Машина циклического действия перемещает груз
По характеру перемещения груза подъемно-транспортные машины бывают
А) циклического и непрерывного действия;
В) непрерывного и комбинированного действия;
С) циклического действия;
D) стационарного и комбинированного действия;
Е) *комбинированного, циклического и непрерывного действия
Машина циклического действия перемещает груз
А) потоком не возвращаясь в исходное положение;
В) перемещает груз наклонно возвращаясь в исходное положение;
С) горизонтально и вертикально;
D) *порциями и после каждого перемещения возвращается в исходное положение;
Е) порциями и после каждого перемещения не возвращается в исходное положение
Вид машины, перемещающий груз потоком, горизонтально, вертикально или наклонно
А) машина горизонтального действия;
В) машина циклического действия;
С) *машина непрерывного действия;
D) машина переменного действия;
Е) машина комбинированного действия
Грейферно-конвейерный перегружатель относится к машинам
А) циклического действия;
В) непрерывного действия;
С) наклонного действия;
D) *комбинированного действия;
Е) переменного действия
Погрузочно- разгрузочной машиной называется
D)* приспособленные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
Е) приспособленные для разгрузки
Свойство изделий выполнять в течении заданного срока службы свои функции в определенных эксплуатационных условиях
Свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния
Приспособленность изделия к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов
Что понимают под номинальной грузоподъемностью
А) наименьшую массу груза;
Е)* наибольшую массу груза
В зависимости от длины, лесоматериалы делятся на группы
А)* длинные, средние, короткие;
В) средние, короткие;
D) длинные, короткие;
Е) широкие, узкие, длинные
В зависимости от влажности лесные грузы подразделяются
А) *воздушно-сухие, полусухие и сырые;
В) сырые, воздушно-сухие;
Круглый лес хранят
А) на открытых складах;
В)* штабелями на открытых площадках;
С) на крытых складах;
D) на открытых платформах;
Е) на закрытых складах
Лесоматериалы перевозят
А) навалочным способом;
В) насыпным способом;
С) наливным способом;
D) *пакетным способом;
Для лучшего использования габарита подвижного состава верхние пакеты делают
В соответствии с какими правилами следует эксплуатировать машины и механизмы
А) устав железных дорог;
В) единый технологический процесс;
С) правила перевозок;
D) *правила технической эксплуатации;
Е) закон о железных дорогах
Зерновые грузы характеризуются
А) *насыпной плотностью, влажностью;
В) степенью чистоты, цветом;
С) слеживаемостью, смерзаемость;
D) морозоустойчивостью, спекаемостью;
Е) сыпучестью, распыляемость
62. По назначению зерновые склады делят на:
А) перегрузочные, бункерные;
С)* заготовительные, перевалочные, базисные;
Е) загрузочный, разгрузочный
А) склад для лесоматериалов;
В) *полностью механизированное зернохранилище;
С) автоматизированный склад;
D) механизированная платформа;
Е) склад временного хранения
На элеваторах зерно загружают в вагоны
D) конвейерные ленты;
Е) транспортная лента
Какие склады служат для временного хранения грузов между приемом, перевозки и погрузки в вагоны
D) крытые на станции;
Е) крытые вне станции
Какие склады служат для хранения общих грузов за исключением скоропортящихся, зловонных и опасных сроком до 3 суток
С) *общего пользования;
D) необщего пользования;
Е) крытые на станции
Кому принадлежат склады не общего пользования
А) *предприятиям и организациям;
D) железнодорожным профсоюзам;
Е) начальнику дистанции, на которой находится склад
Для какого рода грузов строят специальные склады
В) строгой секретности;
Е) *для отдельных грузов
Какие склады построены на станции обычно в комплексе с открытой и крытой платформой, а также отдельно от них
На каких платформах хранят грузы, не боящиеся атмосферных
Осадков и температурных колебаний
На какой высоте от головки рельса строят платформы
Где размещают склады, грузосортировочные платформы,
Площадки для контейнеров, тяжеловесных навалочных и других грузов
А) на грузовых станциях;
В) на опорных станциях;
D) на подъездных путях;
Е)* на грузовом дворе
Кто руководит работой грузового двора
Е) начальник грузового двора
На сколько групп в зависимости от путевого развития
Подразделяются грузовые дворы
На грузовом дворе какого типа можно подавать и убирать
Вагоны с обеих сторон станции
Конвейерами называют
А) раздельный пункт на однопутных линиях;
В) комплекс транспортных узлов в районе стыка нескольких видов транспорта;
С) *машины непрерывного действия;
D) комплекс станций главных и соединительных путей;
Е) самоходная машина
На какие три группы подразделяют конвейеры по роду привода
А) *механические, пневматические, гидравлические;
В) пластинчатые, скребковые, пневматические;
С) механические, ленточные, пластинчатые;
D) пневматические, винтовые, ленточные;
Е) гидравлические, скребковые, винтовые
Что влияет на выбор способа перевозки перегрузки
Нефтепродуктов
А) *плотность и вязкость нефтепродуктов;
В) температура окружающей среды;
С) температура нефтепродуктов;
D) тип подвижного состава;
Е) техническое оснащение станции;
В зависимости от вместимости нефтебазы подразделяют
К очистке и ремонту цистерн не допускаются
А) лица прошедшие технику безопасности;
В) лица старше 18 лет;
С) лица прошедшие медосмотр;
D) лица имеющие спецодежду;
Е) *лица моложе 18 лет
Комплекс сооружений, служащих для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов
Е) открытые площадки
Битумы и смолы перевозят
D) *в полувагонах- бункерах;
Е) в крытых вагонах
Нефтехранилища по форме бывают
Территория нефтебазы, на которой выдают нефтепродукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры, бочки, бидоны и т.д. называются
С) *оперативной зоной;
Е) вспомогательной зоной
Установки, служащие для выгрузки насыпных материалов из полувагонов или крытых вагонов наклоном или поворотом последних
В) инерционные разгрузочные машины;
Вагоноопрокидыватели служат для опркидывания
Местами общего пользования называются
А) *прирельсовые склады, принадлежащие железным дорогам;
В) прирельсовые склады, находящиеся в ведении предприятий;
Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств
Средства комплексной механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ принято классифицировать на основные и вспомогательные.
К основным относятся различные подъемно-транспортные машины, которые по характеру перемещения груза бывают циклического, непрерывного и комбинированного действия.
В техническом отношении все погрузочно-разгрузочные машины и устройства подразделяют:
ü по характеру перемещения груза — на машины периодического (циклического), непрерывного и комбинированного действий;
ü по направлению (траектории) перемещения груза — на машины, перемещающие груз в горизонтальной или слегка наклонной плоскости (конвейеры, механические тележки, лебедки, механические лопаты), машины, перемещающие грузы в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (штабелеукладчики, лифты, подъемники, элеваторы и т.д.), и машины, перемещающие груз как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях или по любой траектории в пространстве (погрузчики, грузоподъемные краны, краны-штабелеры и т.д.);
ü по мобильности — на машины стационарные и машины передвижные или переносные;
ü по назначению — специальные и универсальные;
ü по типу силовой установки — на машины с электрическим приводом, работающим от сети электроснабжения или аккумуляторов, и машины с приводом внутреннего сгорания;
ü по типу передачи — на машины с механической, гидравлической и электрической передачей.
Машины периодического (циклического) действияперемещают груз отдельными порциями через определенный интервал времени. Такие машины или их рабочие органы после каждого захвата и перемещения возвращаются в исходное положение в порожнем состоянии или загруженные другой порцией груза, завершая рабочий цикл (краны, погрузчики, механические тележки и т.д.).
Рис. Портальный кран с грейфером
Машины непрерывного действияперемещают грузы непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения груза (конвейеры, элеваторы, установки гидравлического и пневматического транспорта и т.д.).
Рис. Ленточный конвейер
Машины комбинированного действиявключают механизмы первых двух групп (грейферно-конвейерные перегружатели, вагоноопрокидыватели, снабженные конвейерами для транспортирования выгруженных из вагонов грузов).
Рис. Разгрузчик С-492
Машины периодического действия, служащие для перемещения груза по вертикали или под большим углом наклона к горизонту, называют грузоподъемными(краны, подъемники, лифты, домкраты и т. п.).
Машины, которые перемещаются по полу, грунту или дорожному покрытию, называются машинами напольного транспорта(электропогрузчики, автопогрузчики, электротележки).
Специальные машины и устройства предназначены для погрузки и выгрузки только определенных грузов, а универсальные — для переработки различных штучных и массовых грузов, что расширяет сферу их применения.
На транспортно-складских комплексах (в грузовых районах) станций погрузочно-разгрузочные машины разделяют также по группам перерабатываемых грузов или по характеру выполняемых операций. Так, различают машины для погрузки—выгрузки контейнеров (например, контейнерные краны), штучных, сыпучих, длинномерных и других грузов.
К вспомогательным средствам комплексной механизациипогрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ относятся бункеры, силосы, повышенные пути, эстакады, рыхлители смерзшихся грузов, устройства для зачистки вагонов и др.
Рис. Повышенный путь
Тема 4.2 Простейшие механизмы и устройства
Для облегчения ручного труда, ускорения операций при погрузке и выгрузке и улучшения условий техники безопасности на погрузочно-разгрузочных работах применяются средства малой механизации и различные простейшие приспособления (ломы, домкраты, подъемники, тележки, телеги, сходни, трапы и др.), а также различный инвентарь и инструмент (ломы, молотки, кувалды, лестницы, цепи, тросы и др.).
Сходни или трапыиспользуют, когда пол склада расположен на уровне головки рельса и ниже, а также при укладке грузов в штабеля высотой свыше 2 м.
При помощи ручных тележекперемещают тарные и штучные грузы.
Для подъема тяжелых грузов на небольшую высоту служат домкраты. Наибольшее распространение получили реечные домкраты грузоподъемностью 1—12 т и высотой подъема груза 350—450 мм и винтовые домкраты грузоподъемностью до 20 т и высотой подъема груза 240—370 мм.
Роликовые слегипредназначены для погрузки, выгрузки и перемещения штучных грузов с жесткой и ровной нижней поверхностью. Слеги представляют собой легкий роликовый конвейер. По слегам, уложенным горизонтально, можно перемещать груз массой до 3 т, причем он должен одновременно опираться не менее чем на три ролика.
Рис. Секция роликовых слег
Для наклонного перемещения грузов сверху вниз с использованием их силы тяжести применяются спускные лотки, самотечные трубы, роликовые конвейеры, винтовые спуски и др.
Тема 4.3 Погрузчики
Классификация погрузчиков
Погрузчик— самоходная машина, оборудованная устройством для захвата, перемещения, погрузки в транспортные средства или выгрузки из него и укладки груза в штабель.
Грузоподъемное устройство с подъемной кареткой позволяет укладывать грузы в высокие штабеля или выполнять грузовые операции при разном уровне пола складов и транспортных средств.
В зависимости от конструкции основного рабочего органа погрузчики подразделяются на:
В зависимости от источника энергии питания привода погрузчики разделяются на:
Вилочные электро- и автопогрузчики разделяются на погрузчики
1. универсальные общего назначения | |
2. специальные | |
По грузоподъемностипогрузчики можно условно разделить на три группы:
Историческая справка
|
|
1928 г. Трехколесный платформенный погрузчик Clark |
Тележки с ручным управлением и подвижные платформенные погрузчики стали применять с конца XIX века. В начале ХХ века появляются устройства с механическим управлением.
В начале 1920-х годов в Великобритании компания Ransomes & Rapier построила что-то наподобие электрического погрузчика. В 1922-м немецкая фирма Miag разработала первый в мире погрузчик «высокого подъема», который спустя пять лет продавался как предшественник вилочных погрузчиков в Германии. Настоящим прорывом стало создание группой рабочих литейного завода американской компании Clark Equipment Co. в 1916–1917 годах машины для перевозки песка и необработанного литья, которая стала предшественником промышленных погрузчиков.
|
1921 г. Одна из ранних версий платформенного тягача (транспортировщика) компании Clark |
Перед войной Юджин Б. Кларк получил приоритетный заказ от армии на постройку трехколесных погрузчиков.
В 1942 году с ее конвейера сошел первый электрический погрузчик. Этот вид техники начал появляться и в Европе.
|
1927 г. Трехколесные тягачи Clark с жесткой защитой рабочего места водителя |
Электропогрузчики
Для погрузки в вагоны, контейнеры и на автомобили, выгрузки из них и складирования различных тарно-штучных грузов и транспортных пакетов применяются, главным образом, малогабаритные универсальные электропогрузчики общего назначения.
Малогабаритные электропогрузчики изготавливаются:
• трехопорные, когда ходовая часть состоит из трех колес, при такой схеме чаще заднее колесо является ведущим и одновременно управляемым; реже ведущими делаются передние колеса, а задние управляемыми;
• четырехопорные, когда ходовая часть опирается на грунт в четырех точках.
На шасси закреплены передний ведущий мост 1, оба ходовых колеса которого получают вращение от электродвигателя 10. Задний управляемый мост 2 управляется водителем погрузчика с помощью рулевого управления 6. Подъем, опускание и наклон груза производят грузоподъемником 3, шарнирно закрепленным на шасси в передней части погрузчика. Наклон грузоподъемника вперед и назад осуществляется с помощью гидроцилиндра 7. Вертикально-подвижная каретка 4 грузоподъемника оснащена закрепленным на ней грузозахватным приспособлением, например вилами 5. В задней части погрузчика размещена аккумуляторная батарея 8, которая служит противовесом. Погрузчик оборудован ножным тормозом с приводом от педали 9. На крышке аккумуляторной батареи установлено сидение водителя 11.
Рис. Универсальный четырехопорный электропогрузчик: 1 – мост ведущий; 2 – мост управляемый; 3 – грузоподъемник; 4 – каретка грузоподъемника; 5 – вилочный захват; 6 – рулевое управление; 7 – гидроцилиндр; 8 – аккумуляторная батарея; 9 – тормозное устройство; 10 – электродвигатель; 11 – сиденье водителя
Автопогрузчики
Применяются для работы на открытых платформах и площадках с твердым и ровным покрытием.
По назначению делятся:
• на малогабаритные – для эксплуатации на открытых площадках и в складах с хорошим твердым покрытием;
• улучшенной проходимости – для эксплуатации на открытых площадках с переходными и плохими покрытиями;
• повышенной проходимости – для эксплуатации на грунтовых неподготовленных площадках.
Универсальные автопогрузчики выполнены из тех же по своему назначению узлов, что и электропогрузчики. Отличаются от последних типом силовой установки и техническими параметрами.
Автопогрузчики имеют общую конструктивную схему, включающую шасси на пневмоколесном ходу с ведущим 6 и управляемым 7 мостами, трансмиссии, гидропривод наклона 1, топливный бак 2, двигатель внутреннего сгорания 3, грузоподъемник 5 и кабину управления 8.
Рис. Общий вид универсального автопогрузчика: 1 – гидроцилиндр наклона; 2 – топливный бак; 3 – двигатель автопогрузчика; 4 – вилы; 5 – грузоподъемник; 6 –ведущий мост; 7 – управляемый мост; 8 – кабина управления
Автопогрузчики снабжены набором сменных грузозахватных приспособлений, могут также выполнять различные грузовые операции со штучными, насыпными, кусковыми, лесными и другими грузами.
Рис. Автопогрузчик для лесных грузов (выпускается с гидравлическим челюстным захватом).
Для захвата грузов, имеющих отверстия (барабаны, бухты проволоки, шины, рулоны листового металла, керамические трубы), вилы заменяют штыревым захватом.
Универсальный зажим для круглых грузов (рулонов бумаги, картона, барабанов) с неподвижной нижней и подвижной верхними лапами позволяет захватывать и штабелировать цилиндрические грузы.
При крановой переработке штучных грузов применяют безблочную стрелу, на консольной части которой располагается крюк постоянного или переменного вылета. Стрелу обычно применяют в тех случаях, когда нельзя подвести под груз вилы.
Клещевой захватприменяется при укладке автопогрузчиком в штабель проката, досок, бревен и других длинномерных грузов. Захват имеет верхнюю лапу, которая прижимает груз при перемещении, и нижнюю для захвата груза.
Для переработки угля, песка, гравия и других сыпучих грузов применяются ковши. Зачерпывание груза происходит внедрением ковша в сыпучие грузы напорным действием погрузчика, а опорожнение — поворотом ковша при помощи гидравлического цилиндра двустороннего действия.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Погрузочно-разгрузочные машины и устройства
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВА используются на ж.-д. транспорте для выполнения операций, связанных с погрузкой грузов в вагоны и на другие виды транспорта (например, автомобили), с их выгрузкой, перегрузкой, транспортировкой и сортировкой грузов внутри складских помещений, на территории грузовых районов ж.-д. станций и т. п.
Содержание
Назначение
Места общего пользования грузовых районов должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для бесперебойной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать природоохранным требованиям. Погрузочно-разгрузочные машины и оборудование являются основой технического оснащения мест общего пользования.
В СООТВЕТСТВИИ с Уставом железных дорог Российской Федерации в местах общего пользования грузовых районов на ж.-д. станциях выполняются операции погрузки в вагоны и на автомобили, а также выгрузки из них грузов и контейнеров, сортировки грузов и контейнеров. Для выполнения операций, связанных с погрузкой в вагоны и выгрузкой из них грузов и контейнеров, места общего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для бесперебойной, сохранной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать природоохранным требованиям. Осуществление этих операций производится погрузочно-разгрузочными машинами и оборудованием. Для грузовых работ используют подъемно-транспортные машины, в т. ч. грузоподъемные машины циклического действия, машины непрерывного действия, различные устройства наземного и подземного транспорта и т. д.
Применяются также универсальные машины, которые могут выполнять различные виды работ (например, автопогрузчики).
Классификация
По назначению и области применения различают погрузочно-разгрузочные машины и устройства для ж.-д. транспорта и общего назначения и погрузочно-разгрузочные машины и устройства для других видов транспорта и специального назначения.
В соответствии с инструкцией по составлению статистической отчетности о погрузочно-разгрузочных работах ведется учет по следующим погрузочно-разгрузочным машинам, находящимся в ведении механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ: краны козловые; краны на железнодорожном ходу; краны на автомобильном ходу; краны мостовые; автопогрузчики; малогабаритные погрузчики (электрические и дизельные); ковшовые погрузчики; экскаваторы; бульдозеры.
К простейшим приспособлениям и механизмам для перемещения грузов на складах относятся тележки (аккумуляторные – электрокары и с двигателями внутреннего сгорания – автокары). Для выполнения трудоемких и тяжелых грузовых операций с целью улучшения условий труда, ускорения и удешевления стоимости погрузочно-разгрузочных работ применяют различные подъемно-транспортные машины и механизмы, которые в зависимости от назначения, вида грузов и характера перемещений подразделяются на следующие группы:
этом полезная работа подъема и перемещения чередуется с порожним (возвратным) движением рабочих органов;
Среди универсальных машин, способных выполнять различные операции по переработке грузов, на открытых платформах и площадках широко применяются автопогрузчики, стреловые, козловые и мостовые краны, а в крытых складах станций и подъездных путей – электропогрузчики; на погрузочно-разгрузочных работах с сыпучими и кусковыми грузами используются ковшовые погрузчики. Краны для сыпучих грузов оборудуют грейферами, для тарно-сыпучих грузов и контейнеров – крюками и др. специальными приспособлениями. Основным средством разгрузки массовых грузов, перевозимых в крытых вагонах и полувагонах, является вагоноопрокидыватель. На разгрузке зерна используются специализированные инерционные разгрузочные машины.
Железнодорожный кран
Железнодорожный кран – стреловая поворотная грузоподъемная машина циклического действия на ж.-д. ходу. Может транспортироваться собственным ходом или в составе поезда. Применяется главным образом при погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работах, при электрификации ж. д. с возможностью работы на двухпутных участках без остановки движения поездов по параллельному пути. В основном исполнении ж.-д. краны имеют дизельэлектрический привод, оборудованы стрелой длиной 15 м и грузовым крюком для переработки штучных грузов (рис. 4.15). Дополнительно в комплект оборудования входит вставка стрелы длиной 5 м, грейфер для переработки сыпучих грузов объемом от 1,2 до 2 м3, лесозахватывающий грейфер и электромагнит; предусмотрена возможность работы с питанием от внешнего источника. Получили распространение также ж.-д. краны с телескопической стрелой, которые могут на ж.-д. станциях и путях работать без обесточивания токоведущих проводов. Кроме основной функции (перегрузки грузов), ж.-д. краны могут быть использованы в качестве тяговой единицы при выполнении маневровых работ с ж.-д. подвижным составом массой до 170 т.
Грузоподъемность ж.-д. кранов для погрузочно-разгрузочных работ от 6,3 до 125 т, для монтажных работ – до 160 т, вылет стрелы 4-26 м.
Мостовой кран
Мостовой кран – грузоподъемный кран, конструктивно выполненный в виде опорного или подвесного моста с грузовой тележкой (талью). Предназначен для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов. Обычно состоит из мостовой фермы, передвигающейся по рельсам, уложенным на подкрановые балки эстакад (стеновых конструкций цехов), и грузовой тележки, которая перемещается вдоль фермы (рис. 4.16). В подвесных мостовых кранах (грузоподъемность до 5 т) ходовые колеса опираются на нижние полки двутаврового пути, подвешенного к потолочным конструкциям цехов, а в качестве грузоподъемного механизма используются тали с механическим приводом (т. н. тельферы).
Отечественной промышленностью выпускаются двухбалочные крюковые мостовые краны общего назначения для всех режимов работы (легкого, среднего и тяжелого) грузоподъемностью от 5 до 250 т. На их базе строятся магнитные краны грузоподъемностью от 5 до 30 т и грейферные краны – от 5 до 20 т. В местах общего пользования грузовых станций применяются в основном двух-балочные краны грузоподъемностью от 6,3 до 40 т для переработки средне- и крупнотоннажных контейнеров. Использование мостовых кранов балочного типа на ж.-д. транспорте сокращается ввиду увеличения эксплуатационных затрат на содержание подкрановых эстакад по сравнению с эксплуатацией козловых кранов.
Козловой кран
Козловый (козловой) кран – грузоподъемный кран в виде моста на жестких опорах, передвигающихся по рельсовому пути или бетонному основанию; разновидность мостового крана. Состоит из балки или фермы, опирающейся на стойки – «козлы», по которой перемещается тележка с механизмом для подъема грузов. Кран может одновременно совмещать три рабочих движения: собственно передвижение крана, подъем груза и передвижение тележки или электротали. При движении пролетное строение козлового крана перекрывает площадь, на которой производят погрузочно-разгрузочные работы. Наибольшее распространение получили козловые краны общего назначения, имеющие грузоподъемность от 3,2 до 32 т, пролет 10-32 м при высоте подъема груза 7-10 м. В местах общего пользования на ж.-д. станциях они используются главным образом для перегрузки тяжеловесных, длинномерных грузов и оборудуются в основном крюком, реже грейфером или магнитом.
Для перегрузки контейнеров применяют электрические козловые краны (рис. 4.17), которые оснащаются специальными захватами: для обработки среднетоннажных контейнеров – автостропами, крупнотоннажных контейнеров – спредерами. Грузоподъемность кранов с контейнерными захватами составляет от 6,3 до 45 т; пролет – 16-40 м, рабочий вылет консоли – от 3,2 до 9,2 м, высота подъема контейнерного захвата над уровнем головки кранового рельса – не менее 8-13,5 м, скорость подъема (опускания) груза – от 0,125 до 0,4 м/с, скорость передвижения грузовой тележки – от 0,63 до 1,6 м/с, скорость передвижения крана – от 0,63 до 2,0 м/с. Для обеспечения сохранности груза в контейнере при подъеме и опускании предусматривается предел регулирования скоростей 1:8, а также поворот контейнерного захвата в горизонтальной плоскости. Козловые краны выпускаются как с троллейным, так и с кабельным питанием от сети переменного тока напряжением 220 или 380 В.
Автомобильный кран
Автомобильный кран (автокран) – самоходная погрузочно-разгрузочная машина, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля (рис. 4.18). Рабочий орган крана в виде консольной стрелы на портальной раме с кабиной укреплен на поворотной платформе, опирающейся на шасси автомобиля через опорно-поворотное устройство. В автокране используется электрический, гидравлический или механический привод с отбором мощности от двигателя автомобиля.
Отечественной промышленностью выпускаются автокраны грузоподъемностью 4-16 т, оснащенные различными видами стрелового и башенно-стрелового оборудования. Стреловое оборудование может быть с гибкой и жесткой подвеской и телескопическое. Вылет стрелы обычно составляет 2-12 м, а при наличии специальных вставок (у автокранов большой грузоподъемности) – до 22 м; высота подъема крюка 7-18,5 м. Основным достоинством автомобильных кранов является их способность быстро перебазироваться с объекта на объект в собранном виде, главным недостатком – большие ограничения при передвижении с грузом. Для повышения устойчивости автокранов во время подъема груза применяют дополнительные выносные опоры (аутригеры). На железной дороге автокраны используются как вспомогательные погрузочно-разгрузочные машины и в составе комплексных бригад механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ.
Пневмоколесный кран
Пневмоколесный кран – стреловой самоходный грузоподъемный кран, смонтированный на пневмоколесном шасси. Состоит из ходовой части, выполненной в виде специальной рамы с выносными опорами и пневмоколесами; поворотной платформы с крановыми механизмами, стрелой, портальной рамой и кабиной; опорно-поворотного устройства (рис. 4.19). Шасси крана имеет базу значительной ширины, что позволяет работать без выносных опор (аутригеров) при использовании примерно 50% максимально возможной грузоподъемности (при данном вылете стрелы). Пневмоколесные краны могут работать с различными грузозахватными приспособлениями (крюки, грейферы, захваты, электромагниты); имеют четыре рабочих движения – подъем груза, поворот стрелы, передвижение крана и изменение вылета стрелы с грузом, которые, как правило, могут совмещаться. Краны с короткими стрелами используются в основном на погрузочно-разгрузочных работах; их грузоподъемность при наличии выносных опор достигает 100 т. Краны с удлиненными стрелами и гуськами применяются для монтажа промышленных и гражданских объектов. Большинство пневмоколесных кранов оборудованы дизель-электрическим приводом. Для кранов с многомоторным электроприводом предусмотрено питание от внешней сети. Краны грузоподъемностью до 16 т, как правило, снабжены дизель-механической передачей. Основные достоинства пневмоколесных кранов; хорошая проходимость, маневренность, что позволяет быстро перебазироваться с одного объекта (фронта) на другой, а также устойчивость.
Автопогрузчик
По грузоподъемности автопогрузчики делятся на три группы: легкие (1-2 т), средние (3,2-5 т) и тяжелые (до 10-12,5 т). К легкой группе относятся электропогрузчики и малогабаритные дизельные погрузчики. Для автопогрузчиков (рис. 4.20) принята четырех-опорная схема с большими углами поворота задних управляемых колес (до 75°) с целью уменьшения радиуса поворота. Автопогрузчики выпускаются, как правило, с вертикальным телескопическим подъемником, опирающимся на ведущий мост (фронтальные погрузчики). Высота подъема вилочным захватом у погрузчиков средней и тяжелой групп составляет 1,8-4,5 м, на крюке стрелы – до 7,3 м. Некоторые фронтальные погрузчики оборудованы стрелой для погрузки-разгрузки контейнеров и прочих грузов на крюке; при этом расстояние от крюка до передней стенки каретки грузоподъемника составляет 2,2 м.
На контейнерных терминалах ж. д. все большее распространение получают погрузчики специального назначения для переработки крупнотоннажных контейнеров типоразмеров 1С, 1CC, 1A, 1АА массой брутто 24; 30,5 т. Для работы с длинномерными грузами изготовляют погрузчики с боковым расположением подъемника (т. н. боковые автопогрузчики), которые могут перемещаться в поперечном направлении, что позволяет уменьшить ширину проездов. Автопогрузчики специального назначения грузоподъемностью 25-45 т и более могут быть оборудованы вертикальным телескопическим подъемником или выдвижной стрелой с вылетом 2-6,4 м («Valmet», «Kalmar», «Haister» и др.). Особенностью этих погрузчиков является высокая нагрузка на переднюю ось (до 80-100 т), что требует при строительстве площадок для их работы сооружения усиленных основания и верхнего покрытия по сравнению с площадками для других типов машин, в т. ч. оснований крановых путей козловых контейнерных кранов на терминалах.
В качестве силовых агрегатов на автопогрузчиках применяют двигатели внутреннего сгорания (карбюраторные или дизельные), всегда устанавливаемые сзади, что позволяет использовать массу двигателя в качестве противовеса. Автопогрузчики имеют механическую или гидравлическую передачу и гидравлическое усиление руля.
Электропогрузчик
Электропогрузчик – подъемно-транспортная машина прерывного (циклического) действия с электрическим приводом; относится к классу автопогрузчиков. Предназначен для погрузки, разгрузки, штабелирования и транспортирования штучных и сыпучих грузов на небольшие расстояния. Электропогрузчики обычно используются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в стесненных условиях – внутри складов, вагонов, контейнеров и т.п., где недопустима работа машин с двигателями внутреннего сгорания без надежных нейтрализаторов выхлопных газов. Рабочим органом электропогрузчиков служит телескопическая рама, которая может наклоняться вперед на 3° и назад на 8°; по раме перемещается каретка с грузозахватными устройствами – вилами, штырями, кантователями, крюками и т.п. (рис. 4.21). Привод осуществляется электродвигателями, питающимися от аккумуляторной батареи или по кабелю от электрической сети (последние широкого распространения не получили). Электропогрузчики повышенной маневренности выпускаются только малогабаритными с грузоподъемностью 0,63-2 т. Предусмотрен выпуск электропогрузчиков на трехопорном и четырехопорном шасси, обладающих повышенной устойчивостью к боковому опрокидыванию.
Мобильность, малые габариты, универсальность (большое количество захватных приспособлений), боковая устойчивость, отсутствие загрязнения воздуха в закрытых помещениях – основные преимущества электропогрузчиков перед другими типами машин данного класса.
Дизельный погрузчик
Дизельный погрузчик представляет собой самоходное шасси, включающее корпус, энергосиловую установку с дизельным двигателем, мост ведущий, мост управляемый, гидропривод, электрическое оборудование и кабину, а также грузоподъемник, оснащенный различными грузозахватными приспособлениями; снабжен нейтрализатором выхлопных газов. Дизельные погрузчики грузоподъемностью 1,5-1,6 т предназначены для загрузки и разгрузки преимущественно универсальных крытых и рефрижераторных вагонов, контейнеров, грузовых автомобилей, а также для штабелирования на складах штучных, пакетированных и одиночных грузов и перевозки их на небольшие расстояния. Работают как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках с твердым и ровным покрытием.
На ж.-д. станциях получили распространение дизельные погрузчики иностранных фирм: «Тоета», «Ниссан», «ТСМ», «Мицубиси» и «Коматцу» (Япония), «Штилл» (Германия), «Балканкар» (Болгария). Погрузчики этих фирм грузоподъемностью 1,5-1,6 т имеют номинальную мощность от 48,5 до 60 л. с, массу 2780-3000 кг, внешний радиус поворота от 1,8 до 2,0 м. При работе в крытых вагонах наибольшая статическая нагрузка, действующая на пол вагона от колес погрузчика с грузом, не должна превышать 17 кН (1,8 тс); динамическая нагрузка – 22 кН (2,3 тс).
Отечественной промышленностью (Машиностроительный завод имени Калинина, г. Екатеринбург) выпускается погрузчик ДП-1606 с дизельным двигателем фирмы «Perkins». Номинальная грузоподъемность 1,6 т; номинальная высота подъема груза 2,9 м; наклон грузоподъемника (вперед/назад) 4,5/10 градусов; скорость передвижения с номинальным грузом 18 км/ч; угол, преодолеваемый с грузом, 30%; масса в рабочем состоянии 2,8 т; внешний радиус поворота 2 м. Расход дизельного топлива составляет ок. 2,4 л/ч.
Вагоноопрокидыватель
Вагоноопрокидыватель – сооружение (устройство) для механизированной разгрузки вагонов с насыпными и навалочными грузами (углем, рудой, зерном и т. п.). Грузовые районы современных ж.-д. станций, подъездные пути крупных промышленных предприятий (металлургических и коксохимических заводов, тепловых электростанций и т.п.), портовые пункты перевалки грузов оборудованы стационарными вагоноопрокидывателями. На складах, рудничных и грузовых дворах ж.-д. станций с небольшими грузопотоками используют передвижные вагоноопрокидыватели, которые позволяют вести разгрузку в различных местах. По способу разгрузки стационарные вагоноопрокидыватели подразделяются на роторные и круговые, в которых разгрузка осуществляется при повороте вагона вокруг его продольной, оси; боковые подъемно-поворотные – вагон не только поворачивается вокруг продольной оси, но также и поднимается (вагоноопрокидыватели этих двух типов предназначены для разгрузки полувагонов и платформ); торцевые – производят наклон вагона относительно поперечной оси, при этом груз высыпается через открывающиеся боковые стенки; комбинированные— с многократным поворотом вокруг продольной и поперечной осей, служащие для разгрузки крытых вагонов. Вагоноопрокидыватели — эффективное средство механизации с темпом выгрузки до 30 вагонов в 1 ч. Повышению производительности вагоноопрокидывателей способствует оборудование их системами автоматизации операций выгрузки (надвиг вагона, установка, выталкивание и т. п.), применение виброустройств для механизированного удаления остатков сыпучих грузов (особенно смерзшихся и слежавшихся), а также инерционных разгрузочных машин в крытых ж.-д. вагонах.
Одноковшовый погрузчик
Одноковшовыми погрузчиками называются самоходные пневмоколесные и гусеничные погрузочно-разгрузочные машины с основным рабочим органом в виде ковша, установленного на конце подъемного механизма (рис. 4.22); предназначены для погрузки сыпучих и кусковых грузов. Монтируются на базе колесных тягачей и гусеничных тракторов. По способу разгрузки ковша различают погрузчики с боковой разгрузкой (поворотом и опрокидыванием ковша на сторону), с передней разгрузкой, с задней разгрузкой и с комбинированной разгрузкой (как со стороны зачерпывания материала, так и сзади погрузчика). Емкость ковша зависит от мощности трактора и составляет, как правило, 1,25-3,4 м3 при грузоподъемности от 2,0 до 7,0 т. Одноковшовые погрузчики получили широкое распространение в механизированных дистанциях погрузочно-разгрузочных работ при переработке сыпучих грузов.
Инерционная разгрузочная машина
Инерционная разгрузочная машина предназначена для выгрузки сыпучих грузов из крытых вагонов; действие основано на использовании механических продольных колебаний кузова вагона от центробежного привода с неуравновешенными массами. Привод обеспечивает амплитуду горизонтальных колебаний до 90 мм, вертикальных – до 20 мм при частоте до 2 Гц. Возникающие при этом силы инерции перемещают частицы груза от торцов вагона к середине. Поперечное высыпание груза обеспечивается наклоном вагона на 7-10° в сторону выгрузки. Для наклона вагона в месте разгрузки предусмотрено возвышение одного рельса над другим. Применяются мостовые и безмостовые инерционные разгрузочные машины (рис. 4.23). На отечественных ж. д. машины эксплуатируются с середины 1960-х гг. Их использование эффективно при разгрузке неслежавшихся сыпучих грузов (в основном зерна); разгрузка одного вагона длится 10-12 мин.
Вибрационные машины
Вибрационные машины применяются в грузовых пунктах ж.-д. станций для очистки вагонов от остатков грузов, перевозимых насыпью и навалом, а также для восстановления сыпучести (разрыхления) смерзшихся грунтов. Являются, как правило, съемным оборудованием козловых, мостовых, стреловых кранов и других подъемных устройств. Вибрационные машины обычно состоят из портала и рабочего органа с приводом, подведенным к порталу. Действие машины основано на том, что сыпучее тело при сообщении ему вибрации (колебаний) приобретает свойства текучести; при этом его направление движения зависит от параметров вибрации.
Для выгрузки сыпучих грузов из полувагонов и очистки их от остатков груза служат накладные вибраторы, устанавливаемые на верхнюю обвязку полувагона (рис. 4.24), они имеют массу не менее 5 т и генерируют вынуждающую силу, амплитуда которой не должна превышать 88 кН (9 тс). Для уплотнения выгрузки сыпучих грузов из полувагонов и очистки их от остатков груза служат накладные вибраторы, устанавливаемые на верхнюю обвязку полувагона (рис. 4.24), они имеют массу не менее 5 т и генерируют вынуждающую силу, амплитуда которой не должна превышать 88 кН (9 тс). Для уплотнения легких сыпучих грузов применяют вибраторы продольного действия, которые устанавливаются на автосцепку и воздействуют на два вагона. Для разрыхления монолитно смерзшихся грузов используются виброударные машины (рис. 4.25).
Грейфер
Грейфер – грузозахватное устройство с поворотными челюстями; используется как рабочий орган грузоподъемного крана, тали, экскаватора, погрузчика. Может быть двухчелюстным – для переработки (захвата и перемещения) сыпучих грузов (рис. 4.26) или многочелюстным – для кусковых и сыпучих грузов (камней, бревен и т.д.). Грейферы бывают одноканатные (на кранах с однобарабанной лебедкой), двух- и четырехканатные (на кранах с двухбарабанной лебедкой) и моторные (приводные). После захвата груза челюсти замыкаются подъемным канатом либо электро- или гидроприводом (в моторном грейфере). Обычная вместимость двух-челюстного грейфера 0,35-0,5 м3.
Таль – подвесное грузоподъемное устройство, укрепленное стационарно на неподвижной конструкции либо на приводной тележке, перемещающейся по подвесному монорельсовому пути (ездовой балке); применяется в качестве механизма подъема в различных грузоподъемных кранах, а также как самостоятельное грузоподъемное устройство. Стационарные тали имеют ручной привод механизма подъема груза, перемещение которого осуществляется только по вертикали. С помощью передвижных талей груз можно перемещать как по вертикали, так и по горизонтали. Такие тали имеют электрический или пневматический привод; управление поднятием и перемещением груза производится с пульта дистанционного управления (рис. 4.27). Грузоподъемность талей не превышает 10 т, высота подъема груза от 3 до 18 м. Тали с механическим приводом иногда называют тельфером.
Автостроп
Автостроп – грузозахватное приспособление (например, в виде каната или цепи с захватными крюками или скобами), оборудованное устройствами для автоматической строповки грузов. Применяется главным образом при погрузочно-разгрузочных, строительных и монтажных работах. Строповка и отстроповка могут выполняться, например, с помощью электромагнита, установленного на автостропе и включаемого из кабины крановщика.
Для перегрузки среднетоннажных контейнеров широко применяется автоматический захват ЦНИИ-ХИИТ, выполненный в виде рамы, по которой перемещаются навстречу друг другу 4 спаренные каретки с захватными крюками (рис. 4.28). Для поворота автостропа вокруг вертикальной оси используется поворотная головка.
Спредер
Спредер – автоматический или полуавтоматический захват для подъема контейнеров; на ж.-д. транспорте применяется при перегрузке крупнотоннажных контейнеров козловыми, портальными, мостовыми кранами, причальными перегружателями, автопогрузчиками, контейнеровозами и др. Существуют также спредеры с ручным приводом поворотных замков. Спредеры обычно изготовляют телескопическими или со съемными рамами для переработки всех типоразмеров контейнеров массой брутто от 10 до 30 т. Наведение спредера на контейнер, застропка и отстропка производятся оператором из кабины без участия стропальщика (кроме спредеров с ручным приводом); захват грузов осуществляется за верхние угловые фитинги (рис. 4.29).