Машина подтраивает на холостом ходу
Победил троение на холостых
Всем привет, не так давно начал замечать, что машина подтраивает на холостом, поначалу вообще не придавал этому значения, так как была зима, и постоянно что-то включено, то печка, то обогрев стекла, то всё вместе. Но вот с наступлением весны потребители включаются всё реже, а троение усилилось. Ну а когда совсем уже как трактор стала работать, тогда решил искать причину. Ради приличия почитал всякие форумы, толкового ничего не нашёл по своей проблеме. Все как один всё подряд меняют, а проблема не уходит. К слову при езде машина ведёт себя адекватно, чуть хуже чем раньше, а вот на холостых засада. Заметил что при сбросе газа дюже быстро обороты падали на 800, бывало что на 500 а потом снова выравнивались на 800. Обороты ХХ не плавали, держались почти как вкопанные, а движок колбасило не по детски. Принёс ноут в машину, подключился, поглядел параметры, в принципе всё в норме, может чуток шагов много было у РХХ, но некритично. Коэффициент коррекции времени впрыска был 0.984, само время впрыска примерно 2-2.5 мсек, то есть в норме для одновременного впрыска. Прыгал УОЗ, ну это само собой, движок колбасит вот он и прыгает. Самое простое было конечно тоже сделано, выкрутил свечи, они все как одна в хорошем состоянии, ни масла, ни бенза, ни нагара. ВВ провода тоже на массу все скидывал, все искру лупят бодрую, и все котлы работают. Скинул кожух ГРМ, метки на месте, 20 зуб шкива генератора напротив датчика коленвала, всё как и полагается. Уже расстроился, думая что либо клапан какой то подгорает, либо прокладку между цилиндрами пробило. С этими мыслями и закончил ремонт. На следующий день заехал в магазин и купил наконец то себе компрессометр, давно хотел, вот и подвернулся случай)
Померил компрессию, она меня конечно и обрадовала, и огорчила одновременно: 12-11-11-10 было. Дойдёт температура уличная до +20, займусь регулировкой клапанов, видать подзажаты. Ну раз компрессия ненулевая и больше 10, то явно клапан не прогорел и прокладка целёхонькая. Вздохнул с облегчением) Кстати если вы как и я ремонтник одиночка, то компрессию и одному легко померить) Прогреваем до рабочей температуры, выкручиваем свечи, делаем примерно вот так с дросселем
Скидываем фишки с форсунок и модуля зажигания и самое главное: на втягивающее реле стартера подходит красный провод, он же плюсовой, заменяем тот провод на типа такого
Ну а дальше вкручиваем компрессометр и кидаем данный провод на плюс АКБ, стартер успешно крутит, свечи и форсунки молчат и снимаем спокойно показания.
Идём дальше, проблема как есть, так и осталась. Поиски продолжились. Снял РХХ, копоти мало, сдул её всю очистителем карба и на место воткнул. Эффекта ноль как и ожидалось. Потом уже на работающем движке положил свою голову чуть ли не на клапанную крышку, абстрагировался от тракторных звуков и показалось что услышал едва уловимое шипение. Напомню, коэффициент коррекции времени впрыска 0.984, на подсос воздуха совсем не похоже. Ну уже от отчаяния взял тот же самый очиститель карба и попёр пшикать. Клапан ВУТ в порядке, а вот форсунки совсем уж не в порядке. 3 из 4 форсунки через колечки на коллекторе быстренько всосали очиститель и чуть ли не мгновенно высохли, одна только как была мокрая так и осталась, и звук движка ничуть не изменился. Уже теплее) Хотя колечки полтора года назад менял. Съездил в магазин, купил новые, лучше чем в прошлый раз. Балаковские с графитовым напылением ) Это порадовало) Ну а дальше всё просто, вынимаем рампу, не стал это дело фоткать, руки все грязные и в бензине были. Естественно рампа с форсунками вышла очень легко. После разбора вердикт: верхние кольца хорошие мягкие, нижние задеревенели за полтора года. Перед обратной установкой промыл форсунки на всякий случай, раз снял. Вот такой приблудой
Шприц 5 кубиков, без колечка форсунка с него хорошо заходит с небольшим натягом, давления хватает. Форсы были чистые, стали ещё чище) Потом всё это дело собрал назад, завёл и получил долгожданное удовлетворение своей успешной работой)) Итого, купил компрессометр за 500р и очиститель карбюратора с колечками за 170р и ни одного датчика)) Всем спасибо за внимание и не торопитесь менять всё подряд, проблема бывает гораздо меньше и дешевле) Лишь бы её только отыскать)
Троит двигатель. Причины и методы устранения
Троит двигатель. Причины и методы устранения
се чаще автолюбители сталкиваются с проблемой “троения двигателя” или “миссингом”. Учитывая сложность двигателя внутреннего сгорания, при длительном его использовании и без проведения планового технического осмотра, могут возникать проблемы с его работой различного характера: пропадает мощность, увеличивается объем потребляемого топлива, появляются посторонние шумы, вибрация, троение и так далее (любые изменения в работе двигателя внутреннего сгорания говорят о наличии проблем с автомобилем).
Одной из распространенных проблем можно назвать появление «троения двигателя». Причинами, когда троит двигатель, могут быть различного рода проблемы, для решения которых нужно знать, что приводит к остановке работы одного из цилиндров двигателя внутреннего сгорания.
На сегодняшний день троение двигателя может возникнуть на автомобилях различных производителей. Так, к примеру, двигатель от российского авто производителя АвтоВАЗ имеет свои отличительные конструктивные особенности. Поэтому и проблемы могут быть различного характера, в зависимости от особенностей установленного мотора.
Признаки возникновения троения мотора
К основным признакам троения двигателя можно отнести следующее:
1. Неровная работа на холостых оборотах и потряхивание мотора – основной признак того, что один из цилиндров не работает. Однако не все автолюбители могут обнаружить подобную проблему на ранних этапах, так как в большинстве случаев она возникает постепенно. При помощи подобного метода определения неисправности можно диагностировать возникновение подобной проблемы только уже на поздних этапах, когда мотор на протяжении долгого времени подвергается повышенному износу.
2. Потемнение одной из свеч зажигания, образование копоти или нагара говорит не только о том, что данный элемент пора менять, но и о других проблемах с автомобилем. Даже после долгого использования свечей зажигания на ее поверхности не должно образовываться нагара, а она только немного меняет свой цвет.
3. Изменение звука выхлопа – один из признаков наличия неработающего цилиндра в установленном силовом агрегате.
4. Слабая динамика разгона автомобиля на всех оборотах говорит о неисправности установленного мотора. Однако стоит помнить, что этот показатель движения может говорить также и о наличии других неисправностей автомобиля.
5. Увеличение расхода топлива – ситуация, при которой нужно обратит внимание на состояние мотора, так как данный показатель может говорить о различных проблемах установленного силового агрегата.
6. Плавающие обороты, которые отображаются на тахометре дерганием стрелки.
7. Рывки при разгоне или простом движении.
Причины возникновения троения двигателя
Признаком того, что двигатель начал троить, является изменение такта его работы, появление своеобразного звука. «Троение двигателя» — неисправность, которая приводит к прекращению работы одного или большего количества цилиндров. Поэтому автомобиль не получает полной мощности, которую ранее отдавал установленный силовой агрегат, повышается расход топлива, и возникают проблемы другого характера.
К основным причинам троения двигателя можно отнести следующее:
— Неправильно установлен момент зажигания.
— Происходит подсос воздуха в системе вакуумного усиления тормозов.
— Неисправность свечей зажигания. Стоит отметить, что данная проблема является наиболее распространенной, так как свечи зажигания нужно менять после прохождения автомобилем каждые 20 000 километров (этот показатель зависит от рекомендаций, которые дают конструкторы каждому автомобилю).
— Пробой высоковольтного провода, который подходит к свече зажигания.
— Неисправность установленного конденсатора.
— Нарушение герметичности системы в районе впускного коллектора.
— Появление прогара одного из поршня, клапана.
— Поломка поршневых колец, их деформация и износ также приводят к появлению данной проблемы.
— Неправильная регулировка клапанов газораспределения.
— Большая степень износа рокера.
— Пробой установленной прокладки ГБЦ.
— Любой вид износа (затвердение, пробой, разрушение) маслосъемных колпачков.
— При неправильной регулировке карбюратора также может произойти нарушение работы цилиндров.
— Состояние установленного вала трамблера, подшипника поворотной пластины.
— Засорение воздушного фильтра.
— Потеря герметичности мембраны вакуумного регулятора опережения зажигания.
— Использование неподходящих свечей (учитываются не только размеры, но и другие параметры этого элемента) к данному двигателю.
Пожалуй, это наиболее распространенные проблемы с двигателем (в данном случае рассматриваем силовые агрегаты ВАЗа). При этом отметим, что практически все данные причины возникновения троения двигателя характерны и для вариантов исполнения силовых агрегатов других авто производителей.
Как можно определить неработающий цилиндр
Самый простой и точный способ проверки — это считывание параметров двигателя с помощью диагностического сканера, который выведет всю информацию по работе двигателя на дисплей и укажет в каком из цилиндров проблема.
Лично я пользуюсь автосканером марки Scan Tool Pro Black Edition.
Плюс данного устройства в том, что он считывает не только двигатель, но и остальные системы автомобиля, а учитывая его низкую стоимость, всего 1950 руб., его может позволить себе каждый.
Вся информация выводится на экран смартфона. Подключение происходит через блютуз. Так что всем советую рассмотреть подобного рода устройства к приобретению, стоимость сканера отобьётся за 1 – 2 поездки на сервис для диагностики.
Если диагностического адаптера нет под рукой, то воспользуйтесь методом описанным ниже.
Для того чтобы снизить круг поисков причины возникновения троения двигателя, нужно определить то, какие цилиндры перестали работать или работают неправильно. Для этого можно воспользоваться старым, простым и надежным методом, который не предусматривает необходимость наличия сложного оборудования. Отметим следующие особенности проведения проверки неработающего цилиндра:
1. Метод поочередного снятия высоковольтного провода со свечей зажигания для определения неработающего цилиндра используется достаточно давно.
2. При его проведении нужно быть осторожным, так как есть вероятность получения поражения токам.
3. При проведении подобной работы нужно стать на диэлектрическую основу, чем может стать резина или древесина, предварительно подготовить сухую и чистую ветошь. Снимать, нужно, взявшись за провод, а не колпачок. Внимательно проследите за тем, чтобы во время выполнения работы не было соприкосновения тела с кузовом автомобиля.
4. Далее повышаются обороты двигателя до 1500 об/мин.
5. Поочередно проводится снятие колпачков со всех цилиндров. Если при снятии звук работы автомобиля поменялся, то цилиндр работает правильно. Если звук остался прежним, это указывает на то, что данный цилиндр не работает.
Определение неработающего цилиндра можно назвать достаточно важным моментом, так как в данном случае, если он был определен правильно, круг поиска неисправности, повлекшей возникновение троения двигателя, значительно сужается.
О причинах возникновения троения двигателя более подробно
Несмотря на то, что троение, как правило, проявляется постоянно одинаковыми признаками изменения работы мотора, знание особенностей причин возникновения этой неисправности автомобиля, может помочь с решением проблемы. Рассмотри причины возникновения троения более подробно:
Не правильный момент установки зажигания. Если причиной возникновения неисправности является неправильно выставленное зажигание, то троение сопровождается следующим звуком: похлопывание, пропуск одного из такта работы, при котором двигатель немного «подпрыгивает». Для проведения диагностики данной неисправности нужно слушать работу мотора на холостом ходу, так как при повышении оборотов обычно работа силового агрегата становится ровной. Вышеуказанные признаки могут свидетельствовать о слишком раннем зажигании, что может подтвердиться рывкообразное поведение мотора при его прокручивании стартером во время запуска. Данная причина возникновения троения легко решаемая, и не влечет к большим денежным затратам.
При наличии вакуумного усилителя тормозов, наиболее распространенной проблемой, которая приводит к троению двигателя, является потеря герметичности системы в шланге, диафрагме или клапане. Нарушение герметичности приводит к появлению излишков воздуха в системе, что приводит к обеднению подаваемой смеси и пропускам воспламенения в цилиндре. Пропуски воспламенения в цилиндре приводят к намоканию свечи, а это не дает ей воспламенять сжатую смесь. Сложность данной проблемы заключается в отсутствии специальных устройств и механизмов, которые позволяют с высокой точностью определить место потери герметичности.
Неисправность, связанная со свечами зажигания – наиболее распространенная на сегодняшний день. Рассматривая данную проблему, стоит отметить, что свечи зажигания относятся к элементам автомобиля, которые нужно периодически заменять для обеспечения его надежной работы. Наличие искры не может говорить о ее полной исправности, так как воспламенение смеси происходит в очень тяжелых условиях. Менять свечи зажигания нужно согласно установленным срокам. Данную работу можно выполнить самостоятельно, однако для этого нужно иметь некоторый инструмент: свечные головки, несколько удлинителей и переходников (все зависит от особенностей мотора).
Пробой высоковольтного провода и конденсатора можно объединить в один пункт. Определить подобную проблему, когда повреждены конденсатор или высоковольтный провод, можно путем их частичной или полной замены, использованием мультиметра. Определить пробой также можно при осмотре данных элементов в полной темноте. Так вспышки света могут говорить о наличии подобной проблемы. Также при проведении осмотра высоковольтного провода нужно обратить внимание на состояние его наконечника: он должен быть однотонного цвета без светло-серого налета на внутренней поверхности, серо-коричневых точек снаружи (эти признаки говорят об износе провода). Эти изменения цвета высоковольтного провода говорят о том, что он работал в тяжелых условиях при неисправной свече или других элементов двигателя. Если не обратить внимания на данное изменение вовремя, то может пройти пробой провода. Для того чтобы правильно диагностировать состояние высоковольтного провода, подходящего к свечам зажигания, нужно воспользоваться мультиметром для измерения сопротивления. При этом отметим, что норма показаний отличается у различных авто производителей, что связано с особенностями установленного мотора. Сопротивление высоковольтного провода зависит от его длины, но показатель не должен превышать величины в 20 КОм. Если же прибор показал показания выше 20 КОм, то нужно искать причину возникновения подобного сопротивления.
Потеря герметичности около коллектора приводит к возникновению троения мотора. Однако данная проблема является не причиной, а только признаком другой неисправности двигателя. Потеря герметичности зачастую возникает из-за неправильной сборки или использования плохих прокладок, вследствие их износа.
Поломка поршневых колец, их деформирование нельзя отнести к частым явлениям, вызывающим троение. Проверить состояние поршневых колец можно при помощи замера компрессии. Если измерения показали низкий уровень компрессии, то для исключения неисправности ГБЦ немного наливаем масла в цилиндр и, если показатель компрессии повысится, то неисправность будет заключаться в поршневой системе.
Не правильная регулировка клапанов влияет на их открытие или закрытие (оно может быть полным или частичным). Для решений подобной проблемы нужно провести повторную регулировку клапанов. Износ рокера – еще один повод для возникновения троения мотора. Ведь рокер отвечает за своевременное открытие или закрытие клапанов.
Проблемы с трамблером могут привести также к неправильной работе мотора. Часто на новых автомобилях можно встретить износ самого вала, втулок, которые он вращает. Зазор между контактами возникают вследствие износа установленных подшипников поворотной пластины.
Засорение воздушного фильтра может привести к появлению подобной проблемы. Это связано с тем, что если воздушный фильтр находится в плохом состоянии, то его пропускная и фильтрующая способность значительно ухудшаются, что не дает обогатить смесь нужным образом. Для того чтобы устранить проблему достаточно заменить фильтр и двигатель будет работать нужным образом. Проводить замену воздушного фильтра нужно согласно рекомендациям производителя автомобиля
Все вышеперечисленные неисправности могут стать причиной возникновения троения двигателя.
Осмотр высоковольтного провода на выявление причин возникновения пробоя
Для того чтобы определить состояние высоковольтного провода, который подходит к свече зажигания, нужно выполнить следующее:
1. Снимаем наконечник (он может быть резиновым или металлическим) который надевается на свечу зажигания.
2. Структура высоковольтного провода выглядит следующим образом: в обмотке находится центральная жила провода, а наконечник, который одевается на свечу, имеет упорный металлический пятак. Вид наконечника практически на всех автомобилях одинаковых, однако в некоторых случаях может немного отличаться. Но стоит помнить, что основным предназначением данного элемента является надежная передача тока к свече зажигания.
3. Жила высоковольтного провода должна очень плотно прилегать к «пятаку» стального наконечника, который надевается на свечу зажигания. Так из-за естественного старения между проводом и стальным пятаком контакт может пропасть вследствие окисления металла. Это может быть первой причиной повышения сопротивления провода, а также возникновения троения. Проверить окисление контакта можно следующим образом: вторым щупом мультиметра касаемся центральной жилы высоковольтного провода, и показания прибора в этом случае должны соответствовать норме. Если же это не произошло, то нужно искать другую причину проблемы.
4. В некоторых случаях жила высоковольтного провода прогорает по всей длине. Для выявления подобного участка провода нужно воспользоваться особым наконечникам мультиметра, который похож на иголку. Через каждые 5-10 миллиметров проводим прокалывание провода до выявления пораженного участка. При нахождении хорошего участка показания мультиметра будут отмечать нужный показатель сопротивления. При обнаружении расплавленного или прогоревшего участка отрезаем его, если длина высоковольтного провода это позволяет, тем самым восстанавливаем стабильную работу двигателя. Если длина провода это не позволяет обрезать проблемный участок, то высоковольтный провод придется менять целиком.
Еще раз отметим, что проводить подобные работы нужно осторожно, так как есть вероятность удара током!
Замена свечей зажигания своими руками
Из всех вышеперечисленных проблем, неисправность свечей зажигания встречается наиболее часто. Поэтому мы рассмотрим данную проблему более детально.
Заменять свечи зажигания нужно согласно установленному сроку, так как только в данном случае можно обеспечить надежную и стабильную работу мотора. Как правило, свечи заменяют после прохождения автомобилем более 20 000 километров (для каждой марки установлен свой срок), однако при появлении троения двигателя, заменить этот элемент нужно раньше установленного срока.
Проведение замены свеч зажигания можно разделить на следующие этапы:
1. Перед началом проведения работы нужно очистить подкапотное пространство от мусора и грязи, так как попадание посторонних элементов в цилиндры не допустимо.
2. Снимаем элементы мотора для того, чтобы получить беспрепятственный доступ к свечам зажигания. В некоторых случаях, снять все элементы для беспрепятственного доступа к свечам зажигания практически не возможно, так как нужно будет разобрать огромное количество элементов. Для того чтобы снять свечи в данном случае нужно воспользоваться специальными удлинителями и переходниками. Стоит отметить, что перед началом выполнения работы нужно дождаться полного охлаждения мотора, так как можно при ее проведении обжечься.
3. Проводим выкручивание свеч поочередно, отсоединяя высоковольтные провода. При этом отметим, что для предотвращения несчастного случая, нужно предварительно вынуть аккумулятор из автомобиля, так как в некоторых случаях, при определенных неисправностях, даже при выключенном зажигании может подаваться электричество. При выкручивании нужно следить за приложенной силой, так как если свеча не поддается, лучше провести подобную работу в автосервисе. Это связано с тем, что если свеча не поддается выкручиванию, то есть вероятность срыва резьбы.
4. Для предотвращения попадания мусора в образовавшиеся отверстия нужно их на время прикрыть.
5. Вкручивание свечей на первом этапе происходит при помощи рук, а далее докручиваются при помощи специльного механизма, позволяющего измерить величину приложенной силы (при отсутствии подобного механизма свеча докручиваются еще на ¾ оборота). Подключаются высоковольтные провода.
6. Проверяется работа двигателя.
7. Проводится сбор всех элементов в обратном порядке.
Проводить замену свечей зажигания для обеспечения стабильной работы двигателя нужно периодически. Как видно из вышеперечисленных этапов проведения подобной работы, ее можно выполнить самостоятельно без использования специльного инструмента.
Почему двигатель троит на холостых
Нестабильная работа на холостом ходу – распространенная проблема ДВС, работающих на бензине, дизеле и газе. Если троит мотор на холостых, причина часто кроется в неправильной подаче топлива, неисправной системе зажигания или отсутствии компрессии. На инжекторных моторах к перечисленным прибавляются ещё и проблемы с датчиками.
Часто троение двигателя на ХХ проявляется лишь на холодном моторе или только на прогретом – это обстоятельство может облегчить поиск причин неполадок. Наша статья поможет узнать, почему троит двигатель на холостом ходу, от чего плавают обороты ХХ и как выявить неисправность. Также разберем самые распространенные причины неровной работы ДВС для популярных моделей авто.
Почему троит двигатель на холостых оборотах
Когда двигатель неровно работает и троит на холостых оборотах и на более высоких, в том числе в движении, это указывает на повреждение элементов цилиндро-поршневой группы, либо на серьезные проблемы с подачей топлива.
Прогоревшие клапана одна из основных причин троения двигателя на холостых оборотах
Основные причины, почему двигатель троит на холостых, но ровно работает на ходу:
На конкретные причины, почему двигатель троит на холостых оборотах при низкой частоте вращения коленвала, часто указывают условия проявления неполадок – на холодную или после прогрева и используемый вида топлива – бензин, газ, дизель.
Если ДВС нестабильно работает и троит при любой температуре и на разных оборотах, виновниками могут быть:
Поврежденная свеча причина троения при любой температуре и на разных оборотах
Для удобства определения того, почему двигатель троит на холостых, причины его нестабильной работы ниже разделены на категории, для холодного и прогретого, бензинового, газового и дизельного ДВС.
Холодный двигатель троит на холостых оборотах
Если двигатель троит на холостом ходу на холодную, скорее всего, имеет место одна из этих проблем:
Ниже в таблице собраны основные причины, по которым троит карбюраторный мотор на ХХ, а также вероятные причины аналогичной проблемы на авто с инжектором. Есть 7 главных причин, почему холодный двигатель троит на холостых.
Какая причина | Из-за чего возникает | Признаки |
---|---|---|
Заливает свечи при запуске | Переливает форсунка инжектора из-за ее износа. | Двигатель тяжело заводится, после старта работает неравномерно, но после прогрева симптомы постепенно уходят. На инжекторных авто на панели приборов загорается ошибка Check Engine. Характерным признаком перелива топлива являются черные и мокрые свечи с ярко выраженным запахом бензина. |
Изношенный холодный лямбда-зонд не может передать в ЭБУ нормальные данные о дефиците воздуха для коррекции смеси (инжектор). | ||
Неправильно отрегулирована подача топлива карбюратором в режиме холостого хода. | ||
Пропуски воспламенения смеси из-за изношенных и грязных свечей. | ||
Пробивает/отходит проводка | Износ проводки из-за вибраций, влаги, нагрева, окисления, приводит к ухудшению контакта в важных цепях (зажигание, датчики), из-за чего искра в цилиндр не подается или подается нестабильно. | Двигатель работает некорректно, троит и вибрирует, при этом перебои могут возникать в разных цилиндрах. При визуальном осмотре проводки можно заметить окисленные клеммы, разъемы, нарушение целостности изоляции, не пропаянные или не обжатые скрутки. |
Подсасывает воздух на впуске | Неплотно затянутые хомуты патрубков на впуске пропускают воздух “на холодную”. | Троит холодный двигатель на холостых оборотах. На свечах появляется светлый нагар из-за обеднения смеси. Выявить место подсоса можно с помощью окуривания системы впуска дымогенератором. |
Плохое прилегание фланца ресивера приводит к подсосу воздуха в зазор. | ||
Плохой контакт фланца дроссельного узла или карбюратора приводит к подсосу воздуха. | ||
Нарушение герметичности системы ВУТ приводит к подсосу воздуха, особо выраженному при нажатии педали тормоза. | Двигатель начинает сильнее троить при нажатии на педаль тормоза, может глохнуть при торможении. При нажатии педали тормоза может проявляться шипение. | |
Проблемы с клапанами | Если клапаны регулируются механически (гайками, шайбами, стаканчиками толкателей) – при чрезмерном зазоре клапана он не может открыться полностью. В итоге соответствующий цилиндр не может на равных участвовать в работе мотора. | Холодный двигатель троит, трясется, из ГБЦ может доноситься цокот распредвала или гидрокомпенсаторов. По мере прогрева шейка клапана удлиняется/гидрокомпенсатор набирает масла, клапан открывается лучше и симптомы становятся менее выраженными. |
Если клапаны регулируются гидрокомпенсаторами – изношенный компенсатор при стоянке теряет масло, из-за чего клапанный зазор на старте оказывается чрезмерным. | ||
Снижение компрессии | В результате износа поршневых колец увеличивается зазор между поршнем и стенкой цилиндра. | При замере компрессии цилиндры показывают разный результат, на холодную мотор троит и вибрирует. После прогрева, из-за расширения колец и появления масляной пленки на стенках цилиндров, рабочее давление в них повышается. |
В камеру сгорания попадает антифриз | Из-за прогара прокладки или повреждения ГБЦ охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, нарушая работу мотора. | Двигатель троит на ХХ при холодном запуске, из выхлопа в это время валит белый дым. Наблюдается снижение уровня антифриза в бачке. Если проблема только появилась – при прогреве она может уходить из-за лучшего прижатия прокладки после нагрева, при усугублении проблемы мотор троит и “на горячую”. |
Загрязнение дроссельного узла и регулятора холостого хода | Отложения на дроссельной заслонке, каналах дросселя и регулятора холостого хода приводят к появлению зазоров, в которые поступает избыточный воздух. | Запущенный мотор работает нестабильно, холостые обороты плавают. При осмотре видно, что дроссельная заслонка и шток РХХ покрыты отложениями, которые обычно темные и жирные. |
Двигатель троит на холостых после прогрева
Когда троит прогретый двигатель на холостых оборотах, это может быть признаком следующих проблем:
В чем проблема | Почему возникает | Как можно понять |
---|---|---|
Присутствует масло в камере сгорания | Износ маслосъемных колец поршня приводит к тому, что излишки масла не удаляются из камеры сгорания. | Двигатель троит на горячую на холостых, из выхлопной трубы появляется сизый дым. Усиливается расход масла. На свечах можно заметить отложения, имеющие шероховатую пористую структуру. |
Сальники клапанов (маслосъемные колпачки) из-за естественного износа начинают пропускать масло из ГБЦ в камеру сгорания. | ||
Проблемы с проводкой и/или датчиками | Из-за попадания влаги, масла, вибраций и нагрева проводка окисляется, портится ее изоляция, теряется контакт с датчиками. | Двигатель работает неравномерно, проблемы могут возникать и “на холодную”, и “на горячую”. Искать место замыкания или плохого контакта нужно визуально и с помощью тестера. |
Проблемы с зажиганием | На авто без индивидуальных катушек зажигания после нагрева растет сопротивление высоковольтных проводов, из-за чего искра ослабевает или возникает пробой. | Двигатель троит “на горячую”, если посмотреть под капот в темноте – вдоль высоковольтных проводов заметно искрение и свечение (так называемое «северное сияние»). При неисправной катушке зажигания работа мотора не меняется после снятия катушки или провода со свечи. |
Из-за замыкания, пробоя ли другой поломки общей катушки зажигания искра не доходит до цилиндра. Часто проблема проявляется попарно, «отваливаются» 2 цилиндра. | ||
На моторах с раздельными катушками цилиндров выход из строя одной из них не дает образоваться искре в цилиндре. | ||
Проблемы со свечами зажигания | Из-за износа или загрязнения свечи не могут нормально подавать искру. | Мотор тяжело стартует, работает неравномерно, возникают проблемы с разными цилиндрами по очереди. Возможно «северное сияние», если искре пробить изоляцию проще, чем свечной зазор. |
Неверно подобрано калильное число свечей. | Мотор работает нестабильно из-за калильного зажигания. Возможны проблемы с глушением, когда после выключения зажигания ДВС делает еще несколько оборотов. | |
Богатая смесь | Неправильно отрегулирована подача топлива и троит двигатель (карбюратор) на холостом ходу. | Двигатель троит, работает неравномерно, проблемы проявляются в разных цилиндрах. Свечи зажигания при этом покрываются черным нагаром. На инжекторе появляется ошибка. |
Из-за износа форсунки льют избыток топлива, поэтому троит двигатель на холостых оборотах (инжектор). | ||
Неисправные датчики (ДМРВ, лямбда-зонд) не могут правильно определить количество подаваемого бензина. | ||
Пережаты клапана | Если на моторе с механической регулировкой клапанов сбилась их настройка, зазор недостаточно большой – клапан не закрывается полностью, эффективность цилиндра падает. | Троение мотора усиливается по мере прогрева. Возможны выстрелы в глушитель (если пережат выпускной клапан) или хлопки в ресивер (если проблемы со впускным). |
Подсос воздуха | Нарушение герметичности впускной системы из-за прохудившейся прокладки между ГБЦ и ресивером, коллектором и карбюратором, слабого прижима хомутов, протирания патрубков, приводит к поступлению избыточного воздуха. | Мотор работает неравномерно, при этом свечи покрываются светлым нагаром, свидетельствующем о бедной смеси и перегреве. |
Двигатель на газу на холостых троит
Ситуации, когда троит двигатель на холостом при переключении на газ, встречаются часто и особенно характерны для систем 1–3 поколения, не имеющих гибкой настройки и обратной связи. Там чаще всего причиной становится неверное соотношение смеси на редукторе.
На системах ГБО 4 поколения и новее чаще возникают проблемы из-за раннего переключения, проблем с забитыми или неисправными форсунками и MAP-сенсором. Так как современные системы газобаллонного оборудования оснащаются собственными ЭБУ, диагностировать проблемы с ними лучше с помощью компьютера.
Общей проблемой для всех систем ГБО являются фильтры. Менять их желательно каждые 10 тыс. км, но если газ некачественный или используются медные магистрали – фильтры могут засоряться быстрее. В таблице ниже указаны 6 основных причин, почему на газе на холостых троит двигатель.
Проблема | Из-за чего возникает | Характерный признак |
---|---|---|
Забиты газовые фильтры | Из-за несвоевременной замены и/или использования некачественного топлива забиваются фильтры, подача топлива становится неравномерной. | Мотор работает нестабильно, при снятии корпуса фильтра видны загрязнения, налет, серый порошок. |
Не отрегулирован редуктор подачи газа | Неправильная настройка редуктора ГБО приводит к тому, что он недоливает или переливает топливо. На старых системах (до 3 поколения) настройки редуктора сбиваются со временем из-за вибраций и естественного износа. | Если смесь бедная – возникают провалы, на свечах появляется светлый нагар. Если богатая – могут проявляться выстрелы в глушитель, из выхлопа ощущается запах газа, расход топлива повышается. |
Проблемы с системой зажигания | Газовую смесь пробить искрой тяжелее, чем бензиновую, поэтому даже при небольших проблемах с проводкой или свечами мотор начинает троить (хотя на бензине все нормально). | Мотор троит, работает с перебоями, вибрирует. В темноте возможно «северное сияние» на высоковольтных проводах. Возникает детонация, звон, повышается расход топлива. |
Из-за неправильно настроенного зажигания смесь сгорает не вовремя, возникают пропуски зажигания и нестабильная работа | ||
Засорены газовые форсунки | Забитая из-за некачественной очистки форсунка ГБО не может нормально подавать топливо, мотор троит. | На газе на холостых троит двигатель, обороты плавают. Если забита одна форсунка – цилиндр вообще не участвует в работе, проявляется выраженное троение на газе при холостом ходе, отсутствующее на бензине. |
Неверно настроена температура переключения | При испарении газ поглощает много тепла, и если в системе установлена слишком низкая температура перехода (меньше 40 градусов) – редуктор обмерзает, мембрана дубеет, возникают перебои в подаче газа. | Редуктор при переходе на газ холодный, покрывается инеем, со временем после прогрева нормальная работа ДВС восстанавливается. |
Неисправен MAP-сенсор | При неисправности датчика давления (MAP, ДАД) система ГБО не может правильно дозировать топливо, мотор работает с перебоями. | Спонтанные переключения газ-бензин, отказ перехода на газ, плавающие обороты, рывки в движении, потеря тяги и перерасход топлива. |
Троит дизель на холостых
Работающий на дизтопливе мотор, в отличие от бензинового не имеет системы зажигания, что сокращает количество причин, по которым троит дизельный двигатель на холостых оборотах. Четыре основных причины, почему троит двигатель на холостых (дизель), указаны в таблице:
Почему возникает | Причина | Как проявляется |
---|---|---|
Проблемы со сжатием смеси | Из-за износа цилиндро-поршневой группы увеличиваются зазоры между кольцами, поршнями и цилиндрами, происходит прорыв газов, компрессия падает и топливо не может воспламениться. | Мотор троит, работает нестабильно, теряет тягу и приемистость. По мере прогрева симптомы становятся менее выраженными из-за расширения деталей и уменьшения зазоров от нагрева. |
Из-за нарушения регулировки клапанов (недостаточный зазор) или проблем с гидрокомпенсаторами происходит прорыв газов, нужное давление не достигается. | Нестабильная работа ДВС, выраженный отказ цилиндра с неправильным клапаном, потеря динамики. Возможны дым и копоть из выхлопа из-за неполного сгорания топлива. | |
Проблема со свечами накала | Свечи не включаются из-за поломки или проблем с проводкой (плохой контакт и т. д.). | Мотор тяжело стартует “на холодную”, из выхлопа идет сизый или черный дым и копоть от недогоревшего топлива, после прогрева троение уходит. |
Свечи не отключаются из-за проблем с реле. | Мотор работает нестабильно после прогрева из-за нарушения момента воспламенения топлива, на приборной панели горит индикатор свечей накала, а их реле не щелкает. | |
Низкое качество самого дизтоплива | Плохая солярка не может нормально сгорать в цилиндрах. | Дизельный двигатель нестабильно работает, троит, дымит. |
Проблемы с подачей топлива | Неисправная форсунка не льет топливо в цилиндр или льет неправильно, из-за чего цилиндр нормально не работает. | Мотор ощутимо троит, один из цилиндров явно не участвует в работе, из выхлопа вылетает несгоревшее топливо. |
Момент впрыска топлива отрегулирован неправильно, из-за чего солярка подается слишком рано или поздно. | Двигатель тяжело стартует, работает нестабильно, проявляется детонация, звон. |
Как определить причину троения на ХХ оборотах
Чтобы выяснить, почему двигатель троит на холостых, необходимо поэтапно продиагностировать все системы, которые могут быть причастны к проблемам. Начинать стоит с электрической части, так как доступ к ней проще, и именно она чаще всего вызывает перебои в работе ДВС, а заканчивать – механикой. Основная задача определить цилиндр на котором происходит сбой работы (полный либо периодический) и вызывает то самое “троение”.
На трех- и четырехцилиндровых двигателях определить это можно по неровной прерывистой работе, вибрации, тряске и хлопках в выхлопной. На шести- или двенадцатицилиндровых только в результате компьютерной диагностике или в результате осмотра всех компонентов системы зажигания и герметичности цилиндров. Проверке подлежат свечи, высоковольтные провода, катушки или модуль зажигания, компрессия и возможность подсоса воздуха на впуске.
Если есть возможность, воспользуйтесь диагностическим сканером, коды ошибок могут облегчить поиски причины:
Ошибка P0302 в диагностическом сканере указывает о пропусках в 2 цилиндре
Без диагностического оборудования выявить проблемный цилиндр можно, поочередно снимая свечные провода или фишки катушек с каждого цилиндра. Если при снятии работа мотора ухудшается – цилиндр рабочий. Если ничего не меняется – проблема в этом цилиндре.
Определившись с цилиндром остается проверить, есть ли там искра и компрессия.
Как проверить катушки зажигания и высоковольтные провода, если двигатель работает с перебоями: видео
Проверить высоковольтные провода и катушки можно, поменяв их на заведомо рабочие. Если при перемещении детали в соседний цилиндр приведенный выше способ проверки указывает уже на его неработоспособность – дело именно в ней. Модуль зажигания и катушки также можно проверить, замерив сопротивление на выводах мультиметром и сравнив с заявленным производителем.
Свечи проверяются путем визуального осмотра. При повреждении изолятора, электродов и увеличенном зазоре между ними необходима замена. Замасливание свечи указывает на проблемы с маслосъемными кольцами или сальниками клапанов. Если свеча залита бензином, при этом провод и катушка исправны – переливает форсунка или есть проблемы с зажиганием. Сухая свеча с белым нагаром говорит о бедной смеси, которая может быть следствием плохой работы форсунок, подсоса воздуха во впускной коллектор. Черный нагар, причем только в одном цилиндре – один из признаков низкой компрессии.
Проверка работы цилиндров двигателя на авто с электронным бесконтактным зажиганием: видео
Наличие искры можно проверить и на практике, выкрутив свечу из цилиндра, подключив к ней катушку или высоковольтный провод, замкнув резьбовую часть с помощью проводника на массу и заведя двигатель. При этом нужно снять фишку с форсунки, расположенной в цилиндре, где отсутствует свеча, чтобы его не заливало бензином. При использовании этого метода необходимо соблюдать осторожность, тщательно проверить контакт и не касаться токоведущих частей, а также исключить риск попадания посторонних предметов в цилиндр через открытое свечное отверстие!
Диагностировать форсунки лучше всего на стенде. Но в некоторых случаях достаточно визуального осмотра и проверки мультиметром.
Выявить механические неисправности – прогоревший клапан или поршень, залегшие кольца, труднее. Признаком одной из этих неисправностей является падение компрессии в цилиндре. Для установления конкретной причины необходим эндоскоп, а в некоторых случаях – снятие клапанной крышки или ГБЦ.
Если троит двигатель на холостых оборотах только на газу, а при переходе на бензин проблема исчезает – круг потенциальных виновников можно сузить к тем, что характерны лишь для газа и перечислены выше.
Основные неисправности популярных моделей авто
Ниже представлен список наиболее распространенных причин, по которым может троить двигатель на ХХ в популярных моделях авто. С его помощью найти и устранить причину будет проще.
Авто | Причина (слабое место) |
---|---|
ВАЗ 2108-2115, Лада Калина, Гранта, Приора | LADA, оснащенные 8-клапанным мотором, часто троят из-за подсоса воздуха. Обычно он возникает из-за плохой затяжки впускных патрубков, реже – из-за неплотного прижима дросселя, ресивера, форсунок. Иногда возникают проблемы с проводами и свечами. Также распространены проблемы со шлангом ВУТ или самим усилителем. На моторах с прорезиненным шкивом ДПКВ причиной троения может быть его износ. |
На 16-клапанных моторах большинство проблем вызвано теми же причинами что и 8-клапанных: подсос, разгерметизация вакуумных шлангов или самого ВУТ, проблемы со свечами, но к ним еще добавляются проблемы с катушками зажигания. | |
Хендай Акцент | На Hyundai Accent и родственных моделях мотор может троить из-за попадания воды в свечные колодцы после мойки или езды по лужам. |
Фольксваген Гольф | На Volkswagen Golf и родственных моделях распространена нестабильная работа из-за засорения форсунок. Также характерны типичные для всех проблемы с зажиганием (свечи, катушки). При сильном износе мотор троит из-за недостаточной компрессии. |
Газель | Проблемы с катушками зажигания, свечными проводами, самими свечами. Нельзя исключать и подсос. Возможно растяжение цепи ГРМ. |
Ланос | Основные причины – свечи, ВВ провода, подсос воздуха. Реже встречаются проблемы с клапанами, прокладкой ГБЦ, износом поршней. |
Митсубиши Лансер 9, 10 | На Mitsubishi Lancer 9 и X троит двигатель на холостых из-за проблем со свечами, их наконечниками, также возможно засорение топливной системы. |
Нива Шевроле | Часто троит из-за свечей, высоковольтной проводки и подсосов. Возможны проблемы с гидрокомпенсаторами. Также вероятно растяжение цепи. Иногда – неисправный ДМРВ. |
Опель Корса / Астра / Вектра / Мерива | Троит из-за подсосов, проблем со свечами, неправильных показаний ДМРВ. |
Выясняя, почему троит двигатель на холостых оборотах, обращайте внимание даже на мелочи, потому что минимальный подсос, небольшое ухудшение контакта датчика или изменение его показаний уже нарушают работу ДВС. Чаще всего это как раз и проявляется в том, что в движении мотор работает нормально, но на холостых – ощутимо троит.