Машина на водороде россия

Красноярец первым в России купил водородный автомобиль. Он рассказал, сколько это стоит — и зачем взрывал машину

Бывший депутат заксобрания Красноярского края Владимир Седов стал первым владельцем водородного автомобиля в России.

Владимир рассказал «Проспекту Мира», сколько стоит обслуживание таких машин, когда они будут массово появляться у россиян, и какие эксперименты он проводил над автомобилем.

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россияфото здесь и далее: instagram.com/hydrogenrus

Седов купил водородный автомобиль Toyota Mirai в 2018 году. По его словам, он уже третий год остается единственным в стране, кто имеет транспорт на водороде. За машину и транспортировку он заплатил тогда 7 миллионов рублей, сейчас на покупку такого же авто в среднем потребуется 2,5 миллиона.

Toyota Mirai позиционируется как авто «с нулевыми выбросами» — работающее на водороде.

Водородным автомобилем экс-депутат пользуется, когда бывает в Москве, но в столице он находится часто — по две-три недели в месяц. Он говорит, что за три года пользования не обнаружил минусов — и еще не тратил на обслуживание.

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Траты на водород зависят от инфраструктуры. Седов пользовался собственной заправкой в Красноярске, но сейчас она законсервирована. Теперь он заправляется в Подмосковье — в прошлом году там открыли первую в России водородную автозаправочную станцию.

Со временем владение водородным авто переросло в бизнес, рассказывает Владимир. У него есть команда, которая занимается разработкой и внедрением оборудования, связанного с водородными технологиями.

Судя по открытым данным, с августа 2020 года Седов является гендиректором компании водородных технологий «Русский водород». Он говорит о разработке транспортных средств на топливных элементах.

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Владимир называет водородный автомобиль самым безопасным видом машин. Он считает, что об этом надо рассказывать, чтобы люди легче принимали новые технологии, в том числе автомобили на водороде.

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Команда бизнесмена проводила и другие эксперименты. По словам Седова, они покупали другой водородный автомобиль и сжигали его на полигоне — взрыва или вспышек не было, машина просто сгорела.

Для проверки топливной системы машины команда Седова создавала различные условия для ДТП.

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

По мнению Седова, водородные автомобили приживутся в России — это вопрос пяти лет. Но для этого нужно развивать инфраструктуру и заинтересовывать людей.

Источник

«Еду на водороде»: каково быть единственным владельцем экологически чистого авто в России

Первый автомобиль на водороде Toyota Mirai стал массово доступным в Японии в 2015 году. Страна восходящего солнца раньше других государств подписала дорожную карту по переводу транспорта на водородное топливо, однако даже в Японии владельцев инновационного транспорта всего 2500 человек. В России известен пока лишь один случай покупки водородного авто: его приобрел Владимир Седов, житель города Красноярска, неравнодушный к проблемам экологии.

На покупку Владимир решился практически на «спор», когда начал активно заниматься проблемами загрязнения окружающей среды в родном городе.

Друзья предложили ему сделать личный вклад в очистку экологии и сокращения количество выбросов СО2 в атмосферу. Так начался поиск брокера через американские дилерские сайты для оформления покупки и транспортировке водородной Toyota Mirai. В итоге полгода спустя, заплатив 7 млн рублей, Владимир получил свой экологически чистый транспорт.

«О заправке почему-то подумал в последнюю очередь, — признается Владимир, — ведь их в России до 2021 года не было. Пришлось совместно с другом изобретать и создавать индивидуальную АЗС самим. Основной проблемой стал заказ комплектующих для заправки — ни японцы, ни немцы не хотели, видимо, делиться технологиями. И когда все-таки универсальный компрессор был готов, пришло осознание, что ближайшая точка, где можно получить водород, расположена в Екатеринбурге. Пришлось организовывать и производство водорода самостоятельно, на что было потрачено 10 миллионов рублей».

При этом у водородных автомобилей есть множество преимуществ: абсолютное отсутствие вредных выбросов, а также запас хода на одной заправке до 650 километров. На экспериментальной подмосковной АЗС, которую посетил Владимир Седов, скорость заполнения бака составила 5-6 минут. «Правда, полностью заправить бак не удалось, — отметил Владимир. — Для этого требуется давление в 700 атмосфер, а первая отечественная водородная заправка пока способна выдать только 500».

Светлана Гамзатова, директор по развитию маркетинговых коммуникаций Fresh Auto

Источник

Как работает водородный двигатель и какие у него перспективы

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

С 2018 года в ЕС действует запрет на дизельные автомобили новейшего поколения в населенных пунктах [1]. Это стало поворотным моментом в развитии рынка электрокаров, а также — гибридных и водородных двигателей.

Великобритания еще в 2017-м высказывалась за полный запрет бензиновых авто к 2040 году. Тогда же, если верить исследованию Bloomberg New Energy Finance [2], на электрокары будет приходиться 35% от всех продаж автомобилей. Уже к 2030 году Jaguar и Land Rover планируют довести число электрокаров в своих линейках до 100% [3]. Часть из них тоже работает на водороде.

История развития рынка водородных двигателей

Первый двигатель, работающий на водороде, придумал в 1806 году французский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз [4]. Он получал водород при помощи электролиза воды.

Первый патент на водородный двигатель выдали в Великобритании в 1841 году [5]. В 1852 году в Германии построили двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который работал на воздушно-водородной смеси. Еще через 11 лет французский изобретатель Этьен Ленуар сконструировал гиппомобиль [6], первые версии которого работали на водороде.

В 1933 году норвежская нефтегазовая и металлургическая компания Norsk Hydro Power переоборудовала [7] один из своих небольших грузовиков для работы на водороде. Химический элемент выделялся за счет риформинга аммиака и поступал в ДВС.

В Ленинграде в период блокады на воздушно-водородной смеси работали около 600 аэростатов. Такое решение предложил военный техник Борис Шепелиц, чтобы решить проблему нехватки бензина. Он же переоборудовал 200 грузовиков ГАЗ-АА для работы на водороде.

Первый транспорт на водороде выпустила в 1959 году американская компания Allis-Chalmers Manufacturing Company — это был трактор [8].

Первым автомобилем на водородных топливных элементах стал Electrovan от General Motors 1966 года. Он был оборудован резервуарами для хранения водорода и мог проехать до 193 км на одном заряде. Однако это был единичный демонстрационный экземпляр, который передвигался только по территории завода.

В 1979-м появился первый автомобиль BMW с водородным двигателем. Толчком к его созданию послужили нефтяные кризисы 1970-х, и по их окончании об идее альтернативных двигателей забыли вплоть до 2000-х годов.

В 2007 году та же BMW выпустила ограниченную серию автомобилей Hydrogen 7, которые могли работать как на бензине, так и на водороде. Но машина была недешевой, при этом 8-килограммового баллона с газом хватало всего на 200-250 км.

Первой серийной моделью автомобиля с водородным двигателем стала Toyota Mirai, выпущенная в 2014 году. Сегодня такие модели есть в линейках многих крупных автопроизводителей: Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford и других.

Как работает водородный двигатель?

На специальных заправках топливный бак заправляют сжатым водородом. Он поступает в топливный элемент, где есть мембрана, которая разделяет собой камеры с анодом и катодом. В первую поступает водород, а во вторую — кислород из воздухозаборника.

Каждый из электродов мембраны покрывают слоем катализатора (чаще всего — платиной), в результате чего водород начинает терять электроны — отрицательно заряженные частицы. В это время через мембрану к катоду проходят протоны — положительно заряженные частицы. Они соединяются с электронами и на выходе образуют водяной пар и электричество.

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

По сути, это — тот же электромобиль, только с другим аккумулятором. Емкость водородного аккумулятора в десять раз больше емкости литий-ионного. Баллон с 5 кг водорода заправляется около 3 минут, его хватает до 500 км.

Где применяют водородное топливо?

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Плюсы водородного двигателя

Минусы водородного двигателя

Водород для топлива можно получать разными способами. В зависимости от того, насколько они безвредны, итоговый продукт называют [13] «желтым» или «зеленым». Желтый водород — тот, для которого нужна атомная энергия. Зеленый — тот, для которого используют возобновляемые ресурсы. Именно на этот водород делают ставку международные организации.

Самый безвредный способ — электролиз, то есть, извлечение водорода из воды при помощи электрического тока. Пока что он не такой выгодный, как остальные (например, паровая конверсия метана и природного газа). Но проблему можно решить, если сделать цепочку замкнутой — пускать электричество, которое выделяется в водородных топливных элементах для получения нового водорода.

Водородный транспорт в России

В России в 2014 году появился свой производитель водородных топливных ячеек — AT Energy. Компания специализируется на аккумуляторных системах для дронов, в том числе военных. Именно ее топливные ячейки использовали для беспилотников, которые снимали Олимпиаду-2014 в Сочи.

В 2019 году Россия подписала Парижское соглашение по климату, которое подразумевает постепенный переход стран на экологичные виды топлива.

Чуть позже «Газпром» и «Росатом» подготовили совместную программу развития водородной технологии на десять лет.

Главный фактор, который может обеспечить России преимущество на рынке водорода — это богатые запасы пресной воды [14] за счет внутренних водоемов, тающих ледников Арктики и снегов Сибири. Вблизи последних уже есть добывающая инфраструктура от «Роснефти», «Газпрома» и «Новатэка».

В конце 2020 года власти Санкт-Петербурга анонсировали [15] запуск каршеринга на водородном топливе совместно с Hyundai. В случае успеха проект расширят и на другие крупные города России.

Перспективы технологии

Вокруг водородных двигателей немало противоречивых заявлений. Одни безоговорочно верят в их будущее — например, Арнольд Шварценеггер еще в 2004 году, будучи губернатором Калифорнии, обещал [16], что к 2010 году весь его штат будет покрыт «водородными шоссе». Но этого так и не произошло. В этом отчасти виноват глобальный экономический кризис: автопроизводителям пришлось выживать в тяжелейших финансовых условиях, а подобные технологии требуют больших и долгосрочных вложений.

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Другие, напротив, критикуют технологию за ее очевидные недостатки. Так, основатель Tesla Илон Маск назвал водородные двигатели «ошеломляюще тупой технологией» [17], которая по эффективности заметно уступает электрическим аккумуляторам. Отчасти он прав: сегодня водородным автомобилям приходится конкурировать с электрокарами, гибридами, транспортом на сжатом воздухе и жидком азоте. И пока что до лидерства им очень далеко.

Но у водородного топлива есть существенное преимущество перед электрическими аккумуляторами — долговечность. Если аккумулятора в электрокаре хватает на три-пять лет, то водородной топливной ячейки — уже на восемь-десять лет. При этом водородные аккумуляторы лучше приспособлены для сурового климата: не теряют заряд на морозе, как это происходит с электрокарами.

Есть еще одна перспективная сфера применения водородного топлива — стационарное резервное питание: ячейки с водородом могут снабжать энергией сотовые вышки и другие небольшие сооружения. Их можно приспособить даже для энергоснабжения небольших автономных пунктов вроде полярных станций. В этом случае можно раз в год наполнять газгольдер, экономя на обслуживании и транспорте.

Основной упрек критиков — дороговизна водородного топлива и логистики. Однако Международное энергетическое агентство прогнозирует, что цена водорода к 2030 году упадет минимум на 30% [20]. Это сделает водородное топливо сопоставимым по цене с другими видами [21].

Если вспомнить, как развивался рынок электрокаров, то его росту способствовали три главных фактора:

Водородные двигатели ждет примерно тот же сценарий. В Toyota видят главные перспективы [26] для водородных двигателей в компактных автомобилях, а также в среднем и премиум-классе. Пока что производство не вышло на тот уровень, чтобы бюджетные модели работали на водороде и оставались рентабельными. Современные водородные машины стоят вдвое дороже обычных [27] и на 20% больше, чем гибридные.

Источник

Первый элемент просит порулить

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Почему же не происходит скачка в развитии водородного транспорта и когда стоит ждать массового использования водородных автомобилей в России? Разбираемся в этом вместе с экспертом.

Однако, несмотря на радужные перспективы новых технологий, здесь есть ряд серьезных проблем. Традиционные способы получения водорода из метанола энергозатратны и связаны с выбросами углекислого газа. Производство же «зеленого» водорода путем электролиза резко увеличивает его стоимость. Ограничением массового использования водорода являются также вопросы его хранения и транспортировки. И решение этих вопросов требует огромных финансовых и временных ресурсов.

Все предпосылки для развития водородной энергетики в России есть. Это отдельно отметил зампред правительства Александр Новак: «В России есть развитые газовый и атомно-энергетический комплексы, которые могут помочь в производстве водорода. Например, водород можно производить методом электролиза или путем переработки газа (запасы которого в стране огромны). Поэтому Россия обладает серьезным потенциалом не только для развития, но даже мирового лидерства в водородной энергетике».

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Так что похоже, что скачок развития водородного транспорта происходит прямо сейчас. К нему готовы как технологии, так и правительство. А это значит, что ждать водородный транспорт в России осталось недолго. К 2023 году первые автобусы на водородном топливе уже поедут по дорогам городов. Радует и то, что, по прогнозам Bloomberg New Energy Finance, уже к 2025 году стоимость автомобилей на водороде сравняется со средней ценой обычных автомобилей.

Источник

Водородные автомобили

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

Машина на водороде россия. Смотреть фото Машина на водороде россия. Смотреть картинку Машина на водороде россия. Картинка про Машина на водороде россия. Фото Машина на водороде россия

«Если мы используем “чистый” электромобиль, то и электроэнергия, которая приводит его в движение, должна вырабатываться с помощью “чистой” энергии: солнце, вода или ветер. Однако время и продолжительность, когда мы будем производить такую электроэнергию, не будет совпадать с тем временем, когда мы нуждаемся в ней. Это может быть суточная разница, погодная, сезонная и т.д. Значит, нам надо хранить электроэнергию в батареях долгое время — понадобятся гигантские хранилища. Это нереально, тем более, что нынешние батареи не могут долго хранить энергию. Именно поэтому мы не мыслим будущего без водорода и автомобилей на топливных элементах», — это слова Геральда Килманна, вице-президента по исследованиям и разработкам Toyota.
Японский автопроизводитель видит свое будущее в развитии технологий на топливных элементах, где основным топливом должен стать водород. Но где и как его добывают таким способом, чтобы весь процесс стал экологически чистым? Для ответа на этот вопрос мы отправились в Японию на небольшую опытно-экспериментальную фабрику Hama Wing в Иокогаме, что в 40 минутах езды от Токио. Ее начали строить в 2015 году, а уже в 2018 фабрика должна выйти на проектную мощность. Речь идет о ветряной электростанции, расположенной на самом берегу бухты Иокогама, которая совмещена с производством водорода путем электролиза воды и его хранилищем.
Электричество необходимо для электролизной установки, которая расщепляет воду на кислород и водород, а также компрессоров, которые сжимают водород для последующего стационарного хранения в резервуаре, расположенном на самой станции, либо для транспортировки в грузовиках-заправщиках до конечного потребителя. В данном случае потребителями являются местные предприятия, использующие 2,5-тонные вилочные погрузчики на топливных элементах. Излишки электричества, вырабатываемые ветрогенератором, либо запасаются в хранилище с аккумуляторами, либо отдаются в электросеть города посредством распределительной щитовой. Это если вкратце, но самое интересное кроется в деталях.
Сам процесс выработки водорода происходит в электролизной установке, изготовленной компанией Toshiba. Это небольшой контейнер (длина — 6,2 м, ширина — 2,4 м, высота — 2,9 м), в котором находятся воздушный компрессор, электролизер, охладитель и воздушный ресивер. Рядом с электролизной установкой расположен небольшой резервуар с азотом. Азот нужен для работы охладителя, так как в процессе электролиза выделяется тепло — водород находится в нагретом состоянии. Таким образом система охлаждает всю установку и полученный газ, чтобы исключить возможность его взрыва.
Для транспортировки водорода к конечному потребителю используются дизель-электрические гибридные грузовики Hino Dutro Hybrid последовательно-параллельной схемы, выполненной на манер Toyota Prius. Одного грузовика хватает, чтобы заправить 6 погрузчиков на топливных элементах. Грузовики по сути являются мобильными водородоснабжающими АЗС: они оснащены оборудованием, позволяющим осуществлять закачку водорода под давлением 35 МПа непосредственно в погрузчик на местах, где отсутствует необходимая заправочная инфраструктура.
На заправку «полного бака» одного погрузчика, который вмещает 1,2 кг водорода, уходит 3 минуты. Этого запаса хватает на 8 часов непрерывной работы при температуре окружающей среды 0-40°С. Также на борту стоит преобразователь и бытовая розетка с напряжением 100В — таким образом погрузчик в любой момент может стать на 15 часов источником бесперебойного питания, к которому можно подключать приборы и устройства мощностью до 1 кВт.
У проекта Hama Wing есть несколько важных целей: первая — продемонстрировать всю технологическую цепочку производства и реализации низкоуглеродистого водорода от его получения и хранения до снабжения конечного потребителя; вторая — создать простую и понятную интегрированную систему, которая даст возможность оценить как практическую доступность водорода в качестве вида топлива, так и потенциал дальнейшего коммерческого использования этой системы; третья — использовать производство водорода как эффективную меру для развития региона и борьбы с глобальным потеплением.
О «социальной» значимости данного проекта говорит тот факт, что в центре почти 4-миллионной Иокогамы в парке Ринко, где любят отдыхать местные жители, установлено электронное табло, которое круглосуточно показывает информацию о текущем состоянии ветряка и количестве выработанной электроэнергии. Более того, каждый год порядка 14000 человек посещает «водородную фабрику», чтобы воочию увидеть, как происходит выработка топлива будущего.

Kia решила показать на выставке CES прототип нового Niro EV, который не только имеет электрический мотор, но и обладает массой современных «штук». Например, он уже сейчас может работать с перспективными мобильными сетями 5G, которые в десятки (если не сотни) раз быстрее нынешних. Благодаря 5G автомобиль получит возможность «разговаривать» с другими машинами, с домом хозяина и так далее. А еще эта Киа сможет общаться с пешеходами — различные сообщения появляются на «решетке радиатора» (написано в кавычках, ибо никакой решетки тут нет).
презентация нового водородного кроссовера Hyundai прошла не на автосалоне в Детройте, который откроется уже скоро, а на выставке гаджетов. Итак, встречайте — Hyundai Nexo. Автомобиль, который подтверждает, что корейцы решили бороться с Toyota за перспективный рынок водородомобилей. Кстати о том, как делают водород и почему именно он (а вовсе не электричество) имеет все шансы заменить в будущем традиционный бензин Три баллона для водорода расположены тут под полом задней части кузова и вмещают 6,35 килограмма топлива, а запас хода на одной заправке доходит до 595 километров.
А еще именно Hyundai Nexo станет первой машиной, которая примет участие в испытаниях автопилота четвёртого уровня автономности (подразумевает фактически полный отказ от водителя, его премьера на серийных автомобилях намечена на 2021 год). «Мы понимаем, что будущее — за автономным транспортом, и соответствующие технологии нуждаются в проверке в реальных условиях, что обеспечит их быстрое, безопасное и масштабируемое развертывание», — отметил Янг У Чхоль, вице-президент Hyundai Motor.
Заявленный запас хода Niro EV — меньше 400 километров. По нынешним временам это мало, поэтому корейцы и не акцентируют внимание на этих цифрах. Зато в салон они рекомендуют всем заглянуть. Ведь там новый информационный комплекс, который может появиться на многих моделях компании. Главные особенности: переход на сенсорное управление и функция распознавания голосов и лиц. Последнее означает, что машина сама будет понимать, кто садится за руль или на пассажирские сиденья. И автоматически настроит кресла и включит любимое радио.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *