Легковая машина скорой помощи
Мигалки и красные кресты: изучаем новые скорые на выставке Здравоохранение в Москве
Я даже не предполагал, что медицинские выставки могут быть такими огромными! Прошедший в столице смотр Здравоохранение занимал два больших павильона Экспоцентра, заполненных медицинским оборудованием, которое по цене нередко превосходит дорогие легковушки. А меня в первую очередь интересовали представленные здесь медицинские автомобили.
Mercedes Sprinter, Volkswagen Crafter? Забудьте! При стоимости только базового фургона сильно за два миллиона рублей скорые на базе импортных фургонов могут позволить себе лишь богатые частные клиники. А костяк медицинского парка страны составляет техника на основе отечественных машин. Как правило, это разные модификации Газелей. Впрочем, все больше российских кузовостроителей смотрит и в сторону новых французских фургонов Peugeot Expert и Citroen Jumpy, производство которых совсем недавно стартовало в Калуге.
Скорые на их базе сияли «люстрами» на стендах трех из четырех представленных компаний. Все — с высокой крышей (внутренняя высота около 165 см), а Jumpy, переделанный нижегородским Самотлором, еще и с увеличенными по высоте задними дверями. Кстати, каркас мебели в его салоне выполнен из металла и обшит АБС-пластиком.
В недрах другого Jumpy, преобразованного в скорую фирмой Интеравтоцентр, мебель целиком сделана из пластика — ее проще повредить. А вот ульяновский Автодом удивил. Мало того что в салоне их Jumpy консервативная начинка из ДСП, а крыша выполнена из не самого экологичного стеклопластика, так еще и стоит этот Citroen дороже всех: за него просят 2 млн 600 тысяч рублей. Это на 200 тысяч дороже самотлорского варианта и аж на 400 тысяч — машины Интеравтоцентра.
Кстати, в гамме Автодома присутствует и скорая на основе УАЗа Профи — о похожей машине мы как-то уже рассказывали. В недрах огромного стеклопластикового кузова просторно (высота — 1,77 см) и светло, да и выполнена надстройка качественно.
Только вот маневрировать на носатом УАЗе, да еще с такой будкой сзади, по забитым машинами дворам — удовольствие сомнительное. Предполагается, что Профи могут потеснить знаменитые медицинские «буханки» (их, кстати, тоже делает Автодом) в провинции и сельской местности. Но по цене Профи с медицинским модулем (1,9 млн рублей) их можно купить целых две.
Отдельное направление — автомобили медслужбы. Обычно это юркие небольшие машины, на которых можно быстро добраться до пациента, а при необходимости — и привезти его в больницу. На выставке было два представителя этого семейства, которые сделали все тот же Самотлор и фирма Луидор.
Обе машины — это переделки на основе Лады Ларгус. У обеих высокая крыша и увеличенные задние двери. Но построенный Луидором автомобиль медпомощи внутри представляет собой, по сути, обычную легковую машину, в которой можно сложить заднее сиденье и закрепить складные носилки.
Вариант Самотлора по компоновке больше похож на классические медицинские автомобили. Здесь есть перегородка с окошечком между кабиной и отсеком сзади, а носилки установлены на складной каталке. Цены обеих машин примерно одинаковы: медицинские Ларгусы стоят порядка 900 тысяч рублей.
Ну и куда же без Газелей! Именно они составляют основу парка автомобилей скорой помощи в нашей стране. Конечно, большая часть из них — более дешевые Бизнесы, но все чаще встречаются и скорые на основе современных цельнометаллических Некстов.
В их активе высокий (до 175 см) и просторный салон, в котором удобно организовать медицинское пространство (что особенно важно для реанимобилей класса С), а также экономичный дизель Cummins, а в перспективе — мотор Volkswagen.
И при адекватной стоимости (у всех производителей порядка двух с небольшим миллионов рублей) в ближайшее время эти машины будет сложно заменить чем-то другим.
Автомобили скорой медицинской помощи
ПКФ «Луидор» является крупнейшим в России производителем автомобилей скорой медицинской помощи классов «А», «В», «С», в том числе специализированных (неонатальная реанимация, кардиореанимация и др.), а также автомобилей «Медицинская служба» в соответствии со всеми предъявляемыми к этим автомобилям стандартами.
Производство автомобилей скорой медицинской помощи
Оснащённость производства по последнему слову техники позволяет добиться требуемого качества и увеличить пропускную способность при производстве АСМП за счёт высокой автоматизации процессов.
Собственное производство сидений, климатических систем, элементов обшивки салона, поручней и прочих компонентов позволяет контролировать процесс изготовления на каждом этапе и выдерживать сроки поставки готового автомобиля заказчику.
При производстве автомобилей скорой медицинской помощи мы применяем 3-ступенчатый контроль качества. Для комплексной проверки качества выпускаемой продукции применяются методологии компаний Toyota, Daimler и «Группы ГАЗ». Помимо входного контроля качества сырья и материалов проводится межоперационный контроль на каждом этапе производства.
Варианты баз для машин скорой помощи
Мы производим машины скорой помощи на базе:
Покупая машину скорой помощи, вы можете быть уверены в том, что автомобиль соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств. Цветографическая схема соответствует требованиям ГОСТ 50574-2019. АСМП на базе ГАЗ соответствуют нормам Постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Волги, Москвичи и даже Запорожцы: советские «скорые» на базе легковушек
Совсем недавно мы рассказали о первых в СССР автомобилях скорой помощи, построенных на базе грузовиков. Не надо иметь большую фантазию, чтобы представить, насколько безжалостными и беспощадными они были по отношению к пациентам: всё-таки грузовой автомобиль должен возить груз, а не живых, хоть и больных, людей. Да и обслуживание этих машин было делом не всегда лёгким и не дешёвым. Гораздо удобнее ездить на вызов на легковом автомобиле, особенно специально для этого оборудованном.
А втомобили медицинской службы на «легковой» базе можно условно разделить на три типа. Первый – обычные седаны или хэтчбеки для неотложной помощи. На этих машинах приезжают медицинские работники по срочным вызовам, когда не требуется госпитализация больного, на них объезжают участок врачи из поликлиник, на них иногда перевозят способных ходить и сидеть больных, на них возят медицинский инструмент, бельё и прочие медицинские принадлежности. Второй тип – универсалы, а иногда лимузины и даже седаны с носилками, пригодные для полноценной «скорой помощи». Нередко встречаются специальные медицинские кузова на легковых шасси. Обычно последние строят не на главном конвейере автозавода, а силами специализированных фирм. В советском автомобилестроении присутствовали все три типа.
Москвичи и Запорожцы на службе у медиков
Первый медицинский «Москвич» планировали построить ещё в 1946 году на базе деревянного кузова «Фургон» модели 400-422. Был ли построен хотя бы один опытный образец такого специального автомобиля, неизвестно. Но на базе седана «Москвич-400-420» с 1948 года завод МЗМА выпускал медицинский автомобиль, обозначавшийся в конструкторской документации как отдельная модификация 400-420М. У этой машины был свой ведущий конструктор С.Н. Лобов.
Исходно по заводским чертежам «Москвич-400-420М» предполагалось окрашивать строго в один цвет – тёмно-синий. Также регламентировались моющийся салон с обивкой синего цвета, точные места нанесения знаков Красного креста на ветровом и заднем стёклах, на передних дверях и надписи «Помощь на дому» на обоих бортах.
В 1951 году «Москвич-400-420М» упростили. Теперь кузов разрешалось красить в любой применяемый на конвейере цвет, материал обивки изменился, красные кресты наносились только на стёкла, надпись «Помощь на дому» — только по желанию заказчика. В год МЗМА выпускал примерно по 200 медицинских «Москвичей».
Аналогичные модификации присутствовали во всех семействах «Москвичей» следующего поколения: 402-425М, 407М, 403М. Медицинская модификация с моющимся салоном была даже у полноприводного седана – «Москвич-410М». А когда завод освоил выпуск универсала «Москвич-423», из него попробовали сделать полноценную «скорую помощь» с носилками. Их уложили вдоль правого борта, и они заняли место от пятой торцевой двери до приборной панели. В салоне осталось место только для двух сидений – переднее для водителя, заднее – для сопровождающего больного медицинского работника. Такие медицинские универсалы построили в двух экземплярах, оба обслуживали заводскую больницу. Решение о серийном выпуске медицинского универсала принято не было.
Когда в ОГК МЗМА проектировали микролитражную модель для Запорожского автозавода, по отработанной схеме предусмотрели вариант для медиков. Такой автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965М выпускался серийно.
В типаже санитарных машин, разработанном в НАМИ в 60-х, предусматривалась даже медицинская модификация «нового легкового автомобиля» – будущих «Жигулей». В таблице этой машине придали странный вид – компактного хэтчбека. Парадокс объясняется просто – Главный конструктор НАМИ по легковой теме Б.М. Фиттерман активно продвигал идею выпускать на будущем ВАЗе не FIAT-124, a переднеприводный Autobianchi Primula.
Впоследствии модификация седана для развоза врачей присутствовала во всех последующих «Москвичах»: 408М, 412М, 21381, 21401. По словам бывалых заводчан, для «медпомощи» отбирали самые худшие экземпляры автомобилей, сошедшие с конвейера с откровенными техническими неисправностями. Устранять их приходилось уже на местах автобазам санитарного транспорта. В службе медицинской помощи успели поработать даже АЗЛК-2141 и ИЖ-2126.
На базе переднеприводного «Москвича» Киевский авторемонтный завод небольшими сериями производил универсал повышенной вместимости АЗЛК-2901 с удлинённым задним свесом, увеличенной высотой крыши и носилками за спиной водителя. А в начале 1990-х на автобазе московского «Сантранса» ещё работал последний «Москвич-21381» с 408-м двигателем.
Слово за ГАЗом
Первую машину «скорой помощи» изготовил Горьковский кузовной завод ещё на шасси легкового ГАЗ-А. Считалось, что такой автомобиль значительно экономичнее, чем медицинская машина на базе «полуторки» ГАЗ-АА. Но дальше постройки одного опытного образца дело не пошло. Сохранились фотографии медицинских универсалов с носилками на основе ГАЗ-М1. Но эти автомобили изготовлены автобазами и ремонтными заводами. Ни сам ГАЗ, ни его филиалы таких кузовов не делали.
После войны предпринимались попытки установить медицинские носилки в обычный кузов «Победы». Его длина позволяла это сделать. Носилки складывались пополам, и вместо них могло освободиться одно сиденье для больного или сопровождающего. Есть снимки машины, похожей на универсал, на базе «Победы» ГАЗ-М-20. Но это были конструкции, тоже изготовленные вне ГАЗа.
ГАЗ М-20 «Победа» ‘1944–1945
А сам ГАЗ в 1952 году выпустил заводскую машину «скорой помощи». Она была выполнена на базе ЗИМ ГАЗ-12. Очертания кузова остались серийные. Но были изменены петли багажника. На смену большим внутренним механизмам открывания пришли маленькие внешние петли. Носилки с больным приходилось задвигать в багажник трехобъёмного седана, но это был оправданный компромисс. Легковой автомобиль ЗИМ представлял больному намного более комфортные условия перевозки, чем грузовая «скорая помощь» ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51.
В 1959 году Горьковский автозавод снял с производства пассажирскую модификацию автомобиля ЗИМ. А на следующий год был прекращен выпуск медицинского варианта. Разразился большой скандал: Министерство здравоохранения СССР лишилось комфортабельного медицинского автомобиля на «легковом» шасси.
На ГАЗ срочно пришел указ разработать медицинский автомобиль на базе «Волги» ГАЗ-21. Именно для этих целей создано семейство универсалов ГАЗ-22. Первичной в нём считалась модификация ГАЗ-22Б для скорой медицинской помощи, а вторичной – базовый грузопассажирский универсал ГАЗ-22. В первой половине 1960-х в год выпускалось примерно втрое больше медицинских универсалов, чем гражданских. Проектирование универсала на базе «Волги» ГАЗ-21, изначально не предусмотренного в семействе, было сопоставимо с созданием полностью новой модели «с нуля».
Классы автомобилей скорой медицинской помощи.
Автомобили в скорой помощи применяются для того, чтобы оказать пациентам помощь на дому или доставить их в больницы. Надо отметить, что такие транспортные средства на выезде имеют на дороге особые преимущества, они могут передвигаться по встречной полосе и на запрещающий сигнал светофора. При этом у машины должны быть включены маячки, как световые, так и звуковые. Надо отметить, что классы автомобилей скорой медицинской помощи отличаются между собой оснащением машины приборами и техникой. Всего их три.
Классы автомобилей
Класс А. Стоит отметить, что это самый менее оснащенный класс, в котором обычно нет травматологического комплекта и инфузионного набора, каталки и дефибриллятора, пульсоксиметра, а также прибора для ингаляционного наркоза. Не имеется штатива для капельниц. Обычно это линейные машины, о которых мы расскажем в статье. Такие бригады отправляют к людям, у которых повышенная температура тела, высокое артериальное давление или несущественные травмы, боль в животе или ожог. Подобный транспорт служит для перевозки пассажиров, которые в экстренной помощи не нуждаются. Проще говоря, вызывают линейные бригады на простые случаи.
Класс В. Это автомобили, которые отправляют на экстренные и безотлагательные случаи. И предназначены такие машины для того, чтобы уже в пути человеку оказывать необходимую помощь, контролировать его состояние. Комплектуется машина самым разным современным оборудованием для реанимационных действий, а также необходимыми лекарствами. Такие машины позволяют проводить лечебные мероприятия еще до приезда в больницу. Обычно бригада состоит в таком случае из 4 человек.
Класс С. Эти неотложки предназначены для оказания больным профессиональной помощи, в бригаде всегда есть опытные врачи, которые контролируют все жизненно важные функции организма больного и поддерживают эти функции. Укомплектовывается скорая важным оборудованием. И в процессе передвижения врачи могут проводить различные диагностические исследования. Оказывать помощь специалисты могут на месте происшествия, современное компактное оборудование отличается мобильностью.
Теперь поговорим о том, что такое линейная скорая. Часто такую скорую обслуживают машины класса А. И это самая распространенная вариация машин. В России наиболее часто предоставляются модификации машин на основе «Газели», либо «Соболя», а также УАЗы. По международным стандартам, так как габариты салона данных машин очень маленькие, то перевозиться в них могут только люди, которым не требуется безотлагательная помощь. Машина эта не предназначена для того, чтобы в ее салоне проводили реанимационные действия.
Если транспорт служит для перевозки людей, которым нужна срочная помощь, либо экстренное вмешательство, то рабочая часть обычно должна быть увеличенной. Именно такие машины есть в нашей службе скорой помощи. Помните, что классы автомобилей скорой медицинской помощи весьма разные. К пациентам отправляют тот класс, который укажет диспетчер, в зависимости от жалоб пациента. Если Вы хотите быть уверенными в том, что Вам окажут срочную помощь прямо в машине, то лучше обращаться в частую скорую помощь, которая оснащает свои автомобили самой современной техникой.
Легковая машина скорой помощи
АВТОМОБИЛИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Технические требования и методы испытаний
Road ambulances. Technical requirements and test methods
Дата введения 2017-04-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»), Всероссийским научно-исследовательским и испытательным институтом медицинской техники (ВНИИИМТ), Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48-2015)
За принятие проголосовали:
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 661-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33665-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобили скорой медицинской помощи категории М в соответствии с [1]. Стандарт устанавливает требования к конструкции, эксплуатационным характеристикам, оснащению автомобилей скорой медицинской помощи и методам их испытаний при разработке, изготовлении и эксплуатации транспортных средств.
Требования настоящего стандарта распространяются на автомобили скорой специализированной помощи (неонатальной, кардиологической и т.п.), за исключением требований к оснащению специализированным оборудованием.
Требования настоящего стандарта не распространяются на автомобили скорой медицинской помощи климатического исполнения УХЛ (ХЛ) по ГОСТ 15150.
Стандарт содержит общие требования к медицинскому оборудованию, применяемому вне больниц и клиник, где условия окружающей среды могут отличаться от нормальных условий внутри помещений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения
ГОСТ 177-88 Водорода перекись. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 11109-90 Марля бытовая хлопчатобумажная. Общие технические условия
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16940-89 (СТ СЭВ 3927-82) Носилки санитарные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 20790-93 Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия
ГОСТ 22576-90 (СТ СЭВ 6893-89) Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
ГОСТ 25076-81 Материалы неметаллические для отделки интерьера автотранспортных средств. Метод определения огнеопасности
ГОСТ 25644-96 Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования
ГОСТ 31508-2012 Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования
ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
ГОСТ 33554-2015 Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 33555-2015 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 пациент: Человек, состояние которого требует вмешательства квалифицированного персонала для оказания медицинской помощи и/или мониторинга и транспортировки в медицинское учреждение.
3.2 автомобиль скорой медицинской помощи; АСМП: Транспортное средство, предназначенное для транспортировки одного или нескольких пациентов с возможностью оказания медицинской помощи в объеме, соответствующем классу автомобиля скорой медицинской помощи, силами медицинской бригады (в соответствии с порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи).
Автомобили скорой медицинской помощи подразделяются на следующие классы:
3.2.1 класс А: Автомобиль, предназначенный для санитарной эвакуации пациентов без явных признаков угрозы жизни в сопровождении медицинских работников.
3.2.2 класс В: Автомобиль, предназначенный для оказания скорой медицинской помощи силами выездной бригады скорой медицинской помощи, санитарной эвакуации и мониторинга состояния организма человека вне медицинской организации.
3.2.3 класс С (реанимобиль): Автомобиль, предназначенный для проведения мероприятий скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи силами реанимационных или специализированных реанимационных выездных бригад скорой медицинской помощи, санитарной эвакуации и мониторинга состояния организма человека вне медицинской организации.
3.3 автомобиль скорой медицинской специализированной помощи: Транспортное средство, предназначенное для транспортировки одного или нескольких пациентов с возможностью оказания скорой специализированной медицинской помощи силами медицинской бригады (в соответствии с порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи), созданный на базе автомобиля скорой медицинской помощи класса В или С.
3.4 масса автомобиля скорой медицинской помощи в снаряженном состоянии: Масса автомобиля скорой медицинской помощи, в том числе масса водителя (75 кг), масса охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением сточных вод), инструментов, запасного колеса и всего встроенного стационарного оборудования. В массу снаряженного автомобиля скорой медицинской помощи не входят отдельные переносные предметы санитарного, медицинского и технического оборудования.
3.5 технически допустимая максимальная масса автомобиля скорой медицинской помощи: Максимальная масса автомобиля скорой медицинской помощи, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, установленная изготовителем автомобиля скорой медицинской помощи.
4 Документы, представляемые для испытаний
4.2 К документам прилагается техническое описание в трех экземплярах по форме, приведенной в приложении А.
4.3 Испытательной лаборатории должен быть предъявлен образец автомобиля скорой медицинской помощи, а также репрезентативные узлы и фрагменты для разрушающих испытаний.
4.4 По результатам испытаний оформляют протокол испытаний, приведенный в приложении Б.
5 Технические требования
5.1 Общие требования к автомобилям
5.1.1 Класс автомобиля скорой медицинской помощи
Требования к автомобилям скорой помощи определяются в соответствии с их классом.
5.1.2 Габаритные размеры автомобилей скорой медицинской помощи не должны превышать следующих значений: