Лизинг авто по 223 фз
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-332/17 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
(далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
Представители на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупк е товаров, работ, услуг для нужд АО «ФГК», утвержденным решением Совета директоров АО «ФГК» от 27.07.2016 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
Совершение операции по факту проведения данной закупки не соответствует целям финансового лизинга;
Установленный Заказчиком в Документации порядок оценки является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов, что не обеспечивает равные права.
Документация не содержит требований предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении закупки Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, с овершение операции по факту проведения данной закупки не соответствует целям финансового лизинга.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 30 Положения о закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации п о договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.
Согласно пункту 1.3 Документации предметом закупки является оказание услуг финансовой аренды (возвратного лизинга) имущества по следующим лотам: Лот № 1 Оказание услуг финансовой аренды (возвратного лизинга);Лот № 2 Оказание услуг финансовой аренды (возвратного лизинга).
Пунктом 1.1 Проекта договора Документации установлено, что продавец обязуется в соответствии с условиями договора передать в собственность покупателю, а покупатель принять и оплатить бывшие в употреблении, годные к эксплуатации полувагоны.
При этом представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации свидетельствующих, что с овершение операции по факту проведения данной закупки не соответствует целям финансового лизинга, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Из довода Жалобы Заявителя следует, что у становленный Заказчиком в Документации порядок оценки является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов, что не обеспечивает равные права.
Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 121 Положения о закупке.
Пунктом 4 Документации установлены к ритерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок:
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился, а также не представил сведений подтверждающих, что у становленный Заказчиком в Документации порядок оценки является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов, что не обеспечивает равные права.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно Жалобе Заявителя, Документация не содержит требований предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
Согласно пункту 33 1 Положения о закупки с 01.01.2017 г. установление приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление о приоритете товаров).
Пунктом 8 Постановления о приоритете товаров предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Соглашение).
При этом в приведенном в статья 20 Соглашения перечне на которые распространяется действия Постановления о приоритете товаров на закупки, отсутствует предмет закупки оказание услуг финансовой аренды (лизинга).
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился, а также не представил иных документов, сведений подтверждающих, что установление требований предусмотренных Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» являются обязательными для данной закупки.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В рамках рассмотрения Жалобы Заявителя, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:
— документ по форме приложения № 10 к Документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.1. Документации;
— копии документов, подтверждающие правопреемство в случае предоставления информации о наличии опыта по форме приложения№ 10 к Документации о договорах, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками Конкурса (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).
Вместе с тем, требование о подтверждении наличия опыта работ по предмету закупки является избыточным, поскольку отсутствие или недостаточность опыта оказания работ по предмету Конкурса не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
3.2 Пунктом 7.8.8 Документации установлено, что Заказчик вправе до подведения итогов Конкурса в письменной форме запросить у участников Конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с квалификационной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации. При этом не допускается изменение и(или) дополнение заявок участников.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что наделение комиссии Заказчика правом запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки, содержит риски необъективной оценки заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок.
В соответствии с пунктом 7.8.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена.
Вместе с тем, возможность участия в закупки с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.
3.3 Пунктом 9.2.1 Документации установлено, что д о заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам закупки, предоставляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведений и документов победитель, иной участник, с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.
Вместе с тем, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по
договору, заключаемому по результатам закупки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных положений, требований в качестве обязательных и признание потенциального победителя уклонившимся от заключения договора в случае непредставления сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 18.04.2017 № 223ФЗ-332/17.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Лизинг по 223-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Лизинг — это один из видов финансовых услуг. В нём участвуют две стороны: компания-лизингодатель, которая приобретает имущество у поставщика за свой счёт, и компания-лизингополучатель, которая берёт это имущество в долгосрочную аренду и впоследствии выкупает. При этом выбор имущества и поставщика осуществляет лизингополучатель. Но в некоторых случаях договором может быть предусмотрено, что этим занимается лизингодатель.
Лизинг и 223-ФЗ
Закупка лизинга по 223-ФЗ является одной из наиболее сложных закупочных процедур. Специалисты в сфере закупок расходятся во мнениях, можно ли регулировать закупки лизинга нормами 223-ФЗ или нет. С одной стороны, лизинг — это самостоятельный вид договорных обязательств, который нельзя отнести к товарам, работам или услугам. Но есть и другая точка зрения.
Согласно ст. 4 Закона о финансовой аренде 164-ФЗ, лизингодатель за счёт привлечённых или собственных средств приобретает имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю. Размер арендной платы, срок и условия определены договором. При этом необязательно, чтобы лизингополучатель по истечении срока договора выкупал имущество.
В ст. 1 223-ФЗ говорится, что он не распространяется на отношения, связанные с осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций (в том числе, с иностранными банками). То есть 223-ФЗ нельзя применять к закупкам, где заказчиками выступают кредитные организации-лизингодатели.
Важно помнить, что заказчики, которые не являются кредитными организациями, приобретая предмет лизинга для собственных нужд, должны проводить закупку в соответствии с 223-ФЗ. Если заключить договор по финансовой аренде без закупочной процедуры, это вызовет вопросы у контролирующих органов. По решению суда такой договор могут признать недействительным.
Способы закупки
Обычно закупка проводится в форме конкурса или аукциона, но 223-ФЗ разрешает заказчику выбирать и другие способы. Выбранный способ нужно прописать в положении о закупке и указать порядок проведения.
По статистике, многие заказчики выбирают закупку у единственного поставщика, а не конкурентные процедуры. Но большинство всё же предпочитает конкурентные процедуры с несколькими параметрами оценки поступивших заявок — например, конкурс или запрос предложений. Это позволяет сэкономить, выбрать наиболее выгодного поставщика, а также не вызвать подозрений в нарушении антимонопольного законодательства.
Перед проведением закупочной процедуры необходимо решить, в какой форме будет проходить закупка — электронной или «бумажной». От этого может зависеть результат закупки.
Многие заказчики и поставщики регистрируются и работают на электронных торговых площадках согласно их регламентам. Постановление Правительства № 616 обязывает заказчиков проводить торги в электронной форме, если предметом закупки являются указанные в Постановлении отдельные виды товаров, работ и услуг. В документе ничего не говорится о закупке лизинговых услуг, но это не значит, что такие закупки лучше проводить в «бумажной» форме. ЭТП позволяют ускорить документооборот и выбрать наиболее приемлемое предложение в короткие сроки.
Перед проведением закупки нужно точно узнать, в какой форме закон разрешает её проводить. Для этого нужно сравнить код ОКПД 2 закупаемой услуги с кодами, которые указаны в ПП №616.
Торги по лизингу можно проводить на бумаге только в том случае, если это указано в положении о закупке. Если способ проведения не указан в положении вообще, то закупка автоматически проводится в электронной форме. При этом следует помнить, что подача заявки на флешке, диске или по электронной почте больше не признаётся электронной формой процедуры — электронные торги проводятся онлайн, на электронной торговой площадке.
«Астрал-ЭТ» — надёжная подпись для работы на большинстве электронных торговых площадок. Подходит для всех видов торгов, а также для работы на госпорталах, сдачи отчётности и электронного документооборота.
Техническое задание при закупке лизинга
Техническое задание — один из важнейших закупочных документов. В нём прописаны сведения о приобретаемом товаре (работах/услугах) и необходимые требования к нему, поэтому организатору закупочной процедуры необходимо внимательно отнестись к его составлению. Закон о закупках не содержит ограничений и запрета на указание в закупочной документации конкретного вида товара и не обязывает заказчика делать пометку «или эквивалент». Заказчик должен подробно описать, что именно ему необходимо приобрести.
С 1 июля 2016 года действуют правила формирования технического задания по 223-ФЗ, на которые следует опираться заказчикам. При описании предмета закупки необходимо использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Техзадание должно быть составлено так, чтобы сформулировать точные требования к товару, и при этом не допустить ограничения конкуренции среди участников. Но для заявки в Федеральную антимонопольную службу необходимо подтвердить, что использование конкретных характеристик продукции действительно создаёт препятствие для участия в закупке. Обычно суд принимает позицию заказчика, если тот может обосновать, почему он указал конкретные требования в техническом задании — например, совместимость с используемой аппаратурой.
Характеристики и параметры товара должны быть подробно описаны заказчиком в техническом задании, указаны в проекте договора и отражены в заключённом договоре. Это позволит точно идентифицировать предмет лизинга.
Следует указать, что товар должен быть новым, не бывшим в эксплуатации, технически исправным, готовым к эксплуатации, не быть обременённым и т.д.
Начальные условия предоставления лизинговых услуг заказчик формирует на основе мониторинга рынка данных услуг. Свои коммерческие предложения участники указывают непосредственно в заявке. Также заказчик может указать в техническом задании условия, с которым соглашаются участники закупки.
Участник закупки согласен с тем, что:
Благодаря этому, участники закупки точно поймут, что их ждёт в случае победы на торгах.
Иногда организаторы закупки указывают не все условия закупки, либо нечётко их формулируют. Тогда участники закупки могут направить запрос на разъяснение отдельных пунктов техзадания. Одним из распространённых вопросов, задаваемых заказчику участниками, касается выбора продавца предмета лизинга: кто его выбирает — лизингодатель или лизингополучатель?
Разобраться в нюансах технического задания и составить запрос на разъяснение помогут специалисты «Астрал.Тендер». Пройдите обучение и участвуйте в закупках самостоятельно или отдайте весь процесс торгов на аутсорс — и получайте готовые выгодные сделки.
Как выбрать продавца
Закон о лизинге позволяет выбирать продавца предмета лизинга любой стороне договора — как лизингодателю,так и лизингополучателю.
Заказчик может сначала провести закупку, чтобы выбрать поставщика необходимого оборудования, а затем ещё одну — но уже на оказание лизинговых услуг, когда предмет лизинга будет уже известен. Но в этом случае есть опасность, что на заявленные в закупочной документации условия не откликнется ни одна лизинговая компания.
Другой вариант — провести торги по выбору лизинговой компании, которая затем выберет поставщика необходимого товара. Обычно в этом случае делается оговорка «по согласованию с лизингополучателем», чтобы обеспечить правильный выбор.
Если договор лизинга заключается государственным или муниципальным учреждением, следует учесть ряд особенностей. Одна из них касается выбора продавца: «в договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга». В данном случае вся ответственность ложится на лизингодателя, который осуществит выбор продавца. При этом лизингодатель самостоятельно определяет наиболее «удобного» и проверенного контрагента, с которым ему придётся дальше работать.
Ответственность и убытки за действия недобросовестного поставщика несёт та сторона договора, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором.
Запрет на допуск к госзакупкам товаров машиностроения иностранного производства распространили на технику, закупаемую по договорам лизинга
SergeyNivens / Depositphotos.com |
В частности, абз. 1 п. 1 Постановления № 656 уточнен таким образом, что запрет на допуск товаров машиностроения иностранного производства, включенных в соответствующий перечень, распространяется в том числе на случаи заключения договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность (постановление Правительства РФ от 19 февраля 2019 г. № 159).
Кроме этого, исключен подп. «в» п. 1 Постановления № 656, согласно которому указанный запрет не применяется, если товары, указанные в п. 18 и п. 20-26 перечня, не соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием к перечню (если иное не установлено международными договорами).
Также абз. 2 п. 2 Постановления № 656 дополнен указанием, что единый электронный реестр актов экспертизы ТПП РФ ведется на официальном сайте Палаты.
Указанные изменения вступают в силу 1 марта 2019 года.
Лизинг авто по 223 фз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По договору финансовой аренды (лизинга) объект учета в виде актива отражается пользователем имущества (арендатором) в составе основных средств на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 ХХ 310 «Основные средства».
Объект учета неоперационной (финансовой) аренды, принятый к бухгалтерскому учету, амортизируется в течение срока полезного использования объекта учета аренды методом, применяемым для амортизации аналогичных объектов основных средств.
Выбранный порядок учета выкупной стоимости объекта учреждению следует закрепить в учетной политике по согласованию с учредителем или финансовым органом. Выкупная стоимость автомобиля по договору лизинга по счету 0 302 31 может быть отражена с применением статьи 310 КОСГУ в корреспонденции со счетом 0 401 20 с применением подстатьи 273 КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter