Машина подготовки пуска 8н213
Машина подготовки пуска 8н213
Сегодня мы расскажем про сохранившуюся до наших дней заброшенную боевую стартовую позицию второго дивизиона 109-го ракетного полка 45-й ракетной дивизии РВСН, на вооружении которого до 1970 г. стояли баллистические ракеты средней дальности Р-12 наземного базирования.
Так позиция дивизиона выглядит схематично.
Свою историю 109-й ракетный полк берёт с 1958 г., когда в районе нынешнего г. Партизанск на базе 442-го бомбардировочного авиационного полка дальней авиации в составе 96-й авиационной дивизии был сформирован новый 276-й авиационный полк, состоявший из двух полевых специальных сборочных бригад ядерного обеспечения. Да, свою историю он берёт именно в составе Военно-Воздушных Сил СССР.
9 августа 1959 г. 276-й АП был переформирован в 276-й инженерный полк, позже он сменил номер на 109-й инженерный полк, а к октябрю из двух его ПССБ была сформирована 1083-я подвижная ремонтно-техническая база, в.ч. 23581, которая 1 июня 1960 г. была переформирована в 1083-ю ремонтно-техническую базу.
В соответствии с приказом №00119 Министра обороны СССР от 31 декабря 1959 г. все ракетные части, на вооружении которых стояли межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности, были переданы из состава ВВС в состав сформированных Ракетных Войск Стратегического Назначения.
1 июля 1960 г. на основе 96-й авиационной дивизии была сформирована 45-я ракетная Краснознамённая ракетная дивизия РВСН в.ч. 18289, в состав которой вошли 109-й ракетный полк, сформированный из 109-го ИП и 1083-я РТБ для ядерного обеспечения полка.
В это же время в районе села Николаевка Партизанского района началось строительство будущих дивизионов полка и хранилищ РТБ при них, а в 1961 г. оба дивизиона полка сборочные бригады РТБ заступили на боевое дежурство, имея на вооружении по четыре пусковых установки ракетных комплекса 8П863 Р-12 в каждом дивизионе.
Вот так эти ракеты выглядели. (фото с инета)
Уже в апреле 1961 г. боевые расчёты 109-го ракетного полка первыми во всей дивизии произвели успешные пуски ракет на полигоне Капустин Яр, а в июле того же года приняли участие в специальных учениях Генерального Штаба РВСН, в ходе которых одна стартовая батарея одного из дивизионов полка была переброшена по железной дороге в порт Посьет, откуда по морю доставлена в порт Ванино, а далее своим ходом на полигон «Перевал», откуда был произведён пуск по полигону на Камчатке.
В сентябре 1970 г. 45-я РД и входивший в неё 109-й РП были расформированы, а его дивизионы сняты с боевого дежурства. После вывоза специальных (ядерных) боевых частей ракет была расформирована и РТБ.
Но сейчас РТБ используется военным под склад обычных вооружений и т.к. дорога на бывшую позицию дивизиона проходит через неё, то для её посещения нам приходилось идти в обход по горной реке.
Потом через заросли папоротника.
И вот мы выходим к напрочь заросшему периметру.
А далее мы выходим на старую дорогу к самой позиции.
Проходим старый водозабор у реки.
На подходе к части нас встречает пустое здание насосной второго подъёма. На удивление на столбах ещё сохранились провода.
После расформирования ракетного полка эту территорию заняла часть военных гидроакустиков ВМФ, которые дислоцировались здесь вплоть до 2010 г., благодаря чему постройки и дожили до наших дней.
Войска РВСН часто маскировались под другие рода войск, так и здесь создавалась видимость флотской принадлежности, а заехавшие сюда после гидроакустики были как раз в тему.
Внутри здание караула выглядит печально.
Но в нём ещё осталось немного документации от последних хозяев.
Прежде чем мы пойдём к стартовым площадкам ракет, давайте прогуляемся по автопарковой зоне.
Напротив домика караула остались блоки от пункта досмотра автомобилей.
Чуть дальше бочки склада ГСП с молниеотводом.
Прожекторы на столбах освещения.
Снятая с машины цистерна, которую видимо использовали здесь для запаса технической воды.
КПП к боксам для техники.
Внутри него уже давно пусто.
Тут и там по кустам можно встретить останки автомобилей.
Бывшие боксы для техники обеспечения.
Здесь же был обустроен пункт технического осмотра и ремонта с ямой.
Прожекторная вышка у очередных автобоксов.
Видимо какие-то ремонтные мастерские.
Либо артезианская скважина, либо КНС.
Автопарковую часть мы осмотрели, а теперь пойдём к самому интересному.
Проходим ворота въезда в техзону у караулки.
На технической территории по лесу и вдоль дорог раскидано множество огневых точек и мелких укрытий.
Мы насчитали их около трёх десятков.
Возле каждой стартовой площадки располагался ряд специальных сооружений, которые за пол века напрочь заросли лесом. Давайте рассмотрим по порядку сооружения одной из четырёх батарей.
Это был гараж для тягачей.
В осеннее время его видно лучше.
На подходе к укрытию самих ракет валяется поваленная караульная вышка.
Укрытие пусковых установок «Сооружение-2», в котором хранились ракеты двух потоков на грунтовых тележках. Сооружение это сквозное и с противположной стороны имеет выезд к ещё одной стартовой площадке. Что внутри них мы расскажем в отдельных подробных статьях, а пока давайте поднимемся на земляной бугор сверху.
Помимо слоя земли здесь поверх грунта выстелен шифер в форме крыши, для обеспечения гидроизоляции.
От хранилища ракет дорога проходит мимо укрытия для машины нейтрализации 8т311.
Рядом в кустах валялся кусок шасси от какой-то тележки.
Следом у дороги располагалось «Сооружение-3», в котором размещалась машина подготовки пуска 8н213.
Здесь на стенах сохранилась старая роспись.
И какой-то щит у стены.
И вот мы выходим на заросшую, но уцелевшую до наших дней стартовую площадку.
Фото процесса установки перед стартом найденное в интернете.
В центре площадки на усиленной плите расположены закладные для установки пускового стола 8у217, с которого и запускалась ракета.
У края площадки всё ещё стоит складной молниеотвод.
И бетонный столбик основания для установки теодолита, при помощи которого устанавливалась оптическая связь с угломером ракеты при предварительном её наведении на цель.
А напротив закладных для пускового стола располагался небольшой домик из которого командир следил за подготовкой пуска.
С обратной стороны к домику пристроен такой гараж, где судя по надписям находилась аккумуляторная.
Также у каждой стартовой площадки было небольшое укрытие для личного состава, в котором он находился во время пуска.
Это небольшое типовое убежище из комплекта волнистой стали.
Внутри была своя фильтро-вентиляционная установка.
И два гермолюка с выходами в наблюдательные колодцы по торцам.
Обойдя бугор укрытия ракет мы вышли на противоположную сторону к ещё одним въездам.
Здесь валялась рама от какой-то тележки.
От укрытия к стартовой площадке минуем тот же набор сооружений.
И вот мы на площадке.
И домик для управления подготовкой пуска.
В стороне от комплекса расположено убежище побольше и выполненное из сборных железобетонных конструкций.
Два больших укрытия для установщиков ракет.
Вновь укрытия тягачей.
Один из въездов во второе «Сооружение-3» хранилища ракет для второй пары батарей.
Укрытия для машин подготовки пуска и нейтрализации.
Закладные на стартовой площадке.
Второй выезд из второго укрытия ракет.
После ухода ракетчиков на стартовой площадке был построен большой ангар склада гидроакустиков, который позже был снесён.
В общем здесь всё также.
Далее мы возвращаемся назад мимо территории РТБ.
И в трёх километрах по дороге от позиции выходим на ещё одно подземное сооружение.
Это был приёмный радиоцентр полка, куда из дивизии приходили приказы.
К сожалению он распилен до голых стен т.к. находится в легкодоступной местности.
Часть объекта поделена на два различных техпомещений, а в другой части находился зал, занимавший сразу 2 этажа.
Теперь здесь о былом ракетном прошлом напоминает лишь этот рисунок.
Полярный.net
Ракетный комплекс Р-12
Баллистическая ракета средней дальности Р-12 (8К63) или SS-4 «Sandal» по классификации НАТО
История создания ракеты Р-12 берет свое начало задолго до того как 13 августа 1955 года вышло Постановление СМ СССР «О создании и изготовлении ракет Р-12».
Первая ракета С.Королева с атомным зарядом — Р-5М, (дальность 1200 км) не отвечала новым требованиям к боеготовности, живучести и была чрезвычайно сложна в эксплуатации в значительной степени по причине того, что в качестве окислителя использовался жидкий кислород (горючее — спирт). Начиная с конца 1950 г. в НИИ-88 проводились научно-исследовательские работы на предмет возможности создания ракет на окислителях, имеющих высокую температуру кипения (высококипящих). В ноябре 1951 г. был разработан эскизный проект тактической ракеты Р-11 — первой советской ракеты на высококипящих компонентах топлива. Применение высококипящих компонентов топлива существенно повысило боеготовность ракеты (ракета до пуска могла находиться в заправленном состоянии в течении месяца). На базе Р-11 были созданы: геофизическая ракета Р-11 и оперативно тактические ракеты с ядерным зарядом Р-11М для Сухопутных войск и Р-11ФМ для подводных лодок.
В мае 1952 г. директором НИИ-88 был назначен М. Янгель. Развивая применение высококипящих компонентов топлива руководство НИИ-88 предложило начать разработку стратегических ракет с их использованием. Директора НИИ-88 М.Янгеля поддержали министр Д.Устинов и др. Против выступал С.Королев, утверждая, что применение высококипящих топлив «нерационально и неперспективно» по причине их низких энергетических свойств и высокой токсичности. Победили сторонники Янгеля и 13 февраля 1953 г. постановлением СМ СССР конструкторскому отделу завода №586 в г.Днепропетровск под руководством главного конструктора В.Будника была поручена разработка эскизного проекта ракеты средней дальности, а 10 апреля 1954г. на заводе было создано ОКБ руководителем которого назначили М.Янгеля. Организация КБ и кадровые назначения произошли по решению Устинова который таким образом дал возможность Янгелю реализовать свои идеи.
Первым из разработанных комплексов был БРК Р-12 в составе одноступенчатой ракеты средней дальности 8К63, наземной инфраструктуры (техническая и стартовая позиции) и, позднее, шахтного стартового комплекса «Двина» (главный конструктор — Рудяк).
Ракета Р-12 — одноступенчатая на жидких высококипящих компонентах топлива: окислитель АК-27И (смесь окислов азота с азотной кислотой), горючее ТМ-185 (продукт переработки керосина). Кроме того, на ракете для питания газогенератора турбонасосного агрегата двигателя был размещен запас восьмидесятипроцентной перекиси водорода, а также пусковые компоненты — смесь ксилидина с триэтиламином, расположенные в отсеках магистрали горючего на участке до главного клапана. На борту ракеты имелись, кроме того, баллоны с азотом для наддува топливных баков. Таким образом на ракете 8К63 находились четыре жидких компонента топлива и рабочее тело наддува баков.
Конструктивно-компоновочная схема Р-12
Двигатель ракеты РД-124 разработки ОКБ-456 (Главный конструктор В.П.Глушко) с тягой на Земле — 64,8 тс, в пустоте — 74,5 тс. Удельный импульс двигателя на земле — 230 кгсЧс/кг, в пустоте — 264 кгсЧс/кг.
На «Южмашзаводе» (г.Днепропетровск) при ОКБ-586 в период 1956-1959 гг. ещё серийно выпускались ракеты Р-2 и Р-5 с базовым диаметром корпуса 1,652 м и с несущими баками для компонентов топлива (баком горючего Р-2 и обоими баками Р-5).
Для убыстрения разработки и производства новой ракеты Р-12 решено было широко использовать технологическую базу, созданную для Р-2 и Р-5. Поэтому за базовый диаметр корпуса Р-12 был выбран диаметр 1,652 м, радиусом днищ и марки конструкционных материалов остались теми же.
Корпус хвостового отсека был выбран в форме усеченного конуса, причём большее основание конуса располагалось в плоскости донного среза ракеты. Такая компоновка с аэродинамической точки способствовала смещению центра давления ракеты в сторону её донного среза, а сточки зрения динамики — перемещению центра масс в сторону вершины конической головной части, увеличивая тем самым запас статической устойчивости и создавая условия для повышения управляемости путём удлинения плеча приложения управляющего усилия.
Цилиндрические несущие оболочки баков были выполнены гладкостенными сварными из алюминиевого сплава АМг-6М, снабжены силовыми торцевыми, промежуточными шпангоутами, замкнуты сферическими (по торцам обечаек) и промежуточными днищами из того же материала.
Р-12 (8К63) и двигатели. Музей РВСН. Украина, г.Первомайск, одна из бывших воинских частей из состава 46-й ракетной Нижнеднепровской ордена Октябрьской Революции Краснознаменной дивизии (46-рд)
Р-12 (8К63) и двигатели. Музей РВСН. Украина, г.Первомайск, одна из бывших воинских частей из состава 46-й ракетной Нижнеднепровской ордена Октябрьской Революции Краснознаменной дивизии (46-рд)
Через бак горючего была проложена тоннельная труба, в которую вставлена магистраль окислителя. Полости баков снабжены различными внутренними устройствами, в верхних днищах баков устроены люки-лазы, закрытые пологими сферическими крышками.
Передний и межбаковый отсеки образованы цилиндрическими оболочками, а хвостовой отсек — усеченной конической оболочкой. Все оболочки выполнены клепаными, подкрепленными продольно-поперечным силовым набором, причём обшивки отсеков — из алюминиевого сплава «дюраль» марки Д19АТ, стрингеры и шпангоуты из аналогичного сплава Д16Т.
На торцевом шпангоуте большего основания хвостового отсека размещены газоструйные графитовые рули с электрическими рулевыми машинами, стояночные опоры. На внешней поверхности отсека вдоль образующих в плоскостях стабилизации I, II, III, IV укреплены с помощью фитингов аэродинамические стабилизаторы.
В сухих отсеках размещены приборы системы управления полётом ракеты, телеметрии и автоматики двигательной установки, источники энергоснабжения этих систем. По внешней поверхности корпуса ракеты проложены кабельные стволы и пневматические магистрали, закрытые гаргротами.
В марте 1957г. в НИИ-229 (г.Загорск) были успешно проведены стендовые огневые испытания ракеты Р-12, а 5 мая 1957 г. первую летную ракету отправили на полигон Капустин Яр. В это же время на соседней площадке Капустина Яра Королев готовил запуск своей геофизической ракеты Р-2А. Увидев ракету Янгеля на стартовом столе Королев сказал: «Это что за карандаш? Он сломается, не успев взлететь!». Но первый же пуск ракеты Р-12 22 июня 1957 г. оказался успешным. Пролетев две тысячи километров, ракета попала в цель — гору Мунлу в Казахстане. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний было запущено 25 ракет (успешный ход испытаний позволил отказаться от последних девяти пусков третьего этапа). При проведении испытаний были получены предельные отклонения ГЧ от расчетной точки по дальности в около 1100 м, по направлению около 600 м при стрельбе на максимальную дальность в 2000 км. Испытания завершили пуском контрольной ракеты от серийной партии. 4 марта 1959 г. ракету Р-12 наземного базирования приняли на вооружение после чего началось массовое строительство военных городков и стартовых позиций. Впервые ракета Р-12 продемонстрирована на параде в Москве в 1961 г.
Р-12. Крепления стартового стола к заделочному кольцу
В сентябре 1961 г. произведен пуск ракеты с ядерным зарядом из-под Воркуты по полигону на Новой Земле. В октябре 1961 — ноябре 1962 гг. на полигоне Сары-Шаган произведена серия высотных ядерных взрывов с использованием ракеты Р-12 с целью исследовать влияние ядерных взрывов на ракетную технику и радиосвязь. Ракета Р-12 использовалась в качестве мишени при испытательных пусках ракет системы ПРО.
Ракету Р-12 выпускали заводы в Днепропетровске, Омске, Перми и Оренбурге, она стала самой массовой ракетой стратегического назначения (было изготовлено 2300 ракет). После посещения в 1961г. завода в Днепропетровске Н.С.Хрущев заявил на весь мир, что в СССР ракеты делают как сосиски. К 1987 г. оставалось 149 ракет Р-12 подлежащих ликвидации по договору РСМД. Последняя ракета была уничтожена 23 мая 1990 года на базе «Лесная» в Брестской области.
ТТХ Р-12 (8К63)
Перечень наземного испытательного, пускового, заправочного, вспомогательного оборудования используемого при подготовке и пуске 8К63
В начале 1960 года Президент АН СССР М.В.Келдыш обратился в СМ СССР с предложением о необходимости создания и запусков малых по массе и размерам исследовательских ИСЗ («МС»). В то же время, М.К.Янгель и директор «Южмашзавода» (г.Днепропетровск) Макаров вынашивали идею создания ряда верхних разгонных ступеней С1, С3 и С5 для установки на боевые ракеты Р-12, Р-14 и Р-16, с тем чтобы использовать ракеты первого поколения в качестве ракет-носителей для запуска космических аппаратов, и, на основании выполненных в ОКБ-586 проектных проработок, со своей стороны обратились в правительство с соответствующим предложением.
В результате этой инициативы вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 3.08.1960 г. N 867-362, в соответствии с которым ОКБ-586 поручалось разработать космический ракетный комплекс 63С1 на базе БРК с ракетой Р-12 по ТТТ АН СССР, которые были выданы в 1960 году. Этими ТТТ предусматривалась разработка малых ИСЗ массой 180 кг для выполнения научных задач. В соответствии с указанным Постановлением, а также решениями ВПК при Президиуме СМ СССР от 28.12.1960 г. N 191 и от 15.09.1961 г. N 157 были начаты разработка и изготовление малых ИСЗ военного назначения (ДС-П1, ДС-К8, ДС-А1) по ТТТ, выданным МО СССР и обоснованным 4 НИИ МО. В этом институте в 1961 году был выпущен эскизный проект «Разработка и создание комплекса средств изменения и управления для обеспечения лётно-конструкторских испытаний комплекса 63С1, запуска малых искусственных спутников Земли («МС») и комплекса 65С3 на базе изделия 8К65».
Р-12. Стартовый стол. Заделочное кольцо
В 1960-1961 гг. ракета-носитель лёгкого класса 63С1 была разработана на базе штатного варианта БРК Р-12 с ракетой Р-12У (8К63У). Для запусков космических аппаратов конструкция 8К63У была доработана: введена вторая ступень С1, коническая часть топливного отсека базовой ракеты была заменена на цилиндрическую, приборный отсек размещён на ускорителе второй ступени, введены также теплозащитный экран, установленный на верхней части корпуса ускорителя первой ступени, межступенная ферма.
Вторая ступень С1 была оснащена оригинальным двигателем РД-119 (8Д710), который работал на компонентах топлива жидкий кислород и диметилгидразин несимметричный. Тяга двигателя в пустоте — 10,76 тс, удельный импульс в пустоте — 351,7 кгсЧс/кг, время работы — 260 с. В то время это был наиболее совершенный по энергетическим характеристикам двигатель.
Одновременно с запусками ИСЗ проводилась лётная отработка ракеты-носителя 63С1, в процессе которой улучшалась конструкция, совершенствовались системы и агрегаты, уточнялись характеристики системы отделения космического аппарата.
Решением ВПК от 9 июля 1962 года N 85 Министерству Обороны СССР было поручено выдать ТТТ на разработку комплекса 63С1М на базе 63С1 для запусков малых ИСЗ военного назначения под шифром «Радуга».
В соответствии с ТТТ «Радуга» ОКБ-586 была разработана модернизированная ракета-носитель 63С1М (11К63) со следующими характеристиками. Масса полезного груза, выводимого на круговые орбиты высотой 220 км и наклонениями 490, 740, 820, составляла соответственно 450 кг, 380 кг и 350 кг. Длина РН (без головного обтекателя) 26,4 м; диаметр корпуса — 1,652 м. Начальная масса ракеты-носителя с КА — 49,4 т. Масса конструкции РН (без головного обтекателя) — 3,99 т, в том числе: масса конструкции отделяющихся частей: первой ступени — 3,15 т, второй ступени 0,84 т.
Согласно тому же решению, на 53 НИИП МО (г. Плесецк) были сооружены технический и стартовый комплексы «Радуга» наземного типа с башней обслуживания для пусков этой РН.