Машины на базе мтлб
МТ-ЛБ и его модификации
Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный МТ-ЛБ был создан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода, которое в то время возглавлял А. Ф. Белоусов. Серийное производство машины началось в 1966 году. Данная машина в первую очередь предназначалась для перевозки артиллерийских орудий и использовалась в роли артиллерийского тягача, который перевозил расчет и боекомплект орудия. В ряде частей машина выполняла функцию легкого бронетранспортера и использовалась для перевозки десанта и грузов. МТ-ЛБ очень хорошо показал себе в вооруженных конфликтах и локальных войнах прошлых лет. Единственным его недостатком можно было признать слабое вооружение, но для артиллерийского тягача оно было вполне достаточным, более того сегодня в России создано несколько различных модификаций, получивших усиленное вооружение. Всего с момента начала эксплуатации в 1966 году было выпущено более 9 000 различных вариантов МТ-ЛБ. На 2010 год на вооружении российской армии находится около 4 000 подобных машин.
Компоновка и устройство
Компоновка МТ-ЛБ несколько необычна для советского танкостроения, так как трансмиссия в тягаче была расположена спереди, а двигатель был расположен в средней части машины с небольшим смещением к левому борту. Между трансмиссионным отделением и дизельным двигателем находится отделение управления. За счет того, что двигатель относительно продольной оси был смещен влево, в машине имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое) отделение.
В отделении управления располагаются механик-водитель и командир машины, водитель слева, командир справа. Для удобства наблюдения машина оснащена двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые могут прикрываться броневыми заслонками. При этом наблюдение за дорожной обстановкой механиком-водителем ведется через 3 призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен на ТВН-2Б – прибор ночного видения. Справа на корпусе МТ-ЛБ в носовой части над местом командира смонтирована бронированная коническая башенка кругового вращения ТКБ-01. В башне смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение его на цель командир машины осуществляет в ручном режиме.
Десантное отделение оно же грузовое находится в корме МТ-ЛБ и первоначально использовалось для размещения в нем боекомплекта и артиллерийского расчета буксируемого орудия. В дальнейшем, когда машина стала использоваться в качестве бронетранспортера, десантное отделение было оборудовано для посадки 11 пехотинцев в полной экипировке. Десант размещается на сидениях вдоль бортов машины, которые смонтированы поверх топливных баков. Для посадки/высадки пехотинцев и погрузки груза и имущества в корме корпуса имеется двустворчатая дверь, а также 2 люка в крыше десантного отделения. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и отопителем.
Применение МТ-ЛБ оказалось особенно успешным зимой и в переходные времена года – начало весны и поздняя осень. Так как машина обладает отличными подвижными качествами и высокой проходимостью. На МТ-ЛБ установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Данный двигатель обеспечивает тягачу движение по шоссе со скоростью 60 км/ч и удельную мощность 19,6 л.с/т, которая в купе с низким давлением на грунт (0,46 кг/кв.см) обеспечивает машине высокую проходимость по глубокому снегу, грязи и крутым горным дорогам. Ширина стандартного трака составляет 350 мм., в то время как в заболоченных и заснеженных районах для повышения проходимости на нее могут устанавливаться гусеницы с увеличенной шириной траков 565 мм. МТ-ЛБ с такими гусеницами получил обозначение МТ-ЛБВ. Данная машина обладает давлением на грунт на уровне всего 0,28 кг/см2, что меньше, чем у человека. По сухому грунту МТ-ЛБ с грузом в состоянии преодолеть подъем с крутизной до 35°, при наличии прицепа до 25°.
Подвеска машины торсионная, независимая с использованием гидравлических телескопических амортизаторов на первых и последних узлах подвески. МТ-ЛБ обладает хорошей плавностью хода по пересеченной местности. Оригинальная конструкция трансмиссия вкупе с двойным подводом мощности обеспечивает транспортеру разворот вокруг своей оси с радиусом, который равен 1/2 ширины машины. Этот факт имеет особое значение при перемещении по узким дорогам в лесистой или горной местности. МТ-ЛБ является, по сути, единственным средством передвижения в труднодоступных районах России. На Дальнем Востоке, Сибири, Крайнем Севере, горах Кавказа МТ-ЛБ используется мотострелковыми подразделениями в роли бронетранспортера.
С развалом СССР все заводы по производству машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России на Украине, в Польше и Болгарии. Поэтому закупок данной техники не производилось с 1990 года. При этом в стране осталось огромное количество машин, которые еще имели сроки эксплуатации более 10 лет. Было очевидно, что за прошедшие 40 лет с момента создания машины она заметно подотстала в техническом плане и уже не отвечала требованиям времени. Неудивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта и работ по повышению ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с сегодняшней действительностью.
В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности. Главной целью модернизированных на «Муромтепловозе» МТ-ЛБ было повышение их огневой мощи. Для этого машины оснащались новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой, кроме этого их ресурс восстанавливался на 80%. В кратчайшие сроки на предприятии были созданы 2 основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.
Результатом одной из самых простых модернизаций стала машина МТ-ЛБВМК, которая получила новую башню с 12,7-мм пулеметом 6П49 «КОРД». Все остальные механизмы и системы МТ-ЛБ изменений не претерпели.
В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. С этой башней МТ-ЛБ превращается в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника. Данные модификации достаточно широко используются в войсках, успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты. На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились и на отечественных выставках вооружений можно вживую посмотреть на другие варианты модернизации. По сути, МТ-ЛБ уже давно превратился из тягача/транспортера в полноценную боевую машину.
МТ-ЛБМ 6М1А3 вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина по сути представляет собой самоходный ПТРК. В этой версии МТ-ЛБ получает башню с 4 ПУ ПТУР «Корнет». И если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы наведения, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ установленный в башне и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т.д.). На данной версии ставится более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с., а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной.
Версия машины МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружается 23-мм автоматической пушкой КПВБ спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.
Версия МТ-ЛБМ 6М1Б2, по сути, превращается в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в 2-х плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине используются 30-мм автоматическая пушка 2А42 спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела, включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины.
Еще одной близкой версией является МТ-ЛБМ 6МБЗ. Данная машина получила более мощное вооружение – стабилизированную в 2-х плоскостях двуствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «КОРД» и автоматический гранатомет АГ-17. Следующая модификация 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение 2 ПЗРК «Игла».
При всех своих замечательных качествах МТ-ЛБ обладает и достаточно существенным недостатком – слабый уровень бронирования. Его броня достаточно тонкая и пробивается бронебойными винтовочными пулями с дистанции в 200 м. Поэтому в настоящее время перед конструкторами ОАО «Муромтепловоз» стоит и задача повышения уровня защиты. По словам главного конструктора предприятия Сергея Серебрякова, наработки в этом направлении есть, и обеспечить машине дополнительное бронирование, позволяющее выдерживать попадания бронебойных 12,7-мм пуль на любых дистанциях, возможно без потери подвижности машины. На данный момент можно с уверенностью сказать, что, не смотря на свой более чем преклонный возраст, модификации на МТ-ЛБ будут актуальны и востребованы еще достаточно длительное время.
Мт-лб технические характеристики бронетранспортера МТЛБ
Гусеничный вездеход МТЛБ (МТЛБу)
Многофункциональный вездеход МТЛБ создан для буксирования прицепов, суммарная масса которых достигает 6.5 тонн, а также для монтировки разноплановых установок, транспортировки тяжелого груза и людей, обеспечения иных транспортных задач. Активно использовался в армии СССР в качестве тягача для орудия артиллерии, а также для транспортировки экипажа.
За счет своей многосторонности гусеничный вездеход МТЛБ нашел свое применение и у госслужб. Особую известность получил у населения, проживающего на крайнем севере и в малодоступных окрестностях. Отличная проходимость по заснеженной, песчаной и болотистой территории.
Технические характеристики МТЛБ
ЯМЗ-238В, четырехтактный с непосредственным впрыском
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге с грузом и прицепом
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом возимого ЗИП и ГСМ)
Средний расход топлива с грузом на платформе и прицепом
На час работы двигателя
не более 2% от расхода топлива
Грузоподъемность номинальная, при буксировке прицепов
Грузоподъемность максимальная, при перевозке грузов без прицепа
Масса буксирного прицепа
Длина (по тягово-сцепному прибору)
Ширина (по гусенице) узкая или РМШ/широкая снегоболтоходная
Высота (при клиренсе 0,4 м)
Основные прерогативы МТЛБ:
Основоположными составными частями гусеничного вездехода МТЛБ являются:
Установка силовая объединяет в себе двигатель ЯМ3-238В, а также его систему охлаждения, топливного питания, систему обогревания, питания воздухом, систему выхода отходящего газа, систему смазки.
Трансмиссия объединяет в себе промежуточный редуктор, становой фрикцион, передачи: бортовые, главные и центральные карданные.
В лицевой стороне корпуса МТЛБ установлены:
Между силовой передачей и отделением управляемости размещена перегородка. Кроме этого в отделении управляемости смонтированы два посадочных кресла и средство управления.
Кресло оператора – наладчика МТЛБ установлено между двигательной установкой по левую сторону от карданного центрального вала и главной передачей. Само кресло шофера – наладчика достаточно мягкое, причем можно делать подгонку под высоту, наклон и длину спины.
В центральной части корпуса в особом отделе вмонтирована двигательная установка ЯМ3-238В со всяческими системами и приборами. Оставшаяся корпусная часть применяется для базирования тяжелого груза и людей. Между двигательным и управленческим отделом расположена грузовая платформа с тепловыми и звукоизоляционными заграждениями. Отдел грузовой платформы объединяет в себе четыре бака для топлива, из которых два расположены в боковой корпусной части и еще два – на самом днище.
Топливные баки, которые установлены на днище, таких компоновок и габаритов, что их можно применять в качестве кресел (таким образом можно усадить четыре человека). Для таких целей на баки кладут подушки, сделанные из поролона. Если транспортируется груз, спинку кресла можно откинуть на топливный бак и за счет этого появляется подпора для перевозимого груза.
Где можно купить МТЛБ
Купить МТЛБ можно у завода изготовителя «Алтайский трактор». Данную технику можно заказать «с нуля» либо с консервации с предпродажной подготовкой.
Ценовой аспект МТЛБ
Ценовой сегмент напрямую зависит от навесного оснащения и от укомплектования. Стоимость «с нуля» стартует от 2 950 000 рублей. К тому же цена будет варьироваться, исходя из года изготовления и совокупного состояния.
Если приобретать с консервации, то цена МТЛБ будет начинаться от 1 390 000 рублей. Если покупать с полным укомплектованием и в работоспособном положении, то цена МТЛБ стартует от 1 550 000 рублей.
МТЛБ
Источник2
МТ-ЛБ (расшифровывается, как многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный, также известный под именем «Объект 6») – это один из видов военного транспорта СССР, или многоцелевой плавающий бронетранспортер (БТР).
Основной функцией транспортера была перевозка различного груза и людей, нередко его использовали, как тягач для артиллерии. В некоторых военных частях он был отличным транспортом для мотострелковых подразделений, хотя не был на это рассчитан, в отличие от более ранних БТР-152, БТР-40 и других принятых на вооружение объектах.
История разработки МТЛБ
К середине шестидесятых годов прошлого века верхушка вооруженных сил союза приняло решение сменить АТ-П (устаревший уже на то время артиллерийский транспортер). Также, для экономии, руководство приказало не создавать технику с нуля, а воспользоваться каркасом уже существующих моделей, приспособив их под военные нужды. Наиболее подходящим на роль армейского вездехода был тягач МТ-Л. Для его работы требовалось только изготовить броню, а большую часть механизмов оставили в прежнем виде.
Корпус машины
Корпус транспортера сделан из стальных плит, которые не имеют большую плотность, поэтому вездеход может противостоять только стрелковому оружию. Однако за счет этого получилось сохранить небольшую массу относительно других машин подобного класса – 9,7 тонны. С таким весом конструкторам МТЛБ не составило труда обеспечить МТЛБ отличную плавучесть. Еще одно преимущество машины – это малое давление гусениц на поверхность, что повышает проходимость тягача. Корпус делится на зоны: управления, моторная, транспортно-грузовая и трансмиссионная. Для всех, находящихся на борту, обеспечены комфортные условия перевозки.
Трансмиссионный отсек
Трансмиссионный отсек расположен в передней части вездехода. Место здесь отводится коробке передач и поворотному механизму.
Зона управления
Далее идет зона управления. От предыдущего он отделен бронированной перегородкой. Тут находятся командирское место и сидение для механика-водителя. Члены экипажа имеют хороший обзор с помощью лобовых стекол с защитой. Справа впереди установлена башня с 7,67-мм пулеметом, обслуживаемая командиром вездехода.
Моторное отделение
В середине МТЛБ, после отсека управления, расположено моторное отделение. Это место, где установлен двигатель и фрикцион.
Транспортно-грузовой отсек
В задней части бронетранспортера расположено транспортно-грузовой отсек, в котором перевозят грузы и десантные отряды. Чтобы забраться в машину, существует несколько путей: через задние двери или через люки в крыше машины.
Для движения в транспортере стоит ЯМ3-238 – дизельная установка, оснащенная восемью цилиндрам и имеющая мощность в 240 л.с. При таких характеристиках на ровном шоссе тягач способен разогнаться до 61,5 км в час.
В машине установлена независимая подвеска (торсионная).
Ну и, конечно же, машина способна к плаванию, за счет активной работы гусениц.
ТТХ (тактико-технические характеристики) вездехода
Среди своего класса МТЛБ выделяется одной особенностью – место рулевого находится на стыке трансмиссии и двигателя. Водные преграды – это не проблема для транспортера. С этим ему помогают задние и передние колеса, наполненные воздухом внутри. Как говорилось раньше, в движении на воде задействованы гусеницы. Обычно, на воде вездеход передвигается со скоростью, не превышающей 6 км/час.
Сердце машины
На Северных участках страны довольно часто сталкивались с осложнением, в виде не заводящегося двигателя. Создатели «Мотолыги» учли эту проблему и встроили в силовую установку систему предзапуска.
Название дизеля | ЯМ3-238В |
Мощность | 240 лошадиных сил |
Вид применяемого топлива | Дизель |
Местоположение цилиндров, и их количество | V-образный, восьмицилиндровый |
Габариты МТЛБ
Вес тягача | 9,7 т |
Масса прицепа или буксируемого груза | 4,5 т |
Объем, или отношение Длины, Ширина и Высоты, м | 6,45 x 2,86 x 1,86 |
Нагрузка: полезная | до 2 т |
Нагрузка: максимальная | 2,5 т, не считая прицепа |
Маневренность и подвижность
В машине стоит шестиступенчатая коробка передач, с помощью которой МТЛБ способна передвигаться по дорогам, имеющим довольно твердое покрытие, грунтовкам, пересеченной местности и преодолевать водные барьеры.
Макс. скорость по шоссе | 61 км/ч |
Средняя скорость в условиях пересеченной местности | 30 км/ч |
Расход топлива на 100 км | от 90 до 120 литров (зависит от местности) |
Клиренс | 40 см (в среднем) |
Скорость по водным поверхностям | 6 км/ч |
Модифицированные версии МТЛБ
Замечательные характеристики, простой ремонт и эксплуатация, невероятная проходимость – все эти достоинства стали причиной широкой распространенности вездехода в России и за ее пределами. Таким образом, появились множество модернизаций улучшений объекта. Кроме этого на основе МТЛБ было построено множество машин. Свою популярность техника сыскала не только в военной отрасли, транспортер использовался в охотничьем деле, геологии, спасательных службах. Вот список популярнейших модификаций, разработанных в различных частях России и других государствах:
Транспорт, заимствующий основу транспортера
Вот несколько экземпляров:
МТЛБ был основой для множества техники в разные промежутки времени. Его наработки и технологии использовались для множества военных и не только машин: от боевых (БМП, минные заградители) до разведочных и транспорта для оказания медицинской помощи.
Конфликты с применением МТЛБ
МТЛБ-У. Быстрый взгляд внутри и снаружи
Источник3
Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы и транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.
Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. К нашему времени день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.
МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».
В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.
История создания МТЛБ
В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.
Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.
Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.
Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.
За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.
За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.
В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.
Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.
Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².
Подвеска вездехода – независимая торсионная.
МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.
Модификации МТЛБ
Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:
Машины на базе МТЛБ
Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:
На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.
Технические характеристики ТТХ МТЛБ
Масса, кг | 9,700 |
Грузоподъемность, кг: | 2500 |
Количество мест: | |
в кабине | 2 |
в кузове | 11 |
Размеры, мм | |
длина | 6,454 |
ширина | 2,850 |
высота | 1,865 |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ |
Максимальная скорость, км/час | 61,5 |
Двигатель | ЯМЗ-238 |