Машины двигатели примеры 5 класс
Презентация по технологии для 5 класса «Понятие о машине и механизме»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Понятие о машине и механизме Автор-составитель: Криушков Владимир Алексеевич, учитель технологии ГБОУ СОШ №476. г. Санкт-Петербург, Колпинский район. 2013 г.
Виды машин и их функции Машины – устройство, выполняющее механические движения без приложения человеческой силы для преобразования энергии, материалов и информации. Виды машин Назначение машин Энергетические Предназначены для преобразования энергии: электродвигатели (стиральные машины, фены); двигатели внутреннего сгорания (автомобили); турбины (самолёты); паровые машины (паровозы) и другие Рабочие Осуществляют изменение формы, свойств, состояния и положения предмета труда: технологические, или машины-орудия (металлорежущие станки, горные, сельскохозяйственные машины); транспортные (автомобили, самолёты, теплоходы); транспортирующие (конвейеры, грузоподъёмные краны); бытовые (холодильники, пылесосы) Информационные Предназначены для сбора, обработки, хранения и использования информации: вычислительные машины и устройства (компьютеры)
Виды механизмов Механизм – это устройство для преобразования и передачи движения. Название механизма Общий вид Винтовой механизм (преобразование вращательного движения в прямолинейное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Кривошипно-шатунный (преобразование возвратно-поступательное движения в прямолинейное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Эксцентриковый (преобразование вращательного движения в прямолинейное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Кулачковый (преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное)
Виды механизмов Название механизма Общий вид Фрикционный (преобразование вращательного движения одного катка за счет второго)
Виды механических передач винтовая (слесарные тиски); зубчатая (механическая дрель); реечная (сверлильный станок); ременная (сверлильный и токарный станки); цепная (велосипед, сельхозмашины); червячная (колки на музыкальных инструментах); карданная (автомобиль); гидравлическая, пневматическая (привод тормозов).
Виды соединений Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными.
Примеры простых и сложных деталей Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Детали могут быть простые и сложные.
Примеры простых и сложных деталей
Примеры простых и сложных деталей
Подшипник качения: а — наглядное изображение; б, в — условные обозначения на кинематических схемах (б — вал, ось; в — шариковый подшипник на валу) Условные изображения механизмов на кинематических схемах • Кинематика в переводе с греческого — движение. • Схема в переводе с греческого — образ, вид, форма.
Условные изображения механизмов на кинематических схемах Винтовые механизмы в тисках: а — в машинных; б — в слесарных: 1 — винт, 2 — подвижная губка, 3 — гайка, 4 — подшипник скольжения
Условные изображения механизмов на кинематических схемах Цилиндрическая зубчатая передача: а — наглядное изображение; б — изображение на кинематической схеме
Используемая литература Электронное сопровождение к учебно-методическому комплекту «Технология. Технический труд. 5 класс» / авт. Е. С. Глозман, А. Е. Хотунцев, О. Б. Ставрова – 2011.; Технология. Технический труд : 5 класс : учебник для образовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2011 – 176 с.; Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. / К.Л. Дерендяев – М.: ВАКО, 2009. – 288 с.; Электронная библиотека наглядных пособий. Технология. 5 класс. / Н.А. Ландушкин – 2009.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Данная презентация может быть использована учителями технологии при изучении раздела «Машины и механизмы».
«В данной презентации:
Цель данной презентации: ознакомить учащихся с типовыми деталями, соединениями и различными механизмами.
Номер материала: 30412021236
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: «Понятие о машине и механизме»
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
1. Образовательные цели:
1.1. Способствовать запоминанию основной технической терминологии.
1.2. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов
и явлений.
1.3. Способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях.
1.4. Способствовать осознанию существенных признаков понятий.
II. Развивающие цели:
2.1. Способствовать обогащению технико-терминологического запаса слов у учащихся
2.2. Способствовать овладению учащимися умением анализировать, выделять главное в тексте, сравнивать, определять и объяснять понятия
2.3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету
2.4. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
III. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
IV. Профориентационные цели:
4.1. Способствовать развитию у учащихся профессионального интереса к технике и оборудованию.
4.2. Способствовать воспитанию у учащихся уважения к работающему человеку.
4.3. Ознакомить учащихся с профессиями машиностроительной отрасли.
Методическое оснащение урока: Материально-техническая база:
— кабинет технического труда;
— станки, машины: сверлильный станок, токарный станок, бытовая швейная машина универсальная «Чайка», ПМЗ.
• информационные карты: «Профессии в машиностроении»;
образцы объектов труда; винтовой зажим столярного верстака, типовые детали машин, типовые соединения деталей, макет зубчатого механизма дрели;
образцы поузловой обработки изделий;
материалы для контроля знании учащихся:
• карточки-задания;
• тесты:
карты пооперационного контроля для учащихся;
• кроссворд: «Машина».
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); исследовательский вне урока; работа с учебником; демонстрация с элементами иллюстрирования; метод практических работ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Приложение 1.
Настрой учащихся на работу.
Внимание!
Тема нашего урока сегодня «Понятие о машине и механизме»
Машины. Без них невозможна жизнь и деятельность современного общества. Представьте себе, что исчезли машины, вырабатывающие электроэнергию, автомобили, перевозящие людей и грузы; бытовые машины и приборы облегчающие домашний труд. Что произойдет с нашей жизнью? (дети отвечают)
Тогда жизнь остановится! Машины наши друзья и верные помощники.
Технические достижения человечества огромны: механизмы, использованные при строительстве египетских пирамид, паровые машины, электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания, автомобили, станки, компьютеры, космические корабли, бытовые машины и приборы, лазерная техника и роботы. Этот список можно продолжать до бесконечности. Возможно, и вы внесете свой вклад в создание машин XXI века.
Но для этого сегодня на уроке Вы должны узнать и понять:
1.Что такое машина, механизм, деталь.
2.Познакомиться с классификацией машин.
3.Понять функции машин.
4.Научиться понимать устройство машин и механизмов по кинематическим схемам
5.Определять по кинематическим схемам типовые соединения деталей.
6.Ознакомиться с видами передач движения.
Методы: беседа, исследовательский метод вне урока.
И так, дорогие друзья, чтобы нам не пришлось изобретать велосипед, каждый уважающий себя инженер-конструктор должен знать историю эволюции машины.
Выступление ученика с докладом:
Так считали древние люди, а мы теперь уже знаем кто является творцом различной чудо-техники.
Как вы считаете мог ли первобытный человек каменного века изобрести машину, которая помогала бы ему выполнять различную работу в сфере его деятельности? (ответы учащихся)
Какие же были первые технические устройства?
Можно ли их назвать машиной? Почему нельзя?
Все Вы знаете стиральную машину, а некоторые дома даже пользуются ей, когда приходиться помогать родителям убираться дома. Так сравним эту современную технику с техническим устройством древних людей например, приспособлением для сверления.
Скажите чем же отличается они? (дети дают ответы)
Приложение 3
Методы: беседа, исследовательский метод вне урока, объяснение с элементами демонстрации.
Изложение учителем нового материала
Итак, МАШИНА – это устройство для преобразования Энергии (Электродвигатель), материалов ( станок), информации (ПВМ) или облегчения физического и умственного труда человека
Назовите примеры бытовых машин.
Примером бытовых машин служит пылесос, стиральная машина, холодильник. Сельскохозяйственные машины (трактор, комбайн и др.) помогают человеку в уборке урожая. Компьютер для человека – информационная пишущая и вычислительная машина.
Машина состоит из элементов. Свойства машины будут отличными от свойств составляющих ее элементов (первый признак машины). Например, автомобиль может перевозить грузы. Его же элементы не обладают такой способностью: колесо само по себе хотя и перекатывается, но никого не перевезет, в кузове можно разместить груз, но переместиться он никуда не сможет.
Как мы уже поняли, исторически машины развились из орудий (инструментов и приспособлений). Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлильных работ от орудия до машины.
Доклад ученика:
В историческом музее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники копий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйственных нужд.
Многие из этих орудий поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на деревянную ручку. Как же делали это люди каменного века? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим образом. Из прочного дерева вырезали стержень, один конец которого заостряли. Этот заостренный конец стержня помещали в углубление камня, наполненное мелкозернистым песком. Стержень вращали между ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.
В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально закручивали тетиву лука. При приведении лука в движение стержень начинал вращаться, и в нужном месте просверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Он был известен и с успехом применялся еще в Древнем Египте около 4000 лет назад
Плакат: «Приспособление для сверления».
Учащимся уровня В предлагается работа с карточками заданиями.
С учащимися группы С учитель продолжает работу, диктуя для записи в тетрадь основные понятия урока: Машина, механизм, деталь.
ЧАСТИ МАШИНЫ
СВЕРЛИЛЬНЫЙ СТАНОК
ТИПОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Приложение 4
Закрепление знаний учащихся
Методы: фронтальный опрос (устный), практическая работа.
1.Устройство для передачи или преобразования движения.
2.Типовая деталь
3.Разновидность подвижного соединения
4.Часть машины, которая передает движения от двигателя на рабочий орган.
5.Соединение при котором детали не могут относительно друг друга перемещаться.
6.Изделие, изготовленное из материала одной марки без применения сборочных операций.
Ответы: механизм, шайба, шарнирное, трансмиссия, неподвижное, деталь
1.Запишите в рабочую тетрадь определение новых понятий с которыми Вы сегодня на уроке ознакомились.
3. Выдели из всех предложенных профессий ту, которая тебя заинтересовала, объясни почему.
1. Запишите в рабочую тетрадь определение новых понятий с которыми Вы сегодня на уроке ознакомились, используя учебник и терминологический словарь.
3. Какая из профессий тебе кажется самой востребованной в настоящее время, и почему ты так считаешь?
Машины двигатели примеры 5 класс
Установи часы правильно
§ 22. Понятие о машине и механизме
Вспомните, в зависимости от функций, которые выполняют машины, они делятся на рабочие, энергетические и информационные. Энергетические машины преобразуют один вид энергии в другой. Например, в обычном автомобиле энергетическая машина — бензиновый двигатель, который преобразует химическую энергию топлива в механическую энергию вращения, электрическую в механическую (стиральная машина) или тепловую в механическую (двигатель в автомобиле). В электрическом двигателе электрическая энергия преобразуется в механическую энергию вращающейся части двигателя — ротора.
Машины-генераторы — преобразуют механическую энергию в другой вид энергии, например: турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды в электрическую энергию.
Рис.1. Кассовый аппарат
К рабочим машинам относятся технологические, транспортные, транспортирующие и бытовые машины. Транспортные машины осуществляют перемещение людей и грузов на большие расстояния. К ним относятся самолёты, локомотивы, автомобили (рис.2).
Рис. 2. Карьерный самосвал грузоподъёмностью 610 тонн
Транспортирующие машины перемещают людей, грузы и изделия на малые расстояния. К этой группе относятся эскалаторы, подъёмные краны (рис. 3), лифты, конвейеры.
Рис. 3. 128-метровый портальный кран отечественного производства
Рис.4. Токарный станок по обработке древесины
Бытовые машины используются в домашнем хозяйстве. К этой группе относятся, например, пылесосы, стиральные и посудомоечные машины, миксеры, соковыжималки (рис. 5).
Рис. 5. Соковыжималка и холодильник
Машины состоят из одного или нескольких связанных между собой механизмов. Механизм — это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенья выполняют определённые согласованные движения (табл. ).
Таблица 1. Виды механизмов (передач)
В винтовом механизме при вращении винта гайка, удерживаемая от вращения, начинает перемещаться вдоль оси винта, например в винтовом механизме переднего и заднего зажимов столярного верстака.
Фрикционный механизм (фрикционная передача) состоит из двух катков (дисков), которые прижаты друг к другу. При вращении одного катка вращается и другой.
Ремённая передача передаёт вращение от одного шкива 1 к другому 2 с помощью ремня 3 (табл.1). В сверлильном станке, с которым ты ознакомишься в § 25, вращение шпинделю со сверлом передаётся от электродвигателя с помощью ремённой передачи.
Детали, из которых состоят изделия, соединяются между собой тем или иным образом. Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными (табл. 2).
Таблица 2. Виды соединений
Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Детали могут быть простыми и сложными (табл. 3). Простые детали (болт, гайка, шайба) применяют почти во всех изделиях. Сложными называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени (например, станина станка, зубчатое колесо ручной дрели и др.).
Таблица 3. Примеры простых и сложных деталей
Знакомимся с профессиями
Машинист — специалист, занимающийся управлением различных машин, например машинист электровоза, тепловоза, экскаватора, подъёмного крана. Эта профессия требует большой ответственности, поскольку связана с перемещением людей или грузов.
Водитель — это специалист, который управляет легковым или грузовым автомобилем. Он знает устройство автомобиля, правила его обслуживания, может выполнять несложный ремонт.
Наладчик — специалист, обслуживающий технологические машины — станки. Это рабочий высокой квалификации, который выполняет наладку и настройку станков, следит за точностью их работы. Оператор ЭВМ — это специалист, который занимается вводом и обработкой информации на электронно-вычислительных машинах. Он должен знать устройство компьютера, уметь обслуживать компьютерную технику, работать с программными комплексами и многое другое.
Лабораторно-практическая работа « Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»
Задание:
Найди в Интернете информацию о том, какие интересные машины и механизмы помогают человеку в его жизни.
Новые слова и понятия
Машина, технологические машины, информационные машины, механизмы, соединения деталей (подвижные, неподвижные), детали (простые, сложные), машинист, водитель, наладчик, оператор ЭВМ.
Урок 5
Понятие о машине и механизме
Раздел. Конструирование и моделирование.
Тема урока. Понятие о машине и механизме.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с механизмами и машинами, типовыми деталями, видами соединений деталей; обучить распознавать машины различных классов по их назначению, характеризовать простые механизмы, типовые детали машин и их соединения.
Конструирование и моделирование
§6. Понятие о машине и механизме
В современном мире человека окружают различные машины. Многие из них вы видели.
Машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Машины могут иметь различную конструкцию. Конструкцией называют сложный объект, составленный из различных частей. Машины разделяют на пять классов.
Машины-двигатели — превращают энергию любого вида в механическую, например электрическую в механическую (стиральная машина) или тепловуто в механическую (двигатель в автомобиле).
Машины-генераторы — преобразуют механическую энергию в друтой вид энергии, например: турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды в электрическую энергию.
Технологические машины предназначены для изменения размеров и форм заготовок, например станки для обработки древесины и металла.
Транспортные и подъёмно-транспортные машины служат для перемещения людей, грузов, изделий, например: автомобили, подъёмные краны, лифты.
Информационные машины предназначены для преобразования информации, например: электронно-вычислительные машины (ЭВМ), персональные компьютеры (ПК).
Машины состоят из одного или нескольких связанных между собой механизмов. Механизм — это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенья выполняют определённые согласованные движения (табл. 2).
Так, в винтовом механизме при вращении винта гайка, удерживаемая от вращения, начинает перемещаться вдоль оси винта.
Фрикционный механизм (фрикционная передача) состоит из двух катков (дисков), которые прижаты друг к другу. При вращении одного катка вращается и другой.
Таблица 2
Виды механизмов (передач)
Название механизма | Общий вид | Условное графическое изображение |
Винтовой механизм: 1 — винт: 2 — гайка | ||
Фрикционный механизм: 1, 2 — катки | ||
Ремённая передача: 1, 2 — шкивы; 3 — ремень |
Ремённая передача передаёт вращение от одного шкива 1 к другому 2 с помощью ремня 3 (см. табл. 2).
В механизме, состоящем из двух звеньев, одно звено называют ведущим (или движением на входе) — это винт, каток 1, шкив 1 (см. табл. 2), а другое — ведомым (движение на выходе) — это гайка, каток 2, шкив 2.
Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Деталь — это изделие, выполненное из однородного материала без применения сборочных операций. Детали могут быть простыми и сложными (табл. 3). Простые детали (болт, гайка, шайба) применяют почти во всех изделиях.
Таблица 3
Примеры простых и сложных деталей
Название детали | Общий вид |
Простые детали | |
Болт | |
Гайка | |
Шайба | |
Сложные детали | |
Корпус и винт ручной мясорубки: 1 — корпус; 2 — винт | |
Батарея водяного отопления: 1 — секция батареи |
Сложными называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени (например, корпус и винт ручной мясорубки, секция батареи водяного отопления в квартире и др.).
Детали, из которых состоят изделия, можно соединять между собой тем или иным образом. Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными (табл. 4).
Таблица 4
Виды соединений
Пример сединения | Общий вид |
Подвижоне соединение | |
Шарнирное соединение прижима и багажника велосипеда: 1 — шарниры | |
Соединение колеса с осью садовой тележки: 1 — колесо; 2 — ось | |
Неподвижоне соединение | |
Заклёпочное соединение крыла переднего колеса велосипеда с крепёжной планкой: 1 — заклёпки | |
Резьбовое соединение узла крепления руля велосипеда: 1 — винт; 2 — гайка |
Машинист — специалист, занимающийся управлением различными машинами, например: машинист электровоза, тепловоза, экскаватора, подъёмного крана. Эта профессия требует большой ответственности, поскольку связана с перемещением людей или грузов.
Водитель — специалист, который управляет легковым или грузовым автомобилем, следуя правилам дорожного движения. Он знает устройство автомобиля, правила его обслуживания, может выполнять несложный ремонт.
Наладчик — специалист, обслуживающий технологические машины — станки. Это рабочий высокой квалификации, который выполняет наладку и настройку станков, следит за точностью их работы.
Оператор ЭВМ — специалист, который занимается вводом и обработкой информации на электронно-вычислительных машинах. Он должен знать устройство компьютера, уметь обслуживать компьютерную технику, работать с программными комплексами и многое другое.
Практическая работа № 5
Обсуждение результатов образовательного путешествия
1. Обсудите результаты образовательного путешествия (экскурсии) на предприятие, осуществлённого после предыдущего урока.
2. Сделайте выводы по результатам исследований работы предприятия: современный ли вид производственных помещений предприятия; востребована ли на рынке выпускаемая им продукция; насколько современны применяемые на предприятии технологии; какое сырьё и материалы используются; на каком оборудовании и с помощью каких инструментов изготавливается продукция; какие используются транспортные средства; каковы функции работников предприятия и др.
Практическая работа № 6
Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями
1. Запишите в рабочую тетрадь названия машин, которые вам приходилось видеть. Определите, к какому классу они относятся.
2. Ознакомьтесь с механизмами, показанными учителем, запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
3. Найдите в этих механизмах простые и сложные детали, запишите их названия в рабочую тетрадь.
4. Запишите в рабочую тетрадь примеры подвижных и неподвижных соединений, кроме указанных в таблице 4.
Запоминаем опорные понятия
Машины (машины-двигатели, машины-генераторы, технологические машины, транспортные и подъёмно-транспортные машины, информационные машины), конструкция, механизмы (винтовой, фрикционный, ремённая передача), детали (простые, сложные), соединения (подвижные, неподвижные).
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Узнайте, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие интересные машины и механизмы помогают человеку в жизни. Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий и др.
Проверяем свои знания
1. Можно ли назвать конструкцией мост через реку, высотное здание, электрический чайник, чашку?
2. Чем отличается машина-двигатель от машины-генератора?
3. Как вы думаете, ручка мясорубки (см. табл. 3) — это простая деталь или сложная?