Лизинг авто для физических лиц без ндс
5 неизвестных вам фактов о лизинге для физических лиц
Лизинг для физических лиц – это новый и постепенно набирающий популярность способ купить автомобиль. В западных странах лизинг так же привычен для покупателя, как и автокредит. Но в Россию этот финансовый инструмент пришел с сильным опозданием, из-за чего сейчас он практически неизвестен – покупатели авто рассматривают только покупку в кредит или за наличные.
Чтобы развеять покров тайны над лизингом, мы решили рассказать о нем 5 фактов, которые важно знать каждому автовладельцу.
1. Лизинг для физических лиц существует!
Самый частый вопрос, который обычно задают на интернет-форумах и «Ответах@mail.ru» – это существует ли вообще лизинг для физлиц. А самый частый ответ от уважаемых «диванных экспертов» – что, дескать, нет, лизинг только для юрлиц.
Однако с 2011 года законодательные ограничения были сняты, а в конце 2013 года автофинансовая компания «Европлан» впервые предложила физическим лицам воспользоваться лизингом при покупке автомобиля. В течение 2014 года лизинг для физлиц «подхватывался» другими игроками рынка, становился все более известным, начал привлекать внимание СМИ и широкой аудитории автовладельцев.
Сегодня лизинг для физлиц является полноправным конкурентом автокредита.
2. Лизинг для физических лиц поддерживается государством
Учитывая крайне тяжелую ситуацию на российском авторынке, в 2015 году Министерство промышленности и торговли взялось за разработку программы поддержки автопрома за счет субсидирования лизинга для физических лиц. Сегодня по госпрограмме субсидируется часть аванса – 10% от стоимости автомобиля. Говоря простым языком, покупатель получает дополнительную скидку в 10% от цены автомобиля!
3. В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите
В лизинге ключевое преимущество дает не ставка, как в кредите, а размеры аванса и ежемесячного платежа, которые меньше, чем в банковском кредите. Дело в том, что лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей.
Если представить это в виде математической формулы, то вы платите не за всю машину, как в кредите, а за (стоимость машины сейчас) минус (стоимость машины, когда закончится договор лизинга). Таким образом лизинговые компании снижают ежемесячный платеж, а в конце срока лизинга позволяют лизингополучателю пересесть на новый автомобиль без дополнительных инвестиций. Такая «пересадка» становится возможна за счет возвращаемой части аванса, которая в конце срока договора может «перейти» в новый договор в качестве аванса за новый автомобиль – или просто быть возвращена покупателю авто, если он не хочет продолжать пользоваться лизингом.
Например, платеж за кредитный Volkswagen Touareg в 2 раза больше, чем за лизинговый. И со среднероссийской зарплатой руководителя в 73 000 руб. 2 купить его в кредит невозможно, а вот в лизинг (особенно если общий семейный доход составляет больше 100 000 руб.) – вполне.
4. Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит
«Диванные эксперты» любят рассуждать о том, что кредитный автомобиль – он уже свой, родной, а взятый в лизинг – чужой, его же придется отдать.
Вы не поверите, но эти ограничения ничем не отличаются от ограничений лизингового договора. Но если вы хотите от них освободиться, то, как и в кредитном договоре, лизинговый автомобиль можно выкупить в собственность досрочно. А можно и вообще не выкупать, а просто вернуть в лизинговую компанию.
И тут мы переходим к пятому факту, за который так любят лизинг на Западе.
5. После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами
Радость от наконец-то выплаченного кредита проходит настолько же быстро, насколько наступает время первых безгарантийных ремонтов (обычно эти сроки совпадают – средний гарантийный срок составляет 3 года). И, как показывает статистика, средний срок владения автомобилями премиум-марок (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen и др.) – это чуть больше 2,5 лет (хотя для марки Lada он составляет 5 лет). Налицо следующая картина: после истечения гарантийного срока большинство автовладельцев стремятся продать свой старый автомобиль и купить новый. Обычно – снова в кредит, внося вырученную от продажи сумму в качестве аванса.
Он просто возвращает машину в лизинговую компанию, использует возвращаемую часть аванса в качестве нового первоначального взноса – и пересаживается на новый автомобиль.
Заключение
Согласитесь, тут есть, о чём задуматься. А в нашей следующей статье мы подробнее остановимся на том, по каким параметрам наиболее практично сравнивать лизинг для физических лиц с автокредитом.
НДС при лизинге в 2021 году
Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice
НДС при лизинге в 2021 году
Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice
Увеличение ставки НДС влечет за собой изменения условий в договорах лизинга, заключенных и до 1 января 2021 года. И без того непростые подсчеты, связанные в том числе с налоговым учетом у обоих участников лизинговой сделки и возмещением НДС лизингополучателем, теперь требуют от бухгалтера быть еще более внимательным и компетентным. Почему доверить учет лучше специалистам, которые знают все особенности и подводные камни бухгалтерского сопровождения финансовой аренды, читайте в публикации.
Лизинг – дело тонкое
Лизинг – своеобразная форма аренды или кредитования с привлечением третьего лица – лизинговой компании. Последняя выкупает у продавца необходимое лизингополучателю имущество и передает тому – в счет регулярных арендных платежей или взносов по кредиту (в зависимости от намерений пользователя).
Когда срок договора лизинга оканчивается, собственность возвращают лизинговой компании или выкупают по остаточной стоимости, которая к финалу сделки значительно снижается за счет амортизации продукции. Ежегодное списание стоимости рассчитывается по специальным формулам и не зависит от фактического износа актива.
Не зависят от реальных действий и некоторые другие учетные и налоговые особенности сделки, например, периодичность исчисления НДС с каждого лизингового платежа, о чем подробнее расскажем ниже.
Облагается ли лизинг НДС
Согласно п. 1 ст. 174 НК РФ, НДС уплачивается «исходя из фактической реализации товаров». Следовательно, налог включается в лизинговые платежи, которые лизингодатель получает за оказанные услуги. Лизинговая компания признает свой доход в соответствии с указанной в договоре периодичностью платежей – независимо от того, поступили деньги по факту от контрагента или нет. По сути, осуществление лизингового платежа можно считать реализацией товара или оказанием услуги (исходя из п. 1 ст.146 НК РФ).
Исключение составляют сделки, в которых предметом лизинга являются товары, указанные в ст. 149 НК РФ. На данный момент в контексте лизинга упоминаются медицинские изделия (подп. 33 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Учет НДС при лизинге у лизингополучателя
НДС исчисляется и отражается в счете-фактуре с каждого платежа. Регулярные лизинговые платежи учитываются в расходах, а дата их регистрации должна соответствовать периодам, указанным в договоре. Минфин в письме от 23.12.2016 № 03-03-06/1/77533 ссылается на п.1 ст. 272 НК РФ напоминая, что «расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок».
Выкупная стоимость, включая НДС, учитывается только, когда окончится срок действия договора и право собственности на актив перейдет к вашей компании (п. 1 ст. 254; п. 1 ст. 256 НК РФ):
Учет НДС при лизинге у лизингодателя
Итак, лизинговые платежи – и за аренду, и в счет выкупа имущества – облагаются НДС. Так как услуги по договору аренды имеют длительный характер, НДС начисляется так же, как и по обычным договорам аренды: на последний день месяца/квартала, в котором актив передается в лизинг, или на день окончания договора (п. 1 ст. 167 НК РФ). В письме Минфина России от 07.07.2006 № 03-04-15/131 говорится, что «договор финансовой аренды (лизинга) является подвидом договора аренды».
Начисление налога на выкупную стоимость зависит от согласованного с контрагентом порядка ее уплаты. Если стоимость имущества включают в сумму лизингового платежа, НДС исчисляется как с обычного поступления средств, предусмотренного договором.
В случае, когда актив выкупают отдельно, при окончании действия договора, НДС рассчитывается как при реализации основного средства. Возврат предмета лизинга не облагается НДС, так как собственником при таком варианте событий остается лизингодатель (п. 1 ст. 11 Закона о лизинге).
Возмещение НДС при лизинге
Главное условие для возмещения налога – лизингополучатель должен использовать арендуемый или выкупаемый актив в деятельности, облагаемой НДС. В таком случае лизингополучатель вправе заявить НДС к вычету как с лизинговых платежей, так с выкупной стоимости актива – независимо от порядка ее выплаты: в составе регулярных взносов или отдельно (ст. 171, 172 НК РФ).
Для вычета НДС необходимы:
Не исключено, что инспекторы также изъявят желание проанализировать бухгалтерские регистры и налоговую отчетность компании.
Так как лизингодатель не может выписать общий счет-фактуру на полную стоимость контракта, а оформляет данный документ по каждому лизинговому платежу, то лизингополучатель в свою очередь не может сразу заявить к вычету всю сумму НДС, выделенную в цене актива. НДС принимается к вычету на общих основаниях с каждого платежа, подтвержденного счетом-фактурой – независимо от того, у кого на балансе находится объект. Ключевое значение в этом вопросе имеют данные счета-фактуры, а не принадлежность права собственности.
Однако ИФНС может усомниться в том, что в указанном периоде актив использовался в деятельности, облагаемой НДС, если после окончания договора объект остался на балансе у лизингодателя. В этом случае к подготовке документов, доказывающих реальность сделки, бухгалтеру нужно подойти с особой тщательностью.
Лизингополучатель вправе возместить НДС и с авансовых платежей в общем порядке, предусмотренном для авансов (п. 12 ст. 171 НК РФ).
Наши специалисты обеспечат работу вашей организации на среднем уровне налоговых показателей отрасли – а такие компании для инспекторов «не интересны».
Учет лизинга после изменения ставки НДС
В письме Минфина РФ от 10.09.2018 № 03-07-11/64576 уточняется, что лизингодатель с 1 января 2019 года применяет ставку 20% и для договоров, заключенных до указанной даты. Переход права собственности к лизингополучателю, предусмотренный договором, также выполняется по ставке 20%.
Если лизингополучатель внес аванс в прошлом году по ставке 18%, а поставка осуществляется в 2019-м, нужно ориентироваться на условия, прописанные в договоре. В случае, когда контракт предусматривает доплату 2% налога лизингополучателем, оформляется корректировочный счет-фактура (об этом говорится в письме ФНС от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).
Резюмируя, отметим, что финансовая аренда подразумевает множество скрытых рисков, которые должен учитывать в своей работе и бухгалтер, а не только руководитель и юрист.
Поэтому ведение учета и взаимодействие с налоговыми органами по лизинговым операциям лучше доверить опытным экспертам, которые анализируют и оценивают условия вашего контракта, опираясь на свой многолетний опыт в этой области.
Передавая бухгалтерию на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice, вы можете быть уверены в том, что:
Программы лизинга для физических лиц
Обращаем ваше внимание, что информация, размещенная на сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой.
Лизинг по программе «4:0 в Вашу пользу»
Уникальная совместная программа ООО «Мэйджор Лизинг» совместно с АА «Мэйджор Авто» «4:0 в Вашу пользу» позволяет Вам приобрести самые популярные автомобили без первоначального взноса!
Преимущества программы
Что Вам необходимо сделать
Предмет лизинга
Объем финансирования
Первоначальный взнос
Автомобили, проходящие по программе
A3/S3 (8Y), A4 (B9) allroad quattro, A4/S4 (B9), A5/S5 (B9), A6/S6 (C8), Q3 (F3), Q5 (B9), Q7 (4M), Q8 (4M)
2 (F44), 3 (G20), 4 (G22), 5 (G30/F90), 6 GT (G32), X1 (F48), X2 (F39), X3 (G01/F97), X4 (G02/F98), X5 (G05), X6 (G06)
Escalade IV (GMT K2XL), XT4
Tiggo 4, Tiggo 7 Pro, Tiggo 8, Tiggo 8 Pro, TXL
Tahoe V, Traverse II
SpaceTourer, Berlingo II
Atlas, Atlas Pro, Coolray
Creta, Elantra VII, Palisade, Santa Fe IV, Solaris II, Tucson IV
Renegade (BU), Wrangler IV (JL), Compass II (MP), Grand Cherokee IV (WK2)
Rio X, Rio IV, Stinger, XCeed, Cerato IV, Sportage IV, Seltos, Carnival IV, Ceed III, Sorento IV, Soul III, Picanto III
6 (GJ), CX-30, CX-5 II, CX-9 II
A (W/V177), C (C/A205), C (W/S205), CLA (C/X118), GLA (H247), GLB (X247), GLC (C253), GLC (X253), GLE (C167), GLE (V167)
Clubman (F54), Countryman (F60), Mini III (F56/F55)
ASX, Eclipse Cross, L200 V, Outlander III, Pajero Sport III
Murano Z52, Qashqai II J11, Terrano D10, X-Trail III T32
Expert II, Boxer III
Logan II, Arkana, Sandero II, Kaptur, Duster II
Karoq, Kodiaq, Octavia IV, Rapid II, Superb III
Forester V, Outback V, XV II
Jimny IV, SX4 II, Vitara II
C-HR, Corolla XII, Fortuner II, Highlander IV, Hilux VIII, RAV 4 V.
Jetta VII, Passat B8, Polo VI, Tiguan II, Touareg III, Taos
XC40, XC60 II, XC90 II
Лизинг по программе «MAJOR Finance Выгодный»
Программа покупки автомобиля «MAJOR Finance Выгодный» это базовая программа на все автомобили и только для физических лиц.
На сегодняшний день – это самый оптимальный способ покупки автомобиля на рынке. Major единственная компания на российском рынке, которая даёт возможность клиентам одновременно воспользоваться корпоративными скидками на автомобили, получить скидки на сервисное обслуживание, гибкие условия оформления и обслуживания договора, а также получить экономическую выгоду, в том числе на общей сумме договора финансирования.
В рамках данной программы снижена стоимость финансирования для клиента, за счет чего клиент получает более выгодное предложение, чем по кредиту. Также клиент получает дополнительную выгоду за счет скидок на обслуживание на СТОА Мэйджор: 50% скидку на работы и 10% скидку на запасные части в период действия договора.
Лизинг для физ.лиц — выгодная ли это история?
Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.
До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.
На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.
Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.
Само слово «лизинг» пришло к нам из английского языка, это производное от слова «to lease», означающее «сдавать в аренду». И покупка имущества в лизинг как раз подразумевает долгосрочную аренду транспортного средства, оборудования и прочих активов с возможностью выкупа по окончании срока арендного договора.
Возможность купить автомобиль в лизинг у обычного россиянина появилась сравнительно недавно – в 2011 года. Именно тогда были внесены соответствующие поправки в российское лизинговое законодательство.
Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.
На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.
Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:
- амортизация автомобиля за период;
- процентные средства;
- комиссия лизинговой компании;
- сама стоимость автомобиля;
- дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.
Лизинг или кредит – что выгоднее?
Для физлица приобретение автомобиля по схеме лизинга имеет некоторые преимущества перед кредитованием, к которым можно отнести более быстрое рассмотрение заявки (например, Сбербанк обещает выдать решение по лизинговому займу в течение 8 часов), невысокий первоначальный взнос (некоторые компании предлагают оформить договор лизинга под залоговые 10%, например, такие ставки предлагают «Балтийский лизинг», и ВТБ-лизинг), и более низкие ежемесячные выплаты по договору.
Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.
В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.
Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.
Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.
Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.
Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.
KIA Sportage в кредит
Kia Sportage в лизинг
Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.
Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…
Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.
Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.
На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.
Тем не менее, эксперты позитивно оценивают перспективы развития лизинга для физлиц в России. Так, компания autospot.ru отмечает положительную динамику: “Еще два года назад у нас не было продаж по лизинговой программе, только за наличный расчет или автокредит. В этом году мы наблюдаем значительный рост. Ежемесячно через нас продается около 20 автомобилей в лизинг для физических лиц”. Отмечает директор по маркетингу Дмитрий Рыбальченко.
В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.
Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.
Почему лизинг не спасет от НДС, и кто вешает вам лапшу
Хотел сделать публикацию про структурирование, про анонимность и про «левые» симки. Но вот опять. Снова пришел клиент, снова ему там какую-то лапшу в лизинговой компании навешали. В общем, чтоб каждый раз не объяснять заново, напишу у себя в блоге.
Нет в лизинге никакого волшебного способа сэкономить НДС. Это вычеты от продавца автомобилей (оборудования). Лизинговая компания их просто перевыставляет. То есть, покупая автомобиль напрямую Вы получите ровно те же налоговые последствия, но только единоразово (по НДС) или чуть более растянутые (по налогу на прибыль, из-за отсутствия повышенного коэффициента амортизации).
И кстати, на свои проценты за пользование деньгами лизинговая, в отличие от банка, тоже накручивает НДС. Казалось бы, они накручивают, а мы к вычету берем. Так то оно так, но так бы мы платили 100 рублей проценты и 20 рублей в бюджет, а так платим 120 рублей в лизинговую. Снижая уровень своей налоговой нагрузки и повышая долю вычетов. Так что тут кому как.
Стереотип «лизинг выгоднее за счет экономии на налогах» возник исключительно из маркетингового передергивания. Допустим собственник компании хочет купить себе в личное пользование автомобиль. Но деньги все в обороте, и он рассматривает вариант автокредита. При этом он не имеет право на вычет. И тут ему предлагают купить автомобиль на компанию в лизинг. И вуаля! Появляется вычет! И все думает что это какой-то волшебный лизинг. А вычеты (да и затраты по налогу на прибыль) появились не из-за замены кредита на лизинг, а из-за замены покупателя — физика на юрика.
Самое интересное, что многие менеджеры лизинговых компаний сами этого не понимают и тоже свято верят в налоговый лизинговый рай. Начинаешь им объяснять — машут на тебя рукой, мол, какой непонятливый. Им сказали выгодней — значит выгодней.
И самое главное — заменить покупателя (физика на юрика) недостаточно. В моменте да. Но потом, когда потребуется продать этот автомобиль, налоговая проблема встанет в полный рост.
И стереотип «лизинг выгоднее» жил еще и за счет того, что раньше с этим не было проблем. Переоформляли почти по нулевой цене эти тачки и продавали от физиков. А теперь налоговая гаечки подкрутила. Например, я о том, что автосалон, сданный мною по трейд-ину автомобиль, продал следующему узнал из личного кабинета на сайте налоговой еще раньше, чем мне из автосалона позвонили. Потому что база ГИБДД в налоговой видна в онлайн режиме. Налоговая теперь контролирует автоматически все выбытия автомобилей.
Я не хочу сказать что это прям критичная проблема. Но покупать автомобиль в лизинг Вы будете сегодня, а продавать года через 3. А какое там будет налоговое администрирование еще непонятно. Точнее понятно. Но верить в это не хочется. Тем более менеджер лизинговой компании так убедительно рассказывает, что все так экономят. И ни у кого проблем нет.
С покупателем разобрались. Теперь вопрос что выгоднее: покупать на компанию в лизинг или в кредит — раз налоговые последствие зависят от покупателя, а не от вида договора. С одной стороны лизинг — тот же кредит, просто с накрученным на проценты НДС. С другой стороны, лизинговая компания — это еще одно звено в цепочке финансирования, которое тоже хочет кушать. Она ведь как банк не может привлекать вклады физлиц, получать финансирование от ЦБ РФ. Ей надо где-то деньги брать. В том же банке, в кредит. Можно конечно и у собственника. Но в основном лизинговые компании при банках и какой смысл банку вкладывать деньги в лизинговую компанию, если ставка на выходе там будет та же, а кормить еще целый штат?
Ну я сел и посчитал.
Клиент как раз недавно взял лизинг, цена оборудования 5,8 млн рублей. В общем я отдисконтировал денежные потоки по графику из лизингового договора. И еще взял у клиента коммерческое предложение от банка на залоговый кредит на эту же поставку по ставке 9,9% годовых.
У лизинга получилась где-то 16,44% годовых стоимость. А у кредита 10,48% годовых.
То есть, расчет подтвердил теорию. Грубо, лизинговая берет у банка деньги также под 10% и кредитует под 16% клиента (в реальности ставки конечно же другие, но смысл тот же).
Но в дисконтированные потоки заложена модель оценки стоимости финансового продукта через оценку его доходности для банка (лизинговой). Меж тем они зарабатывают только на перепродаже денег, и налоговый эффект у клиента здесь никак не учитывается.
Я построил для этого отдельную модель. Представил как будто есть налогоплательщик, зарабатывающий в месяц 600 тыс. рублей и из них уплачивающий в бюджет ежемесячно 100 тыс. рублей НДС и еще 100 тысяч налога на прибыль. И смоделировал покупку этой компанией оборудования ценой 5,8 млн рублей тремя вариантами: за свои, в лизинг (по имеющемуся договору) и в кредит (по коммерческому предложению. Ну и инфляцию прикрутил, конечно же.
По факту практически при любом значении инфляции кредит оказался чуть-чуть выгоднее лизинга (на 300 тыс. рублей, чуть менее 8% от стоимости привлекаемого финансирования).
И почти такая же разница остается при любом значении инфляции. Явно выгода по кредиту достигается за счет возмещения НДС в начале со всей стоимости покупки. Ну и покупка за свои, более выгодная при нулевой инфляции почти на миллион рублей (переплата в абсолюте), становится хуже покупки в кредит при инфляции примерно 8% (это и понятно, деньги дешевеют быстрее чем ставка кредита, с корректировкой на налоговую экономию) и становится хуже покупки в лизинг при инфляции примерно 13%.
Почему даже тех, кто исправно платит НДС, трясут налоговики? А просто им сверху пришли новые указания. Пройдите мой курс про схемы с НДС, чтобы знать, по каким критериям теперь вас отслеживают налоговики, и как защититься от их претензий.
Посмотрите первое видео курса прямо сейчас, пока действует скидка. Не тяните, в сентябре скидка закончится.