Легендарная катюша машина победы

Впервые “Катюша” вышла на свою операцию уже в июле 1941 года и повергла немцев в неизвестность и шок. Они с первого раза смогли оценить невероятную мощь и силу этого агрегата. Она называлась БМ-13, а вот солдаты между собой очень ласково прозвали гарнитуру “Катюша”. Еще тогда стало известно, что именно эти машины будут активно участвовать в военных событиях, а также станут символами великой победы СССР в войне.

Создание БМ-13

Идея об реактивных снарядах возникла еще в 20-х годах. Реактивные системы активно исследовали и уже в 39-41 годах впервые представили эти разработки.

Все разработки связанные с этими батареями были перенаправлены на тыл фронта, чтобы немцы не могли захватить и получить желаемые образцы и разработки.

Операция “Катюши”

Операция Катюши стала первой возле Орши, ведь именно там скорее всего базировались немцы и сохраняли большое количество военных ресурсов, а также скорее всего находились запасы и русских, которые не успели вывезти до захвата немцами.

Главнокомандующий Флёров погиб в этой операции вместе с Катюшей, а ему присвоили звание Героя.

Почему “Катюша”?

Как говорят историки, первое прозвище этого агрегата действительно связано с песней “Выходила на берег Катюша”. В городе Рудни сделали залп по немецкому штабу и главнокомандующий с восхищением сказал “Это просто песня”, а ему в ответ сказали “Прям как Катюша”. Вот таким вот образом эта батарея смогла получить такое красивое и нежное прозвище.

Некоторые же считают, что Катюша пошла из-за того, что завод ставил на своих машинах букву “К”, которая символизировала “Коммунар”. Солдаты же заметили, что машина буквально пела во время ведения огня, поэтому и начали называть именем девушки из легендарной военной песни.

Немцы же с устрашением называли БМ-13 “Сталинским оргАном”, ведь ракеты напоминали трубы этого музыкального инструмента, а свист во время стрельбы также напоминал музыку органа.

Источник

Альберт Акрамутдинович, легендарная «Катюша» стала визитной карточкой Центра Келдыша. «Катюша» родилась в этих стенах?

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

В Газодинамической лаборатории с конца 1920-х годов велась работа по пороховым реактивным снарядам, так называемым «эрэсам». Основное внимание было уделено снарядам калибра 82 мм (РС-82) и калибра 132 мм (РС-132). До сдачи на вооружение эти снаряды доводились в РНИИ.

Не случайно среди первых лауреатов Сталинской премии были и создатели реактивного вооружения для авиации?

Альберт Гафаров: Конечно, не случайно. В том числе руководитель разработки Юрий Победоносцев и начальник отдела разработки пусковых установок Иван Гвай. Вплоть до 1938 года для запуска реактивных снарядов с земли использовались специальные индивидуальные штыри, которые втыкались в грунт с интервалом 10 метров.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

В августе 38-го Иван Исидорович предложил, как бы сейчас сказали, мобильную версию на базе ЗИС-5: поперек оси автомобиля в два ряда были смонтированы 24 авиационные пусковые установки. К весне был доработан и второй вариант, также предложенный Гваем.

Он базировался на более грузоподъемном и проходимом ЗИС-6 и имел ряд важных усовершенствований. Но машина по-прежнему была оснащена короткими, длиной около 2,5 метра, пусковыми установками, что не обеспечивало требуемых показателей по кучности стрельбы.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Почему?

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

В июле 1941 года «за создание нового вида вооружения, поднимающего боевую мощь Красной Армии», Костиков был удостоен звания Героя Социалистического труда, а Гвай, Галковский и Аборенков были награждены орденами Ленина. В 1942 году они все стали лауреатами Сталинской премии, а институт был награжден боевым орденом Красной Звезды.

Альберт Гафаров: Кстати, в Санкт-Петербургском Музее истории артиллерии, инженерных войск и войск связи сейчас находится единственная в мире подлинная «Катюша» образца 1941 года. Она была изготовлена в Ленинграде на заводе имени Карла Маркса и участвовала в обороне города.

И все-таки: почему о разработчиках «Катюши» до сих пор так много противоречивой информации?

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Основными генераторами идей, воплощенных в «Катюше», была именно та четверка, удостоенная Сталинской премии. Костиков, как главный инженер института, выступал в роли основного организатора работ и фактически был главным конструктором. Трудно переоценить роль Аборенкова, который не только формировал технические задания, но и критически принимал результаты работы.

Вместе с тем значительный вклад в создание «Катюши» внесли такие ведущие специалисты, как Победоносцев (обоснование внутренней баллистики РС), Тихонравов (обоснование необходимой длины направляющих для РС). Выше уже упоминался Лужин, ведущий специалист по «эрэсам» для «Катюш», репрессированный до завершения разработки «Катюши». Неоценима роль начальника института Бориса Слонимера, который за несанкционированное изготовление в 1940 году семи «Катюш», впоследствии поступивших на вооружение батареи Флерова, был снят с работы.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

В соответствии с известным эффектом Доплера, по мере удаления снаряда высота звука меняется. При этом возникает подобие мелодии, что отличает залпы «Катюши» от выстрелов артиллерийских орудий. Не спутаешь ни за что.

К тому же первые серийные «Катюши», которые начали поступать в войска уже в июле 1941 года, изготавливались на воронежском заводе «Коммунар» и имели на дверце кабины фирменный знак в виде буквы «К».

Минометные части, как официально назывались эти воинские подразделения, единственные в Красной Армии носили звание «гвардейских». Первым командующим этими войсками был Василий Аборенков.

Жив ли кто-нибудь из имевших отношение к «Катюше»?

Альберт Гафаров: К сожалению, нет. Но остались бесценные воспоминания Владимира Галковского. Он, работая после войны под руководством одного из пионеров отечественной космонавтики Михаила Тихонравова, делал эскизы первых искусственных спутников Земли. А в дальнейшем участвовал в их разработке, перекинув своеобразный мостик от «Катюши» к космической технике.

Документы с грифом «секретно», относящиеся к «Катюше», еще остались?

Источник

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 «Катюша»)

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победыОн родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

После войны В. А. Артемьев, будучи главным конструктором ряда научно-исследовательских и проектных институтов, создавал новые образцы ракетных снарядов, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, являлся лауреатом Сталинских премий. Умер 11 сентября 1962 г. в Москве. Его имя есть на карте Луны: в память о создателе «катюши» назван один из кратеров на ее поверхности.

«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса «воздух-воздух» РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса «воздух-земля» РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

В состав БМ-13″Катюша» входят следующие боевые средства:

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

Пусковая установка РСЗО»Катюша»:

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Пусковая установка БМ-13-СН «Катюша» на шасси Studebaker (6×4)

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Испытания и эксплуатация

Источник

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

И вот что особенно примечательно: все эти легендарные, овеянные славой образцы вооружения были сконструированы совсем незадолго или буквально накануне войны! Т-34 был принят на вооружение в конце декабря 1939 года, первые серийные Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941 года, а пушка ЗиС-3 впервые была представлена руководству СССР и армии через месяц после начала боевых действий, 22 июля 1941 года. Но самое удивительное совпадение случилось в судьбе «Катюши». Ее демонстрация партийному и военному начальству состоялась за полдня до нападения Германии — 21 июня 1941 года…

С небес — на землю

По сути, работы над созданием первой в мире реактивной системы залпового огня на самоходном шасси начались в СССР в середине 1930-х годов. Сотруднику выпускающего современные российские РСЗО тульского НПО «Сплав» Сергею Гурову удалось обнаружить в архивах договор № 251618с от 26 января 1935 года между ленинградским Реактивным научно-исследовательским институтом и Автобронетанковым управлением РККА, в котором фигурирует опытный образец ракетной установки на танке БТ-5 с десятью ракетами.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

В общих чертах то, что спустя полтора года войдет в солдатский фольклор по обе стороны фронта как «Катюша», было готово к началу 1940 года. Во всяком случае, авторское свидетельство № 3338 на «ракетную автоустановку для внезапного, мощного артиллерийского и химического нападения на противника с помощью ракетных снарядов» было выдано 19 февраля 1940 года, а в числе авторов значились сотрудники РНИИ (с 1938 года носившего «номерное» название НИИ-3) Андрей Костиков, Иван Гвай и Василий Аборенков.

Эта установка уже серьезно отличалась от первых образцов, вышедших на полигонные испытания в конце 1938 года. Пусковая установка для реактивных снарядов располагалась по продольной оси автомобиля, имела 16 направляющих, на каждую из которых устанавливались по два снаряда. Да и сами снаряды для этой машины были другими: авиационные РС-132 превратились в более длинные и мощные наземные М-13.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы


Но вот что примечательно. Первые документы о формировании дивизионов и батарей, вооруженных реактивными минометами, появились еще до знаменитых стрельб под Москвой! Например, директива Генштаба о формировании пяти дивизионов, вооруженных новой техникой, вышла за неделю до начала войны — 15 июня 1941 года. Но реальность, как всегда, внесла свои коррективы: в действительности формирование первых частей полевой реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года. Именно с этого момента, как определяла директива командующего Московского военного округа, и отводилось трое суток на формирование первой особой батареи под командованием капитана Флерова.

По предварительному штатному расписанию, которое было определено еще до софринских стрельб, батарея реактивной артиллерии должна была иметь девять реактивных установок. Но заводы-изготовители не справлялись с планом, и Флеров не успел получить две из девяти машин — он отправился на фронт в ночь на 2 июля с батареей из семи реактивных минометов. Но не стоит думать, что в сторону фронта отправились просто семь ЗИС-6 с направляющими для запуска М-13. По списку — утвержденного штатного расписания для особой, то есть по сути экспериментальной батареи не было и быть не могло — в батарее числились 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых и 7 специальных машин, 7 БМ-13 (они почему-то фигурировали в графе «Пушки 210 мм») и одна 152-мм гаубица, выполнявшая роль пристрелочного орудия.

Через несколько дней на фронт прибыли еще две батареи — лейтенанта Александра Куна и лейтенанта Николая Денисенко. Обе батареи нанесли первые свои удары по врагу в последних числах июля тяжелого 1941 года. А с начала августа в Красной армии началось формирование уже не отдельных батарей, а целых полков реактивной артиллерии.

Гвардия первых месяцев войны

Первый документ о формировании такого полка был издан 4 августа: постановление Госкомитета СССР по обороне предписывало сформировать один гвардейский минометный полк, вооруженный установками М-13. Этому полку было присвоено имя наркома общего машиностроения Петра Паршина — человека, который, собственно, и обратился в ГКО с идеей формирования такого полка. И с самого начала предложил дать ему звание гвардейского — за полтора месяца до того, как в Красной армии появились первые гвардейские стрелковые части, а потом и все остальные.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Другим свидетельством этого особого отношения стало постановление Госкомитета по обороне, вышедшее месяц спустя — 8 сентября 1941 года. Этот документ фактически превращал реактивную минометную артиллерию в особый, привилегированный вид вооруженных сил. Гвардейские минометные части выводились из состава Главного артиллерийского управления РККА и превращались в гвардейские минометные части и соединения со своим собственным командованием. Оно подчинялось непосредственно Ставке Верховного главнокомандования, а в его состав входили штаб, управление вооружений минометных частей М-8 и М-13 и оперативные группы на основных направлениях.

К концу Великой Отечественной войны гвардейские минометные части и соединения Красной армии стали грозной ударной силой, оказавшей существенное влияние на ход боевых действий. В общей сложности к маю 1945 года советская реактивная артиллерия насчитывала 40 отдельных дивизионов, 115 полков, 40 отдельных бригад и 7 дивизий — всего 519 дивизионов.

На вооружении этих подразделений стояли боевые машины трех видов. Прежде всего это были, конечно, сами «Катюши» — боевые машины БМ-13 со 132-миллиметровыми реактивными снарядами. Именно они стали самыми массовыми в советской реактивной артиллерии времен Великой Отечественной войны: с июля 1941 года по декабрь 1944-го выпустили 6844 такие машины. Пока в СССР не стали поступать ленд-лизовские грузовики «Студебеккер», пусковые установки монтировали на шасси ЗИС-6, а потом основными носителями стали американские шестиосные тяжеловозы. Кроме того, существовали модификации пусковых установок для размещения М-13 на других поступавших по ленд-лизу грузовиках.

Гораздо больше модификаций было у 82-миллиметровой «Катюши» БМ-8. Во-первых, только эти установки благодаря их небольшим габаритам и весу удавалось монтировать на шасси легких танков Т-40 и Т-60. Такие самоходные реактивные артиллерийские установки получили название БМ-8-24. Во-вторых, такого же калибра установки монтировались на железнодорожных платформах, бронекатерах и торпедных катерах и даже на дрезинах. А на Кавказском фронте их переделали под стрельбу с земли, без самоходного шасси, которому было бы не развернуться в горах. Но основной модификацией стала пусковая установка для реактивных снарядов М-8 на автомобильном шасси: до конца 1944 года их было выпущено 2086 штук. В основном это были БМ-8-48, запущенные в производство в 1942 году: эти машины имели 24 балки, на которые устанавливались 48 реактивных снарядов М-8, выпускались они на шасси грузовика «Форм Мармон-Херрингтон». А пока не появилось иностранное шасси, на базе грузовика ГАЗ-ААА выпускались установки БМ-8-36.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

По подразделениям гвардейских минометных частей и соединений эти боевые машины распределялись так. Из 40 отдельных дивизионов реактивной артиллерии 38 были вооружены установками БМ-13, и только два — БМ-8. Такое же соотношение было и в 115 полках гвардейских минометов: 96 из них имели на вооружении «Катюши» в варианте БМ-13, а остальные 19 — 82-миллиметровые БМ-8. Гвардейские минометные бригады вообще не имели на вооружении реактивных минометов калибра меньше, чем 310 мм. 27 бригад были вооружены рамными пусковыми установками М-30, а потом М-31, а 13 — самоходными М-31-12 на автомобильном шасси.

Та, с кого началась реактивная артиллерия

В годы Великой Отечественной войны советская реактивная артиллерия не имела равных себе по другую сторону фронта. Несмотря на то что печально знаменитый немецкий реактивный миномет Nebelwerfer, носивший у советских солдат прозвища «Ишак» и «Ванюша», имел сопоставимую с «Катюшей» эффективность, он был значительно менее мобильным и имел в полтора раза меньшую дальность стрельбы. Достижения союзников СССР по антигитлеровской коалиции в области реактивной артиллерии были еще более скромными.

Американская армия только в 1943 году приняла на вооружение 114-миллиметровые реактивные снаряды М8, для которых разработали три типа пусковых установок. Установки типа Т27 больше всего напоминали советские «Катюши»: они монтировались на грузовиках повышенной проходимости и представляли собой два пакета из восьми направляющих каждый, установленные поперек продольной оси машины. Примечательно, что в США повторили первоначальную схему «Катюши», от которой советские инженеры отказались: поперечное расположение пусковых установок приводило к сильной раскачке машины в момент залпа, что катастрофически снижало кучность стрельбы. Существовал еще вариант Т23: тот же пакет из восьми направляющих устанавливался на шасси «Виллиса». А самым мощным по силе залпа был вариант установки Т34: 60 (!) направляющих, которые устанавливались на корпусе танка «Шерман», прямо над башней, из-за чего наведение в горизонтальной плоскости производилось с помощью поворота всего танка.

Источник

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

К этому времени уже высказывались соображения о целесообразности использования реактивных снарядов в сухопутных войсках. Однако ввиду невысокой кучности эффективность их применения могла быть достигнута лишь при стрельбе одновременно большим количеством снарядов. Главное артиллерийское управление (ГАУ) в начале 1937 года, а затем и в 1938 году поставило институту задачу разработать многозарядную пусковую установку для ведения залпового огня 132-мм реактивными снарядами. Первоначально установку «Катюша» планировалось использовать для стрельбы реактивными снарядами в целях ведения химической войны.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Оружие, названное «Катюшей» чуть позже, представляло собой реактивную установку с 16 направляющими для реактивных снарядов желобкового типа. Расположение направляющих вдоль шасси автомашины и установка домкратов увеличивали устойчивость пусковой установки и повышали кучность стрельбы. Заряжание реактивных снарядов производилось с заднего конца направляющих, что позволяло значительно ускорить процесс перезарядки. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7 — 10 секунд.

«Катюша»: характеристики оружия

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Основной тактической единицей Гвардейских минометных частей стал гвардейский минометный полк. Организационно он состоял из трех дивизионов реактивных установок М-8 или М-13, зенитного дивизиона, а также подразделений обслуживания. Всего в полку числилось 1414 человек, 36 боевых машин, двенадцать 37-миллиметровых зенитных пушек, 9 зенитных пулеметов ДШК и 18 ручных пулеметов. Однако тяжелое положение на фронтах в снижение выпуска зенитных артиллерийских орудий привело к тому, что в 1941 году некоторые части реактивной артиллерии в реальности не имели зенитного артиллерийского дивизиона. Переход к штатной организации на базе полка обеспечило повышение плотности огня по сравнению со структурой на базе отдельных батарей или дивизионов. Залп одного полка реактивных установок М-13 состоял из 576, а полка реактивных установок М-8 – из 1296 реактивных снарядов.

Первый опыт

Первое применение установок «Катюша» состоялось 14 июля 1941 года. Батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова произвела из семи пусковых установок два залпа по железнодорожной станции Орша, на которой скопилось большое количество немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами, горючим. В результате огня батареи железнодорожный узел был стерт с лица земли, противник понес тяжелые потери в живой силе и технике.

Легендарная катюша машина победы. Смотреть фото Легендарная катюша машина победы. Смотреть картинку Легендарная катюша машина победы. Картинка про Легендарная катюша машина победы. Фото Легендарная катюша машина победы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *