Метрический ключ для автомобиля
Как выбрать динамометрический ключ?
Динамометрический ключ — измерительный инструмент, приобретаемый под конкретные задачи. «Универсального» устройства в данном случае нет: при внешнем сходстве, у каждой модели есть свои особенности. Поможем в них разобраться, чтобы подобрать ваш идеальный «динамик».
Важный фактор при выборе — характер выполняемых операций, их интенсивность и окружающие условия. Для начала определитесь, каким диапазоном моментов предстоит работать.
Общее правило — диапазон большинства моментов должен находиться приблизительно в средней части диапазона регулировки ключа. Лучшее восприятие щелчка и высокая точность измерений достигается в интервале 40-80% нагрузочной способности (заявленного диапазона) ключа.
ТИП МЕХАНИЗМА. ЩЕЛЧКОВЫЙ ИЛИ ЦИФРОВОЙ?
Оба надежны и в целом взаимозаменяемы. Разница — в комфорте использования и цене (цифровые дороже за счет электронной начинки).
1. Щелчковый. Он же механический, аналоговый или предельного типа
→ Когда достигается нужный момент затяжки, динамометрический механизм размыкается с характерным щелчком, ясно различимым на слух и ощутимым рукой.
→ Погрешность при затяжке в среднем +/- 3-4% по часовой стрелке и до +/- 6% против часовой стрелки.
→ В России и странах СНГ большинство таких ключей измеряют момент в ньютонах на метр (Нм).
2. Цифровой. Он же электронный
→ По достижении нужного момента загорается световой индикатор и звучит зуммер.
→ Вместо механики, измерения производит электроника. За счет этого достигается малая погрешность +/- 1%.
→ Большинство моделей могут измерять в разных единицах: помимо Нм, есть возможность выбора килограммов на метр или фунтов на дюйм (“ft/lb” часто применяется для затяжки крепежа иномарок из стран с «имперской» системой единиц).
→ У некоторых моделей есть возможность подключения к компьютеру и формирования статистики. Также бывают опции автоотключения, памяти последних настроек и компенсация разниц температур внешней среды.
ИСПОЛНЕНИЕ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИЛИ ПРОМЫШЛЕННОЕ?
Оцените масштаб и сложность предстоящих работ. Если нужен динамометрический ключ для легкового автомобиля, даже в автосервисе с высокой загрузкой в разгар сезона, подойдет инструмент в профессиональном исполнении.
Для промышленного цеха или работ, требующих высокоточного момента затяжки, приобретайте модель «индустриального» качества. Цены на эти категории различаются в разы. Но у промышленного инструмента более точная подгонка деталей, меньшая погрешность, на порядок большая наработка на отказ и дольше период между поверками/калибровками. У профессиональных моделей это 5 000 срабатываний или год использования. У промышленных — 50 000 срабатываний.
В зависимости от ответственности соединений, предъявляются различные требования к точности момента их затяжки.
Щелчковые ключи имеют высокую точность в 3-4%. Если требуется затягивать соединения с точностью до 1%, выбирайте инструмент с цифровым измерительным устройством. Такие ключи востребованы в приборостроении, тяжелом машиностроении, авиации или космической технике.
Если работа с динамометрическим инструментом производится в местах, где повышена влажность или уровень пыли, решением будет использование ключей с цельнометаллическим корпусом: они защищены от проникновения загрязнений внутрь.
Если в процессе производства выполняется операция только с одним значением момента, рекомендуем использовать ключ с предустановленным усилием. Это повысит точность измерений, и продлит срок службы инструмента. Пример — модели с предустановленным (нерегулируемым) моментом в 120 Нм для затяжки колесных болтов большинства современных автомобилей.
Если моменты затяжки существенно разнятся, следует рассмотреть покупку нескольких ключей, каждый из которых будет охватывать свою часть рабочего диапазона.
Помимо ключей с цельным корпусом, существуют модели с удлинителями для больших моментов (до 3 000 Нм и более). Возможность их приобретения стоит рассмотреть при работах с крупным крепежом в неограниченном пространстве. Пример — затяжка колесных болтов крупной грузовой или карьерной техники.
Размер привода напрямую зависит от диапазона измерений. Чем выше момент затяжки, тем больше приводной квадрат. Чаще всего он измеряется в дюймах.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ (ПРАВО-ЛЕВО)
Особенно актуально для промышленных моделей. Большинство динамометрических ключей позволяют производить затяжку как по часовой стрелке, так и против. Для этого на головке ключа установлен флажковый переключатель, как у обычной трещотки.
Но есть один важный нюанс: далеко не все модели сертифицированы для работы с «левой» резьбой. За погрешность при затяжке против часовой стрелки в этих случаях производитель не отвечает.
Поэтому, если часто приходится работать с резьбами разных направлений, выбирайте ключ СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ как для «правой», так и для «левой» резьбы.
Рукоятка
Эргономика рукоятки существенно влияет на удобство работы и степень усталости оператора. Рукоятки бывают двух видов:
→ Прорезиненные. Следите, чтобы материал был бензомаслостойким и устойчивым к износу. Для интенсивной эксплуатации подойдет ключ с анатомической формой рукоятки, так руки оператора будут меньше уставать.
→ Металлические. Выбирайте инструмент, где рукоятка рифленая или с накаткой — это предотвратит выскальзывание ключа из рук.
Материал корпуса
Большинство корпусов динамометрических ключей — стальные. Есть промышленные модели в облегченном цельнометаллическом алюминиевом корпусе. Такое исполнение, вкупе с особенностью механизма, дают возможность хвата не только за рукоять, но и за любое место корпуса.
Шкала
Необходима для точной настройки момента. При выборе обратите внимание, видна ли разметка при недостаточном освещении.
На щелчковых ключах применяются два вида шкал: «оконного» типа (с одним окошком — для профессиональных моделей и с двумя — для промышленных) и с лазерной гравировкой, видной даже в сумерках или в плохо освещенном цехе. На электронных ключах шкала отсутствует, нужное значение сразу выставляется на дисплее.
Головка
Головка ключа оборудована либо трещоточным механизмом, либо разъемом под сменные насадки для широкого спектра работ.
В первом случае озаботьтесь покупкой набора головок под привод ключа. Не будет лишним и переходник, если в вашем арсенале уже есть головки, но на другой размер квадрата.
Во втором следует помнить, что насадки от других производителей на вашем инструменте могут “врать”, показывая неверный момент. Происходит это потому, что расстояние от точки приложения силы до крепежа может меняться из-за другой конфигурации насадки. Но верно скорректировать момент всегда можно по этой формуле:
Т(w) = Т*Lf/(Lf+Lz), где:
Т(w) — значение для установки на шкале ключа.
Т — требуемое значение момента при выполнении работ.
Lf — длина плеча.
Lz — удлинение сменной насадки.
ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
В арсенале профессионального мастера предпочтительно иметь как минимум два инструмента: для крепежа с большим (колесные диски) и малым (затяжка свечей, ГБЦ и т.п.) моментами. Точные моменты затяжки всегда можно найти в технической документации к конкретному автомобилю или в интернете.
Несколько универсальных советов по выбору «динамика»:
Самые распространенные размеры посадочных квадратов:
→ легковые авто и внедорожники — ½’’
→ коммерческие авто — ¾’’
→ грузовые авто — 1’’ и больше.
Для затяжки соединений с малыми моментами подойдут размеры ¼’’ и ⅜’’.
Пару ключей рекомендуется приобретать потому что, как говорилось в начале статьи, самые точные показатели инструмент выдает в диапазоне 40-80% от заявленных характеристик. Не все крепежные элементы автомобиля попадают в диапазон одного ключа.
Инструмент в гараже. Динамометрический ключ.
Небольшое лирическое отступление. В нашем блоге я буду выкладывать отзывы и информацию об используемых нами инструментах, полезных фичах при ремонте, а также тестах и экспериментах, которые мы иногда проводим.
Сегодня мы начнем со святого Грааля любого уважающего себя продвинутого автолюбителя — динамометрическом ключе. Собственно — зачем вам динамометрический ключ? Самый стандартный вариант использования — закручивание колесных гаек/болтов. Конечно, вы можете закрутить их вручную, но вряд ли вы сможете руками поймать нужный момент. И уж точно не стоит закручивать гайки пневматическим или электрическим гайковертом.
Поэтому при смене колес вам нужен динамометрический ключ и знание момента силы затяжки для гаек/болтов ваших колес. Сейчас, когда все переходят на зимнюю резину — это особенно актуально. Конечно, если вы меняете колеса на шиномонтаже — подобный ключ вам вряд ли пригодится. Кстати, если на шиномонтаже колесные гайки/болты затягивают гайковертом или просто от руки — это хреновый шиномонтаж. К тому же через 100-150 км пробега затяжку надо проверить, на всякий случай.
Машин у нас в гараже много, поэтому для смены колес нам необходим динамометрический ключ. Выбор пал на компанию Force, ибо их инструментом пользуемся давно. В итоге приобрели Force 6474470 (по классификации — предельный динамометрический ключ). Весьма удобный ключ, диапазон затяжки 42-210 Нм. В целом это основной диапазон для затяжки колес. Если вы хотите выбрать другой ключ — обязательно обратите внимание на то, что он должен быть откалиброван на заводе.
Как выбрать динамометрический ключ?
Безопасность – вот что мы больше всего ценим в жизни. Ездить на автомобиле и не боятся, что слетит гайка в механизме, работать со станком и быть уверенным, что все узлы функционируют как часы. Понятно, что надежность любой конструкции зависит от крепления каждой детали – все резьбовые соединения должны быть затянуты с определенным и, главное – одинаковым усилием.
Содержание:
Что будет, если недостаточно сильно затянуть, например, крепежные гайки у колес автомобиля или, наоборот, перетянуть их? В первом случае они быстро разболтаются, во втором – резьбу просто сорвет. Результат одинаковый – колесо слетит с оси.
Как же достичь высокой точности закрепления каждого болта, винта и гайки? Трудно ориентироваться на усилие, с которым рабочий фиксирует гайки. Во-первых, это будет примерное усилие, а во-вторых, как быть, если требуется их закручивать несколько десятков за смену? Выход есть – использовать прочный и точный динамометрический ключ, четко контролирующий усилие, с которым затягивается любое резьбовое соединение.
О принципах работы и видах этих ключей, а также о наиболее популярных моделях читайте далее.
Классификация динамометрических ключей и принцип работы
Прежде чем приступить к выбору динамометрического ключа, нужно узнать, какие они бывают. Это очень важно: каждый вид имеет свои особенности конструкции и работы, следовательно, свою сферу применения, в которой его использование даст максимальные результаты.
Ключи предельного (пружинного) типа. На тело ключа и вращающейся части нанесено по шкале. Сначала нужно отпустить стопорную гайку, потом, вращая рукоятку, сделать так, чтобы нулевая отметка на ней совпала с необходимой отметкой на шкале ключа. Таким образом, будет установлен нужный момент затяжки. Далее, чтобы прибавить значения на шкале рукояти к первому установленному значению, следует вращать рукоять по часовой стрелке до тех пор, пока оно не совпадет со следующим значением нулевой отметки. После этого можно зафиксировать стопорную гайку и затягивать крепеж. Нет необходимости следить за установленным значением усилия: при его достижении вы услышите щелчок, который скажет о том, что крепеж затянут с заданным значением.
Кому пригодятся такие гаечные ключи? Например, слесарям станций СТО, когда нужно затягивать большое количество гаек в смену, при этом высокая точность значения не играет большой роли. Погрешность составляет ± 4%.
Стрелочные ключи. Наиболее просты в устройстве и использовании. Состоят из корпуса, к которому крепится шкала, ручки, квадрата для торцевых головок и стрелки. Работать таким ключом несложно: во время затягивания корпус вместе со шкалой отклоняется, а стрелка остается на месте, показывая значение момента. Погрешность устройств довольно большая и составляет 6 – 8%, а не очень удобный корпус не дает возможности работать инструментом в труднодоступных местах. Однако несмотря на недостатки такие ключи очень удобны, когда процесс затягивания ответственных узлов нужно контролировать — вы видите, с какой силой закручивается гайка.
Цифровые ключи. Самый точный вид инструмента — погрешность составляет около 1%. Работа этим видом ключа строится следующим образом. На корпусе находится несколько кнопок: для включения устройства, выбора единицы измерения момента, установки нужного значения момента и его регулировки, зуммер для подачи сигнала. После установки всех параметров можно приступить к работе — во время закручивания на дисплее отображается текущее значение усилия. При достижении необходимого значения ключ издает звуковой сигнал.
Где использовать такие ключи? На станциях технического обслуживания для закручивания особо ответственных соединений, например, для закрепления литого легкосплавного диска, который даже при небольшом превышении усилия может треснуть. Цифровым ключом удобно пользоваться и на промышленных предприятиях по ремонту и обслуживанию станков, железнодорожного транспорта и т.д.
Особенности использования динамометрических ключей
Приобретая инструмент, хочется, чтобы он работал не только точно, но еще и долго. Для этого важно соблюдать следующие действия:
После использования обязательно нужно очищать инструмент чистой ветошью и периодически его смазывать. Чтобы ключ не терял точность работы, примерно раз в 1000 применений нужно его проверять.
Как выбрать динамометрический ключ?
От выбора инструмента по техническим характеристикам напрямую зависит качество выполняемой работы и его долговечность. Каковы главные параметры динамометрических ключей? Рассмотрим подробнее.
Совет. При выборе усилия, с которым будете затягивать ключ, ориентируйтесь таким образом: нужное вам значение должно находиться примерно в середине диапазона значений усилий самого ключа.
Итак, динамометрический ключ пригодится не только профессиональным работникам автомастерских и СТО для проверки усилия затягивания, но и автомобилистам-любителям. Приобретая инструмент, вы получаете:
Заказать выбранную модель ключа можно по телефону 8-800-333-83-28 (звонок по России бесплатный) или через Личный кабинет.
Как выбрать динамометрический ключ?
Безопасность – вот что мы больше всего ценим в жизни. Ездить на автомобиле и не боятся, что слетит гайка в механизме, работать со станком и быть уверенным, что все узлы функционируют как часы. Понятно, что надежность любой конструкции зависит от крепления каждой детали – все резьбовые соединения должны быть затянуты с определенным и, главное – одинаковым усилием.
Содержание:
Что будет, если недостаточно сильно затянуть, например, крепежные гайки у колес автомобиля или, наоборот, перетянуть их? В первом случае они быстро разболтаются, во втором – резьбу просто сорвет. Результат одинаковый – колесо слетит с оси.
Как же достичь высокой точности закрепления каждого болта, винта и гайки? Трудно ориентироваться на усилие, с которым рабочий фиксирует гайки. Во-первых, это будет примерное усилие, а во-вторых, как быть, если требуется их закручивать несколько десятков за смену? Выход есть – использовать прочный и точный динамометрический ключ, четко контролирующий усилие, с которым затягивается любое резьбовое соединение.
О принципах работы и видах этих ключей, а также о наиболее популярных моделях читайте далее.
Классификация динамометрических ключей и принцип работы
Прежде чем приступить к выбору динамометрического ключа, нужно узнать, какие они бывают. Это очень важно: каждый вид имеет свои особенности конструкции и работы, следовательно, свою сферу применения, в которой его использование даст максимальные результаты.
Ключи предельного (пружинного) типа. На тело ключа и вращающейся части нанесено по шкале. Сначала нужно отпустить стопорную гайку, потом, вращая рукоятку, сделать так, чтобы нулевая отметка на ней совпала с необходимой отметкой на шкале ключа. Таким образом, будет установлен нужный момент затяжки. Далее, чтобы прибавить значения на шкале рукояти к первому установленному значению, следует вращать рукоять по часовой стрелке до тех пор, пока оно не совпадет со следующим значением нулевой отметки. После этого можно зафиксировать стопорную гайку и затягивать крепеж. Нет необходимости следить за установленным значением усилия: при его достижении вы услышите щелчок, который скажет о том, что крепеж затянут с заданным значением.
Кому пригодятся такие гаечные ключи? Например, слесарям станций СТО, когда нужно затягивать большое количество гаек в смену, при этом высокая точность значения не играет большой роли. Погрешность составляет ± 4%.
Стрелочные ключи. Наиболее просты в устройстве и использовании. Состоят из корпуса, к которому крепится шкала, ручки, квадрата для торцевых головок и стрелки. Работать таким ключом несложно: во время затягивания корпус вместе со шкалой отклоняется, а стрелка остается на месте, показывая значение момента. Погрешность устройств довольно большая и составляет 6 – 8%, а не очень удобный корпус не дает возможности работать инструментом в труднодоступных местах. Однако несмотря на недостатки такие ключи очень удобны, когда процесс затягивания ответственных узлов нужно контролировать — вы видите, с какой силой закручивается гайка.
Цифровые ключи. Самый точный вид инструмента — погрешность составляет около 1%. Работа этим видом ключа строится следующим образом. На корпусе находится несколько кнопок: для включения устройства, выбора единицы измерения момента, установки нужного значения момента и его регулировки, зуммер для подачи сигнала. После установки всех параметров можно приступить к работе — во время закручивания на дисплее отображается текущее значение усилия. При достижении необходимого значения ключ издает звуковой сигнал.
Где использовать такие ключи? На станциях технического обслуживания для закручивания особо ответственных соединений, например, для закрепления литого легкосплавного диска, который даже при небольшом превышении усилия может треснуть. Цифровым ключом удобно пользоваться и на промышленных предприятиях по ремонту и обслуживанию станков, железнодорожного транспорта и т.д.
Особенности использования динамометрических ключей
Приобретая инструмент, хочется, чтобы он работал не только точно, но еще и долго. Для этого важно соблюдать следующие действия:
После использования обязательно нужно очищать инструмент чистой ветошью и периодически его смазывать. Чтобы ключ не терял точность работы, примерно раз в 1000 применений нужно его проверять.
Как выбрать динамометрический ключ?
От выбора инструмента по техническим характеристикам напрямую зависит качество выполняемой работы и его долговечность. Каковы главные параметры динамометрических ключей? Рассмотрим подробнее.
Совет. При выборе усилия, с которым будете затягивать ключ, ориентируйтесь таким образом: нужное вам значение должно находиться примерно в середине диапазона значений усилий самого ключа.
Итак, динамометрический ключ пригодится не только профессиональным работникам автомастерских и СТО для проверки усилия затягивания, но и автомобилистам-любителям. Приобретая инструмент, вы получаете:
Заказать выбранную модель ключа можно по телефону 8-800-333-83-28 (звонок по России бесплатный) или через Личный кабинет.