Мероприятия предшествующие прекращению проекта разработанного автомобиля

Стадии и этапы проектирования автомобиля

Nbsp;

В.М. Скутнев

Основы конструирования и расчета автомобиля

Учебное пособие

Министерство образования и науки РФ

Тольяттинский государственный университет

Кафедра «Автомобили и тракторы»

Скутнев В.М.

«Основы конструирования и расчета автомобиля»

для студентов специальности 190201 «Автомобиле- и тракторостроение»

С 46Скутнев В.М. Основы конструирования и расчета автомобиля: – Тольятти: ТГУ, 2010. – с.

Рассмотрены современные конструкции автомобилей, их агрегатов и систем, выходные характеристики и тенденции дальнейшего развития. На основе анализа рабочих процессов и нагрузочных режимов изложены методы функциональных расчетов параметров агрегатов, механизмов и систем шасси автомобиля.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 190201 «Автомобиле- и тракторостроение».

Научный редактор к.т.н., доцент Н.С. Соломатин

Утверждено научно-методическим советом университета

© Тольяттинский государственный университет, 2010

Оглавление стр

1. Введение. Нагрузочные и расчетные режимы……………………………………5

3. Трансмиссия. Коробка передач и раздаточная коробка………………………..33

4. Трансмиссия. Карданная передача……………………………………………….57

5. Трансмиссия. Главная передача, дифференциал, привод на ведущие колеса…81

8. Ходовая часть. Колеса и шины……………………………………………………153

Введение. Нагрузочные и расчетные режимы

Содержание и задачи курса

Содержание курса «Основы конструирования и расчета автомобиля» является заключительным разделом всей учебной дисциплины «Автомобили». Он неразрывно связан с двумя предыдущими курсами: «Основы конструкции автомобиля» и «Основные эксплуатационные свойства автомобиля». В этой части дисциплины дается классификация всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля, приводятся требования, предъявляемые к ним, рассматриваются рабочие процессы механизмов и агрегатов, даются элементы функционального расчета основных рабочих параметров, проводится сравнительный анализ и оценка различных конструкций систем, агрегатов и механизмов.

Задачей данного курса дисциплины «Автомобили» дать студентам знания в области конструкции современного автомобиля, его систем, агрегатов и механизмов, привить умения выполнять расчеты их функциональных параметров, определять тенденции развития конструкции и применения материалов в автомобилестроении.

Свойства автомобиля и требования к конструкции

Автомобиль, как продукт деятельности человека, обладает целым рядом свойств, которые закладываются в него на этапах проектирования, расчета и производства. Эти свойства характеризуют его не только как транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования, но и как безопасный объект индивидуального пользования (легковой автомобиль).

Все свойства автомобиля разделяют на:

— эксплуатационные (рис. 1.1);

Эксплуатационные свойства, в свою очередь, делятся на тягово-скоростные, тормозные, топливную экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, плавность хода, проходимость, экологичность, безопасность движения.

Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, к погрузочно-разгрузочным работам, к посадке и высадке пассажиров в значительной степени определяют удобство использования и эффективность автомобиля и в совокупности составляют свойства, не связанные с движением автомобиля.

Потребительские свойства определяют перечень удобств, обеспечивающих комфортные условия для водителя и пассажиров: эффективные системы отопления, вентиляции и кондиционирования, аудио- и видеосистемы, электроподъемники стекол, обогрев сидений и стекол, привлекательность внешнего вида, престижность и соответствие моде.

Свойства безопасности в комплексе определяют активную, пассивную и экологическую безопасность автомобиля. Активная безопасность – свойство автомобиля предотвращать ДТП.

Активную безопасность обеспечивают тормозное и рулевое управления, хорошая обзорность и комфортабельность, резко снижающие усталость водителя и создающие условия безаварийной работы, высокие тягово-скоростные свойства, позволяющие избежать аварийных ситуаций.

Эксплуатационные свойства автомобиля
Не связанные с движением
Вместимость
Прочность
Долговечность
Приспособленность к ТО и ремонту
Приспособленность к погрузо-разгрузочным работам
Приспособленность к посадке-высадке пассажиров
Связанные с движением
Тягово-скоростные
Тормозные
Топливная экономичность
Управляемость
Поворачиваемость
Маневренность
Устойчивость
Плавность хода
Проходимость
Экологичность
Безопасность движения

Рис. 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля

Пассивная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП. Эту безопасность обеспечивают высокая прочность кузова, ремни и подушки безопасности, подголовники, мягкая обивка внутри салона, травмобезопасный руль, соответствующая форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность – свойство автомобиля уменьшить вред. Наносимый окружающей среде, людям, пассажирам и водителю.

Требования к конструкции и характеристикам автомобилей с точки зрения безопасности регламентируются соответствующими национальными ГОСтами и Правилами ЕЭК ООН.

К конструкции автомобиля предъявляются следующие требования:

— производственные требования – соответствие конструкции технологическим возможностям завода или передовым технологиям автомобилестроения, минимальный расход материалов, минимальные трудоемкость и себестоимость производства;

требования безопасности – распространяются на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля;

Все перечисленные требования не всегда выполняются в полной мере, часто входят в противоречие друг с другом и, прежде всего, с требованиям не высокой стоимости, что приводит к принятию компромиссных решений, обеспечивающих оптимальное сочетание требований на момент проектирования и создания автомобиля.

Стадии и этапы проектирования автомобиля

Процесс разработки автомобиля можно разделить на следующие этапы:

предпроектный – проведение маркетинговых исследований запросов потребителей и экономической целесообразности разработки проекта;

разработка технических требований (ТТ) – перевод запросов потребителей и других требований на язык технических требований к автомобилю, материалам, технологии, организации ремонта и технического обслуживания, рисайклингу;

эскизный проект – выявление принципиальной возможности выполнения ТТ, выработки принципиальных решений по компоновке автомобиля в целом, компоновочным схемам основных узлов и агрегатов, определение внешнего вида автомобиля и интерьера (дизайн проект);

• разработка технического задания (ТЗ) – установление четких и взаимосвязанных целей проектно-конструкторских работ для каждого участника процесса разработки на основании выданного ТЗ и выполненной общей компоновки автомобиля;

разработка технического проекта (ТП) – разработка полной математической модели (виртуальное трехмерное графическое изображение, выполненное с помощью 3D программ) и соответствующего комплекта конструкторской документации (КД), а также изготовления реальных прототипов;

проверка проекта и доводка конструкции – выполнение расчетной оптимизации виртуальных прототипов и доводочных испытаний реальных прототипов для приведения конструкции автомобиля в соответствие с требованиями ТЗ;

этап утверждения проекта – по результатам приемочных испытаний документируется полное соответствие автомобиля требованиям ТЗ, что является основанием для серийного производства готовой продукции;

начало серийного производства и его сопровождение – изготовление готовой продукции, организация контрольных испытаний на соответствие омологационным образцам), проведение предпродажной подготовки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации;

прекращение проекта и утилизация – мероприятия, связанные с утилизацией автомобилей, принятие решений о прекращении производства автомобилей или о переносе производства на другое предприятие.

Все эти этапы группируюся в четыре основные фазы:

концептирование – поиск образа и технического описания автомобиля, удовлетворяющих потребностям потенциальных потребителей; подбор автомобиля-аналога; составление проекта технических требований; создание предварительных эскизных компоновок – схем вместимости и шасси; предварительной проработке дизайна экстерьера и интерьера (включает: предпроектный этап, этап ТТ и часть этапа эскизного проекта);

реализация – производство автомобилей на конвейере, продвижение готовой продукции на автомобильном рынке, предпродажная подготовка и гарантийное обслуживание, утилизация отслуживших срок эксплуатации автомобилей, снятие автомобилей с производства (включает: этап начала серийного производства и его сопровождения, этап прекращения проекта и утилизации).

Схема процесса разработки легкового автомобиля приведена на рис. 1.2.

Концептирование
Проектирование
Конструирование
Реализация
Предпроектный этап
Этап разработки технических требований
Этап эскизного проекта
Этап технического задания
Этап технического проекта
Этап проверки проекта и доводки конструкции
Этап утверждения проекта
Этап начала серийного производства и его сопровождения
Этап прекращения проекта и утилизация
Мероприятия предшествующие прекращению проекта разработанного автомобиля. Смотреть фото Мероприятия предшествующие прекращению проекта разработанного автомобиля. Смотреть картинку Мероприятия предшествующие прекращению проекта разработанного автомобиля. Картинка про Мероприятия предшествующие прекращению проекта разработанного автомобиля. Фото Мероприятия предшествующие прекращению проекта разработанного автомобиля

Рис. 1.2. Схема процесса разработки легкового автомобиля

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1645 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Жизненный цикл машины. Проектирование автомобиля как процесс конструирования машины.

1.1 Жизненный цикл машины

Жизненный цикл машины включает стадии создания, производства, обращения и эксплуатации, каждая из которых содержит ряд этапов, операций и процедур.

Эта стадия начинается с предпроектных исследований и заканчивается созданием машины. На этапе под­готовки и разработки проекта новой машины устанавливают прин­ципиальную возможность и целесообразность ее создания. Необхо­димость в новой машине должна вытекать из общественных потребностей, поэтому она нуждается в тщательном и глубоком обоснова­нии с учетом технических и экономических возможностей, обусловленных прогрессом науки и техники, а также развитием экономи­ки страны. Для этого проводят поисковые исследования, которые должны базироваться на результатах фундаментальных исследований, практическом опыте применения аналогичных машин, ретроспективном анализе и прогнозах развития техники в данной обла­сти.

Результатом поисковых исследований, проводимых в предпроектный период, является постановка задачи проектирования, кото­рая предусматривает разработку технических требований к машине и формирование технического задания на ее создание.

Конструктор принимает участие во всех стадиях жизненного цикла машины. Однако основной процесс его творчества составляют работы, связанные с созданием машины и представляющие собой закон­ченный цикл, состоящий из нескольких этапов: научно-технического поиска, проектирования, изготовления образцов для испытания, до­водки конструкции.

Этап проектирования охватывает большой перечень проект­ных операций и процедур от предварительных расчетов и эски­зов до уточненных расчетов, разработка чертежей, описаний, инструкций, технических условий и т.п. Результатом проектиро­вания является комплект технической документации,содержащей всю необходимую информацию для материализации создаваемой машины в процессе производства и организации ее использования.

На всех этапах процесса создания машины изготавливают макет­ные, экспериментальные и опытные образцы машины и проводят на них различные испытания: исследовательские, доводочные, пред­варительные и др. (ГОСТ 16504-81).

Заключительным этапом стадии создания машины являются приемочные испытания, по результатам которых решают вопрос о целесообразности ее производства. Приемочные испытания могут быть государственными, межведомственными и ведомственными; порядок их проведения предусмотрен ГОСТ 15.001-88.

Эта стадия включает постановку на производство, установившееся производство и снятие с производ­ства.

Постановку на производство, как правило, осуществляют в два этапа: подготовка производства и его освоение. Работы по подготов­ке производства направлены на обеспечение технологического про­цесса изготовления машины и могут быть начаты еще на стадии ее созда­ния. Важнейшим этапом этих работ является технологическая под­готовка производства, процессы организации и управления которой регламентируются комплексом государственных стандартов Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП). При этом осуществляют выбор технологии и оборудования, организацию материально-технического снабжения, планирование процесса про­изводства во времени, распределение работ и т.д.

Установившееся производство начинается после окончатель­ной отработки конструкторской и технологической документации (ГОСТ 14.004-83). Решение об освоении производства машины прини­мают по результатам квалификационных испытаний установочной серии или первой промышленной партии (ГОСТ 16504-81).

Это часть жизненного цикла машины от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. Типичными этапами этой стадии являются: хранение на складе го­товой продукции, реклама, упаковка, транспортирование, монтаж. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановыми заданиями, стандартами и техническими условиями.

Эксплуатация машины. На этой стадии реализуется, поддер­живается и восстанавливается качество машины (ГОСТ 25866-83). Экс­плуатация машины включает в общем случае ввод в эксплуатацию, ис­пользование по назначению, техническое обслуживание, ремонт, мо­дернизацию и хранение.

Наконец, вследствие морального или физического износа в про­цессе использования машина перестает отвечать предъявленным тре­бованиям, становятся нецелесообразными дальнейшее ее использо­вание по назначению и ремонт, и поэтому, машина подлежит снятию с эксплуатации и последующей утилизации. Снятие с эксплуатации машины оформляют документально в установленном порядке в со­ответствии с ГОСТ 25866-83.

1.2 Проектирование автомобиля как процесс конструирования машины

Проектирование автомобиля пред­ставляет комплекс научно-исследовательских и конструкторско-экспериментальных работ, конечной целью которых является создание техниче­ской документации нового автомобиля или модернизация выпускаемого.

Основной частью проектирования является конструирование. Оно пред­ставляет собой процесс разработки чертежей и другой технической доку­ментации, необходимой для освоения производства проектируемых изделий.

Стадии разработки конструкторской документации при создании новых и модернизированных конструкций авто­транспортных средств установлены ОСТ 37.001.503—72. Обязательными являются разработки технического за­дания, технического проекта, рабочей документации опытного образца и уста­новочной (первой промышленной) се­рии изделий.

При научно-техническом прогно­зировании технического уровня автомобильного подвижного состава используется исследовательский или нормативный прогноз.

В случае перехода на новую тех­нологию в сфере эксплуатации, а также при отсутствии серийного вы­пуска изделий, аналогичных изучае­мому, применяется метод экспертных оценок.

Прогнозирование эксплуатацион­ных качеств автомобильного подвижного состава осуществляют методами моделирования.

Окончательный прогноз делается на основе анализа результатов, полученных не менее чем двумя методами прогнозирования. В качестве второго (вспомогательного) метода прогнози­рования может использоваться метод информационного слежения по публи­кациям и сообщениям в специальной литературе.

Основными источниками информа­ции являются: отечественные стандар­ты, а также правила и рекомендации международных организаций ЕЭК ООН, ИСО и стран предполага­емого экспорта, требования TIR (пра­вил международных дорожных пере­возок); результаты испытаний и эксплуатации отечественных и зару­бежных автомобилей; сведения о выставках, проводимых в РК и за ру­бежом; патентная документация и лицензии; конструкторская и технологи­ческая документация.

В процессе проектирования авто­мобиля широко используется такой метод исследования, как макетирова­ние. На макетах проверяются принци­пы работы изделия и его составных частей; выбираются внешние архитек­турно-художественные формы и про­веряются основные конструктивные решения, связанные с созданием интерьера, необходимых удобств во­дителю, пассажирам и обслуживающе­му персоналу.

Техническое задание служит пер­вичным документом для разработки конструкторской документации.

Техническое задание разрабатыва­ется в соответствии с ОСТ 37.001.508-73 «Разработка и утверждение техни­ческой документации» и состоит из пяти основных разделов. В зависимо­сти от вида, назначения, условий производства и эксплуатации авто­мобиля допускается вводить новые разделы.

Раздел 1 «Цель разработки и область применения автомобиля» в общем случае содержит: тип (наиме­нование) автомобиля; краткую характеристику области его применения, до­рожных условий и режимов эксплуата­ции с указанием климатических райо­нов по ГОСТ 15150-69; указание о возможности экспортирования; пара­метры изделий, с которыми разраба­тываемый автомобиль должен взаимо­действовать; наименование и обозна­чение выпускаемого автомобиля, кото­рый должен быть заменен разрабаты­ваемым; наименование документов, на основании которых разрабатывается автомобиль.

Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и
эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.

Технические требования и их чет­кие определения располагают в каж­дом подразделе в зависимости от степени их важности и характера.

В подразделе 2.1 «Основные пара­метры и размеры» указывают основные технические параметры автомоби­ля: скорость, мощность и другие, указываемые в картах его технического уровня и качества; массу автомобиля и при необходимости огра­ничения массы отдельных его состав­ных частей; конструктивные требова­ния к автомобилю и его составным ча­стям (габаритные, установочные, присоединительные размеры и т.д.).

Подраздел 2.2 «Надежность кон­струкции» определяет ресурс автомобиля до капитального ремонта, а в от­дельных случаях ресурс (срок служ­бы) до списания; срок гарантии и га­рантийный пробег; требования к равнопрочности узлов автомобиля или кратность ресурсов его составных частей.

В подразделе 2.3 «Эксплуатацион­ная и ремонтная технологичность» приводят периодичность технического обслуживания (ТО), требования к приспособленности автомобиля к ТО, удобству его проведения, трудоемкость ТО; требования к удобству за­мены отдельных агрегатов, проведения диагностирования и трудоемкость текущего ремонта.

Подраздел 2.4 «Уровень унифика­ции и стандартизации» характеризует использование стандартных, унифици­рованных и других сборочных единиц и деталей при разработке автомобиля; уровень унификации и стандартиза­ции конструкции автомобиля; соответ­ствие разрабатываемого изделия действующим стандартам и другим нор­мативным документам; требования к обеспечению агрегатирования узлов и автомобиля в целом с узлами и изделиями, производимыми другими пред­приятиями.

В подразделе 2.5 «Безопасность конструкции» формулируют требования к обеспечению безопасности при эксплуатации и обслуживании авто­мобилей, допускаемому уровню вибра­ционных нагрузок и другие требова­ния в соответствии с действующими санитарными и техническими нор­мами.

Подраздел 2.6 «Эстетические и эргономические показатели» содержит требования к комфортабельности, использованию внутреннего объема кабин автомобилей, основанные на данных анализа тенденций развития внешних форм, внутреннего оборудо­вания автомобилей и отделки, а также определяет усилия, необходимые для управления ими и обслуживания, и др.

В подразделе 2.7 «Патентная чи­стота и конкурентоспособность» ука­зывают перечень стран, по которым проверяется патентная чистота автомобиля и его составных частей в соот­ветствии с ГОСТ 15.011-82; требования, к автомобилям исходя из анализа и оценки их конкурентоспособности на мировом рынке и др.

Подраздел 2.8 «Составные части автомобиля, исходные и эксплуатаци­онные материалы» определяет требования к составным частям автомоби­ля, топливу и материалам, намечаемым для использования в новом автомоби­ле, а также при его эксплуатации с учетом ограничительных перечней (ве­домостей) на применение в новых раз­работках тех или иных составных частей и материалов (в том числе используемых при эксплуатации авто­мобиля); требования к продукции смежных предприятий в отношении ее разработки, совершенствования и мо­дернизации.

В подразделе 2.9 «Транспортирова­ние, хранение и консервация» приво­дят условия транспортирования авто­мобилей и виды необходимых для это­го транспортных средств, способы кре­пления и скорости передвижения при транспортировании, места хранения (открытая площадка, навес, отапливаемое помещение и др.); условия хранения; возможность, необходимость и сроки обслуживания автомо­биля во время хранения (переконсер­вация и др.); сроки хранения в раз­личных условиях и требования к условиям консервации.

Подраздел 2.10 «Специальные тре­бования» определяет особенности изделия и соответствие их стандартам, в обозначении которых имеется литера «В». В зависимости от вида и на­значения изделия допускается уточнять или дополнять требования, предъявля­емые к изделию, перечисленные в разделе 2.

Раздел 3 «Экономические показа­тели» содержит технико-экономические показатели разрабатываемого автомобиля, предполагаемый годовой выпуск, показатели технико-экономи­ческой эффективности его использова­ния (в том числе годовой экономиче­ский эффект) и лимитную цену, опре­деляемые в соответствии с инструкци­ями и методическими указаниями Министерства автомобильной промыш­ленности.

Раздел 4 «Стадии и этапы разра­ботки» устанавливает необходимые стадии разработки и этапы работ по ОСТ 37.001.503-72. В этом же разделе указы­вают предприятие-изготовитель раз­рабатываемого автомобиля.

Раздел 5 «Приложения к техниче­скому заданию» включает чертеж общего вида автомобиля, схемы его основных систем, а также другие документы, содержащие обоснование выбранных технических решений; общую оценку технического уровня создаваемого автомобиля; перечень научно-исследовательских и экспери­ментальных работ, результаты кото­рых использовались при разработке технического задания.

Литература: 213

Контрольные вопросы:

1) Дайте пояснение понятию жизненный цикл машины.

2) Какие виды прогноза используется при проектировании?

3) С какой целью разрабатывается техническое задание?

4) Из каких составляющих элементов состоит второй раздел

5) Что включает пятый раздел технического задания?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *