Легковой автомобиль с ручным управлением для инвалидов
Новые правила дорожного движения для инвалидов в 2021 году
Новые правила дорожного движения для инвалидов в 2021 году
В текущем 2021 году рассматриваемые специальные нормы не претерпели существенных изменений. Можно выделить лишь 2 нововведения, которые вступили в силу в предыдущие несколько лет:
При этом указанное первое нововведение видоизменилось с 1 июля 2021 года. Хотя законодатель не отменил упомянутые знаки «Инвалид», с указанной даты он отменил их выдачу федеральными бюро медико-социальной экспертизы. Следовательно, ранее выданные знаки использовать можно, а получить новые – нет. Однако применение таких табличек отныне может носить лишь информативный характер. Для использования же соответствующих льгот с указанной даты сведения об автомобиле, который управляется лицом с ограниченными возможностями здоровья, должны быть включены в соответствующий Федеральный реестр.
Важно! Если инвалид планирует пользоваться льготной парковкой до конца 2021 года, ему или его законному представителю необходимо обратиться в орган Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением о внесении автомашины в Федеральный реестр инвалидов.
Порядок управления транспортным средством инвалидом
Правила дорожного движения едины для всех участников, исключения касаются лишь некоторых льгот для инвалидов. Так, на данную категорию граждан могут не распространяться некоторые дорожные знаки. В остальном же данные лица никак не ограничены в передвижении при условии соблюдения общих правил. Однако ограничения на использование транспортного средства такими лицами могут следовать из Перечня медицинских противопоказаний и ограничений. В частности могут накладываться следующие ограничения:
Тяжелые психические расстройства, эпилепсия, полная слепота
Лица с такими заболеваниями не допускаются к управлению транспортным средством, поэтому не смогут даже получить водительское удостоверение
Наличие инвалидности, связанной с отсутствием или деформацией нижних конечностей
Лицо с ограниченными возможностями здоровья может быть водителем, но его транспортное средство должно быть в обязательном порядке снабжено оборудованием для ручного управления (в ряде случаев есть выбор использовать машину с автоматической коробкой передач)
Дефекты верхних конечностей (либо их полное отсутствие)
Можно управлять только автомобилем с автоматической трансмиссией (сейчас даже на водительских правах отмечается, может ли водитель управлять любым легковым автомобилем или только ТС с автоматической коробкой передач)
Водители, слепые на один глаз
Необходима установка акустической парковочной системы на транспортном средстве
Существует и ряд других ограничений, связанных с наличием заболеваний и дефектов, при которых даже не всегда присваивается группа инвалидности.
Важно! Для пользования преимуществами при передвижении по дорогам, инвалиду необходимо иметь при себе документы, подтверждающие его статус. В противном случае он может быть подвергнут административному наказанию за нарушение правил дорожного движения, как рядовой его участник.
Какие запрещающие знаки не распространяются на инвалидов
В первую очередь важно знать, что некоторые знаки не распространяют свое действие на следующие категории водителей:
В отношении таких участников дорожного движения не действуют следующие знаки:
Важно! Помимо этого основные знаки могут сопровождаться знаками дополнительной информации «Инвалиды» и «Кроме инвалидов», которые также могут дополнительно предоставлять преимущество водителям, относящимся к этой категории и имеющим при себе подтверждающие это документы.
Льготы в ПДД для инвалидов
Помимо обозначенных преимуществ при передвижении и стоянке в зоне действия указанных выше знаков, существует и ряд других льгот. Так, например, законом предусмотрена обязанность владельцев стоянок оборудовать отдельные места для парковки транспортных средств, управляемых инвалидами. Также органы государственной и муниципальной власти обязаны оборудовать элементы улично-дорожной сети с учетом интересов инвалидов.
Существует и ряд льгот, связанный с невозможностью применения некоторых видов административных наказаний, даже если водитель-инвалид нарушил определенные правила дорожного движения, став виновником ДТП или скрывшись с места происшествия. Среди таких исключений можно выделить следующие:
Правила перевозки инвалидов на автотранспорте
На законодательном уровне отсутствуют какие-либо особые правила, касающиеся перевозки именно людей с инвалидностью. Таких пассажиров следует перевозить с учетом общих правил (например, пристегнутыми ремнями безопасностями). То же касается и детей с ограниченными возможностями здоровья, они подлежат перевозке по правилам в отношении детей (в частности, с применением детского удерживающего устройства).
При этом особенности перевозки пассажиров рассматриваемой категории могут быть вызваны спецификой их инвалидности. Некоторые категории пассажиров невозможно пристегнуть обычными ремнями безопасности, инвалидов-колясочников удобнее перевозить в их инвалидном кресле и т.д. В таких случаях автомобиль соответствующим образом может быть переоборудован, чтобы приспособить его для перевозки лиц с физическими особенностями.
Важно! Любое переоборудование автомобиля подлежит регистрации в госавтоинспекции, потому необходимо сначала собрать документы о возможности такого переоборудования, произвести работы, получить протокол безопасности и пройти технический осмотр.
Также существуют модели автомобилей, которые заводом-изготовителем изначально производятся для перевозки пассажиров с определенными видами инвалидности. Не стоит забывать и о том, что водителю необходимо обеспечить наличие документов, подтверждающих инвалидность перевозимого им гражданина, если поездка осуществляется в нарушение общеустановленных правил дорожного движения.
Льготы водителю, перевозящему на своем автомобиле инвалида
Как уже отмечалось выше, перевозящий инвалида автомобиль может продолжать движение в зоне действия дорожных знаков, запрещающих движение. Кроме того, машина с инвалидом может парковаться так, где специальным знаком запрещено делать это другим автолюбителям. В остальном же такой водитель подчиняется общим правилам.
При этом не стоит забывать, что знак «инвалид» может размещаться в автомобиле только в том случае, когда пассажир данной категории находится в транспорте. В иных случаях такой знак следует убирать. На практике же, если водитель с таким знаком не пользуется предусмотренными льготами, то и штрафовать его не за что.
Штрафы для инвалидов, нарушающих ПДД
Мы уже поговорили о том, какие вида административного наказания не применяются в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые нарушили правила дорожного движения. Что же касается штрафов, то в отношении них действуют общие для всех правила: если инвалид нарушил ПДД, а санкцией статьи за это предусмотрен штраф, то такой водитель вынужден будет заплатить его в полном объеме.
Важно! Закон предусматривает общую для всех возможность оплатить назначенный за нарушение ПДД штраф в течение первых 20 дней со скидкой в 50%.
Одной левой: тест-драйв инвалидной Volvo XC70 с ручным управлением
Давайте сразу расставим все точки над i: компания Вольво пока не выпустила серийный автомобиль, управлять которым можно без ног. Речь пойдёт об экземпляре этого производителя, оборудованном управлением для людей с ограниченными возможностями. Но и это ещё не всё, мы обязательно затронем все круги бюрократического ада, которые предстоит пройти человеку, которому зачастую и на лестницу подняться трудно. И потом постараемся ответить себе честно: как инвалиду можно сегодня стать водителем и максимально сохранить своё душевное равновесие? Будет жёстко, а кому-то, я надеюсь, стыдно.
Круг первый: выбираем автомобиль
Те времена, когда человеку с ограниченными возможностями полагался Запорожец, мотоколяска С3Д или даже Ока, ушли безвозвратно. Не будем гадать, плохо это или хорошо, скажем только, что выбор автомобиля теперь – дело личное, никто не станет навязывать Ладу или Мерседес. Покупай, что хочешь, но – полностью за свой счёт.
Каждому, кто покупал автомобиль с пробегом, известно, что дело это нелёгкое. Само собой, желающих продать машину, состоящую более из шпатлёвки, чем из металла, находящуюся в розыске, в залоге, с перебитыми номерами и просто в ужасном состоянии, всегда много. Иногда в поисках достойного варианта приходится осмотреть много автомобилей, иногда – не один десяток. Здоровому человеку это не всегда по силам, для инвалида-колясочника или опорника эта задача часто просто невыполнима.
Вот и владельцы этого Вольво – семейная пара, оба с инвалидностью – тоже не сразу смогли найти нужный автомобиль. Поиск по частным объявлениям не рассматривался сразу, машину искали в автосалонах. Но и это не гарантировало от попыток продавцов разбогатеть не совсем честно. Пытались продать и битые машины, и просто в плохом состоянии. Но в итоге всё закончилось успешно, и вполне живой XC70 обрёл новых владельцев.
А, кстати, почему именно он? В первую очередь, из-за размера. У семьи двое детей, а ведь ещё нужно место хотя бы под костыли. Есть и два других немаловажных фактора, один из которых – наличие АКПП. Почему при выборе автомобиля эта характеристика имеет почти решающее значение, рассмотрим подробнее.
Круг второй: выбор ручного управления
На самом деле всё просто: то, что делают ноги, надо делать руками. И если на автомобиле с «механикой» нужно не только нажимать газ или тормоз, но ещё и выжимать сцепление, то на машине с АКПП педалей только две, а необходимости переключать передачу нет в принципе. Попробуйте двумя руками притормозить, выжать сцепление, переключить скорость, затем, отпуская сцепление, надавить на газ, и всё это, например, на повороте? То-то же. Задача, мягко говоря, непростая.
С «автоматом» всё гораздо проще, тут надо продублировать только две педали, причём никогда не используемые одновременно. Такой алгоритм значительно облегчает и саму установку оборудования, и дальнейшее его использование. Однако, допустим, что автомобиль купить удалось. А сколько придётся вложить в его подготовку для водителя с ограниченными возможностями?
Если удалось наскрести только на автомобиль с механической коробкой, то установка российского ручного управления на него обойдётся примерно в … 70 тысяч! Дороже ничего придумать нельзя, да и хуже – тоже. Установка отечественного механизма на «автомат» обойдётся дешевле – тысяч в 30-35. После таких сумм уже даже страшно представить, сколько придётся отвалить за импортный механизм. А вот и зря, как выяснилось.
Шведское управление стоит дешевле, чем, например, Carospeed Menox, установленный на нашем Вольво, всего 50 тысяч вместе с установкой (42 тысячи – само устройство, 8 тысяч – установка). При этом выглядит лучше, работает надёжнее, болтами не травмирует. Шведы – молодцы, а мы… Ладно, постараемся никого не осуждать.
Ну хорошо, допустим, удалось заработать на автомобиль с АКПП, поставить ручное управление. Поехали в ГИБДД.
Круг третий: регистрация в ГИБДД
Установка ручного управления – это внесение изменения в конструкцию транспортного средства, которую необходимо регистрировать. Придётся внести отметку в ПТС и получить свидетельство регистрации ТС с пометкой об изменении конструкции. Стоит это удовольствие не слишком дорого – всего 700 рублей. Но давайте попробуем потом продать автомобиль, оборудованный ручным управлением.
Разумеется, снять импортное устройство – дело несложное (почему – разговор пойдёт чуть ниже). У нас остаётся только «испорченный» отметкой ПТС, куда теперь надо внести противоположенные изменение. И если возврат автомобиля в первоначальный вид в физическом смысле стоит недорого и много времени не занимает, то обилие экспертиз в ГИБДД сведёт с ума любого здорового человека. А сумма, которую придётся за это отдать, превышает все разумные пределы – около 45 000 рублей.
Тем временем машина, которая имеет в ПТС записи об изменениях конструкции, уже теряет в цене. Плюсуем сюда стоимость процедур и понимаем, что остаточная стоимость автомобиля, побывавшего в руках инвалида, становится неприлично низкой, несмотря на то, что, возможно, он находится в прекрасном состоянии, а его пробег как нельзя более «честный» и вообще минимальный.
Конечно, обвинять в чём-то гаишников не стоит – они следуют букве закона. Но объективно объяснить заоблачную стоимость процедур владельцу Вольво (этот автомобиль в семье не первый, поэтому всё пережили на своей шкуре) они всё-таки не смогли. Так положено, и всё тут. Только скромный намёк: по мнению законотворцев, автомобиль у инвалида должен быть один на всю жизнь. И я опять постараюсь никак этого не комментировать, хотя сдерживаться становится всё труднее.
Выход из ситуации всё же может быть найден. Он, в общем-то, очевидный: документально не вносить никаких изменений. С импортным оборудованием такой фокус по большому счёту выполним в силу его конструкции. Дело в том, что ручное управление тут получается дополнительным, обычные педали своих функций не теряют. Преимущества очевидны: во-первых, ездить на автомобиле могут все, во-вторых, можно всё поставить, а потом снять – вроде как, ничего и не было. С точки зрения закона, это, правда, нарушение. Но он у нас иногда слишком расходится со здравым смыслом, поэтому приходится вертеться.
Итак, есть машина, есть ручное управление, всеми правдами и неправдами она стоит на учёте. А как обстоят дела с водительским удостоверением?
Круг четвёртый: как получить ВУ?
Скажу сразу: тот, кто смог получить права ещё до того, как Россия стала оплотом демократии, несказанно повезло. Как их получить сейчас, имея справку об инвалидности и не имея возможности управляться с педалями, вопрос остался открытым. Задачу упростили: водительское удостоверение есть, но навыки утрачены (допустим, пришлось пятнадцать лет копить на машину и ручное управление). Автошколы предлагают услугу по восстановлению утраченных навыков. Как это работает?
Почти никак.Само собой, если ограничений по здоровью нет, то пожалуйста, выбор очень неплох. Инвалидам приходится сложнее. Как сказал владелец Вольво, найти автошколу, где взялись бы за восстановление навыков вождения инвалида, сложно. Я решил проверить и позвонил в два заведения, причём не очень выбирал: номер первого был указан в рекламе в лифте, другой телефон записал с рекламной вывески на улице. Ответы одинаковые: теоретически можем, но нет оборудованного автомобиля. На своём приехать тоже нельзя, потому что нет подготовленного инструктора. Ну да ладно, может, не повезло. Обратимся к опыту хозяина XC70.
Только в одной автошколе обещали помочь, нашли даже смелого инструктора, который согласился провести обучение. Но он не смог справиться с ручным управлением. В общей сложности поиск специалистов занял полгода. В итоге пришлось тренироваться в специализированной школе, где учат контраварийной езде и прочим премудростям водителей-профессионалов и спецслужб.
Автомобили для инвалидов
Crafter для перевозки лиц с ограниченными возможностями предназначен для транспортировки инвалидов-колясочников в креслах-колясках или на штатных пассажирских местах. Изготавливается путём дооборудования цельнометаллических фургонов — установки сидений, креплений кресел-колясок, подъёмного устройства для кресел-колясок или аппарелей, систем вентиляции, отопления и кондиционирования салона, окон, эвакуационных выходов, подножек, поручней и иного оборудования, в соответствии с техническим заданием заказчика.
Автомобиль производится по техническому заданию заказчика.
Переоборудование производят:
Caddy для перевозки лиц с ограниченными возможностями предназначен для транспортировки инвалида-колясочника в кресле-коляске. Изготавливается путём дооборудования цельнометаллических фургонов или пассажирских версий — установки креплений кресла-коляски, подъёмного устройства для кресла-коляски или аппарелей, окон, поручней и иного оборудования, в соответствии с техническим заданием заказчика.
Автомобиль производится по техническому заданию заказчика.
Переоборудование производят:
Transporter для перевозки лиц с ограниченными возможностями предназначен для транспортировки инвалидов-колясочников в креслах-колясках или на штатных пассажирских местах. Изготавливается путём дооборудования цельнометаллических фургонов и пассажирских версий — установки сидений, креплений кресла-коляски, подъёмного устройства для кресла-коляски или аппарелей, систем вентиляции, отопления и кондиционирования салона, окон, подножек, поручней и иного оборудования, в соответствии с техническим заданием заказчика.
Автомобиль производится по техническому заданию заказчика.
Переоборудование производят:
Любая из моделей семейства T6 может быть подготовлена для управления водителями с дисфункцией нижних конечностей. Изготавливается путём дооборудования цельнометаллических фургонов и пассажирских версий автомобилей семейства Т6 — установки сидений, подъёмного механизма для кресла-коляски, приспособлений для крепления кресла-коляски в транспортном положении, нового сиденья водителя с широкими возможностями по регулировкам и перемещениям, комплектом для ручного управления и иных устройств в соответствии с техническим заданием заказчика.
Автомобиль производится по техническому заданию заказчика.
Переоборудование производят:
Изготавливается путём дооборудования цельнометаллических фургонов и пассажирских версий Caddy — установки сидений, подъёмного механизма для кресла-коляски, приспособлений для крепления кресла-коляски в транспортном положении, нового сиденья водителя с широкими возможностями по регулировкам и перемещениям, комплектом для ручного управления и иных устройств в соответствии с техническим заданием заказчика.
Автомобиль производится по техническому заданию заказчика.
Переоборудование производят:
Автомобили для инвалидов: 3 варианта оборудования
Close-up Of A Disabled Man In Wheelchair Getting In His Car
Специализированные транспортные средства предназначаются для людей с ограниченными возможностями, проблемами опорно-двигательного аппарата. Такие автомобили изготавливаются с помощью установки подъемников, аппарелей, крепежных приспособлений для фиксации инвалидных кресел, устройств ручного управления автомобилем.
В каждом конкретном случае важно подобрать наиболее оптимальный вариант, который наиболее подходит именно для конкретного человека.
Специальные авто с ручным управлением
Такие машины специально изготавливаются для водителей с нарушениями функций нижних конечностей. В них устанавливаются определенные детали, элементы ручного управления, специальные сидения. Кроме того, доступ внутрь салона для людей с ограниченными возможностями здесь значительно облегчается.
Фольксваген Т6
Практически каждая модель семейства VW T6 может с минимальными затратами быть переоборудована под потребности водителей, у которых есть дисфункция нижних конечностей. Это достигается за счет их дополнительной комплектации специальными средствами.
Среди наиболее популярных элементов салона можно выделить:
Ориентируясь на конкретные индивидуальные потребности, заказчик может создать уникальное техническое задание, которое может быть реализовано в заводских условиях.
Кенгуру
До недавнего времени колясочники могли передвигаться на автомобиле только в качестве пассажира. С недавних пор в Венгрии начал выпускаться первый электромобиль, разработанный специально для людей с ограниченными возможностями. Эта линейка авто получила название «Кенгуру».
Целью разработчиков было создание практичного, удобного, компактного и комфортабельного авто, которое помогало бы инвалидам чувствовать себя более уверенно, не зависеть от помощи окружающих людей. Данная разработка заинтересовала американцев. В 2011 году права выпуска были выкуплены компанией CommunityCars, учредителем которой является инвалид Стейси Зоэрн.
Главное преимущество данной модели – это возможность управлять авто, оставаясь внутри своего кресла-коляски. Салон автомобиля рассчитан только для одного человека, поэтому здесь отсутствуют любые сидения.
Доступ внутрь обеспечивается через единственную широкую дверь, расположенную сзади. Она открывается с помощью кнопки дистанционного управления. Когда водитель вставляет ключ в замок зажигания, поднимается пандус и закрывается задняя дверь.
Для полной зарядки аккумуляторной батареи от обычной розетки требуется примерно 8 часов. Авто разгоняется до 45 км/час. Благодаря своей маневренности, компактности, машину можно припарковать практически в любом месте.
Юнимобиль
Это авто еще не поставлено на конвейер. Создателем авто является белорусский инженер Синкевич, поставивший себе амбиционную цель сделать транспортное средство, с помощью которого человек с ограниченными возможностями будет чувствовать себя полноценным человеком.
На данный момент команда конструкторов старается усовершенствовать прототип, ориентируясь на мнение представителей общества инвалидов.
Широкая задняя дверь, пандус с задней стороны этого авто обеспечивает легкий заезд внутрь салона на коляске, место для которой предусмотрено перед рулевым колесом. Управление машиной осуществляется только с помощью рук. Запас хода электромобиля составляет 120 километров.
При этом светотехника включает светодиодные ходовые огни, вместо зеркал заднего вида установлены специальные видеокамеры, на центральной панели находится большой экран мультимедийной системы.
Переоборудование автомобиля под ручное управление
Такие навесные приспособления дублируют педали, поэтому установка ручного управления не является изменением конструкции авто. Поэтому машину могут использовать параллельно как инвалиды, так и здоровые люди:
Автомобили для перевозки инвалидов-колясочников
Конечно, по-прежнему актуальными являются модели, предназначенные для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, перемещающихся на колясках.
Эта американская модель специально разрабатывалась для инвалидов-колясочников. На сегодняшний день уже приступили к серийному производству, выпуская около 60 единиц авто за неделю.
Машина представляет собой полноразмерный универсал с выдвижной телескопической рампой, которая находится под днищем. Внутри салона размещено широкое функциональное водительское кресло, сзади – откидывающееся сидение для сопровождающего лица.
Второй ряд кресел учитывает потребности людей с ограниченными возможностями. Внушительные размеры салона, широкая дверь для въезда коляски обеспечивает комфорт для водителя и пассажиров.
Caddy (Volkswagen)
Этот автомобиль также предназначается для перевозки инвалидов-колясочников. Данная разновидность модели усиливается за счет установки дополнительного оборудования.
Подъемный механизм для инвалидного кресла, добавочные поручни, окна, крепления инвалидной коляски, приспособления для ручного управления делают ее удобной для людей с ограниченными возможностями.
На сегодняшний день разрабатывается все больше моделей автомобилей для водителей и пассажиров с заболеваниями, которые ограничивают их функции. Благодаря новым изобретениям возможности таких людей растут.