Лизинг авто в сша это
Как взять машину в лизинг в Америке и не быть обманутым
Вопросы связанные с покупкой/продажей/ремонтом машины очень часто возникают у авто любителей. В этой статье я хотел бы описать частые ошибки которые можно совершить при приобретении машины в лизинг (car lease). Многие из приведенных примеров получены из личного опыта, поэтому и решил написать эту статью в качестве шпаргалки на будущее. Опишу на примере автомобильного рынка в Америке, но думаю многие идеи будут применимы к любому штату и к любой стране. Дилерские центры хоть и являются сертицированными, но нет единого правила по которому они продает машины. Отсюда много неясных моментов.
Мои предудыщие статьи по автомобильной тематике:
Что такое «лизинг» авто (car lease)
Для начала давайте разберемся что такое лизинг машины.
Лизинг автомобилей – это нечто среднее между арендой и куплей-продажей в кредит. По условиям договора лизинга лизинговая компания (лизингодатель или арендодатель) приобретает выбранный лизингополучателем (арендатором) автомобиль и сразу передаёт ему в пользование. sravni.ru (c)
По сути вы арендуете машину на 3 года и обязуетесь выплачивать ее стоимость помесячно с учетом ее оценочной стоимости через 3 года. По истечении трех лет у вас есть опции: 1. Сдать машину дилеру 2. Выкупить машину
Из чего складывается цена
Как правильно торговаться
Как дилер может обманывать
Например нам посчитали 2 раза налог штата и пытались нас убедить что это нормально пока мы не показали им официальное заявление регулирования налогов по штату.
Подготовьтесь заранее перед походом в дилерский центр, знайте цены и настаивайте на своем.
Почему в США и Европе автомобилисты выбирают лизинг вместо кредита?
Зачем покупать квартиру на море, если собираешься провести там только 2 недели? Проще снять номер в гостиницt и не думать ни о коммунальных платежах, ни о ремонте, ни об уборке, ни даже о том, что поесть на завтрак. Тот же подход демонстрируют и «продвинутые» автолюбители: зачем выплачивать полную стоимость автомобиля, если собираешься ездить на нем всего 3 года? Зачем обременять себя техобслуживанием, немалой платой за страховку и комплекты разносезонной резины, когда можно избавить себя от подобных тягот?
Как? Используя современные финансовые инструменты. Речь в данном случае идет о лизинге. Рекордсмен в этой области — США: в лизинг частным лицам там продается более трети всех новых автомобилей. Сопоставимая статистика и в странах Европы. Причем и там, и там автолизинг уже обошел по популярности автокредиты (доля «кредитных» авто в Европе и США составляет 31% и 29% соответственно).
С одной стороны, автокредит и автолизинг имеют общую природу: позволяют поэтапно приобретать имущество в собственность. Однако по сравнению с кредитом, лизинг имеет целый ряд преимуществ. Главные из них – это удобство и цена. Лизинговые компании, как правило, предлагают более гибкие графики платежей, взносы ниже, чем по автокредитам и упрощенную процедуру заключения договора. У некоторых компаний можно купить автомобиль в лизинг даже с помощью мобильного приложения, буквально в несколько кликов. Конечно, это не сравниться с процедурой сбора документов и одобрения кредита в банках, тем более что после кризиса 2008 года они стали весьма привередливыми при отборе заемщиков.
При покупке автомобиля в кредит машина сразу становится собственностью покупателя. Вместе с правом собственности на нового владельца ложатся все обязанности по содержанию и обслуживанию авто. При лизинге все хлопоты и дополнительные траты (страховка, налоги, техобслуживание, разные комплекты шин и другое) берет на себя лизинговая компания. Автолюбитель платит лишь за то, что использует автомобиль. По окончанию срока договора автомобиль можно выкупить по остаточной стоимости, а можно вернуть. Чаще всего финансовая аренда легковых автомобилей частными лицами на Западе заканчивается именно возвратом машины и заключением нового договора – на новый и более современный автомобиль. Такая практика уже несколько десятилетий является привычной составляющей массовой потребительской культуры. Ведь важна не собственность, важно владение.
По статистике, один из ключевых факторов, побуждающих людей задуматься о смене автомобиля — это желание ездить на новой, красивой и более современной машине. Технический прогресс не стоит на месте, смена модельного ряда и появление новых функций, технологических возможностей, происходит настолько быстро, что даже недавно купленные машины могут довольно быстро устаревать морально. По данным PricewaterhouseCoopers, желание сменить автомобиль возникает у россиян даже чаще, чем у жителей других стран: средний срок владения автомобилем в нашей стране составляет 3-4 года против 5 лет в США и Китае, 6,5 лет в Японии и 7 лет в Германии и Канаде. Конечно, это усредненная статистика, и здесь есть свои нюансы. Скажем, жители регионов меняют машину реже, чем автовладельцы в крупных городах; премиальные марки меняют чаще массовых и так далее. Однако тенденция налицо: изменилось само отношение к автовладению. Истории о том, как купленная дедом «Волга» заботливо передается из поколения в поколение, от отца к сыну, к внуку – уходят в прошлое. Машина больше не роскошь, а средство передвижения. По данным «Автостата», каждый четвертый собственник автомобиля в России меняет его после 2–3 лет эксплуатации, а каждый третий – после 4-5 лет.
Российские автолюбители такой финансовый инструмент, как лизинг, пока не распробовали: в нашей стране доля автомобилей, купленных физическими лицами в лизинг, составляет только около 3% против более 30% в США и Европе. Впрочем и рынок лизинга в целом в России находится, по большому счету, в начале пути. Например один только легковой транспорт в лизинговом портфеле Европы примерно в 10 раз больше совокупного лизингового портфеля России. Есть куда расти. Вместе с тем, я уверен, что в части развития лизинга, Россия во многом пойдет по тому же пути, что и страны Запада, и отечественный рынок в ближайшие годы ждет кратный рост. Автолизинг сыграет в этом одну из ведущих ролей. А вот автокредиты будут постепенно уходить в прошлое как анахронизм. Они свое дело сделали, научив людей жить здесь и сейчас, не откладывая потребности на завтра. Теперь настало время для более современных и гибких финансовых инструментов.
Новая машина в США: покупка, кредит или лизинг?
Если вы недавно переехали в США и решили приобрести автомобиль, то услышав в первый раз в автосалоне такие привычные для местных жителей слова, как лизинг, кредитный рейтинг, налоги штата, размер которых разнится от Аляски до Флориды, вам потребуется немало времени, чтобы понять значение этих терминов, разобраться, какое отношение они имеют лично к вам, и выбрать наиболее подходящий для вас вариант приобретения авто – в лизинг, в кредит или за наличные деньги. Журнал Miami Me решил разобраться, как выгоднее всего купить машину в США, что такое лизинг и чем он отличается от кредита, а также почему некоторые автовладельцы, выплачивая одну и ту же сумму в месяц, ездят на автомобилях совершенно разного класса и ценовой категории.
Изначально лизинг начал развиваться в США в области железнодорожного транспорта. Отцом американского лизинга считается Генри Шонфельд, который еще в 1952 году специально организовал компанию для одной конкретной сделки. Убедившись в том, что этот вид финансовых услуг таит в себе многие, ещё не раскрытые возможности, он стал организатором известнейшей американской лизинговой компании United States Leasing Corp. В это же время активно стал развиваться лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами.
В 30-е годы ХХ века Генри Форд начал эффективно использовать аналог этого вида аренды для расширения возможностей сбыта своих автомобилей. Таким образом, лизинг быстро превратился в один из основных видов бизнеса в США.
Быстрое развитие новых лизинговых компаний, а также модификация условий лизинговых договоров определили пути развития этого вида финансовых услуг и сегодня у каждого второго американца есть те или иные лизинговые обязательства.
И если с американцами все понятно: наработанный за многие годы кредитный рейтинг дает многим из них возможность просто прийти в салон, выбрать любой понравившийся автомобиль и, не внося каких-либо первоначальных платежей, уехать на новой машине, то что делать иммигрантам, многие из которых еще даже не успели разобраться, что такое кредитный рейтинг (credit score) и как он строится?
Выход есть и в этой ситуации: Дмитрий Черняк, генеральный директор компании-автомобильного брокера PANAUTO, рекомендует открыть кредитную карту заблаговременно, но минимум – за 2-3 недели перед подачей заявки на лизинг, так как обновление кредитной истории происходит за этот промежуток времени. Это поможет начать строить кредитный рейтинг, по крайней мере банк, оформивший вам карту, отправит ваши данные в кредитное бюро, и вы появитесь в системе. Дальше вашей задачей будет вносить ежемесячные платежи по карте и ни в коем случае не допускать задержек. В этом случае просрочка заносится в систему и будет влиять на ваш кредитный рейтинг на протяжении следующих 2-х лет. Тратить деньги на кредитной карте тоже необходимо регулярно, она должна «работать». Самый лучший вариант – постараться открыть 3-5 кредитных линий после первой полученной кредитной карты, так называемой secured credit card, то есть карты, которая выдается под страховой депозит клиента.
Конечно, с практически «нулевой» кредитной историей получить лизинг возможно далеко не на все марки машин и только на определенных, менее выгодных условиях, но считается, что получить самый «невыгодный» лизинг в любом случае выгоднее, чем любой «невыгодный» кредит.
При минимальной кредитной истории обычная кредитная ставка составит примерно 17% годовых на новый автомобиль и до 28% – на подержанный. Также, в случае аварии, все равно придется выплатить всю сумму кредита, а упавший в себестоимости после ДТП автомобиль будет продаваться с большим трудом, а также – с большой потерей в цене на вторичном рынке. В случае с лизингом, после аварии заранее установленная сумма ежемесячных платежей не изменится, ваши обязательства будут заключаться только в ремонте автомобиля с помощью своей страховой компании или компании-страховщика второго участника аварии. Но важно понимать, что досрочный «выход» из программы лизинга в этом случае будет дороже.
Очевидный вопрос обывателя – почему же не взять автомобиль за наличные деньги сразу, не связываясь с кредитом, лизингом и не беря на себя обязательств перед банком? Но подобная инвестиция, так хорошо работающая на территории бывшего Советского Союза, совершенно не работает в США. Страна кредиторов и заемщиков, Америка практически обязывает всех жителей жить «в кредит», а кредитный рейтинг от 800 пунктов открывает двери во владение самыми желанными вещами, будь то люксовые марки автомобилей, дома мечты или последние модели телефонов. В подобных условиях, когда практически никто не владеет движимым или недвижимым имуществом, почти отсутствует такое понятие, как вторичный рынок. Новая машина, уже при выезде из салона, значительно теряет в стоимости, а по прошествии 2-3 лет ее цена и вовсе падает на 40-60%. Плюс, возможные аварии также понижают стоимость автомобиля и его ликвидность. Часто бывает так, что купленный автотранспорт через несколько лет приходится отдавать в дилерские центры практически по цене аукциона. И покупатель теряет значительную сумму денег – разницу между ценой, по которой он купил машину, плюс расходы на нее и ценой, за которую он смог ее продать.
Какие факторы влияют на расчет лизинга? Очевидный вопрос, на который сложно получить объективный ответ, так как этих факторов несколько и их наличие или отсутствие по-разному влияют на конечную стоимость авто.
Среди этих факторов: конечная стоимость машины – та сумма, за которую вы ее покупаете; рекомендованная стоимость от завода-производителя (MSRP); скидка, которую может дать дилер; различные, иногда меняющиеся каждый месяц программы скидок от самого производителя; процент автосалона за услуги и остаточная стоимость машины ( residual value ). Также на эти факторы накладывается основополагающий фактор, так называемый money factor – коэффициент пересчета лизинга: всего существует 7-9 градаций пересчета, в зависимости от конкретного банка, предоставляющего услугу, и этот коэффициент напрямую зависит от кредитного рейтинга покупателя, заработанного на основании его возраста, а также качества его кредитной истории и количества кредитных линий. Совокупность всех этих факторов влияет на окончательную стоимость лизинга для каждого конкретного покупателя.
Всего существует три вида лизинга:
1. Zero down – вид лизинга, при котором при оформлении договора вы должны оплатить стоимость первого месяца лизинга, процент дилера (dealer fee), банковский сбор (acquisition fee), а также услуги по регистрации и выпуску номерного знака (также возможно переоформить номер с предыдущей машины на новую) – это около 1100-1500 долларов, в зависимости от размера ежемесячного платежа.
2. Downpayment – вид лизинга, при котором необходимо внести первоначальный взнос – downpayment. Здесь надо учитывать тот факт, что при обозначенной сумме взноса дополнительно придется оплатить все те же вышеупомянутые 1100-1500 долларов за оформление документов, так называемые inception fees.
3. Sign & drive – самый выгодный вид лизинга, доступный лишь тем, у кого безукоризненная кредитная история и уже были выплачены несколько автомобильных кредитов. В этом случае можно просто взять понравившуюся машину в автосалоне без каких-либо первоначальных платежей. Платежи inception fees будут распределены по месяцам договора лизинга.
Существуют и свои подводные камни в таком виде финансовой аренды, как лизинг: например, имея обязательства по лизингу, на ваш автомобиль накладываются ограничения по его пробегу на срок договора. И свои уловки – например, взяв в лизинг одну из ликвидных марок машин, таких как Toyota Camry, Honda Accord или Lexus GX460, которые уверенно держат цены и на вторичном рынке, можно получить максимально выгодные финансовые условия, а также минимальные потери при досрочным «выходе» из договора лизинга.
Если вы хотите получить машину в максимальной комплектации, отправляйтесь в автосалон с октября по декабрь – это то время, когда салоны дают на подобные авто самую большую скидку. Причиной этому служит необходимость сбыть «прошлогодний» товар, так как в США модели следующего года поступают в продажу начиная уже с августа текущего года.
В этом случае имеет смысл «охотиться» за скидками только тем, кто хочет взять автомобиль именно в максимальной комплектации – это те машины, которые обычно меньше всего пользуются популярностью по причине высокой стоимости, и поэтому задерживаются в салоне до последних месяцев года.
В США, как мы видим, тонкостей в такой простой по своей сути процедуре, как покупка автомобиля, немало, и самому разобраться во всех нюансах не всегда хватает времени и возможности. У покупателя есть два возможных варианта того, как он может приобрести машину: ходить самостоятельно по автосалонам, разбираться досконально в комплектациях, скидках, предложениях от производителя и пытаться добиться скидки у салона. И второй вариант, которым пользуются все чаще и чаще – воспользоваться услугами автомобильного брокера. Но тут тоже все не так просто, и брокеры отличаются друг от друга. Например, некоторые брокеры занимаются примерно тем же, чем занимались бы вы сами, решив обойтись без их помощи: пытаются добиться скидки в автосалоне. Другой вид брокеров – это брокеры с расширенным предложением услуг: у них есть специальная программа, которая позволяет просчитать сумму лизинга в каждом конкретном случае, они также владеют всей информацией о том, какие сейчас есть предложения и скидки от автопроизводителей.
Часто люди не знают, что за машины разного класса можно платить фактически одинаковую сумму в месяц. Например, имея в лизинге Toyota Camry или Lexus, можно выплачивать за каждый из этих автомобилей по 300 долларов ежемесячно.
Также возможна ситуация, когда потенциальный покупатель хочет приобрести, например, автомобиль Lexus, но банк не одобряет его запрос по причине низкого кредитного рейтинга, и впоследствии такому человеку становится еще сложнее получить лизинг или кредит даже на машину классом попроще, потому что из-за нескольких запросов на получение кредита или лизинга – hard inquiry, кредитный рейтинг «упал» и вариантов, как получить выгодное предложение, практически не остается. Брокер еще на этапе планирования покупки может проконсультировать клиента по вопросу наиболее выгодного предложения, а также подсказать, на какие марки машин и на какие условия он может рассчитывать.
Так как у брокера есть свои договоренности с автосалонами, и он регулярно покупает много машин, у него действует своя система скидок, и получить цену ниже предложения брокера практически невозможно.
Конечно, в сумму покупки вкладывается и оплата услуг брокера — обычно это фиксированная ставка от дилера. Но в любом случае, обычно даже с учетом этого цена будет выгоднее, чем в автосалоне, которому надо содержать большой штат сотрудников, платить за аренду помещения и парковки – с учетом всего этого салон просто не может работать себе в убыток. Брокеру, по сути, не важно, какую машину вы хотите купить — hyundai или maserati, его заработок от этого не изменится.
В цепочке покупатель – дилер – банк брокер фактически выступает в роли посредника: он помогает клиенту с выбором автомобиля, исходя из его требований и возможностей, делает всю работу по расчету суммы лизинга и занимается подготовкой всей необходимой документации. Как правило, у брокера уже есть эксклюзивные скидки от дилера, а также другая полезная информация, и с этими данными он может подобрать наиболее подходящее предложение для клиента. Дилеру по сути остается только помыть выбранную машину, отправить подготовленные документы в банк и распечатать контракт.
Конечно, прежде чем взять на себя любые финансовые обязательства, будь то лизинг или кредит, надо всегда думать о последствиях и просчитать такой вариант, при котором человек не сможет больше выплачивать ежемесячные суммы по лизингу. В этом случае, самый простой вариант – «передать» свой лизинг кому-то другому.
Существуют специальные интернет площадки, например, www.swapleasing.сom, где можно переоформить лизинг на другого человека.
При этом, основное условие – у него должна быть кредитная история не хуже вашей.
Как и в 30-х годах прошлого века, когда преимуществами зарождающегося лизинга так активно пользовался Генри Форд, и сейчас, по прошествии почти 90 лет с того времени, этот вид финансовых услуг не только продолжает существовать, но и активно развивается. Как считают некоторые финансисты, будущее однозначно за лизингом. Уже сейчас, компания Volvo внедрила способ, фактически являющийся своеобразной «подпиской» на авто – клиент может «подписаться» на подходящую для него финансовую программу, после чего получает желаемую марку автомобиля, затем вносит ежемесячные платежи, при этом в любой момент он может вернуть машину обратно, взяв любую другую вместо нее, а любой автомобильный сервис возможно заказать онлайн. Подобные схемы уже разрабатывают и другие компании-автопроизводители, и вполне возможно, что в ближайшем будущем именно такой подход вытеснит привычные сейчас способы приобретения автомобиля.
Текст: Олеся Хамзина
Фото: Depositphotos
Call or text: (602) 726-2886 | (954) 707-3737
Вместо автокредита можно оформить авто в лизинг. Рассказываем все, что нужно знать – от теории до реальных условий
Лизинг считается уделом бизнеса – потому что экономит ему до 40% только на налогах. Это, по большей части, соответствует действительности, но сейчас число программ автолизинга серьезно выросло. Мы разобрались, что это вообще такое, как работает и сколько будет стоить приобрести автомобиль, оформив его в пользование через лизинг.
Немного теории – что такое лизинг и почему это не просто аренда
О лизинге в России начали говорить еще в 90-е годы, хотя изначально такой вид бизнеса начал зарождаться в США и Европе в 50-60-е годы прошлого века. Понятие «лизинг», на первый взгляд, происходит от слова «to lease», что означает «брать или сдавать имущество во временное пользование». То есть, это похоже на аренду – и лизинг даже можно назвать одним из разновидностей аренды. С другой стороны, отличий у лизинга от традиционной аренды столько, что сейчас он считается совершенно самостоятельным видом отношений.
Итак, лизинг (например, с точки зрения лизинга автомобилей) – это передача определенного имущества в долгосрочное пользование с правом последующего выкупа. Кто-то считает, что именно право выкупа отличает лизинг от обычной аренды, хотя разница на самом деле намного больше. Все дело в том, что лизинг объединяет трех участников сделки:
Другими словами, в отличие от обычной сделки аренды, где владелец имущества соглашается передать его в пользование в обмен на регулярные платежи, в схеме с лизингом участвует специальный посредник – лизинговая компания, которая выкупает имущество у поставщика, и затем уже передает его в пользование своему клиенту. То есть, это уже становится немного похоже и на кредит, но отличия от кредита тоже существуют.
Дело в том, что при покупке техники, оборудования или иного имущества в кредит оно переходит в собственность покупателя (максимум – банк оформляет залог на него). Соответственно, уже покупатель несет полную ответственность за это имущество и вынужден платить за него налоги. В случае с лизингом имущество остается в собственности лизинговой компании, тогда как лизингополучатель избавлен от значительной части проблем.
То есть, при лизинге у каждой из сторон есть свой определенный интерес:
С точки зрения лизингополучателя вся эта схема напоминает кредит – он точно так же вносит часть стоимости приобретаемого имущества (как первоначальный взнос по кредиту), а потом каждый месяц вносит плату. Требований к такому клиенту меньше, чем по кредиту – фактически ведь это аренда, и в случае отсутствия платежей лизинговая компания может быстро забрать купленный автомобиль или иное имущество (и продать его другому клиенту уже как б/у-технику).
Как можно было уже понять, лизинг чаще всего – это удел корпоративных клиентов, обычным гражданам будет проще и выгоднее воспользоваться автокредитом. Почему так и какие выгоды получает бизнес – разбираем дальше.
Почему лизинг так популярен у бизнеса
Простые россияне привыкли к достаточно дешевым автокредитам, специальным предложениям автодилеров и нескольким государственным программам субсидирования таких кредитов. Но несмотря на то, что ежемесячный оборот ИП или компании может быть гораздо больше, чем зарплата среднестатистического физлица, банки очень неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Из-за того, что доходы бизнеса плохо поддаются прогнозам, и в любой месяц может пойти убыток, банки закладывают в процентную ставку огромные риски, и кредиты становятся «неподъемными» для многих.
И в этом случае лизинг приходит на помощь. Как мы отметили выше, при лизинге имущество не переходит в собственность тому, кто им пользуется. Это означает, что риски для лизинговой компании будут меньше, чем для банка при бизнес-кредитовании. А отсюда – более простое оформление (отбор заявок гораздо мягче), и меньше переплата.
Но есть и более важные пункты, которые показывают выгоду лизинга для бизнеса. Разберем на примере автомобильного лизинга:
Другими словами, лизинг с точки зрения компании или ИП на основной системе налогообложения будет гораздо выгоднее традиционного кредита за счет экономии на налогах и того факта, что сам по себе автомобиль остается в собственности лизинговой компании (что для бизнеса не так критично, как для частного владельца).
Право выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости – в данном случае не настолько важно, как для обычного гражданина. Дело в том, что бизнес эксплуатирует транспорт в более жестких условиях, и срок его годности примерно соответствует сроку полезного использования. К окончанию срока договора лизинга имущество будет, скорее всего, изношено так, что его остаточная стоимость будет символической – но бизнесу может быть выгоднее как раз не выкупать его, а оформить новый договор на новую технику. С другой стороны, при не очень интенсивном использовании имущество можно будет купить все равно за остаточную стоимость и эксплуатировать после этого как угодно долго.
Как нам пояснили в компании «Газпромбанк Автолизинг», выгода присутствует не для всех компаний – а преимущественно для тех, кто работает на основной системе налогообложения – они смогут сэкономить до 40% только на налоге на прибыль и НДС. К тому же в лизинговые платежи можно вписать и некоторые дополнительные расходы, которые тоже будут снижать налоговую нагрузку клиента.
На каких условиях сейчас оформляют лизинг
В России работает достаточно много лизинговых компаний, часть из них связана с крупными банками (Газпромбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т.д.). То есть, лизинг – это своего рода «продолжение» банковского бизнеса. Но есть и независимые компании, и даже специализированная государственная компания (ГТЛК – она занимается крупными проектами вроде поставок воздушного транспорта или массовых поставок пассажирских автобусов в города).
Условия и процедура оформления лизинга на автомобиль мало чем отличается от оформления автомобильного или иного кредита – нужно точно так же собрать определенный пакет документов, подать заявку в лизинговую компанию, компания примет решение, после чего будет оформлена поставка оборудования.
Но важно обратить внимание на некоторые пункты, которые с точки зрения лизинга будут важны:
Что же касается конкретных условий лизинга, они определяются каждым лизингодателем в индивидуальном порядке. Можно выбрать любую компанию, желательно – их числа крупнейших, потому что они более надежны (нельзя забывать, что автомобиль остается в собственности лизингодателя). Лучше ориентироваться на рейтинги – так, недавно агентство «Эксперт РА» составило Топ-10 компаний рынка автолизинга в России, и туда вошли крупнейшие фирмы – в том числе «Газпромбанк Автолизинг», занявший 9 строчку рейтинга (что соответствует почти 8,5 тысячам сделок).
Чтобы понять примерный порядок цифр, мы просчитали ежемесячный платеж в нескольких лизинговых компаниях при условии оформления договора на автомобиль стоимостью 1,5 миллиона рублей, с первоначальным взносом в 500 тысяч рублей, на срок в 36 месяцев. Цифры мы затем сравнили с приблизительными суммами платежей по автокредитам с теми же условиями:
Компания | Сумма платежа | Общая сумма по договору |
---|---|---|
Европлан | 37 678 | 1 806 408 |
Major Leasing | 38 780 | 1 892 062 |
Сбербанк Лизинг | 35 724 | 1 782 081 |
ВТБ Лизинг | 34 560 | 1 745 167 |
Балтийский лизинг | 37 247 | н.д. |
Газпромбанк Автолизинг | 35 963 | н.д. |
Тинькофф банк | 31 500 | – |
Газпромбанк | 32 083 | – |
Совкомбанк | 32 764 | – |
Как видно, за счет ряда условий лизинг все же предполагает чуть большие платежи, чем автокредиты. Но учитывая, что лизинговая компания берет на себя часть обязательств, разница по итогу будет не очень большой. А если учесть налоговую выгоду, лизинг для компании окажется намного выгоднее, чем автокредит для частного лица.
Но есть еще один очень весомый плюс – государство с некоторых пор активно поддерживает лизинг.
Как работает государственное субсидирование
Государство уже несколько лет активно поддерживает лизинг в России – например, сейчас значительная часть поставок пассажирских автобусов в регионы идет именно по программам лизинга, как и поставки воздушного, морского или железнодорожного транспорта. Фактически лизинговые компании заменяют собой банки, но без избыточного регулирования и с более гибким подходом к каждому клиенту.
Существует несколько программ поддержки лизинга, но с автотранспортом работает одна – «Автопром». Ее основные условия такие:
Как пояснили нам в компании «Газпромбанк Автолизинг», субсидия представляет собой компенсацию части стоимости транспортного средства. С точки зрения клиента это скидка в размере до 10% от стоимости ТС – фактически ее предоставляет лизинговая компания, которая затем получает эту сумму от Минпромторга.
Пока возможности программы ограничены – Минпромторг отобрал для участия в программе лишь 15 лизинговых компаний (хотя всего их около 100), и выделил им финансирование в размере 3,8 миллиардов рублей. Как считают в компании, этой суммы хватит лишь на до лета, а чтобы она существовала и дальше, нужно дополнительное финансирование.
В отрасли пока остались не очень довольны тем, как Минпромторг распределил финансирование – многие региональные компании фактически остались без финансирования, «выпав» из программы по формальным признакам (а действующий механизм отвечает интересам лишь крупнейших федеральных компаний, что вредит репутации самого лизинга.
Отметим, что в прошлом году в России стартовала программа «Доступная аренда», которую также курирует Минпромторга. Это еще более упрощенный вариант аренды автомобилей, предназначенный, в том числе, и для физических лиц. Выделили на программу ненамного меньше, чем на «Автопром» – 2,5 миллиарда рублей, все это должно начать двигать авторынок к так называемой «шеринговой» модели и модели подписки.
Возможные риски для клиентов
Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).
Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.
Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:
Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.
Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.
Тем не менее, лизинг остается практически самым удобным и выгодным способом обновить материальную базу для бизнеса при отсутствии средств на это – несмотря на все условия, ограничения и риски.