Машины с приднестровскими номерами
Автомобильные номера Приднестровской Молдавской Республики
Автомобильные номера Приднестровской Молдавской Республики | |
---|---|
синий
синий
Автомобильные номера непризнанной Приднестровской Молдавской Республики — металлические пластины, которые устанавливаются на ТС при его регистрации. Номера были модифицированы в 2015 году — исчезли вертикальная полоса и голограмма. Регистрационные знаки имеют ширину 520 мм и высоту 112 мм, выполнены из металла с 5 или 6 тиснёными буквами и цифрами с использованием шрифта DIN 1451 Mittelschrift. На левой части пластин видоизменённая европолоса: на белом фоне вместо символа ЕС флаг ПМР и голографическая наклейка на месте международного кода страны под ним. На номерах ПМР используются только символы, которые являются общими для кириллицы и латинского алфавита: A, B, C, E, H, K, M, P, T, X, Y.
Регион не присваивается номерам высшего руководства Приднестровья, госструктур (спецномера), вооружённых сил ПМР и дипломатам.
С августа 2012 года в Приднестровье существует возможность получить за отдельную плату желаемый знак, на котором комбинация может быть любой.
Международное использование приднестровских номеров
Приднестровские номерные знаки действительны только в Абхазии, Белоруссии, России, Южной Осетии, а также на Украине. В качестве международного кода MD используется для Молдавии. Для приднестровских регионов также существуют номера в молдавской системе.
Автомобили с приднестровскими номерами не могут вернуться в Приднестровье
Около 10 автомобилей с приднестровскими номерами застряли сегодня на пункте пропуска «Кучурган-Первомайск».
Их владельцы направлялись домой в Приднестровье транзитом через Украину, но были остановлены украинскими пограничниками, передает novostipmr.com
Об этом ИА «Новости Приднестровья» сообщил начальник главного внешнеполитического управления МИД Приднестровья Дмитрий Паламарчук. По его словам, большинство автовладельцев возвращались из России.
Он добавил, что есть случай, когда «человек приехал /к приднестровско-украинской границе – прим. ред./ в 23:00 30 сентября, то есть полностью уложился в срок, но украинские пограничники его все равно не пропустили».
На данный момент 2 автомобилям удалось въехать в Приднестровье, остальные пока остаются на границе.
Отметим, что в подходах и действиях украинской стороны, сначала впустившей автомашины с приднестровскими номерами, а сейчас не выпускающей их, нет логики. Также в них можно увидеть и элемент рейдерства – учитывая тот факт, что некоторые автовладельцы хоть и попали в Приднестровье, но при этом вынуждены были оставить свои транспортные средства на пограничном пункте, без ясного понимания того, когда и как они смогут их забрать.
Напомним, что с 1 сентября Киев, во многом с подачи молдавских властей, ввел запрет на въезд автомобилей с приднестровскими номерами. Возник автотранспортный кризис, который пока так и не разрешен. 6 октября в Тирасполе ждут визита Действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Швеции Анн Линде.
Зачем Молдавия и Украина начали транспортную блокаду Приднестровья
Транспортные качели
Учитывая, что на сегодняшний день нейтральные номера имеют лишь порядка 5% из примерно 100 тысяч приднестровских автомобилистов, можно сказать, что десятки тысяч людей ограничили в праве на свободу передвижения. А это чревато социальными и гуманитарными проблемами: прекращением пассажирских перевозок на Украину и в Россию через Украину и коллапсом приднестровского бизнеса, до 40% которого завязано на импорт товаров из Украины или транзитом через Украину. В подтверждение этим выводам местный телеканал TSV сообщил, что пограничники уже начали останавливать автобусы, направляющиеся из Приднестровья в Одессу. Людям приходится выходить на КПП, переходить границу пешком и дальше добираться как придется. Примерно, как на КПП на Донбассе.
Вопрос приднестровского транспорта Молдавию беспокоит давно и не только в плане возвращения своей юрисдикции над непризнанной республикой. Как обычно, дело в деньгах. Часть экспортно-импортных операций Приднестровья проходит не по молдавскому, а по приднестровскому законодательству, соответственно не приносит прибыль Кишиневу.
Например, в 2020 году молдавские пограничники устроили проблемы с пропуском в Приднестровье груза медикаментов, произведенных в странах ЕАЭС и не зарегистрированных в молдавских реестрах. Чтобы таких случаев не было, еще в 2018 Кишинев и Тирасполь договорились о введении нейтральных номеров. С ними приднестровцы по идее могли ездить как на Украину, так и в страны ЕС. В ОБСЕ, при посредничестве которой проходили переговоры, убеждали, что этого будет достаточно, а за приднестровские водительские права никто трогать не станет.
Но ОБСЕ — не государство и слушать эту организацию совсем не обязательно. Поэтому в 2020 Молдавия потребовала заменить и водительские удостоверения. Украина тут же подыграла, и пограничники стали требовать у водителей машин с нейтральными номерами молдавские права. Играя роль хорошего полицейского, Кишинев запустил упрощенную процедуру замены приднестровских прав на молдавские. Такие качели были правильно оценены руководством Тирасполя как хитрая попытка тихой сапой размыть приднестровский суверенитет, поэтому граждан активно отговаривали не только от получения нейтральных номеров, но и от замены водительских удостоверений. Тем более, что были гарантии ОБСЕ.
Поэтому она попросила Киев сдвинуть дату транспортной блокады с 15 января на 1 сентября. Киев сдвинул, а толку снова мало — жители Приднестровья менять номера и документы массово так и не кинулись.
Как обманули Козака
Ну а в августе все заиграло совсем иными красками. 11 августа к Санду прилетел замглавы администрации президента России Дмитрий Козак, интерес которого к Приднестровью понятен. Там проживают более 200 тысяч граждан РФ, расположена группа российских миротворцев и принадлежащая России Молдавская ГРЭС.
Разговор пошел, естественно, об экономике. Весной для Молдавии перестали действовать нулевые пошлины на ввоз в Россию овощей, фруктов и вина, а расчет на европейский рынок немного подорвал пример Украины. Это вопрос поддержки правительства Санду молдавскими предпринимателями. Ну и контракт с «Газпромом», который надо перезаключать осенью тоже пока тоже безальтернативен. И газ в Молдавию поступает через территорию Приднестровья, как, впрочем, и электроэнергия с Молдавской ГРЭС.
Поэтому прагматичная Санду решила договариваться. По окончанию переговоров Козак заявил прессе: «Президент Молдавии заверила меня, что никакой блокады не будет. И они делают все, чтобы она не наступила с 1 сентября, когда наступают определенные ограничения, исходя из того, что в Приднестровье проживают молдавские граждане».
Глава Приднестровья Вадим Красносельский выразил надежду, что договоренности с Санду с Козаком будут выполнены.
И да, Молдавия со своей стороны вроде как сделала все, что от нее зависело, т.е. попросила Украину отложить блокаду до января 2022 года. А Украина просьбу просто проигнорировала, ни ответа, ни привета. Зато еще до наступления 1 сентября приднестровцы стали массово жаловаться в Facebook на украинскую дорожную инспекцию. Украинская полиция просто начала штрафовать жителей Приднестровья за несоответствие водительского удостоверения международным требованиям. В свою очередь, Государственная таможенная служба Украины, ссылаясь на информацию МИД, отправила региональным таможням предписание с 1 сентября не пропускать через границу автомобили с приднестровскими номерами. Как будто молдавского запроса о переносе даты блокады и не было.
Тем временем, 24 августа, Майя Санду выступила на «Крымской платформе», где, конечно же, назвала «Крым украинским, а действия России по аннексии полуострова противоречащими международным правовым нормам».
Через три дня Зеленский прилетел в Кишинев на празднования 30-летия независимости Молдавии, где вместе с лидерами Польши и Румынии объявили о выстраивании «особых отношений» с Россией. То есть до 1 сентября Санду лично встречалась с Зеленским минимум два раза и почему-то не поинтересовалась причиной отсутствия ответа Украины на просьбу касательно Приднестровья. Или так и было задумано, чтобы снять с себя ответственность перед Россией? Ведь вряд ли можно всерьез предположить, что задуманная Молдавией и в интересах Молдавии блокада Приднестровья будет осуществляться Украиной, если Молдавии вдруг это стало не нужно. Не исключено, что дальнейшие действия и были проработаны именно на этих двух встречах.
И вот, 28 августа, премьеры Украины и Молдавии (Денис Шмыгаль и Наталья Гаврилица) подписывают протокол об изменениях правил торговли, которые предполагают выход двух стран из торговых отношений с СНГ и перехода их к рынку ЕС. Изменения предусматривают, что производители из Украины смогут отгружать в Молдавию сырье и компоненты для переработки, а затем конечную продукцию с молдавскими сертификатами — в Евросоюз. Спрашивается, а как это сочетается с беспошлинной торговлей с Россией? Никак.
Доля слабых
Видимый прагматизм Санду — это скорее не внутреннее убеждение модернисткого политика, выстраивающего суверенитет своего небольшого национально-буржуазного государства (вроде того же Лукашенко), а результат ситуации экономической безысходности. Убеждения-то у нее вполне известные, а в как бы независимой Молдавии своя атмосфера. Настолько независимая, что молдавский язык теперь признан румынским, а отмечавшийся 31 августа государственный праздник Limba noastră или «Наш язык» (так же называется гимн Молдавии) на странице молдавского парламента в соцсетях почему-то был назван Ziua Limbii Române, т.е. день румынского языка — госпраздник Румынии, отмечающийся в тот же день.
Да и сама Майя Санду, одновременно президент Молдавии и гражданка Румынии, поздравила народ так: «Я хочу, чтобы румынский язык стал общим знаменателем для всех граждан Молдавии, вне зависимости от их родного языка». Молдавский язык в независимой Молдавии отменен.
Вот такое творят люди, которые очень много говорят о национальном строительстве и борьбе за независимость. Поэтому, когда лидер Приднестровья удивляется тому, что Украина отказалась принимать решение о переносе даты транспортной блокады и заявляет: «Это выбор Украины. Складывается впечатление, что Украина боится того, что Приднестровье и Молдова начнут договариваться. Надо разобраться, почему Киев так поступил», он проявляет некую наивность. Никакой это не выбор Украины. Киев (равно как и Кишинев) поступил так, потому что от этого плохо Приднестровью, а значит в какой-то степени и России. Они поступили так, потому что они являются сателлитами более крупных и экономически мощных государств ЕС и США.
Впрочем, с Приднестровьем уже давно не все так однозначно. Если мелкие предприниматели непризнанной республики возят свои товары для продажи из Одессы, то после 2006 года, когда Евросоюз открыл рынок для приднестровского бизнеса, несколько крупнейших частных холдингов ПМР переориентировали свой экспорт на ЕС и возят туда продукции в 4-5 раз больше, чем в Россию.
Глава Приднестровья Красносельский не видит в блокаде большой проблемы, ведь любой гражданин ПМР может пойти и оформить себе как нейтральные номера, так и молдавские права. Это так. Вопрос лишь в том, какое количество молдавских документов нужно получить приднестровцам, чтобы они однажды задумались — а зачем им вообще отдельная республика? Как молдаване, которые уже решили, что им не нужен отдельный язык.
Автономера, президентские выборы и давление на Приднестровье
Молдавия и Украина блокировали непризнанную республику
Об авторе: Андрей Сафонов – политолог.
Автомобили с приднестровскими номерами на КПП «Кучурганы» тормозят украинские пограничники. Фото с сайта www.customs.gospmr.org
События вокруг Приднестровской Молдавской республики (ПМР) становятся все более динамичными, отражаясь и на внутренней ситуации в непризнанной республике.
С 1 сентября власти Украины прекратили допуск автомобилей с номерами Приднестровья на свою территорию. Эта угроза всплывала и раньше, причем практичные украинцы не забывали напоминать, что просьба об этом исходит от властей Молдавии.
Как известно, официальный Кишинев при всех властях стремился установить контроль над Приднестровьем. В этом были едины представители всех политических сил Республики Молдова (РМ), когда-либо стоявших у власти или реально на нее претендовавших. Но Киеву, который всегда взаимовыгодно торговал с Приднестровьем, удавалось уходить от назойливых требований своего соседа. Но сейчас все по-другому. Это наводит на мысль, что настоящий автор антиприднестровской акции – отнюдь не Кишинев, которому для такого нажима просто не хватило бы веса. Можно предположить, что решение принято в США, а верный (на сегодняшний день) союзник Вашингтона – Румыния – его одобрила.
Правда, до 1 октября машины с номерами ПМР смогут транзитом пересекать украинские территории, но сути дела это не меняет, а о возврате к прежнему положению дел речь не идет.
Интересно и вот еще что. С 1 сентября введен уже упомянутый запрет, а с 12 сентября в ПМР стартовала кампания по выборам президента республики. Совпадение?
Зажим Приднестровья извне, объединение в одной «упряжке» Киева и Кишинева – это показатель стратегии Запада после бегства из Афганистана. Провалившись там, западные страны во главе с США стараются закрепить и расширить свои позиции в тех регионах, где, как полагают Вашингтон и его союзники, они смогут удержаться. А если при этом получится «отвоевать» (пока не в прямом смысле слова) что-то у России и Китая, так это вообще здорово. В Европе это Белоруссия и Приднестровье, которых на Западе рассматривают как союзников Москвы и ее плацдармы. Но если в Белоруссии прозападные протесты в 2020 году были подавлены, власть устояла, санкции против Минска результатов не дали, да и с Россией у «сябров» есть общая граница, то с Приднестровьем, у которого общей границы с Россией нет, западникам кажется, что справиться легче.
Суммируя самые разные данные, можно сделать вывод, что Запад руками Кишинева и внутренних противников приднестровской власти решил свергнуть руководство ПМР и заменить его теми, кто передаст Приднестровье под контроль Молдавии и согласится на вывод российских войск с берегов Днестра. Причем здесь нейтральные номера, соглашение о которых было подписано между РМ и Приднестровьем несколько лет назад (для выезда приднестровцев в западном направлении через территорию Румынии)? Они и раньше выдавались ни шатко ни валко из-за медлительности соответствующих структур Кишинева, а теперь так и вовсе торопиться с этим никто не станет. Если будет так, тогда понятно, что главная цель всего этого действа – максимально разозлить приднестровских избирателей, которым предстоит 12 декабря решить, кому в 2021–2026 годах возглавлять Приднестровье.
Есть две программы: максимум и минимум.
Первая состоит в том, чтобы провести на пост президента ПМР своего ставленника, который, помимо уже упомянутых задач в «реинтеграции Молдовы» и выводе российских войск, должен будет распустить все ветви власти (законодательную, представительную и судебную). Это нужно для того, чтобы никто не мешал решать те самые две главные задачи…
Программа-минимум заключается в том, чтобы дискредитировать выборы, сорвать явку избирателей на участки и подтолкнуть участников переговорного формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) к непризнанию итогов голосования. Формально страны Запада и Кишинев и так не признают государственность ПМР в целом, но с властями Приднестровья ведут диалог и подписывают различные соглашения. Теперь же можно торпедировать и это, а также попробовать выдавить Приднестровье из самого переговорного формата.
15 сентября Европарламент в своем докладе, посвященном России и ее думским выборам, фактически изначально объявил их недемократичными. То есть к России и Приднестровью их противники применяют если не идентичные, то весьма схожие шаблоны.
К тому, что сказано выше, присовокупляем важный штрих. Избранная в 2020 году президентом Республики Молдова представительница правых политических сил Майя Санду уже дважды, если судить по данным СМИ, заявила, что не видит смысла во встречах с главой Приднестровья Вадимом Красносельским.
Раньше президенты РМ и ПМР, несмотря на серьезные разногласия, все-таки встречались. Даже вскоре после войны на Днестре 1992 года тогдашние лидеры проводили очные переговоры и снимали острейшие вопросы. Таких заявлений, как у Санду, со стороны Кишинева не звучало. В России с визитом она пока тоже не побывала. Но если анализировать ее возможные ожидания от контактов с Москвой, то они предсказуемы.
Во-первых, это сдвинуть с места вопрос о выводе российских войск с берегов Днестра. Как в виде остатков 14-й армии в лице Оперативной группы российских войск (ОГРВ), так и миротворцев.
Во-вторых, начать вывоз или ликвидацию вооружений и техники со складов в Колбасне (ПМР, Рыбницкий район).
В-третьих, добиться, чтобы все контакты ПМР и России шли только через Кишинев, а не напрямую.
Выполнение данных задач позволило бы предъявить разоруженному и лишенному защиты со стороны фактически союзных войск Приднестровью ультиматум о военно-политической капитуляции и переходе под кишиневскую власть.
Не исключено, что автомобильные номера – это не последнее в арсенале давления на Приднестровье. Это давление может возрасти по мере приближения выборов президента ПМР. Интересна открытая смычка активных приднестровских «борцов с режимом» с Кишиневом и Западом, произошедшая в последние недели.
В августе Кишинев посетил заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак. Во время своего блиц-визита он провел переговоры с Майей Санду. После переговоров прозвучала мысль, что с 1 сентября блокады ПМР не будет. Можно предположить, что Кишинев дезинформировал Кремль, выигрывая время, с одной стороны, и перекладывал ответственность за предстоящий запрет на въезд машин с приднестровскими номерами на украинскую сторону – с другой. Но как ни перекладывай ответственность на кого-либо, в руководстве Молдавии не могли не понимать, что в Кремле поймут этот нехитрый прием и сделают свои выводы… В любом случае отношения России и Молдавии ухудшатся. Нужно ли это Кишиневу? Ответ на этот вопрос дает понимание того, кто на самом деле стоит за принятием решения о блокаде Приднестровья.
Такова обстановка вокруг Приднестровья, да и внутри него менее чем за 3 месяца до президентских выборов. Судя по разворачивающимся событиям, провести их спокойно приднестровцам вряд ли дадут.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
В Приднестровье отказываются от бесполезных нейтральных автономеров
Граждане Приднестровья начали отказываться от молдавских автомобильных номерных знаков нейтрального образца. Об этом сообщил глава внешнеполитического ведомства республики Виталий Игнатьев, который отметил, что уже зафиксировано 80 таких случаев.
«Причина очевидна. Это то, что они не могут использовать эти номера для международного движения, поскольку Кишинев блокирует их выезд на основе отсутствия молдавского водительского удостоверения», — пояснил министр.
По словам Игнатьева, в подписанных ранее договоренностях с молдавской стороной ни слова не сказано об обязательном наличии молдавских документов, однако говорится об использовании приднестровских водительских прав при подтверждении факта постоянного проживания на территории левобережного региона.
Напомним, согласно двустороннему соглашению, с 1 сентября 2018 года для участия автовладельцев из Приднестровья в международном движении необходимо получение так называемых нейтральных номеров, выдаваемых молдавскими уполномоченными органами (номерные знаки не содержат государственную символику, также на кузове автомобиля обязательно наличие стикера «MD»).
Достижение переговорного процесса приветствовали западные партнеры, которые назвали это элементом реинтеграции. В настоящее время этим правом воспользовалось не более 5% собственников транспортных средств, зарегистрированных в Приднестровье.
Чтобы стимулировать процесс перехода приднестровских автовладельцев в правовое поле РМ, премьер-министр Молдавии Ион Кику заявил, что украинские власти с 1 апреля 2020 года не будут пропускать на свою территорию автотранспорт с приднестровскими регистрационными номерами. Глава правительства призвал жителей левобережного региона активней легализовывать свой транспорт, получив молдавские номерные знаки нейтрального образца.
Позже стало известно, что ограничительные меры со стороны Украины в отношении автотранспорта с приднестровской регистрацией Киевом не вводились.
В Тирасполе изначально считали эти меры недостаточными, поскольку под соглашение не попадали грузовой и пассажирский приднестровский автотранспорт. Потом выяснилось, что и обычные автовладельцы не могут воспользоваться преимуществом нейтральных номеров, так как для пересечения молдавской границы требуются молдавские водительские документы.
Приднестровье предлагает разрешить эту проблему через проект нейтральных водительских удостоверений. Кишинев этот проект пока игнорирует.
Как сообщало EADaily, ранее политический представитель Приднестровья подчеркивал, что вводимые Молдавией односторонние ограничения на свободу передвижения приднестровских граждан на транспортных средствах и с водительскими правами приднестровского образца противоречат протоколу от 2001 года о взаимном признании документов.
В Тирасполе заявляют, что замена приднестровских водительских удостоверений на молдавские значительно пополнит бюджет соседнего государства. В Приднестровье, по примерным подсчетам, порядка 100 тыс. водителей, на замене их водительских удостоверений, за которую молдавское агентство публичных услуг берет 800−1000 леев (50−60 долларов), РМ заработает около 5−6 млн долларов, подсчитали в Тирасполе. Аналогичная ситуация и с перерегистрацией транспортных средств с приднестровских на так называемые нейтральные номера.