Машины для охраны лучшее
Выбираем автомобиль охраны
В этой статье мы обратим внимание на несколько ключевых факторов, которыми нужно руководствоваться при выборе автомобиля, включая автомобиль сопровождения, для лица, охраной которого занимается соответствующее агентство.
Антураж
Немаловажное значение имеет то, как будет выглядеть кортеж. Вне всяких сомнений это должно быть надежно, но ещё и солидно и даже красиво. То есть если автомобилей больше одного, скорее всего они должны быть одного класса. Статусу охраняемого лица должен соответствовать и статус автомобилей. В этой сфере необходимо учитывать современные тенденции. Вопрос в том, какие цели преследует клиент – хочет остаться незамеченным, или наоборот, произвести должное впечатление.
Вопрос цены
Так или иначе, при выборе автомобиля нет возможности выйти из определенной ценовой категории. Вы не станете экономить на собственной безопасности, и не сможете позволить себе выглядеть недостаточно престижно. В затраты на автомобиль включается не только его непосредственная цена, но и стоимость технического обслуживания, сумма обеспечения уплаты таможенных платежей, если автомобиль приобретается за рубежом, расходы на топливо и т. п. Учитывать нужно всё, даже то, что на первый взгляд может казаться мелочами.
Особенности
Будет лучше, если выбор автомобиля возьмет на себя ответственный за службу безопасности. Своим опытом, пониманием и видением конкретной ситуации он может поделиться с клиентом – охраняемым лицом. Согласованность действий при выборе автомобиля не только обеспечит безопасность клиента, но и позволит сотрудникам охраны исполнять свою работу на самом высоком уровне.
Машины для охраны лучшее
Относительным показателем статуса охраняемого лица является марка автомобиля, на котором его возят. Также и автомобиль прикрытия является лицом группы личной охраны. В этой статье мы постараемся заглянуть также в его душу, рассмотрев достоинства и недостатки.
Для начала стоит рассмотреть факторы, которыми руководствуются при выборе машин сопровождения. Главных факторов три: статус, стоимость и технические особенности автомобиля. На каждом из них мы остановимся поподробнее.
Статус
В жизни все должно быть органично. И красиво. Соответственно, автомобили прикрытия должны принадлежать к одному классу. С дорогим костюмом не рекомендуется носить дешевые часы. Так же и с машинами. Именно по этой причине некоторые машины, которые могли бы справляться с поставленной задачей, отметают из-за недостаточной солидности. VIP-лицо просто не может себе позволить, чтобы о нем думали, будто у него нет средств купить дорогой автомобиль. Очень часто в расчет берется «машинная мода». Если у тебя нет такого-то автомобиля, то ты выпадаешь из обоймы VIP. Но в сфере машин прикрытия уже есть своя классика и стандарты, которых следует придерживаться.
Стоимость
Технические особенности
В идеальном мире машину прикрытия выбирает руководитель службы безопасности, который обладает достаточными знаниями специфики работы телохранителей. Потом он согласовывает свое решение с ОЛ и отдает распоряжение руководителю транспортного отдела, отвечающему за покупку и техническую подготовку машин.
К сожалению, не всегда эта процедура проходит именно так. Часто этот важный вопрос решают люди, которые не имеют представления об условиях, в которых придется эксплуатировать машину. В результате телохранителям достается автомобиль, который вместо рабочего инструмента представляет собой лишнюю головную боль.
Рассмотрим наиболее типичные и стандартные автомобили, используемые в качестве машины прикрытия в кортеже.
Mercedes-Benz Gelandewagen (G-класс)
Наиболее дорогой и престижный вариант. Стоимость нового автомобиля — от 3,5 млн руб. Харизматичная классика. Первый и вечный автомобиль прикрытия. Среди сотрудников охраны имеет прозвище «кирпич» за свою узнаваемую форму. Также известен как «табуретка» за свой армейский комфорт. Узнаваемый образ помогает при следовании в кортеже. Водители сразу узнают машину прикрытия и не вступают с экипажем в борьбу за место на дороге.
К положительным техническим характеристикам следует отнести мощные моторы и вместительный, просторный салон. Все. Больше этим машинам хвалиться нечем.
Дальше начинается борьба водителя с реальностью управления этим автомобилем в сложной оперативной обстановке. При плохой, дождливой и грязной погоде следовать за основной машиной приходиться практически вслепую. Прямое лобовое стекло собирает на себя всю летящую из-под колес грязь. А жидкость для очистки стекол заканчивается неожиданно быстро.
Из-за своей развесовки на скорости более 90 км/ч управление Gelandewagen требует от водителя повышенного внимания и мастерства. Находящиеся на заднем сиденье сотрудники охраны должны крепко держаться за поручни. В таких условиях ведение наблюдения за окружающей обстановкой будет затруднительно. Разгон стандартного Gelandewagen до 100 км/ч занимает в среднем 11 сек. Для сравнения: у S-класса это время равно 6 сек. Налицо техническая проблема одновременного старта машин кортежа.
Высоко расположенный центр тяжести предъявляет свои требования к навыку управления автомобилем в сложных условиях. Нередки случаи опрокидывания данных джипов. Миф о том, что подобный джип может быть использован в качестве тарана, уже был опровергнут происшествием с машиной из кортежа президента России, перевернувшейся 11 сентября 2000 года на Кутузовском проспекте.
Следует также помнить о надежности и заводских гарантиях на бронированные модели. Широко известно, что только три фирмы делают на своих заводах бронированные варианты своих джипов. Мерседес — один из них.
Итог вышесказанного: Gelandewagen — это статусный автомобиль кортежа. Решение о принятии его на вооружение требует серьезной проработки и трезвого расчета. К сожалению, у этой машины больше минусов, чем плюсов.
Toyota Land Cruiser 100
Наиболее распространенный сейчас вариант автомобиля прикрытия. Он полностью отвечает всем требованиям к машине, выполняющей подобные задачи: высокий, большой, надежный, проходимый. Да еще и комфортный внутри, что немаловажно для охранников.
Мощный двигатель и энергоемкая подвеска делают Cruiser идеальной машиной для работы в условиях неровных дорог. Собственно именно поэтому он широко используется в странах, где много пустынных и горных маршрутов. Там, где, как правило, ведутся военные действия. Багажник служит отличным передвижным складом снаряжения и экипировки.
В Европе можно найти несколько специализированных фирм, которые превратят Land Cruiser в маленький и быстрый танк, оборудовав его специальными комплектами элементов бронирования. И это будет стоить относительно недорого.
Однако следует помнить, что очевидные плюсы этого джипа, рассчитанного конструкторами на условия бездорожья, при эксплуатации его в качестве автомобиля прикрытия сразу же превращаются в минусы.
Двигатель Toyota никогда не рассчитывался на резкий старт. Для набора 100 км/ч он потратит целых 13 сек. Land Cruiser требуется некоторое время, чтобы догнать ушедший вперед основной автомобиль. Вполне вероятно, что эта техническая особенность не позволила ускориться автомобилю прикрытия президента Евкурова в момент, когда с ним поравнялась машина с террористом-смертником.
Рваный ритм городского движения накладывает на двигатель дополнительную нагрузку, и машину приходится чаще отвозить в сервис-центр.
Иногда в качестве бюджетного решения, используется модель Prado. Поменьше, поуже. Внутри не так просторно, но все равно комфортно. До тех пор, пока скорость не превышает 90 км/ч. При активном стиле движения машина раскачивается, как парусник.
В городах России Land Cruiser уже стал классической машиной охраны. Большой и черной. Но лучше все-таки на нем ездить компанией на рыбалку и шашлык.
Cadillac Escalade
Третий по цене (2,4 млн руб.) внедорожник, используемый в качестве автомобиля прикрытия. Большая и мощная (403 л. С.) машина. Из вышеназванных самая длинная (5143 см) и широкая (2007 см).
Безусловно, с таким мощным двигателем проще гоняться за основным автомобилем. Особенно при резвом старте. Отрыва практически не бывает. И выехать вперед можно быстрее, и резко перестроиться хватает мощности.
Но проблемы всех внедорожников при нетипичном использовании остаются аналогичными. Повышенный расход топлива, изношенные тормозные колодки. Все же подвеска таких машин рассчитывается на гашение вертикальной нагрузки. Сейчас подобные автомобили в кортеже стали использовать реже. Расход бензина на таких двигателях заметно сокращает дистанцию автономного движения.
Но телохранители любят работать на машинах американских марок. В них всегда особое внимание уделялось комфорту пассажиров и плавности хода.
Chevrolet Tahoe
Самый популярный автомобиль, используемый для перевозки сотрудников охраны, особенно в горячих точках Ближнего Востока. Оптимальное соотношение цены (1,8 млн руб.) и мощности двигателя (295 л. с.).
Самый широкий кузов (2068 см) позволяет телохранителям не только с комфортом работать, но и свободнее перемещаться внутри машины, что сильно помогает, когда на кортеж пытаются напасть. Большой багажник вместит в себя все необходимое снаряжение. Обычно там устанавливается спецоборудование, в том числе и «джаммер», устройство для дистанционного подрыва (или блокировки) взрывных устройств, управляемых по радиоканалу.
Mercedes-Benz Viano и Volkswagen Multivan
Представители семейства мини-вэнов. Идеально подходят для работы группы личной охраны в городских условиях. Большое количество посадочных мест. В автомобиль можно посадить не только телохранителей, но и сопровождающий персонал. То есть тех, кто в составе делегации не должен потеряться или необходим охраняемому лицу.
Двигатели, как правило, не слишком мощные, но эти машины и не используются для гонок по улицам. Хотя разгон до 100 км/ч у них сопоставим с джипами — 13 сек. Зато в кортеже мини-вэны придают определенной солидности, в отличие от банальных джипов. Как говорится, эти машины для тех, кому уже не надо никуда спешить. Для успешных бизнесменов. Или их семей.
Открываемые вдоль борта широкие двери с обеих сторон позволяют не только ускорить посадку экипажа, но и вообще дадут возможность сесть или выйти из автомобиля в условиях плотного транспортного потока или парковки. Не зря именно такой тип автомобилей используют различные группы захвата, когда надо быстро увезти с места «упакованное» тело.
Мини-вэны, экипированные соответствующим образом, могут служить командным центром при обеспечении безопасности визита любого уровня. Развернутые лицом друг к другу кресла и столик позволят провести переговоры прямо в движении. В большом салоне гораздо удобнее проводить сердечно-легочную реанимацию или оказывать первую медицинскую помощь.
В нашей практике было несколько случае, когда иностранный гость пересаживался из основного автомобиля в мини-вэн охраны, чтобы иметь возможность провести деловой брифинг по дороге с одного мероприятия на другое. В просторном салоне можно даже обедать, да и есть куда ноги вытянуть.
Безопасность на дороге
Формирование кортежей в частной охранной практике. Часть-2
Среди частных охранных формирований и структур, в преобладающем большинстве присутствуют кортежи, которые состоят из двух автомобилей – основного автомобиля и автомобиля прикрытия.
Пример двухмашинного кортежа. Фото из рабочего архива охранной компании «Антикиллер».
В зависимости от предпочтений охраняемого лица и численности сотрудников группы личной охраны, в автомобиле они могут размещаться следующим образом:
ВАРИАНТ №1
ВАРИАНТ №2
В ситуациях, когда по указанию (желанию) охраняемого лица с ним в салоне основного автомобиля находится только водитель, сотрудники личной охраны размещаются следующим образом:
ВАРИАНТ №3
Когда охраняемое лицо пересаживается за руль и изъявляет желание лично управлять основным автомобилем.
В данном случае, возникает немаловажный вопрос, кто должен находиться на переднем сидении, рядом с охраняемым лицом.
На практике, часто бывает так, что, когда клиент находится за рулем, рядом с ним на переднем сидении располагается прикрепленный телохранитель, а водитель садится на заднее. Либо водителя вообще не берут (он пересаживается в машину сопровождения).
Рекомендации охранной компании «Антикиллер» по размещению телохранителя и водителя в салоне основного автомобиля в случаях, когда клиент лично управляет автотранспортным средством.
Целесообразно, когда на переднем сидении рядом с охраняемым лицом будет находиться именно водитель, который в случае осложнения дорожной обстановки (другой непредвиденной ситуации), сможет подсказать или подстраховать клиента при совершении тех или иных маневров на автомобиле. В том числе, во время возникновения нештатных ситуаций, перехватить рулевое колесо и помочь охраняемому по возможности, вывести автомобиль из опасной зоны.
Так как, клиенты, чаще всего, люди занятые, и зачастую во время управления автотранспортным средством, они ведут разговоры по телефонному аппарату, это естественно притупляет их внимание, они теряют бдительность. Не редко, бывает так, что во время остановки автомобиля с целью дальнейшей высадки, клиенты сразу покидают салон машины, не переключив при этом коробку передач в необходимый режим стоянки. Поэтому учитываются даже такие «обывательские пустяки», как подсказка клиенту – не забыть поставить машину на паркинг, при парковке автомобиля.
Телохранитель же должен размещаться за клиентом. Такая позиция позволяет ему более полно осуществлять контроль окружающей обстановки при движении автомобиля, в том числе упрощает действия при высадке охраняемого лица из автомобиля и его возможной эвакуации в безопасное место.
В машине прикрытия телохранители размещаются аналогично варианту №1.
ВАРИАНТ №4
В данном примере рассмотрим более расширенный кортеж и группу личной охраны, в состав которой входят дополнительные автомобили сопровождения и прикрытия. Такие кортежи чаще всего используются при наличии угроз в отношении охраняемого лица, а также в условиях сложной оперативной обстановки во время пребывания в том или ином регионе или движения по определенным трассам проезда, где необходимы усиленные меры безопасности.
Иногда такие группы служат в большей степени для пафоса и тешат самолюбие клиентов, и в реальности не соответствуют своему прямому предназначению.
В данной схеме будем рассматривать кортеж, который состоит из четырех автомобилей.
Автомобиль лидер (или штабной автомобиль). Как минимум в нем располагаются два сотрудника службы безопасности:
Пример тренировочного заезда сотрудников охранной компании «Антикиллер» в составе кортежа состоящего из четырех автомобилей. Одесса, 2016 год.
Отметим, что чаще всего выбор автомобилей в системе личной безопасности – остается за клиентами и их предпочтениями и вкусами. Одно из самых распространенных нарушений при формировании кортежа, несоответствие тактико-технических характеристик автомобилей кортежа по отношению к основному автомобилю, которые как правило, уступают ему в мощности и т.п.
Кроме этого, при формировании кортежа, как на видео, мы рекомендуем, чтобы в его состав входило два абсолютно одинаковых автомобиля, например – штабной и основной. Потому что, когда кортеж состоит из автомобилей разных марок, легко просчитывается у какой машины, какие задачи, что может привести к негативным последствиям при возможном покушении.
Как защитить автомобиль от угона
И какой способ самый надежный
Если ваш автомобиль захотят угнать профессионалы, им это, скорее всего, удастся.
Это очень популярное среди автовладельцев мнение, которое заставляет их надеяться на судьбу и экономить на дополнительной системе защиты от угона. При этом установленная у дилера сигнализация, скорее всего, не усложнит работу угонщика: должен был угнать машину за минуту, а угонит за две.
Но комплексная защита работает: она может сделать угон экономически нецелесообразным или заставить злоумышленника бросить все и покинуть машину, в которую он уже проник. Для надежности сочетают электронные и механические системы охраны, ставят GPS-маяки и оформляют страховку от угона. И автовладельцу при этом также важно быть бдительным.
По данным МВД, за 2020 год в России похитили 14 788 автомобилей, а угнали 17 287. Хотя по сравнению с 2019 годом количество краж уменьшилось на 27%, а угонов — на 8,5%, вероятность навсегда проститься со своим автомобилем никуда не делась.
Угон — это когда автомобиль не собираются продавать, а просто хотят «покататься» или «погреться». Если все-таки хотят именно продать, закон считает это кражей, наказание за нее строже, чем за угон. Но владельцу автомобиля наплевать на эти условности, поэтому все подобные преступления обычно называют одним словом — угон.
В этой статье я расскажу, какими электронными и механическими системами охраны можно оборудовать свой автомобиль, где лучше парковаться и каких мест избегать, как найти свой автомобиль в случае угона или вернуть его полную стоимость.
Также я поделюсь нестандартными и «народными» способами защиты авто, объясню, почему лучше не светить свои персональные данные и чем может быть опасна сдача авто в аренду.
Электронные противоугонные системы
Сигнализация — самая простая и популярная защита от угона. Она управляет центральным замком дверей автомобиля и реагирует на физические воздействия. Например, если кто-то ударит по кузову, попытается открыть дверь, капот или багажник, сигнализация может подать звуковой сигнал и привлечь внимание к автомобилю.
На сигнализациях с обратной связью сигнал идет в том числе и на брелок: он может вибрировать, издавать звук и показывать на электронном дисплее, что с машиной что-то не так. Более продвинутыми сигнализациями управляют с экрана смартфона: можно понять по спутникам GPS или ГЛОНАСС, где автомобиль находится, проконтролировать его передвижение и, может быть, даже послушать, что происходит в салоне.
К сожалению, ни одна сигнализация не дает стопроцентной защиты от угона, хотя неопытных угонщиков она все-таки может остановить. Производители сигнализаций постоянно совершенствуют степень защиты своего оборудования, но злоумышленники пытаются от них не отставать. Самые надежные сигнализации шифруют сигнал методом диалогового кодирования. Для защиты автомобиля от угона лучше устанавливать последние модели сигнализаций, и делать это стоит только в сертифицированных центрах. Радиосигнал с брелока относительно старой сигнализации злоумышленники без проблем взломают кодграббером.
Иммобилайзер. Почти все автомобили, выпущенные после 2008 года для российского рынка, оснащены штатным иммобилайзером — это такое электронное противоугонное средство. Иммобилайзер блокирует некоторые модули автомобиля, и двигатель не запускается. А в электронном кодовом ключе автомобиля есть специальный чип, который посылает сигнал для разблокировки, когда двигатель хочет запустить хозяин авто.
Основной недостаток штатного иммобилайзера в том, что злоумышленники знают его стандартное расположение, легко его находят и обезвреживают.
Для дополнительной электронной защиты от угона иногда устанавливают второй иммобилайзер. В отличие от штатного иммобилайзера, его ставят в произвольное место. Есть несколько способов снять с охраны такой автомобиль:
Дополнительная защита. Сигнализации с автозапуском и системы с бесключевым доступом в авто добавили уязвимостей их защите. Когда владелец удаленно запускает двигатель с брелока сигнализации, происходит обход штатного автомобильного иммобилайзера. Автоугонщику в это время остается только проникнуть в автомобиль и отключить сигнализацию. Иногда при установке сигнализации с автозапуском используют второй ключ от автомобиля — это подарок для угонщиков. Поэтому лучше устанавливать автозапуск, при котором второй ключ останется у владельца авто.
Механические противоугонные системы
Если электронику можно взломать «по воздуху», то с механикой все иначе. Здесь злоумышленники пользуются специальным устройством для взлома личинок замков — «проворотом», или «свертышем». Также этим устройством можно запустить машину, если провернуть его в замке зажигания. Но есть и такие механические охранные системы, для взлома которых нужен болторез, гидравлические ножницы, пила или болгарка. У неопытного злоумышленника таких инструментов с собой может не быть.
Противоугонные замки. Самая простая механическая защита — это специальные замки на руль, рулевой вал, педали, тормозной диск или коробку передач. Если угонщику удастся проникнуть в салон автомобиля, то большинство таких замков его удивят, но не станут серьезной проблемой.
При этом самому владельцу пользоваться замками каждый раз неудобно, а их конструкция бывает ненадежной. Например, у моего родственника однажды заклинил блокиратор руля, это доставило много проблем. По этим причинам такая защита не очень популярна среди автовладельцев.
«Наблюдалки», «догонялки» и «Черный доктор»: уникальные машины спецслужб СССР
В советские времена никто даже предположить не мог, что в редком автомобильном движении рядом с вами едут легковые машины, абсолютно ничем не отличающиеся от себе подобных, но наделенные моторами в пару сотен лошадиных сил и способные, сорвавшись с места, за считанные секунды развить скорость в пару сотен километров в час. Такие сверхмощные, быстроходные и неприметные автомобили с секретной аппаратурой, закамуфлированные под обычные легковушки, несли скрытую службу в системе Комитета государственной безопасности.
На заглавной фотографии — мощный спецавтомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион для сопровождения и охраны кортежа Президента СССР (фото А. Барашкова)
Лучший и последний советский спецавтомобиль Скорпион в Кремле
В их обязанности входили наружное наблюдение за окружающей обстановкой, диссидентами или иностранцами, преследование подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей.
ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)
Достаточно совершенная легковая Победа с четырехцилиндровым двигателем в 50 л. с. привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ. В середине 1950-х по заказу столь солидного ведомства Горьковский автозавод приступил к сборке более мощного и быстроходного спецавтомобиля М-20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов М-20 и М-20В. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссией, задним мостом от автомобиля ГАЗ-12 (ЗИМ) и 100-литровым топливным баком. В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы.
На деле вариант М-20Г оказался слишком тяжелым и плохо управляемым, зато его скорость возросла до 132 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч составляло 30 секунд. Таких машин изготовили порядка 100 единиц.
ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)
Этот малоизвестный индекс носил второй горьковский спецавтомобиль, созданный на базе серийной 75-сильной модели ГАЗ-21М Волга. На нем установили 195-сильный двигатель V8 и автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13. По сравнению с обычной Волгой на модели ГАЗ-23 были существенно усилены кузов и ходовая часть, применялись стекла из триплекса, тормозные накладки из жаропрочного материала, литые чугунные тормозные барабаны и устройство запирания капота из салона. Увеличение снаряженной массы до 1 780 кг привело к существенному повышению расхода топлива, зато время разгона с места до «сотни» сократилось вдвое (до 16 секунд), а максимальная скорость достигла 160 км/ч.
На модели ГАЗ-23А сохранилась механическая коробка передач, а ГАЗ-23Б для эскортирования важных персон отличался хромированной облицовкой окон и левого зеркала. До 1970 года машин 23-й серии собрали 603 экземпляра.
Спецавтомобили семейства ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)
В начале 1970-х годов на базе новых серийных легковушек ГАЗ-24 Волга Горьковский автозавод приступил к сборке двух «специализированных» вариантов для КГБ СССР. Первый автомобиль ГАЗ-24-24 для внешнего слежения получил прозвище «наблюдалка». Обычно его окрашивали в неяркие цвета, чтобы машина терялась в автомобильном потоке. В обязанности второй модели ГАЗ-24-25 черного цвета с улучшенной отделкой салона и сдвоенной выхлопной трубой входило сопровождение правительственных кортежей, за что ее прозвали «догонялкой».
-_ok_html_m62506453″ /> Спецмашина наблюдения ГАЗ-24-24, внешне не отличавшаяся от обычной Волги
Автомобиль сопровождения ГАЗ-24-25 с 195-сильным мотором (из архива И. Падерина)
Как и ГАЗ-23, эти автомобили также получили основные агрегаты от первой Чайки, но дополнительно снабжались усиленными кузовами и узлами ходовой части. К немногим внешним отличиям второй машины относились дополнительные прямоугольные сигнально-предупредительные фары на бампере, спецсигналы за радиаторной решеткой, высокая антенна на правом крыле для мощного радиооборудования, особый запор капота и характерные номерные знаки. Машина со снаряженной массой 1 750 кг разгонялась с места до 100 км/ч всего за 15 секунд. Ее максимальная скорость возросла до 190 км/ч. В 1972–1988 годах собрали 1 034 автомобиля этой серии.
С выпуском модернизированного седана ГАЗ-24-10 на его базе собирали спецавтомобиль ГАЗ-24-34 с 220-сильным мотором V8 от новой Чайки ГАЗ-14, дисковыми тормозами и встроенными в переднюю облицовку противотуманными фарами. По заказам на них монтировали кондиционер, особую обивку и даже механизм с тремя сменными номерными знаками. В 1985–1993 годах завод выпустил 245 таких машин.
Спецавтомобиль внешнего наблюдения ГАЗ-24-34 на шасси ГАЗ-24-10
Пробные образцы будущих спецавтомобилей появились в 1979 году в рамках конструкторской и стилевой разработки опытной 120-сильной модели ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованной затем в ГАЗ-3102.
Прототип эскортного автомобиля на опытном шасси ГАЗ-3101 (из архива И. Падерина)
Наиболее интересной стала особо прочная и совершенно секретная эскортная машина ГАЗ-31013 с характерной низкой посадкой, которая до сих пор считается лучшим, наиболее мощным и надежным советским спецавтомобилем. Полных сведений о нем не сохранилось.