Машина маркировочная для дорожной разметки
Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Сезон нанесения дорожной разметки подходит к завершению. Пока на юге страны еще малярничают, северные регионы свою специализированную технику начали прятать от непогоды и первого снега в боксы и под навесы…
У горизонтальной разметки самый маленький ресурс живучести среди всей визуальной атрибутики, направленной на обеспечение безопасности движения. Россия не исключение. У наших специализированных предприятий машин разметки хватает, чего не скажешь про технику последнего поколения. Толковых производителей такого сегмента ТС на нашем рынке немного. Если смотреть на зарубежную номенклатуру ввоза, то в ней чаще всего встречается техника с маркировкой Borum (Дания), Hofmann и Winter (Германия), Graco (США) и др. Среди российских производителей в рейтинговых позициях держатся всего два завода. Один — «Спецдортехника» из Саратова с машинами серии «Стрела», а второй — «Тау-С» из Смоленска с магистральными разметочными машинами семейства «Виннер». К «своим» можно причислить и фирму «Строительная техника и материалы» (СТиМ) из Бреста с ее «Шмелями» на автомобильном шасси и самоходками «Контур».
Установка Borum с оборудованием для нанесения пластиковой разметки на шасси Iveco Eurocargo.
Никто из перечисленных не скрывает, что «малярство» временное. Даже на самых современных дорожных объектах с этим приходится мириться. Через год-два придется перелицовывать всю разметку автодорожной части Крымского моста. Пойдут все те же самоходные разметочные машины на шасси типа «Стрела», Graco, самоходки Hofmann H33 и другие, способные нанести слои разметки из термопластиковых полос с добавлением тех самых стеклянных шариков, дающих высокий коэффициент отражения под фарами в любое время суток и при разных условиях видимости.
Эмали для разметки хотя и самые дешевые, но по ресурсу они самые недолговечные.
После износа придется стесать фрезой на автодорожной части моста остатки нанесенных в 2018 году линий общей протяженностью около 117 км. Там по две полосы в каждом направлении. Краевые линии имеют 20 см в ширину, осевые — 15 см. Что останется от заданной первоначальной толщины слоя (около 4 мм) через два-три года, судить трудно. Износ уже пошел — трафик приличный. По состоянию на 1 сентября через мост, начиная с 16 мая 2018 года, проехало около 11,5 млн машин, что уже частично сказалось на толщине пласта.
Такой парк разметочной техники, как у компании «БРИЗ-Центр», имеется далеко не в каждом регионе…
Погодные условия здесь не столь агрессивные, крымский климат мягче, и это положительно скажется на «малярной аппликации», чего не скажешь про северные регионы. Тот же термопластик, износостойкость которого где-то в 5–7 раз превышает срок службы дорожных красок и который так активно используется дорожными службами всего мира, в российских условиях выдерживает по ГОСТу лишь 20 переходов через ноль по Цельсию. А их весной иногда и за месяц может быть столько же и даже больше.
Пешеходная зона с желтыми полосами хорошо контрастирует в цветах зимней колористики.
ЕСЛИ ХОРОШЕЕ, ТО — НАДОЛГО
Упомянутый выше производитель разметочных машин Hofmann обосновался у нас очень прочно. Как уточнили редакции «Автопарка» в компании Dormarker+, динамика продаж последние пять-семь лет была стабильной, но теперь ситуация из-за пандемии изменилась. В этом году план продаж выполнен не полностью, но год еще не закончился, есть надежда на лучшее. Тем более что появилась модель H33‑4 со сменой экструдера слева направо и обратно в течение 5–10 минут. Из-за пандемии ввезти новинку в Россию у Dormarker+ пока не получилось, но потенциальные клиенты машиной уже заинтересовались.
На отслужившую свое, но еще в рабочем состоянии ходовую базу Hofmann Н33D поставили новенькую установку для нанесения разметки Graco GH 833.
Встречаются и «комбинашки», когда на старые самоходки местные Кулибины ставят новое оборудование других производителей. Автор этих строк в одном из курортных городов у Черного моря не смог пройти мимо «инженерного шедевра», где на «немца» посадили «американца»: на отслужившую немецкую модель Hofmann Н33D местные умельцы поставили новенькую гидравлическую установку для нанесения разметки Graco GH 833. Американский производитель продает готовые комплекты, которые можно ставить на любую ходовую базу, даже на пикапы. Правда, поставляет такое оборудование без емкости для краски. В России самая старенькая машина работает в Оренбурге, где Hofmann 1993 года выпуска ходит с насосом Graco.
В ГРУППЕ МАЛЕНЬКИХ ТИРАЖЕЙ
Самоходка Hofmann Н33‑4 с системой смены экструдера слева направо и наоборот.
В Пензу ушла модель «Стрела-К», установка которой смонтирована на шасси «Газель Next». Туда в стандартную комплектацию добавлен насос для перекачки краски. Дорожники Сыктывкара получили «Стрелу» на шасси обычной «Газели» в комплекте с планшетом и специальной программой для оценки степени износа разметки.
Белорусский «Шмель 11Б» из Бреста с маркировкой завода «СТиМ».
К «малярам» Хабаровска отправлена «Стрела» для нанесения дорожной разметки термопластиком с двумя экструдерными головками. Эту установку разместили в кузове популярного в регионе грузовика Hyundai HD 78. Здесь зафиксирован широкий размах комплектации: заказчик взял дополнительно беспроводную гарнитуру для связи оператора, работающего за постом управления в кузове, с водителем в кабине «корейца», а также гидравлический подъемник и комплект котлов «Горыныч» для приготовления термопластика.
С КРАСКАМИ ПОРА РАССТАВАТЬСЯ
От краски наши дорожники постепенно уходят. Она хотя и самая дешевая, но по ресурсу еще и самая недолговечная. Как ответили «Автопарку» в «Росавтодоре», подрядчик обязан восстановить изношенную разметку, если площадь истирания нанесенных краской (эмалью) линий составляет 50 %, пластиковых слоев — 25 %.
Желто-белый окрас пешеходных переходов хорошо вписался в городскую среду.
По календарным срокам требования еще жестче. Выполненная из термопластика, холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучных форм, полимерных лент разметка должна выполнять свои функции не менее одного года. Что касается «малярства» с термопластиками, холодными пластиками толщиной слоя менее 1,5 мм, там жизненный цикл составляет минимум 6 месяцев, а с красками (эмалями) — в два раза меньше.
С прошлого года предприятия «Росавтодора» начали применять краски на водной основе, снижающие вредные выбросы в атмосферу за счет уменьшения содержания растворителей. В 2020 г. в арсенале появились термопластики в гранулах. По сути, это полуфабрикат, который подогревают и наносят на проезжую часть — так уходит значительно меньше времени по сравнению с другими видами материалов, а долговечность повышается.
Разметочная машина «Стрела-К» завода «Спецдортехника» на шасси «Газель Next» перед отправкой в Пензу.
Позаимствованный скандинавский опыт с желтой разметкой оправдался: в снежный сезон желтые линии разметки видны даже при сильных осадках, как при дневном, так и при искусственном ночном освещении дороги. Оправдалось обустройство новой разметки со структурной или профильной поверхностью, которую лучше видно на трассе в темное время суток и осадков. Кроме того, повышается коэффициент сцепления колес с такими местами, а также из-за вибрационного и шумового эффекта при наезде автомобиля на разметку с объемным покрытием водитель понимает, что пересек ее границы.
Весьма показательный опыт внедрения инноваций в дорожном «малярстве» накопила сибирская компания «БРИЗ-Центр» из Красноярска. Услугами ее выездных бригад по обустройству дорожной разметки уже не один год пользуются не только в крае, но и в 12 регионах России. Зачастую самые передовые технологии и методики здесь запускают в дело быстрее, чем в Москве и Питере. Там едва ли не первыми в России освоили технологии устройства шумовых полос, структурной разметки, 3D-разметки и многое другое.
«БРИЗ-Центр» одним из первых в Восточной Сибири начал применять желтые эмали для разметки автотрасс региона.
Как сообщила редакции Марина Шиликова из пресс-службы предприятия, теперь специалисты компании привнесли на свои объекты еще и интеллектуальные наработки. Благо, опыта, умения и техники, материалов и освоенных методик имеется предостаточно. Только парк спецтехники здесь насчитывает 39 разметочных машин с маркировкой Hofmann, «ТАУ-С», «СТиМ». Есть даже гидробластер для удаления старой разметки и битумных пятен водой под высоким давлением, который удешевил процесс в два раза в сравнении с фрезой.
Безмолвная доныне разметка стала у сибиряков не только источать шумы и даже наигрывать мелодии при наезде колес, но еще и заиграла светодиодными огнями. Такая же экспериментальная проекционная дорожная разметка появилась на 12 участках регио-нальной сети в Свердловской области в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Маркировка, создавая яркие световые коридоры, высвечивается с помощью светодиодных проекторов с цветными фильтрами и заметна при любой погоде. Она не сотрется со временем, хорошо заметна в темное время суток при любой погоде.
Евгений Петрюк,
директор компании «БРИЗ-Центр»
Мы стараемся отслеживать мировые тенденции, пользуемся опытом других стран и городов, разрабатываем собственные способы усилить влияние разметки. В этом сезоне ряд новинок, которые мы применяли, связан со световой индикацией. Так, на участках трассы с большой аварийностью по осевой линии вмонтировали в асфальт синхронные светящиеся маркеры. Даже в темноте это дает автомобилистам полное понимание, как выглядит участок дороги. Маркеры автономны — аккумуляторы заряжаются за счет солнечных батарей и начинают работать, когда уровень солнечного света падает ниже определенного показателя. Это регулируется датчиком уровня освещенности. Также мы установили на дорогах Красноярского края проекционную «зебру» и проекционную красную стоп-линию в аварийно-опасных местах. Светящиеся полосы не заменяют традиционную разметку, а дополняют ее. Проекция видна на расстоянии как минимум 150 м, даже ночью и в плохую погоду. Такие инновации уменьшают риск возникновения ДТП.
Виктор Чапладюк
водитель с 40-летним стажем
Для водителя результат плачевный, когда разметка истерта шинами или вообще отсутствует, а ты едешь в темное время. Налицо и дискомфорт, и снижение безопасности движения. Вот попробуйте ночью по дороге проехать хотя бы два десятка километров без осевой линии разметки даже не на длиннющей фуре, а на обычном самосвале — глаза на лоб вылезут держаться полосы, расходиться со встречным транспортом. Да еще при этом нужно остерегаться правой стороны проезжей части, по которой, дабы не испачкать туфли в грязи на обочине, кто-то вышагивает с дискотеки в соседнем селе. Потому-то к появившимся на дороге машинам дорожной разметки у меня более дружелюбное отношение, нежели к асфальтовым каткам на ямочном ремонте. Может, это чисто психологический фактор, но лично я расцениваю разметку как помощника: постоянно находящиеся в поле зрения очерченные линии позволяют визуально держаться не только в пределах полосы, но и в позволенных рамках ПДД.
Разметочная машина представляет собой специализированное окрасочное оборудование, которое было разработано для разметки дорог. Конструкцией подобных устройств предусмотрено наличие встроенного компрессора, который позволяет оперативно и максимально аккуратно наносить красящий состав или пластик на дороги, тротуары, пешеходные зоны, парковки и прочие территории общего пользования.
Оборудование нашло широкое применение в сфере дорожного строительства и регулировки движения на автомагистралях дорогах местного значения.
Назначение разметочных машин
Говоря о назначении машины дорожной разметочной, важно отметить, что применяется данный вид техники не только на крупных автомобильных трассах и обычных дорогах.
Его активно эксплуатируют с целью организации движения на учебных площадках автошкол, автодромах, на территориях складских и производственных площадок, паркингов, а также в жилых дворах и на прочих территориях, где людям непросто сориентироваться самостоятельно.
Результат работы разметочной машины можно увидеть во многих местах, даже на спортивных площадках и стадионах, везде, где важно обозначить четкие границы.
Классификация машин для нанесения дорожной разметки
Оборудование, ставшее темой нашего разговора, классифицируется по целому ряду признаков. Поговорим об этом более подробно.
По материалу разметки
С точки зрения материала, который используется для нанесения разметки, машины делятся на следующие виды:
Также на современном рынке при желании можно отыскать комбинированные модели, предназначенные для использования нескольких (обычно – двух) материалов.
По способу управления
В этом плане техника, ставшая предметом нашего разговора, бывает двух типов – с ручным либо с автоматическим управлением. Ручные модели – это своего рода «классика жанра», ведь разметка наносится фактически вручную, процессом руководит оператор разметочной машины.
Именно он следит за потоком краски и за соблюдением требуемых параметров.
Более современные устройства оснащаются специальным оборудованием с компьютерным управлением, которое автоматизирует процесс, сводя к минимуму участие в нем человека. Также есть полуавтоматические варианты, которые позволяют наносить, например, прерывистую линию разметки по заранее заданному шаблону.
По сфере применения
Согласно следующей классификации, разметочное оборудование принято подразделять на несколько разновидностей, в частности, на устройства, предназначенные для небольших объемов.
Иимеется в виду обустройство разметки во время выполнения ремонтных работ на мостах и дорогах, а также размежевание небольших территорий ограниченной площади, в частности, парковок, дворов, спортивных площадок и т.д.. Также есть машины городские и магистральные.
По размерам оборудования и шасси
Важнейшим параметром выбора и ключевым фактором, влияющим на цену разметочной машины, является ее размер и тип шасси. В этой связи следует выделить три группы:
Эта разновидность спецтехники тоже бывает разной, в том числе различия состоят и в плане массы. Вес таких машин может варьироваться в пределах от 3,5 до 26-ти тонн.
Неоспоримым преимуществом малогабаритного оборудования является его компактность, которая оптимальным образом сочетается с широким функционалом. Такие модели оснащены достаточно мощным бензиновым мотором, насосом и довольно вместительным баком для краски.
Отдельного внимания заслуживает широкая сфера применения подобных машин. При средней массе в 65 кг и емкости бака в 50 литров они способны выполнять практически любые покрасочные работы.
Стандартной практикой является присоединение к обычной разметочной тележке самоходного шасси, оснащенного креслом оператора. В таком виде техника прекрасно справляется с нанесением разметки даже на междугородних трассах.
Самоходные разметочные машины эксплуатируются преимущественно на автомагистралях большой протяжности или на внушительном отдалении от населенных пунктов. Ключевым условием применения этой разновидности спецтехники является качественное асфальтированное или железобетонное покрытие.
Подобные модели представляют собой автомобили с высокопроизводительным оборудованием для нанесения краски и прочих материалов на дорожное полотно. Их конструкция включает в себя мощный насос, трансмиссию, а также установку для распыления краски и прочие детали.
Популярные модели машин
На территории нашей страны применяются разметочные машины и отечественного, и иностранного производства. Ниже опишем модели, получившие наиболее широкое распространение.
Разметочная машина«Шмель-11А»
Это устройство без преувеличения можно назвать самым популярным оборудованием соответствующей специализации на территории стран СНГ. Если возникла необходимость в приобретении разметочной машины б/у, стоит обратить внимание именно на «Шмель», так как эта техника характеризуется оптимальным сочетанием доступной цены, высокой производительности и простоты использования.
Она отличается сравнительно небольшими габаритами, маневренностью и широкой сферой применения, ведь установленное «на борту» оборудование подходит для нанесения разметки как на крупных автомагистралях, так и на тесных городских улицах.
Базируется разметочная машина на шасси «Газель Next», выпускается она ОАО «ГАЗ». В базовую комплектацию входит разметочный блок, состоящий из двух пар пистолетов производства Kamber, пульт управления, маяки (балочный и точечный), в водительской кабине установлен цифровой спидометр.
В качестве дополнительного оборудования устанавливается рабочее место оператора (оно находится справа), дополнительная 3-я пара пистолетов и система «Видеомаркер». Вместительность бака для краски составляет 600 л, производительность насоса – 26 л в минуту, максимальное давление – 130 бар.
Hofmann
Маркировочные машины от немецкой компании Hofmann широко известны в разных уголках земного шара. Этот производитель наладил выпуск подобной техники в далеком 1952-м году, его модельный ряд включает десятки вариантов, которые позволяют полностью удовлетворить потребительский спрос.
Заслуженным вниманием пользуется самоходная машина Hofmann Н 33-3. Это компактная универсальная модель, на которой одновременно может работать несколько операторов. Благодаря поставляемому в комплекте осветительному оборудованию техника может использоваться и в темное время суток.
Машина оснащена 4х-цилиндровой дизельной силовой установкой Kubota Turbo с системой жидкостного охлаждения. Мощный компрессор обеспечивает подачу воздуха под давлением в 7,5 бар при скорости от 1080 до 3500 л в минуту. Имеется пневматический охладитель.
Line Lazer
Отдельного внимания заслуживают разметочные машины Line Lazer от американской компании GRACO. Они предназначены для нанесения разметки на автомобильных дорогах, стоянках, спортивных объектах, в пешеходных зонах и т.д.
Взять хотя бы модель Graco Line Lazer 200HS. Это надежный безвоздушный гидравлический агрегат, который используется для решения самых сложных задач. Его распылитель прекрасно подходит для нанесения длинных непрерывных линий в тяжелых условиях эксплуатации.
Машина оснащена электронным процессором Smartcontrol, который обеспечивает возможность регулировки давления, снижения пульсации во время подачи краски, а также поддержания одинаковой ширины линии.
Все элементы управления находятся под рукой, поэтому настроить режим работы можно, не прерывая процесс нанесения разметки. Благодаря простоте конструкции и высокой надежности машина характеризуется продолжительным сроком службы, она проста и неприхотлива в эксплуатации.
Использование разметочной техники в России
Бытует мнение, что краска с российских дорог быстро смывается из-за климатических условий и применения агрессивных веществ для борьбы с гололедицей. На самом деле ее уничтожает не вода, а трение покрышек, которые нагрелись во время езды.
Более-менее качественную разметку в РФ наносят в основном только на федеральные трассы, а также на центральные улицы больших городов, а остальные дороги если и размечают, то уж точно как получится, а делают это в основном с использованием машин ручного типа, к тому же в большинстве своем устаревших. Отсюда – низкое качество «рисунков» и непродолжительный срок их службы.
Возможно, со временем отечественные дорожники и у нас внедрят распространенное в развитых европейских государствах безвоздушное автоматизированное нанесение густых красящих составов с помощью специальной техники. Высыхают такие материалы моментально, а на полотне они сохраняются намного дольше, демонстрируя высокую устойчивость перед погодными условиями и прочими негативными воздействиями.
Уже сейчас активно внедряется использование устойчивых к истиранию пластика и термопластика, однако не теряет своих позиций и краска, которая остается актуальной, когда надо быстро и дешево обновить разметку на дорогах после зимы или проливных дождей.
Машина дорожная разметочная Шмель 11А
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
Нет, не любят у нас дорожную разметку, да и как полюбить то, что известно у нас своим непостоянством, а то и полным отсутствием.
Даже правила говорят о том, что руководствоваться разметкой надо в последнюю очередь, больше обращая внимание на знаки и человека с жезлом. В народе закрепилось стойкое оправдание этого нашим особым климатом, вроде как краску смывают талые воды, дорожные реагенты. В Европе же климат иной, и стоит там нанести покрытие один раз – всё это вместе с самим полотном служит многие годы. Очевидные же факты, что не вода, а трение горячих покрышек стирает дорожные рисунки, и нанесенные по весне линии под зиму уходят уже потертыми, у нас никто не замечает. Что же удивляться, если у нас в стране не в каждом миллионном городе есть хотя бы ручная разметочная машина. Саму же разметку наносят в первую очередь на «лицо города» – центральные улицы и на федеральные трассы, в остальных же местах как придется. В лучшем случае разметкой занимаются приглашаемые на летние шабашки из Москвы «летучие» бригады, оснащенные современным оборудованием. В худшем же можно видеть такую картину: машина ДПС перекрывает одну полосу движения, и под ее прикрытием рабочие льют в трафареты краску прямо из пластиковых ведер!
Со времен СССР разметка воспринимается как излишество, и в те периоды, когда бюджеты «тают», вместе с хорошим асфальтом исчезает и разметка. А ведь ее роль в обеспечении безопасности движения, возможно, выше, чем покрытия без ям. К примеру, в полной темноте на извилистой дороге только разметка позволяет уверенно держать «фарватер», отличая серый асфальт от серой обочины. При ее отсутствии куда легче быть ослепленным встречным светом и скатиться в кювет. А между тем сплошные линии, обозначающие край проезжей части, «живут» довольно долго – еще один пример того, что разметку стирают колеса, а не талые воды. И про «зебру» у нас с детства мнение, что рисуют ее, чтобы повеселить пешеходов или указать им ту часть дороги, где их точно не задавят. А ведь наносят ее для того, чтобы водитель издалека видел то место, перед которым он заранее должен снизить скорость, а не «резать» шины юзом, когда на переход из кустов неожиданно выскочит человек.
Стоит ли добавлять, что разметка – это еще и элемент, прививающий культуру, и ее отсутствие приводит к тому, что мы с вами постоянно видим на наших дорогах. Но отсутствие спроса сдерживало предложение. В соответствии с этим и техника для нанесения дорожной разметки развивалась у нас по второстепенному принципу. Оборудование на основе воздушных компрессоров устанавливалось на громоздкие шасси ГАЗ-53 и ЗИЛ-130, линии наносились со скоростью гуляющего по парку пенсионера, оператор контролировал «рисование», следуя пешком позади машины. Переходы же и парковочные места вообще «мазали» кистями. Поэтому плоды прогресса мы получаем сегодня из других стран – Дании, Германии, США. Причем воспринимать приходится не только новую технику, но и разметочные материалы.
Самым эффективным способом нанесения разметки сегодня считается безвоздушный, он позволяет распылять более густую краску, в результате линия меньше растекается, быстрее сохнет и дольше держится. К тому же этот метод экономичней, и только он позволяет применять такой материал, как термопластик, который не только переживет не одну зиму, но и выдержит постоянные атаки «псевдошумахеров», заполонивших сегодня наши дороги до отказа. Вот, кстати, анекдот по теме: «Как объяснить немцу, что нанесенная его хорошей машиной сплошная линия в России моментально превращается в прерывистую?» «Да там сплошные пересекают крайне редко».
Отечественные предприятия, к которым мы обычно причисляем и белорусские, освоили новый метод быстро и просто. Практически все устанавливают на свои машины насосы и прочее сопутствующее оборудование американской фирмы Graco. Основное распространение получили универсальные разметочные машины, работающие как с краской на водной или масляной основе, так и с термопластиком.
В настоящее время четко наметилась тенденция перехода к «долгоживущим» толстослойным материалам, таким как термопластики и холодные пластики.
Повсеместно также используется краска для обновления разметки весной и в качестве временной разметки при ремонте и строительстве дорог.
Многие заказчики требуют заменять краску спрейпластиками в местах, где краска остается основным материалом.
Машины для разметки дорог подразделяются:
В зависимости от размеров оборудования и шасси для его установки можно выделить три основные группы разметочных машин. Малогабаритные ручные на тележках; средних размеров на собственных самоходных или прицепных шасси; средние и большие на шасси серийных грузовых автомобилей: от малых максимальной массой до 3,5 т до большегрузных трехосных свыше 26 т полной массы.
Группа компаний ISP Group, являясь эксклюзивным дистрибьютором компаний Winter Markiertechnologie GmbH (Германия) и Graco (США), предлагает машины для нанесения дорожной разметки всех типов и размеров: от суперкомпактных машин с ручным управлением до магистральных машин на серийном грузовом шасси с возможностью управления машиной с поста оператора, наносящего разметку (обычно пост располагается в задней части шасси), и полностью автоматизированным управлением процессом нанесения разметки.
Разметочные машины компании Winter Markiertechnologie GmbH (Германия) включают следующие модели.
Мод. WTE 1000 и WTE 251 – магистральная и городская машина соответственно для нанесения разметки термопластиком с экструдером. Бак для термопластика объемом 600 и 450 л соответственно, гидростатическая трансмиссия, регулировка скорости движения бесступенчатая от 0,3 до 25 км/ч, скорость нанесения разметки – до 12 км/ч. Толщина слоя термопластика не зависит от скорости движения машины.
Мод. WPTE 1000 – магистральная комбинированная машина для нанесения разметки термопластиком и краской. Бак для термопластика – 450 л, для краски – 420 л. Нанесение термопластика с помощью экструдера возможно со скоростью до 12 км/ч, краски безвоздушным способом – со скоростью до 25 км/ч.
Машина для нанесения разметки различными материалами в модульном исполнении на базе самоходного шасси W251 состоит из приводного модуля (тягача) W251 с одной осью и разметочного модуля с рулевым управлением и второй осью. Тягач оснащен агрегатами и узлами, универсальными для разметочных модулей с различными материалами для разметки (краска, толстослойные пластики, тонкослойные пластики). Это двигатель, гидропривод, воздушный компрессор, автоматика для нанесения разметки, светоотражающая добавка. Тягач и разметочные модули оснащаются быстроразъемными соединениями для гидравлики, пневматики и электрики. Смена модулей занимает 30–40 минут.
Компания Graco (США) – мировой лидер в производстве насосов для перекачки в различных средах, в том числе насосов высокого давления для лакокрасочных материалов – производит суперкомпактные разметочные машины с ручным и автоматическим управлением для нанесения дорожной разметки краской.
Основные модели с ручным управлением – Linelazer IV 3400, 3900, 5900 и 200HS.
Машины оснащаются поршневыми насосами высокого давления производительностью от 2,8 до 7,5 л/мин с механическим и гидравлическим приводом насоса высокого давления. В качестве силового агрегата применяются высоконадежные двигатели внутреннего сгорания компании Honda (GX120 и GX 160). Машины могут использоваться как самоходные при подключении к ним специального приводного модуля (тягача) Linedriver 200 HD. Производительность насоса и возможности Linedriver 200 HD позволяют наносить разметку на скорости до 15 км/ч.
Суперкомпактная самоходная машина с автоматическим управлением Linelazer 250 позволяет наносить разметку краской на скорости до 15 км/ч в автоматическом и ручном режиме. Производительность насоса высокого давления – 9,5 л/мин. Машина имеет встроенную систему помощи при разметке паркингов и идеально подходит для работы на улицах города, в парках и т. п.
Высокопроизводительное оборудование для разметки дорог краской Roadlazer RoadPack выполнено в моноблочной конструкции и предназначено для установки на любое шасси от пикапа до грузовика. Процесс установки/ снятия занимает не более трех часов. RoadPack легко превращает любое шасси в разметочную машину для краски с полным набором функций: автоматический и ручной режим работы, безвоздушное нанесение краски, светоотражающая добавка, одновременная работа с несколькими красками разных цветов, высокая производительность насосов (два насоса по 19 л/мин каждый), видеосистема для удобства нанесения разметки одним человеком (водитель-оператор).
Суперкомпактная машина с ручным управлением для нанесения дорожной разметки термопластиком Thermolazer является следующим логическим шагом в стремлении к непрерывному совершенствованию продукции Graco в области профессиональной дорожной разметки.
Машина полностью ручная, объем бака для пластика – 70 л с ручной мешалкой, в качестве устройства нанесения разметки используется волочильный башмак различной ширины (10, 15, 20, 30, 40 см). Бак для термопластика имеет систему автоматического поддержания заданной температуры и подогрев на сжиженном газе (пропане). Машина предназначена для работы с небольшими объемами и разметки паркингов и пешеходных переходов, агрегатируется с Linedriver 200HD, который значительно облегчает работу.
Если сравнить наши и западные разметочные машины, выяснится, что там, в отличие от нас, львиная доля их на самоходных шасси собственного изготовления. Причина тому – известная за рубежом бережливость. Дорог у них много, нефтяных скважин мало, а использование собственного шасси позволяет массу оборудования почти сравнять со снаряженной массой машины. Плюс еще в том, что, когда автомобиль строится вокруг оборудования, на той же «полезной площади» габаритных размеров помещается больше важных узлов, и компоновать их проще, чем при подгоне к готовой серийной машине. Да и высокий дорожный просвет, как на обычных грузовиках, разметочной машине только во вред. Машиной управляет один человек, совмещая работу водителя и оператора, а как известно, даже на Западе одному за двойную работу два оклада не платят, максимум прибавят 50%. В итоге получается, что техника выходит и функциональнее, и дешевле.
Нельзя сказать, что наши производители этого не понимают, многие выпускают машины типа Hofmann и Borum, но спрос наших заказчиков уходит в сторону «ГАЗелей», а при покупке импортной модели такой альтернативы нет. Распространению в Европе «самоходов» способствует и тот факт, что рабочая скорость «разметчика» не превышает 20 км/ч, значит, и требования по безопасности рабочего места не выше, чем у водителя гужевой повозки. Ну, дисциплинированность водителей на Западе хорошо известна, у нас на федеральной магистрали представить малозаметную низкую «карету», обновляющую разметку, страшновато. Не успеешь оглянуться, как подберут и увезут с собой, и, как в анекдоте, на заправке только и заметят.
Но не одни вопросы безопасности сдерживают у нас развитие разметочных машин на собственных шасси. Для ее доставки к месту работы требуются специальный прицеп и тягач, а шасси грузовика не только передвигается по дорогам с высокой транспортной скоростью, но и в ряде случаев позволяет обойтись без машины сопровождения. На достаточном по размеру шасси можно кроме самого разметочного оборудования разместить отсек для бочек с краской и установить большую кабину для отдыха всего экипажа.
Понятно, что оператор должен осуществлять и визуальный контроль над линией, а не только смотреть на приборы, но то же самое он может делать с кресла за кабиной, развернутого против хода движения. Да и ничто не запрещает вывести мониторы и органы управления в кабину, и один водитель будет управлять разметочной машиной, как и на тех, что на собственных шасси.
Давайте на время отложим вопросы безопасности. Вот считается, что летом управлять машиной с открытого места одно удовольствие – действительно, не зима же! Ладно, не зима, но вот другая ситуация: жара +35 °C, ветра нет, вся дорога покрыта смогом из мелкой пыли, резины и выхлопов разного «евростандарта». И в центре этой картины плетется разметочная машина со скоростью 12 км/ч, оператор сидит под оранжевым тентом. Не каждому выходцу с юга понравится, а наш бы лучше согласился в мороз лопатой снег кидать. Поэтому в кабину! К фильтрам, кондиционерам, музыке, то есть к мониторам!
В «Спецдортехнике» свою СДТ-220 предлагают и в универсальном варианте, то есть машина работает как на краске, так и на термопластике. А на шасси грузовика «Валдай» устанавливают оборудование для распыления термопласта с применением экструдера. Кубовый бак для термопласта оборудован системой подогрева и перемешивания. В Европе же не редкость машины для термопласта на больших трехосных дорожных грузовиках. Оборудованные по последнему слову техники и предоставляющие водителю уровень комфорта магистрального тягача, они позволяют на одной заправке «красить» огромные расстояния. Нам бы такую машину, стартовала бы она от Красной площади и разметила всю страну до Владивостока, ну до Читы то есть. А вообще, пусть небольшой, но все-таки рост интереса к разметочным машинам – хороший знак. Означает он, что долго мучившая страну проблема плохого асфальта отступает, ведь по ямам «зебры» у нас не наносят. Практически не наносят.