Машина связи на базе бтр
Машина связи на базе бтр
«БТР-152», 1950-1960 создан в КБ ЗиС на базе грузового автомобиля «ЗиС-151». На его базе созданы спаренная зенитная установка 14,5-мм «БТР-152А» («ЗТПУ-2») и машина управления «БТР-152У». В 1955 году создан «БТР-152В» с системой централизованной подкачки шин на базе автомобиля «ЗиС-157». В 1957 году в варианте «БТР-152В1» внешний привод воздуха к шинам заменен на внутренний, это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. Машина стала оснащаться ночным прибором водителя «ТНВ-2» и отопителем обитаемых отделений. На ее базе выпускалась спаренная 14,5-мм зенитная установка «БТР-152Е», аналогичная по конструкции «БТР-152А». В 1959 году в серию пошел «БТР-152К», отличавшийся от базовой модели наличием крыши над десантным отделением и установкой нагнетающего вентилятора. Все модификации сняты с вооружения в 1993 году.
Машина управления «БТР-152У»
Зенитная самоходная установка «БТР-152Е», 1957
«БТР-60П», 1960-1966 создан в КБ ГАЗ. Главный конструктор В.А.Дедков. Машина четырехосная со всеми ведущими колесами. Плавующая. Силовая установка из двух карбюраторных двигателей. Корпус сварной из катанных броневых листов. Броня защищает от 7,62-мм пуль с расстояния 100 м. Шины пулестойкие типа 13.00-18. При выходе из строя одного из двигателей, одного или двух колес БТР мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имеется 6 амбразур. БТР оснащен ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1. В 1963 году создан вариант «БТР-60ПА» с полностью закрытым сверху корпусом и ФВУ. Для выхода десанта на нем использовались 4 верхних бронелюка. Корпус ослабляет воздействие радиации в 2,5 раза. В 1965 году на «БТР-60ПА1» были усовершенствованы агрегаты силовой установки и передачи. На его базе выпускались машины управления «БТР-60ПУ» и «БТР-60ПУ-12», батальонная радиостанция «Р-145».
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «БРЭМ-К» («ГАЗ-59033»), 1988
Машина радиационной и химической разведки «РХМ-4»
Командно-штабная машина на базе «БТР-80»
Машина управления артиллерией «1В118»
Станция спутниковой связи на базе «БТР-80»
Вездеходная плавующая транспортная машина «ГАЗ-59037» создана в начале 1990-х годов в рамках конверсионных разработок. Способна перевозить в кузове груз массой 3000-5000 кг.
Бронированная медицинская машина «БMM-80» (ГАЗ-59039) создана в начале 1990-х годов. Оснащена специальным медицинским оборудованием. Кроме экипажа машина может перевозить 7 раненых в медицинском отделении и двоих на крыше. В зависимости от состава оборудования может использоваться как машина эвакуации раненых с поля боя («БММ-80-1»), медицинский пункт батальона («БММ-80-2») и подвижная перевязочная с врачебной бригадой («БММ-80-3»). В комплект машины входит палатка для размещения 12 раненых.
Модификации БТР-80
Советские и российские
-БТР-80 — базовая модель с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ
-БТР-80К — командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительно добавленным связным и штабным оборудованием
-БТР-80С — вариант БТР-80А для внутренних войск, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки
-БТР-80М — вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л.с.) и шинами КИ-126 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.
-БТР-80А из состава ОДОН
-БТР-82А1 (БТР-88) — модернизированный БТР-82, оборудованный дистанционно управляемым боевым модулем разработки ЦНИИ «Буревестник» с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом.
-БТР-82АМ — модернизированный БТР-80, до уровня БТР-82А. Модернизация происходит в ходе капитального ремонта на ремонтных предприятиях.
Зарубежные
-В Венгрии предприятием CURRUS на основе БТР-80 было создано целое семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудования, с учётом требований НАТО:
-BTR-80 SKJ — медицинская машина
-BTR-80 VSF — машина радио- био- химической разведки
-BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
-BTR-80 MPAEJ — машина техобслуживания и ремонта
-BTR-80 MPFJ — инженерная машина
-БТР-80УП — украинская модернизация БТР-80, созданная для Ирака. Усилена защита, оборудован новый дизельный двигатель Д-80 мощностью 300 л. с., новые шины и новые электрические и пневматические системы, демонтирована водометная установка. Также на его основе создан ряд специальных модификаций:
-БТР-80УП-КР — КП командира роты
-БТР-80УП-КБ — КП командира батальона
-БТР-80УП-С — командно-штабная машина
-БТР-80УП-М — санитарная машина
-БТР-80УП-Р — разведывательная машина
-БТР-80УП-БРЕМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
-БТР-80УП-Т — транспортная машина
Машины на базе БТР-80
Советские и российские
-1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
-2С23 «Нона-СВК» — 120-мм самоходное артиллерийское орудие
-БРВМ-К — бронированная ремонтно-восстановительная машина
-БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина
-БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
-БРЭМ-2000К — украинская бронированная ремонтно-эвакуационная машина, производства Киевского ремонто-механического завода
-ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
-ГАЗ-59402 «Пурга» — бронированная пожарная машина на комбинированном железнодорожном и пневмоколёсном ходу
-УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси для создания специальных колесных машин, предназначенных для монтажа аппаратуры связи, средств разведки, медицинской помощи и других возможных средств специального назначения. Внешне отличается увеличенной высотой средней части корпуса и дополнительно смонтированными люками. Изготавливается в двух вариантах: УНШ-10 — с колпаком и УНШ-12 — без колпака.
-БММ-80 — бронированная машина для эвакуации раненых
-9С482М6 — российский подвижный пункт управления подразделений ПВО
-Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина
-РХМ-4 — бронированная машина для химической и радиационной разведки
-РХМ-6 — бронированная машина для химической и радиационной разведки
-РПМ-2 — бронированная машина для разведывательно-поисковой деятельности
-ЗС-88 — звуковещательная станция
Зарубежные
-ASGLA («ASRAD — IGLA») — зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия, созданный европейской компанией MBDA совместно с украинской фирмой «Арсенал». Представляет собой вариант немецкого зенитно-ракетного комплекса ASRAD (применяющий для стрельбы ракеты «Игла») на базе БТР-80, ранее бывших на вооружении армии ГДР.
Операторы
-Абхазия — 86 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2007 год
-Азербайджан: Армия Азербайджана — 7 БТР-80А, по состоянию на 2013 год; Пограничные войска Азербайджана — 19 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год; Внутренние войска — 7 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Алжир — 150 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Армения — 114 БТР-80, по состоянию на 2014 год
-Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год
-Бангладеш — 155 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Белоруссия — 153 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Бурунди — 10 БТР-80, по состоянию на 2013 год, 10 единиц БТР-80 поставлены из Украины в 2001 году.
-Венгрия: Сухопутные войска Венгрии — 380 БТР-80 и БТР-80А, по состоянию на 2013 год; Пограничные войска Венгрии — 68 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Венесуэла — 36 БТР-80А, по состоянию на 2013 год. Контракт на поставку 100 единиц БТР-80А подписан в 2009 году
-Вьетнам — некоторое количество ГАЗ-59037, эксплуатируется спасателями
-Грузия — 19 БТР-80, из них 2 на хранении, по состоянию на 2013 год
-Джибути — 8 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Индонезия — 12 БТР-80А, по состоянию на 2013 год
-Ирак — 100 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Казахстан — 190 БТР-80, 100 БТР-80А и БТР-82А (в составе Аэромобильных Сил и 390-й Бригады Береговой Обороны) по состоянию на 2013 год. 12 единиц БТР-82А поставлены из России в 2011 году. Контракт на поставку подписсан в 2010 году.
-Киргизия — 10 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-КНДР — около 2500 БТР-40, БТР-50, БТР-152, БТР-60, и БТР-80А, по состоянию на 2013 год
-Колумбия: Морская пехота Колумбии — 8 БТР-80А, по состоянию на 2013 год
-Кот-д’Ивуар — 6 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Республика Корея — 20 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Македония — 12 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Молдавия — 11 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Монголия — 20 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Пакистан — 120 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Россия: Армия России — более 4000 БТР-60, БТР-70, БТР-80 и более 200 БТР-80А, БТР-82А по состоянию на 2013 год; Морская пехота России — более 500 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год; Береговые войска ВМФ России — 280 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год; Внутренние войска МВД России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Румыния — 69 TAB B-33 Zimbru, по состоянию на 2013 год. БТР-80 создавался по лицензии под обозначениями B-33 и Zimburu, в период с 1988 по 1991 годы построено 70 единиц
-Сирия — 30 БТР-80, по состоянию на 2014 год. 30 единиц БТР-80 поставлено из России в период с декабря 2013 по март 2014 года.
-США — 2 БТР-80 поставлены из Украины в 2011 году
-Судан — 7 БТР-80А, по состоянию на 2013 год
-Таджикистан — 23 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Туркмения — 829 БТР-60, БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Турция — 535 БТР-60 и БТР-80 в жандармерии, по состоянию на 2013 год
-Узбекистан — 210 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Украина: Сухопутные войска Украины — 395 БТР-80, по состоянию на 2013 год; Морская пехота Украины — 50 БТР-80, по состоянию на 2013 год; Национальная гвардия Украины — некоторое количество БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Финляндия — 2 БТР-80 поставлены из СССР в 1990 году
-Чад — 24 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Шри-Ланка — 25 БТР-80 и БТР-80А, по состоянию на 2013 год
-Эстония — 21 БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Южная Осетия: МЧСиО Южной Осетии — 90 БТР-70 и БТР-80, по состоянию на 2008 год; Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии — 18 БТР-80, по состоянию на 2008 год
Командно-штабная машина «Свитязь» на базе БТР-70Дi-02
КШМ «Свитязь» предназначена для обеспечения управления войсками и организации связи в оперативно-тактическом звене управления в движении, на плаву и на остановке, как автономно, так и в составе узла связи.
Опытные образцы КШМ «Свитязь» прошли предварительные испытания и сейчас готовятся к государственным испытаниям, которые пройдут в октябре-ноябре. «Свитязь» разрабатывался как логическое продолжение комплексной аппаратной связи (КАС). Если КАС развертывает инфраструктуру узла связи пункта управления, то КШМ сможет подключаться к этим сетям передачи данных и нарастить их.
С помощью «Свитязя» управление подразделениями будет осуществляться по радио, а также по таким достаточно новым для армии видам связи как WiMAX и WiFi. Также будет обеспечиваться видеонаблюдение объектов и передача видеоинформации. В «Свитязе» впервые используется передача данных по радио с помощью IP-протоколов. При разработке КШМ несколько раз менялись подходы к структуре машины. И последняя версия должна получиться удачной.
КШМ именно на базе БТР-70 выбрана в качестве основной для украинской армии. База БТР-4 в лучшем случае будет использоваться в качестве базы для перспективной КШМ «второго этапа». Как известно, в 2012 году Украина заявила поставку одного БТР-70Di в Судан, и считается, что это была как раз КШМ на его базе. Вполне может быть, что речь идет об одном из опытных образцов «Свитязя».
Стандарты систем связи:
НАТО: STANAG 5066
EUROCOM: ITU-T G.703.2048KBPS
Телеф.сеть ISDN: 2-х пров. 4-х пров.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Специальное оборудование включает системы связи, автоматизации и технического обеспечения:
Радиостанция KB P-1150
Радиостанции УКВ Р-030У
Коммутатор LAN типа А-101
Маршрутизатор А-201
Радиошлюз Р-1261 с VoIP
Сервер
Средства навигации
Автоматизированные рабочие места
Командно-штабная машина обеспечивает:
радиотелефонную связь и передачу данных с рабочих мест с корреспондентами KB и УКВ радиосетей
радиотелефонную связь и передачу данных из вынесенных рабочих мест
радиотелефонную связь между корреспондентами радиосетей и абонентами телефонной сети
передачу данных между ПЭВМ корреспондентов радиосетей и ПЭВМ ПУ
голосовую связь между рабочими местами КШМ
передачу данных в локальной вычислительной сети КШМ
доступ к телефонной сети пункта управления
организацию двух вынесенных рабочих мест
дистанционное управление средствами КШМ из вынесенных рабочих мест.
Характеристики шасси
Масса 12250 кг
Экипаж 2 чел.
Десант 3 чел.
Длина 7595 мм
Ширина 2800 мм
Высота 2300 мм
Дорожный просвет 490 мм
Максимальная скорость по шоссе 100 км/ч
Скорость передвижения по воде 10 км/ч
Запас хода по шоссе 860 км
Как модернизировали БТР-80
С середины восьмидесятых годов на вооружении советской и российской армии, а также некоторых силовых структур состоит колесный бронетранспортер БТР-80. За прошедшие десятилетия базовый БТР-80 прошел несколько модернизаций разного рода. С их помощью удавалось сохранять производство техники, а также наращивать ее характеристики. Последняя на данный момент модернизация предназначается для продления сроков эксплуатации боевых машин.
Первые модернизации
Первый вариант модернизации бронетранспортера БТР-80 пошел в производство в 1993 году, и этот проект носил вынужденный характер. Изначально серийные БТР-80 комплектовались дизельными двигателями типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. В апреле 1993-го на предприятии «КамАЗ» произошел пожар, полностью уничтоживший завод двигателей. Российская армия нуждалась в новых бронетранспортерах, и потому в минимальные сроки был создан проект машины с иными силовыми агрегатами.
В том же году в серию поставили машину под названием БТР-80М. Она получила ярославский дизель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., коробку передач ЯМЗ-236Н и шины КИ-126. Сокращение мощности двигателя привело к незначительному падению характеристик подвижности. Впрочем, замена силовых агрегатов позволила сохранить производство. В конце 1993 года «КамАЗ» возобновил производство двигателей, и вскоре удалось наладить выпуск БТР-80 в исходной конфигурации.
Параллельно шли работы по радикальной модернизации комплекса вооружений. В базовой версии БТР-80 нес башню с пулеметами КПВТ и ПКТ, характеристики которых считались недостаточными для решения всех возникающих задач. В 1994 году на вооружение поступил модернизированный БТР-80А с пушечно-пулеметной башней БППУ-1.
БТР-80А отличался от базовой машины усиленной конструкцией корпуса, соответствующей повышенным нагрузкам при стрельбе. Изделие БППУ-1 построили по лафетной схеме; на опорах башни вывешен блок с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Рядом с ними находятся ящики боекомплекта и дымовые гранатометы. Боекомплект пушки включает 300 снарядов, пулемета – 2000 патронов.
Установка нового вооружения увеличила дальность и эффективность огня. Пулемет КПВТ мог поражать живую силу и незащищенную технику на расстояниях до 2 км, тогда как пушка 2А72 на таких дистанциях способна поражать и легкобронированные цели. Дальность по живой силе увеличилась до 4 км.
Проект «82»
В конце прошлого десятилетия были разработаны новые проекты глубокой модернизации существующей техники. В соответствии с заказом министерства обороны появились два варианта развития бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А – БТР-82 и БТР-82А соответственно. В ходе испытаний было установлено, что комплекс вооружений БТР-80 и БТР-82 не соответствует актуальным требованиям. Из-за этого работы по БТР-82 были остановлены в пользу более эффективного БТР-82А.
В 2013 году на вооружение приняли как БТР-82А, так и его модификацию БТР-82АМ. Эти машины схожи с точки зрения конструкции, но имеют разное происхождение. БТР-82А строятся с нуля, а бронетранспортеры «АМ» перестраивают из имеющихся БТР-80. Позже был разработан проект БТР-82В. Эта машина предназначается для Росгвардии и в некоторой мере похожа на БТР-82, от которого отказались ранее.
Армейские БТР-82А(М) получают обновленную башню БППУ-1 со штатным вооружением и новыми приборами управления. Наводчик использует комбинированный прицел ТКН-4ГА. Имеются средства связи и управления, позволяющие бронетранспортеру работать в составе единой системы тактического звена.
БТР-82В для Росгвардии отличается от машин для армии только вооружением. На нем монтируется башенка от БТР-80 с пулеметами КПВТ и ПКТ. Применение такого вооружения связано с особыми требованиями заказчика. Подразделения Росгвардии нуждаются в бронетехнике с развитым вооружением, но им не требуются системы для борьбы с серьезно защищенными целями.
Бронетранспортеры семейства БТР-82 в настоящее время производятся серийно. Одновременно осуществляется выпуск совершенно новых машин, а также ведется модернизация имеющейся техники по проекту с литерами «АМ». Такая техника поступает в части сухопутных и воздушно-десантных войск, морской пехоты и Росгвардии. С начала производства российские заказчики получили не менее 1500-1700 таких бронемашин. Также осуществлялись поставки зарубежным странам. Казахстан, Азербайджан и Сирия в общей сложности получили не менее 300-350 бронетранспортеров.
Будущее модернизаций
По всей видимости, нынешнее семейство БТР-82 станет последним в своем роде. Подобную технику продолжат выпускать и эксплуатировать, но появление в будущем следующего проекта модернизации БТР-80 выглядит маловероятным и не вполне целесообразным.
Едва ли не главной предпосылкой к такому развитию событий является ограниченный модернизационный потенциал БТР-80. К этому бронетранспортеру предъявляются различные претензии, в первую очередь, связанные с защитой экипажа и десанта. По сути, в своей исходной версии эта машина уже не соответствует требованиям времени и угрозам современных конфликтов. Проекты БТР82А/АМ/В частично решили эти вопросы, но полное избавление от характерных недостатков связано с кардинальной перестройкой конструкции, к которой не стали прибегать.
Вторая причина отсутствия смысла в разработке следующих модификаций БТР-80/82 связана с общими процессами в сфере бронетехники. Сейчас разрабатывается принципиально новая колесная платформа «Бумеранг», на основе которой создан перспективный бронетранспортер. Начало серийного производства и эксплуатации «Бумерангов» приведет к очевидным последствиям. Широкое распространение такой техники позволит отказаться от более старых образцов, а кроме того, сделает ненужным их дальнейшее развитие.
На полную замену бронетранспортеров семейств БТР-80 и БТР-82 новыми «Бумерангами» потребуется немало времени, но стоит ожидать, что этот процесс будет завершен в разумные сроки. БТР-80/82 останутся в строю и будут служить вместе с новой техникой. Они должны будут проходить необходимое обслуживание и ремонты, но разработка новых версий таких машин теперь выглядит сомнительной.
Выпускаемые в настоящее время бронетранспортеры БТР-82А/АМ/В не лишены некоторых недостатков базовой техники, но все же имеют серьезные преимущества перед ней. Массовое производство таких машин позволяет закрыть потребности армии и повысить боеспособность частей-эксплуатантов. Однако дальнейшее развитие российских бронетранспортеров связано с принципиально новыми проектами. Появление машин семейства «Бумеранг» и их массовые поставки в обозримом будущем сделают ненужным новые модернизации БТР-80 и его производных.
Ответвления «Ростка»
Созданный в СССР к началу 90-х годов прошлого века перспективный бронетранспортёр БТР-90 имел все шансы быстро пойти в серию, но распад страны с последовавшим урезанием военного бюджета заставил разработчиков отказаться от надежд на быструю реализацию подобных планов. Тем не менее работы над темой «Росток» продолжались, пусть и в инициативном порядке.
Новые ростки
К осени 1994 года были готовы второй и третий образцы «Ростка». Они отличались в первую очередь боевым отделением 675-сб120-01, в котором появился автоматический гранатомёт АГ-17 с боекомплектом 250 гранат. Такое боевое отделение рассматривалось как вариант модернизации парка БМП-2 — как для ВС РФ, так и на экспорт. Также боевое отделение получило модернизированный прицельный комплекс наводчика-оператора БПК-3-42, который по сравнению с БПК-2-42 имел увеличенные дальности видения ночью: в пассивном режиме 800 метров против 700 метров, а в активном — 1300 метров против 800 метров. В активном режиме это достигалось в большой степени за счёт установки нового осветителя ОУ-6 вместо ОУ-5. Командир тоже получил новые прицелы: дневной 1ПЗ-13 с сеткой для стрельбы из АГ-17, и ночной ТКН-3МБК. Гранатомёт АГ-17 был связан тягой с пушкой 2А42, что позволяло осуществлять наведение на цель всего комплекса стрелкового вооружения.
Следующие две машины выпустили в 1997 году. Предварительные испытания, проведённые, в том числе и в НИИ БТ, показали, что концепция бронетранспортёра верна и имеет достаточные резервы модернизации. Машины получили слегка изменённый бронекорпус. Самым заметным отличием стали ступеньки, приваренные на передних скулах корпуса. Один из образцов, переданный на испытания в НИИ АТ в Бронницах, получил бампер с фарами по типу обычного автомобиля, при этом светотехника из трёх фар типа ФГ-125 осталась на месте. Освещённость, даваемая такими фарами, при движении по дорогам общего пользования была недостаточной, поэтому уже на втором опытном образце дополнительно смонтировали две фары на верхнем лобовом листе. Однако они оказались слишком высоко, поэтому и появилась идея с бампером.
Боевое отделение было несколько приподнято, для чего в районе подбашенного листа увеличили высоту корпуса. Однако боевое отделение БМП-2 уже морально устарело, поэтому конструкторы искали пути повышения боевых свойств БТР-90. Одним из направлений стало применение боевого отделения Б08Я01 «Бахча-У» разработки Тульского конструкторского бюро приборостроения. Боевое отделение изначально создавалось для модернизации парка БМД-3. Комплекс вооружения остался таким же, но с модернизированной системой управления огнём, а также с применением новых боеприпасов.
Сварная башня новой конструкции обладала гораздо лучшей защищённостью со всех ракурсов. У наводчика-оператора установили круглосуточный прицел с тепловизионным каналом и лазерным дальномером. Командир получил панорамный прицел с независимой двухплоскостной высокоточной стабилизацией поля зрения. Предусматривался автомат сопровождения цели, работающий в тепловизионном и телевизионном каналах, новые стабилизатор вооружения и баллистический вычислитель. Это позволило повысить точность ведения огня — как по наземным, так и по воздушным целям.