель в процессе сборки. Мотаем трансы)
Сейчас благо все в нете есть)
Ставлю себе в авто скоро, настоящий ламповый усилитель, и самое главное MP3 в топку!
Меня просто дико смешит, когда в лампу включают цифру, непонимая чем она отличается от транзистора)))
Неее, да это слушать невозможно, на хороших бумажных динах сразу всплывает все дерьмо, которое не слышно на том, для чего оно предназначено.
и слухом таким-же точным как анализаторы звука) Для людей способных отличить искажения и разницу между 135 и 135,1 звукового давления
да не в звуковом давлении тут суть. Как раз лампы не для давления ставят))) SQ Only
я вроде писал год назад про искажения и чувствительность слуха.
не ну мыж сравниваем хорошие усилители. Ясен пень что усилитель который дает искажение превращая синусоиду в трапецию никуда не годится.
есть ли смысл рассматривать другие параметры, когда речь идет о многоуровневых усилителях, темболее комбинациях ламповых с транзисторами.
те современные усилители в которых лампы играют роль выходного каскада «хорошо» работают очень не долго)
EOS Mozart 1 — римерно такой — ни одного плохого отзыва, а с предусилом так вообще чемпион
Одно время их было довольно много, стоили как сбитый боинг, ставили их обычно богатым лохам, которые потом еще и друзей привозили…
А я то думал-буду первооткрывателем лампового автомобильного звука.
Вот облом 🙂
Не согласен. Есть много современных усилителей на лампах и у них не только 35+ фанаты.
У них есть минусы…они прожорливые и долго разогреваются)
Долго разогреваются?Вы о чем:)15-20 секунд.
Чисто ламповых автомобильных нет, а вот гибридников достаточно много… Рассказывать про их звук насыщенный моложительными гормониками нет смысла, надо слушать и слушать в конкретной системе…
Я бы так не сказал )
он у вас серийного производства?;)
вот и ответ))…но в любом случае интересно было бы послушать
На фотографии не ламповый усилитель, а грамотный маркетинговый ход.
Бывают и настоящие ламповые усилители.У меня, например.
Я сам собираю ламповые усилки и могу вам поведать, что гибриды, которые продаются-это чистой воды маркетинг! «О, круто! у меня ламповый усилок!». В гибридных усилках используют низкое питания анода, в таких режимах лампа мало чего дает! Лампе нужно высокое напряжение питания анода, только тогда она сможет петь!
—-
Лампа звучит совсем по другому, тут с камнем мне сложно сравнить!
—
Звук у лампы наичистейший, это ощущается невооруженным ухом так манит и манит…
и слухом таким-же точным как анализаторы звука) Для людей способных отличить искажения и разницу между 135 и 135,1 звукового давления
Ну ты же не будешь спорить, что есть люди со слухом, ну допустим, те же великие композиторы. Вот такие люди могут почувствовать разницу, которую, допустим я, не различу.
Это же не означает, что эта вещь бесполезна теперь, она бесполезна лично для меня. И дело не в толщине кошелька, а именно в слухе конкретного человека.
Да и говоря о прошлом, раньше сколько людей в ту же оперу ходили…, а сейчас? Времена меняются и я думаю в будущем еще меньше будет поклонников лампы.
я с тобой полностью согласен; но процент тех кто способен это услышать, а ещё и услышать в автомобиле, ничтожно мал, настолько, что измерять количество этих людей можно в промилле=)
а может и больше поклонников лампы) ведь лампа тоже развивается, как ни странно)
ну если ты не знаешь зачем это, какой смысл платить ровным счетом в 10 раз дороже?
«лампа» это пережиток. С помошью лампы можно добиться показателя нелинейных искажений 0,05%, хотя ухо способно услышать только 1%; в то время, как транзисторы дают 0,1% нелинейных искажений. Разница в цене изза 0,05% в 10 раз.
а в чем эта приятность заключается?
что происходит, когда ты слушаешь ламповый усилитель, заведомо зная что он стоит 4к зелени, и вроде как крутой — самоубеждение. Ты знаешь что он должен быть крут.
С таким-же успехом, собрать красивую коробчку с фейковыми лампами, на который подан только накал и вуаля — человек услышит ахренительный ламповый звук, хотя внутри работает выходной каскад мосфетов)
полностью поддерживаю. Тоже не мало читал про «теплый ламповый звук»)) Многие даже не смогут отличить качество CD аудио от мп3 320 кбит. Я например, не могу)). А тут сотые доли процентов
Кто сказал что сотые доли? На хорошей системе сразу понятно где лампа, а где транзистор. Если слушать на штатке СД и мр3 то конечно не каждый поймёт.
Лампа — круто но дорого. Комменты интересные)))
Автомобильный ламповый предусилитель
По многочисленным просьбам трудящихся автомобильных аудиофилов, сделать ламповый звук в машину, но чтобы при этом была высокая мощность и можно было подключить все динамики, а не только два, как в моем ламповом усилителе (здесь наверное ссылки нельзя бросать,но в поиске «автомобильный ламповый усилитель» моя конструкция на первом месте)
Сделать такую штуку можно, но чем вы ее будете кормить?Даже мой ламповый усилитель на два канала, по 30 ватт каждый, садит батарею очень быстро, а люди просят минимум 4 канала по 250-300 ватт каждый.
Чтобы такой усилитель работал — к машине нужно прикрутить рога, как в троллейбусе, иначе никак:)
Единственная альтернатива — ламповый предусилитель.
Звук с магнитолы подаем не сразу на усилитель, а через предусилитель, т.е. выход магнитолы на вход предусилителя, а выход предусилителя на усилитель.Таким образом получаем ламповое звучание на обычном автомобильном усилителе.
В итоге получаем ламповый звук, высокую мощность, 4 или 5 каналов.
Мало того, что любая радиолампа может похвастаться недюжинным микрофонным эффектом, помимо прочих неприятностей, так ещё от вибрации ослабляется контакт в панельках. От чего последние несоизмеримо чаще выходят из строя.
Подавляющее большинство автомобильных головных устройств оснащены предварительным усилителем. Может и были когда-то отдельно транспорты, но я про такие курьёзы не слышал.
Чудовищное изделие! Головная боль для пользователя.
Цитата |
---|
Археолог пишет: Ламповый усилитель. в автомобиль? Да ещё предусилитель. Это примерно, как автомобиль с квадратными колёсами. от телеги! Большей глупости придумать нельзя. |
Мало того, что любая радиолампа может похвастаться недюжинным микрофонным эффектом, помимо прочих неприятностей, так ещё от вибрации ослабляется контакт в панельках. От чего последние несоизмеримо чаще выходят из строя.
Чудовищное изделие! Головная боль для пользователя.
«ГАЗ-21 «Волга» — советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 года» Цитата из Википедии.
А теперь самое интересное:в автомобиле ГАЗ-21 с завода устанавливали (барабанная дробь) ЛАМПОВЫЕ радиоприемники.Они работают с 1956 года по сей день.
«Одно неосторожное движение. и лампе привет» Ага,за 61 год эксплуатации ни одного неосторожного движения
Не только волга,но иномарки тоже в свое время оснащались ламповыми приемниками.
Или вы думаете,что все автомобилисты катались без музыки,и ждали когда транзистор сделают? А как же.
Вот такие телеги с квадратными колесами)))
Цитата |
---|
TorAudio пишет: иномарки тоже в свое время оснащались ламповыми приемниками. |
BMW-М5 E60 (2008). только продал(денег сосала, как насос). Там тоже было много ламп: ближний свет, дальний, салон, габариты и пр. Следующим железом будет скромный Опелёк.
Цитата |
---|
TorAudio пишет: |
иномарки тоже в свое время оснащались ламповыми приемниками.
Ерунда полная, ламповая авто-аудиотехника, провалившаяся с треском еще в середине 90-х.
Я фигею. По-моему, это троллинг такой веселый. И почему-то вспоминаются строчки про Канатчикову дачу и запрещенный телевизор.
Да, тюнинХ-колхоз НЕ ПРИНИМАЮ. Ни карбоновый капот, ни синие пИсалки, ни обшивку салона крокодильей кожей. Безвкусица. Дурновкусие.
Волшебная лампа меломана
Сравнительный тест ламповых усилителей до 110 000 рублей
Волшебная лампа меломана
Сравнительный тест ламповых усилителей до 110 000 рублей
Еще не так давно скептики утверждали, что виниловый ренессанс скоро угаснет. Однако придется их разочаровать: понимание любителями музыки аналогового звучания способствовало тому, что производство соответствующего оборудования набрало хороший темп. Вернулись на полки магазинов и ламповые усилители. Подобная техника уже встречалась на страницах нашего журнала, и сегодня мы возвращаемся к этой теме снова. И будьте уверены, не в последний раз.
Собственно говоря, делать подробную презентацию ламповых усилителей, наверное, нет смысла — в предыдущих обзорах все это излагалось в довольно развернутом виде. Но заметим, что и в нынешнем марафоне принимают участие в основном двухтактные модели (push-pull), где использованы лампы усиления пентодных и триодных типов. Такие схемы обеспечивают сравнительно высокую выходную мощность в отличие от более «легких» однотактников. Сейчас на рынке ламповой усилительной техники имеется множество предложений, но ценовой диапазон весьма широк, от азиатских «народных» моделей за пятьсот американских дензнаков и до вершины иерархической лестницы, именуемой High End, с ценниками в полмиллиона и более рублей. Наша задача — обозначить золотую середину, те аппараты, которые были бы доступны по цене, но не страдали от существенных компромиссов. Дизайн почти всех участников соревнования в основном схож. Это массивное и тяжелое плоское шасси, по три трансформатора в кожухах кубической формы, а перед ними, как шахматные фигуры, расположены лампы разного размера и назначения, число которых тоже может быть различным, в зависимости от схемы. На лицевую панель, традиционно изготовленную из фрезерованного алюминия, выведены по две-три круглые ручки и несколько кнопок; в их наборе нет ничего нового: сетевой выключатель, регулятор громкости, селектор входов и иногда ручка балансировки каналов. Редко можно встретить гнездо для наушников. Одни модели снабжены моторизованным регулятором громкости и селектором входов и имеют аскетичные, но тяжеленькие пульты ДУ, у других управление исключительно ручное. Наличие встроенного фонокорректора — не правило, а скорее исключение. Зато по три винтовые клеммы на каждый канал для подключения акустических кабелей — это давно норма: разная по сопротивлению акустика требует индивидуального подхода. Количество входных стереопар тоже неодинаково: у одних аппаратов их всего две, у других до пяти, плюс у некоторых есть еще и выходы мониторной петли или же предварительного каскада усиления. Отметим, что маститые ламповые бренды часто используют в своей технике лампы российского изготовления, большая часть которых выпускается в Саратове, а потом, через главный офис в Петербурге, уходит за океан и в Европу. И нам, российским меломанам и экспертам, очень приятно взять в руки такую радиодеталь, на которой, помимо надписи Electro-Harmonix (под этой маркой лампы продаются в США), стоит клеймо «Сделано в России». Да и что говорить, коль наши умельцы-радиолюбители до сих пор используют в своих детищах казахстанские комплектующие середины 60-х годов — военное производство всегда высоко держало марку. Хотя, конечно, популярны и лампы, выпускаемые ныне в Чехии и Китае. Есть и еще один нюанс: только часть усилителей имеет мощные металлические защитные колпаки с ячейками. С одной стороны, защита от пыли — минимальная, но, скажем, такие кожухи хорошо предохранят лампы при транспортировке либо от шаловливых ручек маленьких и пытливых будущих меломанов. И дело даже не в том, что юный исследователь может сломать лампу, потянув ее на себя, а в большой вероятности ожога. Встречаются также устройства, выполненные в надежном закрытом корпусе. Это, конечно, практично, но неблагоприятно влияет на дизайн, ведь производители подобной аппаратуры часто пытаются выставить ламповое хозяйство напоказ, да и вентиляция в закрытых моделях оставляет желать лучшего.
Прослушивание проходило в нашем акустически подготовленном помещении, при этом каждый усилитель прогревался в течение 30 минут. Окончательный вердикт суммировался из баллов за дизайн, функциональность и качество сборки, но основным критерием был звук.
Тестовая система:
1. Источник 1 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
2. Источник 2 – проигрыватель грампластинок Technics SL-1210Mk2 с ММ-картриджем Goldring 2500, фонокорректор Fonel
3. Акустические системы – PMC OB1i
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
Тестовый материал на CD:
1. XRCD by JVC 20 bit K2 (подборка из джазовых композиций, фьюжна и блюза)
2. Pope Music REEL3 sampler (широкая палитра классических произведений в аудиофильском качестве)
3. Леонард Коэн «Ten New Songs»
4. Кари Бремнес «Norwegian Mood»
5. Бадди Гай «Sweet Tea»
6. The Beatles «Abbey Road»
7. Savoy Brown «Steel»
Тестовый материал на виниле:
1. Рихард Штраус «Electra» (Нильсон, Резник, Коллиер, Краузе, Штольц, Солти), 2lp (1967, Decca, Germany)
2. И. С. Бах «Beruhmte Orgelwerke» by K. Richter, S. Hildenbrand, W. Krombach (1965, Telefunken, Germany)
3. Modern Jazz Quartet «In Memoriam» (1974, Atlantic, USA)
4. Bad Company (1974, Island, Germany)
5. The Beatles «Revolver» (1966, Mono, B/Y label Parlophone, UK)
6. Brand X «Masques» (1978, Passport, USA)
7. Хосе Фелисиано «Che Sara» (Victor — RCA, Germany)
8. Groundhogs «Hogwash»
(1972, UA, USA)
Raysonic SP-120 MKII
Необычайно приветливый внешний вид, современный дизайн, качественные отделка и материалы — такой симбиоз в технике способен заинтриговать, удивить или заставить полюбить. Представляем ламповую школу из Канады — на стенде интегральный усилитель Raysonic SP-120 MKII
Год рождения корпорации Raysonic — 2000-й. Место рождения — Торонто, где обосновалась ее штаб-квартира. А вот производственные мощности, и так поступает сегодня подавляющее большинство производителей, умеющих считать деньги, расположены в Поднебесной. Одна из особенностей фирмы — использование прецизионных станков с числовым программным управлением собственной разработки. Собран и отделан Raysonic SP-120 MKII безупречно. Обаяния и шарма добавляют закругленные углы шасси из массивных алюминиевых листов и полос. Обработка металла — фрезеровка с ювелирным качеством. На лицевой панели есть только две круглые ручки — регулятор громкости и четырехпозиционный селектор входов, индикатор питания и принимающий сигналы с пульта ДУ инфракрасный датчик. Пульт, кстати, тоже изготовлен из полированного металла — он массивный и увесистый, но не слишком удобный в обращении. С его помощью можно переключать входы, регулировать громкость или отключить звук вовсе. Выключатель питания расположен несколько необычно — на правой боковине корпуса. В задней части верхней панели выстроились три массивных пластиковых колпака кубической формы, покрытые в тон металла светло-бежевым лаком. Они скрывают мощные трансформаторы с расширенным частотным диапазоном. В авангарде, как на шахматной доске, стоят разные по величине фигуры — усилительные лампы: четыре (по паре на канал) очень популярных в радиотехнике лучевых триода КТ88 и три «пешки» — два маленьких двойных триода 12AU7 и триод 6922ЕН, обслуживающие предварительные каскады усиления. Это классическая ультралинейная конструкция класса AB. На выходе схема обеспечивает суммарные 100 Вт, причем можно использовать акустику с сопротивлением как 4, так и 8 Ом. Raysonic SP 120 MKII оснащен переменными резисторами и катодными портами (отверстия на верхней крышке) для регулировки тока смещения ламп KT88. Все резисторы и конденсаторы тщательно отобраны. Подсоединять к прибору акустические кабели, идущие от колонок, нужно в соответствии с маркировкой на задней панели, ведь на каждый канал установлено по три винтовых клеммы для использования АС с разным сопротивлением (4 и 8 Ом). Перед первым прослушиванием лучше прогреть усилитель в течение получаса, а перед каждым последующим разом достаточно будет пяти-десяти минут. Регулировать ток смещения на KT88 при помощи вольтметра (в комплект не входит) необходимо раз в год — на контрольных точках на верхней панели аппарата должно быть выставлено при помощи переменного резистора по 0,45 В.
Теперь о главном, о звучании. Если приобретать Raysonic SP-120 MKII исключительно для воспроизведения цифровых записей, будь то диски CD или SACD либо файлы различного формата и качества, то платить такую сумму за ламповую модель, скорее всего, не стоит. К саунду, впрочем, претензий нет, но это мало чем напоминает чистый «аналог» — по субъективным, естественно, ощущениям. Конечно, аппарат слегка оживляет фонограммы, акцентируя эмоции, но не более того. Не исключено, что некоторые люди привыкли к бескомпромиссным шестнадцати битам, но «лампа» в их системе будет чем-то вроде дорогого украшения — хотя почему бы и нет? Зато с винилом этот усилитель работает исключительно грамотно. Тут вам и чисто аудиофильское блюдо из хорошего мяса, и изюминка в виде шарма, и специи в виде эмоций. Добавьте в цепочку ламповый фонокорректор, поэкспериментируйте с типами картриджей, и Raysonic SP-120 MKII вполне может выйти в фавориты и покорить вас своим отменным аналоговым звуком. К тому же он дружит с любыми жанрами и стилями.
Результаты измерений:
По совокупности полученных показателей Raysonic SP-120 MKII является лидером нашей подборки. Единственный негативный результат — большое значение разбалансировки каналов (1,41 дБ), что мы связываем с особенностями настройки конкретного экземпляра. Усилитель имеет крайне малую неравномерность АЧХ (0,1 дБ) и стабильное поведение графика в этой зоне при различных уровнях сигнала (рис. 1). Максимальная выходная мощность составила 87 Вт. Если ограничиться значением 25 Вт, то нелинейные искажения не превысят 1% (рис. 2), а при невысоком уровне выходного сигнала величина указанного параметра может конкурировать с показателями транзисторной техники. Последнее относится и к отношению сигнал/шум, которое по результатам измерений составило 103 дБА. Ослабление проникающего сигнала между каналами очень велико и находится гораздо ниже порога слышимости даже в верхней части спектра (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Raysonic SP-120 MKII | Мощность, Вт – 2 х 50 | Частотная характеристика, Гц – 5—78 000 | Гармонические искажения, % – менее 1 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 96 | Аудиовходы – стереопары (4) | Энергопотребление, Вт – 275 | Габариты, см – 43 x 30 x 20 | Масса, кг – 25
Плюсы: роскошная внешность, богатая функциональность, яркий, эмоциональный саунд
Минусы: нет защитного кожуха для ламп, не очень удобный пульт ДУ, чуть жестковатое звучание
Вывод:
Усилитель предлагает семь каналов исключительной мощности и качества, способных не только сопровождать фильмы, но и усладить слух волшебными звуками музыки
T.A.C. К-35
На стартовой линии новый участник из довольного известного европейского клуба. Он несколько отличается от остальных аппаратов своей формой, но главное, конечно, не в ней, а в содержании и достигнутых результатах. Попытаемся выявить его способности и заслуги, если таковые смогут обозначиться в ходе соревнования
Трехбуквенное имя бренда скрывает три слова — Tube Amp Company. Это подразделение корпорации Sintron, знакомой нам по хорошо известной современным меломанам немецкой марке Vincent, под которой выпускается аудиотехника высокого класса. Если большинство классических ламповых интегральников в технических и аудиофильских кругах шутливо называют «хлебницами» из-за сетчатых, обычно закругленных спереди металлических колпаков, закрывающих лампы, то T.A.C. K-35 внешне больше похож на печь СВЧ или бытовой гриль. То есть у него полностью закрытый корпус с вентиляционными отверстиями на верхней панели и небольшими щелями вверху и внизу «дисплея» — стеклянной защитной полосы на фасаде, представляющем собой толстую фрезерованную панель из алюминия. На нижней линии расположены кнопка включения питания, две круглые ручки (регулятор громкости и селектор входов), индикаторы на светодиодах и ИК-сенсор для получения команд с пульта ДУ — длинного и изящного металлического бруска, довольно удобного для манипуляций. Это тоже классический пуш-пульник, и его предварительный каскад обслуживают четыре двойных триода — 12AU7 и 12AX7, а в выходном каскаде работают популярные в народе «елки» — пентоды EL 34. Однако на сей раз конструкторы взяли не российские копии британских Mullard, а лампы китайской фирмы Shuguang. Впрочем, они тщательно подобраны, и, самое главное, в схеме используется функция AutoBias, то есть все лампы автоматически регулируются по току смещения. Внутренний монтаж выполнен традиционным навесным методом, кроме основной платы, в которой установлены керамические панели для ламп с добротными цанговыми зажимами. И снова напомним, что нужно быть внимательным при подсоединении акустических кабелей — жил две, а клемм три на каждый канал, поэтому убедитесь в точном соответствии сопротивления вашей акустики (4 или 8 Ом) маркировке на коммутационной панели усилителя. Предварительный прогрев минут на тридцать также будет не лишним, но потом при каждом очередном включении это время можно сократить. Хотя индикатор прогрева (warm up), расположенный на передней панели, приглашает к прослушиванию уже через 15 секунд.
Начали тестирование мы, как обычно, с тяжелого рока и были несколько огорчены — этот стиль пришелся T.A.C. K-35 не слишком по нраву. Такое ощущение, что аппарат просто не успевал обрабатывать шквал риффов, эффектов дисторшена, барабанных очередей. Чувствовались какая-то скомканность, смазанность, отсутствие самых мелких деталей. Впрочем, подобная картина вполне свойственна ламповым приборам, которые, к примеру, делают энтузиасты-самодельщики, подгоняя их саунд под определенные жанры, как правило, джаз или легкую классическую музыку всех направлений. Там-то и нужны прежде всего комфортность и деликатность, а не насыщение децибелами. Поэтому, когда мы начали двигаться в этом направлении, ситуация стала кардинально меняться. Мы прошлись по мягкой поп-музыке, легкому и мелодичному арт-року, не нашли никаких изъянов в исполнении записей ритмичных жанров типа диско, рэгги и фанка, замешанного на соуле. И, получив удовольствие от инструментального нью-эйджа, погрузились в гипнотическую атмосферу джаза. А классический академический материал поставил точку в споре о будущем вердикте. Да, T.A.C. K-35 — усилитель не для всех, он капризен, но в своей стихии виртуозен.
Результаты измерений:
Измерения усилителя T.A.C. K-35 дают весьма неплохой результат. Выходная мощность и КНИ слабо зависят от частоты сигнала (рис. 2). Не превышая 20-ваттный уровень, мы имеем достаточно чистый от продуктов нелинейных искажений спектр (менее 1%). Верхняя граничная частота сигнала при 10 Вт на выходе устройства равна 53 кГц. Неравномерность при этом же значении составляет 0,71 дБ (рис. 1). Последний параметр ведет себя нестабильно из-за спада характеристики в высокочастотной области звукового диапазона при разном уровне выходной мощности, однако в рамках допустимого. Каналы отстроены идеально: разница в амплитуде сигнала не превышает 0,11 дБ, а взаимопроникновение между ними не будет различимо даже на высоких частотах (рис. 3). Отношение сигнал/шум среднее для усилителей подобного типа и составляет 94 дБА.
Паспортные данные:
Название – T.A.C. K-35 | Мощность, Вт – 2 х 35 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,6 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 90 | Аудиовходы – стереопары (4) | Дополнительно – аудиовыход для записи | Энергопотребление, Вт – 280 | Габариты, см – 43 x 20 x 38 | Масса, кг – 21,5
Плюсы: солидное шасси, добротная сборка, очень теплый аналоговый саунд, отличное исполнение классики и джаза
Минусы: плохо вентилируемый корпус, пасует на тяжелом роке
Вывод:
Дизайн этой модели порадует ценителей монументального High End, однако во главу угла здесь ставится не изящество форм и броский наряд, а настоящий, стопроцентно ламповый звук, который и является сильной стороной T.A.C. K-35
Tri TRV-A88SE
И вот, наконец, интрига — на старте темная лошадка из Страны восходящего солнца. Это ламповый однотактный усилитель корпорации Triode — модель TRI-A88SE. В ней явно прослеживаются характерные черты представителей островного государства: изящные формы, в меру броская, но разнообразная колеровка узлов, сравнительно небольшой вес и умеренная мощность. Что ж, наблюдаем за выступлением
Мы, конечно, слукавили, назвав тестируемый прибор темной лошадкой, — уже больше 12 лет Triode Corporation, чьи мощности расположены недалеко от Токио, разрабатывает и производит ламповую аудиотехнику класса High End, при этом весьма доступную по цене, а стало быть, и весьма популярную. Ко всему прочему в своих усилителях Triode использует собственную элементную базу и оригинальные схематические решения. Аппарат поистине роскошен — элегантный дизайн сочетается с солидными материалами отделки. Tri TRV-A88SE выполнен в форм-факторе «миди», хотя классические черты присутствуют и здесь. Мощное шасси по бокам закрыто натуральными цельными щечками из красной вишни. Фасад традиционно сделан из толстой плиты фрезерованного алюминия, в которую интегрированы лишь три органа управления: кнопка подачи питания, регулятор громкости и селектор входов на три положения. Верхняя панель из хромированного и отполированного до зеркального блеска металла несет на себе искрящийся малиновый кожух, под которым расположены все трансформаторы и довольно скромный, всего лишь четырехламповый арсенал. Это два триода KT88, раскачивающих выходной каскад, и два двойных триода 12AX7s, работающих в предварительной секции усиления. Такая конструкция свойственна однотактникам, работающим в чистом классе А, каковым и является Tri TRV-A88SE. Силовой тороидальный трансформатор и выходные лампы EI были изготовлены по специальной технологии и имеют минимальное магнитное излучение, широкую частотную полосу и низкое сопротивление. В схеме, выполненной навесным монтажом, кроме платы с лампами использованы прецизионные резисторы KOA и конденсаторы Toichi Oil японского производства. Сборка осуществляется вручную исключительно на территории Японии. Конечно, однотактный усилитель в силу своей конструкции не сможет удивить мощностными показателями, но если подобрать к нему в пару акустику с высокой чувствительностью, то проблем с ее раскачкой не возникнет. Зато такие аппараты, как правило, обладают особой теплотой, натуральностью и глубиной звучания, а также высокой степенью комфорта. На коммутационной панели мы снова видим по три акустических терминала на канал, но в данном случае на 6 и 8 Ом. Прогрев усилителя потребует нескольких минут — индикатор включения будет в это время моргать. И при этом уровень громкости должен быть выведен на минимум.
Первое, что нас порадовало, — способность Tri TRV-A88SE сглаживать «цифру», которая подается с CD-плеера. Любителям высоких разрешений и апологетам сетевого стриминга, возможно, сложно понять, о чем речь, но тем, кто переходит или обновляет свою систему на теплую «лампу», будет приятно в этом убедиться. Компакт-диски начинают играть более комфортно, не утомляя слушателя, саунд становится натуральнее. Однако не советуем использовать устройство в сильно переглушенных помещениях. Что касается винила, то с ним у Tri TRV-A88SE полное взаимопонимание. Лучше всего преподносятся классические произведения и джазовые откровения. Филигранно отыгрываются хороший фолк, акустическая гитара, балладные стили, тут очень много воздуха, чистоты и обаяния. Как раз для такого материала и не нужна огромная мощность, поэтому он исполняется нежно и деликатно. А вот в альтернативных жанрах не исключены некоторые сложности — рок может быть излишне смягчен, а басы несколько размыты. Тем не менее рекомендуем обязательно обратить внимание на Tri TRV-A88SE — это очень незаурядный усилитель.
Результаты измерений:
Самый компактный участник нашего теста. К сожалению, небольшая масса и габариты Tri TRV-A88SE (что в данном случае означает малую мощность силового и выходных трансформаторов) отрицательно сказываются на его характеристиках. Максимальная выходная мощность при 10% КНИ равна всего 14 Вт. Уровень искажений при половинной мощности все еще высоковат (рис. 2). Нехватка мощности особенно сказывается в области низких частот, что хорошо заметно по графику АЧХ (рис. 1). Спад в этой области при 10 Вт на выходе устройства приводит к возрастанию неравномерности до 5,2 дБ. Интересно ведет себя график, иллюстрирующий взаимопроникновение сигнала между каналами (рис. 3). На ВЧ уменьшение величины ослабления незначительно, а вот в НЧ-диапазоне проникновение достаточно большое и на 50 Гц достигает –52 дБ. Отметим также низкий коэффициент демпфирования, который для нагрузки 8 Ом составил ровно 1.
Паспортные данные:
Название – Tri TRV-A88SE | Мощность, Вт – 2 х 12 | Частотная характеристика, Гц – 15—40 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 88 | Аудиовходы – стереопары (3) | Энергопотребление, Вт – 100 | Габариты, см – 23 x 17,5 x 39 | Масса, кг – 11,5
Плюсы: неординарный дизайн, компактность, роскошный аналоговый саунд
Минусы: нет пульта ДУ, требует тщательного подбора акустики
Вывод:
Этот привлекательный и качественный усилитель доставит истинное удовольствие и привередливому аудиоэстету, и завзятому меломану. Особенно ему удаются классическая и джазовая музыка
Rogue Audio Cronus Magnum
Представляем вам нового соискателя гран-при — мускулистого и крепкого представителя заокеанской «спортивной» школы. Он, несомненно, подтянут, широк в плечах и харизматичен. На подиум приглашается мощный двухтактник из Пенсильвании — Rogue Audio Cronus Magnum
Появился на свет этот атлет в небольшом городке Бродхедсвилле, мало кому известном. Но дотошные меломаны обратили пристальное внимание на обосновавшуюся там фирму, выпускающую отменную и необычную аналоговую технику. Необычность данной модели проявляется, например, в дизайне, а еще в том, что для того, чтобы осуществить некоторые важные регулировки, вам придется поработать отверткой, а не только ознакомиться с инструкцией. Либо прибегнуть к помощи специалистов из сервисного центра. Но все по порядку. Усилитель Rogue Audio Cronus Magnum сделан из металла: стальной корпус с верхней крышкой, покрытой порошком, толстая передняя панель из вороненого фрезерованного алюминия (еще есть серебристый вариант). Вопреки классическим представлениям трансформаторы, хотя и находятся на задней линии, утоплены внутрь корпуса, причем у них закрыты только обмотки, а пластины сердечников выставлены на обозрение, что, впрочем, не портит внешнего вида. Во второй фаланге слева из корпуса выступают четыре цилиндрика фильтрующих конденсаторов-электролитов, а с правой стороны имеется металлическая заглушка, зафиксированная двумя винтами с широкими шляпками (об этом секрете расскажем позже). В центре установлен круглый, под старину, стрелочный миллиамперметр для регулировки тока смещения ламп в оконечном каскаде. А на следующей линии возвышаются как раз они — четыре тетрода KT90EH американской фирмы Electro-Harmonix, которые делаются в России, — весьма необычный симбиоз. На переднем плане еще пять двойных триодов, отвечающих за предварительное усиление: три 12AU7 и два 12AX7. Они тоже саратовского производства. За левым трансформатором в двух зажимах установлена изящная отверточка с тончайшим плоским пластиковым жалом. А теперь раскроем секрет: при смене (замене на аналоги) ламп или через год с начала эксплуатации прибора требуется подстроить ток смещения на оконечных тетродах. Для этого вам надо, сняв вышеупомянутую заглушку, в открывшейся нише попеременно включать тумблер, соответствующий каждой лампе, и, вращая отверткой переменный резистор, также имеющий маркировку номера лампы, установить ток в 35 мА, следя за показаниями стрелки миллиамперметра. Пусть эта процедура вас не пугает — в действительности все предельно просто. Остается добавить, что в Rogue Audio Cronus Magnum есть встроенный RIAA-фонокорректор под картриджи MM. Регулятор громкости на потенциометре ALPS с сервоприводом управляется с массивного (не уроните на ногу) пульта ДУ. Также здесь имеются выход на наушники на передней панели и два аудиовыхода на стереопарах RCA, один из которых регулируемый. И еще один весомый аргумент: все это хозяйство собрано в США. Аппарат работает с акустикой на 4 и 8 Ом. По умолчанию выставлен режим для четырехомных колонок, а чтобы использовать более высокое сопротивление, вам придется открутить четырнадцать саморезов с крестообразными шлицами, снять верхнюю крышку и перекинуть отводы от трансформаторов на выходные клеммы согласно внутренней маркировке.
Практически никаких минусов в звучании Rogue Audio Cronus Magnum мы не обнаружили. А те артефакты, которые выявились в процессе воспроизведения CD с неудачным ремастерингом или новодельного винила с зауженными дорожками (хорошие релизы разбивают на два диска), нарезанного с цифрового исходника, мы не сочли огрехами усилителя. Сразу отметим тот факт, что, несмотря на наличие встроенного фонокорректора, для этого аппарата лучше все же подобрать внешний — высококлассный и желательно тоже ламповый. Операционники, конечно, компактны, но жестковаты по саунду. В пару к прибору можно посоветовать весьма удачный родной фонокорректор Ares, но стоимость его высоковата.
Результаты измерений:
Самый мощный (по максимальному значению этого параметра) участник нашей подборки — 94 Вт при 10% КНИ. Но, похоже, достижению такой величины и рекордному коэффициенту демпфирования (11,9) были отданы все силы. Неравномерность АЧХ в полосе звуковых частот худшая в тесте — более 2 дБ. С увеличением уровня сигнала на выходе существенно сужается полоса пропускания. Так, верхняя граничная частота снижается с 43 Гц при 1 Вт до 25 Гц при 10 Вт (рис. 1). Аппарат продемонстрировал невысокое отношение сигнал/шум (87 дБА). В ВЧ-области Rogue Audio Cronus обладает повышенным уровнем нелинейных искажений (рис. 2). Спектр весьма зашумлен интермодуляционными составляющими сигналов. Взаимовлияние между каналами довольно ощутимо и сильно отличается от направления проникновения. На частоте 10 кГц ослабление между правым и левым каналом составляет всего лишь 21 дБ (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Rogue Audio Cronus Magnum | Мощность, Вт – 2 х 55 | Частотная характеристика, Гц – 5—50 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары (4) | Аудиовыходы – стереопары (2) | Дополнительно – выход на наушники (Jack) | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 37 x 48 x 18 | Масса, кг – 25
Плюсы: качественная сборка, встроенный фонокорректор, выход на наушники, настоящий ламповый саунд
Минусы: нет защитной крышки для ламп
Вывод:
Усилитель уверенно и качественно работает абсолютно со всеми жанрами, поэтому круг желающих его приобрести может быть чрезвычайно широк