Линотипная машина что такое
Линотип
Полезное
Смотреть что такое «Линотип» в других словарях:
линотип — линотип … Орфографический словарь-справочник
Линотип — Линотип, на франкфуртской Книжной Ярмарке 2005 г. Линотип (от лат. linea … Википедия
линотип — а, м. linotype f. <англ. linotipe <лат. linea линия + гр. typos отпечаток. Типографская машина, дающая набор целыми отлитыми строками. БАС 1. Разливая огонь словометный, пойдет хлестать линотип. Маяк. Пернатые. // РР 1980 1 45. В русском… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЛИНОТИП — (от лат. linea линия и греч. typos отпечаток) наборная строкоотливная машина, изготовляющая набор в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. Основные узлы наборный, отливной и разборочный аппараты. Изобретен О.… … Большой Энциклопедический словарь
ЛИНОТИП — ЛИНОТИП, метод получения печатного текста при помощи линотипной машины, изобретенной в 1884 г. Оттмаром МЕРГЕНТАЛЕРОМ в Балтиморе (США). Впервые использовалась в Нью Йорке при выпуске номера «Джеральд Трибьюн» в 1886 г., а потом стала… … Научно-технический энциклопедический словарь
ЛИНОТИП — ЛИНОТИП, линотипа, муж. (от лат. linea линия и греч. typos отпечаток) (тип.). Наборная машина, в которой набор получается целыми отлитыми строками. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛИНОТИП — ЛИНОТИП, а, муж. (спец.). Полиграфическая машина, отливающая набор целыми строками. | прил. линотипный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
линотип — сущ., кол во синонимов: 1 • машина (121) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
линотип — а; м. [от лат. linea и греч. typos отпечаток] Типографская наборная машина, отливающая набор целыми строками. Работать на линотипе. ◁ Линотипный, ая, ое. Л. набор. * * * линотип (от лат. linea линия и греч. týpos отпечаток), наборная… … Энциклопедический словарь
линотип — Заимств. в 20 е годы XX в. из англ. яз. США, где linotype сложение line «строка» и type «отпечаток». Линотип печатает материал не отдельными буквами, а целыми строками … Этимологический словарь русского языка
Линотип: каков он, дедушка компьютерного набора?
Не завидую я славе первопечатников Гуттенберга, Скорины и даже Ивана Федорова. Имена их, конечно, века и века будут помниться, но трудная работенка у них была. И сотни лет спустя печатание буквиц оставалось делом нелегким.
Откуда я это знаю? Когда-то хорошо знакома была с типографским процессом. Когда-то — это в шестидесятые годы аж прошлого века, когда еще газеты в провинции набирали отдельными буковками. В крупные типографии более совершенная техника раньше пришла.
На маленьких металлических брусочках начертания букв были отлиты вверх ногами да еще в зеркальном изображении. Нет, наборщики не разглядывали каждую буковку: на брусочках были выемки, по которым и определялась лицевая сторона — можно на ощупь. Брусочки располагались в ячейках кассы — так назывался деревянный или пластмассовый ящик с неглубокими отсеками. Размещались там буквы не по алфавиту, а так же, как на клавиатурах, — по частоте их употребления.
В зависимости от ширины колонки регулировалась верстатка — маленький прямоугольный лоточек, который наборщица держала в левой руке, а правой ставила в него буквы. Набиралось несколько строк или маленький абзац, и это хрупкое произведение следовало архиаккуратно перенести на гранку — на металлическую плиту в размер немного больше газетного листа. Все это могло легко разориться и на гранке, поэтому тяжелыми металлическими брусками — в типографии их называли бабашками — постоянно подпирали набранный текст. Пробелы между словами, строчками, колонками забивались длинными брусками или маленькими квадратами, толщина которых измерялась в пунктах.
Ох, и долгая же была процедура — сверстать газетную полосу! А ведь потом еще правка! Ошибки получались от невнимательности не только при наборе, но и при разборе. После того как газета была отпечатана, ее опять разбирали на составляющие, и наборщица могла по невнимательности забросить буковку не в ту ячейку. Тем более что надписи на клеточках видны не были: гранки при печати хорошо приправлялись краской. У наборщиков руки всегда были черными. Работники других цехов были белыми людьми.
По технике безопасности между наборным и печатным цехами тяжелые плиты следовало перевозить на специальной тележке. Но она была тоже тяжелой и неуклюжей. Работницы предпочитали таскать гранки на животе, хотя килограммов 30−40 по меньшей мере в них было. Помню, споткнулась наборщица, и… все по буковкам разлетелось в разные стороны. Всю ночь работали: одни снова набирали полосу, а другие разбирали рассыпанное по своим ячейкам в кассу. Домой плелись, когда народ на работу выходил, но тираж был сдан вовремя! Бывали случаи, печатник уже в машине забывал закрепить (на профессиональном языке — заключить) гранки, и при первом же движении станка все разрушалось.
«Разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип…»
Но вот и в наше захолустье пришел технический прогресс: типография получила линотип — строкоотливную машину, которую еще в 1884 г. запатентовал немец-американец О. Мергенталер. И больше не опаздывала наша газета с новостями! О скорости набора на такой машине еще Маяковский сказал: «…разливая огонь словометный, пойдет пулеметом хлестать линотип».
Ни в какую дверь эта махина не прошла бы, если даже открутить с нее все, что откручивается. Поэтому не только вынули раму огромного окна, а еще и дополнительно проем расширяли. Кран тяжело поставил линотип на заранее залитый фундамент. А когда подключили машину, мы всей редакцией отправились на экскурсию, благо типография этажом ниже была.
Да-а-а! «Это вроде как машина „Скорой помощи“ идет: сама режет, сама давит, сама помощь подает». Сразу и созидательный процесс происходит, и разрушительный. Матрицы движутся по кругу. После того, как строка застынет в металле, матрицы расходятся по своим квартиркам, чтобы тут же по мановению руки наборщицы выпасть в новое слово. Но первое впечатление (иногда в фильмах ужасов показывают что-то подобное): огромная машина, в которой все одновременно движется да плюс еще в котле при высокой температуре металл плавится.
Но в отличие от меня, вот как поэтично описал работу линотипа французский писатель Р. Гароди: «После каждой строчки линотип своей изящной рукой приподнимал щепотку пританцовывающих матриц…» Или: «От ласковых прикосновений его пальцев медные матрицы слегка вздрагивали, пробуждаясь, и с веселым перезвоном падали вниз, словно тренькающие капли дождя…» Очень точное описание!
Ни начала, ни конца у этой машины. Что в ней главное? Похоже, что — все! Конечно, все начинается с клавиатуры. Набирает линотипистка текст, сверху из магазинов подбираются нужные литеры и, проходя через жидкий сплав, отливаются сразу целой строкой. А размер строки — он исчислялся в квадратах — отливался по моему, ответственного секретаря редакции, желанию и был указан на макете газетной полосы. Горячие строки — это не только для красного словца. Когда время поджимало, их в самом деле приходилось переносить в рукавицах.
«Враг разбит петитом и корпусом на полях газетно-журнальных территорий…»
И в ручном наборе, и в линотипном было множество различных шрифтов. Их названия теперь больше по кроссвордам известны: цицеро, петит, корпус, нонпарель… В зависимости от кегля (размера) они обозначались еще и цифрами. Самый распространенный был — девятый, или просто газетный. Если что-то небольшое надо было выделить, набирали десятым (корпусом) или жирным шрифтом… Применялось в основном прямое начертание, хотя и курсив был про запас. А вот заголовки набирали по старинке, вручную — выбор шрифтов был больше.
Линотипистка имела возможность прочитывать набранную строку еще в матрицах, до того как запустить ее в оттиск. Грамотнейшая и внимательнейшая была у нас наборщица — иногда ни одной ошибки на полосе не делала. Кстати сказать, при ручном наборе надо было исправлять только единичные буквы, а теперь при обнаружении ошибки — отливать заново всю строку.
Бытовало выражение, что газета живет один день. Мы шутили: пока селедку в нее не завернут. В металле уж точно она один день жила, и сразу после выпуска тиража убирали пробелы, линейки, шпоны, а строчки — в плавку. Рядом с типографией плавильня стояла, где металл из твердого состояния переходил в жидкое и обратно: строчки расплавлялись и отливались в чушки — определенного размера серебристые бруски, которые запускались в котел линотипа.
Процесс повторялся до бесконечности. Работа с этим сплавом — его называли гарт — вредна для здоровья: в его составе олово, свинец, сурьма. Поэтому некоторым категориям полиграфистов на молоко доплачивали, и пенсионный возраст был ниже на пять лет.
Зарплаты небольшие, труд грязный и тяжелый, глаза всегда в напряжении — что же держало этих людей здесь, в друкарне, хотя уже и не первобытной, как у Ивана Федорова, но все же далеко не полностью механизированной? Прежде всего, наверное, гордость за то, что они не только делали газету, но и первыми ее читали — все остальные узнают новости только завтра!
Линотипная машина что такое
Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте
Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)
Алфавитный указатель статей в книгах и журналах
Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта
Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов
Техническое обеспечение:
Михаил Булах
Программирование:
Данил Мончукин
Маркетинг:
Татьяна Анастасьева
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua
сделано в Украине
Линтоип
Изобретение Буллока вскоре было дополнено важными нововведениями в наборном деле. Вплоть до начала XIX века изготовление литер и набор оставались ручными и мало изменились по своей сути со времен Гутенберга. Между тем в середине XIX века среди издателей отдельных газет (в особенности в Америке) развернулась ожесточенная конкуренция, которая привела к стремлению давать наиболее свежий материал: все, что случилось накануне и даже ночью, должно было найти место в утренней газете. Для этого надо было не только довести до быстроты курьерского поезда печатание газет, но и сам набор производить так, чтобы последние ночные новости в несколько минут были не только набраны, но также сверстаны и вставлены в полосы газет.
Ручной наборщик, набиравший в час не более 1000 букв, то есть 23 строки, для этого не годился. Сначала пытались ускорить его работу отливкой наиболее ходовых слогов (так называемых логотипов), но это мало помогало делу, так как увеличивало количество отделений в наборной кассе и потому только усложняло работу. Тогда появилась мысль механизировать процесс набора.
В 1822 году английский инженер Черч после пятнадцатилетних трудов сконструировал первую, еще несовершенную, наборную машину. Это изобретение произвело на современников большое впечатление, и газеты поместили обстоятельное описание механического наборщика.
Наборная машина Черча
Литеры с сигнатурами для машины Соренсена
В наборной машине литеры помещались рядами в каналах, расположенных горизонтально. Ряды литер подталкивались к отверстиям каналов особым пружинным устройством. У отверстий каналов имелись приспособления, выталкивающие литеры; последние с каждым ударом клавиши падали одна за другой между ребрами воронки и попадали в собиратель. Выравнивание строк производил второй наборщик.
Совершенно новый принцип применил Фрезер для разборной машины. Разбор происходил посредством работы на клавиатуре. Там, где на наборной машине находились каналы с литерами, в разборной машине находилась гранка с разбором. От последней особым приспособлением отделялись форматные строки и устанавливались в одну длинную строку, подходившую к воронке, имевшей опрокинутый вид. Разбираемые литеры попадали в каналы переносных магазинов не прямо, а размещались вначале в распределителях. Машина Фрезера оказалась одной из лучших. Она получила распространение в Англии и Америке и употреблялась во многих типографиях вплоть до начала XX века.
Словолитная машина Давида Брэса
Одновременно с наборными машинами совершенствовалась техника отливки литер. В 1838 году американец Давид Брэс изобрел литеролитную машину, которая затем вошла во всеобщее употребление. В машине находился небольшой плавильный тигель с расплавленным металлом для литер (он состоял из 70 частей свинца и 30 частей сурьмы). Все операции машина выполняла автоматически при повороте рабочего колеса. Во время первой части движения поднимался поршень насоса, и в насос проникал расплавленный металл. При этом подвигалась литерная форма, отверстие которой примыкало прямо к отверстию трубки, выбрызгивающей расплавленный металл. Затем поршень опускался, и металл попадал в литейную форму. После этого форма отодвигалась, раскрывалась и выкидывала букву. Но каждую литеру затем еще необходимо было отшлифовать и обрезать по ее краям лишний металл. Эта работа проводилась уже вручную. Машина Брэса применялась в течение 50 лет. Правда, уже в 1853 году Джонсон создал комплексную словолитную машину, в которой не только отливка, но и дальнейшая обработка литер происходила автоматически.
Долгое время словолитные и наборные машины развивались независимо друг от друга. Однако подлинный переворот в наборном деле произошел только после того, как появилась идея объединить две эти машины в одну. В 1886 году подмастерье часовых дел Оттмар Маргенталер из Балтимора, используя конструкторские находки многих своих предшественников, создал машину, которая получила название «линотип». Она не составляла строки из литер, а отливала их целиком, что сразу резко повысило производительность набора.
Линотип Маргенталера
На линотипе Маргенталера работа шла так. Наборщик, сидя перед клавиатурой и имея перед глазами оригинал набора, ударял по той или иной клавише. При каждом ударе из магазина, расположенного наклонно вверху машины над клавиатурой, выпадала из своего желобка матрица и по бесконечному ремню скользила вниз к находившейся по левую сторону от наборщика верстатке (собирателю матриц). По окончании строки наборщик нажимом рычага переводил всю строку матриц к отливочной форме, около которой находился котелок с расплавленным типографским металлом.
Когда строка матриц устанавливалась перед отливной формой, происходило выравнивание ее длины с помощью плоских клиньев так, как это было описано выше. После этого отливочная форма прижималась к отверстию у тигля. Из котелка металл приливался к матрицам, строка отливалась, затем тут же застывала, обрезалась, шлифовалась и еще в горячем виде выталкивалась на строкособиратель, становясь в ряд с другими ранее отлитыми строками. Между тем клинья отделялись от матриц и становились на свое место, особая рука захватывала матрицы, поднимала их к верхнему краю магазина и благодаря особым нарезам на матрицах, различным для каждой матрицы, последние, скользя по бесконечному винту, попадали каждая в свой желоб.
Линотип в газетной наборной
Линотип имел для каждой матрицы несколько типов и размеров шрифтов и давал возможность набрать газету с начала до конца, с заголовками, подзаголовками, объявлениями и прочим. Опытный наборщик успевал набрать на нем до 12000 букв за час. Такое значительное ускорение по сравнению с ручной работой было чрезвычайно важно и отвечало давно назревшей потребности. За это говорит также коммерческий успех нового изобретения. Несмотря на свою сложность и значительную стоимость, линотипы получили широкое распространение по всему миру. Уже в 1892 году их было выпущено более 700 штук.
Смотрите другие статьи раздела История техники, технологии, предметов вокруг нас.
Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.
Записки недизайнера
В погоне за вчерашним днём
July 2013
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Машинный набор
Линотип (строкоотливная наборная машина)
Линотип, изобретённый в годах Оттмаром Мергенталером и с годами сильно модифицированный, представляет собой некий гибрид линейного аппарата, пишущей машинки, торгового автомата и обратной лопаты. Он состоит из ряда салазок, ремней, колёс, подъёмников, зажимов, плунжеров и винтов, управляемых с большой механической клавиатуры. Этот сложный механизм набирает строку из матриц, выключает её путём вставления расширяющихся клиньев в пробелы между словами и затем отливает целую строку как единый металлический брусок с выпуклыми печатающими элементами, образующими наборную строку для высокой печати.
Рисунок шрифтов для линотипа был ограничен тремя основными факторами. Во-первых, боковое свисание элементов знаков невозможно без специальных составных матриц (поэтому у курсивной f в линотипном шрифте всегда чахлая головка и хвост). Во-вторых, кегельная шпация делится только на 18, что нарушает тонкость пропорций знаков. И в-третьих, курсивные и прямые матрицы обычно спарены. Поэтому в большинстве шрифтов ширина каждой курсивной буквы должна быть равна ширине её прямого аналога.
Многие шрифты, разработанные для линотипа, имели успех, несмотря ан эти ограничения. Aldus и Optima Германа Цапфа, Fairfield Рудольфа Ружички, Juliana Сема Хартца и Electra, Caledonia и Falcon У.Э. Двиггинса были разработаны для линотипа. Janson фирмы Linotype, адаптированный Цапфом в 1952 году для линотипа по оригиналам XVII века Миклоша Киша — ещё один случай выдающегося успеха. Тем не менее в процессе перевода в цифровой формат многие линотипные шрифты были видоизменены, чтобы можно было воспользоваться возможностями цифрового набора для кернинга и восстановления независимых пропорций прямых и курсивных начертаний.
Монотип (буквоотливная наборная машина)
В 1887 году, конкурируя с Мергенталером, Толберт Лэнстон спроектировал машину, которая штамповала отдельные буквы из холодного металла и набирала из них строки. Вскоре от этой машины отказались в пользу другой, построенной в 1900 оду коллегой Лэнстона Джоном Бэнкрофтом, которая отливала отдельные буквы из расплавленного металла, а не штамповала их холодным способом. Вскоре она стала продаваться во всём мире под названием «монотип». На самом деле монотип — это две машины: терминал и отливное устройство, в этом отношении он напоминает большинство управляемых компьютером наборных машин. На терминале монотипа находится большая механическая клавиатура, в которую входят семь полных алфавитов, а также неалфавитные знаки. При наборе на этой клавиатуре иглы, приводимые в движение сжатым воздухом, пробивают отверстия в бумажной ленте, похожей на узкую перфоленту для механического фортепиано. Отливное устройство считывает бумажную ленту, продувая сжатый воздух через пробитые дырки, затем отливает и набирает буквы.
Кегельная шпация в монотипе делится только на 18 единиц, но курсив и прямой шрифт независимы друг от друга по ширине, возможны боковые свисания элементов знаков, и, так как набора состоит из отдельный букв, возможна ручная выключка уже набранных строк. Знаки кеглем свыше 24 пунктов отливаются индивидуально и предназначены для ручного набора.
На самом деле монотип — это одновременно и портативная словолитня, и наборная машина, и его всё чаще используют в качестве буквоотливной машины, хотя монотипная система ширин накладывает ограничения на рисунок букв, а конструктивные особенности отливного устройства не позволяют отливать литеры из более твёрдого металла.
С середины пятнадцатого века до середины двадцатого для печати большинства латинских букв применялась техника, берущая начало от скульптуры. При этом процессе каждая буква вырезается в натуральную величину на торце стального пуансона. Затем пуансон вбивается в матрицу из более мягкого метала, матрица с углублённым очком буквы вставляется в шрифто-литейную форму, и трёхмерная металлическая литера отливается из сплава свинца, олова и сурьмы. Отлитые и набранные литеры заключаются в рамку и помещаются в печатный станок, где на них наносят типографскую краску. После этого их форма впечатывается в бумагу, в результате чего образуется оттиск, который можно воспринимать тактильно и визуально. К цвету и блеску типографской краски прибавляется гладкая текстура вдавленных участков бумаги, врезанных в более рыхлых и белый волокнистый фон, окружающий буквы и строки. Книга, сделанная таким способом, — складывающаяся надпись, гибкая скульптура — барельеф. Текст так и сияет чёрным светом с хорошо отпечатанной страницы высокой печати.
Типографы Ренессанса наслаждались физической глубиной и текстурой, которых они могли добиться этим методом печати. Типографы времён неоклассицизма и романтизма, например, Джон Баскервиль, часто придерживались другой точки зрения. Баскервиль печатал свои листы высокой печатью — поскольку он не знал другого метода, — но потом проглаживал их как бельё, чтобы устранить скульптурный рельеф бумаги.
С развитием литографии в конце восемнадцатого века печать отступила ещё на шаг к двухмерному меру средневековых писцов. С середины двадцатого века коммерческая печать осуществлялась в основном двухмерными средствами. Обычный метод — офсет (офсетная фотолитография), в котором фотографическое или цифровое изображение травится на офсетной пластине, покрывается краской, переносится офсетным методом на гладкое промежуточное полотно и плоско выкладывается на поверхность страницы.
На раннем этапе развития коммерческой офсетной печати шрифт всё ещё набирался линотипным или монотипным способом. Делался оттиск с помощью высокой печати, затем гранки нарезались, склеивались и фотографировались. Дизайнеры шрифта заметили, что этот процесс изменял результаты их работы. Большинство шрифтов, спроектированных для трёхмерной печати, выглядят слабее, если напечатаны в двух измерениях. Но другие шрифты имели успех: геометрические, вызывающие ассоциации с миром чертёжника, а не ювелира, и связные, напоминающие наследие каллиграфа.
Луч света проходит через изображение буквы на стекле или фотоплёнке; размер буквы изменяется объективом; её положение, фиксируется зеркалом, и она экспонируется, как любое фотографическое изображение на светочувствительной бумаге или плёнке. Машины, работающие по этому принципу, — потомки фотокамеры и офсетного печатного станка. Они были спроектированы и запатентованы в годах, к 1925 году стала регулярно использоваться для набора названий и заголовков, но доминирующее положение в наборном деле заняли только в годы.
Точно так же, как изощрённость и тонкость шрифта для ручного набора при появлении наборных машин сперва, казалось, отступили на второй план, утончённость, постепенно достигнутая линотипными и монотипными шрифтами, была смыта новой технологической волной. Фотонаборные системы работали быстро, но совершено не учитывали тонкие изменения пропорции при изменении размеров. Их шрифтам не хватало лигатур, минускульных цифр и капители. Не было зачастую даже простейших акцентированных знаков. Выбор начертаний был беден. И с внезапным распространением этих сложных, но упрощающих наборное дело устройств старая ремесленная система ученичества и гильдий пришла в окончательный упадок.
Фотонаборные системы и их пользователи только начали решать эти проблемы, когда на смену или пришло цифровое оборудование. Для фотонаборных машин было спроектировано несколько превосходных шрифтов — от Apollo (1962) Адриана Фрутигера до Trinité (1982) Брама де Дуса, — но в ретроспективе эра фотонабора кажется только кратким промежутком между металлическим и цифровым набором. Важнейшим нововведением этого периода был в конечном итоге не перевод шрифтов с металла на плёнку, но введение микрокомпьютеров для редактирования, набора и коррекции текста, а также для управления последними поколениями фотонаборных устройств.
Исторические реконструкции шрифтов и дизайн XX века
За последние сто лет было спроектировано огромное количество новых шрифтов и воскрешено много старых. С по 1980 год большинство новых и возрождаемых шрифтов создавались для фотонабора, а с 1980 года практически все шрифты проектировались для цифрового набора. Но большинство старинных шрифтов, продающихся теперь в цифровой форме, уже прошли через ещё один стилистический фильтр. Их формы были повторно перерисованы в начале двадцатого века в соответствии с технологией изготовления ручных шрифтов или матриц для монотипа либо линотипа. Типографика была радикально реформирована между 1920 и 1950 годами путём коммерческого воссоздания исторических шрифтовых форм. Стоит оглянуться на этот процесс и посмотреть, что тогда творилось, ведь мы до сих пор имеем дело с его наследием.
Две разные компании (одна в Англии, другая в Америке) взяв за основу принципы работы монотипа, стали развиваться по двум совершенно различным программам. Английская фирма Monotype, художественным руководителем которой был в период её расцвета учёный и историк типографики Стенли Морисон, выпустила серию факсимильных воспроизведений работ Франческо Гриффо, Джованантонио Тальенте, Людовико дельи Арриги и других дизайнеров прошлого. Именно Морисону принадлежит идея объединить независимые ренессансные шрифты в семьи (гарнитуры), соединяя прямой шрифт одного дизайнера с ранее самодостаточным курсивом другого. Среди результатов этого предприятия — Poliphilus и Blado (один из прямых шрифтов Гриффо, объединённый с изменённой версией одного из курсивов Арриги), Bembo (поздняя версия того же прямого шрифта в сочетании с изменённой версией одного из курсивов Тальенте) и блестящий успех вынужденного сочетания прямого шрифта Centaur Брюса Роджерса с курсивом Arrighi Фредерика Уорда. В дополнение к этой программе новые рисунки шрифтов были заказаны таким дизайнерам, как Эрик Гилл, Альфред Фэйрбэнк, Ян ван Кримпен и Бертольд Вольпе.
Lanston Monotype — так называлась американская фирма — сделала несколько своих исторических реконструкций и выпустила много новых шрифтов, а также шрифтов, дизайн которых создал её художественный руководитель Фредерик Гауди, основываясь на исторических образцах.
Третью программу по реконструкции исторических шрифтов для современного рынка провела фирма Linotype под руководством крупнейшего английского типографа Джорджа Уильяма Джонса.
Эти фирмы на протяжении всего двадцатого века выпускали реконструкции исторических шрифтов Клода Гарамона, Миклоша Киша и других старых мастеров, а также прекрасные новые гарнитуры таких художников, как Герман Цапф, Ян ван Кримпен, Адриан Фрутигер, Олдржих Менхарт и Ганс Эдуард Мейер. Palatino работы Цапфа, ставший самым распространённым шрифтом двадцатого века бы нарезан вручную и отлит старым способом в когда фотонаборные устройства и ранние компьютеры уже маячили на горизонте.
Ранняя история шрифтового дизайна — это история шрифтов, сделанных отдельными художниками и ремесленниками, которые начинали карьеру как ученики, а заканчивали как независимые мастера и хозяева мелких предприятий. В семнадцатом-восемнадцатом веках масштабы этого производства увеличились, и мода всё чаще брала верх над мастерством. К концу девятнадцатого века коммерческие соображения изменили как стиль, так и методы этого ремесла. Пуансоны и матрицы предпочитали гравировать машинным способом по большим буквам-шаблонам, и каллиграфические модели были практически неизвестны.
Повторное открытие в двадцатом веке истории и принципов типографической формы не ассоциировалось с какой-либо конкретной технологией. Оно произошло среди учёных и художников, осуществлявших свои открытия везде, где находили им применение: в словолитнях, компаниях по производству наборной техники, художественных школах и собственных мелких независимых студиях.
Несмотря на коммерческое давление, лучшие старые словолитни, как и лучшие новые фирмы — производители цифровых шрифтов, были не просто предприятиями, ориентирующимися на потребности рынка. Это были культурные учреждение, ни в чём не уступающие знаменитым издательствам и мастерским художников-гравёров, гончаров, ткачей и мастеров, создающих музыкальные инструменты. Таким положением они были обязаны таланту дизайнеров шрифта, работы которых они тиражировали, ведь дизайнер шрифта в свой звёздный час — Страдивари литературы; не просто ремесленники, но и художники, проектирующие и производящие инструменты для других художников.
Источник: Р. Брингхёрст «Основы стиля в типографике».
Posted on May. 12th, 2013 at 01:35 am | Link | Leave a comment | Share | Flag