Машина управления огнем артиллерии 1в13 1
Машина управления огнем артиллерии 1в13 1
КОМПЛЕКС АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ДИВИЗИОНА (БАТАРЕИ) САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК 1В12 «МАШИНА». COMPLEX OF AUTOMATED FIRE CONTROL OF THE DIVISION (BATTERY) OF SELF-PROPELLED ARTILLERY OF LAND 1V12 «MASHINA»
КОМПЛЕКС АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ДИВИЗИОНА (БАТАРЕИ) САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК 1В12 «МАШИНА» COMPLEX OF AUTOMATED FIRE CONTROL OF THE DIVISION (BATTERY) OF SELF-PROPELLED ARTILLERY OF LAND TROOPS 1V12 «MASHINA» 17.06.2020 ХАРАКТЕРИСТИКИ 1В13-1 КОМПЛЕКС АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В комплексы 1В12, 1В12-1, 1В12М, 1В12М-1 входят машины управления артиллерийским огнем 1В13, 1В14, 1В15 и 1В16 различных модификаций, отличающиеся составом аппаратуры. Машины обеспечивают разведку и управление огневыми взводами, батареями, дивизионами в любое время года и суток при любых реально возможных метеоусловиях в интервалах наземных температур от −40°С до +45°С при относительной влажности 98%, запыленности воздуха до 2 г/м3, в горных условиях до высоты 3000 м над уровнем моря. Машина создана 1В14 на базе шасси гусеничного легкого транспортера МТ-ЛБу и представляет собой подвижной командно-наблюдательный пункт батареи и предназначена для ведения разведки и управления огнем батареи в тесном взаимодействии с мотострелковыми и танковыми подразделениями в ходе боя. МАШИНА 1В13 МАШИНА 1В14 Машины типа 1В13 и 1В14 могут входить в состав разведывательно-огневого комплекса (РОК). Модификации: Состояние на вооружении с 1973 года — вычислит. машина 9В59 «Ольха» один 12,7-мм крупнокалиберный пулемет НСВ (на машинах 1В14 и др. один 7,62-мм пулемет ПКБ) КОМАНДИРСКАЯ МАШИНА УПРАВЛЕНИЯ СТАРШЕГО ОФИЦЕРА БАТАРЕИНАЗНАЧЕНИЕ, ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМАНДИРСКОЙ МАШИНЫ СТАРШЕГО ОФИЦЕРА БАТАРЕИ 1В13 (1В13М) Назначение, ТТХ и общее устройство КМУ СОБа 1В13 (1В13М), базовой машины. Комплекс командирских машин управления огнем артиллерийского дивизиона предназначен для разведки и управления огнем артиллерийского дивизиона и осуществления непрерывного и тесного взаимодействия с общевойсковыми подразделениями в любых видах боя. На вооружении в ВС находятся два вида комплексов КМУ: на вооружении самоходных дивизионов – комплекс 1В12, на вооружении буксируемых и реактивных дивизионов – комплекс 1В17. В составе каждого комплекса по 8 машин управления (табл.1.1). Состав комплексов КМУ
Комплекс КМУ обеспечивает решение следующих задач: — ведение разведки и определения координат целей; — корректирование огня артиллерии; — поддерживание непрерывное связи со старшим артиллерийским начальником, подчиненными подразделениями, командирами общевойсковых и приданных подразделений; — топогеодезическую привязку огневых позиций и наблюдательных пунктов; — ведение радиационной и химической разведки; — измерение наземных метеорологических данных. Руководитель занятия при доведении задач, решаемых с помощью КМУ, показывает задействованные приборы. Комплекс машин управления огнем дивизиона самоходной артиллерии 1В12 на вооружение был принят в 1973 году, с 1978 года этот комплекс носит индекс 1В12-1. В 1976 году средства автоматизации принимаются на вооружение и в подразделения буксируемой и реактивной артиллерии, на вооружение был принят комплекс 1В17. В последующие годы происходит модернизация и совершенствование комплексов. В начале 80-х годов (1983 год) на вооружение принимается самоходный комплекс 1В12М, на котором устанавливается более совершенная ЭВМ 1В510М, АППК устанавливается на машинах КД и КБ, применяется более совершенная аппаратура топопривязки 1Т128, на всех машинах комплекса (за исключением 1В16М) устанавливается гирокомпас 1Г40, а также на машинах командира дивизиона и батареи устанавливается лазерный дальномер-целеуказатель 1Д15. Командирская машина управления (КМ) старшего офицера батареи (СОБа) предназначена для управления огневыми взводами. Она размещается на ОП батареи там, откуда обеспечивается удобное управление огневыми взводами и составляет основу пункта управления огнем батареи (ПУОБ). Командирская машина обеспечивает определение координат ОП, ориентирование орудий в основном направлении, автоматический прием установок для стрельбы с ЭВМ командно-штабной машины дивизиона, поддержание связи с командиром батареи, командирами орудий и штабом дивизиона. Рис. 1. Командирская машина старшего офицера батареи 1В13 Экипаж машины состоит из старшего офицера батареи, командира отделения-вычислителя, оператора-топогеодезиста, старшего радиотелефониста, радиотелефониста и механика-водителя. Командирская машина обеспечивает управление огневыми взводами в любое время года и суток при реально возможных метеорологических условиях в интервалах наземных температур от – 40 до + 45 ºС при относительной влажности воздуха до 98 %, при запыленности воздуха до 2 г/м3 и в горных условиях для высоты 3000 м над уровнем моря. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ Технические данные машины Масса (без учета массы экипажа), кг 14500 Габаритные размеры, мм: ширина по гусеницам. 2850 Колея (расстояние между серединами Дорожный просвет, мм. 400 Минимальные радиусы поворота, м: Максимальная скорость по шоссе, км/ч 61,5 Средняя техническая скорость, км/ч: Максимальный угол подъема. 35° Максимальный угол крена. 25° 3апас хода по топливу (без учета работы Вместимость топливных баков, л 500 Гусеничное шасси состоит из корпуса, силовой установки, силовой передачи, ходовой части и средств жизнеобеспечения. Корпус является несущей цельносварной конструкцией из листовой броневой стали, обеспечивающей защиту аппаратуры и экипажа от пуль, осколков и радиоактивной пыли. Корпус герметизирован, обладает водоизмещением, позволяющим машине двигаться на плаву при номинальной грузоподъемности. Установкой ходового двигателя корпус шасси разделяется на отделение управления и аппаратное отделение. Силовая установка состоит из двигателя. Силовая передача состоит из главного фрикциона, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, главной передачи и бортовых передач. Ходовая часть состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес, 14 опорных катков, подвески, амортизаторов, 2-х гусеничных лент. Корпус шасси разделяется отсеком ходового двигателя на отделение управления и аппаратное отделение. Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого. Современные комплексы автоматизированного управления огнем самоходной артиллерииПервый отечественный комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) самоходной артиллерии 1В12 «Машина» был создан ковровским НПО «Сигнал» одновременно с разработкой соответствующих самоходных гаубиц, пушек и минометов в конце 1960-х – начале 1970-х годов. КАУО 1В12 был принят на вооружение Советской Армии в 1973 г. и серийно производился на предприятии «Мотовилихинские заводы» в Перми. Специалистами института, который являлся головным разработчиком комплексов, машин и средств управления огнем артиллерии, были также разработаны комплексы «Фальцет» и пункт разведки и управления огнем артиллерии ВДВ «Реостат» на гусеничном шасси. В настоящее время на предприятии ОАО «ВНИИ «Сигнал» (входит в состав холдинга «Высокоточные комплексы») закончена разработка и начато серийное производство современных КАУО «Капустник-Б» и «Машина-М» для самоходной артиллерии Российской Армии. Комплекс автоматизированного управления огнем подразделений самоходной артиллерии и реактивных систем залпового огня на колесном ходу 1В126 («Капустник-Б») Предназначен для автоматизированного и неавтоматизированного управление огнем и боевыми действиями артиллерийского дивизиона (батареи) самоходной артиллерийской системы 2С23 «Нона-СВК» и РСЗО БМ-21 «Град», штатными, приданными и обслуживающими техническими средствами разведки при подготовке и в ходе боя, в том числе в составе разнородных группировок войск во взаимодействии с частями и подразделениями Сухопутных войск. • унифицированный командно-наблюдательный пункт 1В152 (на базе шасси БТР-80); • унифицированный пункт управления огнем 1В153 (на базе шасси Урал-4320).
• ведение разведки противника и местности; • определение координат целей; • ведение пристрелки и корректирование огня; • поддержание связи со штабом, с командирами подчиненных, приданных и поддерживаемых подразделений.
• определение координат огневой позиции; • ориентирование орудий в основном направлении; • автоматический прием от ЭВМ командно штабной машины дивизиона данных для стрельбы (П, УГЛ ц, В) на САО и контроль установок (П, УГЛ ц) прицельных приспособлений по проводному и радиоканалам связи; • поддержание связи с начальником штаба дивизиона, командиром батареи, командиром дивизиона, командирами орудий. Обе машины по радио и проводным каналам связи и передачи данных сопрягаются в автоматическом режиме с вышестоящими и взаимодействующими звеньями управления, современными средствами разведки и непосредственно с огневыми средствами: орудийными автоматизированными системами наведения и управления огнем (АСУНО). ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА 1В126 Наименование параметра Комплекс 1В12, 1В12-1, 1В12-М, 1В12М-1В комплексы 1В12, 1В12-1, 1В12М, 1В12М-1 входят машины управления артиллерийским огнем 1В13, 1В14, 1В15 и 1В16 различных модификаций, отличающиеся составом аппаратуры. Машины обеспечивают разведку и управление огневыми взводами, батареями, дивизионами в любое время года и суток при любых реально возможных метеоусловиях в интервалах наземных температур от −40°С до +45°С при относительной влажности 98%, запыленности воздуха до 2 г/м3, в горных условиях до высоты 3000 м над уровнем моря. Предназначена для управления огневыми взводами и размещается на ОП батареи, на месте, обеспечивающим удобное управление. Машина обеспечивает решение следующих задач: Экипаж состоит из старшего офицера батареи, командира отделения (оператора- топогеодезиста), старшего радиотелефониста, вычислителя, механика водителя. Представляет передвижной командно наблюдательный пункт батареи и предназначена для ведения разведки и управления огнем батареи в тесном взаимодействии с мотострелковыми и танковыми подразделениями в ходе боя. Машина обеспечивает решение следующих задач: Представляет передвижной командно наблюдательный пункт командира дивизиона ипредназначена для ведения разведки и управления огнем дивизиона в тесном взаимодействии с мотострелковыми и танковыми подразделениями в ходе боя. Машина обеспечивает решение тех же задач, что и машина командира батареи. Командно-штабная машина дивизиона обеспечивает решение следующих задач: Машина управления огнем артиллерии 1в13 1Средства артиллерийской разведки и управления огнем п.п. | Наименование характеристики | Единица измерения | 1В19 | 1В18 | 1В111 | 1В110 | |||||||||||||||
1 | Экипаж | чел. | 5 | 5 | 7 | 5 | |||||||||||||||
2 | Шасси | БТР-60ПБ | БТР-60ПБ | ЗИЛ-131 | ГАЗ-66 | ||||||||||||||||
3 | Мощность двигателя | л.с. | 2 х 90 | 2 х 90 | 150 | 115 | |||||||||||||||
4 | Максимальная скорость | км / час | 80 | 80 | 90 | 90 | |||||||||||||||
5 | Скорость на плаву | км / час | 10 | 10 | — | — | |||||||||||||||
6 | Боевая масса | т | 10,2 | 10,2 | 10, 8 | 5, 8 | |||||||||||||||
7 | Бронирование | мм | 5-11 | 5-11 | — | — | |||||||||||||||
8 | Длина по корпусу | мм | 7560 | 7560 | 7040 | 5805 | |||||||||||||||
9 | Ширина | мм | 2830 | 28306 | 2500 | 2525 | |||||||||||||||
10 | Высота в походном положении | мм | 2420 | 2420 | 2510 | 2500 | |||||||||||||||
11 | Вооружение | пулемет | 1 х 7,62 мм ПКМБ | 1 х 7,62мм ПКМБ | — | — | |||||||||||||||
12 | Боекомплект: 7,62 мм | шт. | 1000 | 1000 | — | — | |||||||||||||||
13 | Запас хода по топливу | км | 500 | 500 | 850 | 800 | |||||||||||||||
17 | Максимальная дальность засечки целей: квантовым дальномером | м | 10 000 | 10 000 | — | — | |||||||||||||||
19 | Средства связи | Р-123М, Р-193, ТА-57, 1Т803М | Р-107М, Р-111, Р-123М, Р-193, 1Т803М | Р-107М, Р-111, Р-123М,Р-193,1Т803М | Р-130.Р-111,Р-123М,Р-326,Р-193,1Т803М.ТА-57 | ||||||||||||||||
20 | Время готовности навигационной аппаратуры к работе | мин. | 13 | 13 | — | 13 |
МАШИНА УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ 1В110 «Береза» (СОБ)
старший офицер батареи
командир отделения-старший вычислитель
МАШИНА УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ 1В18 «Клен-1» (Командир батареи)
Машина командира батареи предназначена для размещения подвижного командно-наблюдательного пункта командира батареи и обеспечивает управление огнем батареи артиллерии, минометов и реактивных систем залпового огня; определение координат точки стояния командно-наблюдательного пункта; ориентирование приборов АР в основное направление; оптическую разведку целей и определение их полярных координат; наблюдение за полем боя в дневное и ночное время; связь с машинами старших офицеров батарей, командиром дивизиона, вышестоящим командованием и командирами поддерживаемых подразделений; развертывание выносного командно-наблюдательного пункта. Машина 1В18-1 создана на базе шасси БТР-60ПБ. Отделение управления и экипажа делится башней на два отсека – носовой и кормовой. В носовом отсеке слева по ходу машины находится рабочее место механика-водителя, справа – рабочее место командира батареи на марше. Перед механиком-водителем расположены органы управления машиной, смотровой прибор для наблюдения за дорогой и местностью. Сзади и слева от механика-водителя по борту машины расположены уровень, ловитель (для гильз), укладка прибора ТВНО- 2 Б, укладочный ящик к прибору ННП-21, комплект ЗИП машины 1В18-1, пульт контроля и управления, фильтр радиопомех, реле-регулятор. Перед командиром батареи расположены: смотровой прибор ТПКУ-2Б и смотровые приборы ТНП-Б для наблюдения за местностью, аккумуляторные батареи в ящике, линейный щиток, укладочный ящик (ЗИП дневного визира), укладочный ящик (ЗИП радиостанции Р-123М), комплект ЗИП шасси, включатель массы, преобразователь. Сзади и справа от командира батареи по борту машины расположены ящик под сухой паек, бидоны с питьевой водой, ловитель, сумка для гранат, дополнительное сиденье, укладочный ящик ЗИП дальномера 1Д11-1, две укладки антенн для радиостанции Р-123М, перископ в футляре, картодержатель в укладке; перископическая артиллерийская буссоль, два телефонных аппарата, дальномер. В кормовом отсеке машины расположены: справа по борту – рабочее место радиотелефониста, слева – рабочее место командира отделения. Перед радиотелефонистом в машине 1В18 расположены три приемопередатчика радиостанции Р-123М и блоки питания, три согласующих блока радиостанции Р-123М, устройство Р-012М и звонок. Сзади и слева по борту от радиотелефониста расположены коммутатор, пульт, громкоговоритель, усилитель, блок усилителя, блок проводной связи. Перед командиром отделения расположены стол с уложенными в него планшетом к прибору ПУО-9У, прибором управления огнем и карандашами, аппарат абонента, пульт управления. Слева и сзади от командира отделения находятся тренога дальномера 1Д11-1, тренога прибора ННП-21, тренога буссоли ПАБ-2АМ. Справа от командира отделения размещены двигатель, курсопрокладчик, генератор, кронштейны для автоматов. В башне перед командиром батареи находятся дневной визир, ночной наблюдательный прибор, аппарат абонента, поворотный механизм, стол для работы с картой. Перед разведчиком-дальномерщиком находятся приемопередатчик и блок питания дальномера 1Д11-1. Слева от разведчика-дальномерщика за приемопередатчиком дальномера 1Д11-1 находится стопор башни. В центре башни расположены рукоятки для управления защитными крышками наблюдательных приборов, пульт управления для подачи напряжения питания на приборы башни, световую вешку, вентиляторы, светильники, транспарант «ВЕШКА ВКЛЮЧЕНА» и авиационные часы. Сиденья командира батареи и разведчика-дальномерщика в башне регулируются по высоте и могут поочередно откидываться с фиксацией для обеспечения прохода в машине. Средства связи. Средства связи машины командира батареи предназначены для обеспечения внешней радиотелефонной связи по радиостанциям или проводным каналом связи, а также для обеспечения внутренней связи между членами экипажа. В состав средств связи входят средства радиосвязи, проводной связи, коммутационная аппаратура, устройство Р-012М. Средства радиосвязи предназначены для ведения переговоров по радиоканалам. В состав средств радиосвязи входят радиостанция Р-159 (выносная), две радиостанции Р-123М. Коммутационная аппаратура 1Т803М предназначена для обеспечения внутренней телефонной связью всех членов экипажа через аппараты, к которым подключаются шлемофоны членов экипажа; для работы по радиоканалам радиотелефониста, командира отделения, командира батареи через аппараты ПУ5, АА62, АА64 соответственно и для работы по проводным линиям связи, а также для дистанционного управления всех радиостанций с двух выносных телефонных аппаратов, подключенных к аппаратуре 1Т803М через коммутатор П-193М.
МАШИНА УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ 1В111 «Ольха» (НШ адн)
начальник штаба дивизиона
МАШИНА УПРАВЛЕНИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ 1В19 «Клен-2» (Командир адн)