Машина которая грузит машины
Грузовики, как основные виды грузового транспорта: виды и особенности
Грузовой транспорт, предназначенный для транспортирования продукции, отдельных предметов, материалов и т.д., делится на 6 категорий. Каждый отдельный вид такого автотранспорта имеет характеристики и отличительные критерии для выбора, из-за которых он не похож на остальные категории.
Виды грузового автотранспорта
Автомобиль для грузоперевозок является транспортным средством, которое при помощи особой конструкции присоединен к кузову, а она в свою очередь зафиксирована на раме, держащей автомобиль. Кузова бывают разные. Они могут быть представлены грузовиками и фургонами. В чем же их разница?
Фургон
Это тип автомобиля, который имеет закрытый кузов. Накрывают его в основном тентом или он полностью выполнен из металла. Если сравнивать с бортовым, то у первого нет закрытого кузова. Из-за того, что в кузове такого автомобиля могут создаваться разные температурные условия, стало возможным перевозить продукты питания.
Тягач
Вид автотранспорта, который перевозит грузы за счет специальной цепки. Чтобы перевезти большие, длинномерные материалы/предметы, их присоединяют к основной части автомобиля.
Прицеп
У него отсутствует двигатель и его транспортирование осуществляется посредством автомобиля, так образом осуществляют доставку разнообразных грузов. Прицепы, в свою очередь, бывают тентованными и нет. Все зависит только от условий, требующихся транспортируемому материалу.
Полуприцепы являются особой разновидностью прицепов. Если возникла необходимость заменить последний вариант, то первый станет достойной альтернативой. Полуприцепы используется для транспортирования различных грузов. На них допускается перевозить как большие, так и продукцию, нуждающуюся в особых температурных условиях.
Разделение грузовиков по типу кузовов
Кузов — часть любого автотранспортного средства. Непосредственно в нем осуществляется перевозка разнообразных грузов. Конструктивно кузов присоединяется к кабине и фиксируется к раме.
Классифицируют кузова на следующие разновидности:
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР
В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть автовоз с машинами на дороге можно было гораздо реже, хотя в большой стране наряду с другими видами перевозок новые легковые автомобили транспортировали в том числе и с помощью специальной техники – автовозов, которые всегда вызывали оживление как у обычных прохожих, так и у автомобилистов. Но мало кто знает, что в СССР, кроме серийной продукции, существовало несколько весьма нетривиальных разработок полуприцепов-автовозов.
Начало
В тридцатые годы доставку автомобилей в СССР осуществляла транспортно-экспедиционная контора ТЭКАВТО, причем более 90% новых машин по стране перевозили по железной дороге. В 1935 году «самоходом» транспортировали всего около 10 000 машин, половину из которых составляли легковушки ГАЗ-А (4951 штука), а остальную часть – грузовики ЗИС (2079 штук), ГАЗ-АА (1950 штук) и ЯЗ (602 штуки).
Еще в начале сороковых годов в Горьком по инициативе изобретателя В. З. Баширова был изготовлен экспериментальный автопоезд, который состоял из тягача, одноосного полуприцепа и двухосного прицепа. Трехзвеньевой автопоезд был предназначен для перевозки шести автомобилей ГАЗ-ММ, которые размещались на полуприцепе и прицепе по три в один ярус. Увы, дальнейшим работам по необычному транспорту помешала Великая Отечественная война.
В частные руки в Советском Союзе автомобили начали продавать в 1948 году — именно в это время в Москве открылся первый специализированный магазин «Автомобили». И если в 1948-м советская автомобильная промышленность выпустила всего около 20 000 легковых машин, то два года спустя – уже почти 65 000, а к концу пятидесятых годов автозаводы ежегодно производили 110-120 тысяч легковушек. Поэтому довольно остро встал вопрос быстрой, а также надёжной транспортировки автомобилей внутри страны.
Ведь поначалу советским гражданам нередко приходилось самостоятельно преодолевать несколько тысяч километров, чтобы пригнать новую машину к себе домой, что называется, «ходом». Такой вид «доставки» был обычным явлением — особенно если речь шла не о личном, а государственном транспорте, который поступал на автобазы и предприятия.
В большинстве случаев путь от заводского конвейера в автомагазин новенькие легковушки проделывали с помощью железнодорожного транспорта – на специально оборудованных платформах.
Однако далеко не везде железнодорожная инфраструктура подходила достаточно близко к населённым пунктам — точнее, к автомагазинам, что вынуждало предприятия перегонять автомобили своим ходом. Несмотря на малую интенсивность движения, это было довольно рискованным мероприятием – ведь иногда водители-перегонщики за рулём новых машин попадали в аварийные ситуации и даже ДТП. Поэтому в пятидесятые годы в Советском Союзе занялись решением этого вопроса.
Дети экспериментов
Осенью 1959 года из ворот экспериментального цеха Павловского автобусного завода на заводские испытания отправился ПАЗ-740 — автопоезд с прицепом, созданный по заданию Минавтопрома.
Опытный полуприцеп Павловского автобусного завода
Конструкция прицепа была довольно простой: он состоял из профилей стандартного сечения, скомбинированных в продольные и поперечные пространственные фермы. Погрузка автомобилей производилась с помощью съемных балок-трапов швеллерного профиля, на которых были предусмотрены вертикальные опоры для заезда автомобилей на верхний или нижний ярус, где машины фиксировались с помощью цепей.
Вместе с тягачом ЗИЛ-ММЗ-164Н прицеп образовал автопоезд длиной 18 и высотой 4 метра, а при максимальной загрузке в пять автомобилей типа «Волга» он мог развивать до 55 км/ч.
Однако ПАЗ-740 так и не был запущен в серию, а опытный образец остался в единственном экземпляре.
Но годом ранее, в 1958-м, в Советском Союзе начались испытания гораздо более необычного автопоезда, разработанного Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) в сотрудничестве с Митинским и Павловским заводами.
Автопоезд обозначался как А-820, и ведущим автором его конструкции являлся всё тот же В.З. Баширов, который еще в 1940 году экспериментировал с автовозами в Горьком – человек, по сути, ставший «крёстным отцом советского автовоза», пусть и не серийного изготовления.
Экспериментальный автопоезд А-820 по конструкции радикально отличался от советских предшественников
В отличие от первой разработки, новый автовоз в качестве тягача использовал седельный МАЗ-200В, а его изюминкой был полуприцеп специальной конструкции. Он мог перевезти за раз девять Москвичей или шесть Побед или Волг, причем автомобили располагались на полуприцепе не только снаружи, но и внутри!
А-820 мог перевозить автомобиль не только снаружи, но и внутри полуприцепа!
По замыслу разработчиков, одна легковушка располагалась на раме над кабиной тягача, для чего на лонжеронах рамы в передней части была предусмотрена специальная ферма. Два автомобиля размещались на первом ярусе — внутри закрытого пространства, разделённого на несколько секций. По сути, это была несущая цельнометаллическая конструкция, состоявшая из вертикальных и горизонтальных панелей, приклепанных к пространственным фермам.
Нижний ярус являлся закрытым цельнометаллическим фургоном
На верхнем (открытом) ярусе автомобили размещались по-разному в зависимости от модели: более компактные Москвичи – по три машины в два ряда, в то время как машины Горьковского автозавода могли поместиться только по одной друг за другом.
Москвичи располагались на втором ярусе в два ряда, но погрузка и разгрузка автомобилей требовала много времени и терпения
На верхний «этаж» машины загружались и разгружались с помощи кранов, а внутрь фургона заезжали своим ходом — по трапу. Во время испытаний была отмечена довольно большая трудоёмкость крепления автомобилей, на что даже при наличии опыта у грузчиков уходило не менее двух человеко-часов на одну машину! А для разгрузки и погрузки автомобилей на верхний ярус требовались краны со специальными стропами. Вдобавок достаточно широкий полуприцеп был, по сути, негабаритным, а еще водитель при установленных вертикальных стойках передней фермы испытывал трудности с обзорностью.
Несмотря на всю необычность конструкции автопоезда А-820, она нашла применение — но не в СССР в середине прошлого века, а уже в наше время и в Китае, где встречаются полуприцепы с аналогичным решением — расширенным открытым ярусом сверху для перевозки автомобилей в два ряда. Правда, нижний ярус при этом не закрыт полностью, а лишь защищен боковыми щитами. Такая конструкция позволяет китайским перевозчикам брать на борт за один раз рекордные 15-20 легковушек!
Современный китайский автовоз. Не правда ли, чем-то напоминает экспериментальный А-820?
Серийные
В 1970 году в СССР произошло поистине эпохальное событие: в Тольятти началось серийное производство ВАЗ-2101 — новой советской малолитражки, являвшейся «русифицированной» версией итальянского автомобиля Fiat 124.
Новые автомобили ВАЗ возили по стране с помощью специальных полуприцепов. Причем тоже новой разработки!
И в этом же году на Мамонтовском опытно-экспериментальном заводе началось производство полуприцепа-автовоза ЦПКТБ-А409, который впоследствии выпускался Бесланским заводом объединения «Росавтоспецоборудование» (А409М). Двухъярусный прицеп предназначался для перевозки пяти Волг или шести-семи Москвичей и Жигулей, причем для загрузки машин на верхний ярус задняя часть верхней платформы наклонялась с помощью гидроподъемников. Именно этот полуприцеп и стал основной «развозной лошадкой» в Советском Союзе, причем в качестве седельных тягачей обычно использовались автомобили МАЗ семейства 500, но иногда — и менее мощный ЗИЛ-130В1. Эти же седельные тягачи в семидесятые годы работали «в сцепке» с полуприцепом ГКБ-9950, который одновременно мог перевозить семь автомобилей ВАЗ или АЗЛК.
ЦПКТБ-А409 – один из самых массовых полуприцепов-автовозов
Что такое кран-манипулятор. Технические характеристики. Виды.
Кран-манипулятор — спецтехника широкого профиля, предусмотрена для разнообразных работ, связанных с погрузкой, выгрузкой, перемещением груза на высоту, в ямы, с транспортировкой.
Что собой представляет кран-манипулятор
Сердце машины — крано-манипуляторная установка, в аббревиатуре КМУ. В зависимости от конструкции крана, она размещается на базе автомобиля или устанавливается как стационарное оборудование. Вес установки в большинстве случаев не превышает ¼ части от установленной грузоподъемности используемого вспомогательного ТС. Это имеет значение для эффективного использования автотранспорта при перемещении груза и общих погрузо-разгрузочных работ.
КМУ — это специальное устройство для манипуляций с грузами разного уровня сложности. Конструкция состоит из:
Подключение к работам такой техники на объекте минимизирует затраты времени и денег. Во-первых, основную часть работ можно проводить без привлечения грузчиков, управляя КМУ дистанционно пультом. Во-вторых, одной установки на базе ТС достаточно, чтобы выполнить основные задачи, связанные с погрузо-разгрузочными работами и перемещением груза без аренды и расходов на дополнительную технику и транспорт.
Установка на базе ТС полностью справится с погрузкой, перевозкой, выгрузкой груза на объекте, в том числе, на территориях с ограниченным пространством или подъездными путями.
Как работают краны-манипуляторы
Колесная база для КМУ может быть самой разной, от обычных автомобильных шасси до гусеничной. Вместе с тем, именно первые наиболее востребованы на объектах и для аренды. Для этого есть как минимум три причины. Такие КМУ:
Выражение: «Сам гружу и сам вожу» идеально описывает принцип работы и универсальность использования установки на ТС. Автомобиль, на базе которого установлена КМУ, заменят собой сразу две единицы техники: кран и машину для доставки. Еще раз отметим, что это серьезная экономия времени и денег при организации работ в сфере строительства, ремонта, реконструкции, грузо-перевозочных и пр.
Кроме того, КМУ на автомобильных шасси — единственно возможный вариант для участков с ограниченной площадью и сложной геометрией. То есть, там куда въезд обычному автокрану закрыт.
Для чего подходят
КМУ на транспортном средстве или стационарного типа эффективно справляется с задачей по механизации манипуляций, связанных с грузом на территории, в том числе, с подъемом вверх или опусканием в яму, траншею, колодец. Удобство использования установки объясняется отсутствием необходимости в подключении к процессу дополнительных машин. Кран грузит, машина, на которой он установлен, перевозит. Это удобно и дешевле чем другие способы доставки.
Ограничений практически нет. Краны-манипуляторы доставляют грузы почти всех типов, в том числе, упакованные в контейнеры и уложенные на поддоны.
Можно ли пользоваться КМУ для перевозки нестандартных грузов Вполне. Машина с установкой на борту справится с длинномерами, металлом, станками, стеклом, деревом и даже строительными бытовками, а также требующими ремонта легковыми автомобилями.
Кроме этого специальные, оборудованные кранами машины, подходят для выполнения работ в сфере:
Последний пункт особенно важен, учитывая, что альтернативы крану-манипулятору может просто не быть.
Варианты рабочих органов
У кранов-манипуляторов в комплекте всегда есть сменное оборудование, где каждый рабочий орган предназначен для того или иного вида работ. Например, если это гидравлические захваты, то их лучше использовать для штучных предметов или контейнеров.
Сыпучие материалы или мелкокусковой грузят с помощью грейферов, а рулоны поднимают и перемещают специальными захватами. Для людей предусмотрена съемная безопасная люлька, для работы с поддонами — вилочные подхваты. Есть также вариант и для бордюрного камня — грузозахваты и пр.
Технический ликбез
Выбор КМУ для работ на объекте напрямую зависит от модели, соответственно, набора характеристик, отвечающих за функционал и производительность. Из основных стоит выделить:
КМУ на базе ТС, оцениваются также и по техническим характеристикам последнего. Важными являются показатели грузоподъемности и опор. От них будут зависеть возможности установки и самого автомобиля для работы с теми или иными видами груза.
Перед тем как определиться с выбором нужно изучить полный перечень технических характеристик, провести анализ грузовысотной диаграммы. Именно по ней получится определить возможности установки.
Как классифицируются по грузовому моменту и уровню грузоподъемности
КМУ условно разделяют на три категории в зависимости от уровня грузоподъемности:
Несмотря на то, что грузоподъемность имеет ключевое значение при выборе типа установки, кроме нее нужно объективно оценить не менее важный момент — зависимость максимально возможного веса груза от вылета стрелы. Речь идет о грузовом моменте. Без анализа его показателей принимать решение о целесообразности использования модели КМУ не имеет смысла.
Как определить грузовой момент установки, если информации о нем нет в технической документации Все просто. Достаточно вычислить произведение данных о вылете стрелы и грузоподъемности установки. Единицы измерения — кНм/тм.
Официально КМУ по этому параметру не классифицируются, поэтому вычислять данные нужно самостоятельно, либо доверить этот пункт производителям. Так, например, австралийский бренд Palfinger для классификации собственной техники выделил 3 группы в зависимости от грузового момента. Минимальные показатели до 3,9 тм характерны для легких КМУ, максимальные доходят до 150 тм.
В каждой компании собственная индивидуально определенная классификация крано-манипуляторных установок по показателям грузового момента, поэтому перед тем как сделать выбор, нужно ознакомиться с данными производителя.
Что нужно знать о стреловой системе кранов-манипуляторов
В кранах-манипуляторах реализовано всего 2 модели стрелового оборудования:
Шарнирное работает на жесткой подвеске, тогда как в канатной системе подвеска гибкая. Второй вариант целесообразно применять для работы с лебедкой и расположенной на ней грузовым крюком. Жесткая подвеска используется в случаях, когда крюк находится на оголовке стрелы.
По типу выдвижения стреловое оборудование делят на два вида.
Z-образная стрела у КМУ
Первый вариант — стрела в форме буквы Z. Именно этот вариант стрелового оборудования выбирают большинство европейских производителей специальной техники. Альтернативное название — «коленчатая» или же шарнирно-сочлененная система.
Стреловое оборудование в таких моделях складывается в нескольких местах, как правило, крепится в задней части водительской кабины или же в зоне заднего свеса кузова. Во время транспортировки стреловое оборудование этого типа крепится поперек базового ТС.
Преимуществ у оборудования достаточно, но основное — в компактности. В сложенном виде стрела занимает так мало места, что практически все пространство кузова остается пригодными для транспортировки груза. Кроме того несколько колен стрелы увеличивают возможности для перемещения грузов в сложнодоступные места, в том числе, через всевозможные преграды, например, заборы или на верхние этажи сооружений.
Из минусов стоит выделить главный: риски серьезной перегрузки передней оси ТС, например, если установка находится за водительской кабиной основного авто, а также необходимость в использовании практичного и дорогого шасси. Кроме того, могут возникнуть сложности в процессе из-за ограниченного пространства.
Несмотря на видимые недостатки, сама возможность выбора шарнирно-сочлененного типа оборудования для работы на участке позволяет практично решать даже сложные задачи, особенно, когда речь идет о перемещении негабаритных и тяжеловесных грузов.
Стреловое L-образное оборудование
Такой тип оборудования используют преимущественно азиатские бренды. Особенность системы в телескопической прямой стреле с тросом для крючкового механизма. На базе транспортного средства преимущественно вся КМУ в компактном виде фиксируется над кузовом вдоль рамы авто или же над водительской кабиной.
Прежде чем выбирать КМУ с таким типом стрелы, нужно изучить параметры используемой лебедки.
К преимуществам L-образного оборудования относятся:
Из минусов стоит отметить:
Максимальных показателей эффективности использования оборудования достигают в условиях погрузки и разгрузки тяжеловесных, но негабаритных грузов.
Рычажное управление
Управление системами построено на использовании рычагов, где у каждого своя функция. Отдельные рычаги отвечают за движение стрелы, установку опор, перемещение троса и пр. Для удобства на многих моделях техники рычаги расположены у основания стрелового оборудования по обеим сторонам от КМУ.
Не исключены варианты размещения рычагов управления в верхней части стрелы вблизи кресла оператора. Современные модели укомплектованы пультами управления для максимально удобных и безопасных работ с управлением техникой на расстоянии.
Аутригеры
Опоры предусмотрены для обеспечения устойчивости базового автомобиля во время работы. Аутригеры выдвигаются в процессе перемещения, подъема или выгрузки грузов, задвигаются обратно после окончания работ при транспортировке и движении автомобиля.
Опорную систему различают по типу выдвижения. Гидравлические опоры выдвигаются за счет подключения к процессу компактных гидроцилиндров, которые в свою очередь работают от гидромотора КМУ. У кранов с такой системой опор наиболее высокие показатели грузоподъемности.
Механические аутригеры приводятся в движение вручную с фиксацией на месте после установки КМУ.
Безопасность кранов-манипуляторов
За безопасную эксплуатацию механизмов отвечают узлы безопасности, к которым относятся:
База для установки
Речь идет прежде всего о выборе шасси для размещения установки. Прежде чем принять решение, целесообразно проанализировать местность, где намечено проведение работ и сложность (многоуровневость) задачи.
Лидеры производства
На рынке представлены модели спецтехники брендов РФ и мира. Из российских представителей наиболее известны ЗАО «БАКМ» и ЗАО «Инман», кроме них на рынок поставляют качественную технику бренды, упомянутые выше, Palfinger, Amco Veba из Италии, HIAB, японская компания UNIC и другие.
Производитель ЗАО «БАКМ» специализируется на выпуске производительных и миниатюрных кранов-манипуляторов. Производственные мощи сосредоточены в Подмосковье, Балашихе.
ЗАО «Инман» поставляет на рынок модели кранов преимущественно с Z-образным механизмом стрелы с использованием импортных комплектующих ведущих производителей из Европы. Для повышения жесткости стрелового оборудования используется прочный и надежный шестигранный профиль.
Бренд HIAB лидирует на мировом рынке, выпускает наиболее широкий модельный ряд установок для работы в экстремальных условиях с перепадами температур.
Бренд Amco Veba сосредоточился на производстве техники для универсальных работ, с обратным стреловым оборудованием и упрощенных моделей.
Производитель держит под контролем качество и уровень безопасности техники, о чем напоминает в слогане о максимальной безопасности при такой же производительности.
Бренд UNIC поставляет краны-манипуляторы более чем в 100 стран мира. Техника японского бренда отличается технологичностью и точностью работ при максимально возможных показателях производительности и грузоподъемности, однозначно не уступает моделям европейских трендов.
Преимущества
Очевидное достоинство описанной выше техники — многофункциональность. Кран и машина для транспортировки — это удобно и выгодно. Кроме того, КМУ работают с разными типами грузов, включая сыпучие, контейнеры или паллеты без привлечения дополнительной техники.
Возможность дополнительно установить на крано-манипуляторную установку сменное оборудование, например, люльку или ковш для траншейных работ, повышает эффективность эксплуатации техники в несколько раз.
Монтаж крано-манипуляторного механизма возможен практически на все виды грузового транспорта с подходящими для определенного вида работ и особенностей местности шасси. Достаточно подобрать тип транспорта с учетом грузоподъемности и загруженности участка с целью максимально экономичного и безопасного использования.
К преимуществам техники стоит отнести также массу и габариты, гораздо более компактные по сравнению с аналогичной спецтехникой, доступные тарифы на проведение работ, в том числе, транспортировку грузов. Бесспорным достоинством является подключение установки к двигателю ТС и возможность дистанционного управления.
Вывод
Надеемся, что полный обзор технических характеристик, модельного ряда, устройства и принципа работы кранов-манипуляторов с описанием достижений наиболее известных брендов в этой сфере поможет вам сделать правильный выбор.