Лайн икс покрытие для авто
Технология
Line-X
Line-X – это особо прочные, распыляемые защитные покрытия из двухкомпонентного полиуретана, обладающие превосходными адгезивными свойствами, устойчивые к химическому и механическому воздействию, а также износоустойчивые.
Полиуретановые материалы LINE-X наносятся под высоким давлением с помощью специализированного индустриального оборудования. Распыленный материал затвердевает в течение 3-6 секунд. Быстрое время застывания позволяет наносить LINE-X сразу же в несколько слоев без потеков и капель при любой толщине – максимальная толщина покрытия технологически не ограничивается.
Материалы LINE-X не содержат органических растворителей и летучих веществ – они на 100 % состоят из твердых веществ. Наши полиуретановые покрытия полностью безопасны и безвредны для здоровья.
Оборудование
Для разработки продуктов LINE-X необходимо особое оборудование, которое может обеспечить:
Graco E-10hp
запускаемый от электричества, легко перемещаемый двухкомпонентный реактор, который подходит для небольших работ. Аппарат имеет два резервуара, общая вместительность которых составляет приблизительно 60 литров. E-10 запускается от бытовой электросети 220V. Применяется для нанесения полиуретановых и пенополиуретановых материалов в небольших объемах.
Graco Reactor 2 E-XP2
индустриальный, запускаемый от электричества двухкомпонентный реактор высокого давления, предусмотренный для объемных работ по нанесению полиуретановых защитных покрытий (например, Line-X), где необходимо особенно высокое рабочее давление (до 240 бар).
Graco Reactor 2 E-30
индустриальный, запускаемый от электричества двухкомпонентный реактор, который главным образом подходит для объемных работ по нанесению пенополиуретана. При использовании Е-30 его оператор имеет полный контроль над температурой распыляемых материалов, их давлением и другими заданными параметрами.
Graco Reactor 2 H-XP3
индустриальный гидравлический двухкомпонентный реактор высокого давления, предназначенный для объемных работ по нанесению полиуретана и пенополиуретана. Преимущество H-XP2 – его высокая надежность и низкие расходы на обслуживание. При использовании этого оборудования оператор имеет полный контроль над температурой материала, рабочим давлением и другими важными параметрами, например, над расходом материала.
Продукты Line-X
XS-100
Распыляемый двухкомпонентный прочный гибридный полиуретан, который не содержит летучих органических веществ и содержит активаторы для быстрого затвердевания. Предлагает превосходное сцепление с правильно подготовленной поверхностью, защитит Ваше ценное оборудование от механических повреждений, коррозии, а также от агрессивного воздействия различных химических веществ.
XS-152 FR
Line-X XS-152 – распыляемое двухкомпонентное полиэфирное полиэстерное эпоксидное полиуретановое защитное покрытие с антипиреновыми свойствами. Эластичное, гасящее пламя, нескользкое покрытие для крыш, общественных зданий, индустриальных зданий и всех тех мест, где важны пожаробезопасность и эластичность материала.
XS-350
Line-X XS-350 – распыляемый двухкомпонентный, очень прочный, чистый полиуретан. Не содержит органических летучих веществ. Особо износостойкий, плотный, стойкий к химическому воздействию и механическим повреждениям. XS-350 обеспечивает наилучшую защиту поверхности.
XS-650
Распыляемый двухкомпонентный алифатический полиуретан, который обеспечивает превосходную ультрафиолетовую стабильность, сохраняя ту же износостойкость и другие свойства защитных покрытий Line-X. Можно приобрести любого цвета.
ULTRA
Инновационное покрытие для кузовов автомашин и других деталей. LINE-X ULTRA – сравнительно тонкое, распыляемое покрытие, которое превосходно выглядит. ULTRA – стабильное к ультрафиолету покрытие, сохраняет цвет и блеск. LINE-X ULTRA – это альтернатива порошковой покраске везде, где необходимо более эластичное и ударопрочное покрытие.
Aspart-X
Aspart-X – двухкомпонентный алифатический полиуретан. Используется как напольное декоративное защитное покрытие для полов в общественных зданиях, гаражах, на террасах, на деревянных и др. поверхностях.
Покрытие имеет гигиенический сертификат. Верхний слой покрытия может включать абразивные частички, обеспечивающие нескользкую поверхность. Наносится широким валиком; каждый слой покрытия затвердевает приблизительно в течение 2 часов.
ПОЛНАЯ ЗАЩИТА АВТОМОБИЛЯ
При повседневной эксплуатации, а также в условиях путешествий, экспедиций, внедорожных приключений, кузов и лакокрасочное покрытие автомобиля подвергаются воздействию многих факторов, которые негативно влияют на внешний вид и часто приводят к возникновению очагов коррозии.
Пыль, сколы от камней, вылетающих из-под колес соседей по потоку, ветки, появляющиеся на пути в самый неподходящий момент, нерадивые мойщики, реагенты, которыми зимой обильно поливаются дороги, птицы, помет которых практически никогда не остается незамеченным для лакокрасочного покрытия, почки деревьев, очистить которые очень сложно. Список агрессивных факторов, которые поджидают ваш автомобиль на каждом шагу, можно продолжать и продолжать. А если прибавить к этому непременно появляющиеся потертости от ограждений, мелких ДТП и завистливых соседей, то получится впечатляющий список, который за несколько лет превращает лакокрасочное покрытие вашего любимого автомобиля в что-то не очень приглядное и требующее ремонта.
Защитное покрытие LINE-X PREMIUM используется для нанесения на кузова автомобилей, а также компоненты силового обвеса и дополнительного оборудования. Самыми значительными преимуществами покрытия являются высокая стойкость к износу и привлекательный внешний вид автомобиля, а также защита от появления очагов коррозии на деталях кузова.
Надежность, долговечность и высокая прочность покрытия LINE-X достигается также благодаря строгому соблюдению технологии нанесения. Сам процесс обработки автомобиля защитным покрытием происходит в несколько этапов:
Этап 1: Разборка автомобиля. Снимаются бампера, зеркала, решетки радиатора, расширители арок, капот, фары и прочая оптика, пороги, молдинги и прочее. Таким образом мы удаляем те детали, которые обрабатывать не нужно, а остальные компоненты обрабатываем по отдельности.
Этап 2: Оклейка дверных и оконных проемов, защита всех деталей, на которые не должно попасть защитное покрытие. При оклейке применяется режущий скотч, что позволяет при расклейке делать точный и ровный край.
Этап 3: Матирование кузова и компонентов. Нанесение защитного покрытия LINE-X на глянцевые поверхности может привести к отслоению, вспучиванию и прочим деффектам из-за недостаточной адгезии (сцепления) покрытия и деталей. Если поверхность неокрашена или зачищена до металла, эти детали или их участки покрываются специальным кислотным грунтом.
Этап 4: Нанесение защитного покрытия. Производится под высоким давлением при помощи специального оборудования, которое нагревает компоненты покрытия до определенной температуры и поддерживает ее во время всего процесса.
Этап 5: Сушка покрытия. Для первичного затвердевания защитному покрытию LINE-X необходимо несколько секунд. Для того, чтобы начать сборку, достаточно пары часов.
Этап 6: Сборка. Перед тем, как разбирать автомобиль, мы делаем детальные фотографии кузова, шильдиков и прочих частей, а также максимально аккуратно подходим к процессу разборки, чтобы не повредить детали крепежа.
Защитное покрытие LINE-X служит долгие годы, а при повреждениях оно может восстанавливаться путем локального ремонта или покрытия отдельных замененных компонентов.
На защитное покрытие LINE-X предоставляется гарантия 5 лет.
ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ КУЗОВА
Любому автовладельцу знакомы ржавчина и последствия ее появления. Способов борьбы с ржавчиной множество, один из самых эффективных — устранить возможность ее появления, т.е. максимально снизить вероятность повреждения лакокрасочных покрытий или защитить не окрашенные участки металла. Особенно актуален вопрос защиты, когда вероятность появления ржавчины обусловлена интенсивностью и условиями эксплуатации автомобиля, фургона или прицепа.
Владельцы пикапов перевозят в кузове все, что угодно — от мотоциклов до стальных столбиков для забора. Металл, песок, камни попадают в кузов, трясуться и подпрыгивают на кочках, труться о пол и стенки кузова. Если кузов не защищен ничем, то лакокрасочное покрытие довольно быстро прийдет в негодность и обнажит металл, через несколько недель появится первая ржавчина, в итогекузов сгниет до дыр. Можно положить в кузов резиновые коврики или поставить оригинальные пластиковые панели, но не прилипают к кузову вплотную! Песок и мелкие камни попадают под покрытие и все равно протирают краску до металла, способствуя образованию ржавчины. Да и устойчивость на разрыв или механические удары не всегда удовлетворяет условиям эксплуатации.
Защитные покрытия Line-X обладают отличной адгезией (прилипанию) к металлу, пластику, резине. Обладают высокой степенью твердости «D по Шору», позволяющую противостоять сильным ударам, и высоким сопротивлением на разрыв до 6 000 PSI (41,38 Мпа) у различных составов. Состав XS-100, в основном используемый для обработки кузовов пикапов, имеет степень твердости 50±1 (методика ASTM D2240) и значение на сопротивление разрыву в 2 147 PSI (методика ASTM D412).
Помимо высоких показателей по уровню прочности защитные покрытия Line-X обладают другими очень полезными свойствами. Покрытия эластичны и позволяют повторить форму обрабатываемой поверхности. А технология изготовления и состав гарантируют полное отсутствие ЛОС (летучих органических соединений) и делает его экологичным продуктом — можно спать в кузове не опасаясь за свое здоровье.
Кузова фургонов тоже быстро изнашиваются. Покрытия Line-X защитят от механических повреждений и от утечки агрессивных химических составов, например растворителя или кислоты.
Покрытия можно применять для обработки кузовов полуприцепов для сыпучих грузов, защищая металл от преждевременного износа. Можно обрабатывать лесенки и трапы, делая их противоскользящими. Обработать пластиковые детали для снижения вероятности поломки и увеличения срока службы.
Двухкомпонентное гибридное напыляемое эластомерное покрытие на основе ароматической полимочевины и полиуретана с высокими технико-эксплуатационными свойствами.
Покрытие представляет собой очень прочную, при этом достаточно эластичную, резину, наносимую на любые детали при помощи специального оборудования. Два компонента смешиваются при температуре 60-65?С и под давлением в 2000-2500 PSI наносятся на подготовленную поверхность (абразивная подготовка и обработка обезжиривающим составом), застывая в течение нескольких секунд. Скорость отвердения позволяет наносить покрытия на вертикальные и сферические поверхности, даже на потолки.
Основные свойства материала XS:
Почему именно покрытия Line-X:
Видео процесса обработки грузового отсека пикапа защитным покрытием LINE-X STANDART:
Защитное покрытие Line-x
ПРОВЕРЕНО: СТОИТ АВТОМОБИЛЮ, ПОКРЫТОМУ ЗАЩИТНЫМ ПОКРЫТИЕМ LINE-X, ПОЯВИТЬСЯ НА ПУБЛИКЕ, КАК СРАЗУ ВОКРУГ НЕГО НАЧИНАЕТ СОБИРАТЬСЯ НАРОД. ПРИ ЭТОМ МАРКА МАШИНЫ, ЕЕ ВНЕДОРОЖНАЯ ПОДГОТОВКА — ВСЕ ЭТО ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. БОЛЬШЕ ВСЕГО ВСЕХ ИНТЕРЕСУЕТ ИМЕННО LINE-X. ЧТО ЗА СОСТАВ? КАК НАНОСИТСЯ? СКОЛЬКО СОХНЕТ? МЫ ОТПРАВИЛИСЬ ТУДА, ГДЕ МАШИНЫ ПОЛУЧАЮТ ВТОРУЮ КОЖУ.
line x покрытие
Самое сложное и долгое, как, собственно, при любой окраске, — подготовить машину к нанесению покрытия. Надо снять множество навесных элементов: фары и фонари, стекла, бамперы и т.д. и т.п. Затем приступают к «порче» того покрытия, что имеется. Только представьте: вы отдаете свой нормальный, не битый автомобиль в руки тех, кто начинает мелкой наждачной бумагой уродовать его сверкающее лакокрасочное покрытие — матировать его. Жалко! Но такова технология всех окрасочных работ. Покрытию надо придать шероховатость для лучшей адгезии того состава, что будет нанесен сверху. Так что порча краски тут только на пользу, хотя, конечно, к этому надо быть морально готовым.
Все детали, которые надо уберечь от Line-X, закрывают. Например, бумагой. В этом тоже нет ничего необычного. Иногда заказчики просят покрыть составом и колесные диски. И получают решительный отказ. Дело в том, что Line-X — это далеко не то же самое, что обычная автомобильная краска. Толщина слоя тут измеряется не в микронах, а в миллиметрах! Нормальный слой на кузове имеет толщину порядка 1,5 мм. Если речь идет о раме, элементах силового обвеса, то этот параметр может доходить до 2,5 мм. (Вообще, Line-X был придуман американцами для защиты металлических емкостей от различных агрессивных сред, от жестких механических воздействий. Например, внутренности кузовов карьерных самосвалов покрывают Line-X толщиной 6-8 мм. Срок службы такого кузова, очень недешевой детали, увеличивается в 1,5-2 раза.) Причем толщина эта неоднородна по площади нанесения: где-то чуть толще, где-то чуть тоньше. При таких условиях отбалансировать колесо, диск которого обработан Line-X, будет непросто. Поэтому диски лучше составом не покрывать. Заметим, что на внедорожник типа Nissan Patrol Y61 идет порядка 40 кг состава. При обычной окраске это число меньше на порядок.
x line характеристики
Line-X — двухкомпонентный полиуретановый состав. Состав А — изоцианат, состав В — полиуретан. Смешивают их в равных объемах. Но только не заранее, как, например, обычную краску и растворитель! Как только компонент А встретится с компонентом В, начнется химическая реакция, в результате которой происходит быстрая полимеризация смеси. Секунд десять — и готово — получите монолит. Поэтому смешно слышать просьбы от некоторых клиентов продать им компоненты Line-X для самостоятельной подкраски автомобиля. В гаражных условиях такое совершенно невозможно! Лучшее, что вы сможете получить, это баночку с составом, в которой вечным памятником вашей самонадеянности застынет кисточка, что вы даже не успели донести до кузова автомобиля.
Но где же происходит смешивание А и В? В окрасочном пистолете. Он совсем не похож на обычный пневматический краскопульт, хотя сжатый воздух в него тоже подается. Но вовсе не для того, чтобы распылять состав.
line x нанесение
Перед нанесением оба состава нагреваются до 65-70° С, для чего служит специальный аппарат. Насосы, работающие от сжатого воздуха, выкачивают компоненты А и В из своих емкостей, пропускают их через чудо-машину и сливают, не смешивая, обратно. Мне это немного напомнило аппарат искусственного кровообращения, только чистота вокруг, разумеется, не та. «Хирурги», т.е. маляры, тем временем готовятся к «операции».
Наконец, все готово — можно начинать. Кузов обезжиривается, мастер берет в руки бластер для распыления Line-X, ему ассистирует пара человек, поскольку толстенный шланг, больше напоминающий пожарный, также с подогревом, длиной 10 метров, в одиночку вокруг машины не потаскаешь. Примерно с полутора метров начинается обработка кузова. Как видите, совсем не те расстояния, что при традиционной окраске. Внешне все похоже: факел краски летит на автомобиль, однако главная роль в переносе состава тут отводится не воздуху, а давлению в 140 бар, под которым смесь вылетает из сопла пистолета. Воздух лишь помогает жидкости не задерживаться в распылительной головке, ведь, напомним, что схватывание смеси происходит быстро.
Едва однократно покрыв деталь (часть кузова), можно приступать к нанесению второго слоя. Собственно, количество слоев может быть разное, все зависит от того, какую защиту требуется обеспечить. Проверено, что один слой, толщиной около 0,5 мм, не обеспечивает гидроизоляцию, влага беспрепятственно может проникать к металлу, вызывая со временем его неизбежную коррозию. В два раза более толстый слой уже заметно лучше, но в нем все еще присутствуют отдельные поры. Полтора миллиметра — идеальная толщина, как установлено опытным путем. Напомним, что детали, подвергающиеся усиленному механическому воздействию, целесообразно покрывать Line-X большей толщины.
Как нетрудно подсчитать, 1,5 мм соответствуют трехслойному покрытию. Именно последний слой придает покрытию характерный шероховатый вид. Весь секрет в том, что его наносят с большего раза в полтора расстояния и короткими импульсами. В результате, вероятно, состав слегка полимеризуется уже в полете, плюс резкие движения пистолета приводят к появлению характерной шагрени, так интригующей всех, кто видит готовый автомобиль. Шероховатость покрытия отлично скрывает некоторую неравномерность нанесения Line-X (это все-таки совсем не краска), и, главное, на таком покрытии практически не образуются царапины в результате механического воздействия. А именно для этого в первую очередь и обрабатывают кузов Line-X, хотя некоторым нравится сама фактура покрытия, а защита их мало интересует. Размер пупырышек, или градация шагрени, зависит от расстояния, с которого наносится состав, от его температуры, давления и методики нанесения.
Какого же в итоге цвета получится автомобиль?
Состав А похож по цвету на мед или эпоксидную смолу, состав В — чуть розоватый. Но в него можно добавлять различные красители, чтобы придать машине нужный цвет. Как правило, заказчики не стремятся получить после обработки Line-X автомобиль, точно совпадающий по цвету с первоначальной, заводской, окраской. Но иногда нужно получить тот или иной оттенок достаточно точно. Эта обязанность возлагается на финишное покрытие, на четвертый слой. Полиуретановый состав марки Du Pont способен удовлетворить самые изысканные цветовые предпочтения заказчика, поскольку колеруется в соответствии с каталогами по подбору цвета RAL или номером краски завода-изготовителя. Цветовая палитра составляет около 70 ООО оттенков. Тут речь идет уже о микронах, обработка ведется обычным пневматическим краскораспылителем, сушка занимает 1-1,5 часа на воздухе. Поэтому при ремонте автомобиля возможно очень точно попасть в цвет, подкрашивая те или иные элементы кузова. Кстати, ни в коем случае не стоит пробовать подкрашивать машину, обработанную Line-X, или даже красить ее целиком, используя обычные автомобильные эмали. Коэффициент температурного расширения всех слоев, нанесенных на металл, должен быть одинаковым, иначе неизбежно отслаивание материала. Только полиуретановая краска дружит с Line-X, простая автоэмаль — нет.
line x стоимость покраски
Обзор защитных покрытий Line-X, Raptor, Z-Pro, Bron-x, Herculiner
Броня крепка и джипы наши быстры: полимерные покрытия для защиты внедорожников
Чем труднее препятствия и хуже внешняя среда, тем выше вероятность процарапать кузов до металла и запустить процесс коррозии. Штатное лакокрасочное покрытие и там, где нет дорог уже не спасает и приходится использовать дополнительную защиту. Самой эффективной считаются покрытия на основе полимочевины и полиуретанов.
Полимерные покрытия, о которых пойдет речь – это действительно надежная защита от серьезных агрессивных воздействий и механических повреждений. Обеспечивают гидроизоляцию, противостоят бомбардировке гравием и песком, защищают от «зимнего коктейля» из соли и реагентов. Особенно эти средства любят владельцы пикапов. Они обрабатывают кузова и забывают о царапинах и сколах краски от контакта с перевозимым грузом.
Правда, выглядит полимерная защита как … защита. Серьезно и брутально. Это не блестящая восковая полироль. Это броня. Истории известны случаи нанесения таких покрытий на маленькие машинки, но все-таки эластомеры больше востребованы владельцами джипов и пикапов для предохранения от повреждений во время сильно бездорожной езды или перевозки грузов. Тут они более к месту.
Из-за внешней схожести полимочевинные и полиуретановые защитные составы часто путают. Комплексы на основе полимочевины Line – X, Z-PRO, BRON-X пытаются сравнивать с полимерными составами RAPTOR U-POL и Herculiner, что неправильно. Да, результат обработки похож – шершавый защитный слой. Но все остальное разное. Химическая структура, характеристики и свойства, способ нанесения и, как следствие, цена.
Сейчас вы, может быть, что-то вспомните и спросите: «Не тот ли это материал, что используют для защитных покрытий на грузовиках? Про него ещё рассказывали в программе «Разрушители легенд», и там оно выдержало воздействие открытого огня и направленный взрыв… ». Да, это он. Изобретенная 30 лет назад и ставшая в девяностых годах коммерческим продуктом технология «напыляемые полимочевинные эластомерные покрытия», несмотря на свое неблагозвучное название, совершила революцию на рынке защитных технологий. Оказалось, что полимочевина (поликарбамид) идеальна для оберега машины.
Крепкое – не царапается, противостоит сильным ударам и не боится вибрации. Гибкое – не лопается при деформации и растягивается в 2-3 раза. При ДТП не трескается, а при нанесении ровно ложится и прочно прилипает к поверхностям любых форм и конфигураций. Более того, полимер придает деталям дополнительную прочность.
Экологически чистое и негорючее – не содержит растворителей – можно покрывать внутренние поверхности салона и кузова, а потом безбоязненно там спать и находится долгое время. Мгновенно твердеет и наносится в любых условиях. Несколько слоев наносятся без промежуточной сушки. Сразу после напыления машину можно собирать и ехать.
Плюс ко всему, эластомер является дополнительной шумоизоляцией и обладает водоотталкивающим эффектом. Машина, обработанная полимочевиной, значительно меньше пачкается грязью. Она с нее просто скатывается.
Любителям точных цифр приведем технические характеристики полимочевины:
Отличный состав для защиты внедорожников целиком и отдельных деталей. Неидеальный, нюансы использования есть. Однако преимуществ значительно больше, чем относительных недостатков.
Внешне автомобиль, его элементы или части (бампера, пороги, противогравийный пояс, край капота и т.п.) выглядят как покрытые «шагренью» — защитой, слегка шершавой на ощупь и напоминающей твердую резину. Величина и размер шершавости регулируется мастером при нанесении. Толщина покрытия обычно от 1 до 5 мм. Оптимальным считается слой в 2-3 мм, но торцы дверей уже не обработаешь – они перестанут закрываться.
Цвет может быть не только черный, а практически любой. Специалисты из компании «Truck Garage» уверяют, что путем нанесения второго слоя, покрытие может быть окрашено даже в металлик. Правда, пупырчатая структура материала не подразумевает особого блеска. И еще надо учитывать, что если машина красится не целиком, то точно подобрать колер защищаемых элементов под родной цвет автомобиля бывает довольно сложно и не всегда удается. Гладкие и шершавые поверхности отражают свет и смотрятся по-разному. Тут надо обращаться к мастерам с большим опытом.
Готовят машину к обработке полимочевиной как к покраске. Чистят, сушат, грунтуют поврежденные места. Полимер обладает очень высокой адгезией (прилипанием) и напылять его можно прямо по родной краске. Но это если автомобиль не поврежден и еще нет следов коррозии. В противном случае надо зачищать до металла или пластика. Если «броня» ляжет на ржавчину или вздутую краску, то образуется пузырь и исправить это будет невозможно.
К слову, после аварии или при других повреждениях полимочевинного защитного слоя его нельзя отремонтировать частично. Чтобы сохранить гидроизоляцию и безшовность надо снова обрабатывать элемент кузова или деталь целиком, предварительно сняв старое покрытие. А отодрать полимочевину очень и очень непросто (помните про высокую адгезию). Имейте в виду – «вторая кожа» прирастет к вашему автомобилю пожизненно. Именно поэтому обрабатывать «шагренью» принято пикапы и внедорожники, которым защита добавляет цены, а не легковушки, которым «броня» не к лицу и при продаже стоимость машины уменьшает. В США, где полимочевинные покрытия используются уже 20 лет, Национальная автомобильная ассоциация выяснила – стоимость автомобиля, обработанного эластомером, увеличивается при продаже на 50%. Логично. Вероятность того, что машина не гнилая возрастает многократно.
Полимочевину, в отличие от полиуретановых покрытий невозможно нанести самостоятельно кисточкой или валиком. Надо обращаться к профессионалам, желательно сертифицированным производителем покрытий. Слишком уж тут много тонкостей и хитростей. Мало того что необходимо дорогостоящее оборудование с дозаторами, обогреваемыми шлангами, рециркуляционным насосом, мощным компрессором и пистолетом-распылителем. Еще нужны правильно подобранные компоненты покрытия и критически важен персонал, умеющий всем этим пользоваться. Поэтому фирм «с историей», долго занимающихся обработкой автомобилей полимочевиной немного. Тут ключевая фраза «с историей». Купить оборудование и заявить о себе несложно. Труднее набрать портфель выполненных работ и благожелательных отзывов заказчиков.
Компаний, предоставляющих услуги нанесения напыляемых полимочевинных эластомерных покрытий довольно много, однако почти все используют один из трех составов Line – X, Z-PRO, BRON-X. Как признают во всех компаниях, в основе разных составов одна формула алифатической или ароматической полимочевины. Различия только в пропорциях ингредиентов, добавках и немного разных физических характеристиках покрытия. Однако, честно говоря, неискушенному джиперу понять разницу крайне сложно. Ведь помимо характеристик состава на конечный результат влияет рука мастера и внешние условия, а это уж совсем субъективные показатели.
Немного теории для лучшего понимания разницы между брендами. «Алифатическая» полимочевина нечувствительна к воздействию ультрафиолетового излучения и не меняет цвет под влиянием солнечного света. «Ароматическая» полимочевина довольно быстро выцветает на солнце. Например, белое приобретает лимонный оттенок через месяц, а черное или серое теряет блеск. Но «ароматическая» в 1,5—2 раза дешевле.
По всем другим свойствам (прочность, тягучесть, водостойкость и т.п.) алифатическая и ароматическая идентичны. Поэтому если цвет внедорожника не столь важен или предполагается красить внутренность кунга пикапа, то, как в рекламе: «Зачем тратить больше?».
Наиболее известный в России бренд полимочевинных защитных покрытий из США. Компания начала работу над разработкой покрытия более 30 лет назад и около 20 из них обрабатывает автомобили. По миру у Line-X большая сеть филиалов, а первые мастерские Line-X появились в нашей стране 5 лет назад. За эти годы покрытие уже стало не просто защитой, а имиджевым элементом серьезных внедорожников и пикапов типа Тойота Тундра и Форд Раптор. Кузова и детали машин обрабатываются двухкомпонентным составом XS-100 из ароматической полимочевины с пожизненной гарантией. К слову, у компании только сертифицированные центры, состав покрытия закупается в головном офисе в Америке – так что есть все основания давать такую серьезную гарантию.
Как нам пояснил ген. директор официального представительства X-Line по Северо-Западу России компании «Truck Garage» Петр Досманов, LINE-X изначально создавался для защиты автомобилей. Физико-химические свойства XS-100 оптимальны для автотранспорта, а эффективность доказана использованием в инженерном корпусе армии США и российскими джиперами. Бывает, после преодоления тяжелого бездорожья автомобили привозят на ремонт с серьезными повреждениями, но с целым защитным покрытием.
Для предотвращения выцветания полимочевинная броня сверху покрывается краской от фирмы Дюпон, специально разработанной под это покрытие. Но это если захочет заказчик. При защите элементов, не подверженных ультрафиолету, ненужных трат можно избежать.
Нам удалось вплотную испытать качество работ и защитные свойства покрытия, можем с уверенностью сказать: ребята отлично делают свое дело, а Line-X действительно работает. Косвенным доказательством тому является парковка перед мастерской и запись на два месяца вперед.
Полимер европейского производства. Фирмы, напыляющие на автомобили и детали покрытия от этого бренда используют оба вида полимочевины Алифатическую и Ароматическую.
По словам мастера петербургской компании «Bron-X» Игоря, заказчик сам выбирает тип состава – дешевый, но выцветающий на солнце состав или более дорогой, но стойкий. При использовании выцветающей ароматической мочевины самые критичные светлые цвета. Темные практически не меняются, только теряют со временем блеск.
Изначальная колеровка покрытия проводится по каталогу RAL colors. Гарантия на выполняемые работы 3 года, на покрытие от 5 до10 лет (у разных организаций по-разному). Но у всех под гарантией на покрытие подразумевается, что в течение заявленного времени он не потрескается и не потеряет физических свойств. На изменение цвета гарантия не распространяется.
К сожалению, мы имели негативный опыт обработки покрытием Bron-X экспедиционного Unimog — буквально через несколько недель покрытие начало вздуваться, а потом и вовсе отваливаться пластами. Пришлось воспользоваться гарантией и покрывать автомобиль заново. Надеемся, что это было связанно с непрофессионализмом мастера, а не с самим составом.
Для обработки автомобилей используется трехкомпонентный состав с индексом Standart, производства швейцарской компании «Huntsman», но доработанный. По заказу официального дистрибьютора продукта фирмы «Протек» в Россию поставляется эластомер адаптированный под наш климат.
Кроме того «Huntsman», по заказу своего представителя в России специально разработал пигментирующие составы для ароматической полимочевины, увеличивающие устойчивость к воздействию прямых солнечных лучей в 10 раз.
Опыта работы с этой компанией не имеем, поэтому выводы отложим до более близкого знакомства.
Наши старые знакомые, известные многим как «антигравийка». Распространение широчайшее, марок и названий десятки, однако, именно в среде автомобилистов наиболее известны две: RAPTOR U-POL и HERCULINER. Раптор популярен настолько, что уже стал нарицательным названием для полиуретановых красок и композиций самых разных производителей.
Основная прелесть этого типа защитных покрытий – простота использования, описываемая производителями как «Достаем из коробки — взбалтываем — наносим». Обработать свой автомобиль, кузов пикапа, силовой обвес и все что угодно каждый может самостоятельно. Необходимый навык – умение пользоваться кистью, валиком или краскопультом. Необходимые условия – гараж. Основное неудобство в том, что полиуретаны долго сохнут и во время высыхания их надо оградить от пыли, грязи и дождя.
Защищают полиуретановые краски от тех же видов агрессий, что и полимочевина: ржавчина, коррозия, агрессивных воздействий соли и химических реагентов, механические повреждения и ультрафиолет. Только делают это чуть слабее.
По сравнению, например, с Line-X слой полиуретана получается тоньше и жестче. Пробивается меньшим усилием, сильнее царапается и более подвержен сколам. В одном из сравнительных тестов полимочевины и Раптора по обработанному покрытиями в два слоя капоту стреляли из пневматического пистолета, имитируя летящие камни. Выстрелы с 5 метров выдержали оба покрытия, а с трех метров только Line-X. На Рапторе обнаружились сколы и вмятины. Проверка материалов ударами кувалды оставила следы на обоих, но Раптор при этом расслоился и в месте вмятин потерял внешний слой.
Зато обработка полиуретановыми покрытиями заметно дешевле. Примерно на треть по цене состава и это без учета стоимости работ. Если испытания, которым вы подвергаете свой автомобиль не сильно экстремальны и ограничиваются царапинами от веток и редкими бродами, то, возможно, лучше выбрать полиуретан.
Двухкомпонентное защитное покрытие, продающееся комплектами из четырех бутылок состава и одной емкости с отвердителем. Коробки хватает для обработки в один слой 10 кв.м.
Время сушки между слоями 3 часа, полная полимеризация и набор прочности наступает через 3 недели, но использовать автомобиль (деталь) можно уже через 10 часов после нанесения последнего слоя.
С этим видом покрытия мы тоже сталкивались — по структуре выглядит очень похоже на полимочевину, а при набитой руке мастера Raptor действительно смахивает на матовый мелкозернистый пластик. К сожалению, долго эксплуатировать покрытый Raptor автомобиль нам не удалось, поэтому не можем сказать свое веское слово про долговечность. По сети ходят самые различные отзывы — от восторженных до советов никогда не пользоваться. Думаем, что это опять зависит в первую очередь от квалификации того, кто наносил защиту.
Однокомпонентный состав, поставляемый в банках разной емкости с прилагаемыми в комплекте валиком и кистью. Удобно. Не надо ничего смешивать. Перестает липнуть через 6 часов. Высыхает через двенадцать.
За счет замешанной в полимер резиновой крошки покрытие получается в 5 раз толще, чем рапторовское и более шероховатое. Фактура готового защитного покрытия напоминает наждачную бумагу и обладает функциями противоскольжения.
В свое время мы даже сами покрывали этой защитой грузовые отсеки кузова пикапов. Если отбросить, что возни с подготовкой и нанесением очень много, сохнет покрытие очень долго, а выглядит относительно эстетично, то это вполне неплохой бюджетный вариант именно для внутренней защиты кузова пикапа.
Внимательное изучение отзывов на форумах показало, что единого мнения какой тип полимерного покрытия или марка состава лучше не существует. Хвалят и ругают всех. У каждого покрытия и каждой фирмы, эти покрытия наносящей, есть свои сторонники и противники. Пожалуй, единственный реально действующий способ свести к минимуму риск нарваться на некачественную работу – это сначала обработать отдельную деталь, например, силовой бампер. А затем, если понравится, в том же месте у того же мастера тем же составом обработать автомобиль. А еще лучше потратить время, посидеть в сети и почитать отзывы владельцев, которые уже обработали свои внедорожники, о том или ином покрытии и компании, его наносящим.