Машина связи 15в190 модель
Skoda Octavia с мотором на 190 л.с. Стоит ли за нее переплачивать
Автомобиль четвертого поколения возмужал. При габаритах 4689х1829х1486 мм (длина + 19 мм, ширина + 15 мм) машина балансирует между гольф и средним классом, а его экстерьер после вмешательства нового шеф-стилиста марки Оливера Штефани наконец лишился странных элементов типа двойных фар, которые, как говорят, стоили места бывшему рулевому дизайнерской команды Йозефу Кабану.
К тому же оптика отныне за доплату может быть матричной, с адаптивным переключением с дальнего на ближний, что большая редкость для массовых моделей сегмента С.
Задние фонари оснащены не менее крутыми динамическими индикаторами поворота, в салоне зазвучали премиальные нотки, а список практичных решений Simply Clever в очередной раз расширен.
Не так давно стартовали продажи Octavia с 2-литровым 190-сильным мотором и 7-ступенчатым «роботом».
Прежде чем рассказать о том, как едет самый производительный из продающихся в России вариантов Octavia, напомним о ключевых «фишках» модернизированного лифтбека.
Важно и то, что увеличенный кузов позволил добавить свободного пространства в салоне, особенно во втором ряду.
Багажное отделение также прибавило 10 литров (до 578 литров) и кажется по меркам сегмента попросту безразмерным. К тому же, как и прежде, здесь нет недостатка в «умных» решениях типа крепежных уголков, набора сеток и крупных откидных крючков для сумок и пакетов. Или, скажем, за доплату в машине появится фаркоп, который выдвинется, если нажать кнопку в багажнике, и пятая дверь с электроприводом, которую можно закрыть, надавив на ее кромку. Согласитесь, прогресс более чем серьезный.
Стоит ли говорить, что на любом из кресел с в меру мягким наполнителем и функцией подогрева удобно сидеть. На тыльной стороне передних сидушек предусмотрены разнокалиберные кармашки для размещения мелочевки и гаджетов.
Внутренние панели обшиты преимущественно мягкими пластиками, а опционная кожа кресел выглядит дорого. Опциональная светодиодная фоновая подсветка предлагает выбор из 30 оттенков с источниками на передних дверях, передней панели и пространстве для ног. Есть также система бесключевого доступа, позволяющая открывать любую из четырех дверей, не доставая ключ из кармана.
Придраться же можно лишь к тому, что трансмиссионный тоннель на втором ряду высоковат, а потому крадет место у ног центрального пассажира. Ну и не радует, что разъемы USB-C, разбросанные по всему салону, безальтернативны, так что запасайтесь соответствующими шнурами или переходниками. Удивило также, что в тестовом автомобиле полностью вытеснили розетки на 12 В.
Зато в топе предлагается девять подушек безопасности, цифровая приборка, трехзонный климат-контроль, адаптивный круиз, система контроля рядности и слепых зон, ассистент выезда с парковки задним ходом, автопарковщик и система кругового обзора.
Необходимо отметить также технические особенности самого мощного на сегодня 190-сильного исполнения.
На задней оси здесь применена «многорычажка», способствующая наилучшей маневренности. В то время как младшие версии (с моторами объемом 1,6 л и 1,4 л) довольствуются отлично настроенной, но все же не заточенный на максимально активный драйв задней торсионно балкой.
Так чем же хороша топовая версия? Стоит ли за нее переплачивать, или можно сэкономить и взять достаточно бодрый 150-сильный турбированный вариант с максимально надежным «автоматом» Aisin?
Даже в базовом режиме трансмиссии Drive с реакцией машины на газ не возникает ни малейшей задержки, а если качнуть микроселектор коробки на себя, к положению S, Octavia начинает вести себя, как кот Леопольд, объевшийся «Озверина». Точки переключений преселективного «робота» смещаются ниже, и при каждом нажатии на «газ» вас приятно вдавливает в кресло, как в каком-нибудь спорткаре. Причем все это происходит под вполне благородный и агрессивный турбированный рык.
«Робот», как и у предшественника, правда, не особо любит езду в пробках и в рваном ритме. Скажем, если нажать на газ, и бросить правую педаль, то не исключено, что последует легкий трансмиссионный рывок. Однако затем коробка быстро понимает, чего от нее хотят, и возвращается к подчеркнуто плавной работе на манер «автомата».
Подвеска 190-сильного «чеха» также достойна всяческих комплиментов. В сравнении с машиной поколения А7 шасси уже не кажется столь жестким, даже если автомобиль обут в 18-дюймовую или 19-дюймовую резину.
Что же касается цен, за наиболее доступный вариант Octavia со 190-сильным мотором просят 2 121 000 рублей (комплектация Ambition Plus), и это не считая доплаты 20 тысяч рублей за цвет кузова металлик.
Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543
Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их армейская служба была не просто опасна и трудна, но еще и особо секретна. И добавим: особенно если она проходила в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных в 1959 году. В этой публикации поговорим о всевозможных служебных машинах для командования и связи, где в кузовах было смонтировано сложнейшее и секретное оборудование.
Машина боевого управления в неостекленном кузове на автомобиле МАЗ-543А
Машина боевого дежурства с вместительным обитаемым кузовом на шасси МАЗ-543М
Командный пункт в специальном глухом фургоне на автомобиле МАЗ-543М
Стандартизованные кузова-фургоны
В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные герметизированные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами, представлявшие собой вместительные помещения из нескольких отсеков со специальным рабочим оснащением и местами для длительной работы и отдыха персонала. В Советской армии они служили для монтажа оборудования командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и т. д. Многие автофургоны были насыщены наиболее передовым и столь засекреченным оборудованием, что их водители часто вообще не представляли, что они возят.
Обитаемые войсковые кузова производства военного завода п/я 4111
Созданные в СССР стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырехзначную цифровую маркировку и делились на несколько типоразмеров по полезному объему и внутренней длине — от 7 до 12 м. Их полезная нагрузка достигала 15 т, полная масса с учетом шасси, заправки и персонала — 41 т.
Тяжелый кузов 7903 для машин боевого дежурства (из архива НИИЦ АТ)
Разработку спецфургонов разных категорий начинало военное предприятие п/я 4111 или Московский завод автомобильных кузовов. Их сборкой занимались Энгельсский завод специализированных автомобилей из города Энгельс Саратовской области, Центральный ремонтный завод РВСН № 258 из Батайска Ростовской области и предприятие п/я М-5271 — ныне Комбинат автомобильных фургонов (КАФ).
Связь превыше всего: машины радиосвязи, обнаружения и управления
В кузовах этих машин от посторонних глаз была скрыта обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных средств РВСН узкоспециализированного назначения для обеспечения максимально скрытного и эффективного боевого применения подвижных стратегических ракетных систем. Всё это богатство размещалось в типовых обитаемых кузовах с системами жизнеобеспечения, автономными агрегатами питания, антенными устройствами и средствами боевого охранения, смонтированных на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М. По понятным причинам не будем углубляться в их конструкцию и параметры, и лишь коротко упомянем некоторые из машин.
Машина радиосвязи МС-1 в исполнении 15В82 на автомобиле МАЗ-543А
Станция МС-1 в варианте 15В179 с автономной системой электропитания
Машина 15В179 командного пункта дивизионов ракетных систем «Тополь»
Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая тропосферная радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963 году. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, а также для связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше. Первые образцы МС-2 монтировали на МАЗ-543А, но с середины 1970-х годов их основой стал автомобиль МАЗ-543М.
Машина связи МС-2 в исполнении 15В75 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»
Машина МС-2 с раздвижной антенной станции «Торф-2» и укороченной передней аппаратной (фото автора)
Аппаратные и отсек дежурного расчета находились в укороченной герметизированной кабине, представлявшей собой переднюю часть тяжелого кузова-фургона 6702. На открытой задней части рамы шасси размещалось телескопическое антенно-мачтовое устройство с гидроприводом рабочих органов и двумя антеннами тропосферной связи.
Машина связи МС-2 в транспортном положении со сложенной антенной радиостанции «Торф-2»
Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска МПП, входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.
Машина подготовки и пуска в варианте 15В116 для комплекса «Пионер»
Вместе с ними в составе подразделений РВСН находились машины боевого управления МБУ, осуществлявшие контроль за всеми параметрами, оперативное управление и связь в ракетных формированиях. Специализированные варианты таких машин создавали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Их оснащение располагалось в различных кузовах на шасси 543А/543М с двумя–тремя отсеками со световыми люками на покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке.
Машина боевого управления 15В129 командного пункта ракетной дивизии
Машина боевого управления 5В167 командного пункта ракетного полка
В состав берегового артиллерийского комплекса «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с типовым кузовом с пятью рабочими отсеками. В них располагались места операторов и боевого расчета, средства жизнеобеспечения с питанием от электрогенератора и помехозащищенная система управления огнем, обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км и телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей.
Мобильный пост управления огнем А222-Ц1 комплекса «Берег» (из архива завода «Баррикады»)
Машина А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с подъемным радиолокатором (из архива завода «Баррикады»)
Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения неизвестных воздушных аппаратов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара на практически любые летящие цели. В нее входили РЛС для обзора всего воздушного пространства, обнаружения и сопровождения опасных объектов, перемещавшихся на практически любых высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности.
В состав средств управления первой мобильной зенитной системой С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован аппаратной кабиной управления, двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от трансмиссии шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора 30Н6 с поворотным антенным блоком и телескопической антенной, обеспечивавшего одновременное наведение на 12 летящих ракет.
Радиолокатор наведения 30Н6 зенитного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М
Радиолокационная станция 30Н6 комплекса С-300ПМУ в развернутом положении
Станция наведения 30Н6 с поворотным антенным блоком на боевом дежурстве
С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления в тяжелом кузове на шасси МАЗ-543М появился пункт боевого управления 54К6Е в глухом фургоне 6703, обеспечивавший боевые зенитные системы всей необходимой радиоэлектронной информацией.
Мобильный пункт боевого управления 54К6Е зенитного комплекса С-300ПМУ-1
Машина 54К6Е с комплектом средств управления в среднем обитаемом кузове
Усовершенствованный многофункциональный радиолокатор 30Н6Е1 с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и обработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей с одновременным наведением ракет.
Модернизированный радиолокатор 30Н6Е1 в транспортном положении
В ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» применялся модернизированный локатор 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимался на передвижную полуприцепную вышку 40В6М.
Многофункциональный радиолокатор 30Н6Е2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2
В состав средств управления входил пункт боевого управления 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М. Всё это сложное хозяйство обеспечивало одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 летающих объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет.
Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения служила автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1», смонтированная в укороченном глухом кузове на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Она производила прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий.
Командный пункт 49Л6 автоматизированной системы 73Н6 «Байкал-1»
В нее входили самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Машина «Байкал-1» могла одновременно следить за 80 воздушными объектами, находящимися на дальностях до 1200 км, высотах свыше 100 км и перемещающихся со скоростями до 9200 км/ч, одновременно управляя действиями 12 ракетных комплексов, имевших в своем распоряжении 144 пусковые установки.
На фоне узкой специализации автомобилей 543-й серии на мощные боевые системы и машины обеспечения ракетных комплексов создание других видов военной автотехники на этих шасси было практически сведено к нулю. Фактически единственным исключением считался наиболее мощный опытный образец автомобиля с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания, построенный на бортовом шасси МАЗ-543П и испытанный в 1977–1978 годах. Как и его более легкие аналоги на базе серийных грузовиков, этот вариант также снабжался подвижным задним ножом с гидроприводом, срезавшим верхнюю часть грунта на глубину до 10 см. Далее он откидывался на прицепной резиновый фартук, на котором грузовик транспортировал грунт объемом до трех кубометров в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. За несколько часов машина могла вырыть себе укрытие шириной и глубиной более 3 м.
Вторым исключением из правил стал уникальный для своего времени мобильный автономный лечебно-диагностический комплекс экстремальной медицины «Эскулап» на пяти автомобилях МАЗ-543А с функциональными кузовами-фургонами модульного типа. Он предназначался для оказания квалифицированной медицинской помощи нетранспортабельным раненым и пострадавшим хирургического профиля, временной госпитализации и подготовки их к эвакуации. За сутки комплекс мог пропустить 100–120 человек.
Одна из пяти машин медицинского комплекса «Эскулап» на шасси МАЗ-543А
Тыловые транспортные операции Советской армии частично обеспечивали бортовые машины двойного назначения, собранные на упрощенных армейских шасси 543-й серии. На них устанавливали также крановое оборудование и оснащение тяжелых аэродромных пожарных автомобилей. Об этих машинах вы узнаете из следующих выпусков нашего журнала.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии — машина связи МС-2 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2» и раздвижной антенной-мачтой (фото автора)
Машина связи 15в190 модель
Машины связи, обнаружения и управления
Обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных машин узкоспециализированного назначения создавалась в СССР с начала 1960-х годов с ориентацией на обеспечение максимально скрытного и эффективного боевого применения перспективных подвижных стратегических ракетных систем. Все эти мобильные средства монтировали на шасси МАЗ-543А и 543М, оборудованные типовыми обитаемыми кузовами со специальным оборудованием, автономными агрегатами питания, антенными устройствами, средствами боевого охранения и системами жизнеобеспечения. При несении дежурства в малонаселенных регионах источниками энергии служили мобильные электростанции или промышленная электросеть, а для отдыха и питания боевого расчета использовались подвижные столовые и общежития.
Машина связи МС-1 (15В82) комплекса «Пионер УТТХ» в кузове 2212 на шасси МАЗ-543А
Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана в 1960 году по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963-м. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов системы РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, для организации связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше, в районах дислокации и контроля за работоспособностью всех элементов комплексов. Первые образцы МС-2 монтировали на шасси 543А, но с середины 1970-х годов ее основой стал автомобиль МАЗ-543М. Их аппаратная с ультракоротковолновым комплексом приемопередающих устройств 15Э1061 «Брелок» и помещение дежурного расчета находились в двух отсеках короткой герметизированной кабины управления, представлявшей собой переднюю часть типового кузова-фургона 6702. На открытой задней секции рамы автомобиля размещалось складное антенно-мачтовое устройство с комплектом из двух тарельчатых антенн тропосферной связи. В составе РВСН впервые под индексом 15В75 машину МС-2 включили в полковой подвижный командный пункт «Барьер» СРК «Темп-2С» и «Пионер», вариант 15В175 входил в комплекс «Тополь». В подвижном запасном командном пункте 15В119 ракетной дивизии «Выбор» она имела обозначение 15В134.
Машина связи МС-2 (Р-406ВЧ «Торф-2») с антенно-мачтовым устройством на базе МАЗ-543М
Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска (МПП), входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства. Вместе с ними в составе ракетных полков и дивизий находились машины боевого управления (МБУ), осуществлявшие контроль всех параметров, оперативное управление и связь в ракетных системах. Такие машины создавали для каждого вида СРК и конкретного применения, друг от друга они отличались лишь внутренней комплектацией. Все они базировались в среднеразмерных кузовах 2210/2212 или 6702 на шасси 543А/543М с двумя-тремя отсеками со световыми люками на обоих покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке. Внутри них находилось от двух до шести рабочих мест, пульты оператора и командира экипажа, аппаратура управления и средства спецсвязи. Источниками питания являлись собственный электрогенератор мощностью 10 кВт, подвижная электростанция или внешняя электросеть. Первые МПП 15В56 и МБУ 15В55 появилась в подвижных командных комплексах «Барьер» СРК «Темп-2С» и «Пионер». За ними последовала машина боевого управления 15В81 ракетного полка СРК «Пионер УТТХ», в дивизионах разных модификаций комплексов «Пионер» состояла МПП 15В116. Варианты МПП 15В132 и МБУ 15В129 входили в состав подвижного запасного командного пункта 15В119 ракетной дивизии «Выбор».
Машина подготовки и пуска 15В116 на шасси МАЗ-543М для комплексов «Пионер»
Главный пост управления А222-Ц1 берегового артиллерийского комплекса «Берег». 1987 год
Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных систем С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения воздушных объектов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара по практически любым воздушным целям. В нее входили РЛС обнаружения разного уровня и радиолокаторы подсвета и наведения ракет, которые одновременно осуществляли обзор всего воздушного пространства, полностью исключая пропуск опасных объектов, перемещавшихся на всех высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности, а также целей, летящих в любых направлениях в условиях отражения от местных предметов и активного противодействия со стороны противника.
В состав средств управления 83М6Е системы С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на шасси Ф20 – доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован кабиной управления (аппаратный контейнер Ф2К), двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от тягового двигателя шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством, которое обеспечивало связь с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора подсвета целей и наведения ракет 30Н6 (РПН) с аппаратной, поворотным антенным блоком с гидроподъемником и телескопической антенной. В его функции входили прием и отработка информации от средств управления 83М6Е и автономных источников информации, обнаружение целей, определение принадлежности, сопровождение и наведение на них ракет. Радиолокационная подсветка позволяла захватывать и вести практически любые воздушные цели с минимальной площадью рассеивания, а также повышала эффективность попадания самонаводящихся ракетных головных частей. При работе в движении или в стационарном положении на площадке при установке на гидравлические опоры РПН мог одновременно наводить до 12 ракет на шесть различных целей. Дополнительно к ЗРС придавались автономные средства, смонтированные на специальных полуприцепах, – низковысотная РЛС обнаружения и целеуказания 76Н6 и всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (19Ж6) с собственной дизель-электрической станцией.
С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления 83М6Е1 появился пункт боевого управления (ПБУ) 54К6Е для обеспечения комплекса всей необходимой радиоэлектронной информацией, аппаратура которого была смонтирована в кузове 6703 на шасси 543М. Усовершенствованный многофункциональный РПН 30Н6Е с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и отработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей, наведение ракет и подсвет обстреливаемых целей. В этой ЗРС дополнительно использовалась РЛС обнаружения и целеуказания 76Н6 на полуприцепе, а также впервые появился крупногабаритный радиолокатор обнаружения 64Н6Е, установленный на специальном активном полуприцепе с седельным тягачом МАЗ-74106.
Радиолокатор подсвета целей и наведения ракет 30Н6 зенитной ракетной системы С-300ПС
Пункт боевого управления 54К6Е системой С-300ПМУ-1 в кузове 6703 на шасси МАЗ-543М
В системе С-300ПМУ-2 применятся модернизированный РПН 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимается на передвижную полуприцепную вышку 40В6М. В состав средств управления 83М6Е2 входит ПБУ 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М и модернизированный полуприцепной радиолокатор 64Н6Е2. Все эти средства обеспечивают одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет. Для новых ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» и С-400 «Триумф» разработаны трехкоординатные радиолокационные всевысотные обнаружители 96Л6Е и 96Л6Е2 на новых грузовиках Минского завода, которые совмещают в себе функции низковысотного обнаружителя, обзорного радиолокатора и командного пункта, а также применяются как РЛС боевого дежурства. Они выпускаются в комплектациях для монтажа на одной машине с антенным постом или на автопоездах с полуприцепами.
Модернизированный радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е2 системы С-300ПМУ-2
Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения («Бук-М1», С-125, С-75М, С-200В и все ЗРС С-300) служит автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1». Она производит прием, обработку и отображение радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий. В нее входит самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Оборудование пункта смонтировано в коротком глухом прямоугольном кузове 6703 на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Система «Байкал-1» может одновременно следить за 80 воздушными объектами, летящими на дальности до 1200 км, высотах свыше 100 км и на скоростях до 9,2 тыс. км/ч, и управлять 12 ракетными комплексами, имеющими в своем распоряжении 144 СПУ.