Машины с надписью безопасность движения
«Изыскательская», «Испытательная» и «Культурно-просветительская». Тайный смысл загадочных надписей на автомобилях
У этих спецавтомобилей нет никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения. Однако они официально считаются «специальными» и в законодательстве фигурируют в тех же правовых актах, что и машины спецслужб, наделенных правом ездить с красно-синими и синими маяками. И таких «специальных легковых автомобилей» в белорусском законодательстве числится довольно много.
Что за они, разбирается Онлайнер.
Об обладателях «прав на спецсигналы» мы недавно рассказывали. Перечень этих спецслужб регулируется сразу несколькими законодательными актами Совета Министров Республики Беларусь, в частности постановлениями «Об определении перечня специальных легковых автомобилей» и «О транспортных средствах оперативного назначения», а также целым рядом постановлений «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Последняя редакция такого перечня была сделана в августе 2020 года. В этом же перечне указываются «специальные легковые автомобили», которым спецсигналы либо не положены вообще, либо, в лучшем случае, положены оранжевые, которые, как известно, права преимущественного проезда не дают. Но все это не мешает таким машинам официально считаться спецтранспортом.
Прародителями такого обделенного в правах преимущественного проезда спецтранспорта являются все легковые автомобили с надписью «Технологическая» на дверях. Раньше так обозначали легковушки многих госучреждений. Нередко надпись «варварски» наносили краской через трафарет прямо на новенький металлик. Но сейчас так уже не делают. Самоклеящаяся пленка победила краску. А сама надпись «Технологическая» ушла в историю. Иногда машины с такой надписью еще встречаются, но из официального перечня ее вычеркнули и заменили на более содержательные пометки.
Так в лексикон автомобилистов пришли «Испытательные», «Изыскательские» и иже с ними. Мало кто знает, что именно эти машины испытывают и изыскивают, но все это прописано в законодательстве. Об «испытательных» и «изыскательских» мы расскажем чуть ниже, а начнем со спецтранспорта на букву А, соблюдая алфавитный принцип.
«Мне бы в небо»
В надпись «Аэродромная» вложено чуть другое значение. Это машины «для организация работ по содержанию аэродромов, замера коэффициента сцепления на аэродромных покрытиях, проведения технологических осмотров взлетно-посадочных полос, организации сопровождения автотранспортных средств и воздушных судов по летному полю аэродрома». Таким автомобилям положен оранжевый маяк. Встречаются и зеленые спецсигналы. Около 99% своего рабочего времени эти машины проводят на перронах аэропортов, но в город тоже могут выезжать.
Помощники ГАИ
Есть своя служба безопасности движения и у организаций, владеющих строительной техникой, перевозчиков негабарита и т. п. Оранжевые маяки часто съемные и устанавливаются на магнитах только на период сопровождения передвигающейся стройтехники или транспортировки негабаритных грузов.
Младшие медработники
Такие машины можно видеть почти под каждой поликлиникой. Прежде на их стеклах рисовали красный крест, но теперь эта традиция ушла.
По спецавтомобилям с надписью «Медпомощь» можно изучать всю историю промсборки иномарок в Беларуси. Вот вам, пожалуйста, Samand. В регулярной эксплуатации они, пожалуй, только у медиков и остались, МВД и МЧС почти все свои такие машины списали.
Автомобили Zotye собирают на том же предприятии, где прежде делали Samand. По массовости этой марке до Geely далеко, но у медиков таких машин немало. Вероятно, самый большой парк служебных Zotye именно у Минздрава.
С появлением Geely именно эта марка стала главным медсестринским автомобилем страны. Впрочем, аналогичная тенденция наблюдается у абсолютно всех спецслужб.
«Узкие специалисты»
Если видите машину с надписью «Госнадзор», то знайте, что это спецтранспорт для выполнения функций по обеспечению государственного надзора за безопасным ведением работ, соблюдением стандартов и технических условий. А вот надпись «Гостехнадзор» и контрастирующая полоса желтого цвета — это другое.
Органы Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия существуют для обеспечения государственного надзора за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования.
Если Гостехнадзор обнаружил нарушение, то в некоторых случаях на «место происшествия» выезжает спецмашина с надписью «Ремонтно-техническая». Но, конечно, рембригады приезжают не только к тракторам. Для срочного ремонта госимущества существуют разные рембригады, и ездят они на спецтранспорте с соответствующей надписью.
«Охрана труда» — это обеспечение государственного надзора за безопасностью труда, оперативный выезд на места происшествий для специального расследования несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом, групповых несчастных случаев, производственных аварий с человеческими жертвами. Надпись «Принудительное исполнение» говорит о том, что едут приставы для принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
А что такое спортивный автомобиль? Нет, это не Ferrari или Lamborghini. Согласно белорусскому законодательству спецмашины с надписью «Спортивная» предназначены для обеспечения учебно-тренировочного процесса и безопасности при сопровождении групп спортсменов, подготовки и проведения спортивных мероприятий, обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также для проведения допинг-контроля.
Нам наиболее близок спецтранспорт с надписью «Пресса». Да-да, законодательно предусмотрен и такой. Знаете, для чего он нужен? Для «проведения журналистских расследований и обеспечения рекламно-хозяйственной деятельности». Еще в законах прописана спецнадпись «Фото-, кино- и видеообслуживание». В идеале фотографы должны ездить именно на таких автомобилях.
Коррективы в законодательство вносятся постоянно, и можно с высокой степенью вероятности предположить, что в дальнейшем появятся новые виды «специальных легковых автомобилей».
«Изыскательская», «Испытательная» и «Культурно-просветительская». Раскрываем тайный смысл загадочных надписей на автомобилях
У этих спецавтомобилей нет никаких преимуществ перед другими участниками дорожного движения. Однако они официально считаются «специальными» и в законодательстве фигурируют в тех же правовых актах, что и машины спецслужб, наделенных правом ездить с красно-синими и синими маяками. И таких «специальных легковых автомобилей» в белорусском законодательстве числится довольно много. Мы разобрались, что за они.
Об обладателях «прав на спецсигналы» мы недавно рассказывали. Перечень этих спецслужб регулируется сразу несколькими законодательными актами Совета Министров Республики Беларусь, в частности постановлениями «Об определении перечня специальных легковых автомобилей» и «О транспортных средствах оперативного назначения», а также целым рядом постановлений «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Последняя редакция такого перечня была сделана в августе 2020 года. В этом же перечне указываются «специальные легковые автомобили», которым спецсигналы либо не положены вообще, либо, в лучшем случае, положены оранжевые, которые, как известно, права преимущественного проезда не дают. Но все это не мешает таким машинам официально считаться спецтранспортом.
Прародителями такого обделенного в правах преимущественного проезда спецтранспорта являются все легковые автомобили с надписью «Технологическая» на дверях. Раньше так обозначали легковушки многих госучреждений. Нередко надпись «варварски» наносили краской через трафарет прямо на новенький металлик. Но сейчас так уже не делают. Самоклеящаяся пленка победила краску. А сама надпись «Технологическая» ушла в историю. Иногда машины с такой надписью еще встречаются, но из официального перечня ее вычеркнули и заменили на более содержательные пометки.
Так в лексикон автомобилистов пришли «Испытательные», «Изыскательские» и иже с ними. Мало кто знает, что именно эти машины испытывают и изыскивают, но все это прописано в законодательстве. Об «испытательных» и «изыскательских» мы расскажем чуть ниже, а начнем со спецтранспорта на букву А, соблюдая алфавитный принцип.
«Мне бы в небо»
Надпись «Авиационная» говорит о том, что предназначение таких автомобилей — «организация работ по эксплуатации отдельно стоящих объектов радионавигации, связи и аэропортового комплекса, воздушных судов на посадочных площадках, организация работы служб по подготовке воздушных судов к вылету, осуществление контроля за безопасностью полетов воздушных судов и обеспечение авиационной безопасности в области гражданской авиации». Проще говоря, это служебный транспорт «Белаэронавигации», на котором можно ездить по делам в город.
В надпись «Аэродромная» вложено чуть другое значение. Это машины «для организация работ по содержанию аэродромов, замера коэффициента сцепления на аэродромных покрытиях, проведения технологических осмотров взлетно-посадочных полос, организации сопровождения автотранспортных средств и воздушных судов по летному полю аэродрома». Таким автомобилям положен оранжевый маяк. Встречаются и зеленые спецсигналы. Около 99% своего рабочего времени эти машины проводят на перронах аэропортов, но в город тоже могут выезжать.
Помощники ГАИ
Надпись «Безопасность движения», контрастирующая полоса синего цвета и проблесковый маячок оранжевого цвета — так выглядят сегодня спецавтомобили служб безопасности движения, принадлежащие крупным автопредприятиям и производителям самоходной техники. Их работа — контроль за соблюдением правил дорожного движения и использованием транспорта, выезд на места дорожно-транспортных происшествий, сопровождение колонн. Внешний вид этой «Волги» — пример «канонического» оформления таких спецмашин. Подобная техника есть у МАЗа, БелАЗа, МТЗ и т. п. Сейчас маяки только оранжевые, а раньше были синие и даже красно-синие.
Есть своя служба безопасности движения и у организаций, владеющих строительной техникой, перевозчиков негабарита и т. п. Оранжевые маяки часто съемные и устанавливаются на магнитах только на период сопровождения передвигающейся стройтехники или транспортировки негабаритных грузов.
Младшие медработники
Работа автомобилей с надписью «Медпомощь» — оказание медицинской помощи населению и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Проще говоря, это служебный транспорт медсестер, которых возят на домашние визиты, или транспорт врачей, выезжающих на неэкстренные случаи.
Такие машины можно видеть почти под каждой поликлиникой. Прежде на их стеклах рисовали красный крест, но теперь эта традиция ушла.
По спецавтомобилям с надписью «Медпомощь» можно изучать всю историю промсборки иномарок в Беларуси. Вот вам, пожалуйста, Samand. В регулярной эксплуатации они, пожалуй, только у медиков и остались, МВД и МЧС почти все свои такие машины списали.
Автомобили Zotye собирают на том же предприятии, где прежде делали Samand. По массовости этой марке до Geely далеко, но у медиков таких машин немало. Вероятно, самый большой парк служебных Zotye именно у Минздрава.
С появлением Geely именно эта марка стала главным медсестринским автомобилем страны. Впрочем, аналогичная тенденция наблюдается у абсолютно всех спецслужб. У нас был отдельный материал об этом.
«Узкие специалисты»
Если видите машину с надписью «Госнадзор», то знайте, что это спецтранспорт для выполнения функций по обеспечению государственного надзора за безопасным ведением работ, соблюдением стандартов и технических условий. А вот надпись «Гостехнадзор» и контрастирующая полоса желтого цвета — это другое.
Органы Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия существуют для обеспечения государственного надзора за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования.
Если Гостехнадзор обнаружил нарушение, то в некоторых случаях на «место происшествия» выезжает спецмашина с надписью «Ремонтно-техническая». Но, конечно, рембригады приезжают не только к тракторам. Для срочного ремонта госимущества существуют разные рембригады, и ездят они на спецтранспорте с соответствующей надписью.
Надпись «Транспортный контроль» говорит о том, что такая спецмашина предназначена для обеспечения контроля за процессом перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Не путайте с Транспортной инспекцией — это другое.
Ученье — свет, ученью — свой спецтранспорт. Надпись «Учебно-методическая» говорит о том, что перед вами спецавтомобиль, работа которого — доставка учебно-методической документации, учебных изданий, средств обучения для организации образовательного процесса. Кроме того, такие машины доставляют специалистов в учреждения образования для оказания методической помощи.
Какие еще есть варианты? Их много. У Министерства сельского хозяйства и продовольствия бывают «Агрозоолаборатория» и «Ветпомощь». «Газотехнические» машины предназначены для обеспечения эксплуатации газопроводов и объектов газотранспортной системы, «Гидрометеорологическая» рождена для нужд агрометеонаблюдений, «Госстандарт» — для отбора проб и образцов продукции, «Охрана природы» — для обеспечения производственного процесса ведения инспекторской деятельности природных объектов.
«Охрана труда» — это обеспечение государственного надзора за безопасностью труда, оперативный выезд на места происшествий для специального расследования несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом, групповых несчастных случаев, производственных аварий с человеческими жертвами. Надпись «Принудительное исполнение» говорит о том, что едут приставы для принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
Автомобили с надписью «Страховые услуги» — это спецтранспорт для осуществления деятельности по оказанию страховых услуг гражданам и юридическим лицам. Спецтранспортом являются и машины с надписью «Связь». Они нужны для обеспечения почтового процесса и ремонтно-профилактических работ на линиях и объектах связи. Официально законодательством предусмотрены еще «Энерготехническая», «Социальная служба».
А что такое спортивный автомобиль? Нет, это не Ferrari или Lamborghini. Согласно белорусскому законодательству спецмашины с надписью «Спортивная» предназначены для обеспечения учебно-тренировочного процесса и безопасности при сопровождении групп спортсменов, подготовки и проведения спортивных мероприятий, обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также для проведения допинг-контроля.
Нам наиболее близок спецтранспорт с надписью «Пресса». Да-да, законодательно предусмотрен и такой. Знаете, для чего он нужен? Для «проведения журналистских расследований и обеспечения рекламно-хозяйственной деятельности». Наша тема! Еще в законах прописана спецнадпись «Фото-, кино- и видеообслуживание». В идеале фотографы должны ездить именно на таких автомобилях.
Не очень понятно, для чего нужна машина с надписью «Культурно-просветительская». Официально работа такого транспорта — «обеспечение выполнения возложенных задач и функций», без конкретики. Прямо как у ОАЦ. Родственная «Радиотрансляционная» нужна для «радиообслуживания средствами звукоусиления массовых мероприятий».
А как же легендарные «Изыскательская» и «Испытательная»? Раскрываем тайну. «Изыскательская» спецмашина, согласно законодательству, нужна для выполнения выездных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, топографических и геодезических работ, а «Испытательная» — для проведения эксплуатационных и лабораторно-дорожных испытаний. не всего подряд, а конкретно шин.
Коррективы в законодательство вносятся постоянно, и можно с высокой степенью вероятности предположить, что в дальнейшем появятся новые виды «специальных легковых автомобилей».
Audi с надписью «Безопасность движения» попал под поезд (дополнено)
Происшествие случилось вчера утром на станции Олехновичи (Минская область). «На неохраняемом железнодорожном переезде, оборудованном исправной световой и звуковой сигнализацией, водитель Audi решил проехать на запрещающий сигнал светофора. Произошло столкновение с поездом, следовавшим по маршруту Рига — Минск», — сообщает пресс-служба УВД на транспорте.
Очевидцами происшествия стали несколько участников форума Auto Onliner. Судя по всему, в момент столкновения они ехали в поезде. Пользователь high_power сообщил, что от удара у локомотива слетели тормозные шланги, машинист вынужден был останавливать поезд, включив задний ход.
В пресс-службе УВД на транспорте сообщили предварительную версию ДТП: «Житель г. Олехновичи, управлявший служебным автомобилем Audi 100, пересекал железнодорожный переезд, проигнорировав сигнализацию и запрещающий сигнал светофора. В машину врезался поезд. В результате происшествия пострадал только водитель Audi (в машине он находился один). Мужчина был доставлен в больницу с множественными ссадинами и ранами головы, резаной раной правого уха, а также ушибленными ранами лба и носа. В данный момент УВД на транспорте проводит проверку».
По информации очевидцев, в поезде находилось много пассажиров-транзитников, которые должны были пересесть на другие поезда. Из-за аварии они не смогли это сделать.
«Задержка поезда Рига — Минск составила 2 часа 11 минут, — уточнили в УВД на транспорте. — Также два электропоезда Молодечно — Минск задержались на час, электричка Олехновичи — Минск — на 23 минуты, поезд Вильнюс — Минск — на 5 минут».
ПриветСочи
Сегодня на пересечении Роз и Парковой наблюдаю следующую картину: прямо на пешеходном переходе паркуется машина. Ладно, дело неприятное, но привычное. Однако, машина — с надписью «Безопасность дорожного движения Сочи». Совсем оборзели. Достаю мобильник, щёлкаю ситуацию. На фото видно, что автомобиль мешает пешеходам, мужчина с ребёнком на руках вынужден его обходить. В этот момент водитель местной национальности выходит из машины (И ЭТО ВИДНО НА ФОТО) и начинает кричать на меня, мол, кто такой и зачем фотографирую.
Я сухо отвечаю, что это для сайта МВД, где нарушителей наказывают по фото и спокойно ухожу дальше.
Через полтора часа иду обратно. И! Что бы вы думали. На том же самом перекрёстке стоит тот же самый БДДшник, правда уже без машины, и ловит меня за руку. Я выкручиваюсь, ору на него и иду спокойно дальше по своим делам. Через два квартала оглядываюсь и вижу, что он идёт за мной следом, метрах в двухстах!
Демонстративно останавливаюсь и дожидаюсь, пока тот подойдёт. Он сходу нагло начинает наезжать, мол, кто такой и зачем фотографируешь. Я в лоб излагаю ему факты. Что он вообще-то нарушил правила дорожного движения, да ещё и на такой машине, потом зачем-то дожидался меня, схватил за руку, а теперь с какой-то непонятной целью следит за мной. После чего торможу ближайшего прохожего, прошу запомнить лицо этого человека-водителя-нарушителя и объясняю, что я его не знаю, а он меня преследует.
БДДшник мгновенно остывает и начинает уже ласково уговаривать меня никуда не выкладывать эту фотографию. Спрашиваю: работу что ли боишься потерять? Нет, — отвечает — я безработный. А на эту машину просто доверенность оформлена. На вопрос, зачем он поехал в город на служебной машине со специальной раскраской, да ещё и с пассажиром (ЭТО ВИДНО НА ФОТО, ВПЕРЕДИ СИДИТ КАКАЯ-ТО ЖЕНЩИНА), темпераментный водитель ответить не может. Просит «чисто по-братски» не выкладывать фотографию. Собственно, после этого я разворачиваюсь и ухожу.
Вопросы простые: почему такая машина может свободно нарущать правила, кто и по каким вопросам на ней вообще разъезжает, и кто этот загадочный водитель?
Так сказать, предоставляю на суд зрителей:)и читателей:)
«Дорожный патруль»: чем сотрудники специальной транспортной службы помогают автомобилистам
В 2017 году на столичных дорогах появились ярко-зеленые легковые машины и пикапы с фирменной маркировкой Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Их все еще часто путают с парконами и эвакуаторами «Московского паркинга». Но ни штрафами за парковку, ни эвакуацией экипажи «Дорожного патруля» не занимаются. Они помогают водителям, попавшим в сложные ситуации на дороге, и следят, чтобы таких происшествий было как можно меньше.
Следить за собой, напарником и тем, кому помогаешь
В восемь часов утра на базе «Дорожного патруля» на Золоторожском Валу начинается активное движение. Специалистам патруля через час заступать на смену. Они готовятся: проверяют состояние машин, проходят медосмотр. Следующую половину суток они проведут на колесах, почти без перерыва объезжая вверенный им участок.
«Безопасность превыше всего, на дорогах следите за собой и за напарником, а также за безопасностью того, кому вы оказываете помощь», — стандартный инструктаж «Дорожного патруля».
Обычно к нему еще добавляют информацию о погоде и потенциально загруженных участках. Внезапные заморозки, оттепель, метель или ливень, все, что превращает обычный день на дороге в «день жестянщика», а еще праздники и перекрытия, с ними связанные, ЧП — патрульные должны знать обо всех факторах, способных усложнить ситуацию на дорогах.
Девять утра — время старта. Машины разъезжаются на 13 участков. В центр отправляются легковые автомобили, маневренные и компактные. На МКАД и в прилегающие районы выезжают пикапы. Они, например, могут при необходимости подтолкнуть застрявшую (и перекрывшую движение) на подъеме фуру. В один из таких автомобилей садятся заместитель начальника группы отдела «Дорожного патруля» ГКУ ЦОДД Сергей Баринов и патрульный отдела Кирилл Чистов. Их зона ответственности — участок МКАД от Бесединского шоссе до шоссе Энтузиастов. Вместе с ними отправляемся и мы.
Тянуть, толкать, импровизировать
«Если говорить в общем, то мы следим за тем, чтобы даже в самых неблагоприятных условиях город ехал нормально, — рассказывает Сергей Баринов. — Для серьезных случаев есть другие службы: МЧС, ГИБДД, скорая помощь. У нас же основная задача — убрать причину затора. Например, случилось где-то ДТП, машины столкнулись, заняли две полосы из трех — мы стараемся быстрее подъехать, составить европротокол. Если оформление по “евро” невозможно, связываемся с сотрудниками ГИБДД, согласовываем наши действия, перемещаем машины на обочину и открываем движение».
Бывает, просто сломалась машина или закончился бензин. Далеко за примером ехать не приходится: впереди затор. Его причина — старые жигули. Машина заглохла прямо посреди дороги, хозяин в растерянности ходит вокруг, в плотном потоке сделать что-то с автомобилем самостоятельно он не может. Первое, о чем заботится в таких случаях патруль, — ограждения. Дежурные выставляют на дороге оранжевые конусы и специальные знаки, чтобы обеспечить безопасность водителя и свою. А дальше начинается импровизация.
«Ситуации бывают разные. Вот, например, автомобиль заглох, мы его хотели подцепить на трос и отбуксировать, но машина старая и ее можно повредить», — объясняет Кирилл Чистов.
Завести авто «с толкача» тоже не удается, значит, придется переправить его на обочину, а оттуда вызвать эвакуатор. Для таких случаев в багажнике зеленого пикапа лежат строительные перчатки, а в салоне — жезл регулировщика. Один патрульный останавливает поток, второй подталкивает машину к безопасному участку. Как только препятствие с проезжей части убрано — затор рассасывается.
«А вы говорите, целый день за рулем, — шутят патрульные уже после того, как зарегистрировали случай в специальной системе. — С нашей работой и зарядку делать не надо».
Внимание, пешеход на МКАД!
О событиях (заторах, авариях и других происшествиях на дорогах) патрульные узнают сразу из нескольких источников. Основной — ситуационный центр ЦОДД. Его специалисты собирают информацию с 2048 камер, установленных на дорогах столицы, и передают ее патрульным.
Наблюдают за картинкой дежурные и самостоятельно: в их планшетах есть специальная программа, которая позволяет подключаться к части городских камер и следить за движением. Очень удобно, признаются Сергей Баринов и Кирилл Чистов, особенно когда надо проверить информацию навигатора (некоторые из устройств отмечают аварии на дорогах, но данные быстро устаревают).
Всего же в прошлом году экипажи помогли более чем 20 тысячам участников дорожного движения, в том числе 8670 раз — водителям неисправного транспорта. Работали ярко-зеленые автомобили на 12 178 ДТП, одну тысячу раз сотрудники службы выступали понятыми при оформлении аварий.
Все это, по словам специалистов, рутинная работа. Но бывают на столичных дорогах и неординарные случаи.
«Случается, подбираем пешеходов прямо у самого центра МКАД, у отбойников. Как они там оказываются — загадка. Или вот у обочины встретили женщину пожилую, она рассказала, что идет в магазин. Взялись ее подвезти, а магазин оказался в шести или даже больше километрах, — вспоминают патрульные. — У коллег тоже был случай, так же на обочине подобрали пенсионера. Он отдал свою машину в ремонт, а где находится сервис — забыл. Объяснений по телефону из-за проблем со слухом получить не смог и отправился пешком. Его заметили наши ребята, усадили в машину, связались с сервисом и довезли по нужному адресу».
Каждый день патрулировать улицы выходит 26 экипажей — по 13 на смену, по два человека в каждом. Такой состав — производственная необходимость. В пути один ведет машину, второй внимательно осматривает дорогу. Каждый неисправный светофор, сломанный отбойник или дорожный знак, даже выбоины в асфальте, в общем, все, что может замедлить движение на участке, попадает во внимание патруля.
«Это тоже входит в список событий», — объясняет Сергей Баринов. Он стоит на развилке и снимает на камеру планшета разбитый разделительный буфер. Знак на нем наполовину сорван, лежит в снегу и почти незаметен из автомобиля. Фотографии с описанием и точным адресом уйдут в ЦОДД, а оттуда их передадут специалистам, отвечающим за объект. Так технические проблемы на столичных дорогах получается решать куда быстрее. К слову, могут о неисправном оборудовании сообщать ЦОДДу и простые горожане. Для этого необходимо позвонить с мобильного телефона по номеру 3210.
Джентльменский набор патрульного
Следующая остановка случается из-за небольшого грузовика. «Пробило колесо. Все снял, заклеил, а насоса нет», — рассказывает водитель.
Благо у «Дорожного патруля» насос есть, а еще — несколько разных шлангов к нему. Накачать колесо, поставить его обратно на ось и проверить, все ли в порядке, — всего на «спасение» уходит не больше десяти минут.
Кроме насоса, в кузове пикапа целый набор: два троса для машин разного тоннажа, домкрат, набор ключей и других инструментов, дорожные знаки для обозначения ДТП (их почему-то чаще всего не бывает у водителей), упоры-башмаки (они незаменимы, если на склоне застрял большегруз), баллонный ключ (нужен, чтобы открутить поврежденное колесо) и лестница. Кроме того, дополнительные огнетушители и аптечка, так что первую помощь, и обычную, и автомобильную, «Дорожный патруль» может оказать без проблем. А чтобы специалисты не растерялись в нештатных ситуациях, к ним готовят заранее.
«Сталкивались с разными ситуациями: и оборванные провода были, и пожары, всякое бывает. Поэтому мы проходим дополнительные курсы повышения квалификации, например “Работа с электричеством”, “Работа на высоте”. Обязательно изучаем основы коммуникации и конфликтологию, потому что мы должны уметь работать с людьми в стрессовых ситуациях и помогать им. Можем оказать первую помощь. В преддверии чемпионата мира были даже курсы английского», — перечисляет Сергей Баринов.
Как развязать дорожный узел
В среднем объезд участка у одного патруля, если нет серьезных событий, занимает около часа. Затем патруль разворачивается и проходит маршрут снова. Вечером у части дежурных появляется дополнительная задача — регулировка движения на загруженных перекрестках в центре города, там, где только техническими средствами не справиться.
«Бывает, водители спешат, выезжают на перекресток, перекрывают его и не могут сами потом сдвинуться с места. Тогда приходится выходить нам, решать уже на месте, кого подвинуть, как пропускать транспорт», — объясняют суть вечерней регулировки патрульные. По их словам, достаточно бывает разгрузить хотя бы один участок (развязать дорожный узел), и транспорт может двигаться намного свободнее. А порой нужно работать с пешеходами на нерегулируемых переходах. К окончанию рабочего дня на центральных улицах их приходится останавливать, чтобы пропустить машины. Вот где, шутят патрульные, нужна конфликтология.
Впрочем, говорят они, помогать каждому, кто попал на дороге в непростую ситуацию, совсем не сложно. Часто люди, сначала настроенные негативно, благодарят, даже по незнанию предлагают деньги и удивляются, когда выясняют, что «Дорожный патруль» работает бесплатно.
Количество экипажей в 2019 году должно увеличиться почти в два раза. И Сергей Баринов, и Кирилл Чистов уверены: совсем скоро московские водители окончательно привыкнут к машинам патруля.