Машина подготовки пуска рвсн
Машина подготовки пуска рвсн
В 1965 году в СССР началась разработка нового подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) «Темп-2С» на основе которого чуть позже был создан ПГРК «Пионер» и его последующие модификации.
Новые ракетные комплексы требовали разработки новых подвижных командных пунктов (ПКП), включавших в свой состав системы связи, системы боевого управления, системы подготовки и запуска ракет.
В 1967 и 1977 годах специальными (в то время совершенно секретными) постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР в интересах ракетных войск стратегического назначения Министерства обороны СССР (РВСН МО СССР) конструкторскому бюро Красноярского завода телевизоров была поручена разработка подвижных командных пунктов управления ракетными комплексами автомобильного базирования: «Барьер», «Барьер-М», «Вымпел».
Машины боевого управления
(агрегаты 15В55, 15В81) предназначались для организации и несения боевого дежурства расчётом командного пункта, непрерывного контроля параметров самоходной пусковой установки и ракет, подготовки и проведения пусков ракет. В агрегате располагалась аппаратура боевого управления, аппаратура связи, служебный комплект аппаратуры для управления машиной связи на марше. Пуск ракет производился всегда из МБУ. Сигнал от аппаратуры МБУ по помехозащищённому кабелю боевого управления поступал на аппаратуру пусковой установки.
Машина подготовки пуска
(агрегат 15В132) имела назначение аналогичное Машине боевого управления.
Оборудование всех разрабатываемых агрегатов (15В55, 15В57, 15В81, 15В82, 15В132) монтировалось в унифицированных кузовах-фургонах, установленных на колёсные шасси четырёхосного двухкабинного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-543А.
Все используемые кузова-фургоны оснащены отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65, двумя фильтро-вентиляционными установками ФВУА-100В-24 и кондиционером 1К25-1М4-01.
Для агрегатов 15В55, 15В81, 15В132 использовался кузов-фургон средней категории типа 6702 с повышенным расположением потолка.
Для агрегатов 15В57, 15В82 использовался удлинённый кузов-фургон типа 6703 с изолированным силовым отсеком, снабжённым двумя автоматизированными электрическими дизель-агрегатами АДА-12 мощностью 12 кВт каждый с топливным баком внутри отсека.
Все агрегаты оборудованы переговорными устройствами типа Т-124 и приборами радиационной и химической разведки типа ГО-27. Кабины всех агрегатов оснащены радиостанциями Р-123 «Магнолия» для обеспечения связи на марше.
Опытное и серийное производство разработанных КБ Красноярского завода телевизоров агрегатов 15В55; 15В57; 15В81; 15В82; 15В132 было передано на специально построенный Краснодарский приборный завод. Дальнейшее конструкторское сопровождение этих агрегатов осуществлялось созданным при Краснодарском заводе Конструкторским бюро (КБ «Селена»).
Агрегат 15В75 серийно изготавливался на Красноярском заводе телевизоров.
За разработку передвижных командных пунктов для управления подвижными грунтовыми ракетными комплексами несколько десятков человек в КБ и на Красноярском заводе телевизоров были награждены орденами и медалями, два работника КБ стали лауреатами Государственной премии, начальнику КБ присвоена ученая степень кандидата технических наук.
15В55 МБУ | 15В57 МС-1 | 15В81 МБУ | 15В82 МС-1 | 15В132 МПП | |
Р-111 «Бином-М». УКВ-радиостанция | 4 | + | |||
Р-123 «Магнолия». УКВ-радиостанция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Р-124. Переговорное устройство | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Р-137Б «Бант». КВ-радиопередающее устройство | 2 | ||||
Р-138 «Скворец». УКВ-радиостанция | 1 | 1 | 1 | ||
Р-140. Радиопередатчик КВ-диапазона | 1 | ||||
Р-155У. «Перламутр». Радиоприёмное устройство | 1 | 1 | |||
Р-155МР «Брусника-МР». Радиоприёмное устройство | 2 | ||||
Р-160П-01 «Вспышка». КВ-радиоприёмное устройство | 1 | ||||
Р-260 «База». СДВ-радиоприёмник | 1 | ||||
Р-676 «Глубина». СДВ-радиоприёмник | 1 | 1 | |||
«Волна-К». Радиоприёмное устройство | 1 | ||||
15Э1061 «Брелок». Комплекс УКВ-радиостанций | 1 | 1 | 1 | ||
«Вьюга», «Сигнал-М». Аппаратура АСБУ | 1 | 1 | 1 | ||
П-156. Аппаратура диспетчерской связи | 1 | 1 | |||
П-180-М. Специализированный диктофон | 1 | ||||
Т-217 «Эльбрус». Аппаратура ЗАС | 3 | ||||
Т-219 «Яхта». Аппаратура ЗАС | + | 2 | |||
Т-226 «Ель». Аппаратура ЗАС | 3 | + | 2 | ||
ГО-27. Прибор радиационной и химической разведки | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15Э1049У «Эфир». Радиоприёмное устройство | 1 | ||||
П-400 «Каштан». Аппаратура громкоговорящей связи | 1 |
В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах СССР находилось 650 ракет РСД-10 «Пионер». Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США. Все ракеты могли запускаться как с маршрутов боевого патрулирования, так и во время стоянки из хранилищ с раздвижной крышей.
В соответствии с подписанными Договорами уничтожению подлежали пусковые установки и ракеты. Подвижные командные пункты не попадали под условия Договоров и уничтожению не подлежали. К примеру, по данным открытых источников информации, агрегаты 15В81, 15В82, 15В132 нашли своё дальнейшее применение в подвижных командных пунктах по управлению ракетными комплексами 15П158.1 «Тополь-Т».
Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543
Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их армейская служба была не просто опасна и трудна, но еще и особо секретна. И добавим: особенно если она проходила в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных в 1959 году. В этой публикации поговорим о всевозможных служебных машинах для командования и связи, где в кузовах было смонтировано сложнейшее и секретное оборудование.
Машина боевого управления в неостекленном кузове на автомобиле МАЗ-543А
Машина боевого дежурства с вместительным обитаемым кузовом на шасси МАЗ-543М
Командный пункт в специальном глухом фургоне на автомобиле МАЗ-543М
Стандартизованные кузова-фургоны
В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные герметизированные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами, представлявшие собой вместительные помещения из нескольких отсеков со специальным рабочим оснащением и местами для длительной работы и отдыха персонала. В Советской армии они служили для монтажа оборудования командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и т. д. Многие автофургоны были насыщены наиболее передовым и столь засекреченным оборудованием, что их водители часто вообще не представляли, что они возят.
Обитаемые войсковые кузова производства военного завода п/я 4111
Созданные в СССР стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырехзначную цифровую маркировку и делились на несколько типоразмеров по полезному объему и внутренней длине — от 7 до 12 м. Их полезная нагрузка достигала 15 т, полная масса с учетом шасси, заправки и персонала — 41 т.
Тяжелый кузов 7903 для машин боевого дежурства (из архива НИИЦ АТ)
Разработку спецфургонов разных категорий начинало военное предприятие п/я 4111 или Московский завод автомобильных кузовов. Их сборкой занимались Энгельсский завод специализированных автомобилей из города Энгельс Саратовской области, Центральный ремонтный завод РВСН № 258 из Батайска Ростовской области и предприятие п/я М-5271 — ныне Комбинат автомобильных фургонов (КАФ).
Связь превыше всего: машины радиосвязи, обнаружения и управления
В кузовах этих машин от посторонних глаз была скрыта обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных средств РВСН узкоспециализированного назначения для обеспечения максимально скрытного и эффективного боевого применения подвижных стратегических ракетных систем. Всё это богатство размещалось в типовых обитаемых кузовах с системами жизнеобеспечения, автономными агрегатами питания, антенными устройствами и средствами боевого охранения, смонтированных на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М. По понятным причинам не будем углубляться в их конструкцию и параметры, и лишь коротко упомянем некоторые из машин.
Машина радиосвязи МС-1 в исполнении 15В82 на автомобиле МАЗ-543А
Станция МС-1 в варианте 15В179 с автономной системой электропитания
Машина 15В179 командного пункта дивизионов ракетных систем «Тополь»
Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая тропосферная радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963 году. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, а также для связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше. Первые образцы МС-2 монтировали на МАЗ-543А, но с середины 1970-х годов их основой стал автомобиль МАЗ-543М.
Машина связи МС-2 в исполнении 15В75 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»
Машина МС-2 с раздвижной антенной станции «Торф-2» и укороченной передней аппаратной (фото автора)
Аппаратные и отсек дежурного расчета находились в укороченной герметизированной кабине, представлявшей собой переднюю часть тяжелого кузова-фургона 6702. На открытой задней части рамы шасси размещалось телескопическое антенно-мачтовое устройство с гидроприводом рабочих органов и двумя антеннами тропосферной связи.
Машина связи МС-2 в транспортном положении со сложенной антенной радиостанции «Торф-2»
Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска МПП, входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.
Машина подготовки и пуска в варианте 15В116 для комплекса «Пионер»
Вместе с ними в составе подразделений РВСН находились машины боевого управления МБУ, осуществлявшие контроль за всеми параметрами, оперативное управление и связь в ракетных формированиях. Специализированные варианты таких машин создавали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Их оснащение располагалось в различных кузовах на шасси 543А/543М с двумя–тремя отсеками со световыми люками на покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке.
Машина боевого управления 15В129 командного пункта ракетной дивизии
Машина боевого управления 5В167 командного пункта ракетного полка
В состав берегового артиллерийского комплекса «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с типовым кузовом с пятью рабочими отсеками. В них располагались места операторов и боевого расчета, средства жизнеобеспечения с питанием от электрогенератора и помехозащищенная система управления огнем, обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км и телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей.
Мобильный пост управления огнем А222-Ц1 комплекса «Берег» (из архива завода «Баррикады»)
Машина А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с подъемным радиолокатором (из архива завода «Баррикады»)
Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения неизвестных воздушных аппаратов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара на практически любые летящие цели. В нее входили РЛС для обзора всего воздушного пространства, обнаружения и сопровождения опасных объектов, перемещавшихся на практически любых высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности.
В состав средств управления первой мобильной зенитной системой С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован аппаратной кабиной управления, двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от трансмиссии шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора 30Н6 с поворотным антенным блоком и телескопической антенной, обеспечивавшего одновременное наведение на 12 летящих ракет.
Радиолокатор наведения 30Н6 зенитного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М
Радиолокационная станция 30Н6 комплекса С-300ПМУ в развернутом положении
Станция наведения 30Н6 с поворотным антенным блоком на боевом дежурстве
С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления в тяжелом кузове на шасси МАЗ-543М появился пункт боевого управления 54К6Е в глухом фургоне 6703, обеспечивавший боевые зенитные системы всей необходимой радиоэлектронной информацией.
Мобильный пункт боевого управления 54К6Е зенитного комплекса С-300ПМУ-1
Машина 54К6Е с комплектом средств управления в среднем обитаемом кузове
Усовершенствованный многофункциональный радиолокатор 30Н6Е1 с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и обработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей с одновременным наведением ракет.
Модернизированный радиолокатор 30Н6Е1 в транспортном положении
В ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» применялся модернизированный локатор 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимался на передвижную полуприцепную вышку 40В6М.
Многофункциональный радиолокатор 30Н6Е2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2
В состав средств управления входил пункт боевого управления 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М. Всё это сложное хозяйство обеспечивало одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 летающих объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет.
Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения служила автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1», смонтированная в укороченном глухом кузове на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Она производила прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий.
Командный пункт 49Л6 автоматизированной системы 73Н6 «Байкал-1»
В нее входили самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Машина «Байкал-1» могла одновременно следить за 80 воздушными объектами, находящимися на дальностях до 1200 км, высотах свыше 100 км и перемещающихся со скоростями до 9200 км/ч, одновременно управляя действиями 12 ракетных комплексов, имевших в своем распоряжении 144 пусковые установки.
На фоне узкой специализации автомобилей 543-й серии на мощные боевые системы и машины обеспечения ракетных комплексов создание других видов военной автотехники на этих шасси было практически сведено к нулю. Фактически единственным исключением считался наиболее мощный опытный образец автомобиля с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания, построенный на бортовом шасси МАЗ-543П и испытанный в 1977–1978 годах. Как и его более легкие аналоги на базе серийных грузовиков, этот вариант также снабжался подвижным задним ножом с гидроприводом, срезавшим верхнюю часть грунта на глубину до 10 см. Далее он откидывался на прицепной резиновый фартук, на котором грузовик транспортировал грунт объемом до трех кубометров в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. За несколько часов машина могла вырыть себе укрытие шириной и глубиной более 3 м.
Вторым исключением из правил стал уникальный для своего времени мобильный автономный лечебно-диагностический комплекс экстремальной медицины «Эскулап» на пяти автомобилях МАЗ-543А с функциональными кузовами-фургонами модульного типа. Он предназначался для оказания квалифицированной медицинской помощи нетранспортабельным раненым и пострадавшим хирургического профиля, временной госпитализации и подготовки их к эвакуации. За сутки комплекс мог пропустить 100–120 человек.
Одна из пяти машин медицинского комплекса «Эскулап» на шасси МАЗ-543А
Тыловые транспортные операции Советской армии частично обеспечивали бортовые машины двойного назначения, собранные на упрощенных армейских шасси 543-й серии. На них устанавливали также крановое оборудование и оснащение тяжелых аэродромных пожарных автомобилей. Об этих машинах вы узнаете из следующих выпусков нашего журнала.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии — машина связи МС-2 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2» и раздвижной антенной-мачтой (фото автора)
Машина подготовки пуска рвсн
31/03-02/04 2022 года, Республика Армения, г.Ереван
29 ноября 2021 (Понедельник)
Свежие новости / Главное за сутки
Мнения
Интервью / Видео дня
Новости партнёров
Независимое военное обозрение
Блоги / Техника и вооружение
5:06 / 07.01.16
Комплексы РВСН: РСД-10 «Пионер» подвижный грунтовый ракетный комплекс
«Пионер» (Индекс ГРАУ — 15П645, по договору РСМД — РСД-10, по классификации МО США и НАТО: SS-20 mod.1 Saber, рус. Сабля ) — советский подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45. Головной разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ). Принята на вооружение в 1976 году.
В 1980 году на вооружение принят ПГРК Пионер-УТТХ (индекс комплекса 15П653, индекс ракеты 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км) [1].
АПУ ПГРК «Пионер» / Фото: Пресс-служба МО РФ
Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в соответствии с постановлением правительства от 28 апреля 1973 года в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.
Создание и применение
После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Они завершились 9 января 1976 года успешным (как и все предыдущие), 21-м пуском ракеты. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН. Первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ.
В 1977 году на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.
Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, а в Сибири и Забайкалье — Р-16. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».
19 июля 1977 года, вскоре после развертывания комплекса с ракетой 15Ж45, начались работы по комплексу «Пионер УТТХ» с ракетой 15Ж53. Лётные испытания ракеты 15Ж53 с более высокими боевыми характеристиками были начаты 10 августа 1979 года на полигоне Капустин Яр. 14 августа 1980 года испытания модернизированного ракетного комплекса были завершены, а 23 апреля 1981 года, в соответствии с постановлением правительства, комплекс «Пионер-УТТХ» (15П653) был принят на вооружение.
Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.
В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.
Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Все проведённые с 26 августа по 29 декабря 1988 года 72 пуска прошли успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могли в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.
В процессе выполнения Договора о РСМД были расформированы 58 ракетных полков на вооружении которых стояли «Пионеры». Последняя из заявленных в Договоре ракет РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
С 1986 года на испытания была поставлена очередная модификация комплекса — «Пионер-3» с ракетой 15Ж57, разрабатывавшаяся в соответствии с постановлением правительства от 6 апреля 1983 года и в значительной степени унифицированная с комплексом «Тополь». Для этого комплекса была создана более совершенная пусковая установка с новым цифровым вычислительным комплексом и системой наземной навигации. На ракету 15Ж57 установили полностью новую боевую ступень с усовершенствованными боевыми блоками, также был улучшен комплекс средств преодоления ПРО. Однако, в результате заключения Договора о РСМД, испытания ракетного комплекса были прекращены. Серийное производство ракет не развертывалось.
Производство ракет развернуто в 1975 г. на Воткинском машиностроительном заводе (г.Воткинск).
Самоходная ПУ 15У106 / Изображение: militaryrussia.ru
Шасси МАЗ-573В / Фото: pp.vk.me
Некоторые ТТХ ПУ 15У106
Длина СПУ, м | 19,3 |
Масса СПУ, тонн | 80 |
Глубина брода, м | 1 |
Максимальный подъем, град. | 15 |
Радиус поворота, м | 21 |
Время подготовки к старту, с | 30 |
АПУ ПГРК «Пионер» / Изображение: www.opoccuu.com
Конструктивно ТПК 15Я107 состоит из:
ТПК 15Я107 ракеты 15Ж45.В учебных целях на использованых ТПК на учебных полигонах учились разворачивать комплект маскировочного перекрытия (КМП) / Фото: документация к Договору о сокращении РСМД
ПАД в ТПК состоит из двух элементов:
Групповой старт батареи из 3 СПУ производился с учетом разлета опорно-ведущих поясов с интервалом в 15 сек. СПУ на позиции выстраивались таким образом, чтобы избежать поражения установок разлетающимися ОВП и крышкой ТПК (для этих целей она фиксировалась тросом к бамперу СПУ).
В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:
Ракета 15Ж45 / РТ-21М / РСД-10 :
Состав ракеты 15Ж45:
Ступень разведения боевых блоков 15Ф453 включает в себя боевые блоки 15Ф452, герметичный приборный отсек 15Л747, преобразователь тока статический 15Н191, систему дежурного терморегулирования гироблоков ракеты 15Я117, 4 х РДТТ малой тяги 15Д69П.
Комплекс средств преодоления ПРО на ракете 15Ж45 отсутствовал.
Система управления ракеты включает БЦВМ и основана на на гиростабилизированной платформе с поплавковыми гироприборами. Обеспечивается ввод полетного задания при горизонтальном положении ракеты и пуск по любому азимуту без разворота СПУ. Так же обеспечивается полная автоматизация предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Оборудование системы управления находится на ракете в герметичном приборном отсеке, все основные блоки имеют резервирование, что обеспечивает высокую надежность.
На модернизированных вариантах ракеты существенно доработана система управления и применена новая двигательная установка ступени разведения.
Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:
Ракетный дивизион комплекса 15П645 «Пионер», состав:
Количество СПУ РСД-10 в cоставе ВС СССР
443 (в т.ч. 36 в резерве)
Летные испытания ракет РСД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин, главный инженер И. П. Баглюк). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.
Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, ещё 245 БР находились на складах.
За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.
Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины / Фото: ru.wikipedia.org
Музей Великой Отечественной войны (Киев) / Фото: ru.wikipedia.org
Музей полигона Капустин Яр, г. Знаменск / Фото: ru.wikipedia.org
Центральный музей Вооружённых Сил, Москва / Фото: ru.wikipedia.org
Также ракета 15Ж45 представлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабанове Калужской области. Ракета 15Ж45 представлена в Smithsonian National Air and Space Museum, Вашингтон При написании материала использовались данные открытых интернет- источников:
1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.