Мероприятия предшествующие прекращению проекта разработанного автомобиля
Стадии и этапы проектирования автомобиля
Nbsp;
В.М. Скутнев
Основы конструирования и расчета автомобиля
Учебное пособие
Министерство образования и науки РФ
Тольяттинский государственный университет
Кафедра «Автомобили и тракторы»
Скутнев В.М.
«Основы конструирования и расчета автомобиля»
для студентов специальности 190201 «Автомобиле- и тракторостроение»
С 46Скутнев В.М. Основы конструирования и расчета автомобиля: – Тольятти: ТГУ, 2010. – с.
Рассмотрены современные конструкции автомобилей, их агрегатов и систем, выходные характеристики и тенденции дальнейшего развития. На основе анализа рабочих процессов и нагрузочных режимов изложены методы функциональных расчетов параметров агрегатов, механизмов и систем шасси автомобиля.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 190201 «Автомобиле- и тракторостроение».
Научный редактор к.т.н., доцент Н.С. Соломатин
Утверждено научно-методическим советом университета
© Тольяттинский государственный университет, 2010
Оглавление стр
1. Введение. Нагрузочные и расчетные режимы……………………………………5
3. Трансмиссия. Коробка передач и раздаточная коробка………………………..33
4. Трансмиссия. Карданная передача……………………………………………….57
5. Трансмиссия. Главная передача, дифференциал, привод на ведущие колеса…81
8. Ходовая часть. Колеса и шины……………………………………………………153
Введение. Нагрузочные и расчетные режимы
Содержание и задачи курса
Содержание курса «Основы конструирования и расчета автомобиля» является заключительным разделом всей учебной дисциплины «Автомобили». Он неразрывно связан с двумя предыдущими курсами: «Основы конструкции автомобиля» и «Основные эксплуатационные свойства автомобиля». В этой части дисциплины дается классификация всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля, приводятся требования, предъявляемые к ним, рассматриваются рабочие процессы механизмов и агрегатов, даются элементы функционального расчета основных рабочих параметров, проводится сравнительный анализ и оценка различных конструкций систем, агрегатов и механизмов.
Задачей данного курса дисциплины «Автомобили» дать студентам знания в области конструкции современного автомобиля, его систем, агрегатов и механизмов, привить умения выполнять расчеты их функциональных параметров, определять тенденции развития конструкции и применения материалов в автомобилестроении.
Свойства автомобиля и требования к конструкции
Автомобиль, как продукт деятельности человека, обладает целым рядом свойств, которые закладываются в него на этапах проектирования, расчета и производства. Эти свойства характеризуют его не только как транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования, но и как безопасный объект индивидуального пользования (легковой автомобиль).
Все свойства автомобиля разделяют на:
— эксплуатационные (рис. 1.1);
Эксплуатационные свойства, в свою очередь, делятся на тягово-скоростные, тормозные, топливную экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, плавность хода, проходимость, экологичность, безопасность движения.
Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, к погрузочно-разгрузочным работам, к посадке и высадке пассажиров в значительной степени определяют удобство использования и эффективность автомобиля и в совокупности составляют свойства, не связанные с движением автомобиля.
Потребительские свойства определяют перечень удобств, обеспечивающих комфортные условия для водителя и пассажиров: эффективные системы отопления, вентиляции и кондиционирования, аудио- и видеосистемы, электроподъемники стекол, обогрев сидений и стекол, привлекательность внешнего вида, престижность и соответствие моде.
Свойства безопасности в комплексе определяют активную, пассивную и экологическую безопасность автомобиля. Активная безопасность – свойство автомобиля предотвращать ДТП.
Активную безопасность обеспечивают тормозное и рулевое управления, хорошая обзорность и комфортабельность, резко снижающие усталость водителя и создающие условия безаварийной работы, высокие тягово-скоростные свойства, позволяющие избежать аварийных ситуаций.
Эксплуатационные свойства автомобиля |
Не связанные с движением |
Вместимость |
Прочность |
Долговечность |
Приспособленность к ТО и ремонту |
Приспособленность к погрузо-разгрузочным работам |
Приспособленность к посадке-высадке пассажиров |
Связанные с движением |
Тягово-скоростные |
Тормозные |
Топливная экономичность |
Управляемость |
Поворачиваемость |
Маневренность |
Устойчивость |
Плавность хода |
Проходимость |
Экологичность |
Безопасность движения |
Рис. 1.1. Эксплуатационные свойства автомобиля
Пассивная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП. Эту безопасность обеспечивают высокая прочность кузова, ремни и подушки безопасности, подголовники, мягкая обивка внутри салона, травмобезопасный руль, соответствующая форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.
Экологическая безопасность – свойство автомобиля уменьшить вред. Наносимый окружающей среде, людям, пассажирам и водителю.
Требования к конструкции и характеристикам автомобилей с точки зрения безопасности регламентируются соответствующими национальными ГОСтами и Правилами ЕЭК ООН.
К конструкции автомобиля предъявляются следующие требования:
— производственные требования – соответствие конструкции технологическим возможностям завода или передовым технологиям автомобилестроения, минимальный расход материалов, минимальные трудоемкость и себестоимость производства;
— требования безопасности – распространяются на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля;
Все перечисленные требования не всегда выполняются в полной мере, часто входят в противоречие друг с другом и, прежде всего, с требованиям не высокой стоимости, что приводит к принятию компромиссных решений, обеспечивающих оптимальное сочетание требований на момент проектирования и создания автомобиля.
Стадии и этапы проектирования автомобиля
Процесс разработки автомобиля можно разделить на следующие этапы:
• предпроектный – проведение маркетинговых исследований запросов потребителей и экономической целесообразности разработки проекта;
• разработка технических требований (ТТ) – перевод запросов потребителей и других требований на язык технических требований к автомобилю, материалам, технологии, организации ремонта и технического обслуживания, рисайклингу;
• эскизный проект – выявление принципиальной возможности выполнения ТТ, выработки принципиальных решений по компоновке автомобиля в целом, компоновочным схемам основных узлов и агрегатов, определение внешнего вида автомобиля и интерьера (дизайн проект);
• разработка технического задания (ТЗ) – установление четких и взаимосвязанных целей проектно-конструкторских работ для каждого участника процесса разработки на основании выданного ТЗ и выполненной общей компоновки автомобиля;
• разработка технического проекта (ТП) – разработка полной математической модели (виртуальное трехмерное графическое изображение, выполненное с помощью 3D программ) и соответствующего комплекта конструкторской документации (КД), а также изготовления реальных прототипов;
• проверка проекта и доводка конструкции – выполнение расчетной оптимизации виртуальных прототипов и доводочных испытаний реальных прототипов для приведения конструкции автомобиля в соответствие с требованиями ТЗ;
• этап утверждения проекта – по результатам приемочных испытаний документируется полное соответствие автомобиля требованиям ТЗ, что является основанием для серийного производства готовой продукции;
• начало серийного производства и его сопровождение – изготовление готовой продукции, организация контрольных испытаний на соответствие омологационным образцам), проведение предпродажной подготовки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации;
• прекращение проекта и утилизация – мероприятия, связанные с утилизацией автомобилей, принятие решений о прекращении производства автомобилей или о переносе производства на другое предприятие.
Все эти этапы группируюся в четыре основные фазы:
• концептирование – поиск образа и технического описания автомобиля, удовлетворяющих потребностям потенциальных потребителей; подбор автомобиля-аналога; составление проекта технических требований; создание предварительных эскизных компоновок – схем вместимости и шасси; предварительной проработке дизайна экстерьера и интерьера (включает: предпроектный этап, этап ТТ и часть этапа эскизного проекта);
• реализация – производство автомобилей на конвейере, продвижение готовой продукции на автомобильном рынке, предпродажная подготовка и гарантийное обслуживание, утилизация отслуживших срок эксплуатации автомобилей, снятие автомобилей с производства (включает: этап начала серийного производства и его сопровождения, этап прекращения проекта и утилизации).
Схема процесса разработки легкового автомобиля приведена на рис. 1.2.
Концептирование |
Проектирование |
Конструирование |
Реализация |
Предпроектный этап |
Этап разработки технических требований |
Этап эскизного проекта |
Этап технического задания |
Этап технического проекта |
Этап проверки проекта и доводки конструкции |
Этап утверждения проекта |
Этап начала серийного производства и его сопровождения |
Этап прекращения проекта и утилизация |
|
Рис. 1.2. Схема процесса разработки легкового автомобиля
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1645 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Жизненный цикл машины. Проектирование автомобиля как процесс конструирования машины.
1.1 Жизненный цикл машины
Жизненный цикл машины включает стадии создания, производства, обращения и эксплуатации, каждая из которых содержит ряд этапов, операций и процедур.
Эта стадия начинается с предпроектных исследований и заканчивается созданием машины. На этапе подготовки и разработки проекта новой машины устанавливают принципиальную возможность и целесообразность ее создания. Необходимость в новой машине должна вытекать из общественных потребностей, поэтому она нуждается в тщательном и глубоком обосновании с учетом технических и экономических возможностей, обусловленных прогрессом науки и техники, а также развитием экономики страны. Для этого проводят поисковые исследования, которые должны базироваться на результатах фундаментальных исследований, практическом опыте применения аналогичных машин, ретроспективном анализе и прогнозах развития техники в данной области.
Результатом поисковых исследований, проводимых в предпроектный период, является постановка задачи проектирования, которая предусматривает разработку технических требований к машине и формирование технического задания на ее создание.
Конструктор принимает участие во всех стадиях жизненного цикла машины. Однако основной процесс его творчества составляют работы, связанные с созданием машины и представляющие собой законченный цикл, состоящий из нескольких этапов: научно-технического поиска, проектирования, изготовления образцов для испытания, доводки конструкции.
Этап проектирования охватывает большой перечень проектных операций и процедур — от предварительных расчетов и эскизов до уточненных расчетов, разработка чертежей, описаний, инструкций, технических условий и т.п. Результатом проектирования является комплект технической документации,содержащей всю необходимую информацию для материализации создаваемой машины в процессе производства и организации ее использования.
На всех этапах процесса создания машины изготавливают макетные, экспериментальные и опытные образцы машины и проводят на них различные испытания: исследовательские, доводочные, предварительные и др. (ГОСТ 16504-81).
Заключительным этапом стадии создания машины являются приемочные испытания, по результатам которых решают вопрос о целесообразности ее производства. Приемочные испытания могут быть государственными, межведомственными и ведомственными; порядок их проведения предусмотрен ГОСТ 15.001-88.
Эта стадия включает постановку на производство, установившееся производство и снятие с производства.
Постановку на производство, как правило, осуществляют в два этапа: подготовка производства и его освоение. Работы по подготовке производства направлены на обеспечение технологического процесса изготовления машины и могут быть начаты еще на стадии ее создания. Важнейшим этапом этих работ является технологическая подготовка производства, процессы организации и управления которой регламентируются комплексом государственных стандартов Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП). При этом осуществляют выбор технологии и оборудования, организацию материально-технического снабжения, планирование процесса производства во времени, распределение работ и т.д.
Установившееся производство начинается после окончательной отработки конструкторской и технологической документации (ГОСТ 14.004-83). Решение об освоении производства машины принимают по результатам квалификационных испытаний установочной серии или первой промышленной партии (ГОСТ 16504-81).
Это часть жизненного цикла машины от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. Типичными этапами этой стадии являются: хранение на складе готовой продукции, реклама, упаковка, транспортирование, монтаж. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановыми заданиями, стандартами и техническими условиями.
Эксплуатация машины. На этой стадии реализуется, поддерживается и восстанавливается качество машины (ГОСТ 25866-83). Эксплуатация машины включает в общем случае ввод в эксплуатацию, использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и хранение.
Наконец, вследствие морального или физического износа в процессе использования машина перестает отвечать предъявленным требованиям, становятся нецелесообразными дальнейшее ее использование по назначению и ремонт, и поэтому, машина подлежит снятию с эксплуатации и последующей утилизации. Снятие с эксплуатации машины оформляют документально в установленном порядке в соответствии с ГОСТ 25866-83.
1.2 Проектирование автомобиля как процесс конструирования машины
Проектирование автомобиля представляет комплекс научно-исследовательских и конструкторско-экспериментальных работ, конечной целью которых является создание технической документации нового автомобиля или модернизация выпускаемого.
Основной частью проектирования является конструирование. Оно представляет собой процесс разработки чертежей и другой технической документации, необходимой для освоения производства проектируемых изделий.
Стадии разработки конструкторской документации при создании новых и модернизированных конструкций автотранспортных средств установлены ОСТ 37.001.503—72. Обязательными являются разработки технического задания, технического проекта, рабочей документации опытного образца и установочной (первой промышленной) серии изделий.
При научно-техническом прогнозировании технического уровня автомобильного подвижного состава используется исследовательский или нормативный прогноз.
В случае перехода на новую технологию в сфере эксплуатации, а также при отсутствии серийного выпуска изделий, аналогичных изучаемому, применяется метод экспертных оценок.
Прогнозирование эксплуатационных качеств автомобильного подвижного состава осуществляют методами моделирования.
Окончательный прогноз делается на основе анализа результатов, полученных не менее чем двумя методами прогнозирования. В качестве второго (вспомогательного) метода прогнозирования может использоваться метод информационного слежения по публикациям и сообщениям в специальной литературе.
Основными источниками информации являются: отечественные стандарты, а также правила и рекомендации международных организаций ЕЭК ООН, ИСО и стран предполагаемого экспорта, требования TIR (правил международных дорожных перевозок); результаты испытаний и эксплуатации отечественных и зарубежных автомобилей; сведения о выставках, проводимых в РК и за рубежом; патентная документация и лицензии; конструкторская и технологическая документация.
В процессе проектирования автомобиля широко используется такой метод исследования, как макетирование. На макетах проверяются принципы работы изделия и его составных частей; выбираются внешние архитектурно-художественные формы и проверяются основные конструктивные решения, связанные с созданием интерьера, необходимых удобств водителю, пассажирам и обслуживающему персоналу.
Техническое задание служит первичным документом для разработки конструкторской документации.
Техническое задание разрабатывается в соответствии с ОСТ 37.001.508-73 «Разработка и утверждение технической документации» и состоит из пяти основных разделов. В зависимости от вида, назначения, условий производства и эксплуатации автомобиля допускается вводить новые разделы.
Раздел 1 «Цель разработки и область применения автомобиля» в общем случае содержит: тип (наименование) автомобиля; краткую характеристику области его применения, дорожных условий и режимов эксплуатации с указанием климатических районов по ГОСТ 15150-69; указание о возможности экспортирования; параметры изделий, с которыми разрабатываемый автомобиль должен взаимодействовать; наименование и обозначение выпускаемого автомобиля, который должен быть заменен разрабатываемым; наименование документов, на основании которых разрабатывается автомобиль.
Раздел 2 «Технические требования» определяет показатели качества и
эксплуатационные характеристики автомобиля с учетом действующих стандартов и норм, в общем случае включает десять подразделов.
Технические требования и их четкие определения располагают в каждом подразделе в зависимости от степени их важности и характера.
В подразделе 2.1 «Основные параметры и размеры» указывают основные технические параметры автомобиля: скорость, мощность и другие, указываемые в картах его технического уровня и качества; массу автомобиля и при необходимости ограничения массы отдельных его составных частей; конструктивные требования к автомобилю и его составным частям (габаритные, установочные, присоединительные размеры и т.д.).
Подраздел 2.2 «Надежность конструкции» определяет ресурс автомобиля до капитального ремонта, а в отдельных случаях ресурс (срок службы) до списания; срок гарантии и гарантийный пробег; требования к равнопрочности узлов автомобиля или кратность ресурсов его составных частей.
В подразделе 2.3 «Эксплуатационная и ремонтная технологичность» приводят периодичность технического обслуживания (ТО), требования к приспособленности автомобиля к ТО, удобству его проведения, трудоемкость ТО; требования к удобству замены отдельных агрегатов, проведения диагностирования и трудоемкость текущего ремонта.
Подраздел 2.4 «Уровень унификации и стандартизации» характеризует использование стандартных, унифицированных и других сборочных единиц и деталей при разработке автомобиля; уровень унификации и стандартизации конструкции автомобиля; соответствие разрабатываемого изделия действующим стандартам и другим нормативным документам; требования к обеспечению агрегатирования узлов и автомобиля в целом с узлами и изделиями, производимыми другими предприятиями.
В подразделе 2.5 «Безопасность конструкции» формулируют требования к обеспечению безопасности при эксплуатации и обслуживании автомобилей, допускаемому уровню вибрационных нагрузок и другие требования в соответствии с действующими санитарными и техническими нормами.
Подраздел 2.6 «Эстетические и эргономические показатели» содержит требования к комфортабельности, использованию внутреннего объема кабин автомобилей, основанные на данных анализа тенденций развития внешних форм, внутреннего оборудования автомобилей и отделки, а также определяет усилия, необходимые для управления ими и обслуживания, и др.
В подразделе 2.7 «Патентная чистота и конкурентоспособность» указывают перечень стран, по которым проверяется патентная чистота автомобиля и его составных частей в соответствии с ГОСТ 15.011-82; требования, к автомобилям исходя из анализа и оценки их конкурентоспособности на мировом рынке и др.
Подраздел 2.8 «Составные части автомобиля, исходные и эксплуатационные материалы» определяет требования к составным частям автомобиля, топливу и материалам, намечаемым для использования в новом автомобиле, а также при его эксплуатации с учетом ограничительных перечней (ведомостей) на применение в новых разработках тех или иных составных частей и материалов (в том числе используемых при эксплуатации автомобиля); требования к продукции смежных предприятий в отношении ее разработки, совершенствования и модернизации.
В подразделе 2.9 «Транспортирование, хранение и консервация» приводят условия транспортирования автомобилей и виды необходимых для этого транспортных средств, способы крепления и скорости передвижения при транспортировании, места хранения (открытая площадка, навес, отапливаемое помещение и др.); условия хранения; возможность, необходимость и сроки обслуживания автомобиля во время хранения (переконсервация и др.); сроки хранения в различных условиях и требования к условиям консервации.
Подраздел 2.10 «Специальные требования» определяет особенности изделия и соответствие их стандартам, в обозначении которых имеется литера «В». В зависимости от вида и назначения изделия допускается уточнять или дополнять требования, предъявляемые к изделию, перечисленные в разделе 2.
Раздел 3 «Экономические показатели» содержит технико-экономические показатели разрабатываемого автомобиля, предполагаемый годовой выпуск, показатели технико-экономической эффективности его использования (в том числе годовой экономический эффект) и лимитную цену, определяемые в соответствии с инструкциями и методическими указаниями Министерства автомобильной промышленности.
Раздел 4 «Стадии и этапы разработки» устанавливает необходимые стадии разработки и этапы работ по ОСТ 37.001.503-72. В этом же разделе указывают предприятие-изготовитель разрабатываемого автомобиля.
Раздел 5 «Приложения к техническому заданию» включает чертеж общего вида автомобиля, схемы его основных систем, а также другие документы, содержащие обоснование выбранных технических решений; общую оценку технического уровня создаваемого автомобиля; перечень научно-исследовательских и экспериментальных работ, результаты которых использовались при разработке технического задания.
Литература: 213
Контрольные вопросы:
1) Дайте пояснение понятию жизненный цикл машины.
2) Какие виды прогноза используется при проектировании?
3) С какой целью разрабатывается техническое задание?
4) Из каких составляющих элементов состоит второй раздел
5) Что включает пятый раздел технического задания?